Каким должен быть город будущего? Город из «камешков»

Инструкция

Одним из проектов является строительство эко-города. Вместо того, чтобы бесконтрольно потреблять сырье и выбрасывать в атмосферу продукты переработки, нужно построить систему, которая не только будет полностью перерабатывать отходы, но и возобновлять потраченные ресурсы. Город должен быть самодостаточным. Энергию можно получать от солнца, ветра, разложения органического материала. Натуральные продукты будут выращивать во взмывающих к нему фермах-небоскребах. Каждый житель при необходимости сможет арендовать небольшой участок земли на крыше своего дома или в ближайшем парке, чтобы выращивать там зелень и овощи. Эко-город не должен быть большим. Самым удобным средством передвижения в нем станет велосипед. Это позволит сэкономить время на ожидание общественного транспорта, избавит от пробок, очистит воздух от выхлопных газов. В России разработкой «зеленых городов» занимаются специалисты Общества Биотехнологов.

Достаточно смелой кажется идея создания города-дома. Людям вообще не нужно будет выходить на улицу. Чтобы добраться до магазина или офиса, достаточно будет сесть в лифт и нажать кнопку нужного этажа. Специалисты корпорации Takenaka в Японии уже несколько лет разрабатывают проекты двух таких городов. Дом, который получил название Sky City, может принять 36 000 людей. Еще 100 000 человек будут в нем работать на постоянной основе. В доме будет все: магазины, офисы, парки, школы, рестораны, больницы и полицейские участки. Архитекторы убеждены, что такой дом может простоять не менее 500 лет, если при его строительстве использовать современные качественные материалы. В России архитектор Сергей Непомнящий разработал несколько подобных концепций. Самые известные из них – город «Рождение Венеры» (75-этажный небоскреб) и «Блин-город» (дом в виде огромной шайбы).

Плавучие города француза Венсана Каллебо – это реализация библейского Ноева Ковчега. Архитектор предлагает создать плавучий экологический полис под названием LilyPad. Оболочка города будет двойной: диоксид титана и полиэфирное волокно. Такая структура позволит очищать воздух ультрафиолетом. Город Каллебо сможет вместить 50 000 человек и будет выглядеть как круглый корабль. Предполагается, что в городе будут установлены электротурбины и солнечные батареи, системы опреснения воды, функционировать многочисленные фермы. Центром города станет огромный бассейн для сбора дождевой воды и придания устойчивости строению.

Вполне вероятно, что в скором будущем люди будут жить в городах-трансполиях. Чем дальше от главной магистрали, тем более чистым с экологической точки зрения становится участок. Любопытно, что магистраль будет не только транспортной, но и инфраструктурной. Под ней будет располагаться нефте- и газопровод, над ней – информационные линии и линии электропередач, а по ней – двигаться электромобили. По обе стороны от дороги будут располагаться промышленные предприятия, немногим дальше – офисные и административные здания, после которых - жилой сектор с 3-5-этажными домами, затем поля и заповедники. Общая ширина города не должна превышать 20 километров. Архитекторы М. Шубенков и И. Лежаева предложили построить город-трансполию вдоль Транссибирской магистрали.

Видео по теме

Из курса истории некоторым людям известно, что вплоть до позднего Средневековья жизнь в городах была весьма некомфортной. Скученность, грязь, антисанитария, отсутствие централизованного водоснабжения и канализации, и как следствие, частые эпидемии, - вот далеко не полный перечень неудобств того времени.

Инструкция

Лишь с XIX века условия городской жизни резко изменились в лучшую сторону. Но до сих пор нет единого мнения, каким должен быть идеальный современный город. У современного города (особенно, ) много достоинств. Это – комфортные дома со всеми необходимыми удобствами, множество предприятий, организаций, дающих возможность устроиться на работу, масса условий для самого разнообразного досуга. Но хватает и недостатков, среди которых, прежде всего, необходимо указать плохую экологию (чрезмерный шум, загазованность из-за промышленных и автомобильных выбросов), транспортные пробки, толчею и спешку, что неизбежно приводит к нервозности, стрессам. Поэтому вопросам обустройства города, с целью сделать его удобным и комфортным, сейчас уделяется большое внимание.

Строительство в городе новых дорог, жилых и общественных зданий, организацию зон отдыха, а также реконструкцию уже имеющихся объектов необходимо проводить так, чтобы в итоге удалось совместить многие важные факторы. Максимально возможное сохранение исторического облика города должно сочетаться с транспортной доступностью, обеспечением жителей всеми необходимыми объектами инфраструктуры (школы, больницы, магазины и т.д.).

Существуют различные подходы к решению этой проблемы. Например, в столице Малайзии, городе Куала-Лумпуре, реализуется грандиозный по масштабу проект. По замыслу его разработчиков в итоге Куала-Лумпур станет городом, любой житель которого сможет максимум в течение 7 минут неторопливой ходьбы дойти до любого необходимого ему объекта: торгового центра, здания местного муниципалитета, отделения

Введение

Раздел 1. Город будущего – фантастика или прогноз?

Раздел 2. Город – одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Город, как наиболее древняя и вместе с тем самая современная форма расселения людей – предмет пристального внимания не только архитекторов, историков, географов, экономистов, искусствоведов, но и широкого круга людей различных профессий.

По-видимому, люди научились метить границы территории у животных, так что исследование, освоение и маркировка ландшафта с обозначениями границ угодий предшествовали возникновению первых постоянных поселений.

Городское планирование имеет такую же долгую историю, как и сам город. Так, уже в письменности Древнего Египта город и крепость были обозначены разными иероглифами, что ясно указывает на достаточно углубленное понимание природы города как особой формы концентрации людей на ограниченной территории.

Литература о городе пополняется вот уже две с половиной тысячи лет. Великий врач Гиппократ собрал вместе опыт функционирования греческих городов-полисов, обозначив гигиенические правила ориентации улиц. Гипподаму приписывается изобретение регулярной сетки городских улиц, без изменений дошедшей до нашего времени – достаточно напомнить, что нью-йоркский Манхэттен в полноте сохранил гипподамову схему. Платон пытался описать идеальную модель города, отталкиваясь от общефилософских суждений о природе взаимодействия между людьми, тогда как Аристотель обобщил опыт конституций десятков полисов и обсуждал оптимальную численность свободных горожан. Рим освоил опыт Греков, обобщил его и стандартизировал. Сложились и воспроизводились стандарты обустройства публичных бань, рынков, амфитеатров и театров, и эти стандарты воплощались повсюду, от Нила до Рейна, от Евфрата до Темзы, приноравливаясь к природным условиям. Этот опыт был описан во множестве трудов, включая трактат Фронтина об акведуках и фонтанах и обширную энциклопедию Витрувия. Мастера итальянского Возрождения заново прочли античные тексты и много размышляли о создании идеального города, отнюдь не ограничиваясь при этом вопросами планировки и застройки. Так, у Филарете тщательно описываются не только система улиц и каналов, не только нормы жилых помещений для представителей разных сословий, не только правила организации торговли, но даже расписание занятий и меню для учеников лицея. Литература и живопись существенно опережали практику – люди, которые все еще жили в средневековых домах, читали трактаты и смотрели на фрески с изображением бесконечных колоннад и купольных зданий, которых еще не существовало. История урбанистики и урбанизации доказывает, что от рождения идей до их реализации в ткани городов проходят десятилетия, иной раз многие десятки лет.

Раздел 1. Город будущего – фантастика или прогноз?

«Большую опасность представляют собой Города Будущего, которые каждодневно придумывают градостроители, считающие себя пророками. Подобно Уэллсу, они переносят в будущее условия сегодняшнего дня, только преувеличивая некоторые из этих характерных черт», - писал итальянский архитектор Порчина.

«Основу любого творчества составляет борьба набирающей силу здоровой формы с формой поддельной, подражательной» (А. Мальро). Борьба набирающих сил архитектурных и градостроительных форм с формами поддельными, подражательными не лишена драматизма. Гропиус, Перре, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и другие создатели современной архитектуры, которым на протяжении всей жизни пришлось вести борьбу с академизмом, на склоне лет стали свидетелями полной победы своих идей. Ле Корбюзье был настолько гениален, что видел своих последователей не среди тех, кто ему подражает, а среди тех, кто борется против подражания Гропиусу, Перре, Ле Корбюзье. Во все времена идеи архитекторов-новаторов наталкиваются на упорное сопротивление. Происходит путаница понятий. Архитектура мечтателей, архитектура фантастов, архитектура будущего – таковы чисто условные ярлыки, которые наклеивают иногда просто наобум на произведения подчас диаметрально противоположных направлений. В одну кучу сваливают беспочвенных фантазеров и мастеров, обладающих даром предвидения.

Весьма беспочвенные фантазии в области архитектуры – явление нередкое. Чаще всего они появляются у живописцев, и это подтверждает история искусства. Например, Иероним Босх и Питер Брейгель наряду с вполне реалистическими изображениями зданий рисовали подчас какие-то сооружения, которые можно было принять за плоды горячечного воображения. Вдохновленные Вавилонской башней, Дезидерио, а затем и Пиранези грезят о грандиозной архитектуре.

Леонардо да Винчи, некогда изобразившего идеальный город, считали утопистом, хотя он сам не сомневался в своей правоте. Архитектурные замыслы Леонардо подхватил и развил через несколько веков в 1914 году его соотечественник Антонио Сант-Элиа. Архитектуру будущего Сант-Элиа также признавали утопичной до тех пор, пока вдруг не обнаружили, что его проекты, в которых был резко изменен масштабный строй города, отвечают настоятельным требованиям нашего недавнего времени. Живописные архитектурные композиции Босха, Брейгеля, Дезидерио, Моро представляли собой чудовищные сочетания реминесценции и гротеска; они пытались соединить невозможные стили в своего рода декорации к театрализованному апофеозу. В основе же архитектурных фантазий Леонардо да Винчи и Леду, например, лежат инженерные замыслы. Это вовсе не фантастические грезы, а фантазии, порожденные предвидением. Дом, который Леду намеревался построить над водопадом, несомненно, был плодом фантастического замысла. Однако двумя веками позже Фрак Ллойд Райт построил в США свой знаменитый дом над водопадом. Подобная преемственность замысла позволяет говорить уже не о фантазии, а о предвидении. Гигантомания, мания величия – так охарактеризовали произведения архитекторов-провидцев. Этих нареканий в свое время не избежали ни Леду, ни Булле. Но разве современный Манхэттен не фантастичнее самых невероятных замыслов Булле? Леду и Булле первыми еще в ХVIII веке вступили на путь технической фантазии. Рене Саржер, французский архитектор и инженер, писал: «Современные фантасты остаются непонятными только тем, кто не представляет себе поистине фантастических возможностей новой техники».

Нельзя обвинять фантастов в утопизме – творческий поиск, ориентированный на будущее, неотделим от утопии, проблему всегда следует рассматривать с более широких и дальновидных позиций. Интересные градостроительные идеи и предложения футурологического направления были предложены архитекторами и конструкторами различных стран в середине прошлого века. Это время – начало современной научно-технической революции – развитие атомной энергетики, освоение космоса, химизация народного хозяйства, внедрение кибернетики и бионики в производство. Все это открывало качественно новый этап в проектировании городов будущего. В эти же годы осознается понятие, названное «демографическим взрывом», что тоже определило поражающее воображение масштаб и перспективу проектирования. Проекты архитекторов-новаторов еще более необычайны, так как полностью отказываются от архитектурного наследия. Пример – города-мосты. И.Фридман разработал проект города-моста, перекинутого через Ла-Манш, по своей смелости превосходящий архитектурные фантазии Филарете или Антуана Карона.

Проекты так называемого пространственного градостроительства, выступая за разумное использование земли, против «расползания» городов, предлагают также удобство пространственных связей между частями города с использованием новых возможностей строительной техники. В городах-конусах, запроектированных Полем Мэймоном, диаметр полой железобетонной опоры равен 20 метрам; она используется для размещения лифтов и коллекторов для всех вертикальных коммуникаций. Тросы, закрепленные к опоре, напоминают огромную паутину. К этим тросам могут быть подвешены любые элементы городской застройки. И.Фридман предлагает проект пространственного города на территории Парижа: новый город поднят в воздух над старыми кварталами Парижа и над Сеной. Разрывы между жилыми домами обеспечивают инсоляцию земной поверхности.

В проекте «города-кратера», архитектор Шанеак создает пространственный город с использованием типовых элементов.

Структурную основу составляют искусственные уровни – площадки и звездообразные бетонные «ежи». Структура заполняется объемными ячейками заводского изготовления свободной формы, которые устанавливаются на несущих конструкциях. Композиция с применением таких жилых единиц в масштабе крупного жилого комплекса не получила бы уравновешенного, статичного построения; она образовала бы живое, постоянно меняющееся сочетание жилых единиц.

Проекты группы «Арчигрэм» развивают идею архитектуры «однократного использования». Все элементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа. Наиболее короткий срок у жилой ячейки (15-20 лет). Поэтому новые ячейки можно постоянно «подключать» к структуре города.

Проект города «Плаг-ии-сити» («город-розетка», «город-штепсель»). Архитектор Кук предложил решение, где сетчатая крупномодульная структура содержит все необходимые для города связи по горизонтали, вертикали и диагоналям, транспортные, пешеходные и важнейшие виды обслуживания. Элементы города монтируются и заменяются посредством мощных кранов.

В кибернетическом градостроительстве Николая Шеффера город труда и учебы решен в виде высотного объема, а город отдыха и развлечений «распластан» по горизонтали.

Город-воронка Вальтера Йонаса (в виде опрокинутого вершиной вниз конуса или пирамиды) представляет собой как бы искусственную долину; квартиры выходят во внутреннее пространство воронки. Эти воронки, соединенные между собой перемычками в верхней части, образуют город.

Каждая воронка представляет собой самостоятельный квартал. Йонас разработал проект «городской единицы будущего» («Интра-хауз») в форме раскрытой многоярусной воронки с внутренним замкнутым пространством. Задача проекта – возродить городскую коммуну, максимально освободить поверхность земли.

Проект «Подвижного города» Пере-Лаейя представлял собой город, который включал бы в себя постоянную часть и подвижную часть, которая состояла бы из индивидуальных сблокированных ячеек, установленных на рельсах. Передвижение по городу должно было осуществляться с помощью подвесных тротуаров.

Артур Куормби, проектирующий жилые ячейки из пластмасс, придал высокую мобильность пространственной системе ячеек, подвешенных к центральной полой несущей мачте. Эти ячейки могут открепляться от несущей конструкции и по желанию жильца превращаться в индивидуальный дом, установленный на земле, или перевозиться на новое место и прикрепляться к другим несущим конструкциям аналогичного типа. Разработаны проекты городов на сваях и плавучих городов. Ученый Жак-Ив Кусто предложил решение дома под водой.

Новое движение противопоставило идеям «функционального порядка», лежащего в основе мечты Афинской хартии о «лучезарных городах» свое понимание основных условий градостроительства: динамизм эпохи, мобильность элементов и функций города. Их идеи свелись главным образом к разработке полуфантастических проектов и идей городов будущего, основанных на безграничных возможностях техники, а также на собственных представлениях о развитии будущих социальных условий градостроительства. Эстетические же критерии почти невозможно прогнозировать – в отличие от предвидения тенденции технического и социального прогресса. Как правило, попытки представить будущее в его конкретной реальности, не имеют успеха – они кажутся слишком неправдоподобными с позиций сегодняшнего дня и слишком наивными, когда уходят в прошлое. И все-таки представление о будущем необходимо. Высказывая представления о будущем, специалист получает возможность прямо, конкретно и доступно для каждого изложить свое мировоззрение.

Синтез обобщенного представления о будущем предполагает нечто большее, чем сумму специальных знаний, а именно – целостную и динамическую картину. Конечно, такая картина может быть создана лишь ценой определенных условностей и упрощений. Тем не менее, попытки увязать все аспекты прогноза в целостную картину часто могут дать больше, чем самое глубокое исследование одного из них вне связи со всеми другими. Поэтому каждый исследователь имеет право конструировать свой обобщенный образ будущего, вбирающий в себя комплексную оценку тех проблем, которые кажутся ему наиболее актуальными, в их естественном движении и взаимосвязях.

Раздел 2. Город – одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством

Одна из труднейших проблем градостроительства заключается в том, чтобы создать для человека наиболее благоприятные условия существования. Она затрагивает все стороны жизни человека; с ее решением связано множество самых разнообразных вопросов – хозяйственных, социальных, политических, медицинских, санитарно-гигиенических, биологических и географических. Градостроитель должен быть также знатоком духовной культуры, психологом - «человековедом». Одна из важнейших проблем - соответствие повседневной деятельности человека его идеалам и мировоззрению. Архитектор должен стремиться создать максимально благоприятные условия для жизни человека с учетом его потребностей и запросов.

В наше время прогресс в области науки так стремителен, возможности практической деятельности и развития умственных способностей человека так не ограничены, что нельзя даже предсказать с достаточной уверенностью, куда все это может привести. Трудно предсказать, каковы будут запросы людей в 2500 году, что они сочтут для себя нормой поведения. Мы живем в бурно развивающемся, стремительно меняющемся мире. В то же время некоторые аспекты этого развития серьезно тревожат. Отходы промышленного производства загрязняют воздух и воду, фауну и флору, нарушают устойчивые экологические сообщества в природе, ухудшают санитарно-гигиенические условия жизни людей. Все возрастающий темп жизни, необходимость перерабатывать во много раз увеличивающийся на протяжении жизни одного поколения объем информации, неумолимое внедрение стандарта в потребление и культуру – оплачиваются огромными затратами нервной энергии, и в чем-то обедняют эмоциональную жизнь.

Городское планирование намного превышает сложностью архитектурное проектирование, искусность связывания вместе социального, экономического, географического и пр. достигает полноты результата только тогда, когда город предстает перед нами в полноте своей сущности, воспринимается всеми чувствами. Умение профессионального планирования, вобравшее в себя концентрированное знание, накопленное многими поколениями урбанистов, в конечном счете, воплощается в комфортность бытия и в комфортность видимого образа. И этот образ бесконечно важен, так как он включает в себя обширную гамму элементов – от первого взгляда на город издалека до взгляда на дом через улицу или через струи фонтана на маленькой площади. Город – это еще и нечто иррациональное, каждый город неповторим характером, судьбой, историей.

Человек еще и консервативен по своей природе. Наблюдающийся сначала на Западе, а теперь уже и у нас в последнее время взрыв вещной «ностальгии», интереса к предметам 40-50-летней давности, не представляющих художественной ценности (китч), несомненно, свидетельство тоски по устойчивой вещи прошлого. Раньше этот транссубъектный мир был вполне устойчив – человека окружали вещи, доставшиеся от предыдущего поколения, а новые походили на старые. Форма глиняного горшка практически не изменялась тысячелетиями. Автоматизм восприятия – великий охранительный механизм психики, его нельзя безнаказанно нарушать. Слишком быстро все меняется: одежда, посуда, мебель, интерьер, архитектура. В мире, организованном таким образом, постоянным можно ощущать только свое «я». Все остальное меняет очертания, несется куда-то все стремительнее. Долго ли в такой ситуации можно сохранять твердое ощущение своего «я»? Только осмотрительная постепенность и неторопливая преемственность может сберечь духовное «я» и психическое здоровье человека в этом слишком скоро меняющимся мире. Универсальный, обобщающий рецепт города-мечты выписать практически невозможно

Заключение

Каким будет город к середине нынешнего столетия? На этот вопрос нужно давать ответ, потому что в отличие от фантазий основы реального города будущего закладываются сейчас. Но ответить на него трудно. Необходимо разобраться в самой природе городского планирования, в том, как модели предметной, физической организации городского пространства сопряжены с мировоззренческими позициями, с одной стороны, и с экономическими, управленческими правилами игры, закрепленными в нормативных актах и стандартах поведения – с другой.

За последние полвека количество работ, посвященных урбанистике, различным ее аспектам, не только необычайно разросся, но и продолжает разрастаться. Мнения меняются, мы оставили позади уверенность людей вроде Камилло Зитте, в том, что можно раз и навсегда установить правила создания прекрасного города, а людей, вроде Ле Корбюзье – в том, что воля художника способна построить город заново. Наивысшей сложностью, а потому особым очарованием обладают те ансамбли и города, что нарастают в течение долгого времени, путем прибавления новых элементов так, что новое целое охватывает прежнее целое и включает его в себя. Задача архитектора еще и в том, чтобы суметь подчинить свое решение решению своих предшественников. Культ авторства, авторские амбиции не должны вступать в противоречие с давней культурой выращивания ансамбля.

Людям на переломе ХIХ-ХХ веков казалось, что технический прогресс сам собой решит все проблемы города и горожан. Теперь мы знаем, что этот прогресс, масштаб которого и масштаб последствий которого они не могли себе представить, не только строит и развивает города, ни и омертвляет их. Мы должны увидеть заново эволюцию города как города людей. Тех, кто этот город создает осознанно, и тех, кто пересоздает его ежедневно своим поведением в городской среде.

Использованная литература:

В.Л. Глазычев. Урбанистика. Издательство «Европа», Москва, 2008г.

А.Э. Гутнов, И.Г.Лежава. Будущее города. «Стройиздат», Москва, 1997г.

Мишель Рагон. Города будущего. Издательство «Мир», Москва, 1969г.

Красная книга культуры. Издательство «Искусство», Москва, 1989г.

Посохин М. Город для человека. Издательство «Прогресс», Москва, 1980г.

Хорев Б. Проблемы городов, Москва, 1975г.

Каким должен быть город будущего?

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом.

Как результат — намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Это забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Давате познакомимся с 10 проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие — уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин


Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.



Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка — жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания — вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City — это город без машин, то Масдар в ОАЭ — город без машин и без небоскребов.


Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.


В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне


Дубай — еще один город из ОАЭ, который сможет стать «зеленым» городом будущего. Специалисты компании Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.



Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой


В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка — одна из визитных карточек города будущего.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город


В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов


Пуэрториканский город Сан-Хуан — это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта


Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка


Шан-Суи — еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город


Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть — в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков


Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для китайского города Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях.

Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

Мы привыкли жить в условиях постоянно изменяющегося облика городов. Старые здания исчезают - появляются новые, привычные виды транспорта постепенно уходят в небытие - остаются более экологичные аналоги. Одни архитектурные стили вытесняют другие. Эти изменения происходят постоянно, и мы уже перестали их замечать. А если заглянуть на 10-20 лет вперед и представить, как выглядят города будущего, построенные с нуля и переполненные технологиями?


И тут фантазия рисует города на Марсе, города - космические станции, поселения в других галактиках… Возможно, так и случится. Но пока мы приземлимся обратно на Землю и расскажем о проектах городов будущего, которые изменят облик не только стран и целых континентов, но и всего XXI века.

«Великий город» без автомобилей, Китай



«Великий город» - проект экологически чистого города, построенного на участке площадью около 3 квадратных километров поблизости города Чэнду. Он способен решить общепризнанную проблему Китая - перегруженность инфраструктуры - за счет практически полного отказа от автомобилей. Город не потребляет много энергии, не загрязняет окружающую среду выбросами углекислого газа, более половины его территории занимают зеленые насаждения, до которых из любого дома можно добраться всего за две минуты.


Эко-парки будут перерабатывать сточные воды, твердые отходы и производить электроэнергию. Местный климат не очень хорошо подходит для солнечных батарей, поэтому все здания разработаны для максимального использования энергии ветра.




«Великий город» станет домом для 80 тысяч человек, часть из которых трудоустроят на самом проекте. Расстояние между двумя любыми точками города можно будет пройти пешком за 15 минут, потребность в автомобиле исключается. Но не полностью. Половину дорожного пространства отведут для безмоторного транспорта. С Чэнду и близлежащими окрестностями город станет сообщаться с помощью сети транспортных коммуникаций, образующей в центре города региональный транзитный узел, вынесенный под землю.

«Роза пустыни», Дубай


Зеленая «Роза пустыни».


«Роза пустыни» - так называется проект города-спутника площадью 14 тысяч гектаров, который будет использовать только экологически чистый транспорт, а с Дубаем его свяжет линия наземного метро. Снабжение электроэнергией станет производиться из альтернативных возобновляемых источников. Помимо этого, предусмотрены пешеходные дорожки с кондиционированием воздуха в знойную погоду. Строительство города займет десять лет и пройдет в четыре этапа.


Проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебные заведения и органические фермы, энергия для которых будет вырабатываться при помощи 200 квадратных километров солнечных панелей. Солнечные батареи смогут обеспечить половину потребностей города, а использование экологического транспорта компенсирует оставшуюся часть выбросов углекислого газа.

«Плавучая зелень», Япония



Рост ввысь - стандартное решение для развития городов азиатского региона, но для Японии этот способ не всегда хорош из-за частых угроз землетрясений и цунами. Но тут японцы нашли другой выход - построить города на воде! Таким городом стал проект «Плавучей зелени», состоящий из десяти островов, подобных водяным лилиям, и с центральными башнями высотой около километра.




Башни должны вмещать в себя более 30 тысяч человек. В верхней части создадут пространство для работы, магазинов и компаний сферы услуг. В середине каждой башни - место фермы для выращивания фруктов и овощей. Основание острова используют для жилой зоны, вмещающей в себя 10 тысяч человек, а также леса и пляжи. Каждый плавучий оазис будет закреплен на дне океана.

Первый в мире подводный город, Япония


Шарообразный город под водой.


Но для японцев идея плавучего города далеко не новая: к 2035 году они планируют создать первый в мире подводный город Океанская Спираль (Ocean Spiral). Это будет строение сферической формы, способное вместить до 5 тысяч человек и получающее энергию со дна моря. Кислород станет преобразовываться из углекислого газа, а большую разницу температур и давления используют для производства электроэнергии.



Внутри шарообразного строения расположен небоскреб, рассчитанный на проживание и работу 5 тысяч человек.


Форма высокотехнологичного города - огромные шары диаметром 500 метров и вместимостью 5 тысяч человек. Шары смогут плавать на поверхности или опускаться под воду по гигантской спиральной структуре, уходящей на глубину до 15 километров, где появится завод по добыче полезных ископаемых. Система огромных шаров должна уберечь людей во время землетрясений и цунами. Стоимость такого сооружения оценивается в 25 миллиардов долларов, а основным строительным материалом будет резина.



Твердая спираль упирается в океаническое дно, на котором расположен завод по добыче полезных ископаемых.

Проект арктического города «Умка», Россия



Уникальный проект под названием «Умка»: за Полярным кругом на вечной мерзлоте собираются построить город. За основу взята структура Международной космической станции. Для жителей города будут предусмотрены аквапарк, луна-парк, свое производство хлеба и рыбных продуктов, дома, научные лаборатории, школы, храм, отели, больница. Городской транспорт станет работать на электричестве. Размеры такого города составят 1,5 километра на 800 метров, а строительство обойдется примерно в 5-7 миллиардов долларов.



Предполагаемое месторасположение - остров Котельный архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане (примерно в 1,5 тысячи километров от Северного полюса).


В городе собираются создать регулируемую климатическую систему с использованием космических и других передовых технологий. Источником электричества станет плавучая атомная станция, а все виды отходов будут перерабатываться на двух заводах.

Первый умный город Индии

Такие мегаполисы, как Дели и Мумбай, славятся развитой промышленностью, инфраструктурой, финансовыми рынками, квалифицированной рабочей силой и присутствием иностранных компаний. Но бо́льшая часть Индии - бедные провинции с очень низким уровнем жизни населения. Потому и родилась идея строительства промышленного коридора (DMIC) между крупнейшими мегаполисами, которая позволит развивать провинции, создавая новые рабочие места и высокотехнологичную инфраструктуру. Стоить такой проект будет 90 миллиардов долларов.



Первый умный город Индии Дхолера построят в рамках проекта промышленного коридора Дели - Мумбай


Отметим один весьма претенциозный факт: промышленный коридор Дели - Мумбай является одной из важнейших частей плана по строительству сотни умных городов по всей территории страны. Сотни, Карл! В Индии! И первый такой город появится в штате Гуджарат. Дхолера будет возведен за десять лет и станет настоящей технологической жемчужиной Индии: цифровое управление движением, отсутствие загрязнений, пробок и толп людей. Для сравнения, размеры Дхолеры превысят размеры Мумбая в два раза.



Международный город финансов и технологий Гуджарата станет одним из самых первых индийских умных городов.


В этом же штате находится на этапе реализации другой не менее футуристичный проект - Международный город финансов и технологий Гуджарата (GIFT). Он также предполагает обеспечение населения инфраструктурой будущего и множеством рабочих мест. Комплекс будет включать в себя офисы, школы, жилые помещения, гостиницы, конференц-центр и торговые площади. А самым ярким зданием этого города станет Башня Diamond GIFT.

«Хазарские острова», Азербайджан

Для строительства нового умного города Азербайджан решил создать искусственный архипелаг из 44 островов общей площадью 3 тысячи гектаров. На «Хазарских островах» (Khazar Island) появятся аэропорт, яхт-клуб, трек для «Формулы 1», дома для 800 тысяч жителей и самый длинный в мире бульвар - 150-километровый. Стоимость проекта оценивается в 100 миллиардов долларов.



Башня Азербайджан может стать самой высокой башней в мире.


Но главной достопримечательностью архипелага станет Башня Азербайджан . Ее высота достигнет 1050 метров, что может побить рекорд самой высокой башни Бурдж-Халифа. Башня Азербайджан будет очень прочной и сможет выдержать землетрясение в девять баллов. Небоскреб планировали закончить к 2018-2019 годам, а острова - к 2022 году, но в прошлом году строительство отложили на неопределенный срок из-за недостатка финансирования.

«Облачный житель» Китая


Города в облаках - мечта для густонаселенных районов планеты.


В китайском городе Шэньчжэнь планируется постройка небесного города - нового делового центра мира. В нем появятся жилые модули, офисные и IT-кластеры, общественно-коммерческие зоны и зеленые террасы. Город будет включать в себя три взаимосвязанные башни высотой примерно 600 метров. Общая площадь здания соизмерима с площадью княжества Монако, а окна башен станут выходить на Гонконг. И это сделано специально. Местным власти хотят продемонстрировать новые финансовые возможности региона Гонконгу, представляющему собой старую финансовую модель мира. Умный небесный город сможет полностью обеспечивать себя экологически чистой электроэнергией.

Землескреб в Мексике


Не бункер, а город будущего нового типа - землескреб!


Пока другие страны видят будущее городов в облаках, Мексика нашла другой путь - подземелье. Землескреб (Earthscraper) - это 65-этажная перевернутая пирамида площадью 7618 квадратных метров. Он появится в центре Мехико. Крышей здания будет панель из прозрачного стекла 240 на 240 метров. «Снаружи» она станет выглядеть как общественная площадь, на которой жители смогут наслаждаться прогулками, концертами, выставками и военными парадами. Источником энергии для здания будет служить геотермальная энергия, которая сделает подземный город самодостаточным.

Первый мегалополис Китая


Размеры нового китайского города превзойдут размеры Лондона в 137 раз.


В Китае планируется создать город-мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи, который объединит Пекин, Тяньцзинь и Хэбэй. В нем предположительно будут проживать 130 миллионов человек, а его размер (212 тысяч квадратных километров) превысит размер более половины отдельно взятых стран мира. Каждому городу в этом объединении отведена своя роль: Пекин - культурный и технологичный район, Тяньцзинь - производственный район, а в Хэбэе сосредоточатся мелкие отрасли промышленности. Чтобы дорога из одного города до другого занимала не более часа, строятся новые высокоскоростные поезда.

Город на воде, распечатанный на 3D-принтере, Рио-де-Жанейро



Достоин внимания весьма необычный концепт бельгийского архитектора Винсенто Каллебо, который предложил построить в прибрежной зоне Рио-де-Жанейро город на воде. Строительным материалом послужит композит из переработанных пластиковых отходов и водорослей, а сам город распечатают при помощи 3D-принтера. Структуры для строительства могут расти самостоятельно за счет карбоната кальция, содержащегося в воде, который сможет формировать внешний скелет и полупроницаемые мембраны для опреснения морской воды, а микроводоросли будут использоваться для производства энергии для отопления и климат-контроля.




Внешне жилые конструкции диаметром около 500 метров будут напоминать медуз. В них расположат рабочее пространство, мастерские, заводы по вторичной переработке, научные лаборатории, спортивные площадки и фермы. Такой город сможет обеспечить жильем порядка 20 тысяч человек.


Проблему недостатка продовольствия архитектор решает при помощи огромных ферм (Farmscrapers), в которых будут выращиваться растения. Место ферм - на самой вершине структур. Одной из главных задач такого города станет строительство научных центров для исследования океана.

Вместо заключения: и все-таки о Марсе


Для кого-то фантазии о городах на Марсе становятся не просто сюжетом для научно-фантастической книги, а целым архитектурным проектом.

Выбор директора Ц:СА/Центра современной архитектуры Ирины Коробьиной.

Проектировать города будущего обычно начинают во времена перемен и национального подъема — вспомнить хотя бы авангардные 1920-е или оттепельные 1960-е. Правда, бумажные проекты «застойных 80-х» тоже вроде про будущее, но они появились как ответ наших архитекторов на запрос японских компаний с их футуристическими конкурсами.

Сегодня время девелопмента и недвижимости. О будущем мало кто задумывается: жажда «быстрых денег» определяет настоящее. Поэтому особенно ценными становятся те немногие проекты и идеи, которые отвечают вызову XXI века.
Во-первых, это инновационные концепции, в которых обозначены направления развития городов и организации их жизнедеятельности. Во-вторых, это проекты градоформирующих архитектурных сооружений, в которых заложен мощный градостроительный потенциал.

И если первые — это скорее визионерство и научная фантастика, которая, впрочем, очень быс¬тро проникает в нашу жизнь, то вторые — реальные проекты, которые можно осуществить хоть завтра. Нужны лишь политическая воля и желание создавать умную архитектуру, важную для будущего страны.

Проект. Мастерская Михаила Хазанова, «Курортпроект»


Нагорная улица в Москве — место унылое и непривлекательное. Авторы этого всесезонного спортивного комплекса создают архитектуру как искусственный природный ландшафт, не только оправдывающий название улицы, но и сообщающий этому району типовой застройки футуристический образ какой-то новой цивилизации.

Инновационный проект убедительно развивает очень интересное направление в современной архитектурной практике — стирание границ между ландшафтом и зданием, интерьером и экстерьером, технологией и экологией. Возможно, такими и будут города будущего — как бы вырастающими из земной коры и окружающей природы. Новое сооружение планируется к строительству и обещает стать архитектурным событием высокого международного класса.

Проект. Томас Лизер, Leeser Architecture (США)


Построить музей как научно-исследовательский центр в зоне вечной мерзлоты, где обнаружен едва ли не самый сохранившийся и симпатичный мамонт в мире, — идея сама по себе многообещающая. Проект американца Томаса Лизера, известного своими инновационными решениями, объединяю¬щими архитектуру с наукой и техникой, оказался лучшим на конкурсе, проведенном Республикой Саха.


Музей, спроектированный Лизером, — отдельная экосистема, чутко реагирующая на условия вечной мерзлоты и поддерживающая их в необходимом режиме. Этот проект сам по себе «экспонат», не менее интересный, чем якутский мамонт. Это одновременно и эмбрион города будущего в этом загадочном краю. Его строительство стало бы событием во всем архитектурном мире и лучшим доказательством того, что регион, ассоциирующийся сегодня исключительно с якутскими алмазами, способен на большее.

Проект. Мастерская Михаила Хазанова


Центробежная сила городского развития, распирающая Москву изнутри, сдерживается ее радиально-кольцевой структурой. Это создает невероятные проблемы — транспортные, функциональные, логистические. Идея разорвать кольца и выпустить эту мощную энергию по направлению к Питеру была заявлена еще в 1920-е годы Николаем Ладовским в параболической схеме развития столицы. Михаил Хазанов делает следующий шаг — «вытягивает» эту энергию в линию. Железнодорожная ветка между Москвой и Санкт-Петербур¬гом превращается в мощную энергетическую и коммуникационную структуру, которая выполняет все необходимые технологические и обслуживающие функции. Такое соединение двух столиц — политкорректная и вполне жизнеспособная идея. А для тех, кто вынужден постоянно курсировать туда-обратно в «Красной стреле» — и вовсе необходимая.

Центр Казани

Проект-концепция развития городского центра под руководством Хосе Асебильо (Испания — Швейцария)


Казань — прекрасный город, но, как и многие российские города, сегодня он переживает трудный период становления капитализма. Объективная реальность требует более интенсивного развития. Однако первые опыты привели к ошибкам — потере целого массива историко-архитектур¬но¬го наследия и одновременно к расширению городских границ.

Стратегия этого проекта разработана под руководством автора обновления Барселоны. Ее задача — остановить рост пятна города и оптимизировать использование существующих градостроительных резервов. Для этого используются следующие приемы: уплотнение городской ткани за счет разнообразия жилой и общественной застройки, активизация ключевых точек городской структуры, установление связей-кори¬доров между этими точками и, наконец, формирование кластеров, в которых новые структуры наслаиваются на уже существующие.

Если в процессе реализации проект не растеряет заложенные в нем идеи, Казань получит современную жилую среду и сохранит свое историческое своеобразие.

Транс-Россия ХХI


Это проект линейного города через всю Россию от океана до океана. Он подразумевает наращивание городской ткани на бесконечный энергетический хребет, к которому подтягиваются основные транспортные и обслуживающие коммуникации. От хребта отходят отростки с самостоятельными жилыми или производственными образованиями. Понятно, что в обозримом будущем вопрос реализации этого проекта не стоит. Тем не менее сама концепция — из разряда революционных. Она позволяет рационально, экономично и удобно организовать жизнь на всей территории страны — без транспортных и энергетических коллапсов, с удобными связями и отлаженной логистикой взаимодействия между всеми элементами этой многослойной структуры. Осталось додумать, как не потерять леса и не распугать их обитателей. А так идея вполне способна стать национальной.

ГОРОД БУДУЩЕГО.


Наша современность очень не похожа на то, как ее видели, когда она еще была будущим. Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках - металлические - машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим - запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и - шире - обитаемого пространства - не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего - это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.


Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.

Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.


Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них - километровой высоты Sky City («Небесный город») - может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.

По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».


Пример - проект «Lilypad» - плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» - «лилия» и «pad» - «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции - французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» - резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.


Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации - железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.


Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона - деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой - доступность природной среды.


Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, - естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия - это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов - безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

Предложенный ряд концепций - далеко не полный список концепций и проектов городов и поселений будущего, а лишь обзор различных направлений современной градостроительной мысли, позволяющий составить общее представление о проблеме. Подробный разговор о самых интересных и актуальных проектах - впереди.


http://expert.ru/russian_reporter/2008/37/vybor_korobinoy/
http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_518.html