Концентрация внимания активная работа головного. Сосредоточься! или Как улучшить концентрацию внимания? Функциональное расстройство внимания

06.10.2023 Диеты

Наверняка с Вами случалось такое, что необходимо выполнять какую-то важную работу (очередной отчет, диплом, придумать слоган, просчитать эффективность проекта либо еще что-либо не менее важное), но никак не сконцентрироваться. Такое ощущение, что мозг просто отключился. Итак, внимание!
Подобное состояние в профессиональной литературе носит название когнитивное расстройство. Оказывается, это одно из наиболее частых нарушений, которому подвержены люди любого возраста. Нарушение памяти и снижение внимания являются симптомами именно когнитивной дисфункции. Что же значит так называемая «каша в мозгах»?
Когнитивная дисфункция, или «затуманенность» сознания - состояние, которое можно охарактеризовать нарушением памяти. Оно обычно связано с рассеянностью, помрачением сознания и пониженной концентрацией внимания. Многие люди, включая детей, страдают от когнитивной дисфункции. Хотя многие и жалуются, что они страдают от расстройства когнитивных функций, тем не менее, этот факт, однако, не является основанием для установления диагноза профзаболевания. Симптомы когнитивного расстройства могут возникнуть и в силу ряда других причин. Рассмотрим более детально эти симптомы, их причины и способы лечения.

Симптомы когнитивного расстройства

Симптомы расстройства когнитивных функций часто возникают при низкой самооценке человека. По этой причине он может страдать от сбивчивости сознания и забывчивости. Ниже представлены некоторые симптомы когнитивной дисфункции:

Неспособность сосредоточиться на каком-либо задании
Низкая концентрация внимания
Трудности при решении проблем и изучении новых задач
Дезориентация, которая может длиться до 60 секунд, а также неспособность четко мыслить
Потеря памяти (или краткосрочная память), повышенная утомляемость при умственной работе
Неспособность быстро подобрать нужное слово или его синоним
Частые пробуждения или нарушения сна
Резкое снижение умственной работоспособности и неспособность четко мыслить
Слабое развитие пространственного мышления

Причины когнитивных нарушений

Когнитивное расстройство может быть вызвано различными факторами, начиная от физических осложнений до эмоциональной неустойчивости. Биохимические элементы также могут стать причиной когнитивных нарушений. Ниже представлены некоторые состояния, способные привести к когнитивной дисфункции

Одной из главных причин когнитивного расстройства является повышенный уровень стресса, который в дальнейшем вытекает в депрессию. Такое состояние оказывает влияние на четкость и ясность мыслительного процесса и нарушение памяти. Необходимо использовать различные техники и методики освобождения от стресса и искать способы побороть депрессию, чтобы не впасть в подобное состояние.
Неправильная или плохая циркуляция крови в мозгу также может привести к когнитивной дисфункции, негативно влияя на фокус внимания и нарушения краткосрочной памяти. Для того чтобы улучшить циркуляцию крови, необходимо систематически заниматься йогой и другими физическими упражнениями, которые способствуют правильной циркуляции крови.
Восприимчивость к определенным металлам (известная как токсичность металлов) таким как меркурий, алюминий, кадмий и химическим веществам как пестициды или угарный газ также являются одним из факторов когнитивного нарушения.
Чрезмерная чувствительность к электромагнитным полям, предположим, компьютера или экрана телевизора, и длительное использование мобильного телефона тоже является одной из причин.

Методы борьбы против когнитивной дисфункции

Соблюдайте питьевой режим. Выпивайте не менее 8 стаканов воды в день и соблюдайте сбалансированную диету, богатую витаминами и минералами.
Включите в свой рацион зеленые листовые овощи. Например, шпинат богаты витамином А и железом. Они способствуют правильному функционированию мозга и улучшают память.
Употребляйте пищу, богатую Омега-3 жирными кислотами. К таковым относятся семена льна, грецкие орехи, яйца и рыбу типа лосося, сардины, тунца или макрели.
Включите в свой рацион сывороточный протеин, бурый рис и тыкву.

Конечно, выявление причин когнитивного расстройства требует времени, однако, в конечном счёте, ваше состояние улучшится.

27 января 2015

Как добавить в работу творческий поток и удовольствие любимого увлечения?

Поток - это состояние высшей эффективности. Когда вы в потоке, вы полностью погружаетесь в свое дело, вы на волне, вы растворяетесь в том, что происходит здесь и сейчас, вы получаете максимальные результаты с легкостью и при этом развиваетесь быстрыми темпами.

«Ты полностью вовлечен в деятельность ради неё самой… Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе»

То, что меня завораживает во всей этой теме - это то, что в поток можно входить по собственному желанию. Можно вызывать «дождь вдохновения».

Можно превратить те дела, которые сейчас вызывают скуку, апатию, нервозность, напряжение, в потоковые дела.

Можно научиться чувствовать огромный прилив творческого вдохновения там, где до этого была только безжизненная пустыня повседневности, и повторялся день сурка.

Что есть в состоянии потока?


    Тотальная концентрация. Полная сосредоточенность, интуитивное, быстрое приятие решений и ощущение полного контроля над происходящим. Ваш ответ на то, что происходит, спонтанен, мгновенен и точен.

    Максимальная эффективность. В потоке вы создаете лучшее, на что способны. По исследованию McKinsey, эффективность человека в состоянии потока в 5 раз выше по сравнению с обычными состояниями сознания.

    Расслабленный фокус. Дело делается естественно и легко, как бы само собой. Вход в поток может потребовать осознанной концентрации внимания, но дальше вас подхватывает волна, и вы двигаетесь без напряжения.

    Измененное восприятие времени. Вы теряете ощущение времени. Бывает, что оно летит незаметно, а иногда, особенно в экстремальных ситуациях, за несколько секунд проходят минуты и часы.

    «Бывает проваливаешься, а бывает наоборот по времени все быстро, а ощущение невероятной полноты и объема произошедшего». Антонина

    «Такое бывало, когда подскальзываешься и почти падаешь. И мир вокруг замирает, а ты можешь успеть сделать те оптимальные движения, чтобы не упасть». Olga

    Контакт с чем-то большим. Вы сделали что-то в состоянии потока. Вас спрашивают, как вы это сделали, и вы честно говорите - не знаю, так само получилось, как будто это сделал не я, это через меня пришло. Многие ученые, люди искусства, спортсмены именно так описывают свои самые глубокие потоковые состояния.

    Максимальная скорость развития. В потоке нет вынужденной попытки разобраться в чем-то, вы просто впитываете информацию всем телом. Вы учитесь, даже не замечая этого, и не прилагая никаких усилий.

    Творческое вдохновение. Поток – целителен для психики, он дает энергию, наполняет вас силой. В конце дня, наполненного суетой, вы чувствуете себя выжатым лимоном. В потоковом дне – вы как будто танцуете с десятками задач и ситуаций, осознаете каждое движение, успеваете полюбоваться тем, что происходит вокруг. А вечером - ощущение, как будто вы не работали, состояние приподнятое, есть удовлетворение и много энергии.

    Отсутствие эмоций. У вас просто нет свободного объема внимания, который нужен для того, чтобы осознать свои эмоции. Вы полностью сфокусированы на том, что происходит здесь и сейчас. Эмоции и оценки приходят уже потом.

    Заразительность. Когда вы в потоке, вы вовлекаете в него других людей. Лучшие руководители, ораторы, тренеры, переговорщики общаются в состоянии потока.

    Опыт потоковых состояний

    У вас наверняка есть собственный опыт проживания потоковых состояний. Вспоминать их полезно. Если вы знаете, когда и как вы входите в поток, у вас есть шанс понять, в чем ваши таланты и научиться входить в поток по собственному желанию, перенося стратегии входа в потоковые состояния с одних дел на другие. Соберите свою коллекцию состояний , чтобы выяснить, где живет ваше состояние потока.

    По отзывам участников наших вебинаров, потоковые состояния посещают их:

    • Во время занятий спортом – бег, езда на велосипеде, лыжи, тренировки в зале, футбол, баскетбол…
    • Когда мы общаемся с человеком и попадаем с ним на одну волну. Несколько часов могут пройти на одном дыхании. Разговор по душам, глубокое, доверительное общение…
    • Когда что-нибудь пишешь – статью, книгу, стихи или свой дневник. Полное погружение. И мысль пошла. Главное – успеть записать. Прилив творческого вдохновения.
    • Общение с аудиторией. Вы как будто дышите синхронно. И ваши слушатели тоже попадают в поток.
    • Когда слушаешь музыку – на концерте, дома или в наушниках, исполняешь ее или поешь любимые песни. Занятия живописью. Танец. Театр.

      «Живопись без этого - дело пустое». Наталья.

    • Когда наблюдаешь красивый завораживающий вид, полностью растворяешься в этой картине. Или когда плаваешь в море, сливаясь с ним. Как будто тебя нет, ты исчезаешь, есть только этот опыт прямого соприкосновения с чудом.

      «Смотрю в небеса и полностью открываюсь им!!!» Евгений

      «В наблюдениях за природой, когда захожу в воду на озере.... медленно, нежно...» Татьяна

      «В горах, там где видно горизонт» Mariya

    • Езда на машине
    • Медитация, йога, молитва.
    • Экстремальные ситуации.

      «Когда спасала человека из-за окна - вообще ничего не весил, хотя я его вытаскивала одна» Valeria

      «В аварийных ситуациях на машине, замедляется время, и продумываешь много вариантов» Tatyana

      «Когда летела с велосипеда над асфальтом» Olga

      «Когда оказываешь первую помощь при травмах» Анна

      «Когда прыгаю с парашютом и кажется, что летела в свободном падении очень долго…» Lyubov

    • Общение с любимым человеком.
    • Хорошая книга, хороший фильм.
    • Изучение чего-то нового и поиск решения сложной задачи.
    • Занятие любимыми делами, увлечениями

      «Когда делаешь то, что нравится, поток неизбежен». Екатерина

      «Осознанно - не получается, просто занимаясь приятным делом, оказываюсь там». Olga

    Некоторые занятия, такие как рисование, ведение тренинга и езда за рулем, очень часто сопровождаются потоковыми состояниями. А как сделать так, чтобы входить в поток в том деле, которое тебе сделать нужно, а оно не вызывает состояние потока автоматически?

    Как входить в поток по собственному желанию?

    Очень простая идея. Поток - это волна. Вы ее ловите и едете на ней. Чтобы кататься на волнах потока, нужно освоить три точки, три навыка, три элемента потоковых практик - вход в поток (первая точка), пребывание в потоке (вторая), выход из потока (третья).


    Точка входа в поток

    Как научиться входить в поток, ловить его в разных ситуациях, включая, стресс, панику, лень, апатию, когда ничего не хочется?

    Поток – это особое состояние сознания. Вход в поток требует концентрации внимания. Автор теории потока Михай Чиксентмихайи говорит о «барьере», который нужно преодолеть для входа в поток.

    Разные люди в разных профессиях вырабатывают свои способы концентрации внимания и входа в поток. Хороший профессионал силен тем, что у него есть большой опыт входа в поток в тех ситуациях, когда другие люди в него не попадают.

    Что очень помогает войти в состояние потока:

    • Фокус на своем состоянии, ощущениях в теле, на дыхании.

      «Переключить фокус на внутреннее состояние - эмоции, мысли, напряжение в теле, признать, что они есть и отпустить. И уже из этого состояния переключить внимание на нужную вещь» Екатерина

      «Через тело. Через концентрацию на ощущениях, на звуках». Денис

      «Образно: остановка перед входом, откашляться, расправить плечи, сделать шаг вперед». Анна

      «Для входа в поток надеваю повязку на глаза (повязка с самолета) - помогает!». Денис

    • Фокус на внешнем мире, или на точке в пространстве.

      «В какой-то момент отодвигаю все. Остается только одно, на чем концентрирую все внимание. Потом ХЛОП - и опускается состояние». Антонина

      «Я начинаю дышать сознательно и слушать сконцентрированно звуки вокруг». Альбина

    • В коммуникации - фокус на собеседнике. Что и как он говорит? Что с ним происходит? Что стоит за тем, как он это говорит?
    • Через метафору , через образ той деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Есть внутренние установки – ритуальные фразы, которые человек может для себя проговаривать. Если находишь «свой» образ, «свою» фразу, она дает мгновенное изменение состояния, суета растворяется и происходит чудо потока.
    • Через «стометровки». В непростых больших делах, например, в написании статей или подготовке презентаций, очень помогает войти в поток постановка конкретной короткой задачи на 15-20 минут, этой техники.
    • Эффект аврала. Когда ты уже не можешь выбирать, что тебе делать, включается полная концентрация и состояние потока. Часто довожу до последнего, чтобы потом все сделать просто, быстро и легко.
    • Максимум внимания. Поток возникает, если вложить в дело максимум внимания.

      «Вхожу - стараюсь отключиться, даже если с близкими людьми, концентрируюсь на задаче, мыслях на определенную тему и как будто следую за ними, а не генерирую их». Ирина

    • Настройка на день. Стакан воды, зарядка, медитация, музыка, благодарности, перечитывание своей цели, планирование на день, утренний стих... Все что угодно, что позволяет вам настроиться на день в потоке.

      «Каждое утро, открывая "цикл действий дня", начинаю с занятия, которое вводит меня в поток, и до конца дня поддерживаю это состояние, не зависимо от ситуаций, которые проходят в течение дня. Ощущение потока - не в ситуациях, а во мне» Марина

      «Практика - "забей на всё и посвяти себе полчаса времени с утра" - один из ключей к хорошему состоянию. Sergey

      «Подход к рабочему столу - тоже ритуал. Выкидываю вчерашние скомканные бумажки» Ольга

    • Три «тупых» дела. Чтобы войти в поток из состояния апатии, нужно сначала достичь ресурсного состояния, преодолеть барьер входа в дело. Если вам совсем ничего не хочется делать, сделайте 3 простых полезных действия. Полейте цветы, сделайте звонок, поставьте напоминание в календарь. Секрет в том, что каждое маленькое дело добавляет энергии. Когда уже втянулся в рабочий ритм, проще взяться за что-то большое.


    Точка пребывания в потоке

    Как, поймав волну, остаться на ней? Как скользить по катку и не поскальзываться? Как жонглировать и не ронять мячики?

    • Подготовить потоковый «контейнер» – контекст, время, пространство - все то, что помогает сосредоточиться и не отвлекаться. Убрать все лишнее со стола. Выключить телефон. Уйти в кафе, где никто не будет отвлекать.

      «Пока не прозвенит таймер - остальное не важно» Sergey

    • Удерживать намерение и внимание на том, чем занимаешься.

      «Быть внутри дела. Внутри». Наталья

      «Фокусировка. Перенос всего внимания на то, чем сейчас занимаешься. Концентрация». Антонина

    • Осознавать и отпускать то, что отвлекает. Осознаю свои мысли и чувства, представляю себе, что они как облака идут по небу слева направо, встречаю их, и с благодарностью отпускаю плыть дальше.

      «Когда отвлекают - держим фокус внутри себя. Отвлечения исчезают». Sergey

    • Включить отвлечения, как элемент игры. То, что вас отвлекает, можно включить в деятельность, как еще один элемент ритма. Играл только барабан, отбивающий ритм, а теперь вступила лютня - она только наполнит ваш танец дополнительной энергией.
    • Сфокусироваться на критической переменной. Выбрать что-то, что можно легко наблюдать, что-то, что вам интересно, и следить за этим.


    Точка выхода из потока

    Попытка «вцепиться» в состояние потока и постоянно быть в нем приводит к напряжению и к выходу из потока. Вы можете думать о потоке, как о волнах. Пришла одна волна... и прошла. А вот идет другая. Чтобы быть в потоке, нужно научиться отпускать его и отдыхать.

    Лучшие мастера – чемпионы мира по расслаблению. Они ценят отдых. Они создают свои особые ритуалы отдыха. Структурированные, встроенные в каждый день способы расслабиться и сбросить напряжение.

    Поток очень инерционен. Из него сложно выйти по собственному желанию. Поэтому для выхода из состояния потока рекомендуется использовать таймер, отводя на дело ограниченный период времени.

    При выходе из потока – важно поставить «точку» или «запятую». Это позволит расчистить пространство от «открытых рабочих окон» разных дел. Поставить «точку» - значит завершить дело, и не возвращаться к нему больше. «Запятая» - это когда дело не закончено, но обозначено и записано время, когда вы к нему вернетесь.

    Потоковое состояние можно тренировать. Его можно использовать сознательно, в тех делах, которые для вас сейчас важны. В делах, которые максимально приближают вас к цели.

    Применяя практики потока, вы в несколько раз увеличите скорость своего движения и развития. И получите гораздо больше удовольствия от процесса.

1.Арджуна сказал.
О, Джанардана, ты считаешь, что путь преданного служения Буддхи-йога выше, чем кармическая деятельность. Так почему же, о, Кешава, ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность?

КОММЕНТАРИЙ.
Следует сказать, что Арджуна еще не пребывает в совершенных духовных знаниях и до начала диалога с Богом руководствовался знаниями, хотя и религиозными, но более низкой ступени, которые не могли ему из всего, сказанного Богом, указать на те слова Бога, которые из всех ему...

Медитация и есть равновесие осознавания, сосредоточенности и энергии. Когда одно из этих явлений преобладает над другими, налицо нарушение равновесия. Если энергия слишком велика, и мы продолжаем раскручивать помыслы, ум может прийти в состояние возбуждения.

При чрезмерной сосредоточенности без достаточной энергии ум приходит в сонное состояние, погружается в полуобразы подсознания и тупеет, «тонет». Когда налицо осознавание, а сосредоточенность и энергия слабы, понимание остается...

Хатха йога - это самая популярная разновидность йоги на Западе. Хатха-йога - это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).

Ахимса - это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. Основные акценты Хатха йоги - это...

Прекрасное происходит из грязного, а вовсе не из приятного и чистого. Чтобы злаки и деревья, например, выросли здоровыми и красивыми, используют гниющие и вонючие компост и нечистоты в качестве удобрений. Таким же образом ум становится прекрасным от встреч с явлениями, которые неприятны.

Когда мы сталкиваемся с чем-то плохим, возникает возможность роста ума. "Что-то плохое" здесь означает потерю богатства, потерю положения в обществе, критику и боль. Когда это случается с тем, чей ум...

Во время сидячей медитации нашим первичным фокусом сосредоточения оказывается дыхание. Тотальная сосредоточенность на постоянно изменяющийся момент. Тем же самым принципом можно воспользоваться среди движения. Вы можете координировать со своим дыханием деятельность, которой заняты.

Это придает вашему движению плавный ритм, сглаживает многочисленные резкие переходы. Облегчается сосредоточенная деятельность, возрастает внимательность.

Таким образом ваше осознание с большей легкостью...

62.Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев.

КОММЕНТАРИЙ.
В ст.62-63 Бог по сути предупреждает о возможных последствиях для того, кто еще привлекается материальными объектами, как источниками наслаждений и удовлетворения чувств. Здесь же очень существенно понимать, что является изначально причиной порождения таких греховных качеств, как гнев, вожделение и зависть. Но всегда надо будет иметь ввиду, что...

Для развития такой внимательности культивируется сосредоточение на дыхании, как на первичном объекте внимания; это не мысль о дыхании, а острое и постоянное осознание ощущения дыхания. Внимание направлено именно на это осязательное чувство.

Есть две главные зоны, где ощущение дыхания всего заметнее. Лучше всего взять одну из них и оставаться на ней. Касание дыхания можно легко почувствовать в ноздрях. Это первый из объектов сосредоточения, предлагаемых на выбор. Если избирается именно он, мы...

На ранних ступенях практики мы можем пожелать в качестве вспомогательного приема делать в уме отметки – «вдох» при каждом вдохе через ноздри и «выдох» при каждом выдохе; или «подъем» и «падение», если установлено наблюдение за движением живота.

Отметки могут быть весьма полезным орудием для того, чтобы удерживать нас в состоянии бдения по отношению к процессу настоящего момента, – например, такие отметки, как «помыслы, помыслы», когда вторгаются помыслы, или «пахнет, пахнет», когда воспринято...

В процессе обучения, как и в повседневной деятельности, мы используем внимание. Его возможности зависят от силы и объёма концентрации. О том, каким образом развить или восстановить необходимую способность, мы расскажем в этой статье.

Как развить и повысить концентрацию внимания

Концентрацией внимания называется осознанное сосредоточение внимания на выбранном объекте. Им может быть предмет, образ, идея, ситуация и многое другое. Ум целенаправленно выбирает из всех возможных точек ту, на которую он направит своё внимание. Из этого мы можем сделать вывод, что внимание избирательно, также как и концентрация. Иначе концентрацию ещё называют фокусом внимания. Для того чтобы повысить концентрацию внимания, нужно проанализировать, из каких составных элементов она состоит и для усовершенствования каких её частей следует приложить больше усилий.

Концентрация внимания человека

В учебниках по теоретической и практической психологии много пишут на тему концентрации внимания человека, потому что, куда ни посмотришь, мы везде её используем. Наша повседневная жизнь не обходится без концентрации внимания и фокуса. Даже для того чтобы совершить простые действия, принять решение, найти творческую идею, требуется:

  • Концентрация сознания, или иначе волевое усилие, с целью направить внимание в заданном ключе.
  • Следующей задачей является удержание внимания на выбранной задаче или предмете.
  • Во время удержания внимания на конкретном объекте происходит процесс обработки информации - обдумывание, поиск вариантов, исследование проблем.
  • Выход из состояния концентрации означает успешное выполнение поставленной задачи и знаменует окончание процесса. Фокус внимания лимитирован во времени, но его можно научиться развивать и сделать более протяжённым, чтобы за одну сессию концентрации внимания ваша работа стала продуктивней и приводила к качественным результатам.

Как улучшить концентрацию внимания

Для улучшения концентрации внимания существуют различные методологии. В них используют специальные техники. Но прежде чем мы поговорим о техниках концентрации внимания, нужно рассмотреть факторы, негативно воздействующие на сознание и его способность к концентрации.

Согласитесь, что если бы наш ум постоянно не отвлекался на внешние раздражители и был бы более сфокусирован, то мы бы и не искали способов для повышения эффективности внимания.

Часто мы изучаем способы, улучшающие внимание не от желания его развить, а потому что мы замечаем, как оно сократилось. Временной отрезок, в течение которого мы привыкли концентрироваться на чём-либо, стремительно уменьшился, и мы знаем причину этого ухудшения.

Зависимость человека от средств коммуникации

Развитие Интернета, мобильных технологий, социальных Сетей, фрагментированное общение, привычка работать в режиме мультитаск ведут к уменьшению объёма внимания и впоследствии даже к синдрому дефицита внимания.

Отдельно хотелось бы выделить так называемую способность мультитаск - выполнение нескольких дел одновременно. Новая концепция эффективности, которая ещё чуть ли не превозносится до небес и считается одной из характеристик эффективной работы, в действительности ведёт к противоположному - к дезорганизации, расфокусировке внимания, увеличению стресса и падению качества выполнения задания.

Мобильные устройства и бесконечная переписка в чатах кажутся милым и забавным развлечением или привычным средством коммуникации в профессиональной деятельности. Однако они приносят мало пользы для психики человека. Отрицательное влияние новейших технологий давно научно доказано. Только кого это интересует, когда большое количество современных людей жить не могут без того, чтобы ежечасно не проверять сообщения в социальных Сетях и мессенджерах.

Это уже стало своеобразной зависимостью. Но именно зависимость от технологий создаёт видимость действия, иллюзию полноты жизни. Исключи мы эту составляющую, и что останется? Пустота, когда человек, наконец, остаётся наедине с собой, тут-то он и не знает, чем себя занять. Мысли вертятся в голове, нужно опять что-то придумывать, очередное действие, что делать, куда идти, какой музыкой или фильмом в очередной раз себя развлечь.

Человек уже забыл, что такое тишина. В реальной внешней жизни её нет и не было. А как дело обстоит с внутренним миром? Есть ли там тишина? Казалось бы, странный вопрос - мы ведь не разговариваем сами с собой. Вот здесь мы ошибаемся. Ещё как разговариваем. Причём все без исключения. Прислушайтесь к своим мыслям в данную минуту. О чём вы думаете? Что ваш разум говорит себе? Так продолжается нескончаемый диалог с собой, а мы и не замечаем его, оглушённые внешним миром и шумом его развлечений.

Методики концентрации внимания

Огромное количество методик концентрации внимания направлено на то, чтобы сузить восприятие и направить область внимания по чётко ограниченному руслу. В этом, конечно, есть смысл, если мы хотим и дальше преобразовывать себя по образу и подобию работы хорошо отлаженного механизма. Напротив, если цель нашего поиска правильного метода состоит ещё и в том, чтобы совершенствовать себя как личность, то нужно подойти более ответственно к выбору методик и найти такие, которые были бы направлены на комплексное развитие внимания и других когнитивных способностей. При этом мы не только улучшим концентрацию внимания, но и направим усилия на усовершенствование себя как личности через изучение нашей духовной сущности. Глубокое осознание человеком себя как уникальной личности неотделимо от процесса самопознания.

Упражнения на концентрацию внимания

В практике йоги, полностью посвященной познанию своей сути, уделяют много внимания изучению психики человека, процессов познания и развитию духовности. Для того чтобы проиллюстрировать сказанное, мы приведём короткий список упражнений и техник, которые способствуют развитию интеллектуальных и психических способностей человека.

Медитация

Медитация способствует развитию осознанного внимания, аналитического мышления, интенсификации эмпирического опыта и познанию себя как духовной сущности, объединённой со всем миром. Виды медитаций, полезные для освоения на начальных стадиях познания себя:

  • Аналитическая
  • Динамическая

При подготовке к медитации можно попрактиковать дхарану. Это концентрация на объекте с последующим разотождествлением себя с чувственном опытом (только на время практики).

Пранаяма

Техники управления и концентрацию на дыхании имеет смысл практиковать сразу после медитации или одновременно с её освоением. - отличный способ обратить ваше внимание на процесс дыхания. С помощью него можно не только полностью восстановить утраченную концентрацию, но и погрузиться во внутренний мир, лучше понять себя. Четыре вида пранаямы, с которых лучше всего начать практику:

  • попеременное дыхание - Анулома Вилома;
  • прерывистое дыхание - Вилома;
  • «квадратное» дыхание - Самавритти;
  • растянутое дыхание - .

Способы концентрации внимания

Остановить внутренний разговор с собой - это самый действенный метод, способствующий концентрации ума и очищению сознания. Обычно этот способ не освещают в специальной литературе, посвящённой работе человека над общей эффективностью и саморазвитию. Вместо этого отдают предпочтение техникам низшего порядка, повышающим концентрацию процентов на 20. Коэффициент полезного действия таких программ и методов по развитию концентрации внимания весьма низок.

Но результаты преподносятся публике как выдающиеся, нужно дать слушателям курсов ощутить гордость за себя. Поэтому, установив планку пониже, гораздо легче достичь заявленного в программе. Если ставить перед собой более высокие цели и думать о том, как радикально увеличить силу концентрации, то тут нужна работа над собой. Всё начинается с начала, с самоанализа, осознавания себя как личности и того, какие качества вам бы хотелось развить.

Нужно создать образ себя, каким бы вы хотели видеть себя в будущем. Когда такой образ сформирован, появилась его ментальная картинка, то можно начинать работать над приобретением желаемых качеств, которые нужно развивать.

Многие люди говорят, что нет концентрации внимания, - что делать в этом случае

Большое количество людей задаётся вопросом: «Что делать, если нет концентрации внимания?». С причинами отсутствия концентрации мы уже разобрались. Нужно начинать решать проблему с того, чтобы минимизировать воздействие отвлекающих факторов на психику:

  • постараться установить временной контроль над пребыванием в социальных сетях;
  • проводить время с друзьями лицом к лицу;
  • увеличить время вашего присутствия в реальной жизни;
  • посвящать больше времени занятиям вне сферы, захваченной Интернетом;
  • уменьшить использование мобильных устройств;
  • увеличить физическую нагрузку;
  • найти новое хобби и посвящать ему больше времени.

Для того чтобы воплотить в реальность план действий по сокращению времени пребывания в Интернете и, следовательно, перенесению сферы общения в реальный мир, где собеседники находятся друг напротив друга, хорошо подходит участие в совместных мероприятиях и ретритах.

Методы концентрации внимания

Если вы настроились очень решительно, то можно устроить и своеобразную коммуникационную «диету» или ещё лучше «пост». Он выглядит таким образом:

  • вы полностью отключены от внешнего мира - никаких СМИ, мессенджеров, общения с друзьями;
  • пребываете в тишине, изолированы от внешних раздражителей;
  • практикуете медитацию, что способствует установлению внутреннего молчания;
  • инициируете занятия духовными практиками, что способствует установлению связи с внутренним «Я», воссоединению разобщённых частей внутреннего образа и самопониманию.

Вследствие всего этого вы ощутите перемены и в вашем восприятии действительности. Утерянная концентрация внимания вновь вернётся, потому что вы научитесь управлять своими мыслями. Вы начнёте их осознавать. Именно этому учит нас медитация. Вы сможете следить за направленностью своего внимания и ясно отслеживать те моменты, когда оно вот-вот готово отвлечься. Вы сумеете вернуть его в нужную вам сторону и перестанете попусту переживать из-за невозможности сконцентрироваться.

Определяющий фактор целенаправленности внимания - любознательность

Достичь концентрации мыслей невозможно без выбора цели внимания. Выбрав то, на чём нужно сосредоточиться, осознав ваши цели, все «почему» и «для чего» вы хотите сконцентрироваться, вам станет гораздо легче направить сознание по заданному руслу. Понимать смысл того, что вы делаете, очень важно. Перефразировав Ницше, можно сказать, что если у человека есть ДЛЯ ЧЕГО концентрировать внимание, он найдёт возможность КАК это сделать. Выясните, по какой причине вы хотите изучать определённую тему, прочитать книгу, слушать лекцию и т. д. Ваше внимание само собой последует за найденной целью.

Интерес, любознательность - старайтесь разбудить в себе эти качества. К сожалению, они забыты, мотивом многих действий служит отнюдь не внутреннее желание как таковое, а давление необходимости. Получается, что человек обречён на скучное существование, где долженствование преобладает над радостью познания и открытия.

Верните в свою жизнь энтузиазм и здоровое любопытство, и вам не придётся страдать от осознания тусклого течения повседневной жизни. Вы поймёте, что не существует пустого и мелкого. В жизни нет мелочей. Разница состоит лишь в том, какую позицию вы решили занять, открыть ли ваш ум для нового или продолжать пребывать в старой парадигме мышления.

Изменив свой взгляд на жизнь, вы начнёте яснее осознавать свои цели, обретёте себя, и каждый миг вашей жизни наполнится смыслом. Оглянувшись назад, вы с улыбкой вспомните, с чего начиналось ваше , путешествие вглубь себя - с той самой работы над концентрацией внимания! Как бы ни велика была ваша проблема, вы сумели её решить, а вместе с ней и обрести самого себя.

Глава 15. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Каждый музыкант играет гаммы. Когда вы начинаете учиться игре на фортепьяно, вы прежде всего осваиваете это занятие; и вы никогда не перестаете играть гаммы. Лучшие концертные пианисты мира все еще продолжают играть гаммы. Это - основное уменье, которому нельзя позволить покрыться ржавчиной.

Каждый игрок в бейсбол практикует упражнения с битой. Это - первое, чему вы учитесь в Малой Лиге; и вы никогда не перестаете практиковаться. Каждая игра мирового первенства начинается с практики ударов битой. Основные уменья должны всегда оставаться отточенными.

Сидячая медитация - это арена, на которой медитирующий практикует свои собственные фундаментальные уменья. Игра, в которую играет медитирующий, представляет собой переживание его собственной жизни, а инструмент, на котором он играет, - аппарат его собственных ощущений. Даже самый закаленный медитирующий продолжает практиковать сидячую медитацию, потому что она настраивает и обостряет основные душевные уменья, которые ему нужны для своей особой игры. Однако нам никогда не следует забывать о том, что сама по себе сидячая медитация - это не игра. Это практика. Игра, в которой нужно применять эти основные уменья, - остальная часть нашего опытного существования. Медитация, которая не применяется в повседневной жизни, бесплодна и ограничена.

Цель медитации Випассаны - коренное и постоянное преобразование всего вашего чувственного и познавательного переживания. Она предназначена ни больше, ни меньше, для того, чтобы революционизировать ваше жизненное переживание. Такие периоды сидячей медитации представляют собой время, оставленное для практики внедрения новых привычек ума. Вы учитесь новым способам получения ощущений и понимания их. Вы развиваете новые методы обхождения с сознательной мыслью, новые виды внимания к непрерывному порыву своих собственных эмоций. Это новое поведение ума нужно заставить перенестись на остальную часть нашей жизни. Иначе медитация останется сухой и бесплодной, теоретическим сегментом вашего существования, не связанным со всем остальным его содержанием. Чрезвычайно важно совершить некоторое усилие, чтобы связать оба эти сегмента. Некоторое количество переноса произойдет спонтанно, но такой процесс будет медленным и ненадежным. Весьма вероятно, вы останетесь с чувством, что вы ничего не достигли, что весь процесс надо оставить, как неплодотворный.

Одним из самых приятных событий в вашей медитационной карьере является тот момент, когда вы впервые поймете, что медитируете среди какой–то совершенно ординарной деятельности. Вы едете по скоростному шоссе или выносите мусор - и вот сама собой включается медитация. Это незапланированное излияние столь тщательно вынашиваемых вами умений будет подлинной радостью. Оно откроет перед вами крошечное окошечко в будущее. Вы улавливаете спонтанный проблеск действительного значения практики. Вас поражает открывшаяся возможность: это преображенное состояние могло бы на самом деле стать постоянной чертой вашего переживания. Вы уясняете тот факт, что действительно могли бы провести оставшиеся дни жизни, стоя в стороне от изнурительного гомона собственных навязчивых мыслей, более не подвергаясь преследованиям собственных потребностей и вожделений. На мгновенье вы ощущаете вкус того состояния, когда вы просто стоите в стороне и наблюдаете текущий мимо поток. Это мгновенье чудесно.

Однако это виденье, вероятно, останется неосуществленным, если вы не будете активно стремиться содействовать процессу переноса. Самый важный момент в медитации - это тот, когда вы покидаете подушку. Когда завершена ваша сидячая практика, вы можете подскочить и утратить все, что получили, - и тогда лишитесь возможности принести это уменье в остальные виды своей деятельности.

Решающее значение для вас имеет понимание того, что такое медитация. Это не какая–то особая поза, не просто какой–то комплекс упражнений ума. Медитация - это культивирование внимательности и применение этой культивированной внимательности. Вам не нужно сидеть для того, чтобы медитировать. Вы можете медитировать во время мытья посуды, можете медитировать, принимая душ, катаясь на роликовых коньках или печатая на машинке письма. Медитация - это осознание; и необходимо применять осознание во всех без исключения видах деятельности нашей жизни. Это нелегко.

Мы в особенности культивируем осознание при помощи сидячей позы и спокойного места, потому что в такой ситуации сделать это легче всего. Медитация в движении более трудна. Еще труднее медитация среди шумной деятельности в быстром темпе. И наивысшего напряжения сил требует медитация среди напряженной эгоистической деятельности - как любовная история или споры. Для начинающего будет вполне достаточно и менее напряженной деятельности.

И все же конечной целью практики остается доведение своей сосредоточенности и осознания до уровня такой силы, которая останется неколебимой даже среди давления жизни в современном обществе. Жизнь предлагает множество вызовов, и серьезный медитирующий очень редко испытывает скуку.

Перенести медитацию в события вашей повседневной жизни - не просто процесс. Попробуйте, и вы увидите. Такой переходный пункт между окончанием вашего сиденья в медитации и началом «настоящей жизни» представляет собой долгий прыжок; для большинства из нас он оказывается слишком долгим. Мы обнаруживаем, как наше спокойствие и сосредоточенность испаряются в считанные минуты, оставляя нас, по–видимому, не в лучшем положении, чем раньше. Для того чтобы перекинуть мост через эту пропасть, буддисты на протяжении столетий изобрели целых комплекс упражнений, нацеленных на смягчение этого перехода. Они берут такой прыжок и разбивают его на малые ступени. Каждую ступень можно практиковать самостоятельно.

1. Медитация во время ходьбы

Наше повседневное существование наполнено движением и деятельностью. Сидеть целыми часами в полной неподвижности - почти противоположно нормальному переживанию. Те состояния ясности и спокойствия, которые мы вынашиваем среди абсолютной тишины, склонны растворяться, как только мы станем двигаться. Нам нужно какое–то переходное упражнение, которое научит нас искусству сохранять спокойствие и осознание среди движения. Медитация при ходьбе помогает нам совершить такой переход от статического покоя к повседневной жизни. Это медитация в движении; ею часто пользуются в качестве альтернативы сиденья. Ходьба особенно полезна в те периоды времени, когда вы чрезвычайно беспокойны. Зачастую один час медитации при ходьбе даст вам возможность пройти через эту беспокойную энергию и все же принесет значительную долю ясности. И тогда вы сможете продолжить сидячую медитацию с большей пользой.

Стандартная буддийская практика советует частые периоды уединения в дополнение к вашей ежедневной практике сиденья. Такое уединение - сравнительно долгий промежуток времени, посвященный исключительно медитации. Уединенная практика в течение одного или двух дней обычно для мирян. А опытные практики медитации могут проводить так целые месяцы без перерыва в обстановке монастыря, где они ничем другим не занимаются. Это строгая практика; она предъявляет к уму и телу значительные требования. Если вы не занимались такой практикой в течение нескольких лет, у вас возникнут ограничения в вопросе о том, как долго вы сможете просидеть с пользой для себя. Десять полных часов сидячей позы вызовут у большинства начинающих мучительное состояние, которое далеко превосходит силу их сосредоточения. Поэтому полезная уединенная практика должна проводиться с применением движения. Обычный стереотип практики заключает в себе чередование периодов сиденья с периодами медитации во время ходьбы. Обычная длительность такого периода - час; между периодами сиденья и ходьбы существуют краткие перерывы.

Для выполнения медитации во время ходьбы вам нужно отдельное место с пространством достаточным, по крайней мере, для пяти–десяти шагов по прямой линии. Вы будете очень медленно шагать взад и вперед; в глазах большинства жителей Запада вы будете выглядеть необычно, как бы не связанными с повседневной жизнью. Поэтому желательно, чтобы вы не занимались выполнением подобного упражнения на видном месте, где это будет привлекать ненужное внимание. Изберите закрытое место.

Физические условия просты. Изберите место, свободное от помех, начните шагать с одного конца. Постойте минуту в выжидательном положении. Руки можно держать, как вам будет удобно: спереди, за спиной или спустив по бокам. Затем, делая вдох, поднимите пятку одной ступни; выдыхая воздух, держите эту ступню на пальцах. При новом вдохе поднимите ступню, переместите ее вперед и, делая выдох, опустите и поставьте на пол. Повторите то же самое с другой ступней. Шагайте очень медленно к противоположному концу, постойте одну минуту. Затем очень медленно повернитесь кругом, постойте еще минуту прежде чем шагать назад. Затем повторите процесс. Держите голову поднятой, шею расслабленной. Держите глаза открытыми, чтобы сохранять равновесие, но не смотрите на какой–то отдельный предмет. Шагайте естественно, как можно медленнее, но без ощущения неудобства; не обращайте внимания на окружающую обстановку. Наблюдайте за возникающими внутри тела очагами напряженности и освобождайтесь от них, как только их заметите. Не делайте особых попыток быть грациозными, не старайтесь выглядеть привлекательными. Это не упражнение в атлетике и не танец. Здесь - упражнение в осознании. Ваша задача - достижение тотальной бдительности, повышения чувствительности и полного, беспрепятственного переживания движения ходьбы. Направьте все свое внимание на ощущения, приходящие от ног и ступней. Старайтесь регистрировать как можно больше информации о движении каждой ступни. Погрузитесь в чистое ощущение ходьбы и отмечайте любой тонкий оттенок движения. Прочувствуйте каждый отдельный мускул в движении. Переживайте каждое мельчайшее изменение в ощущении прикосновения, когда ступня прижимается к полу и затем снова поднимается.

Отмечайте, каким образом эти по видимости плавные движения состоят из сложной совокупности едва заметных рывков. Постарайтесь ничего не упустить. Для того чтобы повысить чувствительность, вы можете разбить движение на отдельные составные части. Каждая ступня проходит через подъем, перемещение вперед и движение вниз. Любая из этих составных частей имеет начало, середину и конец. Для того чтобы подстроиться к этой серии движений, вы можете начать с того, что будете делать подробные отметки каждой ступени.

Сделайте в уме отметку: «подъем», «движение вперед», «опускание», «касание пола», «давление» - и так далее. Такова тренировочная процедура, которая ознакомит вас с последовательностью движений и придаст уверенность в том, то вы не пропускаете ни одно из них. По мере того как вы полнее осознаете бесчисленное множество происходящих тонких событий, у вас не останется времени для слов. Вы обнаружите, что погружены в текучее непрерывное осознание движения. Ступни станут для вас целой вселенной. Если ваш ум уклоняется в сторону, отмечайте отвлечение обычным способом, затем возвращайте внимание к ходьбе. При выполнении этого упражнения не глядите на ногу и не наблюдайте в уме за картиной своих ног и ступней, когда шагаете взад и вперед. Вообще не думайте, только чувствуйте. Вы не нуждаетесь в понятиях ступней, вам не нужны и картины. Просто регистрируйте ощущения, когда они протекают. В начале вы, вероятно, будете испытывать затруднения с равновесием. Вы пользуетесь мускулами ног по–новому, так что период обучения будет естественным. Если возникнет разочарование, просто отметьте его - и дайте ему уйти.

Техника ходьбы Випассаны задумана для того, чтобы затопить ваше сознание простыми ощущениями; и это делается настолько основательно, что все прочее отброшено в сторону. Нет места для мысли, нет места для эмоций. Нет времени для страстного желания, нет времени для замораживания деятельности до серии понятий. Нет необходимости в чувстве «себя». Существует только непрестанное движение тактильных и кинестетических ощущений, бесконечный и все время меняющийся поток сырого переживания. Здесь мы учимся бегству в реальность, а не бегству от нее. Какие бы прозрения мы ни приобрели, они непосредственно применимы к остальной части нашей наполненной фантазиями жизни.

2. Позы

Цель нашей практики состоит в том, чтобы приобрести полное осознание всех граней нашего переживания в непрерывном ежемгновенном потоке. Многое из того, что мы делаем и переживаем, остается полностью бессознательным в том смысле, что мы делаем это с малым вниманием или вообще без него. Наш ум целиком направлен на что–то другое. Большую часть времени мы тратим как бы на движение под контролем автопилота, заблудившись в тумане мечтаний и забот.

Один из наиболее часто пренебрегаемых аспектов нашего существования - это наше тело. Зрелище многоцветной мультипликации в нашем уме настолько увлекательно, что мы склонны отвести все внимание от кинестетических и тактильных ощущений. Их информация ежесекундно льется по нервам в мозг, но мы достаточно плотно преграждаем ей доступ к сознанию. Она вливается в нижние уровни ума и не доходит до более высоких. Буддисты выработали упражнение, рассчитанное на то, чтобы открыть все шлюзы и пропустить этот материал в сознание. Это еще один способ, дающий возможность сделать бессознательное сознательным.

За один лишь день ваше тело подвергается всевозможным искривлениям. Вы сидите и стоите; вы ходите и лежите; вы нагибаетесь, бегаете, ползаете, валяетесь. Учителя медитации побуждают вас осознавать этот постоянно продолжающийся процесс. В течение всего дня каждые несколько минут производите кратковременную проверку своей позы. Это упражнение не предназначено для исправления положения тела или улучшения внешнего вида. Пройдитесь своим вниманием по всему телу и прочувствуйте, как вы его держите. Сделайте в уме безмолвную отметку: «ходьба», «сиденье», «лежанье» или «стоянье». Все это звучит до нелепого просто; но не относитесь к этой процедуре с пренебрежением. Это - мощное упражнение. Если вы выполняете его основательно, если вы действительно глубоко внедряете эту умственную привычку, она сможет революционизировать ваше переживание; она проталкивает вас в совершенно новое измерение ощущений, и вы чувствуете себя подобно слепому, который вновь обрел зрение.

3. Действия с медленными движениями

Каждое выполняемое вами действие состоит из отдельных частей. Такое простое действие как завязывание шнурков на ботинках составлено из сложной серии мелких движений. Детали этих движений большей частью проходят незамеченными. Для того чтобы способствовать созданию общей привычки внимательности, вы можете выполнять простые действия с очень малой скоростью - делая усилие обращать полное внимание на каждый нюанс действия.

Вот один пример: вы сидите за столом и пьете чай. Здесь налицо много материала для переживания. Бросьте взгляд на свою позу, когда вы сидите и чувствуете ручку чашки между пальцами. Уловите аромат чая, отметьте местонахождение чашки, находящегося внутри чая, своей руки и стола. Наблюдайте, как у вас в уме возникает намерение поднять чашку, почувствуйте руку, когда она поднимается, почувствуйте своими губами чашку и жидкость, вливающуюся в рот. Ощутите вкус чая, затем наблюдайте возникновение намерения опустить руку. Весь этот процесс захватывающе прекрасен, если вы вполне в нем присутствуете, обращая беспристрастное внимание на каждое ощущение и на поток мыслей и эмоций.

Ту же тактику можно применять ко многим видам вашей повседневной деятельности. Намеренное замедление мыслей, слов и движений позволяет вам проникнуть в них гораздо глубже, чем это можно было бы сделать при других обстоятельствах. То, что вы при этом обнаруживаете, крайне удивительно. В начале во время наиболее регулярной деятельности сохранять преднамеренно замедленный темп очень трудно; но уменье растет со временем. Глубокие постижения происходят во время сидячей медитации; но когда мы по–настоящему рассматриваем собственную внутреннюю работу среди повседневных форм деятельности, могут иметь место даже более глубокие откровения; это и будет той лабораторией, где мы начинаем действительно видеть механику собственных эмоций и действие своих страстей. Как раз здесь мы можем правильно измерить надежность своих рассуждений и уловить проблеск различия между нашими истинными мотивами и теми претенциозными доспехами, которые мы носим для того, чтобы дурачить себя и других.

Мы найдем в этой информации очень много удивительного; но вся она будет полезной. Чистое внимание вносит порядок в тот мусор, который собирается в этих неопрятных уголках ума. Когда вы достигаете ясного понимания среди обычной повседневной деятельности, вы приобретаете способность оставаться разумными и мирными, направляя проницательный свет внимательности в эти иррациональные закоулки и расщелины ума. Вы начинаете видеть степень своей ответственности за собственные душевные страдания. Вы видите, что ваши горести, страхи и напряжения порождены вами самими; вы видите, каким образом вы оказываетесь причиной собственных страданий, слабостей и ограничений. И чем глубже вы понимаете этот душевный процесс, тем меньше власти имеет все это над вами.

4. Координация дыхания

Во время сидячей медитации нашим первичным фокусом сосредоточения оказывается дыхание. Тотальная сосредоточенность на постоянно изменяющийся момент. Тем же самым принципом можно воспользоваться среди движения. Вы можете координировать со своим дыханием деятельность, которой заняты. Это придает вашему движению плавный ритм, сглаживает многочисленные резкие переходы. Облегчается сосредоточенная деятельность, возрастает внимательность. Таким образом ваше осознание с большей легкостью пребывает в настоящем времени. В идеальном понимании нужно практиковать медитацию в течение всех двадцати четырех часов в сутки. Это в высшей степени практическое указание. Состояние внимательности есть состояние готовности ума. Ум не отягощен заботами, не связан тревогами. Ежемгновенно можно иметь дело с тем, что появляется. Когда вы по–настоящему внимательны, ваша нервная система обладает свежестью и эластичностью, а это благоприятствует прозрению. Возникает проблема, и вы просто решаете ее, решаете быстро, действенно, с наименьшей суетой. Вы не остаетесь в состоянии возбуждения, вы не убегаете от суеты в какой–то тихий уголок, а потому можете сесть и медитировать о ней. Вы просто заняты ей. И в таких редких случаях, когда любое решение кажется невозможным, вы не испытываете тревоги по этому поводу, а просто переходите к следующему предмету, который нуждается в вашем внимании. Ваша интуиция становится весьма практической способностью.

5. Украденные мгновенья

Для серьезного практика медитации не существует понятия времени, потраченного впустую. Можно обратить к выгоде малые участки мертвого пространства, возникающие в течение дня; каждым свободным мгновеньем можно воспользоваться для медитации. Если вы в состоянии тревоги сидите на приеме у зубного врача, медитируйте об этой тревоге. Стоя в очереди в банке и испытывая чувство раздражения, медитируйте о раздражении. Когда вы томитесь от безделья на автобусной остановке, медитируйте о скуке. Старайтесь оставаться весь день бдительными и осознающими. Будьте внимательны к тому, что происходит сию минуту, даже если происходящее представляет собой утомительную и нудную работу. Пользуйтесь моментами, когда вы оказываетесь в одиночестве; пользуйтесь теми видами деятельности, которые в большей части своей механичны. Используйте каждую секунду свободного времени, чтобы проявлять внимательность. Пользуйтесь всеми свободными мгновениями, какими сможете.

6. Сосредоточение на всех действиях

Вам следует стараться в течение всего дня поддерживать внимательность к любой деятельности и к любому восприятию, начиная с первого восприятия, когда вы только что пробудились, и кончая последней мыслью перед тем, как вы заснете. Это невероятно высокая цель, к которой мы стремимся. Не ожидайте, что вы сумеете в скорости осуществить этот труд. Занимайтесь им лишь медленно; пусть ваши способности растут со временем. Наиболее выполнимый способ подойти к этой проблеме - разделить день на отрезки. Посвятите определенный промежуток времени внимательности к положению тела, затем распространите эту внимательность на другие простые формы деятельности: на еду, умывание, одевание и тому подобное. Иногда вы в течение дня можете уделить практике наблюдения особых состояний ума, например, приятных, неприятных и безразличных, пятнадцать минут или около того; или наблюдайте препятствия, или мысли. Специальная рутина зависит от вас. Идея здесь в том, чтобы вести практику, занимаясь разнообразными вопросами, чтобы на протяжении всего дня сохранить состояние внимательности с возможной полнотой.

Постарайтесь осуществлять такую повседневную рутину, в которой различие между сидячей медитацией и остальными вашими переживаниями было бы как можно меньшим. Пусть одно состояние плавно переходит в другое. Ваше тело почти никогда не бывает спокойным. Всегда можно наблюдать какое–то движение; а в самом крайнем случае у вас остается дыхание. Ваш ум никогда не перестает болтать, исключая лишь самые глубокие состояния сосредоточенности. Всегда появляется нечто, пригодное для наблюдения. Если вы будете серьезно применять свою медитацию, вы никогда не упустите что–нибудь, достаточное внимания.

Следует сделать практику применимой к ситуации нашей повседневной жизни. Это - ваша лаборатория. Она представляет вам возможность проводить испытания, обеспечивает вас стимулами, необходимыми для того, чтобы сделать практику глубокой и подлинной. Это пламя, которое очищает вашу практику от ошибок и обмана, это самая серьезная проверка, которая показывает вам ваши отклонения и самообман. Если медитация не помогает вам справляться с ежедневными конфликтами и борьбой, тогда она поверхностна. Если ваши повседневные эмоциональные реакции на становятся более ясными, если вам нелегко с ними справляться, тогда вы напрасно тратите время. И вы никогда не узнаете, как вы делаете дела, пока по–настоящему не пройдете это испытание.

Практика внимательности по предположению универсальна. Вы заняты ею все время, а не только в течение каких–то кратких периодов; вы не прекращаете ее по окончании этих периодов. Медитация, которая бывает успешной только тогда, когда вы удаляетесь в некоторую звуконепроницаемую башню из слоновой кости, все еще остается неразвитой. Медитация прозрения - это практика ежемгновенного осознания. Медитирующий учится обращать внимание в его чистом виде на рождение, рост и распад всех явлений ума. Он не отворачивается ни от одного из них, не позволяет ни одному пройти незамеченным. Мысли и эмоции, действия и желания - таково это зрелище в целом. Он наблюдает все - и наблюдает непрерывно. Неважно, приятно ли это зрелище или отвратительно, прекрасно или постыдно. Он видит, каким образом все существующее живет и каким образом изменяется. Не исключается ни один аспект переживания, ни один аспект не избегается. Эта процедура весьма бескомпромиссна.

Если в своей повседневной деятельности вы обнаруживаете, что оказались в состоянии утомления, медитируйте о своем утомлении. Выясните, как оно чувствуется, как действует, из чего состоит. Если вы сердитесь, медитируйте о гневе, исследуйте механику гнева. Не бегите от него. Если вы обнаружите, что сидите, охваченные мрачной подавленностью, медитируйте об этой подавленности в духе бесстрастия и пытливости. Не убегайте от нее, закрыв глаза. Исследуйте лабиринт и схему ее путей. Таким образом вы сумеете лучше справиться со следующей депрессией, когда она придет.

Идти своим путем в состоянии медитации, двигаться через все подъемы и падения повседневной жизни - такова вся суть Випассаны. Практика подобного рода чрезвычайно сурова и требовательна, но она порождает состояние душевной гибкости, не имеющее себе равного. Каждую секунду медитирующий сохраняет открытость ума, постоянно исследует жизнь, проверяет собственные переживания, рассматривает существование бесстрастно, в духе исследования. Таким образом он постоянно открыт для истины в любой ее форме, из любого источника и в любое время. Это состояние ума нужно для освобождения.

Сказано, что если ум держится в состоянии медитативной готовности, мы можем достичь просветления в любой момент. Стимулом иногда оказывается самое незначительное, самое обычное восприятие: вид Луны, крик птицы, шелест ветра среди деревьев. Важен не столько объект восприятия, сколько то, как именно вы следите за этим восприятием. Существенно такое состояние открытой готовности; и если вы готовы, просветление может произойти с вами прямо сейчас. Сигналом может послужить даже ощущение прикосновения этой книги к вашим пальцам; достаточным мог бы оказаться звук этих слов в вашем уме. Вы могли бы достичь просветления сию секунду, если бы были готовы. автора Кит Вон Кью

Память в повседневной жизни /продолжение/ Как запомнить ваш распорядок дня (и не забыть назначенных встреч) Если вы планируете на следующий - день несколько дел и встреч, вы можете использовать память для составления накануне вашего распорядка дня.Для этого достаточно

Из книги Лоджонг автора Тинлей Геше Джампа

Из книги Почему с хорошими женщинами случаются плохие вещи. 50 способов выплыть, когда жизнь тянет тебя на дно автора Стивенз Дебора Коллинз

Советы по практике лоджонг в повседневной жизни Я надеюсь, что этих учений хватит в качестве материала для вашего размышления, в качестве методов, которыми вы можете пользоваться. Если я дам еще больше материала, я опасаюсь, что у вас в уме все это рассыплется, как

Из книги Совершенное владение телом и разумом [Как добиться успеха в спорте и жизни] автора Миллмэн Дэн

Из книги Медитация: практическое руководство автора Уоллес Алан Б

Из книги Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют [Как разумно и мудро подбирать слова] автора Телушкин Джозеф

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Из книги Эрос, сознание и Кундалини автора Соватски Стюарт

13. Воплощение принципов нравственной речи в повседневной жизни Те, кто возвращается к жизни после алкоголизма – знают, что для достижения успеха им необходимо всегда быть очень осторожными с алкоголем. Если им доведется попасть на вечеринку, где на столе будут спиртные

Из книги Таинственный помощник внутри тебя автора Шмидт К. О.

Глава 8 Обоснование в обыденном Тантрические отношения в повседневной жизни Как насчет всех словесных баталий любви? Как насчет каждодневных стараний «добиться толка»? Мы рассмотрели высоты тонкости; а как насчет более обыденных ситуаций, когда мы говорим друг другу

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Искусство в повседневной жизни Практика осознанности – это не только лишь сидячая медитация или медитация в действии. Это уникальная практика тренировки в поведении вдохновлённого человека. Именно это значит быть художником.В практике осознанности, на санскрите

Из книги Медитация и осознанность автора Паддикомб Энди

Из книги автора

Из книги автора

Упражнения на осознанность в повседневной жизни Конечно, ежедневно по 10 минут или даже больше сидеть и практиковаться в медитации очень приятно. И все же потенциал осознанности раскрывается в полной мере, лишь когда вы начинаете применять ее в повседневной жизни. В этой