Презентация история франции 20 век. Первый слайд презентации: Франция во второй половине XX века. Проверка домашнего задания

06.10.2021 Диеты

До сентября 1944 г. почти всю территорию Франции был освобожден от немецкой оккупации франко-англо-американскими войсками и внутренними силами Сопротивления. Большую роль в антифашистской борьбе сыграл Французский комитет национального освобождения, преобразованный 30 августа 1944 г. на Временное правительство Французской Республики, которое возглавил генерал Шарль де Голль. Временное правительство начало восстановление государственного суверенитета и экономики страны в чрезвычайно сложных условиях послевоенной разрухи. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного - до 60 % довоенного уровня. Правительство де Гол-ля осуществил национализацию угольной, газовой, электротехнической промышленности, ряда крупных банков; в социальной сфере осуществил мероприятия по защите малоимущих, повышение заработной платы и пенсий. В октябре 1945 г. были проведены выборы в Учредительное собрание, которые должны были разработать новую конституцию. Наибольшее количество депутатских мест в Учредительном собрании получили представители Французской коммунистической партии (ФКП), Социалистической партии (СФИО) и католической партии "Народно-республиканское движение" (МРП). В коалиционном правительстве (коммунисты имели пять министерских портфелей) шла острая борьба относительно государственного устройства страны. Де Голль, не найдя общего языка с коммунистическо-социалистическим большинством, в начале 1946 г. ушел в отставку. В декабре 1946 г. была принята новая Конституция Франции - началась 12-летняя история Четвертой республики. Конституция устанавливала всеобщее право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция провозглашалась парламентской республикой. Главную роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, который имел ограниченные права.

Все правительства Четвертой республики были коалиционными и слабыми: за 12 лет - 14 правительств. Весной 1947 г. из правительства были выведены министры-коммунисты, которые нарушили правительственную солидарность. Оказавшись вне правительства, коммунисты взяли курс на дестабилизацию положения в стране и захвата власти. Социалистическая партия разорвала союз с коммунистами и перешла к сотрудничеству с МРП и радикалами. Возникла новая правительственная коалиция, известная под названием "третьей силы" (действовал до 1951г.). В первой половине 50-х годов в политической борьбе усиливается роль Объединения французского народа (РПФ), созданного по инициативе де Голля. В то время во Франции формировались правоцентристские правительства, куда социалисты не входили.

С конца 40-х годов во Франции начинается экономический подъем. 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень; 1956 г. объем промышленной продукции в 2 раза превысил довоенный уровень. В середине 50-х годов современные отрасли промышленности Франции (топливно-энергетическую, металлургическую, машиностроительную, химическую, радиоэлектронику) охватила научно-техническая революция.

Во внешней политике Франция сделала ставку на интеграцию западноевропейских стран и сохранения колониальной империи. 1948 г. Франция выступила с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом співініціатором в создании Западного союза для сотрудничества в экономической, социальной и военно-политической сферах. В этом же году Франция присоединилась к плану Маршалла, согласно которому получила помощь в размере более 3 млрд долл. 1949 г. государство вступила в Североатлантический пакт (НАТО). 1951 г. Франция подписала с ФРГ, Германией,

Бельгией. Люксембургом и Голландией договор о Европейском объединении угля и стали, что стало началом создания Общего рынка (1957 г.).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946-1954). Франция была вынуждена предоставить 1954 г. независимость Лаоса и Камбоджи, 1956 г. - Марокко и Туниса. Однако наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956-1962). Здесь проживало более 1 млн французов, которые владели самыми плодородными землями Средиземноморского побережья Алжира. В Алжире образовался реакционный союз армейской верхушки и колониалистов, которые ради сохранения колонии были готовы распространить военный конфликт на территорию Франции; здесь готовился государственный переворот в Париже. В мае 1958 г. эти силы организовали мятеж в Алжире и создали Комитет национального спасения. Они требовали установления во Франции сильной власти и усиление борьбы против алжирского освободительного движения. Страна вступила в политический кризис. 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило главой правительства генерала де Голля, который получил чрезвычайные полномочия. Национальное собрание были распущены, а Четвертая республика перестала существовать.

В сентябре 1958 г. на референдуме французы одобрили новую Конституцию, разработанную де Голлем. Конституция предусматривала смену формы государственного правления. Франция становилась президентской республикой. Президент, который избирался на 7 лет всеобщими выборами, имел полномочия главы государства, главы исполнительной власти и главнокомандующего вооруженных сил; он назначал премьер-министра и лиц на высшие государственные и военные должности. Президент утверждал законы, которые принимались парламентом, но мог выдавать собственные декреты без утверждения парламентом. Он мог распускать парламент и назначать новые выборы. В ноябре 1958 года. были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Союз в защиту новой республики, созданный сторонниками де Голля. В декабре этого года де Голль был избран первым президентом Пятой республики.

Во внутренней политике правительство взяло курс на стабилизацию финансовой системы и повышение конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства. В 60-е годы усиливается модернизация французской экономики. За первые 10 лет существования Пятой республики, с 1958 до 1968 г., производство промышленной продукции возросло на 60%. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. 1960 г. Франция впервые осуществила испытания собственного ядерного оружия.

самой острой проблемой внешней политики Пятой республики оставалась война в Алжире. 1959 г. де Голль признал право алжирского народа на самоопределение (1960 г. он предоставил независимость почти всем африканским колониям). В Алжире французские офицеры подняли мятеж и здійсвали террористические акты внутри Франции. Мятеж был подавлен и 1962 г. Алжир стал независимым. Правительство де Голля проводил более независимую от США политику в НАТО: 1964 г. признал коммунистический Китай; 1966 г. вышел из военной организации НАТО, ликвидировал военные базы НАТО на территории Франции; в 1969 г. признает границу по Одре - Ней-се; отрицательно относился к американской агрессии во Вьетнаме.

в Конце 60-х годов в развитии Пятой республики оказывается кризис. Французский бизнес считал обременительным жесткую регламентацию государства. Профсоюзы пытались избавиться от чрезмерной опеки государства над трудовыми отношениями. Широкие массы были недовольны социально-экономической политикой правительства. Острейшим проявлением такого недовольства стали массовые выступления студентов в Париже в мае 1968 г. Одновременно состоялась всеобщая забастовка, в котором участвовало 10 млн рабочих. Власть и авторитет де Голля значительно пошатнулись. В апреле 1969 г. на референдуме по вопросам административной реформы предложения де Голля не получили поддержки, он ушел в отставку. На выборах, которые состоялись в июне, новым президентом был избран представитель гол-нацио партии Жоржа Помпиду (1969-1974). Правительство Же. Помпе-ду, учитывая настроения масс, ослабил государственную регламентацию экономики, расширил социальное законодательство. Улучшились отношения с США. После смерти Помпиду президентом был избран Валери Жіскар эстена (1974-1981), который продолжил политический курс своего предшественника.

1981 г. в условиях острого экономического кризиса к власти во Франции пришел блок левых партий. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран. Правительство, сформированное левыми силами, пытался выйти Из кризиса не за счет ограничения государственного вмешательства, как в Великобритании и США, а благодаря его дальнейшему распространению. Было осуществлено национализации ряда крупных банков и некоторых промышленных предприятий, расширены социальные программы, приняты законы о правах трудящихся, профсоюзов. Все это привело к усилению инфляции, падение курса франка. А введение государственного контроля за ценами и заработной платой вызвало лишь массовое недовольство. На парламентских выборах 1986 г. левые потерпели поражение. Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жака Ширака. Впервые в истории Пятой республики президент и премьер-министр оказались в разных политических блоках. Правительство Же. Ширака пошел путем, проложенным М. Тэтчер, денаціоналізував отдельные промышленные группы и банки, ослабил государственное регулирование бизнеса, сократил социальные расходы. 1988 г. Ф. Мит-теран вновь одержал победу на президентских выборах. Но на парламентских выборах 1993 г. правые партии получили абсолютное большинство мест. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Е. Балладюра. Новое правительство возобновило приватизацию, начатую в конце 80-х годов Же. Шираком, и продал основную часть финансовых и промышленных компаний, находившихся еще в государственном секторе. В частные руки перешли 20 крупных банков, авиационных и нефтеперерабатывающих заводов, в том числе такие широкоизвестные, как фирма "Рено", банк "Лионский кредит", химический концерн "Рон-Пуленк" и тому подобное. В государственном секторе остались железные дороги, метро, электростанции, почта, несколько угольных шахт. Важным компонентом внутренней политики Е. Балладюра стали меры, направленные на ограничение иммиграции. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране стала нормализоваться, ускорились темпы промышленного производства, уменьшилась инфляция, затормозился рост безработицы. Е. Балладюр стал во Франции чрезвычайно популярным политиком. В мае 1995 г. на президентских выборах в острой борьбе победу одержал Жак Ширак (в 2002 г. переизбран президентом на второй срок). Тяжело больной Ф. Миттеран умер в январе 1996 г.

Во внутренней политике президент Же. Ширак и премьер-министр Ален Жюппе провозгласили сокращение бюджетного дефицита, получения инфляции и вступление Франции в Европейский валютный союз в 1999 г. Они стали на путь сокращения расходов на социальное обеспечение и содержание государственного аппарата, а также повышение некоторых налогов. Все эти правительственные решения вызвали острое недовольство в обществе. Осенью 1995 г. Францию охватила волна забастовок и массовых акций протеста против экономических реформ правительства. Еще больше обострило ситуацию решение правительства о реорганизации национальной компании железных дорог (частичная приватизация ряда железнодорожных веток и сокращение рабочих мест), общий долг которого перед государством составил 175 млрд франков. Первыми в борьбу за сохранение своих социальных прав вступили железнодорожники. Вскоре их поддержали работники столичного метро, энергетики, почтовики, работники системы здравоохранения, а также учащиеся лицеев и студенты, которые требовали увеличения ассигнований на образование и создание новых рабочих мест. Под давлением общественности правительство Жюппе был вынужден приостановить реформы и вступить в переговоры с профсоюзами по их коррекции.

Эхо забастовок 1995 г. сказалось на внеочередных выборах в национальное собрание в мае - июне 1997 г. - правые проиграли. В парламенте левые (социалисты, коммунисты и др.), объединив усилия, смогли образовать правительственное большинство. В ситуации Же. Ширак так же, как в свое время Ф. Миттеран, применил тактику "сосуществования" и назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена. В правительстве социалисты заняли 18 из 27 министерских должностей. Коммунисты после 13-летней оппозиции также вошли в состав правительства; 8 министерских должностей заняли женщины. Л. Жоспен предложил французам "Республиканский пакт развития и солидарности", который предусматривал закрепление равенства мужчин и женщин, смягчение иммиграционного законодательства, гарантии независимости суда, обеспечения свободы информации. Используя методы государственного регулирования, правительства Л. Жоспена удалось снизить дефицит государственного бюджета и уменьшить налоги, что способствовало росту промышленного производства с 1,7 % в 1996 г. до 6,7 % в 1997 г. Ускорились темпы экономического развития, темпы роста ВВП составляли 3 %, инфляция не превышала 1 %, дефицит государственного бюджета был доведен до З % ВВП. Успехи экономической политики дали возможность правительству и местным органам власти увеличить количество рабочих мест в государственном секторе, где занято 24 % трудоспособного населения, снизить безработицу. В стране начался постепенный переход к 35-годинно-го рабочей недели, который закончился в 2000 г. Правительство в 1997 г. отменил обязательную воинскую повинность, повысил минимальную зарплату. В сентябре 2000 г. во Франции состоялся референдум о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет. 73 % его участников высказались за пятилетний срок. На протяжении многих десятилетий актуальным для французского руководства оставалось "корсиканское вопрос". В январе 2002 г. президент Франции утвердил закон о статусе Корсики, который оказывал ей до 2004 года. дополнительные полномочия в сфере экономики, социальной политики и культуры. Корсика оставалась неотъемлемой частью Франции.

В апреле - мае 2002 г. состоялись президентские выборы. Сенсацией этих выборов стало то, что в первом туре на второе место после Же. Ширака вышел лидер крайне правой партии Национальный фронт Ж.-Л. Ле Пен. Во втором туре президентских выборов социалисты призывали отдать голоса за Же. Ширака, который получил 82,2 % голосов, а Ле Пен - 17,8 %. Ширак во второй раз стал президентом Франции, правда, теперь уже на 5 - летний срок. Во время парламентских выборов в июне 2002 г. правая коалиция "Союз за президентское большинство" получила 355 мест из 577. Социалисты завоевали 140 депутатских мандатов. Новое правительство возглавил представитель коалиционной партии "Либеральная демократия" Пьер Раффарен. В XXI ст. Франция вступила как высокоразвитая индустриальная держава, занимает 4-е место в списке самых богатых государств мира, полноправный субъект европейского и мирового сообщества, средоточие многих демократических традиций. Но до президентских и парламентских выборов в 2007 г. Франция подошла с рядом нерешенных экономических проблем. С одной стороны, плановая, централизованная, чрезмерно зарегулирована, с высокой степенью социальной защиты и чрезмерным государственным сектором экономика много лет обеспечивала французам приличный уровень материального благосостояния. С другой - Франция по величине ВВП на одного человека сместилась за последние 25 лет с 7-го места в мире на 17-том. Даже в сфере здравоохранения и социального обеспечения, которые являются приоритетными для каждого французского правительства, страна опустилась с 8-го места в мире на 16-том. Наиболее болезненными вопросами для французской экономики остается хронически высокая безработица (10 %, а среди молодежи и "цветных" - 20 %) и уровень государственной задолженности (66 % ВВП), что в пять раз больше, чем в 1980 г. Тяжелым бременем для французской экономики стал государственный аппарат, на который тратится 54 % ВВП. Только за последние 20 лет армия государственных служащих возросла на 20 % и достигла 5 млн человек.

На президентских выборах в апреле - мае 2007 г. победу одержал представитель правоконсервативних сил, министр внутренних дел 52-летний Николя Саркози, который обошел социалистку С. Руаяль. Правительство Франции возглавил Франсуа Фийон. Экономическая программа Н. Саркози направлена на помощь и защиту интересов состоятельных классов и усиления их социально-экономических позиций в ущерб нуждающимся слоям населения. Программа предусматривает уменьшение налогов на недвижимость и предоставления более налоговых льгот крупным предприятиям и высшим социальным слоям общества. Н. Саркози поставил цель увеличить налог на добавленную стоимость, увеличить 35-часовую рабочую неделю (заработная плата за внеурочную работу не будет облагаться налогом), уменьшить пособия по безработице и сократить социальные льготы, создать министерство иммиграции и тому подобное. С 2008 г. главной проблемой Саркози стало преодоление экономического кризиса.

Внешнеполитические приоритеты Франции формировались под влиянием событий на рубеже 80-90-х годов на международной арене, которые существенно изменили геополитическую ситуацию в Европе и всем мире. Главное внимание Франция уделяла ускорению процесса западноевропейской интеграции. В 1990 г. в г. Шенген (Люксембург) Франция вместе с другими участниками Общего рынка подписали соглашение о свободном перемещении лиц, товаров и услуг, которая вступила в силу в 1995 г. На совещании представителей глав государств и правительств 12 государств - членов Европейских сообществ в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды), было принято 2 документа: Договор о Европейском Союзе и Заключительный акт о валютно-финансовый союз. В феврале 1992 г. состоялось подписание этих актов, что ознаменовало создание единого политического, экономического и валютного союза государств с населением 350 млн человек. Поскольку Маастрихтские соглашения ограничивали суверенитет Франции, они вызвали волну протестов и споров. В сентябре 1992 г. состоялся референдум, на котором 51 % французов, принявших в нем участие одобрили Маастрихтский трактат. После этого он был ратифицирован Национальным собранием и вступил в силу. В октябре 1997 г. Франция вместе с другими странами ЕС подписала Амстердамский договор, который расширил полномочия наднациональных руководящих органов ЕС.

Президент Ширак демонстрировал склонность обеспечивать внешнеполитический курс Франции "с собственным лицом". В сентябре 1995 г. Франция возобновила вопреки международным протестам испытания ядерного оружия (до января 1996 г. было проведено 8 ядерных взрывов). Франция стремится играть ведущую роль в европейских экономических и военно-политических структурах. С января 1996 г. она возобновила присутствие в Военном комитете НАТО. Одновременно ее руководство поставило перед Вашингтоном вопрос о замене командующего Южного крыла НАТО европейцем. Франция и США имеют различия практически из всех международных проблем: о роли обеих стран в НАТО, деятельности ООН, значение ОБСЕ, мирного процесса на Ближнем Востоке и тому подобное.

В январе 1991 г. войска Франции в составе военной коалиции под руководством США принимали участие в войне против Ирака, который оккупировал Кувейт. Летом 1999 г. Франция участвовала в операции НАТО против Югославии в Косово. Военная кампания США против Ирака началась в марте 2003 г., подверглась резкой критике со стороны Франции и Германии. Даже Н. Саркози, избранный президентом Франции в 2007 г., несмотря на большую привязанность к Соединенным Штатам, считает войну в Ираке американской ошибкой. В течение 1990-х - начале 2000-х годов Франция вместе с Германией активно поддерживали идею выработки общей политики Евросоюза в сфере обороны и безопасности, что повлекло беспокойство и неоднозначную реакцию США. Франция активно поддерживает расширение НАТО на восток.

После распада СССР и социалистического лагеря Франция активизировала свою политику в отношении стран Восточной Европы. 24 января 1992 г. Франция признала независимость Украины, в апреле были установлены дипломатические отношения между двумя странами, а вскоре подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Францией и Украиной (ратифицирован Национальной ассамблеей Франции лишь в феврале 1996 г.). В отношениях двух стран наблюдается устойчивая тенденция к росту уровня экономических отношений, активизации политико-дипломатического диалога.

В развитии отношений Франции с независимой Украиной можно выделить четыре последовательные этапы:

1992-1996 гг. - начальный этап французско-украинских отношений, установление дипломатических контактов и закладки договорно-правовых рамок сотрудничества;

1997-1999 гг. - активизация украинского вектора внешней политики Франции, преобразования евроинтеграционной тематики на основной политический объект двусторонних отношений; Франция активно способствовала налаживанию прочного сотрудничества и особого партнерства между Украиной и НАТО. Во время официального визита во Францию президента Украины Л. Кучмы в январе 1997 г. было создано Смешанную межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству. Этапным событием на пути развития украинско-французских отношений стал первый визит президента Франции. Ширака в Украину в сентябре 1998 г. Провозглашения Украиной курса на интеграцию в Ев-росоюзу способствовало интенсификации отношений с Францией. Франция активно способствовала разработке и принятию на саммите Евросоюза в Хельсинки в декабре 1999 г. совместной стратегии ЕС относительно Украины, в которой за французского содействие было внесено положение о признании европейских устремлений Украины и ее европейского выбора;

2000-2004 гг. - снижение динамики французско-украинских отношений, которое связано с противоречиями внутри - и внешнеполитической ситуации в Украине;

С 2005 г. начался качественно новый этап в отношениях Франции с Украиной, импульсом чему послужили события Оранжевой революции и избрания Президентом Украины. Ющенко.

Приход к власти во Франции в 2007 г. президента Н. Саркози обозначил существенное изменение в политике Франции в отношении государств Цент-рально-Восточной Европы и, в частности, относительно Украины. Стоит отметить большое увлечение нового французского лидера событиями Оранжевой революции во время его визита в Киев в роли министра в феврале 2005 г. Более того, в его программной предвыборной речи содержался тезис о возможности "объединения (Европейского) континента вплоть до Киева".

1 слайд

2 слайд

Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики.

3 слайд

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией. Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.

4 слайд

Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью железнодорожными компаниями.

5 слайд

В 1912 г. на одно предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому. Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности, была бедность угольных ресурсов.

6 слайд

Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии заключалась во французской экономики, где важную роль в которой играл ростовщический капитал. Французские банки экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав. Появление слоя «рантье»

7 слайд

По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по размерам только английской.

8 слайд

Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области социального обеспечения.

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни

12 слайд

В 1905 году парламент принял закон, который окончательно отделил церковь от государства. Коалиция радикалов и социалистов, продержавшаяся у кормила власти с 1899 по 1905 год называлась Республиканский блок. Это было время наивысшего расцвета экономики страны.

13 слайд

В 1906 году премьер-министром стал Жорж Клемансо, который выступил с широкой программой социальных реформ, включая введение 8-часового рабочего дня. Однако, после того как парламент отказался от всех его предложений, Клемансо расколол радикальную партию и впоследствии не раз удивлял французское общество жестоким подавлением выступлений рабочих и агрессивной внешней политикой.

1. Последствия Второй мировой войны для Франции.

2. Четвёртая республика.

3. Франция в годы Пятой республики.

1. Три взаимосвязанных этапа определяют историю послевоенного развития Франции. Первый период (1944-1946 гг.) - это вре­менный режим, при котором было сформировано Временное правительство, разработана новая послевоенная конституция, началось восстановление экономики; второй (с декабря 1946 по 1958 г.) - время Четвертой республики; третий - после принятия новой Конституции 1958 г. продолжается период Пятой республики.

Послевоенное положение Франции и временный режим. Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существо­вавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10% производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад ее колониальной империи.

К концу войны сложилась новая политическая расстановка сил. С 30 августа 1944 г. во Франции действовало Временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения “Свободная Франция”. Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование партийно-политической системы и на характер новой конституции. Политические партии, скомпро­метировавшие себя соглашательской политикой и сотрудничеством с немецкими оккупантами, были распущены. В правительство вошли представители политических партий, принимавших участие в Сопротивлении: коммунисты, социалисты, католики и др.

Временное правительство провело ряд социально-экономических реформ. Оно повысило заработную плату, пенсии, пособия многодетным семьям. Руководители вишистского правительства Лаваль и Петен были приговорены к смертной казни (для Петена она была заменена пожизненным заключением). Национализация угольных шахт, автомобильных заводов “Рено” и других пред­приятий была одним из первых крупных мероприятий в сфере промышленности.

Во внутриполитической жизни Франции остро стоял вопрос о государственном устройстве. В результате противоречий с большин­ством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф. Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Ж. Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

2. Четвертая республика (1946-1958 гг.). Экономический подъем. В соответствии с конституцией, Франция провозглашалась парламентской республикой. В конституции были записаны де­мократические и социальные права трудящихся: на труд, отдых, образование, государственную помощь в случае нетрудоспособности, на создание профсоюзных объединений, на стачки; равноправие женщин; пропорциональную систему выборов.

Центральное место в структуре государственной власти при­надлежало парламенту, состоявшему из двух палат - Нацио­нального собрания и сената (Совет республики). Глава государства избирался на семь лет обеими палатами. 10 ноября 1946 г. во Франции прошли выборы в Национальное собрание.

Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промыш­ленность. Это позволило ускорить темпы ее развития. В1948 г. объем промышленного производства во Франции превысил довоенный уро­вень. В сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.

Отличительной особенностью восстановления народного хозяйства страны стало программирование экономики, В 1947 г. прави­тельство одобрило “план модернизации и реконструкции”. Методы государственного регулирования включали в себя также предостав­ление крупным частным предприятиям государственных кредитов, налоговых льгот, крупных подрядов, иностранной валюты и т.д.

В международных отношениях конституция предусматривала отказ от захватнических войн, от политики насильственной колонизации. Вместе со своими колониями Франция составила Французский союз, население которого формально получало равные права и обязанности.

Летом 1948 г. Франция присоединилась к “Плану Маршалла” и заключила ряд экономических, политических и военных соглашений с США. Франция вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации Западной Германии. 9 мая 1950 г. Р. Шуман, министр иностранных дел, выступил с идеей объединения производства угля и стали стран Западной Европы (“План Шумана”). В апреле 1951 г. шесть стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) заключили договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

В 1952 г. Франция инициировала подписание договора о Евро­пейском оборонительном сообществе. По вопросу его ратификации в стране развернулась острая борьба. Национальное собрание отвергло договор о Европейском оборонительном сообществе.

Однако политическая неустойчивость правительств Четвертой республики сдерживала экономический рост страны -за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. В 50-х годах обострились социаль­ные конфликты. Другой причиной кризисных явлений республики были колониальные войны, которые вела Франция во Вьетнаме (1946-1954 гг.) и в Алжире (с 1954 г.).

Правительство Республиканского фронта во главе с социалистом Ги Молле признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжало войну в Алжире. В апреле 1958 г. во Франции разразился очередной политический кризис. Военные и ультра­колониалисты подняли мятеж. Цель мятежников состояла в том, чтобы создать режим военной диктатуры.

После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру особых полномочий по формированию “правитель­ства национального спасения”. 1 июня 1958 г. де Голль был утвержден главой правительства с чрезвычайными полномочиями. 2 июня де Голль распустил Национальное собрание. Эти события положили конец Четвертой республике во Франции.

3. Пятая республика и период президентства Шарля де Голля (1958 - 1969 гг.). Выступивший вновь в роли спасителя нации де Голль сосредоточил внимание на выработке новой конституции, которая ограничила бы права парламента и усилила президентскую власть. Референдум, проведенный в сентябре 1958 г., одобрил новую конституцию, которая сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский режим.

Сторонники де Голля создали 1 октября 1958 г. новую поли­тическую партию- “Союз в защиту новой республики” (ЮНР).

Выборы в Национальное собрание проводились по мажоритарной системе в два тура в острой политической борьбе. В результате выборов деголлевская партия ЮНР получила большинство депу­татских мест в парламенте, а в декабре 1958 г. де Гол ль был избран президентом республики.

Президент, избираемый на семь лет, получал широкие полно­мочия в сфере внутренней и внешней политики: ему принадлежали функции главы государства, верховного главнокомандующего. Он назначал премьер-министра и министров, утверждал законы, принимаемые парламентом. Он мог объявить чрезвычайное положение. Законодательная компетенция французского парламента оказалась ограниченной. Президент мог распустить Национальное собрание, но само Собрание не могло контролировать президента. Во Франции установилась президентская республика.

Французский союз был преобразован в сообщество. В 1960 г. большая часть французских колоний в Африке стали независимыми и образовали 14 самостоятельных государств. Благодаря гибкой политике Франция сохранила в этих регионах значительное политическое и экономическое влияние.

В марте 1962 г. в Эвиане были подписаны соглашения о прекращении огня, о предоставлении Алжиру независимости.

В 60-х годах во Франции были проведены глубокая структурная перестройка экономики, технологическая модернизация. Одной из эффективных форм стали “большие проекты”, в которых участвовал также иностранный капитал. Научно-техническая революция вела к широкому внедрению конвейерного производства, автоматизации, электронно-вычислительных машин. Значительное развитие получили новые отрасли - атомная и ракетная промышленность. Росло и производство товаров массового потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин).

Сельское хозяйство было значительно модернизировано. Его структура кардинально изменилась. Оно превратилось в совре­менное товарное фермерское производство, тесно интегрированное с перерабатывающей промышленностью. Франция превратилась в крупнейшего экспортера продовольствия в Западной Европе.

Важнейшими акциями во внешней политике были выход Франции из военной организации НАТО, вывод американских баз с территории страны. Де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме. Были улучшены отношения с СССР и принята важная декларация об установлении атмосферы разрядки между Востоком и Западом. Вместе с тем Франция создала свою ядерно-ракетную триаду.

”Красный май” (1968 г.) и отставка де Голля. Несмотря на успехи деголлевского режима, внутреннее положение во Франции в конце 60-х годов становилось все более напряженным. В ходе парламентских выборов 1967 г. заметно активизировались левацкие группировки, получившие название “тошисты” (от франц. “гош” - левый).

В мае-июне 1968 г. политический кризис в стране вылился в острые столкновения в обществе. Начало событиям положили студенческие выступления за демократизацию системы высшего образования и проведение коренных изменений в государственном и общественном строе страны. 3 мая полиция разогнала студенческий митинг во дворе Сорбоннского университета. Многие студенты были избиты, ранены и арестованы. Эти события взвол­новали всю страну. Сотни тысяч парижан вышли на демонстрации протеста против голлистского режима.

Рабочие, поддержав студентов, вели борьбу за назревшие эко­номические и социальные требования. Во всеобщей забастовке приняли участие около 10 млн. человек. Фермеры выступили за снижение налогов и защиту от конкурентов из стран “Общего рынка”.

Результатом этих выступлений стали серьезные уступки со стороны правительства и предпринимателей: на 13-15% была повышена заработная плата. Правительство обещало восстановить 40-часовую рабочую неделю без снижения зарплаты. Рабочим гарантировалось соблюдение профсоюзных свобод на предприятиях, студентам - улучшение системы образования.

События во Франции имели международный отклик. Всплеск недовольства и студенческие волнения прокатились в европейских странах и США.

Несмотря на победу на выборах, с целью ослабить социальные конфликты и направить их в русло компромиссов и социального партнерства де Голль решил провести ряд реформ. 27 апреля 1969 г. в стране был проведен референдум по законопроекту о новом региональном делении Франции и реформе сената. Предполагалось вместо традиционных департаментов учредить районы с представительными “профессиональными группами” и исполнительной властью во главе с назначаемыми префектами. Итоги референдума оказались неблагоприятными для де Голля: 52,41% его участников ответили “нет”. В тот же день генерал де Голль заявил о своем уходе с поста президента.

Франция в 70-х годах. Перегруппировка партийно-поли­тических сил. На выборах, состоявшихся в июне 1969 г., пре­зидентом был избран Жорж Помпиду(1969-1974гг.). Он заявил о продолжении курса де Голля, обозначив его как “преемственность и диалог”. Одновременно он начал поиск компромисса с правой оппозицией. В состав правительства был введен лидер “независимых республиканцев” В. Жискар д’Эстен.

Внутри страны Помпиду провозгласил политику создания “нового общества”, в котором трудящиеся смогли бы принять участие в “управлении производством”. По мере укрепления своего политического положения Помпиду начал радикальную чистку голлистского движения. В 1971 г. партия была переименована в “Союз демократов в защиту республики” (ЮДР). На руководящие посты в партии и правительстве Жорж Помпиду активно выдвигал представителей молодого поколения голлистов. Лидером этой группировки был Жак Ширак, в нем Помпиду видел своего преемника.

В преддверии парламентских выборов 1972 г. продолжалась перестройка других политических партий. Вскоре партия радика­лов и радикал-социалистов раскололась на два течения. В 1971 г. социалисты объединились, партия получила название Француз­ской социалистической партии (ФСП), лидером ее стал Ф. Митте­ран. Он пытался придать сотрудничеству с коммунистами прочный характер. Французская дипломатия добилась заключения в 1974 г. новой Атлантической хартии, усилившей принципы коллегиаль­ности в деятельности с НАТО. Были улучшены отношения с Китаем, Египтом, Ираком. В рамках новой военной доктрины Северная Африка была объявлена “сферой жизненных интересов”.

В этот период меняется социально-экономическая стратегия: произошел поворот к неолиберализму и эффективным рыночным отношениям. Обострение внутрипартийной борьбы в ЮДР сказалось на выборах в марте 1973 г. ЮДР потерял 4 млн. голосов. Впервые открыто выявился кризис голлизма. Внезапная смерть президента Ж. Помпиду в 1974 г. вновь поставила вопрос о выборе стратегии развития страны на последующие годы.

После периода организационно-политической перестройки оживилось центристское движение. Лидером нового поколения центристов-”независимых республиканцев” и ряда других мелких партий, которые получили общее название “Союз за французскую демократию” (СФД), - являлся Валери Жискар д’Эстен (1974-1981 гг.), который на состоявшихся в апреле 1974 г. пре­зидентских выборах был избран президентом. Премьер-министром стал представитель ЮДР Ж. Ширак.

Президентство В, Жискар д’Эстена совпало с периодом, когда французская экономика втягивалась в полосу глубокого кризиса, последовавшего после “нефтяного шока”. На фоне снижения деловой активности в 1975 г. была принята программа оживления экономической жизни путем поощрения потребления. На 1976- 1980 гг. был разработан седьмой пятилетний план, который предусматривал увеличение занятости, ликвидацию бюджетного дефицита и т. п.

Постголлистекая Франция. До президентских выборов в прави­тельственном и в оппозиционном лагерях произошла перегруп­пировка политических сил. В 1976 г. лидер ЮДР Ж. Ширак вышел в отставку с поста премьер-министра. ЮДР был преобразован в широкую коалицию “Объединение в поддержку респуб­лики” (ОПР). Оно провозгласило верность голлизму.

В 1981 г. “Союз за французскую демократою” выдвинул кандидатом в президенты В. Жискар д’Эстена. ОПР после острой внутренней борьбы остановилось на кандидатуре Ж. Ширака. Правительственная коалиция, таким образом, оказалась расколотой. Большие предвыборные разногласия проявились и в партиях оппозиции. Чрезвычайный съезд ФСП в январе 1981 г. выдвинул Ф. Миттерана кандидатом в президенты. Коммунисты предложили кандидатуру Ж. Марше.

Президентские и парламентские выборы 1981 г. после 23 лет правления правых партий принесли победу левым силам. Президен­том страны стал социалист Франсуа Миттеран (1981-1995гг.), абсолютное большинство мест в Национальном собрании оказа­лось также у социалистов. Правительство сформировал П. Моруа. Впервые после 1947 г. в коалиционное правительство вошли коммунисты.

Однако союз левых сил стал управлять страной в трудное время. Первостепенная задача нового правительства состояла в выводе страны из экономического кризиса. Политика Ф. Миттерана заключалась в том, чтобы в дальнейшем расширить государственное вмешательство в экономику. Выл принят закон о национализации 18 банков, двух финансовых и пяти крупнейших промышленных фирм. Кроме того, под государственный контроль были поставлены некоторые металлургические и военные компании. Были расширены социальные программы, введен государственный контроль над ценами и зарплатой.

Однако к середине 80-х годов во Франции обнаружился кризис правления левых сил. С середины 1982 г. правительство обратилось к политике жесткой экономии, которая обернулась ростом безработицы. Выросли косвенные налоги, а также налоги на личные доходы, бытовые услуги.

Возвращение к власти правых сил. На состоявшихся в марте 1986 г. выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство и сформировали свое правительство во главе с лидером ОПР Ж. Шираком. Новое правительство сразу же заявило о своем намерении провести денационализацию ряда контролируемых государством компаний и предприятий.

В короткий срок новое правительство подготовило около 30 законопроектов, предусматривавших предоставление льгот капиталу, отмену контроля над ценами и налогов на крупные состояния, денационализацию финансовых и промышленных предприятий, приняло решение о блокировании зарплаты, сократило государственные расходы на государственные нужды, провело очередную девальвацию франка и т.п. Все это вызвало бурную реакцию протеста. В июне 1986 г. миллионы французов провели Неделю действий в защиту своих требований. По всей стране состоялись митинги, демонстрации, забастовки.

Внешнеполитическое положение Франции при Ф. Миттеране укрепилось. Активизировались отношения с США и НАТО. Миттеран поддержал размещение в Европе американских ядерных ракет средней дальности. Новая военная доктрина отражала стратегию “глобального сдерживания”. В отношении СССР официальный Париж занял жесткую позицию, требуя вывода советских войск из Афганистана, отмену военного положения в Польше, сокращения советских вооруженных сил, размещенных в Европе. Французские военные силы, как часть коалиции, вели боевые действия в войне в Персидском заливе в 1991 г.

Особое внимание Миттеран уделял вопросам европейской интеграции. Надежным партнером Ф. Миттерана стал германский лидер Г. Коль. Инициативы двух стран в области углубления экономической и политической интеграции, возобновление тесного военно-политического сотрудничества вне рамок НАТО позволили подготовить концепцию Европейского союза. В 1986 г. был подписан Единый европейский акт. Еще раньше (в 1990 г.) Миттеран поддержал объединение Германии.

Выборы в Национальное собрание, состоявшиеся в мае 1993 г., принесли триумфальный успех правым партиям, которые отказались от радикализма левых и построили свою программу на лозунгах “ответственности” и “доверия”, умеренных реформ, борьбы против социального неравенства и безработицы, преступности и терроризма.

В 1994 г. официально был открыт туннель под Ла-Маншем, соединивший Францию и Англию.

В мае 1995 г. лидер правых, мэр Парижа Жак Ширак выиграл президентские выборы. Ф. Миттеран из-за болезни не смог принять в них участие. Новое консервативное правительство Ширака, которое привело его к власти на платформе снижения высокого уровня безработицы Франции, имело поддержку значительного большинства в обеих палатах парламента.

В 1997 г. по результатам досрочных выборов в Национальное собрание победу одержал блок левых сил (социалисты, коммунисты, “зеленые”). Итак, при правом президенте было сформировано левое правительство социалиста Л. Жоспена. Взвешенный, профессио­нальный и деидеологизированный стиль действий стал отличи­тельной чертой нового кабинета. Такой курс получил название “левого реализма”.

Во всех случаях правительство избегало крайностей и предлагало конструктивные компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Пресса назвала эту политику “модернизацией с человеческим лицом”. Налоговая политика позволила снизить уровень бюджетного дефицита и привести его к требованиям процедуры перехода к европейской валютной системе

Во внешней политике Ж. Ширак провел корректировку курса. Был снят мораторий на испытание ядерного оружия. Франция вернулась к политике интеграции в военную структуру НАТО. Но в конце 90-х годов Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и вернулась к европейским проектам.

В 2007 г. после истечения срока полномочий Жак Ширак ушел с поста президента. Президентом избран его коллега по партии Н. Саркози. Он намерен уладить отношения с США. В июле 2008 г. ему удалось собрать саммит 48 государств Европы и Средиземноморья, на котором решено создать их союз.

Франция во второй половине XX века. Вспомним, что происходило с Францией во время Второй мировой войны. До войны существовала Третья республика (). Это была президентская республика. В 1940 году северная часть Франции была оккупирована немцами, а в южной части сформировался коллаборационистский режим маршала Петена. Третья республика, таким образом, пала. Французский лидер маршал Анри Филипп Петен приветствует Адольфа Гитляра в Монтуар-сюр-ля-Луар 24 октября 1940 года. Справа рейхсминистр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп. В 1944-м году Франция была освобождена. Основные руководители режима Виши были осуждены за государственную измену в годах. Де Голль в освобождённом Шербуре. Пьер Лаваль (), расстрелян в 1945-м


Франция во второй половине XX века. Шарль де Голль () В во Франции существовало Временное правительство, которое возглавлял главный герой Сопротивляния генерал де Голль. Правительство было коалиционным. В него вошли все партии, активно участвовавшие в Сопротивлянии, включая коммунистов и социалистов. Основной вопрос стоял о характере будущего гос устройства. Было два основных варианта – президентская республика и парламентская республика.


Франция во второй половине XX века. Шарль де Голль () В итоге восторжествовала вариант парламентской многопартийной республики. Де Голлю это не понравилось 1946 – Конституция и установляние режима Четвертой республики во Франции. Де Голль на время ушел. Он был сторонником боляе правых, авторитарных и националистических идей. Как вы думаете, почему де Голль, человек военной закалки, придерживался идеи «президентской республики»?


Франция во второй половине XX века. План урока 1. Четвертая республика () 2. Пятая республика () Де Голль у власти (). 3. Студенческая революция 1968 года и уход де Голля. 4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози ()


1. Четвертая республика () Конституция Четвертой республики не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть. Режим Четвертой республики оказался неустойчивым. Правительства формировались коалицией разнородных сил. С 1944 по 1958-й год сменилось 26 (!) кабинетов. Главным провалом в политике Четвертой республики была колониальная война в Алжире () Война в Алжире ()


1. Четвертая республика () 8 января 1961, уже посля возвращения де Гор года был проведён референдум по вопросу о судьбе алжирской проблямы. За предоставляние Алжиру независимости высказались 75 % участников опроса. Война была крайне непопулярна в народе. Война в Алжире унесла около 40 тысяч жизней


1. Четвертая республика () годы стали годами глубокого политического кризиса IV Республики. Затяжная война в Алжире, безуспешные попытки сформировать Совет министров, наконец экономический кризис. Рене Коти, послядний президент Четвертой республики Войной в Алжире недовольны были все – и те, кто желал мира, и те ультраправые силы, что не желали допустить независимость Алжира. В сентябре 1958 года французский парламент утвердил новое правительство де Голля Среди французов в то время было много сторонников «сильной власти». Как вы думаете, кого они хотели увидеть у власти?


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль () 1958 – принятие новой Конституции и установляние Пятой республики.


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль () «Когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов государственной власти нарушено, президент республики принимает меры, которые диктуются данными обстоятельствами. Для этого достаточна простая консультация с премьер-министром, председателями обеих палат парламента и Конституционным советом» (из 16 статьи Конституции 1958 г.) Как можно охарактеризовать власть, которую получает Президент в чрезвычайных ситуациях по Конституции Пятой республики?


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль () 1958 – принятие новой Конституции и установляние Пятой республики. Сбылась мечта де Голля 12-лятней давности – республика с сильной президентской властью Сам Де Голль, избравшись президентом, стал кем-то вроде «национального арбитра»


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () Шарль де Голль – человек года (1958) Обложка журнала Time «Каково оправдание статьи 16? Я напомнил, именно из-за отсутствия такой статьи в июне 1940 года президент Лебрен, вместо того, чтобы переехать с государственным аппаратом в Алжир, призвал маршала Петена и открыл тем самым путь к капитуляции» (Из мемуаров де Голля) Как де Голль оправдывал авторитаризм президентской власти в чрезвычайных ситуациях? Какие события из истории Франции повлияли на эти взгляды де Голля?


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () В 1965 году Шарль де Голль был избран на второй срок (еще 7 лят по Конституции). Шарль де Голль () В 1962 году Де Голль завершил алжирскую войну, предоставив Алжиру независимость. Прочтите второй абзац в разделя «Пятая республика» 24 го параграфа. Выделите основные черты голлизма. Вокруг де Голля сплотилась партия его сторонников (сейчас называется «Союз за народное движение»). Идеологией для нее стал «голлизм»


2. Пятая республика (…) Де Голль у власти () «Политический спектр»: Крайне лявые Левые Правые Крайне правые Социал- демократы Коммунисты Анархисты Консерваторы Националисты К какой части политического спектра вы отнесете глистов?


3. Студенческая революция 1968 года. Что вы знаете о студенческой революции мая 1968 года? Кто в ней участвовал? Одним из плакатов мая 1968 года был «Десять лят вполне достаточно!» На что намекали бунтующие студенты? Ироничный плакат мая 1968 г. Взгляните на плакат. Темная фигура, затыкающая рот студенту – кто это? Как вы думаете, почему Де Голль со своим авторитаризмом был даляк от протестной молодежи 1960-х?




3. Студенческая революция 1968 года. Франция в мае 1968 года фактически разделилась на «молодых» и «старых». Уличные бои молодежи с полицией в Латинском кварталя Парижа не утихали. 30 мая 1968 года Де Голль выступил по телявидению. Он заявил, что не покинет своего поста, распускает Национальное собрание и назначает досрочные выборы. Выборы голлисты выиграли.


3. Студенческая революция 1968 года. Тем не менее, в 1969 году уже почти 80-лятний де Голль ушел от власти – добровольно. Де Голля часто упрекали в авторитаризме. Вспомните, как де Голль отстранился от власти в 1946-м, когда была провозглашена Четвертая республика. Можно ли считать его в полной мере авторитарным политиком?


Валяри Жискар д Эстен, президент Франции () Жорж Помпиду, президент Франции (20 июня апреля 1974) Посля де Голля его курс продолжил его преданный сторонник Жорж Помпиду. Он вложил немало сил в модернизацию страны, но умер в 1974-м от редкой формы ляйкемии. На выборах 1974 года Валяри Жискар д Эстен в тяжелой борьбе победил социалиста Франсуа Миттерана. «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медлянно умираю» (Помпиду в 1974-м)


4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози () Франсуа Миттеран, президент Франции Отказ от политики неолиберализма. Национализация крупных банков и корпораций. Увеличение пенсий, нижнего порога заработной платы.


4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози () Жак Ширак, президент Франции (с 1995 по 2007) В 1995-м году к власти вернулись голлисты в лице Жака Ширака. Сейчас президентом является Николя Саркози.


4. От социалиста Миттерана до неоголлиста Саркози () «Политический спектр»: Крайне лявые Левые Правые Крайне правые Социал- демократы Коммунисты Анархисты Консерваторы Националисты К какой части политического спектра можно отнести Франсуа Миттерана и Жака Ширака?

В ходе Второй мировой войны Франция частично была оккупирована Германией, а частично управлялась лояльным Германии правительством маршала Петена. При этом как на территории Франции, так и за ее пределами действовало движение Сопротивления, участники которого боролись за освобождение страны. Лидером этого движения был генерал Шарль де Голль, который к концу войны стал национальным героем. После освобождения Франции он стал главой временного правительства.

События

1946 г. - принятие конституции Четвертой республики (1946-1958). Де Голль выступал за президентскую республику с самими широкими полномочиями президента, однако в итоге была принята конституция, согласно которой Франция по форме правления стала ближе к парламентской республике, а власть президента была достаточно слабой. Де Голль подал в отставку и перешел в оппозицию.

1946 г. - начало деколонизации Франции: независимость получили ее протектораты Сирия и Ливан. В дальнейшем Франция утратила практически все свои колонии - в Индокитае, Африке и др.

1954 г. - начинается антифранцузское восстание в Алжире. Алжир обладал статусом не колонии, а одного из департаментов Франции, в нем жило большое число этнических французов. Борьба была очень ожесточенной и расколола французское общество на тех, кто был готов отказаться от Алжира, и тех, кто готов был удерживать его любой ценой.

1958 г. - на пике алжирского кризиса де Голль становится премьер-министром с чрезвычайными полномочиями. Принимается конституция Пятой республики (действует по настоящее время), президентские полномочия существенно расширены, в январе 1959 г. президентом становится де Голль.

1962 г. - провозглашена независимость Алжира.

1966 г. - Франция выходит из НАТО. Франция была одной из стран - основательниц НАТО, однако де Голлю было не по душе доминирование США, при нем Франция стремилась проводить независимую внешнюю политику.

Май 1968 г. - массовые выступления студентов и рабочих, известные как Красный май . Первыми выступили студенты, многие из которых разделяли левые идеи; они протестовали против общей атмосферы несвободы в стране и лично де Голля, которого считали узурпатором, принадлежащим к тому же ушедшей эпохе. Студенческие демонстрации разгонялись полицией, однако вскоре к студентам присоединились миллионы рабочих, недовольных своим положением. Правительству удалось погасить волнения, но положение де Голля пошатнулось; в 1969 г. он вышел в отставку. После отставки де Голля и вплоть до сегодняшнего дня Франция отличается относительной политической стабильностью.

Октябрь - ноябрь 2005 г. - массовые беспорядки во Франции. После деколонизации многие жители бывших колоний (в первую очередь из Африки - как Черной, так и арабской) иммигрировали во Францию и получили французское гражданство. При этом уровень их интеграции во французское общество оказался довольно низким. Для этой социальной группы характерно компактное проживание в неблагополучных районах и высокий уровень безработицы. Именно в таких районах осенью 2005 года вспыхнули массовые беспорядки, выражавшиеся в столкновениях с полицией, поджогах машин и магазинов, погромах и мародерстве. Эти события запустили очередной виток дискуссии о проблемах социальной интеграции мигрантов.

7 января 2015 г. - террористическая атака исламистов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, публиковавшего среди прочего карикатуры на пророка Мухаммеда. Погибли 12 человек, по числу жертв этот теракт является крупнейшим в истории Франции. Действия террористов вызвали многомиллионные акции протеста и солидарности с жертвами по всему миру (см.: Charlie Hebdo).

Заключение

Послевоенная история Франции, на первых порах сопряженная с определенной нестабильностью, связанной с процессами деколонизации, в дальнейшем характеризуется достаточно устойчивым развитием и отсутствием значительных потрясений, за исключением событий мая 1968 года. В настоящий момент основные угрозы и проблемы во Франции связаны с положением выходцев из бывших французских колоний, а также с исламистским терроризмом.

В 1946 году, на следующий год после окончания Второй мировой войны, во Франции установилась т.н. Четвёртая республика , просуществовавшая до 1958 года. Этот период истории Франции характеризуется восстановлением экономики и промышленности, связанным с «планом Маршалла» (американская финансовая помощь странам Европы взамен на фактическую зависимость во внешних делах). В 1949 году Франция вступила в НАТО . Этот же период времени характеризуется началом падения колониальной Франции: Сирия и Ливан обрели независимость. Тогда же Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, посылая туда свои войска. В 1951 году вместе с ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Франция вступила в Европейское объединение угля и стали - прообраз Евросоюза (ЕС).

Рис. 1. Шарль де Голль ()

В 1958 году к власти пришёл генерал (см. Рис. 1). В том же году на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция Пятой республики , которая значительно расширила функции президента. В годы правления де Голля Франция переживала распад колониальной системы. В 1960-х гг. Франция потеряла практически все свои колонии - Алжир, Тунис, Чад, Мали, Сенегал и прочие. В 1968 году начались т.н. «Майские события ». Французская молодёжь и студенчество из-за кризиса перепроизводства оказались в состоянии массовой безработицы, ухудшились условия жизни. В университетских городках царили жёсткие административные порядки. В начале мая 1968 года студенческую демонстрацию жестоко разогнала полиция. К объявившим забастовку студентам присоединились профсоюзы, члены которых также находились в удручающем социально-экономическом положении. Манифестации безжалостно подавлялись войсками и полицей, что ещё больше вызывало гнев со стороны бастующих и симпатии простых французов. Всё больше и больше французов требовали отставки де Голля и социальных преобразований. В итоге «Красный Май» положил начало кризису Пятой республики и через год отправил в отставку президента де Голля (см. Рис. 2).

Рис. 2. «Красный Май» в Париже ()

В 1969 году к власти пришёл голлист (сторонник де Голля) Жорж Помпиду . Началось «30-летие благополучия» . Были проведены социальные и экономические преобразования, произошла модернизация сельского хозяйства, большие капиталовложения делались в компьютеризацию и информатизацию Франции. Во внешней политике наметился процесс сближения капиталистической Франции и СССР.

Преемником Помпиду в 1974 году стал Валери Жискар д’Эстен , продолживший модернизацию французской промышленности и экономики. Особый упор стал делаться на развитие и высокотехнологичные программы. Во внешней политике Франция стала постепенно возвращаться в лоно американской политики и северо-атлантического альянса - НАТО. Вторая половина срока пришлась на сильный экономический кризис, итогом которого стала политика «жёсткой экономии», что привело к фактическому прекращению финансирования французских территорий в тропической Африке и в скором времени их потере.

В 1981 году новым президентом Франции был избран социалист Франсуа Миттеран (см. Рис. 3). При нём начался экономический подъём, были реализованы многие социальные программы, был начат поворот на очередное сближение с СССР.

Рис. 3. Франсуа Миттеран и Михаил Горбачев ()

В 1995 году новым президентом стал Жак Ширак , при котором Франция вернулась на позиции голлизма во внешней политике, т.е. дистанцирования от США, оставаясь в блоке НАТО. Во внутренней политике Ширак придерживался либерализма и в то же время позволял себе государственное вмешательство в рынок.

В 2007 году президентом Франции был избран Николя Саркози . При нём Франция стала играть одну из ведущих ролей в европейской политике. Являясь, в условиях разразившегося экономического кризиса 2008 года, ведущей европейской державой, Франция наряду с Германией явились форпостами политики и экономики ЕС. Во внешней политике Франция Саркози являлась убежденной сторонницей евроинтеграции . Во время грузино-осетинского конфликта 2008 года Саркози выступал в роли посредника между враждующими сторонами.

В 2012 году Саркози проиграл выборы президента, уступив свое место социалисту Франсуа Олланду (см. Рис. 4).

Рис. 4. Президент Франции Олланд ()

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 19, стр. 197-200 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 4 на стр. 202.
  2. Почему внешняя политика Франции была направлена на лавирование между СССР и США?
  3. Чем можно объяснить события «Красного Мая»?
  1. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  2. Интернет-портал Marksist.blox.u/ ().
  3. Эксперт ().