входит в число документов, которые необходимо применять в установленных трудовым законодательством случаях. Разберемся, что собой представляет этот профессиональный стандарт и что он включает.
Процесс подготовки и утверждения профессиональных стандартов длится уже несколько лет. Первоначально эти документы носили такой же рекомендательный характер, как и квалификационные справочники ЕКС (для специалистов) и ЕТКС (для рабочих профессий). Однако с июля 2016 года ситуация изменилась: вступили в действие новые статьи ТК РФ, и теперь профессиональные стандарты обрели силу нормативных актов.
К числу прочих документов этого рода относится и профстандарт секретаря . Он представляет собой официальное описание исполняемых этим специалистом трудовых функций, а также указание на то, какие именно знания, образование и опыт работы требуются для каждой из них. Кроме того, в профстандарте имеется и информация о кодировке работы секретаря по роду занятий (ОКЗ) и видам экономической деятельности (ОКВЭД). Эти сведения могут оказаться весьма полезными для статистического учета.
Описывая требуемую от секретаря квалификацию, профстандарт тем самым служит нескольким целям:
Как и любые другие документы этого рода, профстандарт № 447, утвержденный для секретарей руководителей, имеет следующую структуру:
А теперь рассмотрим содержание основных разделов, за исключением последнего, подробнее.
Первый раздел профстандарта секретаря руководителя включает в себя именно основные сведения о том, какой конкретно деятельностью должен заниматься секретарь. В частности, здесь указаны:
Не знаете свои права?
Вторым разделом является функциональная карта, то есть описание обобщенных трудовых функций с входящими в них конкретными обязанностями. Для каждой из них профстандарт устанавливает необходимый уровень (или подуровень) квалификации, требуемый от работника. Уровни кодируются по принятой для профессиональных стандартов системе в зависимости от сложности функции — от 3 до 6.
Профстандарт устанавливает для секретаря руководителя следующие обобщенные функции:
Функции перечисляются в порядке возрастания сложности и требуемого квалификационного уровня.
Каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных, именно их описанию и посвящен третий раздел профстандарта. Так, к примеру, функция по организационному обеспечению компании в целом включает:
Однако это еще не всё. Дело в том, что структура профстандарта предусматривает, что помимо общего перечисления функций для каждой из них указывается, какие конкретно трудовые действия должен совершить секретарь. В частности, упомянутая выше функция по координации и обеспечению раскладывается на следующие виды действий:
При этом для каждой конкретной функции дополнительно еще указывается, каким именно объемом знаний и умений должен обладать секретарь. Объемы эти пересекаются для разных функций (к примеру, знание деловой этики требуется практически всегда), но благодаря такой структуре профессионального стандарта легко разобраться, что именно можно требовать от секретаря в различных случаях.
Помимо характеристики функций третий раздел профстандарта имеет еще одну нужную особенность — в нем для каждой из обобщенных функций дополнительно указывается следующая информация:
Для простых функций от секретаря требуется только среднее образование и программа профессиональной подготовки. Однако начиная с обобщенной функции по обеспечению деятельности руководителя профстандарт предусматривает уже высшее образование не ниже бакалавриата (хотя допускается и среднее профессиональное). А вот для аналитической и административной поддержки выбора уже нет: секретарь в этом случае обязан иметь только высшее образование.
Что же касается необходимого стажа, то для секретаря, обеспечивающего организацию в целом, он не требуется. Но в том случае, когда он выполняет обязанности помощника руководителя, требования ужесточаются:
Названия должностей профстандарт устанавливает следующие (в порядке возрастания требований по квалификации):
Возможные названия следует учитывать при составлении штатного расписания и оформлении документов по кадрам. Профстандарты для секретаря с 2016 года становятся обязательными, а их соблюдение в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, будет контролироваться. Несоответствие названий вполне может рассматриваться как нарушение.
В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт .
В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.
Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года .
Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.
В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы :
Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ . В частности, стоит отметить такие основные формулировки :
Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание :
Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие :
В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться . В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений :
В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:
Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.
Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.
Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:
В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия , которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:
Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.
Благодарю вас за ваш предыдущие ответы на наши вопросы - эти ответы нам очень помогают в работе.С 1.07.2016 г. вводятся профстандарты. Пожалуйста, подскжИте, утверждён ли профстандарт руководителя (директора) образовательной организации (среднего профессионального образования)? Прежде, чем задать данный вопрос, я просмотрела на сайте Минтруда уже утверждённые профстандарты, и там не нашла искомого. Вместе с тем, в сети имеется проект этого профстандарта 2013 г. Пожалуйста, помогите прояснить ситуацию с этим профстандартом, т.к. директор требует от меня однозначного ответа: утверждён ли официально (и если да, то каковы реквизиты приказа Минтруда об утверждении - номер и дата) профстандарт директора образовательной организации среднего профессионального образования?Заранее благодарна.
Ответ на вопрос:
Действительно, утвержденного профстандарта на руководителя образовательной организации в настоящее время нет.
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
5 главных заблуждений про профстандарты.
Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или ( , ). При определении квалификационных требований работодатель вправе использовать как квалификационные справочники, так и профстандарты. Такие разъяснения приведены в .
Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в единого квалификационного справочника, утвержденного .
Требования к квалификации руководителя образовательной организации согласно вышеуказанному справочнику: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты
Назначение профстандартов
Для чего разрабатывают профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.
Разработка стандартов
Как происходит разработка профессиональных стандартов
Разработка профессиональных стандартов - большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016-2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.
Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике , разбитом по отраслям.
Разработка новых документов происходит в соответствии с разработки профессиональных стандартов на 2014-2016 годы, утвержденным .
Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:
При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:
В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:
Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.
После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.
В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.
Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .
В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).
Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).
Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. , Правил, утвержденных ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .
Обновление профстандартов
Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять
По мере необходимости.
Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как , утвержденным . Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
Применение профстандартов
Какие организации обязаны применять профстандарты
Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:
Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:
Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.
Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы - работодатели обязаны применять . На это указывают и специалисты Минфина России в). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит .
Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в статьи 38 и статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в .
Сроки обязательного внедрения профстандартов также .
В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:
XX - класс;
Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.