Обследование ребенка логопедом в детском саду. Логопедическое обследование. Условие произнесения звука

Логопедическое обследование в раннем возрасте необходимо для определения уровня речевого развития ребенка. Комплексная диагностика логопеда помогает вовремя заметить патологии, которые сказываются на речевом центре. Такая мера нужна как для выявления причины нарушений, так и для выбора оптимальных методик решения проблемы.

Первое посещение логопеда рекомендовано в возрасте 3-4 лет, когда ребенок собирается пойти в детский сад. В некоторых случаях визит к врачу совершается раньше, когда родители замечают стойкие нарушения речи. Также может потребоваться диагностика логопеда в школе, когда проблема только начинает обнаруживаться в процессе обучения.

На первом приеме врач предложит заполнить анкету, где указываются важные моменты развития ребенка. Полученная информация поможет логопеду правильно спланировать работу и подобрать индивидуальную программу.

При общем обследовании врач выясняет следующие моменты:

  • уровень знания геометрических форм, цветов, параметров предметов;
  • способность ориентироваться в пространстве и времени;
  • знание простых математических понятий;
  • состояние мелкой моторики;
  • умение классифицировать.

Обследование речевого развития включает оценку понимания ребенком, когда к нему обращаются, выяснение, какими речевыми средствами он пользуется, подражает ли взрослым, каким образом отвечает на вопросы. Врач просит назвать и показать предмет, часть тела, животное, описать что-либо одним словом.

При обследовании связной речи врач спрашивает, как зовут ребенка, имена родителей, сестер, братьев, с кем он проживает, какая у него любимая игрушка. Затем ему нужно будет рассказать историю, составить предложения по картинкам и опорным словам.

Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду

Самым ранним поводом посетить логопеда будет отсутствие гуления у грудничка до года. Неправильной будет стратегия выжидания, пока ребенок «разговориться», ведь чем старше он становится, тем сложнее решить имеющуюся проблему.

Поводом обратиться к специалисту также будут следующие нарушения:

  • к трем годам ребенок не может правильно выстраивать фразы;
  • до пяти лет не овладевает грамматическим строением;
  • ребенок начал говорить, но затем полностью замолчал;
  • плохо произносит отдельные звуки.

Кроме этого, диагностика готовности к школе логопедом поможет родителям заняться правильным развитием малыша. Специалист расскажет, на чем нужно сделать акцент, как проводить занятия, каким образом заинтересовать ребенка в совершенствовании речи.

Этапы обследование у логопеда


Обследование детей логопедом состоит из нескольких этапов:

  1. Наблюдение за ребенком в процессе игры, общения с родителями.
  2. Оценка проявления интереса к окружающим людям и предметам.
  3. Внимание, способность сосредотачиваться, как ребенок воспринимает громкие звуки и шепот.
  4. Оценка наблюдательности - сопоставление картинок, предметов, узнавание цветов.
  5. Изучение уровня интеллектуального развития - умение считать, отличать предметы по основным признакам, ориентироваться в пространстве.
  6. Состояния речевой и общей моторики.
  7. Умение понимать речь и произносить - повтор предложений, понимание рассказа, выполнение легких поручений, составление предложений.

В отдельных случаях требуется несколько визитов к специалисту, чтобы он смог убедиться в наличии нарушений или подтвердить их отсутствие.

Будут проводиться по схеме, составленной после первичного обследования и прогноза.

Подготовка ребенка к посещению врача

Визит к специалисту может встревожить ребенка, тогда он закроется и не будет выходить на контакт, который крайне важен для диагностики. Некоторые дети могут негативно отреагировать на посещение логопеда, даже при правильном объяснении цели визита, аргументировав тем, что у них нет проблем и они уже умеют «красиво» разговаривать, и тогда переубедить их очень сложно.

  • рассказать ребенку, кто такой логопед, объясняя ему, как взрослому человеку;
  • показать видео, где логопед работает с ребенком;
  • совсем маленьким говорить о том, что идете знакомиться и играть.

Логопед начинает первый прием в форме игры, потому ребенок чувствует себя комфортно. Если же от него скрывать цель визита к специалисту, он будет взволнован, и тогда будет сложнее выйти с ним на контакт.

Виды и методы диагностики логопеда


Методы диагностики детей до 2 лет без нарушения интеллекта и слуха:

  1. Понимание названий предметов. Несколько игрушек раскладываются перед ребенком, логопед просит показать каждую из них поочередно.
  2. Понимание действий. Логопед просит выполнить определенную задачу - покормить куклу, положить мишку спать.
  3. Ориентирование в группе. Ребенка просят показать предмет, расположенный в комнате, найти что-либо или подойти к чему-то.
  4. Активная речь. Ребенок свободно играет, в процессе чего логопед наблюдает за его эмоциями, произносимыми звуками, словами.

Методы диагностики ребенка логопедом в возрасте до 3 лет:

  1. Понимание речи, предлогов. Дается задание - положить игрушку «под», «около», переступить «через», стать «перед» чем-то.
  2. Понимание префиксальных отношений. Дается поручение «закрыть», «развернуть», «открыть», «унести».
  3. Слуховое внимание. Определяется умение различать схожие по звучанию слова - «усы-уши», «мышка-мишка».
  4. Активная речь. Логопед ведет с ребенком свободную беседу, ожидая услышать сложное придаточное предложение.

Какие могут быть результаты

Результаты логопедического обследования содержат информацию о темпе, ритме, интонации голоса, особенностях дыхания. Логопед делает записи о состоянии звукоголосовой структуры фраз и отдельных слов, импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, голосовой моторики.

Логопед может выявить такие нарушения речи, как:

  • косноязычие или дисалгия - искажение, замена звуков, их смешивание или отсутствие;
  • ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса по причине дефектов речевого аппарата, ребенок гнусавит, искажает звуки, говорит монотонно;
  • дизартрия - возникает следствие поражения ЦНС, когда нарушаются движения и сила органов речи, ребенку сложно контролировать язык;
  • алалия - частичное или полное отсутствие речи при сохранении нормального слуха, ребенок старается контактировать с родителями и окружающими людьми, делая это мимикой и жестами;
  • задержка речевого развития - возникает при нарушениях физического и психического состояния, часто наблюдается у детей из неблагополучных семей;
  • логоневроз - это заикание, когда ребенок растягивает звуки, повторяет согласные, останавливается на полуслове, точные причины до сих пор не выяснены, но большую роль играет психоэмоциональное состояние;
  • дислексия и дисфагия - неспособность овладеть чтением и письмом при нормальном интеллектуальном развитии, ребенку видятся другие буквы, он допускает много ошибок в письме.

При обнаружении дефекта нужно определить первопричину, чтобы работа с логопедом была направлена на ее устранение. Когда есть подозрение на повреждения нервной системы, врач направляет на обследование к другим специалистам - неврологу, психологу, дефектологу. Окончательное заключение делается логопедом после получения ответов на все поставленные вопросы.

Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС

Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс» , 2014год

«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ».

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика» .

Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ , Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию , развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогической диагностики : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все ее компоненты , притом на фоне всей личности обследуемого , с учетом данных его развития - как общего, так и речевого.

Так что же такое логопедическое обследование ?

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи , ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем :

Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

Выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

Оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

Определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта» .

Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой, включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст.

2. Данные раннего развития :

а) общего (кратко) ;

б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Зрение.

5. Интеллект.

6. Строение органов артикуляции, их подвижность.

7. Состояние общей моторики.

8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

9. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.

10. Заключение.

Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.

Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.

Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.

Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.

Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).

Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Обследование начинается с беседы . Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.

На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.

В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.

Н – р : Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.

Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия » . Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.

Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.

Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?» , или же картинки с вопросом : «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей , слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка , логопед изучает все стороны речи : импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи , мы ориентируется на то, как понимает ребенок :

а) названия различных обиходных предметов;

б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.) ;

в) фразы обиходного характера;

г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем :

а) словарь;

б) грамматический строй речи ;

в) звукопроизношение;

г) фонематический слух;

д) слоговую структуру слова ;

Анализируя ответы детей , определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов ) и т. д.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов .

Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.

Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,

удобно дифференцированный по разделам и темам :

«Альбом по развитию речи » - автор Виктория Семеновна Володина;

«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения , слогового состава слов , лексико – грамматического строя и связной речи » - автор Наталья Николаевна Белавина.

«Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко.

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования :

ввели анкету в процесс беседы с родителями;

для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;

на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи , но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.

Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.

Схемы состоят из нескольких разделов, включающих в себя: исследование неречевых психических функций, исследование фонетической стороны речи, исследование фонематической стороны речи, исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи, исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояние связной речи, исследование понимания речи и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема обследования ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

А) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

Б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

В)характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2.Состояние слухового внимания:

а)дифференциация звучащих игрушек;

б)определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3.Исследование зрительного восприятия:

а)восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой - маленький;

б)восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы (с 3 лет):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4.Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а)ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди -сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в)складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5.Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

  • пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
  • перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
  • медленно покружиться на месте;
  • бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
  • поймать брошенный мяч;
  • подпрыгнуть на двух ногах на месте;
  • выполнить наклоны вперед и в стороны.

Для детей от 3 до 4 лет:

  • пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными
    на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
  • перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
  • пройти по положенному на пол шнуру;
  • прыгнуть в длину с места;
  • переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки и другую (над головой, за спиной, перед собой).

6.Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2-3 года:

  • «покормить» куколку;
  • слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
  • уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

  • расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
  • рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
  • рисовать круг, тело человека;
  • складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.

Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет) Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные [й]

Согласные: свистящие

[б], [п], [м] шипящие

[в], [ф] аффрикаты

[Д], [т], [н] [л], [л"]

[г], [к], [х] [р], [р"]

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в)челюсти;

г)прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д)твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

ж)язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1.Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

  • поднять брови вверх («удивиться»);
  • нахмурить брови («рассердиться»);
  • прищурить глаза;
  • надуть щеки («толстячок»);
  • втянуть щеки («худышка»);

2.Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):

а)губы - «улыбка» - «трубочка»;

б)язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в)мягкое нёбо - широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:

б)тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в)объем движений (полный, неполный);

г)способность к переключению от одного движения к другому;

д)замены движений;

е)добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж)наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

  1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):

а)темп (нормальный, быстрый, медленный);

б)ритм (нормальный, аритмия);

в)паузация (правильная, нарушенная - деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г)употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол - стул, косы - козы;

папа - баба, горка - корка;

точка - дочка, миска - мишка.

2.Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1.Пассивный словарь :

а)понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;

б)понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в)понимание действий:

  • показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
  • выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).

  1. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
  2. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

  1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
  2. Активный словарь:

а)существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);

б)глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в)прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол - столы рука - руки

мяч - мячи шар - шары

кукла - куклы глаз - глаза

б)употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». - «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);

в)употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? - Лисы. Это сумка кого? - Мамы.

Это машинка кого? - Мальчика. Это уши кого? - Зайца;

г)согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар - красный, карандаш - синий, машина – красная, чашка - синяя);

д)употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

Е)употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол - столик ложка - ...

нос - ... кукла - ...

дом - ... кровать - ...

VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Схема обследования ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет)

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I.Исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание:

а)дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

б)определение направления источника звука (звучащей игрушки)

2.Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, ..- -, -..., ...-

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --..., ...--

3.Зрительное восприятие:

а)подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий,

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый,

б)показ основных цветов.

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет - показать правую и левую руку, правую и левую ногу,

5-7 лет - показать правый и левый глаз, правое и левое ухо,

6-7 лет - правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо,

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,

в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет),

г) складывание фигур из палочек

5. Состояние общей моторики:

Сила движений,

Точность движений,

Темп движений,

Координация движений,

6. Состояние ручной моторики:

Точность движений,

Темп движений.

Синхронность движений правой и левой руки,

Переключение от одного движения к другому.

Задания.

От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой);

Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука -кулак, далее - наоборот.

II. Фонетической стороны речи

Состояние звукопроизношения

Характер произношения звуков изолированно, в словах, во фразах.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в)челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

Поднять брови вверх («удивиться»);

Нахмурить брови («рассердиться»);

Прищурить глаза;

Надуть щеки («толстячок»);

Втянуть щеки («худышка»).

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы «Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а)наличие или отсутствие движений;

б)тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);

в)темп движений (нормальный, быстрый, медленный);

д)объем движений (полный, неполный);

е)точность выполнения;

ж)длительность (способность удерживать губы в заданном положении)

з)замены движения;

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия);

Язык :

Широкий - узкий (под счет: 3 раза - до 5 лет), (5 раз -с 5 лет),

Кончик языка поднять, опустить,

-«Маятник»,

-«Качели» (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю губу),

-«Цоканье».

а)наличие или отсутствие движений;

б)тонус;

в)темп;

г)переключение от одного движения к другому;

д)объем движения;

е)точность выполнения;

ж)замены движения;

з)длительность удержания заданного положения;

и) добавочные и лишние движения (синкинезия);

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка.

Мягкое нёбо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений.)

1.Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха;

а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б)наличие или отсутствие носового оттенка;

Особенности динамической стороны речи

1.Темп (нормальный, быстрый, медленный);

2.Ритм;

3.Правильность употребления пауз;

4.Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет:

дом мостик кошка

снег каша капуста

крыша хлеб помидоры

с 5 лет:

помидоры милиционер

сквозняк аквариум

сковорода лекарство

температура простокваша

свисток подснежник
скворечник

2. Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

III.Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи)

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

па-ба па-га

ба-на та-на

ва-та га-да

та-да ка-га

мя-ма ба-ма

с 6 лет:

ба-ба-па са-ша-са

та-да-та жа-за-жа

га-ка-га ча-ша-ча

ба-бя-ба за-са-за

2 . Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
в произношении.

Показать картинки:

мишка - мышка бочка - почка

уточка - удочка трава - дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска - мишка цветик - Светик

крыса - крыша вечер - ветер

речка - редька косы - козы
челка - щелка

IV .Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна,улица.

С 6 лет:

  1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
  2. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
  3. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
  4. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

V. Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1.Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значении слов.)

  • Покажи, где кукла, стол, стул.
  • Посади куклу, мишку и т.д.

2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Покажи, где:

стол - столы, дом - дома, стул - стулья, дерево - деревья, береза - березы.

2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).

Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т. д.

С 5 лет:

2.3.Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в - из, на - с, под - из-под:

  • Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
  • Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3.Дифференциация форм словообразования.

С 5 лет:

3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

Покажи, где: дом - домик, стул - стульчик, одеяло - одеяльце, подушка - подушечка, замок - замочек.

3.2.Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:

Покажи, где: виноград - виноградинка, бусы - бусинка,роса - росинка.

3.3.Дифференциация глаголов с различными приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.

4.Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1.Словосочетания.

Покажи:

ключом карандаш, ключ карандашом,

где хозяин собаки, где собака хозяина,

дочка мамы, мама дочки.

4.2.Простые распространенные предложения.

Покажи картинку:

Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.

4.3.Вопросительные предложения:

  • Кого ловит девочка?
  • Чем девочка ловит бабочку?
  • Кто ловит бабочку?

С 6 лет:

4.4.Понимание связной речи.

VI. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. - в соответствии с Программой детского сада.

1.2.Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

  • Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.
  • Части одежды: рукав, воротник, пуговица
  • Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье
  • Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина

С 6 лет:

  • Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
  • Части предметов одежды: воротник, манжета, петля
  • Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор
  • Части окна: рама, подоконник, стекло
  1. Название профессий.
  2. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня?
  • Кто как передвигается?
  • Кто как кричит?

С 6 лет:

  • Кто какие звуки издает?
  • Кто что делает (с использованием названий профессий)?

1.6. Прилагательные.
Название цветов.

С 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый

С 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый

Название формы.

С 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

1.7.Подбор антонимов (с 6 лет ):

добро - зло высокий - ...

горе - ... легкий - ...

друг - ... поднимать - ...

хороший - ... давать - ...

большой - ... покупать - ...
широкий - ...

2. Состояние словоизменения.

С 4 лет:

2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол - столы дерево -

кукла - окно -

ухо - стул -

слон - воробей -

рукав - пень -

глаз - лев -

рот - сон -

лист -

2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

  • У меня есть карандаш (кукла)
  • У меня нет
  • Я рисую...
  • Папа пишет....

С 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

шар - шаров дерево - ...

Стол - ... лист - ...

Дом - ... стул - ...

Береза - ... мяч - ...

Чашка - ... ключ - ...

Книга - ... карандаш - ...

2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов: шар - ..., ведро - ..., платье - ..., машина - ..., ботинок - ...

2.6. Употребление словосочетаний - числительных два и пять с существительными:

дом - два дома, пять домов шар - ...

кукла - ... жук - ...

С 6 лет:

карандаш - два карандаша, пять карандашей

ключ - ... озеро - ...

лев - ... дверь - ...

3. Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Как назвать маленький предмет?

стол - столик кукла - ...

мяч - ... ложка - ...

дом - ... шкаф - ...

кровать - ... миска - ...
береза - ...

С 6 лет:

гриб - грибок воробей - ...

лиса - ... одеяло - ...
лист - ...

3.2.Образование названий детенышей животных.

С 4 лет:

у кошки - котенок у гуся - ...

у утки - ... у лисы - ...

С 5 лет:

у зайца - ... у медведя - ...

у белки - ... у волка - ...

С 6 лет:

у коровы - ... у лошади - ... у собаки - ...

3.3.Образование прилагательных от существительных (с 6 лет ):

Относительных (из чего сделано):

дерево - деревянный резина -

бумага - металл -

солома - снег -

мех - брусника -

пух - черника -

кирпич - шерсть -

Притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы - мамина хвост зайца - ...

кофта бабушки - ... лапа медведя - ...

газета папы - ... шерсть волка - ...
нора лисы - ...

3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет ).
Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит - уходит - входит - выходит - переходит

Бежит - убегает - выбегает - вбегает - перебегает

Летит - ...

3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет )
рисовал - нарисовал

писал - ... делал - ...

VII. Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет ), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет ).

Логопедическое заключение

Схема обследования младшего школьника с ЗПР

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

  • латеральная организация, сформированное соматопространственных ощущений (используются задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
  • характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса);

характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);

Характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв).

2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:

  • характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение за данного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
  • характеристика состояния зрительной и слуховой памяти:
    оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов (для детей с ЗПР - 7); запоминание четверостиший и другие задания);
  • характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты: «Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
  • характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов - рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);

Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологическиеметодики и тесты).

II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций

1 . Устная речь:

  • уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной
    картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет);
  • общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);
  • состояние звукопроизношения;
  • способность правильно воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении.

2. Языковые операции:

  • фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и
    слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами);
  • актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова - предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т. п.);
  • грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (используются задания, в которых с опорой на образец требуется образовать новое слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например: число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; используются задания на согласование слов в числе, роде, падеже, на образование словосочетаний и предложений; могут быть информативными задания на оценку и исправление специально подобранных устных и письменных простых предложений, небольших текстов, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);
  • языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (используется речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).

3. Письменная речь:

  • чтение: оцениваются способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);
  • письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, отдельных предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, составленного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка,
    текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Информативными также являются: списывание и исправление деформированных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного - непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи.
  • способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с организующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;
  • анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности - выделение преобладающего вида.

Описание

Если у вас есть подозрения, что речь ребёнка развивается не совсем правильно, он не использует при общении некоторые звуки, которые уже должен говорить по своему возрасту, приходите с ним на диагностику речи (она же логопедическое обследование) и получите полную картину развития ребёнка. Это единственный способ получить консультацию нашего опытного детского логопеда с 20-летним стажем, предупредить появление проблем в развитии ребёнка и последующих сложностей освоения чтения и письма в начальной школе.

Если школьнику тяжело даётся освоение русского языка, он пишет и читает с ошибками, неусидчив, то диагностика также покажет причину. Она совсем непохожа на какую-либо медицинскую процедуру, проводится в игровой форме и доброжелательной атмосфере в присутствии родителей.

  • Ребёнок не хочет говорить, но вы уверены, что он всё понимает.
  • Малышу 3 года и вас настораживает, что он говорит мало слов, при этом искажает их структуру (например, «кошка» - «кока», «тарелка» - «така»), не говорит предложениями.
  • В возрасте 4-5 лет не выговаривает многие звуки, говорит непонятно, будто на своём языке: создаётся ощущения «каши во рту». Звук «Р» не считается - его можно подождать до 6-7 лет.
  • Если после 4-5 лет путает в речи звуки «с-ш», «с-щ», «ч-т», «з-ж», «ц-с-т». Например, «шапка» - «щапка», «чайник» - «тяйник».
  • В возрасте 6 лет ребёнок допускает в речи много ошибок (например, «дома - домы» «уши - ухи»), в его речи отсутствуют звуки «Л» и «Р» или заменяются другими.
  • Ребёнок говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, кажется, что он заикается.
  • В школе ребёнку тяжело запомнить рассказ и пересказать его, он с трудом может выучить стихотворение.

Если что-то из перечисленного относится к вашему ребёнку, настоятельно рекомендуем прийти на логопедическое обследование. Узнав про проблему и методы её решения сейчас, вы сможете предотвратить множество сложностей и финансовых трат в будущем.

Несмотря на то, что каждый ребёнок развивается индивидуально, существуют определённые временные интервалы появления звуков, соединения их в слова, предложения и формирования речевых умений. Логопед знает, что можно назвать нормой, а что считается отклонением для конкретного возраста. Например, у большинства детей до 5 лет речевое развитие ещё не завершено, и во время обследования это обязательно учитывается.

К нам на обследование часто приходят дети, которые практически не умеют говорить в 2–3 года, или в 4 года их речь соответствует возрасту 2,5–3 лет. Они не хотят общаться с незнакомым для них человеком в новом месте и открываться ему. В этом случае сначала устанавливаются доверительные отношения с ребёнком, ему даётся время освоиться в незнакомой обстановке, разрешается брать заинтересовавшие игрушки и предметы. Пока ребёнок привыкает к новым условиям, логопед внимательно наблюдает за его поведением, речью, спонтанными высказываниями и жестами во время игры и общения с родителями.

В проводимое диагностическое обследование речи входит проверка устной и письменной речи, слухоречевой памяти, звукопроизношения, общей, мелкой и артикуляционной моторики, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематического восприятия, понимания речи, её лексического и грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи и т. д. Также логопед проверяет наличие отклонений в строении губ, языка, нёба (короткая уздечка языка, высокое «готическое» нёбо, параличи мышц лица).

Логопедическое обследование определённо требуется детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма. Как показывает практика, к сожалению, иногда данный диагноз ставят детям ошибочно. У малыша может быть темповая задержка речи или её общее недоразвитие, что тоже является проблемой, но в сравнении с аутизмом гораздо менее серьёзной. Родители волнуются и переживают, их детей определяют в спец. классы или школы. А нужно просто доверить диагностику хорошему специалисту.

Нарушения речи могут проявиться в самом раннем возрасте и важно вовремя их заметить. Это позволит исправить их в короткий срок с минимальным вложением денег. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег потребует коррекция. Поэтому рекомендуется впервые приводить детей на диагностику к логопеду в период от 2,5 до 3 лет.

Родителям стоит довериться логопеду и не скрывать имеющиеся у ребёнка проблемы нервной системы, особенности поведения, какими бы необычными они ни были. Агрессивность, гиперактивность, недержание мочи, истерики, сосание пальцев, тики - всё это симптомы поражения или недоразвития центральной нервной системы, влияющие на развитие речи.

По завершении обследования вы получите заключение, где подробно описан итоговый результат обследования. Если нужна справка логопеда, её тоже выпишем - этот документ часто нужен родителям для того, чтобы их ребёнок, имеющий речевые проблемы, мог претендовать на место в специализированном детском саду или в логопедической группе детского сада.

Стоит отметить такой момент: не всегда хорошо, что дети попадают в подобные учреждения. Неоднократно сталкивались со случаями, когда ребят определяли в специализированный детский сад, но в реальности этого не требовалось - достаточно было провести небольшую коррекцию имеющегося нарушения речи. Поэтому стоит отнестись к диагностике со всей серьёзностью.

Логопед подробно проконсультирует по этапам развития речи, расскажет на что обращать внимание, проведёт диагностику состояния речевых способностей ребёнка и выявит имеющиеся задержки развития. 20-летний опыт Надежды Валерьевны и ежедневная практика позволяют дифференцировать имеющиеся проблемы, подтвердив тот или иной диагноз, и составить индивидуальный коррекционный курс. Даже если вы не планируете заниматься с логопедом, то всё равно рекомендуем узнать, что нужно делать для правильного и гармоничного развития речи и как исправить имеющиеся проблемы своими силами, если они есть.

Характеристики

Частые вопросы

Вопросы по услуге

Диагностика проводится в следующей последовательности:

  1. Логопед беседует с родителями об особенностях развития ребёнка, о том, как развивалась его речь, условиях семейного воспитания, изучает выписки из предоставленных документов (если они есть);
  2. Проводится диагностика: ребёнку предлагаются различные задания в форме игры, во время выполнения которых специалист регистрирует все полученные данные;
  3. Проводится беседа с родителями, где логопед рассказывает о результатах диагностики и даёт рекомендации как можно преодолеть выявленную проблему, если она есть. Если проблем нет, родители получают рекомендации по дальнейшему развитию речи своего ребёнка, на что нужно обращать внимание и какие методы использовать;
  4. Полученные данные анализируются и оформляются в виде заключения, где указываются подробные результаты диагностики.

Перед тем как приступить непосредственно к изучению речи ребёнка, логопед беседует с родителями. Его могут заинтересовать такие вопросы:

  • Были ли в раннем возрасте у малыша тяжёлые заболевания;
  • Есть ли в его окружении двуязычие, недостатки речи у членов семьи (заикания, слишком быстрого или слишком медленного темпа речи, дефектов произношения);
  • Обращались ли его родители ранее за помощью к специалистам, какая проводилась работа, были ли результаты;
  • Особенности поведения: спокойный или конфликтный ребёнок, как он ведёт себя дома и в детском учреждении;
  • Как и с какими игрушками он играет, какими звуками или словами сопровождает игру;
  • Особенности мелкой и крупной моторики малыша, ловкий он или несколько неуклюжий, сложности переключения движений;
  • Особенности раннего развития: когда он стал отзываться на свое имя, улыбаться, лепетать, гулить, понимать обращенную к нему просьбу, как рано появились слова, словосочетания, фразы, какими они были;
  • Когда и почему родители заподозрили проблемы в развитии речи.
  • Какие проблемы их беспокоят на данный момент. Например, малыш не говорит, искажает слова, не обращается к близким, или его речь автономна.

Чтобы понять, насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, его просят выполнить несколько подобных заданий:

  • Обнять маму, помахать рукой, закрыть и открыть глазки;
  • Показать и подать называемые логопедом предметы;
  • Показать части своего тела;
  • Показать предметы, действия, изображенные на картинках (4–6 штук);
  • Выполнить просьбу из 2–3 действий (возьми мишку из шкафа, сними с него шарфик и поставь мишку на окно);
  • Положить или взять предмет, лежащий перед коробкой, за коробкой, в коробке, под коробкой, на коробке, чтобы понять, насколько ребёнок ориентируется в пространстве;
  • Ответить на вопросы по содержанию прочитанного логопедом короткого рассказа или сказки.

На логопедическое обследование приходят дети с различным уровнем речевого развития. Соответственно, для детей с речью близкой к норме, и детей, имеющих в запасе всего несколько слов, применяются различные приёмы и методы.

Если дети почти ничего не говорят, логопед использует подобные задания:

  • Предложить, чтобы родители предложили малышу повторить за ними активно используемые ребёнком слова;
  • Потянуть гласные звуки и их сочетания: а-а-а (как девочка плачет), и-и-и (как комарик пищит), иа-иа (как ослик разговаривает);
  • Предложить назвать по картинкам слова из 1–2 слогов (дом, кот, сок, лу-на, ли-са);
  • Проверить может ли он произнести фразу в любой форме, пусть даже и несколько искажённой форме: дай ку-ку (дай куклу), чу пи (хочу пить).

Если дети произносят слова и могут говорить предложениями, для исследования речи предлагаются такие задания:

  • Предложить назвать, что делают дети на картинке;
  • Попросить ответить на вопросы по картинкам для того, чтобы определить изменяет ли ребёнок слова по падежам, родам и числам;
  • Попросить ответить, где лежит предмет, или откуда его достали (в столе, на столе, под столом, за столом, перед столом);
  • Предложить повторить за логопедом слова из 3-4-5-6 слогов (лопата, молоко, пирамидка, умывается, причёсывается);

Если речь развита достаточно хорошо, и в ней имеются только мелкие недостатки, для её исследования применяются такие задания:

  • Предложить детям составить описания картинок с простыми сюжетами, ответить на вопросы по их содержанию;
  • Составить рассказ по серии из 2–4 картинок, связанных одним сюжетом;
  • Предложить послушать короткий рассказ или сказку и пересказать их, ответить на вопросы по содержанию, выбрать из нескольких предметных картинок только те, которые относятся к содержанию произведения;
  • Предложить изменить глагол по лицам и временам (я иду, ты… идёшь, мы… идём, они… идут);
  • Подобрать уменьшительные формы к словам (палка – палочка, сумка – сумочка);
  • Назвать детёнышей животных, транспорт, посуду, мебель;
  • Подобрать слово, противоположное по смыслу (большой – …, твёрдый – …, чистый – …);
  • Предложить «сказать наоборот»: пришёл – ушёл, испачкал – почистил, сел – встал;
  • Проверить правильность звукопроизношения на картинном и стихотворном материале;
  • ЛГНР – лексико-грамматическое недоразвитие (при нормальном звукопроизношении нарушена грамматика, очень маленький словарный запас);
  • ОНР 1, 2, 3 уровня – общее недоразвитие (нарушены все компоненты языка: фонетика, лексика, грамматика).

Также документы отражают в результате чего произошло речевое нарушение и в какой форме оно присутствует у ребёнка. Логопед указывает в итоговом заключении одну или несколько патологий:

  • дислалия (нарушенное звукопроизношение отдельных групп звуков);
  • моторная алалия (понимание речи, но неумение выразить собственные мысли и эмоции);
  • сенсорная алалия (затруднённое понимание чужой речи);
  • сенсомоторная алалия (сочетание вышеуказанных нарушений);
  • афазия (распад сформированной речи);
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • дизартрия тяжёлая и средней степени тяжести (нарушение произношения из-за поражения центральной нервной системы);
  • ринолалия (присоединения гнусавого оттенка);
  • брадилалия (замедление темпа внешней и внутренней речи);
  • тахилалия (ускорение темпа);
  • спотыкание (полтерн – ускоренная речь с прерывистостью темпа);
  • заикание (судороги мышц лица и гортани);
  • ЗПР (задержка психического развития).

Если вы не увидели среди терминов искомого, напишите нам и мы обязательно его добавим.

Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.

Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.

Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.

Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.

Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.

К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.

Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).

Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.

Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.

Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.

Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.

Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.

Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.

1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.

2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.

Методика экспресс-оценки состояния речевого развития поступивших в логопедическую группу детей отрабатывалась в период с 1999 г. по настоящее время в МДОУ «Детский сад№ 85» г. Саранска. Ее использование позволяет эффективно и качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую методику коррекционного воздействия.

Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.

Первый этап.

Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно получить с помощью анкетирования родителей. Анкеты раздаются на первом родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие, наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее время.

Второй этап.

На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.

Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу диагностировать у них наличие той или иной речевой патологии и своевременно определить принципиальные направления коррекционного воздействия.

Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».

Цель:

  • Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.

Оборудование:

  • Игрушка: попугай Петруша
  • Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
  • разрезные картинки (на каждого ребенка);
  • карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
  • игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
  • Игра «Классификация».
  • Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).
  • Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»
  • Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

  • Знание своих имени и фамилии;
  • С кем пришел в детский сад;
  • Знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия:

  • Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови)
  • Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки

  • Из 2-х частей;
  • Из 4-х частей.

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

1) Игра «4-й лишний»;

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

1) Обобщение:

  • Овощи – фрукты
  • Игрушки
  • Посуда
  • Одежда – обувь
  • Мебель

2) Предикативный словарь (глагольный словарь):

  • Что делает мальчик? (ест)
  • Что делает девочка? (спит)
  • Что делают дети? (играют)
  • Что делает птица? (летит)
  • Что делают рыбки? (плавают)
  • Что делают машины? (едут)

3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

  • Красный мяч
  • Синий шар.
  • Желтое ведро

4) Употребление предложно – падежных конструкций

(ответить на вопросы по картинкам)

  • Где стоит ваза? (на столе)
  • Где лежат фрукты? В корзине)
  • Где летает бабочка? (над цветком)
  • Где спряталась мышка? (под грибком)

VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

  • Кувшин – кувшинчик
  • Стакан — стаканчик
  • Звезда — звёздочка
  • Цветок – цветочек
  • Стул – стульчик
  • Шапка – шапочка

2) Образование множественного числа существительных

  • Замок – замки
  • Шляпы – шляпы
  • Катушка – катушки
  • Паук – пауки
  • Конфеты – конфеты
  • Лошадь – лошади
  • Гусеница – гусеницы
  • Птенец – птенцы

3) Образование названий детенышей животных

  • У кошки – котенок
  • У лисы — лисенок
  • У медведя –
  • У козы –
  • У волка –
  • У собаки –
  • У ежа –

4) Предложно – падежные конструкции.

Вопрос: Где лежит? Где стоит?

V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.

(счёт и счётные операции)

  • Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;
  • Показать круг с одинаковым количеством предметов.

VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1) Изолированные слова:

  • спина
  • банка
  • фантик
  • тропинка

2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:

  • мотоциклист
  • велосипедист
  • перекресток
  • грузовик
  • светофор
  • автобусная остановка

VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:

  • па –ба
  • та – да – та
  • га –ка – га
  • ма – мя
  • ны – ни – ны
  • ви – вы – ви
  • пух – мех – мох
  • кот – кит – ток
  • дом – дам – дым
  • бак – бык – бок

VIII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

Литература:

  • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 1993.
  • Филичева Т.Б. ,Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение,1987.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения:
  • СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
  • Иншакова О.Б.Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998.

1) Надорова Ирина Александровна,


г.Саранск
2) Кевбрина Лидия Ивановна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск