Гегель – Абсолютный дух: искусство, религия и философия. Философская система Гегеля. Понятие абсолютного духа Объективный дух гегеля

Высшим достижением немецкой классической философии яви-] лась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831).

Мировой разум и абсолютная диалектика. По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других - природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода “чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики”. Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской “вещи в себе” он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой.процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме “инобытия” в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Эта позиция Гегеля отражает его панлогизм (от греч. pan - все и logos - мысль, слово), восходящий к Б. Спинозе и тесно связанный с признанием бытия Бога. По словам Гегеля, “половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу”.

Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. В своих трудах Гегель выступает как биограф мирового духа. Его философия не претендовала на предвидение того, что предпримет в будущем этот дух: о его действиях можно узнать лишь после их свершения. Философия не в состоянии предвидеть будущее.

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе - не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходил не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть “корень всякого движения и жизненности”, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, т.е. система познания, пройдя.цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система - высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.

Разум в истории. Поиски этого разума привели Гегеля к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Как развертывается эта диалектика в реальном историческом процессе? Согласно Гегелю, история развивается не как автоматический процесс; история человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. Пафос гегелевского понимания истории заключается в утверждении активности человека, ибо ничто великое не совершается без страсти. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так, по Гегелю, случайность становится необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал хитростью исторического разума. Она заключаемся в “опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель”.

Поэтому разум у Гегеля предстает как надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие мирового духа, или абсолютной идеи.

Вся история есть по существу, история мысли, история саморазвития разума. Отсюда история в своей основе оказывается логическим процессом, т.е. суть лишь реализация логики. В этом выразилось общее панлогическое воззрение Гегеля. Цель всемирной истории, по Гегелю, заключается в познании мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве за- В конов, государственных учреждений, искусства, религии и философии). Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то время как другие народы уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, а иные еще только нарождаются, находясь, по историческим масштабам, в детском возрасте. Согласно Гегелю, разум в истории осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания мирового духа. Но процесс этот не хаотический. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют четыре этапа в этом восхождении: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. У восточных народов не было свободы; свободным признается лишь один - деспот; поэтому свобода здесь - произвол, разгул страсти, с одной стороны, а с другой - слепое повиновение как характерная черта народного духа. Греко-римскому миру свойственно наличие свободы, но она осознавалась лишь в ограниченных пределах - для некоторых. Поэтому государственное устройство греко-римского мира не исключало рабства. Но народный дух греческого и римского миров имел разную ориентацию. Если для греческого мира характерным было осуществление принципа “прекрасной индивидуальности”, то для римского - “абстрактной всеобщности”. Полная свобода, по Гегелю, нашла воплощение лишь у германских народов, которые в своем историческом развитии, унаследовав плоды Реформации и Французской революции, достигли всеобщей гражданской и политической свободы. Таким образом, согласно Гегелю, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой великое шествие мирового духа по своеобразным ступеням непрерывного исторического процесса. Действительную историю Гегель связывает с государственно-правовой организацией жизни народа, а прогресс в сторону разумного государственного устройства - с историческим прогрессом вообще. “В наличном бытии народа субстанциальная цель состоит в том, чтобы быть государством и поддерживать себя в качестве такового. Народ без государственного устройства (нация как таковая) не имеет собственно никакой истории, подобно народам, существовавшим еще до образования государства, и тем, которые еще и поныне существуют в качестве диких наций”. В конечном итоге Гегель стремился обосновать мысль, что именно германский народ, который якобы уже установил разумное государственное устройство, и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса. Таким образом, история, представленная как саморазвитие мирового духа, есть высший этап объективно-идеалистической философии. Следует отметить, что в рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. Государство, по его представлению, есть божественная идея в ее земной оболочке, цель всемирной истории, где свобода получает свою объективность; разумная необходимость, мировой дух находят в нем свое осуществление. Здесь разумное утверждает себя как необходимое субстанциональное; свобода становится всеобщим, объективным требованием, а человек - поистине несвободным, поскольку он признает это необходимое как закон и следует ему как “субстанция нашего собственного существования”.

Сила гегелевского гения дала ему возможность проникнуть в понимание глубокой сущности труда и его значения для становления человека и общества. Лишь путем труда, согласно Гегелю, человек создает средства для удовлетворения своих потребностей. Так возникают экономическая система и отношения. Они же в свою очередь лежат в основе социальной дифференциации людей.

Итак, свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов историзма, объективности (закономерности) и монизма, которые составили золотой фонд сокровищницы мировой философии.

Подобно тому, как Абсолютный разум царствует в мире, Гегель. духовно царствовал в Германии, привлекая и увлекая своими лекциями и трудами. Он царствует и поныне в мировой философии. Его критикуют, но его изучают и перед ним преклоняются, как перед величайшим гением. Он входит в четверку самых великих мыслителей в истории человечества: Платон, Аристотель, Кант и Гегель. Его произведения сложны для чтения. Но если углубиться в эту бездну гениальных мыслей, то от чтения трудно и даже невозможно оторваться. В туманности его изложения то и дело сверкают золото и бриллианты глубочайших и тончайших мыслей, а они покоряют. Нельзя не оценить мысль Гегеля, которую он любил повторять всю свою сознательную жизнь: “Я говорю всегда - стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода”.

Согласно философии Гегеля, саморазвитие духа (человеческого сознания) проходит три последовательных, прогрессивных этапа: субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа.

Но и этот этап не становится последним. Организованные институты позволяют людям преодолеть детский антиобщественный эгоизм периода дикости, однако они всё же являются принудительной силой, которая в определённой мере сковывают человеческую свободу, накладывает на неё внешнюю узду. Тяга к полной независимости побуждает дух дополнить найденную и созданную им вовне объективность возвратом внутрь себя, но уже не к первоначальным грубым инстинктам, а к более возвышенным чувствам красоты, добра и знания. Этот новый этап, как бы синтетически объединяющий два первых, но в то же время и преодолевающий их оба на большей высоте, и носит в философии Гегеля название абсолютного духа .

Рассмотрим условия возникновения абсолютного духа и его главные проявления – искусство, религию, философию – более подробно.

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Созданное объективным духом моральное здание, которое называется государством, по мнению Гегеля, даже в наиболее совершенной форме, не представляет самой возвышенной сферы духовного движения. Как ни богата страстью и разумностью современная политическая жизнь, она не составляет последнего слова духовной деятельности. Дух стремится еще выше – он желает соединить субъективность и объективность, чтобы стать духом абсолютным .

Свобода, считает Гегель, есть сущность духа, независимость – его жизнь, элемент, без которого он не может обойтись. Дух и свобода – синонимы. Но, несмотря на все противные убеждения политического либерализма, даже самое совершенное государство неспособно дать духу той свободы, к которой он стремится, как птица в клетке. Государство, будь это республика, конституционная монархия или монархия абсолютная, аристократия или демократия, есть всегда государство – могущество внешнее, вооруженное, укрепленное, защищенное, род крепости, в которой дух индивида, отпрыск невидимого и бесконечного, чувствует себя лишенным своего жизненного элемента. Государство, даже самое совершенное, есть вещь земная, одной стороной еще материальная, неизбежная и роковая, как всё, подлежащее чувствам, а дух может подчиняться только духу . Свобода, к которой он стремится, не есть независимость от какой бы то ни было власти, но независимость от всего видимого, внешнего, материального. Не находя в политической жизни того высшего удовлетворения, которого он ищет, он поднимается над нею в свободные области искусства , религии , философии .

Значит ли это, что для того, чтобы подняться выше, чтобы достигнуть свободы и осуществиться во всей своей полноте, абсолютный дух должен разрушить те ступени, по которым он к ней взбирается, уничтожить государство, общество, семью? Гегель отрицает это безоговорочно. Создаваемые абсолютным духом произведения искусства, религиозные учреждения, философские и научные работы возможны только в крепко устроенном государстве и под покровом сильного и твердого правления. Художник, священник, философ так же мало могут обойтись без общества и государства, как царство растительное и царство животное не могут существовать без царства минерального. Притом руководящая мировым развитием Гегель подчёркивает, что абсолютная идея, работает ли она под формой природы или под формой духа , никогда не уничтожает своих созданий. Она их развивает, совершенствует, но даже в том случае, когда сохранение их кажется нам бесполезным, она не касается разрушительной рукой первенцев своей работы. Природа, в которой все кажется бесконечным разрушением и переворотом, отличается максимальным консерватизмом. Царство минеральное продолжает существовать рядом с царством растительным; в недрах животного царства самые элементарные типы, самые грубые опыты существуют наряду с типами самыми совершенными. Создание человека, по сравнению с которым все предыдущие создания имели значение опытов, не уничтожает низших образований. Природа сохраняет их и пользуется ими, как пьедесталом для возвеличивания своего шедевра. Высшие творения не только не влекут за собой гибели созданий предшествовавших, но могут возникать и существовать только в силу существования творений низших. Царство минеральное питает царство растительное, животное живет на счет царства растительного или на счёт низшего животного; наконец, растение и животное питают человека, который не может без них обойтись.

То же самое, полагает Гегель, мы видим относительно природы моральной, духа. Из глубины души встает потребность в свободе; из факта свободы, требуемой всеми, рождается право, собственность, уголовные законы. На прочном основании права зиждутся нравственные учреждения, семья, общество, государство. Все эти ступени развития тесно связаны между собою и существуют лишь одно посредством другого. Допустим невозможное: что кто-нибудь вынет один из фундаментальных камней. Тогда рухнет все здание вселенной. Верхние ярусы этого здания, искусства, науки, философия, религия, предполагают ярусы нижние и их абсолютную устойчивость.

Человек сначала был индивидом (субъективный дух), которого ограничивал прирожденный эгоизм. Затем, выходя из самого себя, узнавая себя в других людях, он вошел в общение с другими, и образовал общество, государство (объективный дух). Наконец (и это последняя стадия его развития) он возвращается в самого себя, он открывает в глубине своего существа тройной идеал прекрасного, божественного, истинного, и в обладании этим идеалом он находит ту высшую независимость, к которой он стремится, абсолютную свободу от видимого мира и его оков. Это – ступень абсолютного духа. Идеал прекрасного, божественного, истинного и выражают, по Гегелю, искусство, религия и философия.

Научившись понимать мир, человек на этапе абсолютного духа от него освобождается. Природа и её таинственные силы, социальный порядок, государство, все, что еще недавно являлось для него с характером неумолимого рока, начинает видеться ему совершенно в ином свете, лишь только он прозревает в них то, что они на самом деле. В природе и её эволюциях он узнает продукты духа; в социальных и политических учреждениях – дело духа. Из глубины духа, то есть из каждой индивидуальной души вышли и понятие о праве, и потребность в семейной жизни, и нравственные учреждения, основанием которым служит семья. Авторитет, который налагается на нас под формой Государства, авторитет, который кажется нам суровым, жестоким, неумолимым, когда мы еще не возвысились до понимания вещей, получает начало в индивидуальной жизни и её нуждах, т. е. в нас самих. Он – только внешнее воспроизведение, отражение того морального авторитета, который живет в нас самих. Закон, который управляет нами извне, есть, по Гегелю, лишь отголосок закона, написанного в нашем духе. Внешние власти, которые над нами господствуют, – только органы того могущества, которое царит в нас, органы сознания и разума, подобно тому как внешняя, материальная природа – только бесконечно увеличенный образ логики той духовной природы, которая лежит в нас. Перед лицом оригинала, пишет Гегель, мы чувствуем себя связанными, но не рабами, ибо то могущество, которое господствует над нами изнутри нас самих, как ни отлично оно от наших произвольных желаний, составляет нераздельную часть, бессмертную субстанцию нашего собственного существа. Лишь только абсолютный дух осознал, что природа, закон, право, государство – все это он сам, только под другой формой, что внешние границы – то же самое, что он находит в себе, как эти границы тотчас перестают быть границами; они как бы рушатся. Разум уже не знает иной границы, кроме самого себя, ибо в нас и вне нас все является разумным существом.

На ступени абсолютного духа Я и Вселенная сливаются в бесконечном объятии.

В искусстве , утверждает Гегель, абсолютный дух заранее торжествует победу над внешним миром, которую для него уготовляет наука. Во вдохновении художника мысль и её объект, человеческая душа и бесконечное образуют одно нераздельное целое. Художник отождествляется с объектом своих мыслей до такой степени, что приходит к самозабвению, самоуничтожению, живет лишь чисто объективной жизнью. Он более себе не принадлежит; для него исчезают бедствия и страдания существования, небо спускается в его душу, душа его улетает на небо. Гений искусства есть Божие дыхание, afflatus divinus.

Религия , вторая ступень восхождения абсолютного духа к Богу, согласно Гегелю, восстаёт против преждевременного пантеизма художественной жизни, показывая нам в Боге отличное от нас Существо – бесконечное, трансцендентное, сверхъестественное, которого человеческий гений не в состоянии достичь. Провозглашая дуализм идеального и реального, божественного и человеческого, бесконечного и конечного, религия является с виду как бы возвратом абсолютного духа под внешнее и материальное ярмо. Но в сущности, она – только необходимый кризис, борьба между духом конечным и духом бесконечным, подобная борьбе Иакова с Господом. В этой борьбе абсолютный дух развивает свои силы и, в итоге, возвышается к тому Богу, в объятиях которого он борется. Религия есть столь необходимый фазис в человеческом развитии, что в наиболее совершенной своей форме, христианстве, она сама в Иисусе Христе провозглашает единство, конечного и бесконечного, Бога и Человека, и, таким образом, сама приготовляет высшее развитие духа – философию, науку.

То, что предугадало искусство, что предугадала и религия в тайне Богочеловека, постепенно реализуется наукой и философией . Искусство и религиозный мистицизм всецело основаны на чувстве и воображении; наука же, по мнению Гегеля, есть торжество чистого разума. Посредством науки абсолютный дух постепенно подчиняет себе все области бытия, шаг за шагом побеждает все препятствия материи и осуществляет свое владычество над вселенной.

Так поднявшийся на ступень абсолютного духа гений человечества возводит тройное здание на основе социальной жизни и под покровительством государства. Нам остается несколько подробнее коснуться трёх форм проявления абсолютного духа: искусства и его истории , религии и её развития , науки и её прогресса . Об этом – см. в статьях

306. Последователь И. Канта в XVIII в.:

И. Фихте

307. Фихте является последователем..... .

Канта

308. Фундамент всех наук, учение о науке, по Фихте - ..... .

Философия

309. Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений - ..... .

Диалектика

310. Немецкие философы, разрабатывавшие диалектический метод:

И. Фихте Г. Гегель

311. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей - .

Диалектика

312. И. Фихте разрабатывал проблемы:

Гносеологии

313. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности-

Натурфилософия

314. Основа философии, "единственно истинный и вечный органон", по Шеллингу:

Искусство

315. Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер. пол. XIX в. - .

Гегель

316. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю -

Мировой Дух

317. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю - ..... .

319. Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Гегеля - ..... .

Сознание

320. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю - ..... .

Заблуждение

321. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю - ..... .

Развитие

Становление

323. Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании...

Свободы

324. Цель мировой истории, являющаяся "единственной целью духа":

Свобода

325. Низший период всемирной истории, по Гегелю... мир

Восточный

326. Завершающий период высшего развития всемирной истории, по Гегелю... мир

Гегель

327. Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений... мир



Римский

328. Процесс, при котором созданные людьми предметы, организации порабощают человека:

Отчуждение

329. Социального процесс, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную господствующую силу, враждебную ему - ..... .

Отчуждение

330. Власть, определяющая и устанавливающая "всеобщее", по Гегелю:

Законодательная

331. Мыслитель Немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом:

Л. Фейербах

332. Основная человеческая ценность, по определению Фейербаха:

Свобода

333. Первоисточник мышления, по Фейербаху - ..... .

Природа

334. Философия Фейербаха:

Антропологический материализм

335. Время возникновения марксистской философии:

Е годы XIX в.

336. Последователи марксистской философии:

Г. Плеханов (+) П. Лафарг

337. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию - ..... .

Немецкая классическая

338. Философия, теоретическими предпосылками которой являются диалектика Гегеля и материализм Фейербаха - ..... .

Марксизм

339. Основной труд К. Маркса - ..... .

Капитал

340. Основной труд Ф. Энгельса - ..... .

Энгельс

342. Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

Практическая

343. Диалектический материализм - учение...

Марксизма

344. Класс социума способный переустроить общество, по Марксу - ..... .

Пролетариат

345. Способ существования материи, в марксистской философии - ..... .

Движение

346. Всеобщее свойство материи, в марксистской философии - ..... .

Отражение

347. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - .

Отражение

348. Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии - ..... .

Познание

349. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств - ..... .

Чувственная

350. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки - ..... истина.

Абсолютная

351. Частичное, неполное знание об объекте - ..... истина.

Относительная

352. Критерий истины, в марксистской философии - ..... .

Практика

353. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - ..... .

Производство

354. Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии:

производственно~экономические

355. Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии - ..... философия.

Западная

Сциентизм антисциентизм

357. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику - ..... .

Сциентизм

358. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества - ..... .

Сциентизм

359. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания - ..... .

Неопозитивизм

360. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем - ..... .

Неопозитивизм

361. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в...

Неопозитивизме

362. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме - ..... .

Верификация

363. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом - ..... .

Верификация

364. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки - ..... .

Логический позитивизм

365. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке:

Унификация

367. Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой...

Постпозитивизма

368. Основатель критического рационализма - ..... .

Поппер

369. Критический рационализм как направление оформилось в...

Постпозитивизме

370. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме - ..... .

Фальсификации

371. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:

Поппер

372. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну:

Научная революция

373. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.:

Иррационализм

374. Представители "философии жизни":

Ф. Ницше О. Шпенглер

375. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:

А. Шопенгауэр

376. Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру - ..... .

Искусство

377. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни:

Ницше

379. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни:

В. Дильтей

380. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе:

Г. Зиммель

381. Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире:

О. Шпенглер

382. Метод, разработанный З. Фрейдом - ..... .

Психоанализ

383. Психоаналитический метод создал:

Фрейд

384. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека:

Психоанализ

385. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда:

Ф. Ницше

386. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека:

Фрейд

387. Философия существования - ..... .

Экзистенциализм

388. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире - ..... .

Экзистенциализм

Итак, первоначало мира, согласно Гегелю, - это бесконечно становящийся дух. Но что значит «становящийся» применительно к абсолюту? Когда речь идет о человеке, - это понятно: он сначала эмбрион, потом ребенок, потом взрослый (он сначала есть нечто меньшее, чем в конце). А если речь идет о чем-то подобном Богу?...

Тем не менее, становление Абсолютного духа Гегель понимает именно по аналогии со становлением человеческого индивида . Человек, когда он только родился, уже есть то, что он есть, но в проекте, только потенциально. Ему нужно еще стать собой, найти себя, свою сущность. Взрослый отличается от младенца тем, что он уже себя обрел, он уже понял, кто он такой (по крайней мере, схема такая; может, он и взрослеет бесконечно долго или бесконечное количество раз; и, может быть не только человек, но и Абсолютный дух). Он уже себя познал. Он, если говорить языком Гегеля, есть уже не только «в себе», но и «для себя». Иными словами, смысл взросления состоит в самопознании (так, по крайней мере, утверждает Гегель).

Итак, становление духа состоит в самопознании , а самопознание дает ему свободу .

Ведь что, прежде всего, стесняет свободу человека? То, что он себя еще не понял, не понял, что он такое и, следовательно, чего он хочет, что ему нужно, что ему делать. Для конкретного человека это верно отчасти (для него, все-таки, и внешние обстоятельства играют роль). Для Абсолютного духа, очевидно, это одно только и должно быть существенно. Он еще себя не знает, и поэтому он не свободен, - и он движется к свободе через самопознание.

Далее: человек познает себя в действии, сталкиваясь с действительностью, взаимодействуя с ней. Если бы он пребывал один, в некоем «безвоздушном пространстве», то он бы себя никогда не познал и, собственно, не был бы. То же верно и для Абсолютного духа: чтобы познать себя ему нужно иное .

Абсолютный дух творит (или порождает) мир и мир будет играть для него роль «зеркала», посредством которого он сможет познать себя (творит свое-иное, без которого он не был бы собой).

Итак, Гегель различает три формы существования Абсолюта, подобные трем возрастам человека (наиболее фундаментальная работа Гегеля, «Энциклопедия Философских наук» воспроизводит своей структурой эту логику становления).

1. Идея. Вначале он «в себе». Если сравнивать с человеком, - то это эмбрион. Если сравнивать с Богом, - то это Бог до творения мира. Он уже есть то, что он есть, но это еще пока только пустая схема, мысль, пока не вылившаяся ни во что внешнее.

Этой первой форме существования Абсолюта посвящен 1-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук – «Логика».


2. Природа. Потом он творит мир, точнее порождает: выпадает в него, как в свое инобытие . Заметьте: природа, материальная реальность, по Гегелю, не субстанция, а инобытие духа .

В природе дух забывается, забывает, что он такое, поэтому это состояние Абсолюта подобно сну. В природе дух перестает быть собой, соответствовать своей сущности (оказывается отчужденным от нее). Поэтому такое его состояние есть смерть. Если сравнивать с Богом, то это – мертвый Бог (нуждающийся в человеке, человеческой деятельности для своего воскрешения). Если сравнивать с человеком, то это – ребенок.

В природе дух играет, - пишет Гегель. Игра, - это когда много сил, но ты еще не понимаешь, для чего ты все это делаешь. В природе, согласно Гегелю, мы наблюдаем большое разнообразие форм, при минимуме смысловой нагруженности.

Природа, по Гегелю не развивается , материальное не содержит в себе внутреннего источника движения . В отличие от материалистов Дидро, Ламетри, деиста Вольтера, дуалиста Декарта, Гегель – идеалист, согласно Гегелю развивается дух.

Согласно Гегелю, мы наблюдаем в природе определенную иерархию форм от простых ко все более сложным. Начавшись в неживой природе, она продолжается в живой и заканчивается появлением духа. Но то, что движется по этой «лестнице» форм – не природа; сами по себе природные формы – мертвые слепки. Движется, развивается дух. А это – следы, которые он оставил.

Самое существенное свойство материи, по Гегелю, - тяжесть . Тяжесть двузначна. Это и инертность, косность, то, что характеризует материю в отличие от духа; и в то же время, это организующее начало материи. Благодаря тяжести (стремлению к центру) материальные тела собираются в сложные структуры. И, если пойти выше по лестнице форм, то усложнение структуры разрешится в появление живого (то есть чувствующего), а затем мыслящего (то есть определенного через себя, свободного).

Философии природы посвящен 2-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук»

3. Дух. Третья форма существования Абсолюта - собственно, Дух. Теперь он уже называется своим собственным именем, потому, что находится на пути к обретению себя, к истинному самопознанию.

Третий том гегелевской «Энциклопедии философских наук» - «Философия духа».

Гегель выделяет следующие формы (этапы) самопознания духа :

1) Субъективный дух – дух, как он осуществляется в рамках конкретного единичного индивида. По Гегелю, в форме единичного сознания дух не приходит к полному самопознанию (и, следовательно, к свободе). Потому, что свобода, о которой говорит Гегель, - это, прежде всего не свобода от, а свобода для: свобода полного самоосуществления и самораскрытия духа; становления собой. А человеческая сущность, то есть сущность духа, наедине с собой не может быть обретена.

2) Объективный дух, - дух, вышедший за пределы человеческой единичности; сфера интерсубъективного (межчеловеческого), социального.

Гегель выделяет следующие формы объективного духа:

а) Семья – некое непосредственное единство индивидов, основанное на любви, симпатии и т. д.

б) Общество . Непосредственных связей (как в семье) здесь уже не существует, каждый индивид атомарен. Сознание общности существует только в некоем абстрактном виде: это в лучшем случае уважение к правам и интересам другого.

в) Государство. Это высшая форма самореализации объективного духа, согласно Гегелю. Государство синтезирует то, что есть в обществе и то, что есть в семье. В форме государства самосознание народа становится чем-то конкретным.

Государство, по Гегелю, – это некий единый организм, возвышающаяся над конкретными индивидами сверхличность, обладающая единым и в то же время вполне конкретным самосознанием. Гегель говорит о «духе народа», который воплощается в его религии и проявляется в его истории. То или иное политическое устройство не является случайным и соответствует а соответствует характеру той или иной нации. Только в форме государства народы (а, следовательно, и отдельные личности) способны на те или иные великие свершения в сфере духа. Согласно Гегелю, неверно, что государство существует для реализации прав и свобод граждан. Наоборот: индивид существует для государства. Неверно утверждать, пишет Гегель, что свобода была присуща некоему природному, дообщественному состоянию человека. Напротив, свобода возможна только в государстве.

3) Абсолютный дух преодолевает как ограниченность единичных сознаний, так и отчужденность, свойственную Объективному духу. Формами Абсолютного духа, согласно Гегелю, являются искусство, религия и философия.

а) Искусство , согласно Гегелю, не отображение природы, не копирование, а форма самопознания (самореализации) духа. В искусстве дух лучше познал себя, чем в природе. Поэтому в цветке, нарисованном на картине, больше истины и, следовательно, бытия, чем в цветке, растущем в лесу. Камень, из которого вытесали статую, в большей степени есть, чем камень, лежащий на дороге.

Но искусство, согласно Гегелю, не вполне совершенный вид самопознания духа. Во-первых, потому, что оно связано с природным материалом, который остается внутренне чужд придаваемой ему форме. Во-вторых, потому, что оно связано с чувством (в искусстве дух переживает, а не мыслит сам себя). В искусстве, пишет Гегель, дух познает самого себя посредством чувственного созерцания .

б) Религия . В форме религиозного сознания дух постигает, что он – единое и что он – не природа, что он – нечто принципиально отличное от всякой вещности. В религии, согласно Гегелю, дух познает себя посредством представления . При этом Гегель выделяет христианство, так как христианство понимает Абсолют как Субъекта (Личность). Но в форме религиозного представления духу еще кое-чего не хватает для адекватного познания себя: ему еще нужно схватить себя в процессе становления, в движении. В представлении той или иной религии Бог все еще слишком похож на вещь, а дух, как считает Гегель, - это нечто противоположное вещи (чистая деятельность).

в) Философия. В философии дух познает самого себя посредством чистого понятия . Под «философией» мы, вообще-то здесь должны понимать не любую, а именно «правильную» (гегелевскую) философию. Претензия философа Гегеля говорить, излагать истину с точки зрения Абсолютного духа в некоторых случаях может вызвать иронию. Но пойдем дальше. У Гегеля, все же, есть некоторые причины и право помещать свою систему на вершину лестницы самопознания Абсолютного духа, потому, что логика, разработанная Гегелем, составляющая основу его системы, является действительно принципиально отличной от всего, что было раньше.

Гегель создает новую логику, диалектическую , логику, в которой понятия движутся.

О гегелевской логике см. ниже.

«Материя тяжела, поскольку она тяготеет к центру; она по существу дела состоит из составных элементов, она находится вне себя, она ищет своего единства и, следовательно, старается сама преодолеть себя; она ищет своей противоположности; если бы она достигла этого, то она уже не была бы материей, но уничтожилась бы; она стремится к идеальности, потому что в единстве она идеальна». Гегель, «Философия истории», Введение.

_______________________________________________________________________

Философия права

Объективный дух - та часть гегелевской системы, где он излагает свои воззрения на социально-историческую жизнь человечества. Этому он посвящает второй раздел «Философии духа», «Философию права» и «Философию истории».

Различные сферы общественной жизни и человеческую историю Гегель рассматривает как проявление «объективного духа». Это свидетельствует о том, что общественная теория немецкого мыслителя строится на идеалистических предпосылках. Подведение различных сторон общественно-исторической жизни людей под категорию «объективного духа» - это мистифицированное выражение мысли Гегеля о том, что социальная жизнь людей возвышается над жизнью индивида. «Объектив-

Шей дух» у Гегеля - некоторая объективная Закономерность, стоящая над жизнью отдельных людей и проявляющаяся через их различные связи и отношения.

В своем развитии объективный дух, по Гегелю, проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь нравственность охватывает семью, гражданское общество и государство. Пройдя ступень внутреннего и внешнего государственного права, объективный дух поднимается на стадию всемирной истории. Искусственность такого построения очевидна. Тем не менее, сравнивая гегелевское учение об обществе с фейербаховским, Энгельс указывает: «Насколько идеалистична здесь форма, настолько же реалистично содержание. Наряду с моралью оно (учение Гегеля. - М. О.) заключает в себе всю область права, экономики и политики. У Фейербаха - как раз наоборот. По форме он реалистичен, за точку отправления он берет человека; но о мире, в котором живет этот человек, у него нет и речи, и потому его человек остается тем же абстрактным человеком, который фигурирует в философии религии» *. Это высказывание Энгельса имеет большое значение для понимания теории общественного развития Гегеля. Представляя все стороны общественных отношений людей в виде саморазвития объективного духа, Гегель тем самым ставит на голову всю реальную деятельность общественного человека и его действительные социальные связи. Эта мистификация обнаруживается уже в исходных предпосылках «Философии права». Гегель начинает с анализа понятия свободы, поскольку право и собственность как основные категории «абстрактного права» суть осуществления свободы. Гегель считает, что свобода - это абстрактная категория, которая проявляется прежде всего в праве. Поэтому право есть бытие свободы. Вообще целью деятельности объективного духа, по Гегелю, является реализация свободы во внешнем мире, с том чтобы действительность могла стать миром свободных отношений. Поэтому и в «Философии права» и в «Философии истории» выдвигается на первый план проблема свободы и необходимости.

Свобода, по Гегелю, не есть произвол, она определяется известными условиями. Быть свободным - значит сознавать границы и необходимость того, что человек делает. «Если я, - говорит Гегель, - хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть» . Подлинно свободной волей обладает лишь мыслящий интеллект. Особенно важным является осознание человеком своей свободы. Раб, по Гегелю, потому есть раб, что он ие знает, не мыслит свою свободу.

«...Воля истинна, когда то, чтб она волит, ее содержание, тожественно с нею, когда, следовательно, свобода в о лит свободу» *,

В обществе произвольные поступки отдельных людей преодолеваются, ограничиваются. Свобода в обществе есть преодоление произвола отдельных людей. Человек проявляет свою волю не неопределенно, не как произвол, а как ограниченную волю. Это ограничение воли осуществляется правовыми нормами и законами, т. е. в сфере правовых отношений. Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободы. Это учение Гегеля расходится с воззрениями Канта и Фихте, утверждавших, что право представляет собою ограничение произвола одного человека произволом другого на основании свободы. Как видно, Гегель (так же как Кант и Фихте) очень далек от понимания права как воли господствующего класса, возведенной в закон. Классовая сущность права от Гегеля ускользает. Вместе с тем из всего хода его рассуждений ясно, что в трактовке правовых и политических категорий Гегель всецело отстаивает точку зрения буржуазии. Уже сам факт выдвижения права на первый план и противопоставление права произволу характеризуют Гегеля как идеолога немецкой буржуазии. Антифеодальный характер носит также и призыв философа: «будь лицом и уважай других в качестве лиц» , так как в этой заповеди утверждается достоинство личности, попираемое в условиях феодальных порядков. Буржуазная сущность гегелевской концепции права выявляется еще резче, когда он начинает анализировать проблему частной собственности. Свободу частной собственности он считает одним из величайших завоеваний нового времени. По его мнению, частная собственность является единственно существенным определением личности. «Лишь в собственности, - говорит он, - лицо есть как разум» . Гегель, однако, упускает из виду, что между провозглашением свободы личности и отстаиванием института частной собственности заключено противоречие. Человек, владеющий собственностью, уже не свободен, он прикреплен к ней. Гегель не понимает также, что свобода собственности в буржуазном обществе означает свободу присвоения продуктов чужого труда.

Анализируя частную собственность, Гегель формулирует интересное положение, которое, правда, не находит у него научного обоснования. Речь идет о понимании капитала как самовозрастающей стоимости. «Разумность собственности, - говорит Гегель, - заключается не в удовлетворении потребности, а в Том, что снимается голая субъективность личности» *. Если собственность служит не удовлетворению потребности, то она, стало быть, служит себе, своему возрастанию и росту. Сделав

шаг к правильному пониманию очень существенной экономической категории капитализма, Гегель все дело сводит к обмену, к купле-продаже. Таким образом, отношения буржуазного общества он понимает ие как отношения людей в процессе производства, а как отношения в процессе обмена, как отношения купли-продажи. Весь дальнейший анализ правовых отношений Гегель сводит к рассмотрению отношений купли и продажи. Поэтому право сначала выступает как владение, оно есть собственность; затем оно выступает в договоре как отношение одного собственника к другому собственнику; право осуществляется в форме неправды и преступления. Гегель смешивает экономические категории с юридическими, причем определяющими у него являются правовые отношения. Так, частную собственность он выводит из «свободной воли» личности, в конечном счете из разума. Реальные экономические отношения, следовательно, обволакиваются у Гегеля густым туманом мистики, что, однако, вовсе не означает, что Гегель окончательно теряет способность правильно схватывать отдельные моменты этих отношений.

Абсолютное право человека на присвоение вещей покоится, ио Гегелю, на том, что лицо имеет право вкладывать свою волю в каждую вещь. Благодаря этому вещь становится моей вещью, и моя воля в этой вещи есть субстанциальная цель данной вещи, сама же вещь такой цели не имеет. По Гегелю, следовательно, все может стать моим, раз я вкладываю в это свою волю. Это значит, что все может стать предметом купли и продажи, т. е. товаром. Гегель правильно нащупал тот факт, что в буржуазном обществе все может стать предметом купли и продажи.

Эта всеобщая товарная форма безоговорочно распространяется Гегелем на все вещи. Но как быть с такого рода явлениями как науки, искусство, даже религиозные действия (проповеди, молитвы), изобретения и т. д.? Все это тоже в буржуазном обществе становится предметом договора, купли и продажи. Возникшее затруднение Гегель решает следующим способом: «Познания, науки, таланты и т. д. свойственны, разумеется, свободному духу и представляют собою его внутренние качества, а не нечто внешнее, но вместе с тем можно посредством высказывания (Aeusserung) дать им внешнее (ausserli- ches) существование и отчуждать (veranssern) их, благодаря чему они подводятся под определение вещейь Гегель, таким образом, подметил чрезвычайно существенный момент буржуазных отношений, ще происходит процесс овеществления духовных способностей человека. Этот факт он фиксирует в спокойно-эпическом тоне, не понимая всей глубины трагедии ученого, художника, изобретателя н др., продукты деятельности которых превращаются в товар в условиях капиталистического общества. Насколько трагичен факт овеществления духовных способностей человека, показал впоследствии гениальный французский писатель Бальзак в своей «Человеческой комедии». Подлинно научное истолкование это явление получило в «Манифесте Коммунистической партии»: «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников»

Владение, согласно Гегелю, состоит в том, что нечто находится во власти определенного человека. Обладание собственностью представляется средством по отношению к потребности, т. е. если человек имеет потребность в чем-либо, он может ее удовлетворить посредством приобретения данной вещи и ее потребления. Но потребление, по Гегелю, не главное. «Истинное же взаимоотношение состоит в том, что с точки зрения свободы собственность как первое наличное бытие последней есть сама по себе существенная цель»2. Гегель замечает, что чрезмерное личное потребление отнимает у капиталиста часть накопленного капитала. Это, по выражению Гегеля, есть стародворянский принцип, состоящий «св потреблении имеющегося в наличии». Гегелю ясно, что первейшая обязанность капиталиста- накопление капитала. Говоря, что собственность есть сама в себе цель, Гегель тем самым тонко улавливает психологию буржуа, стремящегося к безграничному накопленпю собственности.

Поскольку в собственности воля человека выступает как воля единичного человека, постольку собственность имеет характер частной собственности. Гегель резко выступает против общей собственности. Поэтому он критикует идеальное государство Платона, где личность лишается права на частную собственность. «Представление о благочестивом или дружеском, а то даже насильственном братском союзе людей с общностью имущества и изгнанием принципа частной собственности, - говорит Гегель, - может казаться весьма приемлемым умонастроению, которое не понимает природы свободы духа и права и не схватывает их в их определенных моментах» 3. Исходя из этого он считает справедливым упразднение монастырей, поскольку эти союзы покоятся на общности имущества.

Гегель критикует и мелкобуржуазную теорию равного распределения имущества. Он указывает, что величина имущества зависит от трудолюбия, а поскольку одни более трудолюбивы, а другие менее, постольку первоначальное равенство со временем обязательно нарушится. Понятие собственности, по

Гегелю, основайо йа гой, ч*о лйцо вкладывает в вещь свою волю. Но внутренний акт води данного человека должен быть распознан другими людьми. Чтобы это произошло, личность должна вступить во владение собственностью, которое осуществляется или физическим захватом ее, или формированием вещи, или, наконец, обозначением. Физический захват является наиболее совершенным способом, так как в этом владении лицо непосредственно присутствует. Но этот способ субъективен, временен и в высшей степени ограничен как по объему, так и вследствие качественной природы предметов. Правда, зтот способ вступления во владение может быть несколько расширен при помощи механических сил, инструментов и т. д. Вступая во владение каким-нибудь предметом, лицо находит, что с ним связано и нечто другое. «Я выполняю вступление во владение посредством руки, но область последней может быть расширена. Рука есть тот великий орган, которым не обладает животное, и то, что я охватываю им, может само стать средством, которым я хватаю дальше» Если рука служит прежде всего для захвата, для того чтобы хватать все дальше и дальше, это свидетельствует о жадности владельца руки. Жадность буржуа и его стремление к безграничному захвату, накоплению собственности тонко подмечены Гегелем. Не случайно на первое место в качестве способа вступления во владение он выдвигает физический захват.

Вторым способом вступления во владение Гегель считает формирование вещи, т. е. придание предмету определенной формы, обработка, приспособление его к пользованию. В формировании вещи соединяется субъект и объект. Здесь Гегель высказал гениальную догадку о том, что единство субъекта и объекта осуществляется в трудовой деятельности человека. В процессе придания формы предметам (оно бывает очень разнообразным в зависимости от качественной природы предмета и различия субъективных целей) человек совершенствует собственное тело и дух, постигает себя как свободное существо, выявляет свои возможности/задатки, способности. Гегель здесь в более доступной форме воспроизводит те мысли, которые он высказал в «Феноменологии духа», в параграфе «Господство и рабство».

Вступление во владение вещью путем обозначения заключается в том, что посредством знака данное лицо сообщает всем другим лицам, что оно вложило свою волю в данную вещь, исключая тем самым других из владения. Этот способ вступления во владение свидетельствует о господстве человека над вещами.

Далее Гегель переходит к проблеме потребления вещи. В потреблении, говорит он, вещь выполняет свое назначение - удовлетворяет потребность. Потребление есть реализация потребности. Удовлетворение потребности, согласно Гегелю, есть лить особый способ видоизменения предмета.

В связи с анализом вопроса о потреблении вещи Гегель говорит о «специфической годности», т. е. о потребительной стоимости вещи и «ценности» ее, т. е. о меновой стоимости. «Качественное, - говорит Гегель о меновой стоимости, - исчезает здесь в форме количественного. "А именно, говоря о потребности, я указываю титул, под который можно подводить самые разнообразные вещи, и то, что есть общего в них, является основанием того, что я их теперь могу измерять». На каком же основании мы можем сравнивать и измерять вещи, которые имеют различную «специфическую годность»? В чем заключается общность между различными обмениваемыми вещами? На этот вопрос Гегель не может дать правильного ответа, так как он не понимает двоякого характера труда, создающего товар. Гегель рассуждает следующим образом. Каждая вещь обладает способностью удовлетворять специфическую потребность. Но каждая специфическая потребность есть в то же время «потребность вообще» и в качестве таковой может сравниваться с другими потребностями. Соответственно этому, заключает Гегель, «также и вещь становится сравнимой с другими вещами, которые удовлетворяют другим потребностям» . Следовательно, при определении потребительной стоимости и стоимости философ исходит не из процесса производства, а из потребления, поэтому он и остается на поверхности экономических явлений. Только Маркс своим учением о конкретном и абстрактном труде раскрыл сущность указанных экономических категорий - потребительной стоимости и стоимости.

Таким образом, проблему стоимости Гегель не понял. «Когда мы обращаем внимание на понятие ценности, тогда сама вещь рассматривается лишь как знак, и она имеет значение не сама по себе, а как то, чего она стоит. Вексель, например, не представляет собою своей бумажной природы, а есть лишь знак другого, всеобщего - ценности. Ценность вещей может быть очень различной в отношении потребности» . В утверждении Гегеля, что деньги суть лишь знаки, сквозит смутная догадка о том, что денежная форма вещей есть нечто постороннее для них самих и что она только форма проявления скрытых за вещами человеческих отношений. В этом смысле каждый товар представляет собою только знак. У Гегеля, таким образом, и здесь высказана догадка о товарном фетишизме, хотя и выражена она в искаженной форме.