Занятия физической культурой специальной медицинской группе. Программа для специальной медицинской группы

24.06.2019 Спорт

На своих уроках стремлюсь, чтобы освоение основ знаний, овладение двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие двигательных качеств – составляли единый процесс освоения материала комплексной программы. Домашние задания – индивидуальные, на повторение элементов техники движений, тесты с обязательным уточнением нагрузки. Большое внимание уделяю дыхательным упражнениям, корригирующей гимнастике, релаксационным и координационным упражнениям, динамическим и статическим, аэробным упражнениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы в специальной медицинской группе

Ведущий принцип в моей работе – дифференцированный подход, дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. На практике он реализуется следующим образом:

Построение не по росту, а по степени физической подготовленности;

Индивидуальные разминочные упражнения в зависимости от характера заболеваемости и самочувствия;

При проведении спортивных и подвижных игр - замена через каждые 2 мин.;

Подсчет пульса на каждом занятии (учащиеся, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг).

Для определения уровня физической подготовленности учащихся составлены контрольные упражнения на различные группы мышц, тесты-упражнения, которые также используются в качестве оценочного материала. Для индивидуального подхода к больным учащимся и учета состояния здоровья составлена таблица “ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩХСЯ; УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ В СПЕЦМЕДГРУППУ” на каждого ученика с 5 по 11 класс. В нее включены разделы:

  1. Фамилия, имя, возраст, класс.
  2. Степень тренированности.
  3. Степень развития мышц позвоночного столба (оценка телосложения).
  4. Оценка функционального состояния организма:

Сердечнососудистая система;

Дыхательная система;

Нервная система;

Зрительный анализатор (наличие заболеваний органов зрения, отклонения);

Пищеварительная система (заболевания желудочно-кишечного тракта);

Обмен веществ (ожирение, эндокринная система).

5. Особенности методики занятий.

6. Противопоказания на занятиях.

7. Уровень физической подготовленности.

8. Адаптация организма на физические нагрузки.

10. Личностно-индивидуальные качества (тип характера, работоспособность, самочувствие, дневник самоконтроля).

В течение первой четверти изучаю индивидуальные особенности каждого учащегося, записываю данные в таблицу, учитываю физическую подготовленность, психологические особенности, способности организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры. Обучаю правильно находить и подсчитывать свой пульс, контролировать свое самочувствие. Постепенно подготавливаю сердечнососудистую и дыхательную системы и весь организм к выполнению физической нагрузки. Воспитываю потребность к систематическим занятиям физкультурой. После подготовительного периода перехожу во второй четверти к основному периоду, который по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы. Основной период : освоение основных двигательных умений и навыков программы, повышение тренированности и защитных сил организма, его сопротивляемости, способности организма к перенесению физических нагрузок.

На своих уроках стремлюсь, чтобы освоение основ знаний, овладение двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие двигательных качеств – составляли единый процесс освоения материала комплексной программы. Домашние задания – индивидуальные, на повторение элементов техники движений, тесты с обязательным уточнением нагрузки. Большое внимание уделяю дыхательным упражнениям, корригирующей гимнастике, релаксационным и координационным упражнениям, динамическим и статическим, аэробным упражнениям.

Для повышения интереса к занятиям в спецмедгруппе и более высокой работоспособности, а также укрепления здоровья и выполнения цели занятий (переход из специальной группы в подготовительную и основную) использую различные средства и методы построения физкультурных занятий.

  1. игры, игровые элементы, спортивные и подвижные игры;
  2. ритмическая гимнастика; развитие аэробных и анаэробных возможностей организма;
  3. суставная гимнастика; повышение подвижности суставов, тонуса мышц;
  4. стретчинг; развитие гибкости позвоночника, мышечных групп;
  5. дыхательная гимнастика; выработка правильного ритма дыхания;
  6. релаксационные упражнения; снятие напряжения, укрепление мышц тела;
  7. корригирующие упражнения; укрепление опорно-двигательного аппарата;
  8. психофизические упражнения; расслабление мышц, пассивный отдых, снижение мышечного и нервного напряжения, управление мышечным тонусом, влияние на функции нервной системы.

Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важным разделом работы. Все учащиеся школьного возраста, занимающиеся по государственным программам физической культуры, на основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности с целью дифференцированного подхода делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. К специальной медицинской группе относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограничения физических нагрузок. Распределение школьников по группам позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе физического воспитания в соответствии с состоянием здоровья учащихся, найти правильное сочетание возможностей организма с объемом физической нагрузки, содержанием и нормативными требованиями.

Диагноз заболевания не всегда дает полные представления о функциональных возможностях организма, его компенсаторных механизмах, что является решающим для выбора форм и средств физической культуры, а также для их дозировки. Необходимо исходить из функционального принципа: учитывать не только заболевание, но и объем, диапазон функциональных нарушений, имеющихся у того или иного школьника. На занятиях предусматривается доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предотвращения обострений заболеваний. В случае хронического течения заболевания необходимы ограничения физических нагрузок при его обострении, с учетом характера течения, частоты, тяжести и причины рецидивов. Для учащихся с выраженными клиническими проявлениями патологического процесса следует применять, по показаниям, средства лечебной физкультуры. Определение учащихся в специальную медицинскую группу может быть как временным, так и постоянным, в зависимости от характера заболеваний и различных отклонений в состоянии здоровья. Переход из специальной группы в подготовительную и основную группу производится последовательно при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

При заболеваниях сердечнососудистой системы у детей и подростков наиболее многочисленную группу составляют различные по длительности и интенсивности проявления ревматического процесса. Нередко наблюдаются длительные, часто рецидивирующие формы с наличием того или иного поражения клапанного аппарата сердца, с преобладанием недостаточности митрального клапана. При недостаточности митрального клапана определение медицинской группы производиться с учетом поражения миокарда, наличия или отсутствия аритмий сердца и признаков сужения левого предсердно-желудочкового отверстия, активности ревматического процесса, а также в зависимости от уровня физической подготовленности. Так, при наличии недостаточности митрального клапана, отсутствии признаков активности ревматического процесса и поражения миокарда ребенка можно определить в специальную группу не ранее чем через 10-12 месяцев после острой атаки, в подготовительную группу – при достаточной физической подготовленности, при тех же клинических данных через 2 года после атаки. Таким образом, при хорошей переносимости занятий в течение не менее двух лет по мере повышения уровня тренированности дети и подростки с недостаточностью митрального клапана, но без стенозирования левого предсердно-желудочкового отверстия могут быть переведены из специальной в подготовительную группу. Другие приобретенные пороки сердца прогностически менее благоприятны, протекают с нарушениями гемодинамики и ведут к гипертрофии и последующей дистрофии миокарда. При этих пороках резко ограничивают физические напряжения. Распределяют детей и подростков по медицинским группам или назначают занятия лечебной физкультурой в зависимости от наличия признаков активности ревматического процесса, изменений миокарда и переносимости нагрузок. При хирургических вмешательствах при пороках сердца определение детей и подростков в ту или иную медицинскую группу зависит от функционального состояния преимущественно малого круга кровообращения, степени анатомических изменений, особенностей ритма сердца и др. Следует учитывать возможность рецидивов ревмокардита, прогрессирующей дистрофии миокарда, цирротических изменений и других органах, дополнительной деструкции клапанного аппарата и др. Этим учащимся назначают преимущественно занятия лечебной физкультурой.

Специальная группа комплектуется из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. В эту группу входят школьники, больные ревматизмом, после миокарда в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца. К этой же группе должны быть отнесены и учащиеся, у которых стойко повышено артериальное давление. В специальную группу включаются также школьники, страдающие другими заболеваниями, при которых необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (отставание в физическом развитии, острые желудочно-кишечные заболевания, после вирусного гепатита). К этой же группе относятся школьники, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но которые не могут заниматься по общей программе из-за дефектов опорно-двигательного аппарата, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, выраженная деформация позвоночного столба. Полное освобождение школьников от занятий физическими упражнениями может носить только временный характер.

На уроках периодически проверяется частота сердечных сокращений и частота дыхания у занимающихся школьников, ведется систематическое наблюдение за подготовленностью и функциональным состоянием и на этой основе осуществляется индивидуальный подход к каждому из учащихся. Ученики с ослабленным здоровьем обязаны вести дневник учета физического развития и физической подготовленности.

Самоконтроль воспитывает у школьников сознательное отношение к мероприятиям, направленным на укрепление здоровья, физическим упражнениям, к соблюдению правил личной и общественной гигиены, к закаливанию организма. Значение самоконтроля для учащихся с отклонением в состоянии здоровья велико.

ИТОГО: за первый год переведено из специальной медицинской группы в подготовительную группу – 5 учащихся с 5 по 11 классы. Все учащиеся имеют положительные оценки, успеваемость составляет 100 %.

Основная цель – пропаганда здорового образа жизни.

В системе школьного образования главное – научить формировать свое здоровье. Прежде чем научить, необходимо дать учащемуся информацию о нем самом, вооружить его способами получения такой информации. Не познав себя, учащимся трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая бы помогла ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи. Задачи курса валеологии – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни, помочь развить способности к осознанному и целенаправленному самовоспитанию, сформировать мотивации на здоровый образ жизни. Воспитание ответственного отношения к самому себе, к окружающим, ответственности за состояние своего здоровья, развитие чувства собственного достоинства, самовоспитание.

Было принято решение разработать проект совместной деятельности всех участников образовательного процесса по сохранении и укреплению здоровья. Разработана структура модели здоровья, школьного совета по здоровью. Объекты: учащиеся, педагоги, родители.

В основе проекта лежит принцип личностно-ориентированного подхода к учащимся, гуманистического подхода.

Цель: научить детей разумно учиться, сформировать у них привычку вести здоровый образ жизни, позволяющий им успешно адаптироваться в любой новой для них социально- экономической среде (социуме); создание в школе условий сохранения и сбережения здоровья субъекта образовательного процесса.

Задачи:

1) провести мониторинг состояния здоровья учащихся, довести его результаты до сведения родителей; мониторинг состояния здоровья педагогов

2) разработать пути преодоления перегрузок учащихся в учебно-воспитательном процессе и освобождение времени для саморазвития, самопознания, самосовершенствования;

3) использовать в работе учителей современные педагогические технологии, направленные на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

Ожидаемый результат:

В готовности учащихся вести здоровый образ жизни и пропагандировать его в классах, школе, городе, средствах массовой информации, на телевидении;

В снижении заболеваемости;

В безболезненной адаптации выпускников в социуме;

В снижении правонарушений;

В улучшении физического, психического здоровья;

В утверждении толерантного отношения к окружающему миру;

В развитии исследовательской работы учащихся и учителей по проблемам здоровья, здорового образа жизни;

В практической работе волонтерских творческих групп по пропаганде ЗОЖ.

Физическая культура была и остается одним из главных направлений оздоровительной работы в школе . Внедрение физкультуры в образ жизни учащихся охватывает широкий спектр деятельности, основными направлениями которого должны стать:

  1. оптимизация процессов физического воспитания в школе, вне школы;
  2. воспитание привычек и потребностей в систематических занятиях физкультурой;
  3. широкая просветительская работа в области физкультуры среди педагогической и родительской общественности;
  4. критерии оценки деятельности школы по показателям состояния здоровья учащихся;
  5. формирование осознания престижности здоровья;
  6. предотвращение развития начальных форм патологии заболеваемости у школьников;
  7. повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Таким образом, сегодня как никогда приоритетной задачей школы стала концентрация усилий всего педколлектива на формировании здорового образа жизни у учащихся. Однако никаких усилий школы будет недостаточно без единства взглядов на эти проблемы учителей и родителей. Под общим контролем со стороны родителей должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, нервные нагрузки, психологический климат, взаимоотношения родителей и детей, в классе, школе, досуг, развлечения и интересы.

Курение, наркомания, алкоголь, проституция – явления не простые, причины их многообразны и всегда с индивидуальным подстрочником. Но есть в каждом из них общий знаменатель – низкая культура, невоспитанность, отсутствие такта, слабая сила воли. Самое главное – научить быть человеком.

Физическое совершенство, нравственная чистота и духовное богатство – вот те качества, гармоничное сочетание которых является основой нормально развитой личности.

Здоровье – понятие комплексное , оно зависит от социально-экономического положения семьи, детей, экологической обстановки в местах проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

Внеклассная работа учителей физической культуры проделанная за 2011-2012 гг.

  1. Участие в районной спартакиаде – 4 место, в прошлом году было 5 место.
  2. Соревнования по баскетболу – девушки (5 место); юноши (4 место);
  3. Соревнования по волейболу - девушки (4 место); юноши (1 место) – на основе нашей команды была сформирована команда района для участия в городских соревнованиях, где заняли 3 место.
  4. «Серебряные коньки» - 4 место;
  5. «Легкоатлетический кросс памяти Назара Губина» - 4 место;
  6. Соревнования по мини-футболу – 4 место;
  7. Участие в спартакиаде педагогических коллективов образовательных учреждений – 4 место; 1 место – в соревнованиях по шашкам (Галяудинова М.А.); Лучший результат в бросках в баскетбольное кольцо (Дауговет В.К.); 1 место – «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  8. Участие в общегородских спортивно-массовых мероприятиях:
  1. «Кросс Нации»;
  2. «Лыжня России»;
  3. «Первомайская эстафета на кубок мера г.Читы»;
  1. Соревнования по лапте среди 8-ых классов;
  2. «Веселые старты» среди учащихся 5-го класса, посвященные Всемирному дню здоровья.
  3. «Мама, папа, я – спортивна семья» - посвященные Всемирному дню здоровья.
  4. «Мама, папа, я – спортивна семья» - среди учащихся и родителей 1-4 классов.
  5. «Мама, папа, я – спортивна семья» - районные соревнования 3 место.
  6. Районные соревнования по футболу – 5 место.
  7. «Веселые старты» среди учащихся 5 класса посвященные зимним забавам;
  8. Соревнования «Самый сильный» - среди учащихся 8-11 классов;
  9. Районные соревнования «Самый сильный» - Сумароков Антон; Бахтигореев Руслан – 2 место;
  10. Олимпиада по физической культуре – Касинцев Дима – 2 место в разделе «Гимнастика»; Фащевская Галя.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная медицинская группа.

В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Школьники, по состоянию здоровья, отнесённые к СМГ, освобождаются от занятий физическими упражнениями по программе средней школы, от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов.

Программный материал подбирается не по биологическому возрасту, а исключительно на основании уровня физического здоровья, и рекомендаций указанных в маршрутном листе ПМПК.

В школе, наряду с такими заболеваниями, как заболевания пищеварительной системы, нарушение осанки, миопия и др. обучаются дети с ДЦП и бронхиальной астмой, которые занимаются в специальной медицинской группе и требуют особого внимания при составлении учебного материала и дозировании физической нагрузки. Для них дополнительно составлены методические рекомендации по овладению физкультурно-оздоровительной программы.

Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся школы по физической культуре.

Рабочая программа составлена на основе учебной программы:

Физическая культура 1 – 11 классы: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2004.

Данная программа рассчитана на 35 часов в 5 классе.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе решает следующие задачи:

    укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

    повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

    повышение физической и умственной работоспособности;

    формирование правильной осанки и её коррекция;

    обучение рациональному дыханию;

    освоение основных двигательных умений и навыков, необходимых для преодоления скованности движений при определенных заболеваниях;

    воспитание морально-волевых качеств.

    совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;

    повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

    обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;

    формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры;

    создание условий для вовлечения учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой жизни школы.

Основные принципы реализации программы:

направленности на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;

вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион.);

дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;

достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

Структура и содержание

Рабочая программа включает в себя четыре раздела:

1. «Основы знаний о физической культуре» - включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); технику выполнения определенных двигательных действий, значение физических упражнений на функциональные возможности организма, вопросы судейства.

2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.

3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает: комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики; изучение двигательных действий при прохождении отдельных разделов учебной программы (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные и спортивные игры); упражнения на развитие основных физических качеств, освоение комплексов упражнений по лечебной физической культуре, направленных на конкретное заболевание; изучение комплексов утренней гимнастики.

4. «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача и маршрутного листа с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны иметь представления:

    о технике безопасности при выполнении упражнений;

    о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

    о способах изменения направления и скорости передвижения;

    о режиме дня и личной гигиене;

    о правилах составления комплексов утренней зарядки;

    о правилах поведения на занятиях физической культурой;

    о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий;

    о технике выполнения физических упражнений;

    о значении упражнения на развитие двигательных качеств;

    о правилах судейства спортивных и подвижных игр;

    о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.

Уметь:

выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

выполнять комплексы дыхательных упражнений;

выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

самостоятельно проводить подвижные игры;

знать передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

знать строевые упражнения.

Учебный план для среднего и старшего звена.

Подвижные игры и

спортивные игры

Правила игры, судейство

Гимнастика

Техника выполнения

Лыжная подготовка

Техника выполнения

Развитие двигательных способностей

В процессе уроков

ЛФК с применением здоровьесберегающих методик.

Итого

Учебно-тематический план занятий с детьми, отнесенными по

состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

п.п.

Содержание

Кол-во часов по теме

Лёгкая атлетика. Разновидности ходьбы. Ходьба по разметкам.

Техника выполнения высокого старта. Выполнение команд: «На старт», «Внимание», «Марш».

Прыжок в длину с места. . Метание мяча в цель с 3 - 4 метров с 4 – 6 м (присев, стоя, сидя). Техника исполнения.

Подвижные и спортивные игры Броски мяча в кольцо .

Упражнения с набивными мячами. Передача мяча в парах.

Подвижные игры.

Упражнения с мячами (прокат, передача, броски, ведение).

Упражнения с мячами (ведение над собой, передача в парах, перекаты, броски в стену).

ЛФК.

Коррекционная гимнастика на осанку. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса с использованием.

Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия. Пилате-с.

Коррекционная гимнастика на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Комплекс упражнений на дыхание.

Укрепление мышц верхних и нижних конечностей с использованием элементов массажа.

Упражнения с кистевым эспандером.

Стретчинг.

Коррекционная гимнастика на осанку.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса с использованием.

Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.

Психогимнастика.

Суджок терапия. Массаж.

Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения.

Упражнения с гимнастическими палками.

Упражнения с набивными мячами, весом 200-500гр Игры

Лыжная подготовка Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища.

Передвижения на лыжах ступающим шагом.

Передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом

Подвижные игры. Упражнения с волейбольными мячами.

Упражнения с баскетбольными мячами.

Броски волейбольного и баскетбольного мяча.

ЛФК.

Коррекционная гимнастика на осанку.

Су джок терапия самомассаж.

Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.

Коррекционная гимнастика на осанку.

Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса

Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.

Пилате-с.

Коррекционная гимнастика на осанку.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Коррекционная гимнастика на осанку.

Детская йога.

Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.

Стретчинг.

Коррекционная гимнастика на осанку.

Психогимнастика.

Коррекционная гимнастика для профилактики плоскостопия.

Су джок терапия самомассаж.

Коррекционная гимнастика на осанку.

Дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельникавой.

Организация учебного процесса

Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения. Важен индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий. Учащиеся СМГ, как правило, малоподвижны, стеснительны, не координированы, легко ранимы, боятся насмешек. Занятие состоит из четырёх частей и длится 45 мин.

Вводная часть (2-3 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.

Подготовительная часть (10-15 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.

Основная часть (15-20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.

Заключительная часть (10-15 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.

В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного на уроке, заострить внимание учащихся на их успехах и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.

Литература

1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).

2. Обязательный минимум содержания основного общего образования

3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).

4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.

5. Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (А. П. Матвеев и др.).

6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

7. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина «Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений» – М.: Дрофа, 2004.

8. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 1988

9. Н.Н.Ефименко, Б.В Сермеев «Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом» – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.

10 Э.И, Ахудеев, С.С. Галеев "Уроки физической культуры в специальной медицинской группе". М.: Высшая школа, 1986

Приложение 1

Положение о специальной медицинской группе по физической культуре

I. Общие положения.

1.1 Специальная медицинская группа (далее «СМГ») создана в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 114 г.Пермь
1.2 Цель организации СМГ:
содействие физическому развитию учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующих существенного ограничения физических нагрузок.
Занятия физической культуры воспитывают у детей и подростков устойчивый интерес к спорту, желание укреплять здоровье, формируют навыки здорового образа жизни.
1.3 СМГ организуется для учащихся 1-11 классов. Принимаются дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья (в соответствии с перечнем показаний для назначения медицинской группы) и допущенные к выполнению учебно-воспитательной работы.
1.4 Работа в СМГ направлена на:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- освоение основных двигательных навыков и качеств;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
- разъяснения значения здорового образа жизни принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
- предупреждение дезадаптации учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.

П. Организация и функционирование СМГ.

2.1 Комплектование СМГ к предстоящему учебному году проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования по заключению врача, оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения до 1 сентября.
2.2 Максимальная наполняемость групп составляет 2-3 человек.
2.3 Группы комплектуются из учащихся параллельных классов, либо по заболеваемости.
2.4 Медицинское обследование обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе производится три раза в год(по четверти).
2.5 На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений дети переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляется на основании участкового врача и оформляется приказом директора.

III. Организация образовательного процесса в СМГ.

3.1 Образовательный процесс в СМГ регламентируется расписанием занятий.
3.2 Занятия в СМГ проводятся по расписанию как у всего класса, 1 час в неделю. 3.3 Посещение занятий учащихся СМГ является обязательным.
3.4 Ответственность за посещение учащихся занятий СМГ возлагается на учителя, ведущего занятия в группе, а также классного руководителя, и контролируется заместителем директора по УВР.
3.5 Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.
3.6 Формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ фиксируются в индивидуальном журнале.

Приложение 2

М етодические рекомендации по противопоказаниям к выполнению упражнений.

Специальная медицинская группа (СМГ).

В СМГ исключено из программы:

Лазанье по канату;

Акробатика;

Подтягивание, отжимание;

Упражнения статические с длительной задержкой дыхания;

Ограничена дистанция ходьбы и бега;

Упражнения на силу, скорость, выносливость;

Прыжки (в зависимости от заболеваний).

1 группа для всех - коррегирующие упражнения.

2 группа - дыхательная гимнастика.

Программа не зависит от возраста. Оценка производится по следующим критериям: индивидуальный подход, посещаемость, прирост показателей. теоретические знания.

Сердечно - сосудистая и дыхательная системы.

Противопоказания:

Упражнения связанные с задержкой дыхания и натуживанием;

Упражнения связанные с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.

Показано:

Весь раздел ОРУ, ходьба, дозированный бег;

Все основные упражнения динамические, в основном ОРУ для верхних конечностей;

В дыхательных упражнениях акцент на выдох (удлинение выдоха).

Опорно - двигательный аппарат.

Показания : коррегирующие упражнения, обязательно статические (счёт до 10), дыхательные упражнения.

Противопоказания : бег, прыжки, скручивающиеся упражнения.

Заболевания почек.

Показания: всё, что есть в программе, но снизить физическую нагрузку.

Противопоказания : прыжки, переохлаждения, при нефроптозе -акцент на мышцы брюшного пресса.

Заболевания желудочно-кишечного тракта.

Показано : ОРУ для всех групп мышц, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, дозированный бег, ходьба.

Противопоказания : ограничение прыжков (особенно при язве), при пониженной кислотности-упражнения для мышц брюшного пресса, статические упражнения для ног; при повышенной кислотности нельзя выполнять упражнения для брюшного пресса и нижних конечностей.

Нервная система.

Показано: всё по программе.

Противопоказани я: упражнения в равновессии, упражнения на снарядах, вызывающие нервные напряжения.

Зрение.

Показано: прыжки, упражнения с натуживанием, силовые и со статическим напряжением.

Эндокринные заболевания.

Показано: дозированная ходьба, бег, ОРУ. При ожирении - упражнения с отягощением, велотренажер и т.д.

Противопоказания: ограничение в прыжках, при ожирении - большое число повторений.

Детский церебральный паралич

Показано: упражнения для растягивания мышц, упражнения на выносливость, подъем на небольшой плоскости, силовые упражнения.

Противопоказания: толчковые прыжки, прыжки в глубину

Приложение 3

М етодические рекомендации по организации специальных медицинских групп

Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях

Бронхиальная астма

С максимальной задержкой дыхания

Сердечно – сосудистая система

Бронхиальная астма

С резким ускорением темпа

Органы дыхания

Бронхиальная астма

С максимальным статическим напряжением

Сердечно – сосудистая система

ДЦП

Толчковые прыжки, прыжки в глубину

Заболевания почек

Органы зрения

Искривление позвоночника

Органы пищеварения

Упражнения в равновесии на повышенной опоре

Нарушения нервной системы

ДЦП

Упражнения на мышцы брюшного пресса

Органы пищеварения

Акробатические упражнения с повышенной сложностью

Органы зрения

Искривление позвоночника

ДЦП

Бронхиальная астма

Ограниченное время игр

Нарушения нервной

Бронхиальная астма

Приложение 4

Примерный комплекс упражнений

для учащихся СМГ с нарушением осанки

Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.

К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.

При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.

При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.

При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.

Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:

1. Упражнения в вертикальной плоскости:

а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;

б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;

в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.

2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.

Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.

Приложение 5

Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания

При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.

Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.

Комплекс № 1

Дыхательные упражнения для учащихся

1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;

5-8 медленный полный выдох.

2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;

4 быстрый выдох ртом.

3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;

2-6 медленный полный выдох

Повторить 4 раза

4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;

2 пауза на выдохе;

3 вдох небольшой порцией;

4 пауза;

5 вдох небольшой порцией;

6 пауза;

7-8 полный выдох.

На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.

5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;

3 пауза;

4 выдох небольшой порцией;

5 пауза на выдохе;

6 выдох небольшой порцией;

7 пауза на выдохе;

8 полный выдох.

6. На счёт 1-2 полный вдох;

3-6 задержка дыхания;

7-8 полный выдох.

На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.

Комплекс № 2

Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.

1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

2. И. п. –стойка ноги врозь

Повторить 8-10 раз.

3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью

1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе

1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом

3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. – о.с., руки на поясе.

1- подняться на носки – вдох.

2 – присед – выдох.

3 – встать – вдох.

4 - и. п. – выдох.

6. И. п. – о. с.

1 – мах левой, руки в стороны – вдох

2 – и. п. – выдох

3 – мах правой, руки в стороны – вдох

4 – и. п. – выдох.

7. И. п. – о. с., руки вверх

1 – наклон, руки назад

2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.

8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

9. И. п. –стойка ноги врозь.

1-2 - руки вверх – вдох носом

3-4 - руки вниз – продолжительный выдох.

Повторить 8-10 раз. Дыхание не задерживать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.

2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.

3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

4. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: Здоровья, 1996. – 384 с.

5. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 1989. – 187 с.

в специальных медицинских группах

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в специальных медицинских группах, представляют со­бой комплекс различных средств, методов, форм орга­низации занятий. Чем больше комплекс физических уп­ражнений, методов, различных форм организации занятий в спецмедгруппе (СМГ), тем эффективнее про­цесс физического воспитания часто и длительно болею­щих детей. Занятия с детьми специальной медицинской группы имеет свои особенности. Группы учащихся, отне­сенных к СМГ, комплектуются для занятия физической культурой по заключению врача и оформляются прика­зом директора школы.

Критерии отбора детей с ослабленным здоровьем

Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установле­ние диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма. Следует иметь в виду, что функци­ональное нарушение систем организма (дыхания, сер­дечно-сосудистой системы, нервной системы, опор­но-двигательного аппарата и др.) вызывает ослабление и понижение резистентности (устойчивости к заболевани­ям) организма.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т. к. необходимо учитывать индивидуальные особенности больного ребенка. Такое обследование может проводить педагог на основании данных анализа состояния здоровья, проводимых врачом. Особое внимание в этой оценке обращают на функци­ональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС), т. к. объем выполняемых физических нагрузок определяется чаще всего именно возможностями органов кровообращения.

Одним из важных критериев отбора является функци­ональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы (ЦНС), от деятельности которой во мно­гом зависят особенности двигательных реакций. Наруше­ние функции ЦНС проявляются в повышенной утом­ляемости, раздражительности, частых головных болях. Серьезные нарушения ЦНС проявляются в тяжелых за­болеваниях, таких, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Учет состояния ЦНС ребенка исключительно ва­жен для использования эффективной помощи физи­ческими упражнениями. Учитель физкультуры дол­жен использовать все средства для создания положи­тельного эмоционального фона во время занятий, чтобы вселить в учащегося бодрость, уверенность в своих силах.

Важный критерий отбора детей в спецмедгруппы - это оценка внешних факторов, в которых они находят­ся: условия жизни, особенности питания, психологи­ческий климат в школе и дома.

Направляет учащегося в специальную медицинскую группу врач при обследовании в начале учебного года, если у учащегося имеются стойкие нарушения в состоя­нии здоровья после перенесенного заболевания.

Различные формы организации занятий физической культурой

Урочная форма занятий . Дети, имеющие незначи­тельные отклонения в состоянии здоровья, занимаются физической культурой непосредственно в школе. Такие занятия планируются в расписании и проводятся до или после уроков два раза по 45 или три раза в неделю по 30 мин. Дополнительные уроки физической культуры для ЧБД (часто болеющие дети) в спецмедгруппах во второй половине дня будут эф­фективными в случае наличия врачебно-педагогического контроля и участия добровольных помощников (волон­теров). Решающее значение в реализации задач физиче­ского воспитания приобретает индивидуализация дози­ровок не только внутри группы ЧБД даже со сходными диагнозами и разными возрастами, но и по отношению к одному и тому же учащемуся, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности, готовясь к перехо­ду в подготовительную группу. Эффективность таких за­нятий будет тем выше, чем разнообразнее методики, при­меняемые на дополнительных уроках.

Практика показывает, что в школах такая форма заня­тий чаще проводится для учащихся начальной школы, так как для основной и старшей школы расписание пере­гружено. Каждый день занятия заканчиваются в 14-15 часов, поэтому желающих заниматься физической куль­турой в СМГ нет. Следует отметить, что ответственность за посещаемость занятий в спецмедгруппах возлагается на учителя, ведущего эти занятия, или классного руково­дителя и контролируется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе или врачом.

Урочная форма занятий (индивидуально - дифференцированный подход и интеграция ЧБД). Практика здоровья в группу здоровых детей также имеет свои слож­ности. Во-первых, трудность при осуществлении индиви­дуального подхода, контроля за самочувствием и дозированием нагрузок. Во-вторых, более высокая вероятность получения травм или осложнений в состоянии здоровья при отсутствии контроля. Только при наличии медицин­ского работника учитель физкультуры может проводить занятие с ЧБД. Критерием оценки эффективности заня­тий ЧБД в спецмедгруппах является подготовка этих де­тей в подготовительную группу.

Лечебная физическая культура , которая проводится для детей с хроническими заболеваниями в лечебно-про­филактических учреждениях. ЛФК проводится медицин­скими работниками, методистами. По мере улучшения со­стояния здоровья ЧБД могут заниматься с детьми своего класса, соблюдая условия урочной формы занятий.

Особенности структуры занятий в специальных медицинских группах

Учебные занятия и домашние задания по физической культуре направляют процесс оздоровления, развития ор­ганизма и адаптации больного ребенка к условиям совре­менной жизни.

Учебные занятия, проводимые под контролем ме­дицинского работника и непосредственном участие подготовленного педагога, обеспечивают освоение учебной программы , вооружают учащихся навыками по сохранению и укреплению здоровья. Вырабатывают убежденность в необходимости соблюдения норм здо­рового образа жизни. Главный результат воспитания тех или иных качеств личности - это сознательное от­ношение к делу.

В СМГ ЧБД должны сознательно относиться к своему здоровью и уметь пользоваться средствами и методами адаптивного физического воспитания для восстановления ут­раченного здоровья.

Учитывая специфику АФВ, следует выделить главные условия деятельности учителя физкультуры.

1. Проектирование развития личности, обучение де­тей умению применять физические упражнения для вос­становления своего здоровья.

Выработки у учащихся положительного отношения к знаниям основ адаптивного физического воспитания;

Трансформации знаний в убеждения о необходи­мости восстановления здоровья;

Формирование оценочных ситуаций;

Стимулирование двигательной активности в про­цессе реабилитации;

Реализация знаний и умений в практической де­ятельности, на уроках и во внеурочных занятиях физ­культурой.

Решение воспитательных задач через содержание фи­зической культуры выдвигает на ведущее место в деятель­ности учащихся мотивацию. В процессе обучения физиче­ским упражнениям АФВ характеризуется и определяется доминирующим мотивом - осознание ценности здо­ровья, желание оценить свое здоровье и возможности вос­становить его физическими упражнениями.

За каждым мотивом стоит разумная потребность в здоровом образе жизни. Мотивация является процессом преобразования потребностей в мотивы, а в результате - побуждение к определенной деятельности (физические упражнения, двигательная активность и т. д.).

Образовательные задачи АФВ в спецмедгруппах тесно связаны со спецификой заболеваний и процессом восста­новления здоровья после перенесенного заболевания. Особенностью адаптивного физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специаль­ным медицинским группам (при всех его отличиях от фи­зического воспитания учащихся других групп), является то, что в каждой из медицинских групп используют почти все, за небольшим исключением, методы, средства и ор­ганизационные формы, применяемые в других группах.

Существенные различия в процессе физического воспи­тания учащихся специальной группы по сравнению с под­готовительной и основной группами определяются не толь­ко применением каких-то специфических воздействий, но и облегченным соотношением обычных воздействий.

Это положение определяет особую сложность дейст­вий педагога в отличие от врача, обеспечивающего оздо­ровительный эффект для больных детей и подростков на предшествующем этапе - в период лечения. Медикамен­тозные средства и методы, применяемые для лечения больных, строго специфичны, тогда как средства физиче­ской культуры в значительной части являются общими не только для здоровых детей, но и для детей, перенесших и имеющих различные болезни.

Важнейшим фактором, который обеспечивает оздо­ровительное влияние средств физического воспитания на учащихся спецмедгрупп, является выбор определенных соотношений применяемых средств, их методически пра­вильное сочетание, что обеспечивает при условии точной дозировки необходимый оздоровительный эффект.

Однако, как бы верно ни была определена общая на­правленность работы с каждым отдельным учеником, не­обходимо строго выверять правильность выбранной так­тики и стратегии и соответствие их функциональным возможностям организма.

Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы детей и подростков даже со сходными диагнозами, но и по отношению к одному и тому же учащемуся, изменившему в процессе занятий свои ре­зервные возможности.

Занятия адаптивной физической культурой дают воз­можность больному ребенку освоить физические упраж­нения, которые помогают ему превозмочь болезнь.

Преодоление собственной слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспита­тельных, оздоровительных и образовательных задач АФВ для учащихся специальных групп является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и в общем - к дальнейшей жизни.

Отсюда следует, что главной особенностью учебных занятий является индивидуальный подход учителя к уча­щимся спецмедгруппы. Ни в одном виде учебной де­ятельности педагог не может так эффективно помочь больному ребенку, как на уроках физкультуры.

Знания учителем индивидуальных физических и фи­зиологических особенностей ребенка: анамнез болезни, резервные возможности организма - в сочетании с так­том и доброжелательностью учителя определяют следую­щую особенность - подлинную заинтересованность пре­подавателя в реабилитации часто и длительно болеющих детей. Эти дети более, чем кто-либо, нуждаются в мораль­ной поддержке и руководстве со стороны старших. Глав­ное требование к учебным занятиям - это разнообразие методических приемов и интересное содержание с учетом специфики медицинских групп, т. е. учет особенностей за­болеваний или сочетанных хронических болезней.

Методика преподавания основ здоровьесбережения

На занятиях со спецмедгруппами целесообразно при­держиваться общепринятой структуры урока, но имеется еще одна особенность: занятие состоит не из трех, а из че­тырех частей.

Вводная часть (3-4 мин) - это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения. Осуществляется под руководством медицинского работника. Учитель приви­вает учащимся навыки самоконтроля.

Подготовительная часть (10-15 мин) начинается с общеразвивающих упражнений, выполняемых сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражне­ние повторяется 4-5 раз, а в дальнейшем 6-8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потя­гивание, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособление сердеч­но-сосудистой системы (ССС) к условиям мышечной деятельности. В этой части занятий особое внимание следует уделить дыханию, специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого орга­низмом.

Основная часть занятия составляет 15-18 мин и от­водится для обучения и тренировки. В ней осваивают основные образовательные задачи. Физиологическая кривая занятий должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Очень важно в это вре­мя избегать утомления из-за однообразных и многократ­но повторяющихся упражнений. С этой целью целесооб­разно менять ритм занятий, применять двигательные переключения в виде кратковременных (8-15с) интен­сивных движений, выполняемых неутомленными мыш­цами. Важно подбирать такие комплексы физических уп­ражнений (с учетом специфики заболеваний), которые оказывают различное влияние на организм. Так, на­пример, прыжки в высоту развивают скорость и силу, гибкость, специфическую координацию движений, но и выносливость. Выносливость развивается в беге на длинные дистанции и т. д.

Заключительная часть (длительность 5 мин) вклю­чает упражнения на расслабление и дыхательные. Основ­ная задача заключительной части - расслабление и пра­вильное дыхание.

Правильно подобранные упражнения способству­ют восстановлению сдвигов функционального состоя­ния организма учащихся, вызванных физическими на­грузками основной части занятий.

Учащиеся должны уметь измерять частоту пульса по сигналу преподавателя в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза в течение каждого заня­тия: до занятия, в середине его - после наиболее уто­мительного упражнения основной части, непосредст­венно (в первые 10 с) после занятия и через 5 мин восстановительного периода.

Учебная программа по предмету предусматривает для учащихся специальной медицинской группы ос­воение зачетных требований по теоретическому разде­лу, которые являются общими и для учащихся основ­ной медицинской группы. Результатом освоения программы учащимися спецмедгруппы является их пе­ревод в подготовительную группу.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся подготовительной и спецмедгрупп существенно различаются. Особое значение в этом отношении имеют требования к недельному двигательному режиму.