Зрительный анализатор гигиена зрения. Орган зрения. Как происходит восприятие и передача зрительной информации

10.07.2020 Инсулин

1. Что же такое анализаторы? Из каких звеньев он состоит? 2. Кто впервые ввел этот термин? Чем отличается понятие анализатор от понятия орган чувств? 3. Какой анализатор наиболее значим для человека и почему? Каково его строение? 4. Какое место в этой цепи занимают глаза? Объясните слова Уильяма Блейка: «Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум…» Ответьте на вопросы:




Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок. Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Н.Заболоцкий. Ф. Рокотов «Портрет Струйской»


Сегодня на уроке нам предстоит: Рассмотреть строение глаза как оптической системы и выявить связь строения с функцией глаз. Определить причины и виды нарушений зрения. Узнать правила гигиены зрения, т.к. это необходимо для сохранения здоровья наших глаз.




Если слезная жидкость не будет выделяться, то: Клетки сетчатки погибнут? Погибнут клетки роговицы глаза? Хрусталик изменит кривизну? Зрачок сузится? На каждом веке 80 ресниц. Сколько всего ресниц у человека? ежедневно: человек моргает раз наши слезные железы производят 3 наперстка слез Знаете ли вы…






Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20 см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Чем объяснить это явление? «Обнаружение слепого пятна».







Обнаружить сужение и расширение зрачка. Посмотрите в глаза своему соседу по парте и отметьте величину зрачка. Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза. Наблюдайте за изменением величины зрачков. Чем объяснить это явление?


Вопросы к классу: Какой орган глаза называют живой линзой? На какой оболочке фокусируются лучи? Что происходит в рецепторах сетчатки? Как передаются нервные импульсы? Куда передаются нервные импульсы? Верно ли утверждение, что глаз смотрит, а мозг видит? Как видят младенцы? О каких нарушениях зрения говорилось в видеофрагменте?


При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Нарушения зрения. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной.


Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке. Нарушения зрения. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки.









Повторение: Тест 1. Кто ввел понятие об анализаторах? 1.И.П.Павлов. 2.И.М.Сеченов. 3.Н.И.Пирогов. 4.И.И.Мечников. **Тест 2. Какие части различают в анализаторах? 1. Орган чувств. 2. Рецепторы (периферическое звено). 3. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится к центральному звену. 4. Центры в коре головного мозга, обрабатывающие информацию. 5. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится от центрального звена. Тест 3. Где располагаются высшие отделы зрительного анализатора? 1. В височных долях. 2. В лобных долях. 3. В теменных долях. 4. В затылочных долях.


Повторение: Тест 4. Сколько пар мышц отвечают за движение глаза? 1. Одна пара. 2. Две пары. 3. Три пары. 4. Четыре пары. Тест 5. Как называется передняя прозрачная часть внешней оболочки глаза? 1.Склера. 2.Радужка. 3.Роговица. 4.Конъюнктива. Тест 6. Как называется средняя оболочка глаза и ее передняя часть, в центре которой есть зрачок? 1.Сосудистая. 2.Склера. 3.Роговица. 4.Сетчатка.


**Тест 7. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной близорукости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Тест 8. Какое глазное яблоко при врожденной дальнозоркости? 1.Укороченное. 2.Удлиненное. Тест 9. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной дальнозоркости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Повторение:


Тест 10. Где расположен слой черных пигментных клеток? 1. На внешней поверхности сетчатки. 2. На внутренней поверхности сосудистой оболочки. 3. На внутренней поверхности белочной оболочки, склеры. 4. На внутренней поверхности радужки. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 14?

Процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал,
затем через углубление в самого себя.

И.Ф. Гербарт

Цели:

Воспитательная цель: социализация учащихся в учебной ситуации, развитие чувства толерантности друг к другу и самоуважения.

Развивающая цель: Формирование элементов естественнонаучного мировоззрения учащихся знаньевыми средствами основ анатомии и физиологии, развитие коммуникативных умений через формирование навыков работы в мини-группах и умения анализировать свою деятельность

Комплексная обучающая (дидактическая) цель (КДЦ): – овладение содержанием темы «Анализаторы». Формирование у учащихся понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов.

Частные дидактические цели (ЧДЦ):

  1. Развитие навыков узнавания структур глаза.
  2. Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
  3. Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.

Учащиеся должны знать: терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.

Формулируемая область понимания Структурно-функциональный анализ глаза и зрительного анализатора на пропедевческом уровне.

Педагогическая стратегия: «Для того чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франц)

Педагогическая тактика: Индивидуализация фронтального обучения средствами дифференциации знаний на стадии объяснения нового материала.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, работа с цифровым микроскопом, анализ материалов презентации темы, рефлексия в рамках командной деятельности.

Педагогическая технологи: личностно-ориентированное обучение.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, цифровой микроскоп QX3+ CM, препараты высушенных бычьих глаз.

Формы контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль и экспертный контроль.

Краткое содержание урока

Часть 1. Постановка проблемы: Значение зрительного анализатора (слайды № 1-2)

Для решения задач данного урока необходимо формирование у детей понимания руководящей роли зрительного анализатора. Поэтому учениикам предлагается работа с бегущей полилингвальной строкой. Учащиеся создают собственный список слов и выражений о зрении и глазах. Функциональный вклад данной части урока можно охарактеризовать как эмоционально-интеллектуальное погружение детей в тему.

Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (слайды № 3, 4, 5, 6)

Пропедевческое изучение строения глаза осуществляется в 6-7 классах. Поэтому главной сложностью в изложении темы в 8 классе является «всезнайство» детей, которое можно избежать обращением к анализу «бытового знания» с повторением и углублением изученного ранее. Сочетая эвристическую беседу с командной работой в интеллектуальных парах, учитель подводит учащихся к демонстрационной лабораторной работе.

Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)

Наиболее динамичной и поэтому запоминающейся формой сравнительного анализа структур является микроскопирование. Учебными ситуациями при этом является:

а) предъявление ученикам-демонстраторам узкоспециализированного задания в виде отдельных препаратов.
б) последовательное обсуждение в командах «картинок» цифрового микроскопирования.

Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно. (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12)

В данной части продолжаетсяосновная интрига урока: столкновение различных бытовых наблюдений и превращение их в научное знание. В этой же части урока вводятся новые сложные понятия, формирующие у детей понимание особенности цвето- и свето- восприятия человека. Поэтому 3 слайда из 6 посвящено обсуждению информации.

Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения. (слайды № 13-15)

Сложностьданной части определяется ее интегративностью. Обсуждение неожиданных последствий ассиметрии мозга для восприятия картины Мира методом следов позволяет детям наглядно оценить степень усвоения материала, причем неполнота, степень репродуктивности и креативности ответов может выражаться как в укорочении дорожки следов, так и в изменении цвета шага.

Демонстрационная лабораторная работа длится 10 минут. Учащиеся-демонстраторы и учащиеся-наблюдатели обсуждают препараты. А - внешний вид глаза, Во - внутреннее строение глаза, С – сетчатка

Часть 2 (продолжение). Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 5, 6)

Слайд № 13 Создание зрительного образа происходит в затылочной доле коры головного мозга. Очень важно как передается в мозг изображение, ведь мозг ассиметричен. Вспомните курицу. У нее не соединятся информация от двух половинок мозга, поэтому курица видит автономно каждым глазом. У человека правая часть сетчатки каждого глаза передает изображение в левое аналитическое полушарие, а левая часть сетчатки передает изображение в правое образное полушарие.

Слайд № 14 Особенности глаза женщины

В женском глазу больше палочек. Поэтому:

  1. Лучше развито периферийное зрение.
  2. Лучше видят в темноте.
  3. Воспринимают информации больше, чем мужчины в каждый момент времени
  4. Моментально фиксируют любое движение.
  5. Палочки работают на правое, конкретно- образное полушарие.

Слайд № 15 Особенности глаза мужчины

В мужском глазу больше колбочек.

На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика. Поэтому:

  1. Лучше воспринимают цвета.
  2. Четче видят картинку.
  3. Концентрируют внимание на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
  4. Колбочки работают на левое, абстрактное полушарие.

Часть 6. Рефлексия (слайды № 16, 17).Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на Фестиваль

А) Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».

Гигиена глаз заключается главным образом в соблюдении режима дня, ночного отдыха (ночной сон не менее 8 часов), работы за компьютером (ученики 8-х классов могут работать за компьютером около 3 часов в день). Необходимо систематически делать упражнения для глаз.

  1. Пиши носом.
  2. Смотри сквозь.
  3. Двигай бровями.

Б) Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.

Домашнее задание : по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. М.Дрофа.

  1. Репродуктивное задание
стр. 73-75.
  • Креативное задание
  • стр.73-77, 79.
  • Общее задание
  • : Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

    Средняя школа N8

    «Зрительный анализатор человека»

    Ученика 9а класса

    Шерстюкова А.Б.

    г.Обнинск

    Введение

    I .Строение и функции глаза

    1. Глазница

    2. Вспомогательные системы

    2.1. Глазодвигательные мышцы

    2.4. Слезный аппарат

    3. Оболочки, их строение и функции

    3.1. Наружная оболочка

    3.2. Средняя (сосудистая) оболочка

    3.3. Внутренняя оболочка (сетчатка)

    4. Прозрачные внутриглазные среды

    5. Восприятие световых раздражителей (световоспринимающая система)

    6. Бинокулярное зрение

    II. Зрительный нерв

    III. Мозговой центр

    IV. Гигиена зрения

    Заключение

    Введение

    Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. А по сравнению с глазами животных обладает и большими возможностями. Например, голубь видит очень далеко, но только днем. Совы и летучие мыши хорошо видят ночью, но днем они слепы. Многие животные не различают отдельного цвета.

    Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы получаем через глаза, другие называют даже большую цифру - 90%.

    Произведения искусства, литературы, уникальные памятники архитектуры стали возможны благодаря глазу. В освоении космоса органу зрения принадлежит особая роль. Еще космонавт А.Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственного положения.

    Появление и развитие органа зрения обусловлены многообразием условий окружающей среды и внутренней среды организма. Свет явился раздражителем, который привел к возникновению в животном мире органа зрения.

    Зрение обеспечивается работой зрительного анализатора, который состоит из воспринимающей части – глазного яблока (с его вспомогательным аппаратом), проводящих путей, по которым изображение, воспринятое глазом, передается вначале в подкорковые центры, а затем в кору большого мозга (затылочные доли), где расположены высшие зрительные центры.

    I. Строение и функции глаза

    1. Глазница

    Глазное яблоко расположено в костном вместилище – глазнице, имеющей ширину и глубину около 4 см; по форме она напоминает пирамиду из четырех граней и имеет четыре стенки. В глубине глазницы имеются верхне- и нижне- глазничная щели, зрительный канал, через них проходят нервы, артерии, вены. Глазное яблоко расположено в переднем отделе глазницы, отделенном от заднего отдела соединительной перепонкой – влагалищем глазного яблока. В заднем отделе ее расположены зрительный нерв, мышцы, сосуды, клетчатка.

    2.Вспомогательные системы

    2.1. Глазодвигательные мышцы.

    В движение глазное яблоко приводят четыре прямые (верхняя, нижняя, медиальная и латеральная) и две косые (верхняя и нижняя) мышцы (рис.1).

    Рис.1. Глазодвигательные мышцы: 1 – медиальная прямая; 2 – верхняя прямая; 3 – верхняя косая; 4 – латеральная прямая; 5 – нижняя прямая; 6 – нижняя косая.

    Медиальная прямая мышца (отводящая) поворачивает глаз кнаружи, латеральная – кнутри, верхняя прямая осуществляет движение кверху и кнутри, верхняя косая – книзу и кнаружи и нижняя косая – кверху и кнаружи. Движения глаз обеспечиваются за счет иннервации (возбуждения) этих мышц глазодвигательным, блоковидным и отводящими нервами.

    2.2. Брови

    Брови предназначены для защиты глаз от капель пота или дождя, стекающего со лба.

    2.3. Веки

    Это подвижные заслонки, закрывающие спереди глаза и защищающие их от внешних воздействий. Кожа век тонкая, под ней расположена рыхлая подкожная клетчатка, а также круговая мышца глаза, обеспечивающая смыкание век при сне, мигании, и зажмуривании. В толще век имеется соединительно-тканная пластинка – хрящ, придающий им форму. По краям век растут ресницы. В веках расположены сальные железы, благодаря секрету которых создается герметизация конъюктивального мешка при закрытии глаз. (Конъюктива – тонкая соединительная оболочка, которая выстилает заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы. При закрытых веках конъюктива образует конъюктивальный мешок). Это предупреждает засорение глаз и высыхание роговицы во время сна.

    2.4. Слезный аппарат

    Слеза образуется в слезной железе, расположенной в верхненаружном углу глазницы. Из выводных протоков железы слеза попадает в конъюнктивальный мешок, защищает, питает, увлажняет роговицу и конъюнктиву. Затем по слезным путям она через носослезный проток попадает в полость носа. При постоянном мигании век по роговице распределяется слеза, которая поддерживает ее влажность и смывает мелкие инородные тела. Секрет слезных желез действует еще как дезинфицирующая жидкость.

    3. Оболочки, их строение и функции

    Глазное яблоко является первой важной составной частью зрительного анализатора (рис.2).

    Глазное яблоко имеет не совсем правильную шаровидную форму. Оно состоит из трех оболочек: наружняя (фиброзная) капсула, состоящая из роговицы и склеры; средняя (сосудистая) оболочка; внутренняя (сетчатая оболочка, или сетчатка). Оболочки окружают внутренние полости (камеры), заполненные прозрачной водянистой влагой (внутриглазной жидкостью), и внутренние прозрачные преломляющие среды (хрусталик и стекловидное тело).

    Рис.2. Глазное яблоко: 1 – роговица; 2 – передняя камера глаза; 3 – хрусталик; 4 – склера; 5 – сосудистая оболочка; 6 – сетчатка; 7 – зрительный нерв.

    3.1. Наружняя оболочка

    Это фиброзная капсула, которая обусловливает форму, тургор (тонус) глаза, защищает его содержимое от внешних воздействий и служит местом прикрепления мышц. Она состоит из прозрачной роговицы и непрозрачной склеры.

    Роговица является преломляющей средой при попадании в глаз световых лучей. В ней много нервных окончаний, поэтому попадание даже маленькой соринки на роговицу вызывает боль. Роговица достаточно плотная, но обладает хорошей проницательностью. В норме она не содержит кровеносных сосудов, снаружи она покрыта эпителием.

    Склера – непрозрачная часть фиброзной капсулы глаза, имеющая голубоватый или белый цвет. К ней прикрепляются глазодвигательные мышцы, через нее проходят сосуды и нервы глаза.

    3.2. Средняя (сосудистая) оболочка.

    Сосудистая обеспечивает питание глазу, она состоит из трех отделов: радужки, ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки.

    Радужка – самый передний отдел сосудистой оболочки. Она расположена за роговицей так, что между ними остается свободное пространство – передняя камера глаза, заполненная прозрачной водянистой влагой. Через роговицу и эту влагу радужка хорошо видна, ее цвет определяет цвет глаз.

    В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок, размеры которого меняются и регулируют количество света, попадающего внутрь глаза. Если света много, зрачок суживается, если мало – расширяется.

    Ресничное тело – средняя часть сосудистой оболочки, продолжение радужки, Оно имеет непосредственное влияние на хрусталик, благодаря связкам входящим в ее состав. С помощью связок натягивается или расслабляется капсула хрусталика, которая меняет его форму и преломляющую силу. От преломляющей силы хрусталика зависит способность глаза видеть вблизи или вдали. Ресничное тело является как бы железой внутренней секреции, так как в нем происходит выработка из крови прозрачной водянистой влаги, которая поступает внутрь глаза и питает все его внутренние структуры.

    Собственно сосудистая оболочка – это задняя часть средней оболочки, она расположена между склерой и сетчаткой, состоит из сосудов разного диаметра и кровоснабжает сетчатку.

    3.3. Внутренняя оболочка (сетчатка)

    Сетчатка является специализированной мозговой тканью, вынесенной на периферию. С помощью сетчатки осуществляется зрение. Сетчатка является тонкой прозрачной оболочкой, прилегающей к сосудистой оболочке на всем ее протяжении вплоть до зрачка.

    4. Прозрачные внутриглазные среды.

    Эти среды предназначены для пропускания к сетчатке световых лучей и их преломления. Световые лучи, преломившись в роговице , проходят через переднюю камеру, заполненную прозрачной водянистой влагой. Передняя камера расположена между роговицей и радужкой. Место, где роговица переходит в склеру, а радужка в ресничное тело, называется радужно- роговичным углом (угол передней камеры), через который из глаза оттекает водянистая влага (рис.3).

    Рис.3. Радужно-роговичный угол: 1 – конъюктива; 2 – склера; 3 – венозный синус склеры; 4 – роговица; 5 – радужно-роговичный угол; 6 – радужка; 7 – хрусталик; ресничный поясок; 9- ресничное тело; 10 – передняя камера глаза; 11 – задняя камера глаза.

    Следующей преломляющей средой глаза является хрусталик . Это внутриглазная линза, которая может менять свою преломляющую силу в зависимости от натяжения капсулы за счет работы ресничной мышцы. Такое приспособление называется аккомодация. Встречаются нарушения зрения – близорукость и дальнозоркость. Близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которая может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. Хрусталик не имеет сосудов, нервов. В нем не развиваются воспалительные процессы. В нем много белков, которые иногда могут терять свою прозрачность.

    Стекловидное тело – светопроводящая среда глаза расположенная между хрусталиком и глазным дном. Это вязкий гель, поддерживающий форму глаза.

    5. Восприятие световых раздражителей (световоспринимающая система)

    Свет вызывает раздражение светочувствительных элементов сетчатки. В сетчатке находятся светочувствительные зрительные клетки, которые имеют вид палочек и колбочек. Палочки содержат в себе так называемый зрительный пурпур или родопсин, благодаря которому палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет.

    В образовании родопсина участвует витамин А, при его недостатке развивается «куриная слепота».

    Колбочки не содержат зрительного пурпура. Поэтому они медленно возбуждаются и только ярким светом. Они способны воспринимать цвет.

    В сетчатке находится три вида колбочек. Одни воспринимают красный цвет, другие – зеленый, третьи – синий, В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений воспринимаются различные другие цвета и их оттенки.

    В глазу человека насчитывается около 130 млн. Палочек и 7 млн. колбочек.

    Прямо напротив зрачка в сетчатке находится округлой формы желтое пятно – пятно сетчатки с ямкой в центре, в котором сосредоточено большое количество колбочек. Этот участок сетчатки является областью наилучшего зрительного восприятия и определяет остроту зрения глаз, все остальные участки сетчатки – поле зрения. От светочувствительных элементов глаза (палочек и колбочек) отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв.

    Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва.

    В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет. Поэтому это место не дает зрительного ощущения и называется слепым пятном.

    6.Бинокулярное зрение.

    Для получения одного изображения в обоих глазах линии зрения сходятся в одной точке. Поэтому в зависимости от расположения предмета эти линии при взгляде на далекие предметы расходятся, а на близкие - сходятся. Такое приспособление (конвергенция) осуществляется произвольными мышцами глазного яблока (прямыми и косыми). Это приводит к получению единого стереоскопического изображения, к рельефному видению мира. Бинокулярное зрение дает возможность также определять взаимное расположение предметов в пространстве, зрительно судить об их удаленности. При смотрении одним глазом, т.е. при монокулярном зрении, также можно судить об отдаленности предметов, но менее точно, чем при бинокулярном зрении.

    II. Зрительный нерв

    Зрительный нерв - это вторая важная составная часть зрительного анализатора, он является проводником световых раздражений от глаза к зрительному центру и содержит чувствительные волокна. На рис.4 показаны проводящие пути зрительного анализатора. Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой стороны, образует перекрест (хиазма). Между обеими сетчатками имеется связь посредством нервного пучка, идущего через передний угол перекреста.

    После перекреста зрительные нервы продолжаются в зрительных трактах. Зрительный нерв это как бы мозговое вещество, вынесенное на периферию и связанное с ядрами промежуточного мозга, а через них с корой больших полушарий.

    Рис.4. Проводящие пути зрительного анализатора: 1 – поле зрения (носовая и височные половины); 2 – глазное яблоко; 3 – зрительный нерв; 4 – зрительный перекрест; 5 – зрительный тракт; 6 – подкорковый зрительный узел; 7 – зрительная лучистость; 8 – зрительные центры коры; 9 – ресничный угол.

    III. Мозговой центр

    Зрительный центр является третьей важной составной частью зрительного анализатора.

    По И.П.Павлову, центр – это мозговой конец анализатора. Анализатор – это нервный механизм, функция которого состоит в том, чтобы разлагать всю сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы, т.е. производить анализ. С точки зрения И.П.Павлова, мозговой центр, или корковый конец анализатора, имеет не строго очерченные границы, а состоит из ядерной и рассеянной части. «Ядро» представляет подробную и точную проекцию в коре всех элементов периферического рецептора и является необходимым для осуществления высшего анализа и синтеза. «Рассеянные элементы» находятся по периферии ядра и могут быть разбросаны далеко от него. В них осуществляются более простой и элементарный анализ и синтез. При поражении ядерной части рассеянные элементы могут до определенной степени компенсировать выпавшую функцию ядра, что имеет огромное значение для восстановления данной функции у человека.

    В настоящее время вся мозговая кора рассматривается как сплошная воспринимающая поверхность. Кора – это совокупность корковых концов анализаторов. Нервные импульсы из внешней среды организма поступают в корковые концы анализаторов внешнего мира. К анализаторам внешнего мира относится и зрительный анализатор.

    Ядро зрительного анализатора находится в затылочной доле – поля 1, 2 и 3 на рис. 5. На внутренней поверхности затылочной доли в поле 1 заканчивается зрительный путь. Здесь спроецирована сетчатка глаза, причем зрительный анализатор каждого полушария связан с сетчатками обоих глаз. При поражении ядра зрительного анализатора наступает слепота. Выше поля 1 (на рис. 5) расположено поле 2, при поражении которого зрение сохраняется и только теряется зрительная память. Еще выше – поле 3, при поражении которого утрачивается ориентация в непривычной обстановке.

    IV. Гигиена зрения

    Для нормальной работы глаз следует оберегать их от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаз). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости. Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому, например, сталеварам. Сварщикам и лицам других сходных профессий рекомендуется надевать во время работы темные защитные очки.

    Нельзя читать в движущемся транспорте. Из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние. Это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, привычка читать лежа наносит вред зрению.

    Расстройство зрения может возникнуть также из-за недостатка витамина А.

    Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор – прекрасный отдых для глаз.

    Заключение

    Таким образом, зрительный анализатор является сложным и очень важным инструментом в жизнедеятельности человека. Недаром, наука о глазах, называемая офтальмологией, выделилась в самостоятельную дисциплину как из-за важности функций органа зрения, так и из-за особенностей методов его обследования.

    Наши глаза обеспечивают восприятие величины, формы и цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними. Информацию о меняющемся внешнем мире человек больше всего получает через зрительный анализатор. Кроме того, глаза еще украшают лицо человека, недаром их называют «зеркалом души».

    Зрительный анализатор является очень значимым для человека, а проблема сохранения хорошего зрения очень актуальна для человека. Всесторонний технический прогресс, всеобщая компьютеризация нашей жизни – это дополнительная и жесткая нагрузка на наши глаза. Поэтому, так важно соблюдать гигиену зрения, которая, в сущности, не так сложна: не читать в некомфортных для глаз условиях, беречь глаза на производстве посредством защитных очков, работать на компьютере с перерывами, не играть в игры, которые могут привести к травматизму глаз и так далее.

    Благодаря зрению, мы воспринимаем мир таким, каким он есть.

    Литература

    1. Большая советская энциклопедия.

    Гл.ред. А.М. Прохоров., Изд.3-е.Издательство «Советская энциклопедия», М., 1970.

    2. Дубовская Л.А.

    Глазные болезни. Изд. «Медицина» , М., 1986г.

    3. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И.

    Анатомия человека. Изд.5-е. Изд. «Медицина», 1985.

    4. Рабкин Е.Б. Соколова Е.Г.

    Цвет вокруг нас. Изд. «Знание», М.1964.

    Орган зрения - один из главных органов чувств, он играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды. В многообразной деятельности человека, в исполнении многих самых тонких работ органу зрения принадлежит первостепенное значение. Достигнув совершенства у человека, орган зрения улавливает световой поток, направляет его на специальные светочувствительные клетки, воспринимает черно-белое и цветное изображение, видит предмет в объеме и на различном расстоянии.Орган зрения расположен в глазнице и состоит из глаза и вспомогательного аппарата Рис. 144. Строение глаза (схема)1 - склера; 2 - сосудистая оболочка; 3 - сетчатка; 4 - центральная ямка; 5 - слепое пятно; 6 - зрительный нерв; 7- конъюнктива; 8- цилиар-ная связка; 9-роговица; 10-зрачок; 11, 18- оптическая ось; 12 - передняя камера; 13 - хрусталик; 14 - радужка; 15 - задняя камера; 16 - ресничная мышца; 17- стекловидное тело

    Глаз (oculus) состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное яблоко имеет округлую форму, передний и задний полюсы. Первый соответствует наиболее выступающей части наружной фиброзной оболочки (роговицы), а второй - наиболее выступающей части, которая находится латеральное выхода зрительного нерва из глазного яблока. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глазного яблока, а линия, соединяющая точку на внутренней поверхности роговицы с точкой на сетчатке, получила название внутренней оси глазного яблока. Изменения соотношений этих линий вызывают нарушения фокусировки изображения предметов на сетчатке, появление близорукости (миопия) или дальнозоркости (гиперметропия).Глазное яблоко состоит из фиброзной и сосудистой оболочек, сетчатки и ядра глаза (водянистая влага передней и задней камер, хрусталик, стекловидное тело).Фиброзная оболочка - наружная плотная оболочка, которая выполняет защитную и светопроводящую функции. Передняя ее часть называется роговицей, задняя - склерой. Роговица - это прозрачная часть оболочки, которая не имеет сосудов, а по форме напоминает часовое стекло. Диаметр роговицы - 12 мм, толщина - около 1 мм.

    Склера состоит из плотной волокнистой соединительной ткани, толщиной около 1 мм. На границе с роговицей в толще склеры находится узкий канал - венозный синус склеры. К склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.Сосудистая оболочка содержит большое количество кровеносных сосудов и пигмента. Она состоит из трех частей: собственной сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки. Собственно сосудистая оболочка образует большую часть сосудистой оболочки и выстилает заднюю часть склеры, срастается рыхло с наружной оболочкой; между ними находится околососудистое пространство в виде узкой щели.Ресничное тело напоминает среднеутолщенный отдел сосудистой оболочки, который лежит между собственной сосудистой оболочкой и радужкой. Основу ресничного тела составляет рыхлая соединительная ткань, богатая сосудами и гладкими мышечными клетками. Передний отдел имеет около 70 радиально расположенных ресничных отростков, которые составляют ресничный венец. К последнему прикрепляются радиально расположенные волокна ресничного пояса, которые затем идут к передней и задней поверхности капсулы хрусталика. Задний отдел ресничного тела - ресничный кружок - напоминает утолщенные циркулярные полоски, которые переходят в сосудистую оболочку. Ресничная мышца состоит из сложнопереплетенных пучков гладких мышечных клеток. При их сокращении происходят изменение кривизны хрусталика и приспособление к четкому видению предмета (аккомодация).Радужка - самая передняя часть сосудистой оболочки, имеет форму диска с отверстием (зрачком) в центре. Она состоит из соединительной ткани с сосудами, пигментных клеток, которые определяют цвет глаз, и мышечных волокон, расположенных радиально и циркулярно. Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчатка - плотно прилегает к сосудистой. Сетчатка имеет большую заднюю зрительную часть и меньшую переднюю «слепую» часть, которая объединяет ресничную и радужковую части сетчатки. Зрительная часть состоит из внутренней пигментной и внутренней нервной частей. Последняя имеет до 10 слоев нервных клеток. Во внутреннюю часть сетчатки входят клетки с отростками в форме колбочек и палочек, которые являются светочувствительными элементами глазного яблока. Колбочки воспринимают световые лучи при ярком (дневном) свете и являются одновременно рецепторами цвета, а палочки функционируют при сумеречном освещении и играют роль рецепторов сумеречного света. Остальные нервные клетки выполняют связующую роль; аксоны этих клеток, соединившись в пучок, образуют нерв, который выходит из сетчатки.

    В ядро глаза входят передняя и задняя камеры, заполненные водянистой влагой, хрусталик и стекловидное тело. Передняя камера глаза - это пространство между роговицей спереди и передней поверхностью радужки сзади. Хрусталик - это двояковыпуклая линза, которая расположена сзади камер глаза и обладает светопреломляющей способностью. В нем различают переднюю и заднюю поверхности и экватор. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное, не имеет сосудов и нервов. Внутренняя его часть - ядро - намного плотнее периферической части. Снаружи хрусталик покрыт тонкой прозрачной эластичной капсулой, к которой прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы изменяются размеры хрусталика и его преломляющая способность.Стекловидное тело - это желеобразная прозрачная масса, которая не имеет сосудов и нервов и покрыта мембраной. Расположено оно в стекловидной камере глазного яблока, сзади хрусталика и плотно прилегает к сетчатке. Сбоку хрусталика в стекловидном теле находится углубление, называемое стекловидной ямкой. Преломляющая способность стекловидного тела близка к таковой водянистой влаги, которая заполняет камеры глаза. Кроме того, стекловидное тело выполняет опорную и защитную функции.

    Вспомогательные органы глаза . К вспомогательным органам глаза относятся мышцы глазного яблока (рис. 145), фасции глазницы, веки, брови, слезный аппарат, жировое тело, конъюнктива, влагалище глазного яблока.Мышцы глазного яблока:

    А - вид с латеральной стороны: 1 - верхняя прямая мышца; 2 - мышца, поднимающая верхнее веко; 3 - нижняя косая мышца; 4 - нижняя прямая мышца; 5 - латеральная прямая мышца; Б - вид сверху: 1 - блок; 2 - влагалище сухожилия верхней косой мышцы; 3 - верхняя косая мышца; 4- медиальная прямая мышца; 5 - нижняя прямая мышца; 6 - верхняя прямая мышца; 7 - латеральная прямая мышца; 8 - мышца, поднимающая верхнее веко

    Двигательный аппарат глаза представлен шестью мышцами.

    Глазница, в которой находится глазное яблоко, состоит из надкостницы глазницы, которая в области зрительного канала и верхней глазничной щели срастается с твердой оболочкой головного мозга. Глазное яблоко покрыто оболочкой (или теноновой капсулой), которая рыхло соединяется со склерой и образует эписклеральное пространство. Между влагалищем и надкостницей глазницы находится жировое тело глазницы, которое выполняет роль эластичной подушки для глазного яблока.

    Веки (верхнее и нижнее) представляют собой образования, которые лежат впереди глазного яблока и прикрывают его сверху и снизу, а при смыкании - полностью его закрывают. Веки имеют переднюю и заднюю поверхность и свободные края. Последние, соединившись спайками, образуют медиальный и латеральные углы глаза. В медиальном углу находятся слезное озеро и слезное мясцо. На свободном крае верхнего и нижнего век около медиального угла видно небольшое возвышение - слезный сосочек с отверстием на верхушке, которая является началом слезного канальца.Пространство между краями век называется глазной щелью . Вдоль переднего края век расположены ресницы. Основу века составляет хрящ, который сверху покрыт кожей, а с внутренней стороны - конъюнктивой века, которая затем переходит в конъюнктиву глазного яблока. Углубление, которое образуется при переходе конъюнктивы век на глазное яблоко, называется конъюнктивальным мешком. Веки, кроме защитной функции, уменьшают или перекрывают доступ светового потока.На границе лба и верхнего века находится бровь, представляющая собой валик, покрытый волосами и выполняющий защитную функцию.

    Слезный аппарат состоит из слезной железы с выводными протоками и слезоотводящих путей. Слезная железа находится в одноименной ямке в латеральном углу, у верхней стенки глазницы и покрыта тонкой соединительно-тканной капсулой. Выводные протоки (их около 15) слезной железы открываются в конъюнктивальный мешок. Слеза омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Движению слезы способствуют мигательные движения век. Затем слеза по капиллярной щели около края век оттекает в слезное озеро. В этом месте берут начало слезные канальцы, которые открываются в слезный мешок. Последний находится в одноименной ямке в нижнемедиальном углу глазницы. Книзу он переходит в довольно широкий носослезный канал, по которому слезная жидкость попадает в полость носа

    Это комплекс норм, условий и требований, который следует осуществлять для создания оптимальных условий деятельности зрительного анализатора.

    1. Соблюдение норм естественной и искусственной освещенности.

    2. Правильный подбор мебели, с учетом роста ребенка (расстояние от глаз до стола 30-35 см).

    3. Соблюдение норм и требований к просмотру телевизионных передач.

    4. Правильная дозировка зрительных нагрузок (шрифт для каждого возраста, нельзя читать лежа, в движущемся транспорте- соблюдать расстояния, соблюдать нормы непрерывности письма: для учащихся 6-7 лет 5-7 мин, 7-10 лет 10 мин, 11-12 лет 15 мин, 13-15 лет 20 мин, 16-18 лет 25-30 мин. Непрерывное чтение: 6-7 лет 5-10 мин, 8-10 лет 15-20 мин, 11-15 лет 25-30 мин, 16-18 лет 35-45 мин, в промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 минут).

    Слуховой анализатор

    Слуховой анализатор- это второй по значению анализатор в обеспечении адаптитвных реакций и познавательной деятельности человека, его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

    Слуховое восприятие- основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикулярный аппарат у него остается ненарушенным.

    Слуховой анализатор воспринимает слуховые волны, отличающие по высоте, частоте и внутреннего уха. Звуковые волны поступают в наружное ухо, состоящие из ушной раковины и слухового прохода переходит в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки и 3-х слуховых косточек-молоточек, наковальня, стремечко, затем поступают во внутреннее ухо, включающее лабиринт, который состоит из трех частей: в центре- преддверие, спереди от него находится улитка, состоящая из 2,5 витков, сзади – полукружные каналы. В центре улитки расположены рецепторы слухового анализатора – звуковоспринимающий аппарат- спиральный, или кортиев орган, представляющий собой слуховые волосики, ударяясь о которые звуковая волна преобразуется в электрический импульс, передающийся в слуховой нерв, который поступает в слуховой центр.

    Слуховой анализатор включает вестибулярный аппарат, обеспечивающий удержание тела в пространстве.

    Возрастные особенности слухового анализатора

    Чем меньше ребенок:

    1. Тем меньше пороги слышимости, наименьшая величина порогов слышимости, т.е. наибольшая острота слуха свойственная подросткам и юношам (14-19 лет)

    2.Тем ниже острота слуха.

    3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.



    Гигиена слухового анализатора

    Гигиена слухового анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

    1. Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.

    2.Профилактика “ школьного шума”.

    3.Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, слова должны произноситься четко.

    4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.

    5.Гигиеной слуха диктуются размеры учебного помещения.

    Лекция 6. Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат

    План

    1.Понятие об эндокринных железах.

    2.Значение деятельности желез внутренней секреции.

    3.Особенности желез внутренней секреции.

    4.Железы внутренней секреции

    5. Значение опорно-двигательного аппарата.

    6. Функции костно-мышечной системы.

    7. Скелет – структурная основа тела.

    8. Рост и развитие костей.

    9. Части скелета и их развитие

    10.Мышечная система.

    11.Возрастные особенности костно-мышечной системы.

    12.Гигиена костно-мышечной системы.



    Ключевые слова

    Железы внутренней секреции, эндокринная система, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, тимус, гормоны, движение, скелет, мышцы, костно-мышечная система, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие.

    Литература

    1. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
    2. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
    3. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
    4. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
    5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456
    6. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.

    Вопросы к практическому занятию

    1. Назовите особенности желез внутренней секреции.

    2. Чем отличается железы внутренней секреции от желез внешней секреции?

    3. Что такое гормон?

    4. Роль щитовидной железы.

    5. Основные функции опорно-двигательного аппарата.

    6. Значение мышечной системы.

    7.Какие нарушения опорно-двигательного аппарата у детей Вы знаете?

    8. Гигиенические требования к школьной мебели.

    9. Возрастные особенности костно-мышечной системы.

    Железы внутренней секреции.

    Эндокринная система

    Железы внутренней секреции. В регуляции функций организма важная роль принадлежит эндокринной системе. Органы этой системы – железы внутренней секреции -выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей.

    Железы внутренней секреции осуществляют вместе с нервной системой нервно-гуморальную регуляцию деятельности органов и систем, направленную на под­держание гомеостаза (постоянства) внутренней среды организма.

    Железы внутренней секреции осуществляют гуморальную регуляцию рефлекторно, путем выделения в кровь при их возбуждении гормонов – высокоактивных биологических веществ, влияющих на рост и развитие, обмен веществ в организме и на сохранение постоянства внутренней среды. К железам внутренней секреции относятся:

    Гипофиз,

    Поджелудочная железа,

    Щитовидная железа,

    Надпочечники,

    Паращитовидные или околощитовидные железы,

    Вилочковая (зобная) железа, тимус, половые железы (мужские и женские).

    Железы внутренней секреции отличаются от других желез, имеющих выводные протоки (желез внешней сек­реции), тем, что выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь. Поэтому их называют эндокринными железами (греческого-endon – внутри, krinein – выделять).

    Как уже говорилось выше, железы внутренней секреции или эндокринные железы выделяют свои гормоны непосредственно в кровь, в отличие от них железы внешней секреции выделяют свой секрет либо наружу либо в полость (потовые, сальные, слезные, желудочные, кишечные, слюнные). Существуют смешанные железы, которые часть секрета выделяют наружу, а часть в виде гормонов в кровь. К ним относятся: поджелудочная железа, частично кишечная и половые железы. Поджелудочная и половые железы – смешанные, так как часть их клеток выполняет внешнесекреторную функцию, другая часть – внутрисекреторную. Половые железы вырабатывают не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды).Часть клеток поджелудочной железы вырабатывает гормон инсулин и глюкагон, другие её клетки вырабатывают пищеварительный и поджелудочный сок.

    Эндокринные железы человека невелики по размерам, имеют очень небольшую массу (от долей грамма до нескольких граммов), богато снабжены кровеносными сосудами, кровь приносит к ним необходимый строительный материал и уносит химически активные секреты. К эндокринным железам подходит разветвленная сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система.

    Железы внутренней секреции функционально тесно связаны между собой, и поражение одной железы вызывает -нарушение функции других желез.

    Гормоны. Специфические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются ормонами (от греч. Herman – возбуждать). Гормоны обладают высокой биологической активностью и сравнительно быстро разрушаются тканями, поэтому для обеспечения длительного действия необходимо их постоянное выделение в кровь. Только в этом случае возможно поддержание постоянной концентрации гормонов в крови.

    Гормоны обладают относительной видовой специфичностью, что имеет важное значение, так как позволяет недостаток того или иного гормона в организме человека компенсировать введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желез животных.

    Гормоны действуют на обмен веществ, регулируют клеточную активность, способствуют проникновению продуктов обмена веществ через клеточные мембраны. Гормоны влияют на дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение; с гормонами связана функция размножения.

    Рост и развитие организма, смена различных возрастных периодов связаны с деятельностью желез внутренней секреции.

    В зависимости от количества выделяемых гормонов различают нормальную, пониженную (гипофункция), повышенную (гиперфункция) функции той или иной железы.

    Например, при малом выделении гормона роста гипофиза, развивается гипофизарный карлик, при большом гипофизарные гиганты.

    Особенностью желез внутренней секреции является:

    Высокая специфичность гормонов, то есть щитовидная железа выделяет только тироксин;

    Множественность функций (эмоции и другие функции); -высокая взаимозависимость и взаимосвязанность. Железы внутренней секреции относятся к разряду тех органов, которые будучи весьма малыми по размеру, творят поистине великие дела, так как выделяясь в кровь и разносясь по всему организму, оказывают влияние практически на функции всех органов и систем.

    Королем всех гормонов является гипофиз , восседающий на турецком седле. Гипофиз – небольшое образование овальной формы, это железа весом до 0,5 г. у взрослого человека и значительно меньшая у детей. При её микроскопическом изучении у взрослого различают три доли: переднюю, заднюю и промежуточную.

    Внутрисекретное влияние гипофиза отличается разно­сторонностью, что связано с наличием множества гормонов, выделяемых железой в кровь и спинномозговую жидкость.

    Гипофиз – влияет на функции почти всех желез внутренней секреции, а также на темпы роста и развития ребенка. Эта железа выделяет следующие гормоны:

    1) Соматотропин, или гормон роста, обусловливает рост костей в длину, ускоряет процессы обмена веществ, что приводит к усилению роста, увеличению массы тела. Недостаток этого гормона проявляется в малорослости (рост ниже 130 см),задержке полового развития; пропорции тела при этом сохраняются.

    2)Адренокортикотропный гормон (АКТГ) предупреждает гиперфункцию коры надпочечников, приводящей к на­ рушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови.

    3) Лактогенный гормон (выделение молока при рождение ребенка).

    4) Лютиинтропный гормон (регулирует образование желтого тела в матке).

    5) Окситоцин стимулирует гладкую мускулатуру матки при родах, а также оказывает стимулирующее влияние на выделение молока из молочных желез. Несколько гормонов передней доли гипофиза оказывают влияние на функции половых желез. Это гонадотропные гормоны. Одни из них стимулируют рост и созревание фолликулов в яичниках (фоликулотропин), активизируют сперматогенез. Под влиянием лютеинтропина у женщин происходит овуляция и образование желтого тела; у мужчин он стимулирует выработку тес тостерона.

    Эпифиз, или шишковидная железа. Эту железу называют еще верхним мозговым придатком. У детей железа относительно больших размеров, чем у взрослых. Эпифиз участвует в обмене веществ и сохраняет понятие “детскость”, функционирует в основном до 3-х лет, после 3-х лет заплывает жиром.

    Щитовидная железа. Располагается она по гортани и трахее. В ней различают правую и левую доли и перешеек между ними. Железа богата кровеносными сосудами. Содержит много симпатических и парасимпатических нервных волокон. Щитовидная железа имеет для нас региональную особенность.

    Гормон щитовидной железы тироксин содержит до 65 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ в организме; он ускоряет обмен белков, жиров и углеводов, активирует окислительные процессы в митохондриях, что ведет к усилению энергетического обмена. Особенно важна роль гормона в развитии плода, в процессах роста и дифференцировки тканей.

    Гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. Недостаточное поступление гормона в кровь или его отсутствие в первые годы жизни ребенка приводит к резко выраженной задержке психического развития.

    Недостаточность функции щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие, отстает психическое развитие.

    Щитовидная железа выделяет также гормон трийодтиронин, который регулирует содержание йод а, при большой секреции которого развивается Базедова болезнь, при гипофункции – микседема (отек всего тела). При гиперфункции щитовидной железы, компенсируется недостаток содержания и усвоения йода, что заставляет железу активно продуцировать гормон, что приводит к увеличению массы, размера железы, за счет либо тела, либо двух придатков, это эндемический зоб. Клиническими признаками Базедовой болезни являются: учащение сердцебиения (тахикардия); увеличение размеров щитовидной железы; пучеглазие; увеличение или интенсификация обмена веществ, приводящая к повышению возбудимости нервной системы.

    Паращитовидная железа Паращитовидные или околощитовидные железы располагаются по задней поверхности щитовидной железы поэтому и носят такое название. Это небольшие железки, в количестве 4 штук, общим весом до 0,4 г.

    Паращитовидная железа выделяет парагормон (паратириоидный), регулирующий обмен кальция, повышая его количество в крови и снижающий возбудимость нервной системы. При гипофункции резко увеличивается возбудимость нервной системы.

    Поджелудочная железа. Позади желудка, рядом с двенадцатиперстной кишкой, лежит поджелудочная железа. Эта железа смешанной функции. Поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин, который способствует утилизации (усвоению) глюкозы в крови. При гипофункции развивается сахарный диабет.

    Инсулин действует, главным образом, на углеводный обмен, оказывая на него влияние, противоположное адреналину. Если адреналин способствует быстрейшему расходованию в печени запасов углеводов, то инсулин сохраняет, пополняет эти запасы.

    При заболеваниях поджелудочной железы, приводящих к снижению выработки инсулина, большая часть, поступающих в организм углеводов, не задерживается в нем, а выводится с мочой в виде глюкозы. Это приводит к сахарному мочеизнурению (сахарный диабет). Наиболее характерные признаки диабета – постоянный голод, неудержимая жажда, обильное выделение мочи и нарастающее исхудание.

    Благодаря взаимодействию адреналинового и инсулинового влияния поддерживается определенный уровень сахара в крови, необходимый для нормального состояния организма.

    Надпочечники. Надпочечники – парный орган; располагаются они в виде небольших телец над почками. Масса каждого из них 8-10 г. Каждый надпочечник состоит из двух слоев, имеющих разное происхождение, разное строение. Различают: наружно – корковый и внутреннего – мозговой слои. Корковый слой выделяет кортикостероиды, или кортикоиды, влияющие на обмен воды и солей. Деятельность этой железы особое значение приобретает в условиях жаркого климата, для которой характерна резкая интенсификация водно-солевого обмена. Выделяют три основные группы гормонов коркового слоя надпочечников:

    1)глюкокортикоиды – гормоны, действующие на обмен веществ, особенно на обмен углеводов. Сюда относится гидрокортизон, кортизон и кортикостерон. Отмечена способность глюкокортикоидов подавлять образование иммунных тел, что дало основание применять их при пересадке органов (сердце, почки). Глюкокортикоиды обладают противовоспалитель­ным действием, снижают повышенную чувствительность к некоторым веществам.

    2) минералокортикоиды, они регулируют преимущественно минеральный и водный обмен. Гормон этой группы - альдостерон.

    3) андрогены и эстрогены – аналоги мужских и женских половых гормонов. Эти гормоны менее активны, чем гормоны половых желез, вырабатываются в незначительно количестве.

    Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адреналин известен как один из самых быстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; увеличивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и т.д. Все эти влияния адреналина ведут к одному общему результату – мобилизации всех сил организма для выполнения тяжелой работы. Повышенная секреция адреналина - один из важнейших механизмов перестройки в функционировани организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении. Адреналин как правило формирует эмоции человека. При гиперфункции адреналин вызывает повышение уровня кровяного давления, приводя к пертонической болезни.

    Внутренний мозговой слой также выделяет норадреналин, который наоборот снижает уровень кровяного давления до приводя к гипотонии (резкое снижение уровня кровяного давления).

    Вилочковая железа (тимус) – участвует в обеспечении развития ребенка и поддержании иммунной системы, задерживает ребенка на уровне второго детства.