At и отклонения в состоянии здоровья. Формирование здорового стиля жизни школьников в процессе физического воспитания

31.07.2019 Спорт

Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.

Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.

Очень велико воздействие на детей и подростков социальной среды. Это и здоровье родителей, и особенности течения беременности матери, родов и раннего развития малыша, домашние условия, микроклимат в семье, организация занятий физкультурой, отдых, санитарно-гигиенические условия в школе, ПТУ, дошкольных учреждениях и т.д.

Сегодня в школах, гимназиях и лицеях большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.

Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. У детей 2-4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера.

Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4-7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.

Выделяют следующие группы здоровья: группа I - здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II - здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV - больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью; группа V - больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.

Комплексную оценку состояния здоровья дает врач-педиатр. Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.

Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.

Формы проведения физических занятий с детьми

1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.

2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.

3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.

4. 5-6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.

5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).

Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем

Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной часть работы врача-педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

Все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

К основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

по физическому воспитанию школьников

Основная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.

Подготовительная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.

Специальная медицинская группа. 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.

Следует отметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятии физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.

Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда практических мероприятий. Во-первых, преподавателю физкультуры нужно иметь полное представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, чтобы подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку. Во-вторых, проводить с такими детьми регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме каждого школьника под влиянием физических упражнений. В-четвертых, обучать детей простым приемам самоконтроля и готовить их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Заболевания и сроки возобновления занятий физкультурой

Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения (дети, которые имеют те или иные выраженные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы: первичные или вторичные, на почве того или другого хронического заболевания или остаточных явлений после перенесенного острого заболевания). В эту группу входят школьники, больные ревматизмом в период ремиссии, если после очередной атаки прошло 6-12 мес, при нормальной картине крови и хороших объектвных данных; дети после миокардита в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями; школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца; дети с повышенным АД.

В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из-за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и отсутствии физической подготовки, острых желудочно-кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через 5-6 месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

К этой же группе относят школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из-за дефектов ОДА, анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов; имеющие остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника II-III степени.

К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями (очаговая инфекция ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др.). Особенно распространен хронический тонзиллит (20-40% учащихся), кариес зубов - почти 90% и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции, естественную сопротивляемость инфекциям. Дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

Хронический тонзиллит сказывается и на работоспособности школьников во время учебных занятий, так как интоксикация ведет к снижению функциональных возможностей таких систем организма, как сердечно-сосудистая, симпато-адреналовая, а также крови, почек, печени и др. Дети с хроническими очагами инфекции создают «контингент риска» в отношении развития ревматизма, поражения почек, желудочно-кишечного тракта и многих хронических заболеваний.

Учебная нагрузка, особенно физические нагрузки вызывают значительно большие изменения работоспособности у школьников с отклонениями в состоянии здоровья, чем у здоровых школьников. Например, дети, больные ревматизмом, в 2 раза чаще пропускают занятия по причине недомогания, головных болей, болей в области сердца, при обострении ревматизма. Поэтому детям с хроническими заболеваниями в общеобразовательной школе необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки, ЛФК по специальной программе. Для данной группы школьников необходимы обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий в школе, закаливающие процедуры. Между уроками следует проводить физкультпаузы по 2-3 мин, прогулки на свежем воздухе на большой перемене и прогулки, если ребенок находится в группе продленного дня, организация подвижных игр.

Как лечебно-оздоровительный фактор - 5-6-разовое питание школьников, а также освобождение их от факультативных занятий. Учащихся этой категории освобождают от экзаменов согласно приказу Министерства здравоохранения и образования РФ № 120/813 от 3.08.1981 г.

Комплектование специальных медицинских групп осуществляется врачом-педиатром. Основанием для включения в специальную медицинскую группу являются то или иное заболевание, как правило хроническое, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции и другие критерии.

Специальные медицинские группы комплектуются по характеру заболевания:

заболевания сердечно-сосудистой системы;

заболевания эндокринной системы;

заболевания пищеварительной, эндокринной систем и нарушение обменных процессов;

заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата;

заболевания органов зрения и слуха;

заболевания мочевыделительной системы;

заболевания ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).

В некоторых школах практикуют совместные занятия школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учениками основной и подготовительной групп. Такие уроки малоэффективны, так как нездоровые дети малоподвижны, не решаются выполнять ряд упражнений, стесняются и т.п.

Есть школы, где такие дети просто присутствуют на уроках физкультуры. Это недопустимо. Занятия со специальной медицинской группой следует проводить отдельно, чтобы щадить психику детей и избегать излишнего напряжения.

Специальные медицинские группы для занятий физкультурой комплектуются с учетом возраста и состояния здоровья, независимо от заболевания.

В односменных школах занятия в специальных медицинских группах планируются после уроков, а в двусменных - между сменами. Численность группы не более 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю (но физиологически обоснованы ежедневные занятия по 35-45 мин, или 3-5 раз в неделю).

При определении школьников в специальную медицинскую группу врач-педиатр ставит в известность преподавателя физкультуры о недостатках в физическом развитии и состоянии здоровья ученика, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в какой дозировке будут ему полезны и необходимы. При таком подходе количество детей в специальной медицинской группе в каждой школе будет незначительным.

Полное освобождение школьников от занятий физкультурой может носить только временный характер. Освобожденными могут быть дети, не посещающие школу из-за значительных патологических отклонений в здоровье, обучающиеся дома.

Временное освобождение от занятий или их ограничение бывают необходимыми после перенесения острых и обострения хронических заболеваний. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяются строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма школьника. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний пользуются ориентировочной схемой.

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний

Заболевание

Прошло с начала посещения школы после болезни

Примечание

2-4 недели

В последующие период

Избегать переохлаждений

(плавание, лыжи и др.)

Бронхит, ОРВИ

1-3 недели

Отит острый

2-4 недели

Пневмония

1-2 месяца

1-2 месяца

2-4 недели

Острые инфекционные

1-2 месяца

При удовлетворительных

результатах функциональной пробы

заболевания

Острый пиелонефрит

Избегать переохлаждения

(плавание и др.)

Гепатит вирусный

8-12 месяцев

Аппендицит (после

1-2 месяца

операции)

Переломы костей

1-3 месяца

Сотрясение мозга

2 месяца и более

Лечебно-оздоровительные мероприятия у больных детей

и детей из группы риска

Основной принцип здравоохранения - предупреждение заболеваний, то есть превентивные мероприятия. Особенно это относится к детям из группы риска. Важно как можно раньше выявить патологическое состояние и устранить его. Наблюдение ведется не только за больными детьми, но и за теми, кому угрожает развитие патологических состояний. Их относят к группе риска.

Особое значение придается диспансеризации детей, ибо истоки всех болезней взрослых следует искать в их детстве.

Диспансерному наблюдению подлежат школьники со следующими патологиями: заболевания сердечно-сосудистой системы; хронические неспецифические заболевания органов дыхания, а также реконвалесценты (выздоравливающие) после острой пневмонии; хронические заболевания ЛОР-органов; хронические и острые заболевания мочевыводящей системы; хронические заболевания пищеварительного тракта; заболевания крови; эндокринологические заболевания; патология зрения (близорукость и др.); заболевания и врожденные дефекты опорно-двигательного аппарата; отклонения в нервно-психической сфере; реконвалесценты и часто болеющие дети с пониженной работоспособностью и отстающие в физическом развитии.

Диспансерное наблюдение детей школьного возраста ведет участковый педиатр совместно со школьным врачом, медсестрой, психологом. В «Медицинской карте ребенка № 026/Ц» предусмотрена специальная графа, в которой отмечается необходимость диспансерного наблюдения, сроки проводимых осмотров и динамика течения процесса, рекомендованные лечебно-оздоровительные мероприятия. В конце года врач-педиатр в кратком эпикризе отмечает динамику заболеваний, количество рецидивов и их остроту. Далее составляется план лечебно-оздоровительных мероприятий на следующий год.

При острых заболеваниях ребенок обычно находится на лечении в стационаре (в больнице). После проведенного лечения его выписывают домой под наблюдение участкового врача-педиатра. Дети посещают школу с освобождением от уроков физкультуры в зависимости от заболевания (травмы).

Физическое воспитание учащихся в специальных медицинских группах имеет следующие задачи:

улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни;

повышение физической работоспособности;

снятие утомления и повышение умственной работоспособности;

воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой, то есть ведение здорового образа жизни.

Эффективность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематичности занятий (3-5 раз в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами.

Основными средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения.

В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем средней. Контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по ЧСС, ЧД, самочувствию, переносимости нагрузок.

Основой тренировочного процесса для кардиореспираторной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА - плавание, тренажерные занятия, упражнения с гимнастической палкой, мячами, эластичными бинтами, у гимнастической стенки и др.

Схема урока состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и продолжительность частей урока зависит от характера заболевания, его течения и частоты обострений, возраста и пола ребенка. Вводная часть включает общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, дыхательные упражнения; основная часть - общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, дыхательные упражнения; основная часть - специфические упражнения для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть - дыхательные упражнения, ходьбу, упражнения на релаксацию, воспитание правильной осанки, упражнения на растягивание соединительно-тканных образований и аутотренинг.

Дважды в год в школе проводится консервативное лечение детей, больных хроническим тонзиллитом (промывание лакун, смазывание гланд раствором Люголя, полоскания, УФ-облучение гланд, кварцевание стоп и витаминизация, особенно витамином С). Для детей с гастроэнтерологией организуется диетическое питание. Это особенно важно для школьников, если они находятся в группе продленного дня.

Врач-педиатр решает вопрос о возможности проведения закаливающих процедур, занятиях оздоровительной физкультурой. После перенесенных острых заболеваний ЛОР-органов, легких дети полностью освобождаются от уроков физкультуры на определенный срок.

Правильно организованные занятия физкультурой и закаливание способствуют восстановлению здоровья ребенка, повышают защитные силы организма, улучшают функциональное состояние, настроение.

Принципы диспансерного наблюдения определяются болезнью (травмой) и особенностями течения патологического процесса.

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Общие положения методики проведения занятий со школьниками, страдающими заболеваниями сердечно-сосудистой системы:

групповой метод занятий (желательно на свежем воздухе, в парке или в сквере, то есть необходимость закаливающего эффекта занятий);

урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы, бега, сочетание бега и ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках и др.);

исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, на тренажерах и т.п.

В процессе занятий необходим контроль за частотой сердечных сокращений и дыханием, цветом кожи и общим состоянием больного.

Дети, перенесшие ревматическую атаку (заболевшие ревматизмом), из стационара переводятся на долечивание в кардиологический санаторий. Затем каждые 3 месяца школьника осматривает кардиоревматолог, проводится анализ крови, снимается ЭКГ и др. Для профилактики обострений санируют ротовую полость, очаги хронической инфекции (гланды и др.), проводят сезонную бициллинопрофилактику. Два раза в год школьника должны осматривать стоматолог и отоларинголог.

Выписка в школу возможна, если у ребенка в норме СОЭ, лейкоциты и нет отрицательной динамики на электрокардиограмме.

Дети, больные ревматизмом в неактивной фазе, в первый год наблюдения занимаются физкультурой в специальной медицинской группе. Если нет признаков формирования порока сердца, то на втором году можно разрешить им заниматься в подготовительной группе. С диспансеризации ребенка снимают, если у него в течение 5 лет не было обострения ревматического процесса и не сформировался порок сердца.

Наблюдение детей с гипертоническими реакциями и гипертонической болезнью

Повышение артериального давления нередко наблюдается у детей школьного возраста. Основная задача врача-педиатра - выяснить причину повышения артериального давления. Здесь необходимы консультации с эндокринологом, отоларингологом, урологом и другими специалистами, анамнез подобных заболеваний у родителей. Дети с повышенным АД почти никогда не предъявляют жалоб, хотя у них нарушен сон, часто болит голова, они раздражительны, быстро утомляются. Обычно заболевание выявляется при массовых осмотрах школьников.

Нередко АД повышается у школьников с нарушениями темпов полового и физического развития. Для них следует организовать правильный режим с достаточным сном и пребыванием на воздухе, занятия физкультурой, особенно лыжные или велопрогулки, игры на улице, в парке и др. Исключается участие в соревнованиях до приведения АД в норму. Полезны закаливающие процедуры. Больным детям следует ограничить прием жирной и соленой пищи.

Наблюдение детей с пониженным артериальным давлением

У детей нередко отмечается сниженное артериальное давление (нейроциркуляторная дистония). Но это не всегда является патологией. Гипотония характерна для современных школьников - с большими умственными нагрузками, гиподинамией и пр. При гипотонии характерны быстрая утомляемость, сонливость, головная боль, головокружение, плохой аппетит, нередко боли в сердце и др. Причинами гипотонии являются хронические инфекции (заболевания ЛОР-органов и т.п.), отрицательные эмоции, малая двигательная активность и др.

Заболевания органов дыхания

Занятия необходимо проводить групповым методом на свежем воздухе. В урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры, эстафеты и др. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно страдающим бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо развивать правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе (особенно больным бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом и др.).

Наблюдение детей с аллергическими заболеваниями

При возникновении аллергических заболеваний необходимо выяснить провоцирующие факторы и записать в карте, на какие препараты возникают аллергические реакции, какие продукты питания следует исключить из рациона. Обязательно сделать анализ на яйца глистов и простейших.

При любой аллергии из рациона исключаются копчености, шоколад, какао, консервы. Рекомендуются вегетарианские супы, отварное мясо и рыба, овощи, фрукты, салаты с растительным маслом, кисломолочные продукты, витаминизация.

Следует санировать все очаги инфекции.

При респираторных аллергозах и бронхиальной астме вне приступа проводятся закаливающие процедуры, занятия физкультурой (ходьба в сочетании с бегом, лыжные прогулки, езда на велосипеде и пр.), лечебная физкультура.

При нейродермите и экземе также показаны диета, борьба с очагами инфекции, запорами. Важно снять зуд и обеспечить нормальный сон. Этим детям противопоказаны профилактические прививки. Им необходимы закаливающие процедуры (обтирание, обливание, ванны, плавание в море и др.), ЛФК, в летнее время - санаторно-курортное лечение (солнечные и воздушные ванны, игры на берегу моря, ходьба и бег и др.). На ночь зудящие места обрабатывают пакетом со льдом (криомассаж 2-3 мин).

Хронический тонзиллит

Хронический тонзиллит встречается у школьников очень часто. Для профилактики и лечения болезни проводят промывание лакун, полоскание горла отварами из трав, общее УФ-облучение, а также УФ-облучение стоп и горла, витаминизацию (особенно осенью и весной витамином С). Систематически проводят закаливающие процедуры, занятия физкультурой, утром - зарядку с последующим обтиранием холодной водой, на ночь - мытье ног холодной водой.

Ожирение

При алиментарном типе ожирения - включение упражнений циклического характера (длительная ходьба по пересеченной местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах, гребля), игры, эстафеты, занятия на тренажерах, плавание и игры в воде, гантельная гимнастика (рис. 158) и диета. Кроме того, 1-2 раза в неделю - баня (сауна) с последующим приемом теплой ванны или душа.

Рис. 158. Примерный комплекс ЛГ при ожирении у школьников

Функциональные нарушения осанки и сколиозы

В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах - для развития мышечного корсета (в исходном положении лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий - вытяжение на гимнастической стенке), а также плавание способом брасс (включение плавания в ластах, с лопаточками, резиновых кругах на ногах и др.). ЛГ проводится в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, особенно выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки. Продолжительность занятий и их интенсивность зависят от характера изменения осанки, возраста, пола и прогрессирования заболевания.

Задача заключается в том, чтобы средствами физической культуры приостановить прогрессирование болезни, а при функциональных нарушениях осанки - нормализовать ее.

Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей

Привычное положение тела стоящего человека называется осанкой. Нормальная осанка предусматривает гармоническое строение тела, симметрию отдельных его частей, что является важным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются :

укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

повышение физической и умственной работоспособности;

повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

обучение рациональному дыханию;

освоение основных двигательных умений и навыков;

воспитание морально-волевых качеств;

воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются Общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20--22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3--5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120--130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140--150 уд./мин.

Двигательные режимы при ЧСС 130--150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.

Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

Профилактика и коррекция основных

отклонений в состоянии здоровья у

школьников

1. Введение 3

2. Использование метода лечебной физической культуры

при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей

страдающих недостаточностью сердечно-сосудистой и

Дыхательной систем 4

3. Цели и задачи корригирующей гимнастики 9

4. Структура урока корригирующей гимнастики 10

5. Библиографический список 12

Введение

В окружающем нас мире двигательная деятельность человека является самой сложной и многогранной. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако все это многообразие форм движений становится доступным ему далеко не сразу после рождения. Но именно в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего опорно-двигательного аппарата, становление походки и манеры держать своё тело.

Основой всей двигательной деятельности человека является мышечно-связочный аппарат (ведь для выполнения, казалось бы, такого простого движения, как шаг при ходьбе, необходимо, чтобы в работу в строго определённой последовательности включились около 300 различных мышц).

Слабое, не гармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребёнка. Низкая двигательная активность ведёт к нарушению основного обмена в организме и быстрому наращиванию избыточного веса, вследствие чего, наряду с другими патологиями, появляются и различные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Эффективный контроль за формированием опорно-двигательного аппарата детей и подростков может быть осуществлён лишь при тесном содружестве школьных врачей, учителей и родителей учащихся.

При этом необходимо, чтобы учителя и родители школьников обладали определённым объёмом знаний и практических умений. И в первую очередь имели чёткое и грамотное представление о правильной осанке, её нарушениях, «нормальной» стопе и стадиях плоскостопия.

Им необходимо знать о причинах, вызывающих те или иные нарушения, и уметь применять на практике современные средства профилактики и коррекции обнаруженных отклонений.

Использование методики лечебной физкультуры

Одним из важных слагаемых здоровья ребёнка является его осанка. Под правильной осанкой принято понимать привычную позу непринужденно стоящего ребёнка, который без активного напряжения мышц может держать своё тело в таком положении, что физиологические кривизны позвоночника (в шейном, поясничном, грудном отделах) представляют собой равномерную волнообразную линию, голова и туловище почти не отклоняются от вертикали, грудная клетка слегка выступает вперёд, живот подтянут, ноги прямые. Эталоном правильной осанки считают такое положение тела, при котором голова его держится прямо, плечи развёрнуты, и лопатки прилегают к грудной клетке, живот подтянут, позвоночник умеренно выпрямлен.

Проверить осанку вы можете встав спиной к стене без плинтуса. Прижмитесь. Между поясницей и спиной должна проходить ладонь. Это и будет правильной осанкой, которую необходимо сохранять в течение дня. Другой тест. Стоя у стены и прижавшись к ней, присядьте на корточки с прямой спины, не теряя касания со стеной затылком и туловищем.

Навык правильной осанки является условным двигательным рефлексом и, так же как и другие навыки, формируется в процессе развития должны напоминать детям, как надо правильно сидеть, стоять, ходить.

Чаще всего нарушение осанки возникает в детском возрасте. Со временем привычка неправильно держать своё тело укореняется и, если не принимаются меры, может привести к патологическим изменениям в костях скелета и внутренних органах. Возникновению и развитию нарушений осанки способствуют нерациональный режим жизни и питания, различные заболевания, слабое зрение, неправильные позы, часто принимаемые ребёнком об время работы и отдых:

Отсутствие навыков правильной осанки приводит к увеличению естественных, к формированию «крыловидных лопаток», асимметрии плечевого пояса, уплощению грудной клетки и др. Возникнув в дошкольном возрасте, нарушения осанки обычно прогрессируют в период обучения в школе, нарастая от I к XI классу. Поэтому чем меньше (младше) школьник, тем легче исправить его осанку.

Возникновение отклонений в осанке именно в дошкольном возрасте объясняется тем, что у 5-6–летних детей мышцы спины, удерживающие позвоночный столб в правильном положении, развиты ещё недостаточно и поэтому длительно сохраняемая не правильная поза ведёт к появлению сначала функциональных нарушений осанки, а затем к искривлениям позвоночного столба. В период от 9 до 14 лет сила и упругость нарастают, и к 17-18 годам происходит их окончательное формирование.

Крупные суставы у детей достигают уровня взрослых лишь к 14-16 годам. Наибольшее увеличение параметров грудной клетки происходит у девочек в 11-12 лет, у мальчиков – в 13-14 лет.

Важнейшее значение в статике теле имеет позвоночный столб. В его развитии выделяются периоды усиленного (с 7 до 9-10 и с 16 до 20-25 лет) и замедленного (с 3 до 6-7 и с 10 до 15-16 лет) роста. Такая периодичность объясняется разновременностью развития позвонков грудного и поясничного отделов.

Также неодновременно формируются и изгибы позвоночника. Шейный появляется, когда ребёнок начинает поднимать голову, грудной – когда начинает сидеть, поясничный, когда становится на ноги. Окончательное закрепление их происходит к 20-25 годам, когда заканчивается рост и окостенение всего позвоночного столба. Позвоночный столб выполняет опорную защитную и кроветворную функцию. Эти особенности, а также и сложность строения позвоночного столба обуславливают его большую уязвимость в детском и подростковом возрасте. Критическими возрастными периодами для возникновения нарушений осанки у девочек являются 8 и 12 лет, а у мальчиков 7 и 12 лет.

Плохой осанке нередко сопутствует плоскостопие, при котором резко нарушается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника. При продолжительной ходьбе, стоянии, беге прыжках появляются боли в спине и ногах. Все это сказывается на осанке, общем физическом состоянии.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующейся стойкими уплощением (вплоть до полного исчезновения следов).

Формирование стопы и приспособление её к статико-локомоторной функции происходило на протяжении многих тысячелетий.

Стопа является сводчатым образованием с двумя основными сводами: продольным (внутренняя и внешняя стороны) и поперечным.

Такое строение обеспечивает выполнение стопой рессорной функции и является компенсаторным приспособлением организма, служащим для смягчения сотрясений тела при ходьбе, беге и прыжках.

Стопа выполняет и опорную функцию: имея площадь опоры всего в несколько десятков квадратных сантиметров, она играет большую роль в сохранении равновесия тела человека.

Под действием длительных и чрезмерных нагрузок может произойти уплощение стопы – наиболее распространённая форма её патологического изменения. По этой же причине может произойти и искривление позвоночного столба. Боковые искривления позвоночника образуют сколиозы а чрезмерное увеличение изгибов шейном и поясничном от делах – лордозы.

Если с нарушением осанки можно справиться с помощью простых физических упражнений, то сколиоз требует особой тактики. Эта болезнь, лишь внешне сходная с сутулостью, встречается у 2-4 процентов детей.

Сколиоз – это фиксированная деформация позвоночника, которая не исчезает даже при надавливании на выступающие участки искривлений. Даже при незначительности подобных изменений в позвоночнике поражаются мышцы спины, ощущаются боли и требуется помощь врача.

Из-за этого и повышенная утомляемость, сопровождающаяся слабостью мышц, что, в свою очередь, способствует новому увеличению деформаций.

Для своевременного выявления нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата необходимо регулярно проводить осмотр телосложения детей и подростков.

Предварительный осмотр лучше проводить на уроках физической культуры, в момент выполнения естественных видов движения, когда ребята одеты в спортивную форму.

При проведении вводной части урока учителю следует обратить внимание, как учащиеся держат своё тело, стоя в строю, при ходьбе и беге. Наблюдения позволяют заметить, что одни дети держат своё туловище выпрямленным, голову приподнятой, при ходьбе ступают мягко, имеют выразительные движения и упругую походку. У этих детей хорошая осанка; мышечно-связочный аппарат у них, как правило, также хорошо развит. У других голова и плечи опущены, живот выпячен, а грудь впалая, лопатки отстают от грудной клетки. Походка у таких детей вялая, некрасивая. Они раскачиваются из стороны в сторону или косолапят.

Целях профилактики нарушения осанки в школах рекомендуется осматривать детей и подростков не реже одного раза в год. При проведении тщательного осмотра телосложения можно даже без специальных приборов выявить имеющиеся нарушения осанки, дефекты позвоночника и стопы. Для этого необходимо с расстояния не более одного метра осмотреть ребёнка спереди, обращая внимание на плечи, которые при нормальном развитии тела должны располагаться на одном уровне. Затем осмотреть обследуемого со стороны спины (линия позвоночника лучше всего просматривается при наклоне ребёнка вперёд), провести пальцем по остистым отросткам позвонков. В норме линия позвонков не должна отклоняться от прямой. Надо также проверить симметричность шейно-плечевых линий, верхних и нижних линий лопаток, боковых линий спины. При осмотре ребёнка сбоку внимание обращается на профильные лини тела. В профильной позе могут быть обнаружены следующие нарушения: опущенная голова, выпяченный живот, плоская грудь, отощающие (крыловидные) лопатки, сутула спина.

Различают три степени нарушения осанки: неустойчивые и устойчивые функциональные изменения и фиксированные нарушения.

Состояние стопы выявляется путём оттиска на листе бумаги подошвенных поверхностей (ступней), предварительно смоченных водой, слегка подкрашенной марганцовкой. Стопы могут быть нормальными, полыми, уплощенными, плоскими.

Дети, у которых при осмотре были выявлены какие-либо отклонения от нормы, направляются к врачу-ортопеду для установления точного диагноза.

Главной причиной образования первичных признаков нарушения осанки и возникновения плоскостопия является общая мышечно-связочная недостаточность. Недостаточное и негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает формирование навыка правильно держать своё тело. В результате этого закрепляется привычка неправильно сидеть, стоять и ходить, что значительно ускоряет появление нежелательных признаков и нарушений. Помимо мышечной слабости возникновению различных нарушений опорно-двигательного аппарата способствуют и другие факторы, в том числе социальные и бытовые.

Из условий семейного уклада и быта в комплексе причин, влияющих на формирование правильной осанки и стопы, можно выделить такие, как хождение лет босиком, правильный подбор обуви, обеспечение подростков средствами, способствующими физическому развитию (лыжи, коньки и другие), подвижный образ жизни, поддержание нормального веса тела, рациональная работа поза, наличие в квартире уголка для игр ребёнка, отвечающий гигиеническим нормам режим просмотра телепередач и др.

Важнейшее условие нормального физического развития, здоровья детей – питание.

Пищевой рацион ребёнка должен быть разнообразен и включать продукты, содержащие соли кальция, железа, магния (мясо, молоко, сливочное масло, каши, горох, фасоль). Ежедневно и в достаточном количестве школьник должен получать фрукты и овощи, а если врач сочтёт нужным, то и поливитамины.

Не меньшее значение для профилактики нарушений осанки имеет правильный подбор мебели. Дети должны иметь отдельную, достаточно длинную (рост + 25 см) и широкую (в 2 раза больше ширины плеч) постель с ровным и жёстким матрацем. Сон на жёсткой постели – одно из благоприятных условий для формирования правильной осанки.

Сохранение правильной позы при письме, чтении и других видах деятельности также во многом зависит от подбора мебели рабочего уголка школьника. Рабочий уголок ребёнка рекомендуется располагать в самом светлом месте комнаты. Длина сиденья стула должна соответствовать длине бёдер ребёнка, высота стула – длине голеней, чтобы стопы опирались о пол. Если ноги ребёнка не достают до пола, следует подставить под них скамеечку. В сидячем положении тазобедренный, коленный и голеностопный суставы должны составлять углы, близкие к прямым. Желательно, чтобы спинка была незначительно отклонена. Это позволит ребёнку, слегка откидываясь назад, расслаблять мышцы спины и давать отдых связочному аппарату позвоночного столба.

Поверхность стола (парты) должна иметь наклон спереди назад в 2-3 ° .

Необходимо следить, чтобы во время приготовления уроков или других занятий школьник сидел прямо, не наваливался грудью на стол и не наклонял низко голову. Расстояние от глаз до поверхности стола должно составлять примерно 35 см.

Рабочее место должно быть освещено слева. Большое влияние на рабочую позу оказывает продолжительность занятий. Через каждые 30-45 минут занятий рекомендуется перерывы с активной формой отдыха. Полезны ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, а также регулярные занятия физическими упражнениями.

Для формирования осанки и профилактики её нарушений имеет значение и правильный подбор одежды и обуви. Обувь строго должна соответствовать размеру и полноте ноги, иметь эластичную подошву, не очень узкий носок и невысокий каблук. Необходимо учитывать, что подбор обуви в соответствии с архитектурой стоп – важный процесс: нельзя приобретать обувь с перспективой на то, что она со временем разносится.

Тесная одежда затрудняет дыхание, пищеварение, кровообращение, а в младшем возрасте может даже изменить форму тела. Например, перетягивание живота тугими резинками, ремнями не только приводит к изменению внутренних органов, но и нарушает тонус и координацию мышц поддерживающих позвоночник, что в свою очередь может отразиться на осанке.

Одежда должна быть удобной и гигиеничной, обеспечивать воздухообмен между поверхностью тела и одеждой, впитывать кожные выделения.

Борьба с уже возникшими дефектами опорно-двигательного аппарата может быть успешной лишь при условии своевременного и комплексного специального воздействия. Необходимо создать систему мер, в осуществлении которых должны принять участие школьные врачи, учителя и родители учащихся. Эта система должна включать ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику, которую ребёнок делает под наблюдением родителей; уроки физической культуры и, наконец, корригирующую гимнастику, которая проводится в специально оборудованных кабинетах (залах) под руководством специалистов по лечебной физкультуре. Подбор физических упражнений с целью составления специальных комплексов для формирования осанки осуществляется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья, физического развития, возраста. Упражнения, включённые в комплекс, должны быть доступными для каждого занимающегося, иметь определенную направленность воздействия, быть строго дозированными и выполняться из различных исходных положений (стоя, сидя и лежа).

В комплексы включаются общеразвивающие упражнения без предметов, направленные на укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних конечностей, и корригирующие упражнения с предметами (гимнастические палки, мячи, мешочки, скакалки и т. п.).

Включаются упражнения для развития равновесия на невысокой опоре, а также ходьба с различными предметами на голове. Эти упражнения должны занимать особое место при формировании навыка правильной осанки.

Очень полезны для общего физического развития (а также для формирования санки) подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе. Пребывание на открытом воздухе в период инсоляции в любое время года способствует нормированию фосфорно-кальцевого обмена, влияющего на функциональное состояние мышц. В системе физического воспитания детей и подростков помимо закаливания воздухом должны широко применяться и различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, купание и другие), оказывающие благоприятное воздействие на организм.

Цели и задачи корригирующей гимнастики

Основная цель урока корригирующей гимнастики – оздоровительная. Не следует однако забывать, что корригирующие занятия имеют воспитательное значение.

С точки зрения профилактики оптимальной была бы полная индивидуализация, но принимая во внимание, что урок корригирующей гимнастики стал бы тогда исключительно гигиеническим и реабилитационным мероприятием, а ребенок бы отказался в неестественной общественной ситуации, правильным является проведение занятий в малых группах, подобных по характеру нарушения, возрасту и полу учеников. В подборе групп и в процессе проведения корригирующего урока следует принимать во внимание, наряду с характером нарушения: состояние системы кровообращения, нервной системы и рецепторов, состояние двигательного аппарата, учитывая характер движения в суставах. Проводя урок коррекции, следует обращать внимание не только на дефекты осанки и биологические параметры, но так же учитывать психические переживания ребенка.

Ошибкой является проведение корригирующего урока в маленьких помещениях, где нет свободы действий. Корригирующие занятия должны быть интересными и привлекательными, только тогда ребенок будет в них охотно участвовать. Нецелесообразно проводить уроки корригирующей гимнастики в изолированных позициях, с перегрузкой, делать упор на многократные повторения упражнений. Такой способ проведения занятий отбивает у ребенка желание и плохо сказывается на его физическом состоянии.

В корригирующих занятиях можно использовать много методов и форм, применяемых в школе на занятиях физкультурой. Большинство занятий проводится по принципу обще развивающего урока физкультуры, но с особым подбором упражнений, учитывающий определенный дефект и исключаются те, которые углубляют дефект. Зато вводится больше корригирующих упражнений, например при сколиозах доминируют упражнения для коротких мышц позвоночника, особое внимание обращается также на выработку рефлекса правильной осанки. Предлагается легкая атлетика , спортивные игры, подвижные игры, гимнастика, плавание.

В течение четырех лет мы занимались в большом спортивном зале и зале атлетической гимнастики. В связи с этим экспериментально вводились новые формы занятий. Достоверные наблюдения ортопедических и физиологических параметров показали эффективность корригирующих занятий на принципе обще развивающего урока физкультуры. Многие родители обращаются с просьбой о зачислении детей в такие группы.

Структура урока корригирующей гимнастики

Наиболее приемлемым представляется разбивка урока на четыре части: вступительную, подготовительную, главную и заключительную.

Вступительная часть: упражнения, корригирующие осанку перед зеркалом, маршировка, пробежки, короткие подвижные игры.

Подготовительная часть: комплекс упражнений, подготавливающих организм к повышенному усилию, медленные движения рук и ног, анти гравитационные упражнения для туловища, упражнение на координацию движений, на развитие ловкости, силы. Следует включить весь организм, особенно систему костно-суставную. Этого можно достичь упражнениями на ловкость, равновесие, используя висы, бег, броски.

Главная часть: напряжение усилий должно доходить до максимума и в течение 4-5 минут оставаться на этом же уровне. Пик усилий не следует затягивать, ибо система дыхания и кровообращения у детей с дефектами осанки ослаблена.

В зависимости от спортивной дисциплины (вида спорта) можно применять броски, бег, упражнения на снарядах. Задача этой части урока – отработка координации движений, овладение техникой движения, а так же привитие рефлекса правильной осанки, что особенно важно для коррекции.

Заключительная часть: выполняются упражнения, корректирующие осанку, успокаивающие, расслабляющие.

Урок должен проходить таким образом, чтобы упражнения, требующие большого усилия, чередовались с простыми и расслабляющими. Воспитывая физическую выносливость, особое внимание следует обратить на правильную дозировку усилий. У детей с изъянами позвоночника ослаблена дыхательная система, а при сколиозе также система кровообращения, что так же проявляется в так называемом “легочном сердце” сколиотика. Нагрузки должны регулироваться таким образом, чтобы не допустить перегрузок организма, в случае появления признаков усталости темп урока замедлить во избежание негативного воздействия на организм.

В программе корригирующих упражнений следует предусмотреть:

Основные выравнивающие упражнения – корригирующие осанку: упражнения на рефлекс правильной осанки, в состав которых входят упражнения на правильность стойки, сидения, ходьбы, на правильность постановки таза, которые незаменимы при коррекции дефектов осанки. По преимуществу это достигается мышцами живота, ягодиц, спины.

Формирующие упражнения, которые воздействуют на все элементы двигательной системы и составляют как бы моторный алфавит ; они должны соотносится с коррекцией данного нарушения и использоваться для удлинения или сокращения соответствующих мышечных групп.

Прикладные упражнения которые должны быть основаны на реальных синтетических движениях, вырабатывать ловкость и решительность.

Значительное внимание следует обратить на упражнения равновесия и координацию, ибо они принципиальным образом воздействуют на нервную систему, упражнения можно проводить на снарядах.

В максимальной степени следует вовлекать систему саморегуляции. Это достигается применяя игры с бегом или короткие перебежки, которые являются хорошим упражнением для дыхания и деятельности сердца.

Библиографический список

1. Физическое воспитание детей и обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. 2000г., ГОМЦ “ школьная книга ” 2000г.

2. Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья у школьников. . Настольная книга учителя. ФИС, 1998г.

3. Лечебная физическая культура. Учебник для вузов. , 1999г.

4. Организация и руководство физическим воспитанием, массовой физкультурной и спортивной работы в учебных заведениях. . – М. “ Высшая школа ” 1986г.

5. Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. ЦООНТИ – ФИС Москва 1990г.

6. Публикации по содержанию занятий в журнале “физическая культура в школе” и газете “спорт в школе” в течение 19г.

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило - хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы - другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения - третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) - четвертую.

Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и пр. А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II-III степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения ритма; стеноз аорты и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий.

Относительные противопоказания: суправентрикулярные нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более -5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония II-III степени, ретинопатия III степени; пороки сердца с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительно выраженное ожирение (III степени), протекающее с одышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА, ограничивающие двигательную активность; заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).


Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем - упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др.

При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.

Занятия в специальных медицинских группах проводятся по программе физического воспитания для высших учебных заведений. В ней имеется раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором указаны задачи физического воспитания студентов специальных медицинских групп, средства физического воспитания и примерные зачетные требования.

Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.

Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки студентов, а также для профилактики заболеваний.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) - одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений, улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнения выполняются под музыку. УГГ лучше выполнять утром в сочетании с закаливанием, но не очень рано, особенно больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Подвижные и спортивные игры являются хорошим средством физического развития, нормализации психоэмоционального состояния, совершенствования координации движений. Включая игры в урок физкультуры, можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, озера, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов.

Ходьба и бег имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиореспираторной системы.

Ходьба как физическое упражнение - ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если ее регулярно совершать по пересеченной местности (вдоль берега моря, реки, озера, в парке и пр.), то имеет место тренирующий эффект и профилактика (превентивный эффект) заболеваний. Положительные эмоции при этом благоприятно влияют на ЦНС больного. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать надо через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной (до появления испарины на лбу), но не утомительной.

Бег - физическое упражнение с большой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезен для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем или вечером, а во время урока - в основной и заключительной частях.

Применение ходьбы, бега и их чередование дадут эффект только в том случае, если занятия будут проводиться 3-4 раза в неделю (по 35-45 мин) и при ежедневных самостоятельных занятиях (УГГ, прогулки, дозированная ходьба, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках и др.). Процентное соотношение ходьбы и бега в первые 2-3 недели занятий - 3: 1. Постепенно, по мере адаптации к физическим нагрузкам, время ходьбы в тренировочном цикле сокращается и увеличивается время бега. Потом включаются ходьба и дыхательные упражнения. И только затем постепенно увеличивается темп и ритм бега при частоте сердечных сокращений не больше 130-145 уд/мин. Сочетание ходьбы и бега дает тренирующий и профилактический эффект для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями легких, эндокринной системы.

Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушении обмена веществ, а также при последствиях травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.

Катание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких, обмена веществ, неврозах и др., для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировки сердечно-сосудистой системы. Кроме того, катание на открытом воздухе обладает еще и закаливающим эффектом. Дышать следует через нос, одежда должна соответствовать погоде, не стеснять движений.

Плавание - отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с прогулками (воздушные, солнечные ванны), играми, то оздоровливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения или возникновения простуды.

Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.

Пагубно сказывается на студентах специальных медицинских групп гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3-5 раз в неделю по 35-45 мин) занятия физкультурой могут служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние пациента, способствовать его выздоровлению или вызывать длительную ремиссию.

Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состоянии покоя от 25% до 40% крови находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционирует, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.

Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм.

Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и пр.

Способность к восприятию физических нагрузок у студентов специальных медицинских групп различна.

Преподавателю физкультуры следует помнить, что у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья.

Регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.

В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем - средней. Контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др.

Основой тренировочного процесса при заболеваниях кардиореспираторной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА - плавание, занятия на тренажерах, упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, гидрокинезотерапия и др.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Их содержание и продолжительность зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострений, а также функционального состояния. Во вводной части - общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной - упражнения, специфические для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть - дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и пр.

Физиологическая кривая урока должна представлять собой линию, поднимающуюся в основной части урока (волнообразно) и заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем, почти горизонтальная линия в основной части урока свидетельствует о недостаточной нагрузке и т.д.

Занятия проводятся по расписанию, согласно программе для вузовских специальных медицинских групп, 2 раза в неделю по 90 мин. Однако с физиологической точки зрения лучше проводить 3-5 занятий в неделю по 35-45 мин.

Занятия в специальной медицинской группе желательно проводить на открытом воздухе - в парке, сквере, лесу, на берегу озера, когда одновременно действуют два фактора: тренирующий и закаливающий. Очень важно, чтобы одежда соответствовала погоде и нагрузке с учетом характера заболевания, частоты обострений и пр.

Это особенно важно при проведении занятий на лыжах, коньках. Студентам надо чаще напоминать о правильном (носовом) дыхании.

Преподаватель физкультуры должен иметь специальную подготовку, знание основ патологии и влияния физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания врача, поставившего диагноз, и рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность занятий, а также учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физкультуры и закаливающих процедур. Обязанность преподавателя - постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Сложности в дозировании нагрузок возникают, когда группы студентов неоднородны по характеру заболеваний. Поэтому следует проводить индивидуальные или малогрупповые занятия.

Определение двигательной (моторной) плотности урока физкультуры осуществляется методом хронометража. По секундомеру регистрируют отрезки времени, затраченного студентом непосредственно на выполнение физических упражнений. Отношение суммы этих отрезков к длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность занятия. Например, если за 45 мин занятий на выполнение физических упражнений затрачено 35 мин, то моторная плотность составит (35´100) : 45 = 77,7%. Остальное время было потрачено на показ упражнений, объяснения, отдых и т.д. Двигательная плотность занятия более 60% считается достаточной.

Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой урока. Для этого подсчитывают пульс за 15 с до начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока. При этом по горизонтали отмечают продолжительность каждой части урока, по вертикали - реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

При проведении занятий со студентами важен постоянный врачебный контроль. Студенты должны вести дневник самоконтроля, а преподаватель по пульсу, частоте дыхания и субъективным показателям контролировать их самочувствие и переносимость физических нагрузок (табл. 9, 10, 11).