Люди с ограниченными возможностями тренинги. «Программа тренинговых занятий в рамках психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях реабилитационного центра. Упражнение «Передать по кругу»

Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола РГУ Республиканский центр социально-психологической помощи населению
М. А. Ефимова

У многих безработных граждан, после потери работы первоначально возникает ощущение потери собственного достоинства, полная растерянность и состояние шока. Они не принимают сложившуюся ситуацию, задаваясь вопросом: «Почему это случилось именно со мной?».
Жизнь безработного-инвалида меняет привычное русло, появляется много свободного времени и масса мелких забот. Резко сократившееся общение заставляет каждый разговор переживать и передумывать, искать тайный смысл в каждом сказанном слове. Постоянное занятие домашними делами не дает пищи уму и сердцу.
Но, главное, человек перестает верить в собственные силы, сомневается, что он действительно еще на что-то способен и что-то может.
Цель тренинга:
- содействие личностному росту участников тренинга;
- осуществление психологической поддержки в стрессовой ситуации, связанной с потерей работы.
Задачи:
1. Способствовать повышению самооценки участников;
2. Активизировать поиск ресурсных состояний безработных;
3. Настроить участников на позитивное отношение к жизни;
4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
5. Повысить адаптационные способности участников к повседневной жизни;
6. Способствовать снижению утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с работой и бытом безработных-инвалидов.
Продолжительность занятия 2 часа.
Методическое оснащение:
- бейджики (по числу участников);
- маркеры, краски, фломастеры, карандаши;
- бумага А4;
- флип-чарт;
- цветная бумага;
- магнитофон;
- диск с музыкой для релаксации.
Ход занятия:
1. Правила работы в группе:
- искренность (каждый участник говорит то, что он думает, переживает, а не то, что хотят другие);
- равноценность (все участники равны, их чувства ценны для всех);
- «Я» (говорить от 1-го лица - «Я думаю...», «Я чувствую»);
- «Стоп» (при нежелании участвовать в упражнении или говорить о своих чувствах участник может отказаться, но злоупотреблять этим правилом нельзя!);
- активность (успех встречи зависит от активности каждого);
- доброжелательность (даются только позитивные оценки, желательно обходиться без упреков «Ты...», «Вы...»);
- слушания другого (уважать говорящего, не перебивать);
- конфиденциальность (обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», ничего не выносится за двери о чувствах других).
2. Знакомство.
Визитки:
А) имя, рядом пишется 1-но свое положительное качество; на обороте - 1-но отрицательное качество.
Б) обсудить (в круге по порядку), провести рефрейминг: из отрицательного перевести в положительное качество, вся группа помогает.
3. Упражнение «Закончи фразу: «Мой жизненный девиз...»
(фраза завершается поговоркой, куплетом из песни, цитатой, стихотворением). По очереди в круге.
4. Заполнить бланки:

1. Хочу и Имею 2. Хочу, но не Имею
3. Не Хочу, но Имею 4. Не Хочу и не Имею

Обсуждение:
1- зачитать, подарить аплодисменты читающему;
2- составить (проговорить) план действий для реализации задуманного;
3- продолжить фразу: «Зато у меня...»,
4- чтение пункта со слов: «Я очень рад (а), что...».
5. Упражнение на раздумье, поиск смысла.
Притча «Сорочка счастливого человека»
Халиф лежал при смерти, утопая в своих шелковых подушках. Хакимы, врачи его страны, стояли вокруг него, и все сошлись на том, что халифа может спасти только одно - сорочка счастливого человека, которую надо будет положить халифу под голову. Гонцы, как пчелиный рой, разлетелись повсюду и искали в каждом городе счастливого человека, но у всех, кого бы они ни спрашивали о счастье, были только заботы и горе. Наконец гонцы, уже почти потерявшие надежду, встретили пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. «Счастлив ли ты?» - спросили у него. «Я не знаю никого, кто был бы счастливее меня», - ответил со смехом пастух.
«Тогда дай нам свою сорочку!» - воскликнули гонцы. «У меня ее нет», - сказал пастух. Эта странная весть о том, что единственный счастливый человек, которого встретили гонцы, не имеет сорочки, заставила халифа сильно задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу свои шелковые подушки, драгоценные камни, и, как повествует легенда, халиф с того дня стал опять здоровым и счастливым.
6. Рисунок «Я в ассоциации» (под музыку).
Обсуждение:
- удалось ли выразить задуманное в рисунке?
- почему вы выбрали именно этот образ?
- какие чувства испытали при рисовании?
7. Дискуссия. Способы саморегуляции.
-медитация
-дыхание
-физическая активность -изменение жизненных позиций.
8. Медитация «Синий домик»
Закройте глаза. Почувствуйте под собой опору.
Обратите внимание на свое дыхание, последите, как вы вдыхаете и выдыхаете.
Позвольте своему воображению увидеть красный насыщенный цвет. Это может быть цветок или предмет.
Представьте оранжевый цвет, яркий оранжевый цвет - это может быть апельсин или еще что-то. Теперь вы представляете желтый цвет, яркий как солнце.
Зеленый цвет - зеленый как молодая зелень.
Голубой цвет - небесно голубой.
Синий цвет.
Вот вы видите синий домик, с синей крышей, синими окнами, синими дверями, вы подходите к синему крыльцу, открываете синюю дверь, входите внутрь и видите, что внутри также все синее. Походите по дому, осмотрите его.
И вот вы подходите к фиолетовой нише, там стоит фиолетовая кровать, лягте на нее и ответьте на следующие вопросы:
Кто я?
Зачем я пришел в этот мир?
Для чего я живу?
Что я даю этому миру или готов дать?
Что мир дает мне?
Услышьте ответ на эти вопросы.
Получив ответы на вопросы, вы встали с кровати и идете дальше. Вы подходите к желтой двери, открываете ее и видите кресло, стоящее посреди комнаты. Вы подходите и садитесь в него, какое оно? Почувствуйте его.
На противоположной стене большое окно, огромное во всю стену, посмотри в него и там ты увидишь «Место покоя».
Какое оно? Какого цвета? Какой формы? Всмотрись в него, почувствуй краски, запахи места покоя, услышь звуки. Побудь там (пауза 1 минута).
Теперь возвращаемся обратно в комнату и на другой стене, вы видите экран, на котором прокручивается фильм. Это фильм о твоей жизни. Посмотри его. Чего ты добился, каких целей достиг?
Впрыгни в фильм. Нравится ли тебе там? Если не нравится, выпрыгни обратно.
Перепиши сценарий, измени его. (Пауза 1 минута).
Теперь возвращайся обратно в комнату. Оторвитесь от вашего фильма, вы сможете смотреть его, когда захотите.
А теперь ты выходишь из комнаты и входишь в другую. В ней есть все, чтобы ты мог побыть скульптором. Побудь здесь, поработай. Вылепи скульптуру себя. Ты начинаешь лепить свой образ. Что это за материал? Какая получилась статуя? Подвижная или нет? Что особенно удалось, а что нет? Посмотри, какое у тебя получилось лицо? Потрогай его. Вот ваша скульптура готова. Насколько это вам удалось? Осветите ее, не беда, если что-то не получилось, вы можете придти и переделать или доделать ее.
Вот вы покидаете и эту комнату. Идете по синему коридору, открываете синюю дверь, видите яркое голубое небо, идете по зеленой траве, светит яркое желтое солнце.
Представьте оранжевый цвет.
Ярко красный цвет.
Вы находитесь здесь и сейчас.
9. Упражнение «Рамки, через которые мы смотрим на мир».
Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.
Необходимое оборудование:
Для психолога: две большие рамки из картона, и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания, на другой - оптимистические.
Психолог: (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Я буду показывать вам эти фото на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше настроение.
Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только такими рамками становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда - сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, н-р, таких (показывает рамку с оптимистическими фразами, и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки).
Вопросы для размышления:
- Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
- Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?
9. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня?
- Что будете применять в жизни?
- Какие изменения произошли в ходе занятия?
10. Прощание. Упражнение «Пожелание».
Каждый участник пишет на красивом листочке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку. Все пожелания перемешиваются, а затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Литература

1. Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
2. В помощь безработному. - Йошкар-Ола: Федеральная служба по труду и занятости, 2004.
3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М.: Генезис, 2004.
4. Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы». - Киров: Учебнометодический центр ДФСЗН, 1999.
Чистякова С.Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» М. 2000.

Введение

План проведения тренингов толерантности

Описание тренинга

Цель и задачи тренинга толерантности

Структура тренинга толерантности

Первый блок «Снятие агрессии и развитие ассертивности у детей с инвалидностью»

Второй блок «Развитие коммуникативных способностей детей с инвалидностью»

Третий блок «Формирование толерантности личности детей с инвалидностью»

Упражнения тренинга толерантности

Занятия, направленные на снятие агрессии у детей с инвалидностью и развитие у них ассертивности

Занятия, направленные на развитие коммуникативных способностей детей с инвалидностью

Занятия, направленные на формирование толерантности личности детей с инвалидностью

1. Введение

Проблема социальной адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.

Инвалидность в наши дни принято воспринимать не как проблему определенного круга «неполноценных людей», а как проблему всего общества в целом. Ее сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьезные аспекты проблемы инвалидности в детском возрасте связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих детям-инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация - следствие социальной политики, которая по большей части ориентирована на здоровое население и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остается неприспособленной к нуждам детей с ограниченными возможностями здоровья.


По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% . В России насчитывается свыше 13 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них – инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками . Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. п.).

Актуальность разработки программы определяется характерным для всего мира процессом гуманизации отношений между всеми элементами социальной структуры общества. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур. Решение основных социальных проблем детей и подростков с ограниченными возможностями, позволит во многом изменить положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним.

2. План проведения тренингов толерантности

Название блока

Кол-во занятий

Регулярность проведения занятий

Блок снятия агрессивных проявлений и формирования ассертивного (уверенного) поведения

Через день

Развитие коммуникативных способностей детей

ежедневно

Формирование толерантности личности

Через день

Подведение итого

По завершению программы тренинга

3. Описание тренинга

Существующая на сегодняшний день система работы с детьми-инвалидами в полной мере не выполняет задачу по их интеграции в общество. Система социальной защиты , основные черты которой остаются неизменными, зачастую усиливает изоляцию людей с проблемами здоровья. Вместо программ социальной адаптации, помогающих инвалидам стать участниками общественных отношений, им предлагаются различные формы материальной помощи и содержание в интернатах. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают процессы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих. Эту задачу сегодня решают государственные и общественные организации. Одним из направлений их деятельности является педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей с инвалидностью.

Важнейшими в системе мер социальной защиты детей инвалидов становятся ее активные формы, тренинг толерантности – одна из эффективных форм содействия адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. Он позволяет формировать установки на толерантное поведение, расширяет воспитательный арсенал, показывает важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя в межличностных отношениях.


Важной целью тренинга является формирование у ребенка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

Для решения поставленных целей используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные , когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние «здесь и теперь».

Важная составляющая тренинга толерантности – формирование социальной компетентности – знаний и умений строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире, с людьми, непохожими по самым разным параметрам: расовым, этническим, религиозным, социальным и мировоззренческим. Эта задач становится центральной в разрабатываемых групповых формах психологической работы по профилактике и преодолению различных форм ксенофобии, формированию и развитию толерантности.

Однако, конструируя тренинги толерантности, необходимо не забывать о том минимуме закрытости по отношению к «другим». Он необходим для каждого человека и позволяет, позитивно взаимодействуя, не растворяться в окружающем мире и сохранять свое «Я». Тренинг толерантности должен представлять некое межкультурное странствие, полное духовных открытий. В то же время должно быть понятно, что такой опыт еще более увеличивает возможности выживания и адаптации в окружающем мире. Кроме этого важно показать, что нельзя ограничиваться частными суждениями и вкусами – воспитание нравственной позиции и принадлежности к сообществу, устремления которого всегда шире индивидуальных, должно иметь приоритет.

Программа тренинга толерантности выстраивается на работе над качествами, характеризующими толерантную личность. К ним относятся: чувство ответственности, защищенность, знание самого себя (признание достоинств и недостатков), способность к эмпатии, демократичность, признание общества в многообразии его членов.

В соответствии с особенностями конкретной группы, с которой проводится тренинг, используются различные модификации: учитывается возраст участников, особенности культуры, наличие физических или психических дефектов или нарушений. Широкое распространение получил тренинг толерантности для подростков в виде внеклассной работы с учениками старших классов. В этом случае тренинг проводится регулярно (один или два раза в неделю) и в точном соответствии с целостной программой. Отдельные занятия и упражнения тренинга включены в групповую работу психологов с детьми-инвалидами. Тренинг толерантности является также одной из важных составляющих специальных мероприятий для больших групп – фестивалей для детей, педагогов и родителей, выездных студенческих школ, подпрограмм конференций.

Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и волонтерами. В то же время структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента: ведущие могут самостоятельно модифицировать отдельные упражнения и занятия, исходя из специфики и других особенностей участников тренинга.

Тренинг толерантности – одна из самых эффективных форм профилактики конформизма и воспитания терпимости. Данные программы позволяют формировать установки на толерантное поведение, расширяют воспитательный арсенал, показывают важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя в межличностных отношениях, вырабатывают общую установку на принятие «другого».

4. Цель и задачи тренинга

Цель тренинга толерантности : формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи тренинга толерантности : воспитательные, развивающие и обучающие.

Воспитательные :

1. Формирование толерантных установок по отношению к разным людям, в первую очередь, к ближайшему социальному окружению;

2. Формирование основ позитивного взаимодействия детей-инвалидов между собой и эмоциональной отзывчивости.

Развивающие:

3. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4. Развитие творческого потенциала учащихся коррекционных школ.

Обучающие :

5. Знакомство детей с понятием «толерантность»; с историческим аспектом толерантности в мире;

6. Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

7. Диагностика различий среди участников тренинга.

5. Структура тренинга толерантности

Программа тренинга состоит из трех блоков. Первый блок направлен на снятие агрессии у детей с инвалидностью и развитие у них ассертивности. Его цель - создание условий для овладения детьми навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, снятия агрессивных проявлений у детей с инвалидностью, обучение навыкам бесконфликтного общения, воспитание доброжелательного, гуманного отношения к окружающим людям. Во втором блоке необходимо сделать акцент на развитии коммуникативных способностей детей с инвалидностью, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми и овладение навыками эффективного слушания. Третий блок посвящен формированию толерантности, его цель: формирование толерантности личности детей с инвалидностью через самопознание, взаимопознание и взаимодействие каждого участника тренинга с членами группы, приобретение ими специальных знаний о толерантности, формирование навыков конструктивного толерантного взаимодействия в группе.

Блоки включают в себя ряд занятий, которые в свою очередь состоят из разноплановых упражнений, которые направлены на повышение настроения и самооценки, активизацию участников группы, самовыражение с помощью метафорических средств, расширение их возможностей установления контакта в ситуациях общения. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и рефлексия. Разминка включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.

В ходе тренинга дети с ограниченными возможностями учатся корректно выражать свое мнение, контролировать свои негативные эмоции, бороться с агрессией и многому другому. На основе самоконтроля и взаимного контроля, дети осваивают навыки поведения в социуме. В процессе деятельности осуществляется развитие форм детской самоорганизации в коллективе , способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями правил поведения в социуме, преодолению «барьеров» общения. На каждом занятии используются различные проективные методики для диагностики эмоционального состояния группы и ее членов в частности. По окончании тренинга проводится беседа, в ходе которой участники выражают свое отношение к занятиям, полученные эмоции и впечатления.

5.1. Первый блок « Снятие агрессии и развитие ассертивности у детей с инвалидностью »

Первый блок направлен на снятие агрессивных проявлений у детей с инвалидностью, обучение навыкам бесконфликтного общения, овладение детьми навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, воспитание у них доброжелательного, гуманного отношения к окружающим людям.

Особенность первого занятия состоит в том, что оно является вводным, требует установления контакта с группой, принятия детьми-инвалидами принципов и правил работы в группе:

1) Принцип доверия;

2) Принцип искренности;

3) Принцип активности;

4) Правило дисциплинированного поведения;

5) Правило уважения друг к другу;

6) Правило запрета на комментирование и насмешек над мнениями других участников.

Первый блок может быть организован как одно, два или три занятия, соответственно по 3, 1,5 или 1 часу соответственно. Занятия состоят из следующих упражнений: «Имя по кругу», «Несуществующее животное», «Дружба начинается с улыбки», «Дотронься до», «Апельсин», «Дождик», «Ласковый мелок», «Волшебное слово» и «Полет высоко в небо». (Приложение 1). Независимо от темы, работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника группы (уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане. Упражнение «Имя по кругу» является приветственным, направлено на знакомство участников и ведущих тренинга, снятие напряженности, скованности, формирование положительного эмоционального климата в группе. Проективная методика «Несуществующее животное» была выбрана с целью изучения личностных качеств детей-инвалидов: самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность , инфантилизм, замкнутость и др. Упражнение «Дружба начинается с улыбки» ставит перед собой цель развитие эмпатии у детей с ограниченными возможностями. Игра «Дотронься до» служит для поднятия эмоционального фона в группе. Упражнение «Апельсин» направлено на обучение детей-инвалидов управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Упражнения «Дождик» и «Ласковый мелок» способствуют снятию агрессивности, напряжения и тревоги, развитию навыков общения и групповой сплоченности. Игра «Волшебное слово» служит для воспитания у детей с ограниченными возможностями доброжелательного отношения к окружающим. Завершающим является упражнение – релаксация «Полет высоко в небо», которое направлено на снятие напряжения у детей-инвалидов. В заключение работы проводится обсуждение занятия, участники высказывают свои пожелания, впечатления.

5.2. Второй блок «Развитие коммуникативных способностей детей с инвалидностью»

Второй блок реализуется также как и первый, только в более интенсивном темпе, занятия желательно проводить ежедневно. Он призван содействовать расширению их возможностей установления контакта в различных ситуациях общения, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми и овладению навыками эффективного слушания. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность ребенка-инвалида. В современных условиях, когда напряженностью характеризуются все сферы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, конструктивно-коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. В коммуникативной сфере ребенок-инвалид получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность учащихся коррекционных школ в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом.

Организовать взаимоотношения с людьми детям с ограничениями не так просто, не у всех это получается. Важнейшим требованием к общению выступает соблюдение такта и сопереживания. Понять состояние человека, его переживания не просто. Для этого нужно присматриваться к окружающим, понимать их по отдельным поступкам, жестам, высказываниям, по их интонации, выражению лица. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый человек учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Овладеть коммуникативными умениями можно с помощью игровых форм и упражнений. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой ребенок-инвалид приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, он не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия участников тренинга друг с другом и не бояться «поражения».

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность для ребенка с ограниченными возможностями получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Второй блок тренинга способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания. На занятиях активизируется развитие у детей-инвалидов как вербальных коммуникативных умений – (умения выразительно говорить, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувствах), так и невербальных (умения владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение и т. д.).

Основа работы в блоке - игровые упражнения: творческая зарядка, «Нос – пол - потолок», «Зоопарк», «Шишки, желуди, орехи», «Передать по кругу», «Сантики – фантики - лимпопо», «Испорченный телефон», «Повтори», «Я в будущем», «Комплименты».

Творческая зарядка помогает настроить ребят на активную работу, способствует поднятию настроения и групповой сплоченности. Упражнение «Нос – пол - потолок» направлено на развитие внимания, мышления, координации действий. Игра «Зоопарк» направлена на развитие коммуникативных способностей ребят, умения вести диалог, слушать партнера, объяснять, делать логические выводы. Игра «Шишки, желуди, орехи» учит ребят работе в микро-группах, развивает внимание. Упражнение «Передать по кругу» направлено на развитие мимики, пантомимики, пластики, выразительности движений, координации. Игра «Сантики – фантики - лимпопо» служит для поднятия настроения, снятия психологических барьеров в группе, налаживания взаимодействия в детском коллективе. Упражнение «Испорченный телефон» ставит своей целью сформировать представление об общении как о психологическом явлении, продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания. Упражнение «Повтори» предназначено для развития внимания и сокращения коммуникативной дистанции между участниками тренинга. Игры на внимательность в максимальной степени способствуют достижению развивающей цели воспитания. Не прибегая к открытой назидательности, педагог с их помощью может одновременно развивать внимание, память, речь, мышление детей. Важным в этом отношении является то, что развитие столь необходимых для человека психических процессов осуществляется посредством игры. Проективная методика «Я в будущем» была выбрана нами с целью исследования самооценки детей, учащихся в коррекционных школах, их внутреннего личностного потенциала, и мотивационной сферы личности. Завершает основной блок занятия упражнение «Комплименты», с целью отработки навыков эмпатии и новых способов поведения; формирования умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. На подведении итогов занятия ребятам предлагается высказать свое мнение к происходящему и желание (нежелание) продолжать тренинговую работу.

5.3. Третий блок «Формирование толерантности личности детей с инвалидностью»

На третьем, заключительном блоке в программе тренинга происходит формирование навыков конструктивного толерантного взаимодействия в группе посредством самопознания, взаимопознания и взаимодействия каждого участника тренинга с членами группы, приобретение ими специальных знаний о толерантности. При разработке занятия за основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию. Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Воспитание толерантности у детей с инвалидностью важно потому, что для гармоничного сосуществования людей в социуме необходимо иметь нравственную позицию, которая будет основана на открытости, и желании понять различия между социальными группами, людьми, имеющими различные возможности и убеждения. Для формирования мировоззрения детей-инвалидов, основанного на терпимости к другим, к социальному окружению, они должны понимать, какая разница между толерантным обществом и интолерантным. Прежде всего, толерантное общество основано на равноправии его граждан, это значит что каждый, без исключения, член общества имеет равные права с остальными. Учащиеся коррекционных школ должны твердо усвоить, что каждый член любой социальной группы достоин уважения и должен иметь право на свою собственную точку зрения. В процессе выполнения тренинговых упражнений дети должны научиться взаимодействовать с другими для достижения общих целей. Поэтому важным моментом воспитание должно стать развитие солидарности между группами при решении, каких либо задач совместно. Также для ребят важно научиться высказывать свои мысли при этом, не оскорбляя убеждения других. Учащиеся коррекционных школ должны твердо усвоить, какие именно проявления группы относятся к проявлениям интолерантности для того, чтобы уметь выявить нетерпимость и, по возможности, избегать этих проявлений. В первую очередь, это различные оскорбления, насмешки, игнорирование отдельных личностей или групп и другие негативные проявления отношений к другим.

Тренинг является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Содержание программы позволяет привести детей-инвалидов к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации. Дети должны чувствовать опору и обрести ту самую уверенность, которая, в конечном счете, и нужна для развития толерантности.

Таким образом, занятия построены нами таким образом, что каждый участник «проживал» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т. д. Так, каждый участник мог узнать себя как партнера по общению, открыть в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому. Тренинг проводился в игровой форме. Структура тренинга позволяет последовательно вырабатывать у каждого ребенка-инвалида умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают детям-инвалидам не только узнать что-то новое об окружающих, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

6. Упражнения тренинга толерантности

6.1. Занятие по снятию агрессии и развитию ассертивности у детей с инвалидностью

Упражнение «Что я люблю»

Упражнение на знакомство. Ребята по кругу (по часовой стрелке) передают игрушку, называя свое имя и любимый праздник. Когда все высказались, игрушка передается в другую сторону, снова называется имя и любимая еда.

Упражнение «Дотронься до…»

Все участники хаотично двигаются по комнате. Ведущий говорит: «Дотронься до...» и называет какой-либо цвет. Ребята должны найти этот цвет на одежде других участников или на предметах в помещении и дотронуться до него. До своей одежды дотрагиваться нельзя.

Упражнение «Апельсин»

Ведущий просит детей закрыть глаза и представить, что к их правой руке подкатывается апельсин. Пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая, мягкая, отдыхает...» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение «Дождик»

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

Упражнение «Ласковый мелок»

Дети делятся на пары. Один садится спиной к другому. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему, молча, самую добрую улыбку.

Упражнение «Волшебное слово»

Ведущий спрашивает у ребят, какие они знают «волшебные» слова и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будет выступать ведущий. А дети будут внимательными собеседниками, чувствительными к тому, сказал ли он слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости , ни за что не должен выполнять это действие.

Упражнение «Полет высоко в небо»

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

6.2. Занятие по развитию коммуникативных навыков у детей с инвалидностью

Творческая зарядка

У нас к вам предложение:

Повторяйте за нами движения!

Морозный воздух свежий и чистый,

Улыбнемся соседям очень лучисто!

Руки на плечи друг другу положим

И всем покажем, как прыгать мы можем!

И, наконец, чтобы проснуться,

Нужно вокруг себя обернуться!

Солнцу руками помашем мы вместе,

С ним все дела наши будут чудесней!

Давайте хлопнем три раза в ладоши,

День обещает быть очень хорошим!

Упражнение «Нос, пол, потолок»

Ведущий произносит слова: «нос», «пол», «потолок», а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

Упражнение «Зоопарк»

Ведущий раздает каждому ребенку листок бумаги с названием какого-либо животного. Лучше всего использовать хорошо знакомые ребятам названия зверей: лошадь, лиса, медведь, волк, крокодил, верблюд , бегемот, слон, жираф, обезьяна, тигр, собака, корова, белка, хомяк и т. д. Далее ребята разбиваются по парам. Задача каждого – отгадать, какое животное на карточке у соседа с помощью наводящих вопросов, на которые можно ответить «да», «нет» и «не имеет значения». Например: «У него есть хвост?», «Он зеленого цвета?», «Он пушистый?» и т. д.

После выполнения задания ведущий просит детей обсудить упражнение (было ли трудно выполнить задание? Что мешало? Что получилось легко?).

Упражнение «Шишки, желуди, орехи»

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, встает на место ведущего.

Упражнение «Передать по кругу»

Направлено на развитие мимики, пантомимики, пластики, выразительности движений, координации.

Передать по кругу:

стакан с горячим чаем;

тарелку с супом;

Упражнение «Сантики»

Игроки стоят в кругу. Водящий отходит на несколько секунд от круга. В это время дети, находящиеся в кругу, договариваются, за кем все будут повторять движения (хлопки в ладоши, притоптывание ногой, поглаживание по голове). Водящий возвращается в круг. Его задача – определить, кто показывает все движения. На протяжении всей игры хором произносятся слова: «Сантики – сантики – лим – по – по». Задача «показывающего» незаметно менять движения, а все должны мгновенно его перенять. Три попытки для угадывания. Если угадал, то меняются местами.

Упражнение «Повтори»

Ведущий просит повторить 10 – 15 раз слово «красный», затем спрашивает: «На какой цвет переходят улицу?». Затем ведущий просит повторить слово «молоко» и спрашивает: «Что пьет корова?» (Желтый – какого цвета листья летом?) и т. д.

Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, которые касаются какой-либо темы, одинаково интересной для всех игроков.

Пример сообщения: В нашей школе открывается тренажерный зал. Он будет размещаться на первом этаже, а библиотеку переместят на третий этаж. Тренажерный зал будет работать по вечерам, но пускать туда будут только тех, у кого нет двоек.

Узнавший новость участник, зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. В конце игры сравнивается первоначальная информация и та, что была получена последним участником игры.

После упражнения должно пройти обсуждение: что вызвало искажения информации? Какие блоки информации исчезли и исказились в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? Насколько точна информация, полученная «через третьи руки»?

Упражнение «Нарисуйте себя в будущем»

Участникам тренинга предлагается нарисовать себя в будущем.

Вопросы для обсуждения рисунков:

Есть ли у вас друзья, семья?

Кто живет рядом с вами?

Какая у вас профессия?

Где вы живете?

Упражнение «Комплименты»

Задача участников – на листе бумаги написать доброе пожелание всем участникам тренинга. Потом все листочки складываются в коробочку, перемешиваются, затем каждый достает из коробочки пожелание на день.

6.3. Занятие по формированию толерантности у детей с инвалидностью

Упражнение «Разноцветное настроение»

Участники встают, образуя круг. Ведущий: «Сейчас мы с вами попробуем передать свое настроение через различные цвета, но так как цвет передать очень сложно, мы будем передавать друг другу цветные предметы. Например: я передаю синюю картошку, оранжевую мышку и т. п. причем, необходимо изобразить, передаваемое настроение».

Упражнение «Атомы и молекулы»

Участники игры ходят по комнате в произвольном порядке. По команде ведущего: «Атомы собираются», все они должны собраться в определенное количество. Такое, которое назвал ведущий.

Упражнение «Превращения»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...)»;

«Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой)»;

«Если бы я был взрослым, то я был… (другие варианты - песней или музыкой, видом транспорта, едой, животным, волшебником).

Все отвечают по кругу.

Упражнение «Аплодисменты»

Данное упражнение направлено на повышение настроения и самооценки, активизацию участников группы. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис"« и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Упражнение «Люди к людям»

Все игроки встают парами, друг рядом с другом. Водящий стоит без пары и обращается к игрокам с заданиями. Все игроки делают в парах то, что говорит водящий. Как только водящий говорит: «Люди к людям!» все игроки должны поменяться парами. Задания для игроков: палец к пальцу; пятка к пятке; плечо к плечу; нога к ноге; волосы к волосам; локоть к локтю; спина к спине; затылок к затылку и др.

Упражнение «Я - хороший, ты - хороший»

Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

Упражнение «Построиться по росту»

Форма работы: коллективная. Построиться сначала по росту, затем по цвету волос, по цвету глаз (в зависимости от времени).

Упражнение «Себе - соседу»

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова «себе», дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова «соседу», - правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: «Себе-соседу» и выполняют движения. По кругу передается небольшой предмет (монетка или др). Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

Упражнение «Комплименты»

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Групповой портрет»

Участникам предлагается нарисовать групповой портрет на листе ватмана. При этом, каждый рисует себя сам, выбирая цвет, размер, расположение своего портрета. Далее идет обсуждение рисунка.

Вступление первый день

Психологический тренинг

Что это такое?

Это общение с людьми, находящимися в сходной жизненной ситуации, обмен опытом, переживаниями, достижениями и успехами, опасениями и сомнениями. Это новая информация, новые умения, новый опыт.

Группа оказывается микроскопом, обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир.

Зачем мне это нужно?

Если вы воспитываете ребенка с нарушениями в развитии, значит, вы сильный человек, но помощь бывает, нужна подчас даже сильным людям. Группа помогает взглянуть на свою ситуацию со стороны; другими глазами увидеть своего ребенка, своих близких, разбить сложившиеся стереотипы, мешающие проживать свою жизнь в гармонии с собой и окружающими.

Что ещё получает человек в группе кроме поддержки?

Группа способствует личностному росту участников. В группе человек неизбежно занимается самоисследованием, обращением к своему внутреннему миру и находит ответы на вопросы, которые являются самыми важными в жизни: Кто я? Какой я? Каково мое место в мире? Специальные упражнения дают возможность человеку проследить свой жизненный путь, проанализировать свое прошлое и настоящее, спланировать дальнейшие жизненные шаги.

Как это происходит?

Мы встречаемся 3 раза неделю, встреча длится около двух часов. Каждая встреча посвящена какой-либо теме. Формы работы могут быть разными: обсуждение, психологическая игра, дискуссия, используются элементы музыкотерапии и изобразительной деятельности.
Мы рады видеть вас в нашей группе.

1 «Тренинг общения»

Упражнение 1. «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.

Вводное слово . «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группе, самостоятельно. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»

Инструкция: обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались, и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка» каждого участника мастерской).

Расскажите о себе то, что заинтересует окружающих.

Упражнение 2. «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи.

Оборудование: мешочек с различными мелкими предметами.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.

Психолог. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик - круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.

Упражнение 3. «Ладошки»

Цель: Использование тактильных ощущений

Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.

Упражнение 4. «Идеальный родитель»

Цель: Рефлексия собственных чувств, чувств ребенка.

По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». По­скольку «идеальный родитель» - это огромная величина, ему по­ложено находиться на пьедестале. «Родитель» встает на стул. Ра­зыгрывается любая ситуация. Например, ребенок приходит домой, потеряв сменную обувь. Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обра­щают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения те­ла, мимику. После окончания упражнения участники диалога отве­чают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.

Упражнение 5 «Теремок» События в игре разворачиваются так же, как в сказке «Теремок», только участники предлагают пять своих положительных качеств, для того чтобы их пустили в теремок. При этом группа каждый раз на названное качество одобряет участника словами «Ах, какой ты молодец!». Рефлексия. После того как вся группа попадает в теремок, все становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно делятся своими качествами с остальными участниками.

Упражнение 6. «Связующая нить»

Цель: сплочение коллектива родителей, положительное завершение тренинга, рефлексия

Материалы: клубок ниток.

Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.

Упражнение 7. «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

2 Искусство быть счастливым

Цель: формирование позитивного отношения к себе, своему ребенку, через творческое включение.

Задачи:

    Поиск внутренних ресурсов.

    Приобретение положительного опыта.

Уважаемые родители, я рада сегодня приветствовать вас!

Наш день будет посвящен вашему ребенку и ребенку, который все еще живет в каждом взрослом. И я хочу задать один вопрос, вы помните свое детство? Каким вы были ребенком? А вы в детстве мечтали о сказочной жизни, полной волшебства и чудес?

Сейчас я сделаю вам предложение, от которого вы просто не сможете отказаться! Я предлагаю вам впустить в свою жизнь СЧАСТЬЕ!!! С этой минуты вы становитесь Творцом, творцом своего счастья. Помощник внутри, только услышьте его

Представьте свою жизнь в виде матрешки. Каждому при жизни выдается заготовка, которую вам предстоит раскрасить. У вас в руках полная палитра цветов. Вы можете сделать вашу матрешку черно-белой, серой или одноцветной. И вы можете использовать и множество разных цветов в самых невообразимых сочетаниях. Это ваша матрешка – ваша жизнь, и вы – Творец!

(матрешки для раскрашивания).

Психолог: Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных к ребенку,

Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя - жизнерадостный.

Упражнение «Погружение в детство»

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство - в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

Удалось ли окунуться в детство?

Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

Что для вас значит «надежное плечо»?

Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

Что хотелось сделать?

Арт-терапия

Групповое рисование «Мы вместе - это счастье».

Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен. Обсуждение:

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из-под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полновод­на. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я станов­люсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спо­койно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сде­лаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать сча­стливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?

Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?

Удалось ли вам прикоснуться к своему счастью, а возможно даже и потрогать? Оказывается как мало нужно взрослому для счастья, просто позволить своему внутреннему ребенку быть, слышать его и дарить свою любовь. Благодарю Вас за участие!

№3«Тренинг взаимодействия с аутичными детьми »

Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения.

Приветствие:

Добрый вечер уважаемые родители. И я надеюсь, он действительно добрый…

Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением.

Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.

Здравствуйте мамы мальчиков, мамы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте мамы девочек, мамы девочек скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы мальчиков, папы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы девочек, папы девочек скажите «Здравствуйте».

Рождение ребёнка – это радость в доме, кто согласен скажите громко «да»

Ребёнок надежда и будущее родителей, кто согласен скажите громко «да»

Дети - это гордость родителей, кто согласен скажите громко «да»

У кого самый замечательный ребёнок, громко крикните « у меня»

У кого ребёнок родился весной, крикните - «веснушка»

У кого ребёнок родился зимой, крикните - «снежинка»

У кого ребёнок родился осенью, крикните – «дождинка»

У кого ребёнок родился летом, крикните – «радуга»

Кто ответил на все вопросы, похлопайте в ладоши. Вы справились с задачей.

Любите и берегите своих детей!!!

Аутизм выражается в снижении контактов ребёнка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Интеллектуальное развитие таких детей протекает по-разному. В формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена нарушению эффективной связи ребёнка с матерью. У ребёнка страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха. Основными клиническими признаками аутизма являются:

    Трудности коммуникации

    Побочные реакции на сенсорные раздражители

    Нарушения развития речи

    Стереотипность поведения

    Социальное взаимодействие

Аутичные дети зачастую бояться всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребёнка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям своеобразная защита аутичного ребёнка, который видит в окружающем угрозу. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков

Работа с аутичными детьми требует терпения. На отработку навыка застёгивания пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причём нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребёнка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти. Работа с родителей аутичного ребёнка очень специфична, поскольку поведение такого ребёнка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Семейное чтение тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медлительное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребёнок с помощью взрослого знакомиться с литературными образами героев, осознаёт логику событий и обстоятельств. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребёнку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребёнка и повышают его уверенность в себе. Родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами всё, что рисуют, терпеливо объясняют ребёнку последовательность рисования, называют каждую деталь. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения, учит его взаимодействовать со взрослым. Многие родители недооценивают значение соблюдения режима распорядка дня для аутичного ребёнка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причём желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребёнку пиктограмм в удобном для него месте.

Предлагаю попробовать некоторые методы:

    «Рукавички » Способствует установлению взаимопонимания с партнёром, развитию умения устанавливать контакт с окружающими. Ведущий раздаёт рукавички игрокам. Каждый должен найти свою пару. Затем пара садиться за стол и без слов, используя три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает одинаково свои рукавички. (Легко ли было договориться с партнёром?)

    «Охота на динозавриков » Учить взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербально, способствовать формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнёра по общению, что является необходимым при работе с аутичными детьми. Группа участников встаёт в круг. Водящий выходит за круг, становиться спиной к группе и считает до 10. В это время участники передают друг другу игрушечного динозаврика. По окончании счёта тот, у кого находится зверёк, вытягивая руки вперёд, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют тот же жест. Задача водящего найти, у кого в руках динозаврик.

Какие чувства испытывали?

Что хотелось сделать?

    «Чудесный мешочек » Развитие кинестетических ощущений, восприятие цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым. В волшебный мешочек кладут геометрические фигуры. Ребёнок нащупывает фигуру, называет её, вынимает, рисует на листе бумаги такую же фигуру, сравнивает с оригиналом, раскрашивает её в тот же цвет.

Основные правила воспитания аутичных детей :

    Соблюдение режима дня ребенка . Составьте и напишите распорядок дня ребёнка, повесьте его на видное место.

    Формируйте стереотипы поведения ребёнка в различных ситуациях . Выполняйте в строгой, заведённой раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевания, кормления, приготовление ко сну ит.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причём складывать её надо всегда в одной и той же последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

    Обучайте ребёнка пользоваться пооперационными картами, схемами и т. д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

    Старайтесь, чтобы ребёнок получал яркие впечатления от произведений искусства . Организуйте совместное с ребёнком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.

Психолог: Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровожде­ние: «AveMaria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые дви­жения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслу­шивались и радовались каждому новому толчку. Жен­щина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмыс­ляет окружающее и за себя, и за своего будущего ма­лыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолже­ния в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполня­лись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастли­вы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбни­тесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Пока­чайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРА­НИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

11.12.13г.

ТРЕНИНГ К ДНЮ МАТЕРИ

Для матерей особого ребёнка.

Этот тренинг для тех, кто волею Судьбы имеют у себя в семьях «особого» ребёнка. Такие семьи сталкиваются с множеством проблем, связанных не только с его развитием, но и семейными взаимоотношениями, а также с общественным мнением. На этом тренинге мы научимся помогать своему ребёнку, справляться с личными трудностями, постараемся обрести спокойствие и гармонию в душе.

  1. Знакомство. (со свечой каждая участница говорит о себе, о том как себя чувствует.)

2 . Тематический опросник: «Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке.

Психолог просит родительниц раскрыть наиболее подробно понимание ими особенностей взаимоотношений со своими проблемными детьми. Затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.

3. Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые движения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслушивались и радовались каждому новому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастливы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

4. Основная часть

Арттерапия. Рисование на тему «Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас». Психолог:

«Вспомните Ваши ощущения, с которыми Вы ожидали Вашего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенсва Вашей техники. Для вас главное -совершенствование ощущений и чувств.

Каким Вы видите Вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, Ваш ребенок. Он нуждается в Вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю Вам успехов на этом пути и начали.»..

6. Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет Вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:

2. Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны.

3. Единственный способ обрести счастье - это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.

4. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

5. Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.

Елена Гольская
Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов

Цель : формирование коммуникативных навыков, поиски активного взаимодействия со сверстниками.

Задачи :

1. Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.

2. Прояснение ожиданий и тревог, связанных с коммуникативными навыками во время взаимодействия со сверстниками.

3. Развитие основных психических функций в игровой форме.

Ход игры:

Игра "Машинки"

Психолог. Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта игрушечная машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, что бы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды. Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто - машинкой, проведем жеребьевку. Один представитель от каждой пары подойдет ко мне и возьмет лист бумаги. Если на листе будет цифра 1, значит, вы хозяин, а ваш партнер- машинка. Ну а если ваш лист окажется пустым, то значит, вы машинка, а ваш партнер-хозяин. Во время игры вы сначала побываете в одной роли, а затем в другой. Выиграет тот хозяин, чья машина сумеет без аварий проехать свой путь.

В ходе игры обсуждаются такие качества как, умение слушать и выполнять устные инструкции.

Игра "Дятел"

Все дети встают парами в круг, дятел – водящий становиться по середине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова :

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает :

Мне не скучно одному,

Кого хочу того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и становится в круг. Оставшийся без пары становится в середину круга – он дятел.

В ходе игры обсуждаются такие качества как быстрота реакции принятия решения.

Игра "Вопрос-ответ"

Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово.

Легко дыша в моей тени

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(пила-липа)

Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут –

Тигру я сродни.

(ток-кот)

Лежу на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь-

В кастрюлю я полезу.

(шпала-лапша)

Известное я блюдо.

Когда прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(уха - муха)

Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в холодильнике.

(атлас - салат)

Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

И ковыляем так комично,

Но вставь нам "л" – и зазвучим

Тогда довольно мелодично.

(гусли-гуси)

В ходе игры обсуждаются такие качества как, психические возможности человека (мышление, внимание, память) .

Упражнение "Дерево"

История про дерево, которое выросло из семени.

Психолог предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко : сжаться в комочек на полу, спрятать голову, закрыть ее руками. Я буду садовником. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове и телу , ухаживает.

С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти.

Дети поднимаются. У него раскрываются листочки.

Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх. Растет стебелек.

Дети вытягиваются. Появляются веточки с бутонами.

Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты. Наступает радостный момент, и бутоны лопаются.

Дети резко разжимают кулаки.

И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.

В ходе беседы дети обсуждают такие качества как, самоконтроль, взаимодействие, любовь и принятие людей с которыми приходится общаться.

Обсуждение занятия , подведение итогов.