Медицинское последипломное образование. Российская медицинская академия последипломного образования Кафедра постдипломной подготовки врачей

02.09.2021 Лечение

Российская медицинская академия последипломного oбразования (РМАПО) осуществляет следующие виды последипломного обучения на бюджетной основе:

  • усовершенствование кадров практического здравоохранения (общее и тематическое);
  • профессиональная переподготовка специалистов (специализация);
  • обучение в клинической ординатуре
  • подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • подготовка к сдаче квалификационного экзамена на сертификат специалиста;
  • подготовка на аттестационных циклах для аттестации на высшую, первую и вторую квалификационные категории;
  • обучение в форме стажировки на рабочем месте;
  • плановые выездные циклы - сертификационные, общего и тематического усовершенствования.


Последипломное обучение на циклах усовершенствования, профессиональной переподготовки проводится на бюджетной основе*:

  • по заявкам /ходатайствам/ руководителей органов и учреждений здравоохранения РФ и личным заявлениям граждан;
  • для работающих в ЛПУ, не относящихся к системе Минздрава РФ, или в коммерческих структурах - по заявкам руководителей ЛПУ /коммерческих структур/ или по личным заявлениям граждан на платной основе;
  • для граждан зарубежных государств - по заявкам руководителей органов /учреждений/ здравоохранения или личным заявлениям граждан зарубежных государств
  • на платной основе.

ИСТОРИЯ АКАДЕМИИ


Вопрос об организации в Москве Института для повышения квалификации врачей был решен в 1928 г. Коллегией Наркомздрава. В подготовленном проекте были сформулированы основные задачи института: усовершенствование и специализация врачей, подготовка научных кадров, подготовка организаторов здравоохранения и больничных администраторов. Институт планировался головным и должен был принять на себя руководство учебно-методической деятельностью всех институтов усовершенствования и возглавить научные работы по проблемам усовершенствования медицинских кадров. Проект был одобрен Наркомздравом РСФСР и принят к исполнению.

В соответствии с Решением Правительства Российской Федерации Центральный институт усовершенствования врачей был открыт 1 декабря 1930 года. Обязанности первого директора института были возложены на профессора Данишевского Григория Михайловича, который в то время работал директором Центрального научно-исследовательского института курортологии и одновременно руководил в Наркомздраве медицинским образованием. Первое организаццонное собрание профессоров института состоялось 20 декабря 1930 г.. В этом собрании приняли участие известные ученые, основатели будущих кафедр института: Авербах М.И. (кафедра глазных болезней), Киреев М.П. (кафедра инфекционных болезней), Лурия Р.А. (первая терапевтическая кафедра), Маргулис М.С. (кафедра нервных болезней), Розанов В.Н. (кафедра хирургии), Сысин А.Н. (кафедра коммунальной гигиены), Талалаев В.Т. (кафедра патоанатомии) .

18 февраля 1931 г. Наркомздравом был утвержден Устав института, которым институт определялся как головное учреждение в государственной системе усовершенствования врачей. За институтом закрепилось название — Центральный институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения. С первых дней организации института проводилась работа по формированию кафедр, созданию материально-технической базы, планированию и организации учебной и научной работы. В течение первого года работы в институте было создано 25 кафедр, в том числе: две кафедры внутренних болезней, хирургии, патанатомии, нервных болезней, бактериологии и эпидемиологии, оториноларингологии, курортологии и бальнеологии, туберкулеза, оперативной хирургии и топанатомии, кожно-венерических болезней, общей и специальной санитарии, организации советского здравоохранения, глазных болезней, ортопедии и травматологии, профессиональной патологии, урологии, психопрофилактики и психиатрии, стоматологии и одонтологии, физкультуры, неотложной хирургии, диалектического материализма, бактериологии, промышленной гигиены, военной санитарии.

В качестве основных клинических баз института были определены: Московская городская клиническая больница им. С.П.Боткина, Центральная больница Наркомата путей сообщения, Центральный туберкулезный институт АМН СССР, Московский областной туберкулезный институт, Центральный институт курортологии, клиника лечебного питания Государственного института питания, Институт неотложной помощи им. Склифосовского, институт онкологии, Институт общей и коммунальной гигиены, Институт эпидемиологии и микробиологии и ряд других научных и лечебных учреждений. ЦИУ было также передано большинство разнозненных курсов усовершенствования врачей, проводимых различными НИИ и крупными лечебными учреждениями Москвы.

В 1932 г. были открыты кафедры: инфекционных болезней, педиатрии, физиотерапии, акушерства и гинекологии, здравпунктов, социального страхования, пищевой санитарии и гигиены, рентгенологии, диэтики, челюстно-лицевой хирургии, стоматологии, детского раннего возраста, судебной медицины. В 1935 г. в ЦИУ было 58 кафедр и самостоятельных доцентур. За первые пять лет было выпущено 14664 врача и организаторов здравоохранения; из них 20% были подготовлены на выездных циклах. В марте 1936 г. были организованы методические комиссии по хирургическому, терапевтическому и санитарно-гигиеническому секторам, которые в дальнейшем были реорганизованы в отделения, а затем в деканаты. 1936 г. характеризуется благоприятными сдвигами во всех областях деятельности института. В этом году принято в эксплуатацию новое здание на Беговой улице, получены помещения на улице Баррикадной. А здание, полученное на Садово-Кудринской и в настоящее время является нашим главным административным зданием.

Важный импульс получили научные исследования. В мае 1936 г. была проведена первая научно-практическая конференция (по проблемам клиники и аллергии), прошедшая с большим успехом. В резолюции конференции ее участники обращались к научным сотрудникам и преподавателям всех ГИДУВов с призывом активно осуществлять подготовку научных кадров. С января 1938 г. ЦИУ разрешена защита кандидатских диссертаций на советах факультетов. В 1939 г. назначена постоянно действующая комиссия для подготовки к изданию первого сборника научных трудов ЦИУ. Открылись периферические кафедры ЦИУ на базе научных и крупных лечебно-профилактических учреждений страны, был организован отдельный курортный факультет. Предвоенное время характерно для ЦИУ интенсивной работой по воспитанию и подбору кадров, укреплению трудовой дисциплины. В этом направлении значительно прослеживаются и особенности того времени. За относительно короткий период сменились пять директоров (Гроссман Я.Л., Гинзбург Б.С., Беленький С.Ю., Металликов М.С., Шумаров С.Я.) пока директором не была назначена Лебедева Вера Павловна, проработавшая в этой должности свыше 20 лет.

В 1939 г. начались военные действия на финском фронте, что отразилось на тематике циклов и в целом на всей деятельности ЦИУ — руководители кафедр выполняют ответственное задание Правительства по организации высококвалифицированной помощи бойцам Красной Армии. С 1941 г. вся жизнь института была подчинена требованиям военного времени. Однако полного свертывания деятельности ЦИУ и полной эвакуации не было. В выпускниках института остро нуждался фронт и военные госпитали и поэтому уже в 1942 г. была восстановлена учебно-научная часть института и ряд кафедр хирургического профиля, восстановлена работа Ученого Совета. За все годы Великой Отечественной войны ЦИУ подготовил для фронта и тыла более 25 тысяч квалифицированных медицинских специалистов. С окончанием войны институт приступил к решению мирных задач; фронтовые кафедры были ликвидированы.С 1947 г. началась систематическая работа по повышению квалификации иностранных врачей.

Институт приступил к редакционно-издательской деятельности; фонд библиотеки составил более 75 тысяч названий научных и учебных книг; проведена 3-я научная конференция сотрудников ЦИУ; началась подготовка специалистов здравоохранения с высшим не медицинским образованием (биологи и физики).В 1955 г. институт торжественно отметил 25-летний юбилей — за это время в ЦИУ повысили квалификацию более 80 тысяч врачей. В 1959 г. директором ЦИУ назначается Ковригииа Мария Дмитриевна, которая более четверти века возглавляла институт. В составе 14 кафедр и ЦНИЛ был организован медико-биологический факультет.

Одним из важнейших направления — НИР стали научные исследования по проблеме — Научные основы усовершенствования врачей. Вскоре к этим исследованиям присоединились все учебные подразделения института, начали успешно развиваться межинститутское и международное сотрудничество. В начале 60-х годов институт становится авторитетным учреждением подготовки научных кадров для здравоохранения многих стран Азии, Африки, Латинской Америки. С 1963 г. стали регулярно функционировать Московские международные курсы больничных администраторов ВОЗ. Свыше 25 лет практиковалась и принесла институту заслуженную славу подготовка усовершенствования врачей по открытой системе телевидения.

В ноябре 1967 г. институт был удостоен высшей награды — ордена Ленина и сокращенно стал называться ЦОЛИУВ. В 1980 г. за достигнутые успехе в деле повышения квалификации врачей и за международное сотрудничество в последипломной подготовке медицинских кадров институт был награжден почетным знаком "Золотой Меркурий". В 1985 г. ректором ЦОЛИУВ назначается профессор Кашкин Кирилл Павлович. В 1988 г. ректором избран профессор Гаврюшов Виктор Васильевич Несмотря на сложности переходного периода к 1990 г., ЦОЛИУВ продолжал оставаться самым авторитетным образовательным учреждением страны в области последипломного образования медицинских специалистов. В 1994 г. на базе ЦОЛИУВ создана Российская медицинская академия последипломного образования, сокрашенно — РМАПО. В том же году ректором академии была избрана профессор Мошетова Лариса Константиновна, ныне академик РАМН.

РМАПО СЕГОДНЯ


Сегодня академия является крупнейшим учебно-научным и методическим центром последипломной подготовки кадров здравоохранения Российской Федерации.


В академии функционирует 7 факультетов: хирургический, терапевтический, педиатрический, медико-биологический, медико-профилактический, организации национального и международного здравоохранения, стоматологический; 118 кафедр, научно-исследовательский центр, центр непрерывного образования и аттестации кадров здравоохранения, радиологическая клиника, инфармационно-вычислительный центр, фундаментальная библиотека и другие подразделения. В академии работает более 2-х тысяч сотрудников, в том числе 25 академиков и членов-корреспондентов РАМН, 220 профессоров и докторов наук, более 550 кандидатов наук. Академия успешно прошла очередную аттестацию и была аккредитована. Проводится последипломное обучение — повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка врачей и средних медработников по всем врачебным и сестринским специальностям.

В академии осуществляется и послевузовское обучение по всем врачебным специальностям. Проводится подготовка и повышении квалификации парамедицинских специалистов (инженеры, химики, физики, экономисты и др.). Как головное учреждение, академия оказывает методическую помощь всем образовательным учреждениям последипломного медицинского образования страны. На базе академии функционирует Центральная аттестационная комиссия Минздрава РФ.

Ежегодный выпуск специалистов здравоохранения устойчиво превышает 25 тысяч человек, значительную часть которых представляют руководители кадров здравоохранения и профессорско-преподавательский состав медвузов и институтов усовершенствования врачей. В клиническую базу академии входят 54 ведущих московских клиник и институтов,среди которых: Городская клиническая больница им. С.П.Боткина, детские больницы — Тушинская и Св.Владимира, Кардиологический научный центр РАМН, Онкологический научный центр им.Н.Н.Блохина, Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева, Научно-исследовательский институт Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского и другие крупные учреждения. Научно-исследовательская деятельность академии по-прежнему концентрируется на узловых проблемах медицинской науки. Особое внимание уделяется разработке научных основ усовершенствования врачей.

В настоящее время РМАПО сотрудничает с Всемирной организацией здравоохранения, Европейским комитетом здоровья, Международным комитетом Красного Креста, рядом международных ассоциаций и компаний, научных организаций и учебных заведений. В академии функционирует 6 центров, сотрудничающих с ВОЗ.

Институт профессионального образования ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) создан с 1 декабря 2013 года на основании решения Ученого совета Университета (протокол № 8 от 14 ноября 2013 года) в целях организации деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров (приказ Ректора Университета от 4 декабря 2013 года № 896/Р). В его состав вошли: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов; инновационных образовательных технологий); кафедры, реализующие программы ДПО; отдел аспирантуры; отдел ординатуры.

Директором института профессионального образования назначена - профессор, доктор медицинских наук .

В настоящее время в состав Института профессионального образования входят: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов); кафедры, реализующие программы ДПО.

Институт профессионального образования осуществляет подготовку специалистов практически по всем врачебным специальностям. На его базе ежегодно повышают квалификацию более 15 тысяч работников практического здравоохранения. Кроме обучения слушателей, профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку специалистов в ординатуре, аспирантуре и докторантуре. К преподавательской деятельности привлечены высококвалифицированные специалисты, имеющие ученую степень кандидата или доктора медицинских наук. Обучение проводится более чем по 50 врачебным специальностям.

Кафедры института профессионального образования располагаются не только на базах Клинического центра Университета, но и на клинических базах ведущих Научно-исследовательских институтов, научных центров РАН, крупных городских клинических больниц, поликлиник, роддомов и диспансеров. Это дает возможность преподавателям помимо проведения теоретических занятий, демонстрировать современные диагностические и лечебные методики и знакомить слушателей с последними достижениями медицинской науки и практики.

Обучение медицинских работников проводится с использованием симуляторов и тренажеров, что позволяет проводить отработку практических навыков на более высоком уровне.

Институт профессионального образования активно участвует в организации и проведении обучения с применением дистанционных образовательных технологий, а также обучении с применением образовательного сертификата, онлайн-курсов.

С их помощью проходят обучение врачи Астрахани, Ярославля, Ростова, Тулы, Липецка, Белгорода, Пензы, Брянска, Таймыра, Якутска, Ингушетии и ряда других городов Российской Федерации.

Институт профессионального образования активно участвует в пилотных проектах, реализуемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, Департаментом здравоохранения города Москвы:

Пилотный проект по подготовке врачей общей практики для медицинских учреждений г. Москвы по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»

Пилотный проект «О присвоении статуса «Московский врач» по специальностям «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Психиатрия», «Рентгенология», «Гастроэнтерология», «Клиническая фармакология», «Судебно-медицинская экспертиза», а с 01 апреля 2019 года - «Клиническая лабораторная диагностика» на базе Методического центра аккредитации специалистов.

Институт профессионального образования организует и постоянно проводит специальный экзамен для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ, а также экзамена по допуску к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала.

Медицина - достаточно сложная профессиональная деятельность. Специалистам данного профиля требуется не только большой объем теоретических знаний, но и достаточное количество практических навыков. Хотя уровень медицинского образования в нашей стране хуже, чем европейских государствах, нельзя не отметить тенденцию к улучшению уровня качества врачебных услуг. Это обусловлено не только оснащением клиник современным оборудованием, но и значительным повышением уровня профессионализма работников данной сферы.

Медицину по праву можно назвать достаточно прогрессивной сферой научной и предпринимательской деятельности, ввиду чего к работникам данного направления предъявляются довольно высокие требования. Поэтому нет повода усомниться в том, что постоянное повышение уровня квалификации докторов и прочего медперсонала жизненно необходимо на современном этапе развития данной отрасли.

АНО ДПО «СНТА» предлагает гражданам, имеющим среднее или высшее медобразование, пройти специализированные обучающие по переподготовке и повышению уровня квалификации. Все материалы, используемые нашими специалистами в учебном процессе, подобраны с учетом специфики различных направлений медицины. Они отобраны и сгруппированы по модулям, опираясь на нормы федеральных стандартов.

Курсы обучения врачей в учебном центре СНТА

Профессиональный и всесторонний подход к образовательному процессу помог сотрудникам Академии сформировать качественные и полезные учебные программы. Пройдя курс, заказчик получит навыки и знания, которые не будут просто теоретическим багажом и забудутся сразу по окончании обучения. Наши материалы реально пригодятся в трудовой деятельности.

В ходе обучения каждому клиенту предоставляется теоретическая информация по выбранной теме, предлагаются к выполнению различного рода задания. Обучение осуществляется по нескольким программам. Каждая характеризуется своими нюансами, которые можно уточнить у кураторов Академии.

Повышение квалификации медицинских работников

Согласно требованиям, установленным нормами законодательства РФ, персонал высшей и средней категории медучреждений обязан повышать уровень своей квалификации не реже 1 раза в течении 5 лет. Это - необходимое условие осуществления дальнейшей трудовой деятельности. Медработники проходят сертификационные циклы (минимальная длительность - 144 академических часа), а также тематические курсы усовершенствования (16 академических часов и выше).

На базе высшего медицинского образования

В АНО ДПО «СНТА» повышение квалификации граждан, имеющих ВМО, осуществляется согласно одному из следующих сценариев:

  • Сертификационный цикл длительностью 144 академ. часов. По окончании слушателям выдаются сертификаты и удостоверения. Все документы соответствуют госстандартам
  • Цикл тематического совершенствования. Продолжительность - от 16 академ. часов. По итогу оформляются соответствующие удостоверения.

На базе среднего медицинского (медсестры и медбратья) образования

Совершенствование профессиональных знаний и навыков среднего медперсонала описано в Приказе Минздрава РФ №83н от 10 февраля 2016 г. Согласно этому документу, медсестры / медбратья обязаны повышать уровень квалификации 1 раз в 5 лет. Факт прохождения обучения должен подтверждаться документально.

Для работников, не имеющих ВМО, на базе Академии разработаны специализированные курсы обучения. По окончании выдаются удостоверения и сертификаты, соответствующие всем государственным стандартам.

Профессиональная переподготовка медработников

В соответствии с законодательными нормами (в частности, Законом “Об образовании в России” №273-ФЗ от 29.1.2012 г.), медсотрудники, обладающие специализацией, полученной после прохождения интернатуры или ординатуры, имеют право получить ещё одну специализацию. Это осуществляется путем прохождения проф.переподготовки.

Основные требования к данным обучающим программам содержатся в положениях Закона №273-ФЗ. Согласно документу, минимальная продолжительность курса переподготовки - 250 ак.час. или 3-4 календарных месяца.

Переподготовка на базе высшего медицинского образования

Переподготовка граждан, имеющих высшее медицинское образование, позволяет получить им новую специализацию. Список направлений, по которым врач может пройти переподготовку, содержится в Приказе Минздрава РФ №707. После прохождения образовательного курса АНО ДПО «СНТА» выдается диплом государственного образца. Напоминаем, что с 01.01.2019 г. выдача сертификатов о профессиональной переподготовке остановлено. Вместо них оформляется свидетельство об аккредитации врача. Документ выдается после успешной сдачи экзамена в территориальном подразделении Минздрава РФ - региональном аккредитационном центре.

Переподготовка на базе среднего медицинского образования

Профессиональная переподготовка медсестер и медбратьев также позволяет им обрести новую специальность. Список направлений перечислен в Приказе Минздрава РФ. Уточнить подробную информацию можно у сотрудников нашей Академии.

Как проходит обучение медработников?

Основные направления обучения в нашей Академии представлены ниже:

  • лабораторная и клиническая специализация;
  • косметология, диетология;
  • дерматологическая деятельность;
  • кардиология;
  • менеджмент в сфере здравоохранения.

Число направлений корректируется в зависимости от рыночного спроса и степени подготовки обучающегося. По каждому направлению в учебном плане сформированы отдельные блоки. Все учебные материалы размещены на официальном сайте организации. Воспользоваться ими можно в любое время суток. Обучение в нашей академии дистанционное.

Оценка эффективности усвоения материалов осуществляется путем проведения итогового тестирования.

Бумаги об окончании курсов направляются получателю курьерской доставкой, либо экспресс-почтой. Они выдаются адресату под роспись, поэтому утеря и ошибки исключены.

Преимущества курсов переподготовки и усовершенствования по здравоохранению в Академии переподготовки СНТА

  1. Мы стремимся предоставить заказчиком качественный и актуальный обучающий материал, отвечающий современным государственным стандартам.
  2. График обучения очень гибкий. Каждый слушатель может установить необходимое количество учебных часов самостоятельно.
  3. Получить документы, подтверждающие факт успешного прохождения обучения, можно в любой точке России - его доставят в любое удобное место.
  4. Все дипломы и сертификаты изготавливаются в соответствии с государственными требованиями и действуют на всей территории РФ.
  5. Положительные отзывы клиентов каждый раз доказывают, что наши курсы действительно эффективны. Мы реализуем грамотный подход к работе и активно используем новейшие технологии обучения.

Учиться — всё равно, что грести против течения:
только перестанешь — и тебя гонит назад.
Китайская поговорка.

Последипломное обучения врачей зародилось в 30-е годы XIX века, когда университеты Москвы, Казани и Киева стали практиковать обучение врачей с целью повышения их квалификации, также применялись стажировки врачей в зарубежных клиниках. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования.

Медицинское последипломное образование превратилось в единую государственную систему в нашей стране в 1964 году. В 1965 году все институты усовершенствования врачей были переданы Минздраву СССР, а в 1968 году была введена интернатура.

Поиск оптимальной модели врачебной подготовки привёл в конце 90-х годов ХХ века к признанию необходимости непрерывного медицинского последипломного образования, что выразилось в изменении парадигмы от «образование на всю жизнь » на «образование через всю жизнь ».

Медицинское последипломное образование можно разделить на несколько видов:

  1. Получение основной специальности (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура).
  2. Повышение квалификации (усовершенствование).
  3. Профессиональная переподготовка.
  4. Самообразование.

Получение основной специальности

Федеральным законом от 22.08.1996 № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими редакциями) определено, что для лиц, завершивших обучение в медицинском высшем учебном заведении, основанием для занятия ими должностей является годичная последипломная подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Интернатуру не проходят выпускники, поступившие в клиническую ординатуру или аспирантуру. Более того, не по всем специальностям предусмотрено прохождение интернатуры. Например, получить основную специальность «Психиатрия » можно как через прохождение интернатуры, так и через обучение в клинической ординатуре. А вот для специальности «Психиатрия-наркология » интернатура не предусмотрена, только — клиническая ординатура (см. приказы в подразделе «Допуск к медицинской деятельности », иллюстрирующие медицинское последипломное образование).

Полный перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка через интернатуру, изложен в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.05.05 № 2374-ВС «О подготовке специалистов в интернатуре ».

Повышение квалификации

Медицинское последипломное образование в виде повышения квалификации (усовершенствование) — это обновление теоретических и практических знаний по уже приобретённой специальности.

Постановлением Правительства РФ № 610 от 26.06.95 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов» утверждено, что последипломное образование в виде повышения квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет .

Медицинское последипломное образование на данном уровне проходит в виде циклов общего или тематического усовершенствования и подтверждается документами:

  • удостоверением о повышении квалификации — для врачей, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объёме от 72 до 100 часов;
  • свидетельством о повышении квалификации — для слушателей, прошедших длительное обучение по программе в объёме свыше 100 часов.

Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка специалистов является ещё одним видом медицинского последипломного образования и проводится на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки должен составлять более 500 часов. В конце обучения пишется дипломная работа и сдаётся государственный итоговый экзамен. Взамен вручается диплом о профессиональной переподготовке , который удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определённой сфере.

Самообразование

Перманентное самообразование является ключевым моментом медицинского последипломного образования. Именно регулярные самостоятельные усилия (в идеале — ежедневные), а не прохождение раз в пятилетку циклов усовершенствования, служат залогом профессиональной компетентности.

Более того, в некоторых дисциплинах, например, в таких, как внутренние болезни, невозможно оказывать качественную медицинскую помощь, не будучи в курсе последних достижений медицинских знаний.

Медицинские вузы России

Перечень учреждений, в которых есть факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки, содержится в файле Медвузы России . Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов.

Список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения, изложен в отдельном файле (уточните данный список по месту обучения).