Логопедическое обследование в раннем возрасте необходимо для определения уровня речевого развития ребенка. Комплексная диагностика логопеда помогает вовремя заметить патологии, которые сказываются на речевом центре. Такая мера нужна как для выявления причины нарушений, так и для выбора оптимальных методик решения проблемы.
Первое посещение логопеда рекомендовано в возрасте 3-4 лет, когда ребенок собирается пойти в детский сад. В некоторых случаях визит к врачу совершается раньше, когда родители замечают стойкие нарушения речи. Также может потребоваться диагностика логопеда в школе, когда проблема только начинает обнаруживаться в процессе обучения.
На первом приеме врач предложит заполнить анкету, где указываются важные моменты развития ребенка. Полученная информация поможет логопеду правильно спланировать работу и подобрать индивидуальную программу.
При общем обследовании врач выясняет следующие моменты:
Обследование речевого развития включает оценку понимания ребенком, когда к нему обращаются, выяснение, какими речевыми средствами он пользуется, подражает ли взрослым, каким образом отвечает на вопросы. Врач просит назвать и показать предмет, часть тела, животное, описать что-либо одним словом.
При обследовании связной речи врач спрашивает, как зовут ребенка, имена родителей, сестер, братьев, с кем он проживает, какая у него любимая игрушка. Затем ему нужно будет рассказать историю, составить предложения по картинкам и опорным словам.
Самым ранним поводом посетить логопеда будет отсутствие гуления у грудничка до года. Неправильной будет стратегия выжидания, пока ребенок «разговориться», ведь чем старше он становится, тем сложнее решить имеющуюся проблему.
Поводом обратиться к специалисту также будут следующие нарушения:
Кроме этого, диагностика готовности к школе логопедом поможет родителям заняться правильным развитием малыша. Специалист расскажет, на чем нужно сделать акцент, как проводить занятия, каким образом заинтересовать ребенка в совершенствовании речи.
Обследование детей логопедом состоит из нескольких этапов:
В отдельных случаях требуется несколько визитов к специалисту, чтобы он смог убедиться в наличии нарушений или подтвердить их отсутствие.
Будут проводиться по схеме, составленной после первичного обследования и прогноза.
Визит к специалисту может встревожить ребенка, тогда он закроется и не будет выходить на контакт, который крайне важен для диагностики. Некоторые дети могут негативно отреагировать на посещение логопеда, даже при правильном объяснении цели визита, аргументировав тем, что у них нет проблем и они уже умеют «красиво» разговаривать, и тогда переубедить их очень сложно.
Логопед начинает первый прием в форме игры, потому ребенок чувствует себя комфортно. Если же от него скрывать цель визита к специалисту, он будет взволнован, и тогда будет сложнее выйти с ним на контакт.
Методы диагностики детей до 2 лет без нарушения интеллекта и слуха:
Методы диагностики ребенка логопедом в возрасте до 3 лет:
Результаты логопедического обследования содержат информацию о темпе, ритме, интонации голоса, особенностях дыхания. Логопед делает записи о состоянии звукоголосовой структуры фраз и отдельных слов, импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, голосовой моторики.
Логопед может выявить такие нарушения речи, как:
При обнаружении дефекта нужно определить первопричину, чтобы работа с логопедом была направлена на ее устранение. Когда есть подозрение на повреждения нервной системы, врач направляет на обследование к другим специалистам - неврологу, психологу, дефектологу. Окончательное заключение делается логопедом после получения ответов на все поставленные вопросы.
Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС
Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс» , 2014год
«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика» .
Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ , Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию , развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогической диагностики : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все ее компоненты , притом на фоне всей личности обследуемого , с учетом данных его развития - как общего, так и речевого.
Так что же такое логопедическое обследование ?
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи , ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Основная цель логопедического обследования состоит в следующем :
Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;
Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
Выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
Оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
Определить степень овладения компонентами языковой системы.
В основе логопедического обследования лежит «речевая карта» .
Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой, включает следующие пункты :
1. Имя, фамилия, возраст.
2. Данные раннего развития :
а) общего (кратко) ;
б) речевого (подробно, по периодам) .
4. Зрение.
5. Интеллект.
6. Строение органов артикуляции, их подвижность.
7. Состояние общей моторики.
8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.
9. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.
10. Заключение.
Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.
Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.
Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.
Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.
Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).
Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.
Обследование начинается с беседы . Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.
Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.
На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.
В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.
Н – р : Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.
Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия » . Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.
Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.
Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?» , или же картинки с вопросом : «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей , слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.
Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка , логопед изучает все стороны речи : импрессивную и экспрессивную ее стороны.
Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи , мы ориентируется на то, как понимает ребенок :
а) названия различных обиходных предметов;
б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.) ;
в) фразы обиходного характера;
г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.
При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем :
а) словарь;
б) грамматический строй речи ;
в) звукопроизношение;
г) фонематический слух;
д) слоговую структуру слова ;
Анализируя ответы детей , определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов ) и т. д.
При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов .
Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.
Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,
удобно дифференцированный по разделам и темам :
«Альбом по развитию речи » - автор Виктория Семеновна Володина;
«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения , слогового состава слов , лексико – грамматического строя и связной речи » - автор Наталья Николаевна Белавина.
«Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко.
Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования :
ввели анкету в процесс беседы с родителями;
для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;
на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).
В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи , но и наметить план наиболее эффективной помощи.
Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.
Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.
Схемы состоят из нескольких разделов, включающих в себя: исследование неречевых психических функций, исследование фонетической стороны речи, исследование фонематической стороны речи, исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи, исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояние связной речи, исследование понимания речи и т.д.
Схема обследования ребенка раннего и младшего
дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
А) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
Б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
В)характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2.Состояние слухового внимания:
а)дифференциация звучащих игрушек;
б)определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3.Исследование зрительного восприятия:
а)восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой - маленький;
б)восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы (с 3 лет):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4.Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а)ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди -сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в)складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5.Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
Для детей от 3 до 4 лет:
6.Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2-3 года:
В 3-4 года:
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.
Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет) Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные [й]
Согласные: свистящие
[б], [п], [м] шипящие
[в], [ф] аффрикаты
[Д], [т], [н] [л], [л"]
[г], [к], [х] [р], [р"]
б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в)челюсти;
г)прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д)твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
ж)язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1.Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
2.Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):
а)губы - «улыбка» - «трубочка»;
б)язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в)мягкое нёбо - широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
б)тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в)объем движений (полный, неполный);
г)способность к переключению от одного движения к другому;
д)замены движений;
е)добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж)наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а)темп (нормальный, быстрый, медленный);
б)ритм (нормальный, аритмия);
в)паузация (правильная, нарушенная - деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г)употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол - стул, косы - козы;
папа - баба, горка - корка;
точка - дочка, миска - мишка.
2.Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1.Пассивный словарь :
а)понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;
б)понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в)понимание действий:
2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
а)существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);
б)глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в)прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол - столы рука - руки
мяч - мячи шар - шары
кукла - куклы глаз - глаза
б)употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». - «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);
в)употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? - Лисы. Это сумка кого? - Мамы.
Это машинка кого? - Мальчика. Это уши кого? - Зайца;
г)согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар - красный, карандаш - синий, машина – красная, чашка - синяя);
д)употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
Е)употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол - столик ложка - ...
нос - ... кукла - ...
дом - ... кровать - ...
VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Схема обследования ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет)
Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.
I.Исследование неречевых психических функций
1. Слуховое внимание:
а)дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)
б)определение направления источника звука (звучащей игрушки)
2.Восприятие и воспроизведение ритма:
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, ..- -, -..., ...-
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --..., ...--
3.Зрительное восприятие:
а)подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий,
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый,
б)показ основных цветов.
4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет - показать правую и левую руку, правую и левую ногу,
5-7 лет - показать правый и левый глаз, правое и левое ухо,
6-7 лет - правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо,
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,
в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет),
г) складывание фигур из палочек
5. Состояние общей моторики:
Сила движений,
Точность движений,
Темп движений,
Координация движений,
6. Состояние ручной моторики:
Точность движений,
Темп движений.
Синхронность движений правой и левой руки,
Переключение от одного движения к другому.
Задания.
От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.
От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой);
Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука -кулак, далее - наоборот.
II. Фонетической стороны речи
Состояние звукопроизношения
Характер произношения звуков изолированно, в словах, во фразах.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в)челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);
д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Речевая моторика
1.Состояние мимической мускулатуры.
Задания:
Поднять брови вверх («удивиться»);
Нахмурить брови («рассердиться»);
Прищурить глаза;
Надуть щеки («толстячок»);
Втянуть щеки («худышка»).
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2.Состояние артикуляторной моторики.
Задания:
Губы «Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
а)наличие или отсутствие движений;
б)тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
в)темп движений (нормальный, быстрый, медленный);
д)объем движений (полный, неполный);
е)точность выполнения;
ж)длительность (способность удерживать губы в заданном положении)
з)замены движения;
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия);
Язык :
Широкий - узкий (под счет: 3 раза - до 5 лет), (5 раз -с 5 лет),
Кончик языка поднять, опустить,
-«Маятник»,
-«Качели» (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю губу),
-«Цоканье».
а)наличие или отсутствие движений;
б)тонус;
в)темп;
г)переключение от одного движения к другому;
д)объем движения;
е)точность выполнения;
ж)замены движения;
з)длительность удержания заданного положения;
и) добавочные и лишние движения (синкинезия);
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка.
Мягкое нёбо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений.)
1.Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха;
а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б)наличие или отсутствие носового оттенка;
Особенности динамической стороны речи
1.Темп (нормальный, быстрый, медленный);
2.Ритм;
3.Правильность употребления пауз;
4.Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет:
дом мостик кошка
снег каша капуста
крыша хлеб помидоры
с 5 лет:
помидоры милиционер
сквозняк аквариум
сковорода лекарство
температура простокваша
свисток подснежник
скворечник
2. Предложения (с 5 лет):
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
III.Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи)
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба па-га
ба-на та-на
ва-та га-да
та-да ка-га
мя-ма ба-ма
с 6 лет:
ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ша-ча
ба-бя-ба за-са-за
2
.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
в произношении.
Показать картинки:
мишка - мышка бочка - почка
уточка - удочка трава - дрова
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска - мишка цветик - Светик
крыса - крыша вечер - ветер
речка - редька косы - козы
челка
-
щелка
IV .Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет:
1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
С 5 лет:
2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна,улица.
С 6 лет:
V. Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1.Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значении слов.)
2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.
С 4 лет:
2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Покажи, где:
стол - столы, дом - дома, стул - стулья, дерево - деревья, береза - березы.
2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).
Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т. д.
С 5 лет:
2.3.Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в - из, на - с, под - из-под:
3.Дифференциация форм словообразования.
С 5 лет:
3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
Покажи, где: дом - домик, стул - стульчик, одеяло - одеяльце, подушка - подушечка, замок - замочек.
3.2.Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:
Покажи, где: виноград - виноградинка, бусы - бусинка,роса - росинка.
3.3.Дифференциация глаголов с различными приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.
4.Понимание словосочетаний и простых предложений.
4.1.Словосочетания.
Покажи:
ключом карандаш, ключ карандашом,
где хозяин собаки, где собака хозяина,
дочка мамы, мама дочки.
4.2.Простые распространенные предложения.
Покажи картинку:
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
4.3.Вопросительные предложения:
С 6 лет:
4.4.Понимание связной речи.
VI. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Активный словарь.
1.1.Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. - в соответствии с Программой детского сада.
1.2.Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
С 5 лет:
С 6 лет:
С 5 лет:
С 6 лет:
1.6. Прилагательные.
Название цветов.
С 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый
С 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый
Название формы.
С 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
1.7.Подбор антонимов (с 6 лет ):
добро - зло высокий - ...
горе - ... легкий - ...
друг - ... поднимать - ...
хороший - ... давать - ...
большой - ... покупать - ...
широкий - ...
2. Состояние словоизменения.
С 4 лет:
2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол - столы дерево -
кукла - окно -
ухо - стул -
слон - воробей -
рукав - пень -
глаз - лев -
рот - сон -
лист -
2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
С 5 лет:
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
шар - шаров дерево - ...
Стол - ... лист - ...
Дом - ... стул - ...
Береза - ... мяч - ...
Чашка - ... ключ - ...
Книга - ... карандаш - ...
2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов: шар - ..., ведро - ..., платье - ..., машина - ..., ботинок - ...
2.6. Употребление словосочетаний - числительных два и пять с существительными:
дом - два дома, пять домов шар - ...
кукла - ... жук - ...
С 6 лет:
карандаш - два карандаша, пять карандашей
ключ - ... озеро - ...
лев - ... дверь - ...
3. Состояние словообразования.
С 5 лет:
3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Как назвать маленький предмет?
стол - столик кукла - ...
мяч - ... ложка - ...
дом - ... шкаф - ...
кровать - ... миска - ...
береза - ...
С 6 лет:
гриб - грибок воробей - ...
лиса - ... одеяло - ...
лист - ...
3.2.Образование названий детенышей животных.
С 4 лет:
у кошки - котенок у гуся - ...
у утки - ... у лисы - ...
С 5 лет:
у зайца - ... у медведя - ...
у белки - ... у волка - ...
С 6 лет:
у коровы - ... у лошади - ... у собаки - ...
3.3.Образование прилагательных от существительных (с 6 лет ):
Относительных (из чего сделано):
дерево - деревянный резина -
бумага - металл -
солома - снег -
мех - брусника -
пух - черника -
кирпич - шерсть -
Притяжательных (чей? чья? чье?):
сумка мамы - мамина хвост зайца - ...
кофта бабушки - ... лапа медведя - ...
газета папы - ... шерсть волка - ...
нора лисы - ...
3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет
).
Назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит - уходит - входит - выходит - переходит
Бежит - убегает - выбегает - вбегает - перебегает
Летит - ...
3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет
)
рисовал -
нарисовал
писал - ... делал - ...
VII. Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет ), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет ).
Логопедическое заключение
Схема обследования младшего школьника с ЗПР
Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.
I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.
1. Сенсомоторное развитие:
характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);
Характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв).
2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:
Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологическиеметодики и тесты).
II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций
1 . Устная речь:
2. Языковые операции:
3. Письменная речь:
Описание
Если у вас есть подозрения, что речь ребёнка развивается не совсем правильно, он не использует при общении некоторые звуки, которые уже должен говорить по своему возрасту, приходите с ним на диагностику речи (она же логопедическое обследование) и получите полную картину развития ребёнка. Это единственный способ получить консультацию нашего опытного детского логопеда с 20-летним стажем, предупредить появление проблем в развитии ребёнка и последующих сложностей освоения чтения и письма в начальной школе.
Если школьнику тяжело даётся освоение русского языка, он пишет и читает с ошибками, неусидчив, то диагностика также покажет причину. Она совсем непохожа на какую-либо медицинскую процедуру, проводится в игровой форме и доброжелательной атмосфере в присутствии родителей.
Если что-то из перечисленного относится к вашему ребёнку, настоятельно рекомендуем прийти на логопедическое обследование. Узнав про проблему и методы её решения сейчас, вы сможете предотвратить множество сложностей и финансовых трат в будущем.
Несмотря на то, что каждый ребёнок развивается индивидуально, существуют определённые временные интервалы появления звуков, соединения их в слова, предложения и формирования речевых умений. Логопед знает, что можно назвать нормой, а что считается отклонением для конкретного возраста. Например, у большинства детей до 5 лет речевое развитие ещё не завершено, и во время обследования это обязательно учитывается.
К нам на обследование часто приходят дети, которые практически не умеют говорить в 2–3 года, или в 4 года их речь соответствует возрасту 2,5–3 лет. Они не хотят общаться с незнакомым для них человеком в новом месте и открываться ему. В этом случае сначала устанавливаются доверительные отношения с ребёнком, ему даётся время освоиться в незнакомой обстановке, разрешается брать заинтересовавшие игрушки и предметы. Пока ребёнок привыкает к новым условиям, логопед внимательно наблюдает за его поведением, речью, спонтанными высказываниями и жестами во время игры и общения с родителями.
В проводимое диагностическое обследование речи входит проверка устной и письменной речи, слухоречевой памяти, звукопроизношения, общей, мелкой и артикуляционной моторики, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематического восприятия, понимания речи, её лексического и грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи и т. д. Также логопед проверяет наличие отклонений в строении губ, языка, нёба (короткая уздечка языка, высокое «готическое» нёбо, параличи мышц лица).
Логопедическое обследование определённо требуется детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма. Как показывает практика, к сожалению, иногда данный диагноз ставят детям ошибочно. У малыша может быть темповая задержка речи или её общее недоразвитие, что тоже является проблемой, но в сравнении с аутизмом гораздо менее серьёзной. Родители волнуются и переживают, их детей определяют в спец. классы или школы. А нужно просто доверить диагностику хорошему специалисту.
Нарушения речи могут проявиться в самом раннем возрасте и важно вовремя их заметить. Это позволит исправить их в короткий срок с минимальным вложением денег. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег потребует коррекция. Поэтому рекомендуется впервые приводить детей на диагностику к логопеду в период от 2,5 до 3 лет.
Родителям стоит довериться логопеду и не скрывать имеющиеся у ребёнка проблемы нервной системы, особенности поведения, какими бы необычными они ни были. Агрессивность, гиперактивность, недержание мочи, истерики, сосание пальцев, тики - всё это симптомы поражения или недоразвития центральной нервной системы, влияющие на развитие речи.
По завершении обследования вы получите заключение, где подробно описан итоговый результат обследования. Если нужна справка логопеда, её тоже выпишем - этот документ часто нужен родителям для того, чтобы их ребёнок, имеющий речевые проблемы, мог претендовать на место в специализированном детском саду или в логопедической группе детского сада.
Стоит отметить такой момент: не всегда хорошо, что дети попадают в подобные учреждения. Неоднократно сталкивались со случаями, когда ребят определяли в специализированный детский сад, но в реальности этого не требовалось - достаточно было провести небольшую коррекцию имеющегося нарушения речи. Поэтому стоит отнестись к диагностике со всей серьёзностью.
Логопед подробно проконсультирует по этапам развития речи, расскажет на что обращать внимание, проведёт диагностику состояния речевых способностей ребёнка и выявит имеющиеся задержки развития. 20-летний опыт Надежды Валерьевны и ежедневная практика позволяют дифференцировать имеющиеся проблемы, подтвердив тот или иной диагноз, и составить индивидуальный коррекционный курс. Даже если вы не планируете заниматься с логопедом, то всё равно рекомендуем узнать, что нужно делать для правильного и гармоничного развития речи и как исправить имеющиеся проблемы своими силами, если они есть.
Характеристики
Частые вопросы
Диагностика проводится в следующей последовательности:
Перед тем как приступить непосредственно к изучению речи ребёнка, логопед беседует с родителями. Его могут заинтересовать такие вопросы:
Чтобы понять, насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, его просят выполнить несколько подобных заданий:
На логопедическое обследование приходят дети с различным уровнем речевого развития. Соответственно, для детей с речью близкой к норме, и детей, имеющих в запасе всего несколько слов, применяются различные приёмы и методы.
Если дети почти ничего не говорят, логопед использует подобные задания:
Если дети произносят слова и могут говорить предложениями, для исследования речи предлагаются такие задания:
Если речь развита достаточно хорошо, и в ней имеются только мелкие недостатки, для её исследования применяются такие задания:
Также документы отражают в результате чего произошло речевое нарушение и в какой форме оно присутствует у ребёнка. Логопед указывает в итоговом заключении одну или несколько патологий:
Если вы не увидели среди терминов искомого, напишите нам и мы обязательно его добавим.
Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.
Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.
Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.
Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.
Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.
Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.
К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.
Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).
Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.
Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.
Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.
Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.
Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.
Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.
1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.
2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.
Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.
3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.
Методика экспресс-оценки состояния речевого развития поступивших в логопедическую группу детей отрабатывалась в период с 1999 г. по настоящее время в МДОУ «Детский сад№ 85» г. Саранска. Ее использование позволяет эффективно и качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую методику коррекционного воздействия.
Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.
Первый этап.
Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно получить с помощью анкетирования родителей. Анкеты раздаются на первом родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие, наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее время.
Второй этап.
На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.
Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу диагностировать у них наличие той или иной речевой патологии и своевременно определить принципиальные направления коррекционного воздействия.
Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы
(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».
Цель:
Оборудование:
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
2) Исследование зрительного восприятия:
3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
1) Игра «4-й лишний»;
III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1) Обобщение:
2) Предикативный словарь (глагольный словарь):
3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
4) Употребление предложно – падежных конструкций
(ответить на вопросы по картинкам)
VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)
2) Образование множественного числа существительных
3) Образование названий детенышей животных
4) Предложно – падежные конструкции.
Вопрос: Где лежит? Где стоит?
V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.
(счёт и счётные операции)
VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1) Изолированные слова:
2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:
VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.
1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:
VIII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й
Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.
Литература:
1) Надорова Ирина Александровна,
г.Саранск
2) Кевбрина Лидия Ивановна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск