Общая психология в схемах и комментариях. Воображение как познавательный психический процесс

12.09.2021 Рецепты

Психология: учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях. Заставенко В.А.

СПб.: СПбГИКиТ; 2015. - 177 с.

Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров. В пособии рассматриваются вопросы, составляющие теоретические основы психологии. В схемах, таблицах и рисунках, а также комментариях к ним представлены основные феномены психологии в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Структура и содержание учебного материала соотносится с организацией и содержанием учебной информации, предложенной в рабочей программе для бакалавров по дисциплине «Психология».

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: 51.03.02 – Народная художественная культура; 38.03.01 – Экономика; 11.03.04 – Электроника и наноэлектроника; 11.03.01 – Радиотехника; 43.03.02 – Туризм; 42.03.02 – Журналистика; 38.03.04 – ГМУ; 54.05.03 – Графика.

Формат: pdf

Размер: 12,2 Мб

Скачать: Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 6
Глава I. Введение в психологию. История развития психологических знаний 7
1.1. Основные этапы развития психологических знаний 7
1.2. Развитие психологических знаний в Античности 8
1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье 9
1.4. Философский этап в развитии психологии 10
1.5. Научные предпосылки возникновения психологии как науки 11
1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии 12
1.7. Современный этап в развитии психологии 13
1.8. Периодизация развития отечественной психологии 14
1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку 15
Комментарии 18
Вопросы для самоконтроля 22
Глава IL Методологические основы психологии 23
2.1. Понятиен функции методологии науки 23
2.2. Уровни и структура методологии 24
2.3. Методологические принципы психологии 25
2.4. Принцип развития в психологии 26
2.5. Принцип отражения в психологии 27
2.6. Системный подход в психологии 28
2.7. Конкретно-научный уровень методологического анализанауки 29
2.8. Предмет и объект психологии как науки 30
2.9. Психология в системе наук 31
2.10 Методы психологии 32
Комментарии 33
Вопросы для самоконтроля 36
Глава Ш. Психика человека. Сознание 37
3.1. Представления о сущности и происхождении психики 37
3.2. Сущность психики 38
3.3. Предпосылки и условия развития психики человека 39
3.4. Строение нервной клетки 40
3.5. Нервная система человека 41
3.6. Головной мозг человека 42
3.7. Условный рефлекс как физиологическая основа поведения 43
3.8. Рефлекторная дуга как анатомо-физиологический механизм реф¬лекса 44
3.9. Сознание как высшая форма отражения действительности 45
3.10. Сознательное и бессознательное 46
Комментарии 47
Вопросы для самоконтроля 50
Глава IV. Психические познавательные процессы 51
4.1. Структура психики человека 51
4.2. Психические процессы 52
4.3. Понятие и сущность ощущений 53
4.4. Классификация и особенности ощущений 54
4.5. Восприятие, сущность и классификация 55
4.6. Воображение, понятие и виды 56
4.7. Внимание: сущность, природа и характеристика 57
4.8. Память: структура и классификация 58
4.9. Речь, функция и виды 59
4.10. Мышление, понятие и характеристика 60
4.11. Представления об интеллекте 61
Комментарии 62
Вопросы для самоконтроля 65
Глава V. Психология личности 66
5.1. Теории личности в психологии 66
5.2. Представление о личности в психоанализе 67
5.3. Поведенческие теории личности 68
5.4. Гуманистическая психология о личности 69
5.5. Представления о личности в отечественной психологии 70
5.6. Понятие личности и ее описание в различных категориях 73
5.7. Структура личности и факторы ее формирования 74
5.8. Темперамент человека 75
5.9. Характер: понятие, природа и структура 76
5.10. Характерологические особенности личности 77
Комментарии 80
Вопросы для самоконтроля 83
Глава VL Психические регуляторы поведения и деятельности личности 84
6.1. Проблема потребностей в психологической науке 84
6.2. Сущность и классификация потребностей 85
6.3. Представления о сущности и функциях мотива 86
6.4. Мотив: структура и классификация 87
6.5 Мотивационная сфера личности 88
6.6. Принципиальная схема процесса мотивационной регуляции поведения личности 89
6.7. Эмоции личности: сущность и функции 90
6.8. Классификация эмоций 91
6.9. Воля как регулятор поведения и деятельности личности 92
6.10. Структура воли 93

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии . - М.: Изд-во ВЛАДОС-IPECC, 2001. -208 с

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Труднейшая задача в наши дни заклю­чается не в том, чтобы познать и ис­пользовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного и общественного поведе­ния и научиться им управлять.

Как многогранна общественная жизнь людей, так многообразны и социально-психологические явления. Однако все они - результат взаимодействия людей.

С точки зрения философии, взаимодействие - это объективная и универ­сальная форма движения, развития, определяющая существование и структур­ную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материаль­ный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и" в определенном пространстве-времени.

В свою очередь психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отноше­ния, общение, совместные действия и переживания. Взаимодействие, таким образом, должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии.

Между тем социально-психологические явления и процессы очень многооб­разны. Понять и всесторонне осмыслить их можно только в том случае, если правильно построены основания для их классификации, закономерно выделены в них общее и особенное и на этой основе найдены дополнительные возможности для сравнения и сопоставления.

Во всем многообразии общественной жиз­ни нет и не может быть ни одного собы­тия или человека, к которым было бы по­зволительно относиться легкомысленно и беспечно.

Д.И. Писарев

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредован­ного воздействия социальных объек­тов (субъектов) друг на друга, по­рождающий их взаимную обуслов­ленность и связь

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаи­модействия, когда каждая из взаимо­действующих сторон выступает как причина другой и как следствие одно­временного обратного влияния проти­воположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно пони­мается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная орга­низация их совместных действий, по­зволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность

Взаимодействие всегда присутству­ет в виде двух компонентов содержа­ния и стиля

Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия Продуктивный стиль представляет со­бой плодотворный способ контакта парт­неров, способствующий установлению и проявлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенци­алов и достижению эффективных ре­зультатов в совместной деятельности

Непродуктивный стиль взаимодей­ствия - неплодотворный способ кон­такта партнеров, блокирующий реали­зацию личностных потенциалов и дос­тижение оптимальных результатов совместной деятельности

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия

1 Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле - «рядом с партнером», в непродуктив­ном - «над партнером»)

2 Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле партнеры со­вместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели, в непродуктив­ном - доминирующий партнер выдви­гает только близкие цели, не обсуждая их с партнером)

3 Характер ответственности (в про­дуктивном стиле за результаты дея­тельности ответственны все участни­ки взаимодействия, в непродуктив­ном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру)

4 Характер отношений, возникаю­щих между партнерами (в продуктив­ном стиле - доброжелательность и доверие, в непродуктивном - агрес­сия, обида, раздражение)

5 Характер функционирования ме­ханизма идентификации-обособления между партнерами

Во взаимодействии реализуется от­ношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир Взаимодействие че­ловека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних ми­ров обмен мыслями, идеями, образа­ми, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого инди­вида, его эмоциональное состояние

Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, по стоянное осуществление действий, име­ющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей Со­вместная жизнь и деятельность в отли­чие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов Это вынуждает людей стро­ить и согласовывать образы «Я-Он», «Мы-Они», координировать усилия между ними В ходе реального взаимо­действия формируются также адекват­ные представления человека о себе, дру­гих людях, их группах Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе

Межличностное взаимодей­ствие - это случайные или предна­меренные, частные или публичные, дли­тельные или кратковременные, вербаль­ные или невербальные контакты и связи

имные изменения их поведении, дея­тельности, отношении и установок

Основными признаками такого вза­имодействия выступают

Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой пред­полагает взаимные усилия,

Эксплицированность (доступ­ность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми,

Рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от усло­вий осуществления и оценок его участ­ников

Межгрупповое взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия множе­ственных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный ха­рактер отношений Обычно оно имеет место между целыми группами (а так­же их частями) и выступает как интег­рирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества

Взаимодействие имеет три уровня развития - низший, средний и выс­ший, - каждый из которых имеет свои отличительные характеристики (см 2 3)

Считай несчастным тот день и час, в которые не усвоил ничего нового

Ян Амос Каменский

На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контак­ты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упро­щенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и обще­ния. Такое взаимодействие в силу кон­кретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное, от чего зависит успех пер­вичных контактов, заключается в при­нятии или непринятии друг друга парт­нерами по взаимодействию. При этом они не составляют простой суммы ин­дивидов, а являются некоторым со­вершенно новым и специфическим об­разованием связей и отношений, ко­торое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) раз­личием-сходством, подобием-кон­трастом людей, включенных в совмес­тную деятельность(практическую или умственную) Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особен­ностей деятельности и поведения дру­гих людей.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эф­фект конгруэнции. Конгруэнция - под­тверждение взаимных ролевых ожида­ний, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность пере­живаний участников контакта. Она предполагает минимум рассогласова­ний в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, воз­никновение доверия и симпатии на под­сознательном уровне

На среднем уровне развития про­цесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной де­ятельности. Здесь развивающееся по­степенно активное сотрудничество между ними находит все большее вы­ражение в эффективном решении про­блемы соединения взаимных усилий партнеров.

В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отноше­ний партнеров по совместной жизне­деятельности. Оно облекается в раз­личные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, кон­формности и убеждения, когда под дей­ствием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отноше­ния другого.

Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эф­фективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопо­ниманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а так­же взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельнос­ти, нужно взаимосодействие. Оно ис­ключает свой антипод - взаимопро­тиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов взаимодействия

Наиболее распространенным является дихотомическое деление кооперация и конкуренция (согласие и кон­фликт, приспособление и оппозиция)

Кооперация - это такое взаимо­действие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о пре следуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы

Конкуренция - это взаимодей­ствие, характеризующееся достижени­ем индивидуальных или групповых це­лей и интересов в условиях противо­борства между людьми

В обоих случаях как тип взаимо­действия (сотрудничество или сопер­ничество), так и степень выраженное ти этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличност­ных отношений между людьми

В процессе осуществления этих ти­пов взаимодействия, как правило, про­являются следующие ведущие страте­гии поведения

1 Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции)

2 Противодействие, предполагаю­щее ориентацию на свои цели без уче­та целей партнеров по общению (инди­видуализм)

3 Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партеров ради условного равенства

4 Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм)

5 Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения Тог да выделяют три типа взаимодействий дополнительное, пересекающееся и скрытное

Дополнительным называется та­кое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают пози- цию друг друга

Пересекающееся - это такое взаимодействие, в процессе которого партнер, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодей­ствия, а с другой - ярко проявляет свои собственные намерения и дей­ствия

Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня явный, выраженный словесно, и скры­тый, подразумеваемый Оно предпола­гает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к не­вербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жес­там, поскольку именно они передают скрытое содержание

В любом акте взаимодействия лю­дей всегда присутствует их отношение друг к другу.

Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологической науки Оно находит конкретное воп­лощение в любых контактах, взаимо­действиях человека с человеком, ма­териальными и идеальными вещами и явлениями Отношение как бы эмоцио­нально окрашивает любые связи ин­дивида с внешним миром Даже без­различие к кому-либо, чему-либо яв­ляется отношением Иначе говоря, отношение - атрибут любой связи человека непосредственной и опосре­дованной, физической и идеальной

Через отношение определяется си­стема потребностей, мотивов, влече­ний человека В этом случае отноше­ние выступает индикатором и сред­ством выражения, объективизации всех действий человека

Отношение, таким образом, - это социализированная связь внутрен­него и внешнего содержания психи­ки человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием

Отношения в рамках «субъект- объект» и «субъект-субъект» не яв­ляются идентичными Так, общими для одной и другой связи выступают активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д. Вместе с тем суще­ственно различаются в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной свя­зи однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии нали­чия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» об­щего и нового межсубъектного образо­вания (мыслей, чувств, действий), ког­да трудно сказать, где свое, а где чу­жое, и то и другое становится нашим.

Субъект-субъектные отношения ха­рактеризуются как постоянной взаим­ностью, так и изменчивостью, что обус­ловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта

Субъект-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим челове­ком, но и отношение к самому себе, т е самоотношение. В свою очередь, субъект-объектные отношения - это все отношения личности к действи­тельности, исключая отношения меж­ду людьми и самоотношение.

Отношения можно разделить на си­туативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому пси­хологическому феномену, как привя­занность, которая выступает устойчи­вым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо

В процессе производства и потреб­ления материальных благ люди всту­пают в различного рода отношения, в основе которых, как уже говорилось, лежит их взаимодействие друг с дру­гом. В ходе такого взаимодействия возникают общественные отношения. Характер и содержание последних во многом обусловлены спецификой и об­стоятельствами самого взаимодей­ствия, целями, преследуемыми конк­ретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обще­стве.

Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев: 1) по форме проявления общественные отношения делятся на экономические (производствен­ные), правовые, идеологические, политические, моральные, религи­озные, эстетические и т.д.; 2) с точ­ки зрения принадлежности к различ­ным субъектам различают отношения национальные (межнациональные), классовые, конфессиональные и т.д.; 3) исходя из анализа функционирова­ния связей между людьми в обществе можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали, 4) по ха­рактеру регламентированности обще­ственные отношения бывают офици­альными и неофициальными.

Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологи­ческими отношениями людей (сино­ним: взаимоотношения), т.е. субъек­тивными связями, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и анти­патиями) индивидов, в них участвую­щих. Психологические отношения - живая человеческая ткань любых об­щественных отношений.

Разница между общественными и психологическими отношениями со­стоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, соци­ального и другого распределения ро­лей в обществе и в большинстве случа­ев воспринимаются как должное, но­сят в известном смысле обезличенный характер. В общественных отношени­ях вскрываются прежде всего суще­ственные особенности социальных свя­зей между сферами жизнедеятельнос­ти людей, видами труда и общностей.

Психологические же отношения - результат непосредственных контактов между конкретными людьми, наделен­ных определенными особенностями, способных выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чув­ствами, т.е. переживанием и выраже­нием индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с други­ми конкретными людьми и группами.

Психологические отношения полно­стью персонифицированы, так как но­сят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.

Общим критерием разделения меж­личностных отношений на виды выс­тупает привлекательность

К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекатель­ности относятся симпатия-антипа­тия и притяжение-отталкивание

Симпатия-антипатия пред­ставляет собой переживаемое удов­летворение-неудовлетворение от ре­ального или мысленного контакта с другим человеком

Притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний

Притяжение-отталкивание в основ­ном связано с потребностью человека быть вместе, рядом Притяжение-от­талкивание часто, но не всегда, связано с переживанием симпатий-антипатий (эмоциональным компонентом межлич­ностных отношений) Такое противоре­чие возникает часто при однонаправ­ленных отношениях популярности ка­кой-либо личности «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения по­требности быть вместе и рядом»

Можно говорить о следующих ви­дах межличностных отношений от­ношениях знакомства, приятель­ских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских, родствен­ных, деструктивных. Данная клас­сификация основана на нескольких критериях 1) глубине отношений, 2) избирательности в выборе партне­ров, 3) функции отношений

Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. Разные виды межличностных взаи­моотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней харак­теристик личности Наибольшее вклю­чение личности, вплоть до индивидуаль­ных характеристик, происходит в дружеских и супружеских отношениях Отношения знакомства и приятельства ограничиваются включением во взаимо­действие преимущественно видовых и со­циокультурных особенностей личности

Второй критерий - степень изби­рательности при выборе партнеров для взаимоотношений Избирательность можно определить как число призна­ков, значимых для установления и вос­производства отношения Наибольшую избирательность обнаруживают отно­шения дружбы, супружества, любви, наименьшую - отношения знакомства

Третий критерий - различие функций отношений Под функциями понимается круг задач, вопросов, кото­рые решаются в межличностных отно­шениях Функции отношений проявля­ются в различии их содержания, психо­логического смысла для партнеров

Кроме того, каждое межличностное отношение характеризуется определен­ной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише Общая закономерность такова по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в срав­нении со знакомством) сокращается ди­станция, увеличивается частота контак­тов, устраняются ролевые клише

Взаимопонимание - социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в 1) согласо­вании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в хо­де которых наблюдается близость или схожесть (полная или частич­ная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы дости­жения результатов совместной де­ятельности

Причинами недопонимания мо­гут быть

1) отсутствие или искажение вос­приятия людьми друг друга,

2) различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов,

3) дефицит времени для умствен­ной переработки получаемых и выда­ваемых сведений,

4) умышленное или случайное ис­кажение передаваемой информации,

5) отсутствие возможности испра­вить ошибку или уточнить данные,

6) отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и

поведения,

7) нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкрет­ной задачи,

8) потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать спе циальные условия.

Важнейшими усло­виями взаимопонимания являются:

1) понимание речи взаимодейству­ющей личности,

2) осознание проявляющихся ка честв взаимодействующей личности,

3) выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером,

4) выработка соглашения и практи­ческое его выполнение по установлен­ным правилам

Соблюдение условий взаимопонима­ния на практике, в жизни является кри­терием достигнутого взаимопонимания

Оно будет тем выше, чем более при­емлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия

Они не должны сковывать партне­ров Для этого их необходимо периоди­чески исправлять, т е согласовывать совместные усилия людей и обстоя­тельства их реализации

Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов

Человек понимает только то, что находит отклик в его памяти, - для понимания всегда нужны некоторые знания о понимаемом.

Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодей­ствия и соотносить предмет обсужде­ния с одинаковыми социальными об­разцами, нормами поведения.

Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отноше­ния, не проявив эмпатию по отноше­нию к нему.

Но в первую очередь человек обыч­но понимает то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям:

- антиципация возможных си­туаций позволяет осмыслить те об­стоятельства, которые будут препят­ствовать взаимопониманию;

- выбор своего угла зрения на объект обеспечивает возможность от­стаивать свои собственные позиции в общении и взаимоотношениях;

- гипотезы о точках зрения партнеров позволяют избежать кон­фликтов во взаимопонимании;

--- согласование общих точек зрения полностью предотвращает возможное взаимное недопонимание.

Можно прогнозировать взаимопо­нимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысло­вым позициям партнеров.

В этом случае критериями, помога­ющими строить предположения о воз­можном взаимопонимании, выступают:

Предположения каждого участ­ника о знании предмета деятельности партнерами, их компетентности;

Прогноз отношения партнеров к предмету общей деятельности, его зна­чимости для обеих сторон;

Рефлексия: осмысление субъек­том того, как партнер (партнеры) вос­принимают его;

Оценка психологических качеств партнеров по общению и взаимодей­ствию.

Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутрен­ний мир.

Лопе де Вега

Общение -сложный многопла­новый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение обычно включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирова­ние их деятельности.

Если отношения определяются че­рез понятия «связи», то общение пони­мают как процесс взаимодействия че­ловека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и нерече­вого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познаватель­ной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физически­ми действиями или продуктами, резуль­татами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учит­ся общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения

По этой причине необходимо совер­шенствовать знание его закономернос­тей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располага­ет своими средствами воздействия, ко­торые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологи­ческое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобрази­тельном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литера­туре, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы обще­ния обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории че­ловечества они всегда служили сред­ствами воспитания, включения чело­века через общение в духовную атмос­феру жизни.

Проблема человека находится в цен­тре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной сто­роной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке об­щения как информационно-коммуника­тивной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении об­щения на составляющие элементы важ­но не терять в них человека как духов­ную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию - сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением с дру­гими людьми и теми общностями, с ко­торыми он связан своей жизнью

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера

Коммуникативно-информацион­ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т. п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров

Конативная (поведенческая) сто­рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противо­речий в позициях партнеров

Общение выполняет определенные функции.

Их шесть:

1 Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью

2 Функция формирования и раз­вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявля­ются в течение всей жизни психичес­кие процессы, состояния и поведение человека

3 Функция подтверждения обес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя

4 Функция объединения-разъе­динения людей, с одной стороны, по­средством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настра­ивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем са­мым в единое целое, а с другой сторо­ны, она может быть причиной диффе­ренциации и изоляции личностей в ре­зультате общения

5 Функция организации и под­держания отношений служит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности

6 Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога)

Общение чрезвычайно многогран­но Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам

Различают межличностное и массо­вое общение

Межличностное обще­ние связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников

Массовое общение - это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­никация, опосредованная различными видами средств массовой информации

Выделяют также межперсональ­ное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совмест­ных действий

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель-про­давец, учитель-ученик, начальник- подчиненный)

В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью

В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции

Общение может быть также дове­рительным и конфликтным Пер­вое отличается тем, что в его ходе пе­редается особо значимая информация

Доверительность - существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы

Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия

Общение может быть личным и де­ловым Личное общение - это об­мен неофициальной информацией

Деловое общение - процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом На его основе в более поздние периоды развития циви­лизации возникают различные виды опосредованного общения

Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники)*

" Некоторые виды общения имеющиеся на схеме, не комментируются, так как их значение понятно без разъяснения.

Общение возможно лишь при помо­щи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные сред­ства общения, когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении* обычно ьприменяются два варианта речи уст­ная и письменная Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, являет­ся не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами, обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование си­туации

Они делятся на:

1 Визуальные средства общения - это:

Кинесика - движения рук, ног, головы, туловища,

Направление взгляда и визуаль­ный контакт,

Выражение глаз,

Выражение лица,

Поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

Кожные реакции (покраснение, появление пота),

Дистанция (расстояние до собе­седника, угол поворота к нему, персо­нальное пространство),

Вспомогательные средства обще­ния, в том числе особенности телосло­жения (половые, возрастные) и сред­ства их преобразования (одежда, кос­метика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т п)

2 Акустические (звуковые) сред­ства общения - это:

Паралингвистические, т е свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте),

Экстралингвистические, те не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т. п)

3 Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения - это:

Физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др),

Такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу)

4 Ольфакторные средства обще­ния - это:

Приятные и неприятные запахи окружающей среды,

Естественный и искусственный запахи человека и др

* Характеристики вербального общения не содержатся в комментарии, так как они хоро­шо изучаются в общей психологии

Коммуникация - это связь, в ходе которой осуществляется об­мен информацией между системами в живой и неживой природе.

Коммуникации между людьми име­ют ряд специфических особенностей:

1. Наличные отношения двух инди­видов, каждый из которых является ак­тивным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает на­лаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значи­мости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей систе­мы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направля­ющего информацию) и реципиента (че­ловека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом слу­чае четко выступает связь, существую­щая между общением и отношением.

Средства распространения. Рас­пространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия-недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информа­ция может оказаться не принятой, а ложная - принятой. Кроме того, су­ществуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. При-

мером фасцинации может быть музы­кальное, пространственное или цвето­вое сопровождение речи.

Содержание и тип информации . В процессе коммуникации перед учас­тниками общения стоит задача не толь­ко обменяться информацией, но и до­биться ее адекватного понимания парт­нерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к ре­ципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникатив­ный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной пере­дачи информации между партерами по общению.

Модель коммуникативного процес­са обычно включает пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал - аудитория (реципиент) - об­ратная связь.

Основная цель информационного обмена в общении - выработка обще­го смысла, единой точки зрения и со­гласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен ме­ханизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации про­цесс обмена информацией как бы уд­ваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содер­жит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно под­разумеваются люди и социальные группы

Особенностями социальной пер­цепции являются

1 Активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т д) не пассивен и не безразличен по отношению к вос­принимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных пред­метов И объект и субъект социально­го восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприят­ную сторону

2 Целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порожде­ния образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смыс­ловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия

3 Мотивированность субъекта социальной перцепции, которая сви­детельствует, что восприятие соци­альных объектов характеризуется боль­шой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентиро­ванности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно про­является как:

1 Восприятие членами группы

а) друг друга,

б) членов другой группы

2 Восприятие человеком:

а) самого себя,

б) своей группы,

в) «чужой группы»

3 Восприятие группой:

а) своего человека,

б) членов другой группы

4 Восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внеш­него облика, психологических особен­ностей, действий и поступков наблюдае­мого лица или объекта, в результате ко­торой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются опреде­ленные представления о возможном по­ведении конкретных людей и групп

В зависимости от этих представле­ний субъект социальной перцепции про­гнозирует и свои отношения, и поведе­ние в различных ситуациях взаимодей­ствия и общения с другими людьми

На восприятие других людей боль­шое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным сте­реотипом понимается устойчивый об­раз или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы

Для человека, усвоившего стерео­типы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого челове­ка Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», по­зволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы Они име­ют свою «разрешенную» сферу соци­ального применения Например, сте­реотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека

Идентификация - это социаль­но психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосре­дованных контактов с ними, при кото­ром осуществляется сравнение или со­поставление внутренних состояний или положения партнеров, а также об­разцов для подражания со своими пси­хологическими и другими характеристиками

Идентификация в противополож­ность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека Ее психологический смысл заключается в расширении круга пере­живаний, в обогащении внутреннего опыта Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния

Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку Через эмоциональный отклик люди по знают внутреннее состояние других Эмпатия основана на умении правиль­но представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств по­знающего человека, но и безусловно как положительное отношение к парт­неру

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, ос­нованную на формировании устойчи­вого позитивного чувства к нему В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему дру­жеского или более глубокого интимно-личностного отношения

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того чело­века, к которому испытывают эмоцио­нально положительное отношение

Рефлексия - это механизм само­познания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или пони мание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отно­шений друг с другом.

Казуальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция - стремление к выясне­нию причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюб­ленные» схемы причинности, т.е. при­вычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить ви­новника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоя­тельственной атрибуции люди склон­ны прежде всего винить обстоятель­ства, не утруждая себя поисками конк­ретного виновника;

3) при стимульной атрибуции чело­век видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные зако­номерности. Например, причину успе­ха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Харак­тер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в слу­чаях, если он был участником (соучас­тником) или наблюдателем. Общая за­кономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной ат­рибуции к личностной (т.е. искать при­чину случившегося в осознанных дей­ствиях личности).

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность - субъект и объект обществен­ных отношений.

А Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений - производное не только его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, обще­ственных отношений. Богатство психики человека зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и по­требления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свобод­на ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или является исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеоло­гия как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем воздействуют и отношения людей в социальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обще­ству, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных обществен­ных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни само­бытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Личность - существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

Личность - это конкретный че­ловек, являющийся представителем определенного общества, определен­ной социальной группы, занимаю­щийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально психоло­гическими особенностями

В личности выделяется прежде все­го ее общественная сущность. Вне об­щества, вне социальной и профессио­нальной группы человек не может стать личностью, т е создает человека при­рода, а формирует его общество

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.