Ощущение - это в психологии что? Ощущение и восприятие в психологии. Общее представление об ощущении. Функции рецепции. Виды ощущений и возможность их классификации Классификация и основные характеристики ощущений

Психология исследует всевозможные явления, связанные с психикой. Ощущение изучается данной наукой как познавательный процесс. Что же представляет собой это понятие?

Ощущение - это отображение некоторых свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. При этом их особенностью является непосредственность и сиюминутность. Если человек дотрагивается до предмета, пробует его, обнюхивает, то это контактное воздействие. Оно раздражает рецепторы, информация передается в мозг, и индивид ощущает, что представляет собой определенный объект.

При контакте можно почувствовать сразу несколько свойств. Например, когда мы видим какой-нибудь цвет, то определяем, какой он именно. Также можно почувствовать тепло или холод в зависимости от оттенка при взгляде на этот цвет. Это означает, что человек способен одновременно воспринимать несколько свойств предметов или явлений.

Человек воспринимает информацию при помощи различных органов. Исходя из этого, существуют условия, которые делят ощущения на несколько видов. К ним относятся расположение рецепторов, наличие или отсутствие раздражителя и его тип, время возникновения. Далее рассмотрим, какие бывают виды ощущений в психологии и их характеристика.

Существует три главных класса ощущений. Первый - интерорецептивный. Его по-другому называют органическим. Это связано с тем, что данный класс ощущений отвечает, например, за восприятие жажды, голода или боли.

Второй вид - экстерорецептивный. Ощущения этого класса связаны с сигналами с поверхности человеческого тела.

Третий вид - проприорецептивный. Ощущения указанного типа берутся из мышц и сухожилий. Они дают информацию о движении, положении частей тела.

Помимо основных бывают дистантные и контактные виды ощущений в психологии. Зрительные и слуховые восприятия характеризуют первую группу. Вкусовые, обонятельные и осязательные - вторую.

Стоит отметить, что многие ученые рассматривали эти виды ощущений в психологии. Крутецкий В. А. написал о них и об их характеристиках множество работ.

Ниже представлены основные виды ощущений в психологии. Таблица также показывает, откуда приходят сведения для мозга. Это классификация видов ощущений по расположению рецептора.

Как говорилось выше, существуют и другие способы восприятия информации. Они классифицируются по наличию или отсутствию контакта с раздражителем. Давайте рассмотрим другие виды ощущений в психологии. Таблица показывает, какие органы отвечают за восприятие информации.

Основные закономерности ощущений: пороги чувствительности

Каждая из вышеназванных групп дает уникальную информацию. Есть и общие закономерности, характеризующие виды ощущений в психологии. Это пороги чувствительности, то есть способности определить величину, качество раздражителя. При этом наименьшую дозу возбудителя, вызывающую ощущение, принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности.

Благодаря способности определять величину и качество раздражителя человек может замечать как внешние, так и внутренние изменения (например, увеличение или уменьшение звука, яркости света, тяжести и так далее).

Стоит отметить, что этот порог чувствительности для каждого индивида свой. Это связано со многими факторами, но главный из них - степень тренированности. То есть величина порогов чувствительности зависит от того, как часто человек испытывает те или иные ощущения.

Тот порог, который замечается, называется дифференциальным. При нем ощущаются изменения силы и характера раздражителя. По-другому его называют порогом различения.

Существует и другая величина возбудителя. Это оперативный порог. Он достигается, когда точность и скорость различения доходят до максимальной точки.

Также выделяют временный порог. Это величина длительности раздражителя, которая необходима для получения ощущения.

Существует временной отрезок от подачи сигнала до возникновения ощущения. Этот порог называется латентным.

Ощущения и восприятие

В человеке происходят различные психологические процессы. К ним относятся основные виды ощущений в психологии. B они имеют прямое отношение к более сложному процессу - восприятию. Оно является более целостным изображением предметов, явлений.

Существуют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические, то есть двигательные и вкусовые восприятия. Они характеризуются следующими основными свойствами: константностью, целостностью, осмысленностью, избирательностью и апперцепцией.

Константность характеризуется устойчивостью восприятия. То есть в различных обстоятельствах тот или иной предмет представляется в одном образе. Например, с большой высоты лес не покажется зеленым, но парашютист будет воспринимать его именно таким.

Целостность означает, что любой предмет или явление воображение человека рисует в полном объеме. Например, при общении с кем-либо удаленно люди слышат только голос, но представляют внешность собеседника.

Осмысленность подразумевает следующее: человек способен воспринимать лишь то, что он понимает.

Избирательность заключается в выделении каких-нибудь предметов среди других.

Апперцепция представляет собой зависимость от пройденного опыта, способностей человека, от его психического состояния. Когда на восприятие чего-либо влияют убеждения, такой процесс называется устойчивой апперцепцией.

Расстройства ощущений. Гиперестезия

Психологические нарушения многочисленны. И если говорить об ощущениях, то среди них можно выделить три вида расстройств: гиперестезию, гипестезию и парестезию. Сейчас мы более подробно их рассмотрим, чтобы понять, что означают эти сложные термины.

Что такое гиперестезия? Это состояние, когда человек воспринимает те или иные предметы и явления с повышенной чувствительностью. Данный термин используется, когда описываются некоторые виды ощущений в психологии. С примерами будет проще понять эти расстройства. Итак, в обычной ситуации, когда человек не болен, его вряд ли ослепит обычная горящая свеча. Но при нервозе даже маленький огонь кажется невозможно ярким. То есть здесь наблюдается нарушение дистантного ощущения (зрительного восприятия). Или же человека может вывести из себя печатание на клавиатуре. Оно покажется просто оглушающим. В подобной ситуации также наблюдается нарушение дистантного ощущения (слухового восприятия).

Гипестезия и парестезия

Противоположностью гиперестезии является гипестезия. Она характеризуется пониженной чувствительностью организма к раздражителям. Для примеров используем некоторые виды ощущений в психологии. Допустим, на улице сильные морозы. Человек с гипестезией не почувствует холод. Это может привести его к обморожению. То есть у него нарушены экстерорецептивные ощущения. Если человек не способен чувствовать боль, например, от укола, то тут уже нарушены интерорецептивные ощущения. Причин для гипестезии множество. Например, анестезия или кожные заболевания типа проказы.

Следующий вид расстройства ощущений называется парестезией. Он характеризуется неврологическими и сосудистыми поражениями. Такое нарушение возникает, например, во время сна, когда все тело сдавливает одну руку. Или в сидячем положении можно почувствовать онемение некоторых частей тела. В таких случаях люди говорят, что отлежали руку или пятую точку. Но этот вид расстройства может нести и более серьезный характер, что требует лечения.

Роль ощущений

Восприятие организмом тех или иных воздействий необходимо для поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья человека.

Ведь все виды ощущений в психологии помогают нам познавать мир, выполнять ежедневные процедуры. Различные звуки предупреждают об опасности, дают нам информацию о каком-нибудь предмете, людях, явлениях. Если говорить о зрительном восприятии, то с помощью него мы получаем 85% всех сведений.

Все виды ощущений в психологии передают нам информацию, и они крайне важны.

Классификация ощущений

Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или "модальности".

В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения - прикосновения и давления, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т. д.).

Различные модальности ощущений, так резко друг от друга отдифференцированные, сложились в процессе эволюции. И по настоящее время существуют еще далеко не достаточно изученные интермодальные виды чувствительности.

Такова, например, вышеотмеченная вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане (по мнению ряда авторов, начиная с Ч.Дарвина) является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.

Вибрационное чувство - это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Физиологический механизм вибрационной чувствительности еще не выяснен. По мнению одних исследователей, она обусловлена костями, но не кожей (М. фон Фрей и др.); другие считают вибрационную чувствительность тактильно-кожной, признавая за костями лишь резонаторно-физическую функцию (В.М.Бехтерев, Л.С.Минор и др.). Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Одни исследователи (Д.Катц и др.) включают ее в тактильную чувствительность, отличая, однако, вибрационное чувство от чувства давления; другие сближают ее со слуховой. В частности, школа Л.Е.Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение "слуховой" теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. Представители этой теории придерживаются той точки зрения, что тактильно-вибрационная чувствительность - этап развития слуха.

Обычно при наличии слуха и прочих основных видов чувствительности вибрационные ощущения, если и участвуют в осязательных ощущениях, все же сколько-нибудь значительной самостоятельной роли не играют. Однако иногда они выступают очень отчетливо. Могу привести один пример из собственных наблюдений.

Я шел как-то, задумавшись, по улице. В руках у меня был сверток; я держал его за натянутую бечевку, которой он был перевязан. Погруженный в размышления, я и не видел, и не слыхал того, что происходило вокруг. Вдруг я рукой воспринял отчаянный гудок автомобиля, находящегося уже почти вплотную около меня. Собственно слуховое впечатление от гудка я осознал уже после того, как воспринял его рукой в виде вибраций. Первоначально я буквально услышал гудок автомобиля в вибрирующей руке.

Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности узнавали приближение грузовика и других видов транспорта на далеком расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.

В некоторых случаях развитие вибрационной чувствительности и особенно умение пользоваться ею достигает такого совершенства, что позволяет слепоглухонемым улавливать ритм музыки, что имело место у Елены Келлер. <…>

Исходя специально из свойств раздражителей, различают механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические и т. д.; близкую к ней акустическую, обусловленную колебаниями твердого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Все рецепторы по месту их расположения подразделяются на три группы: интероцепторы, проприоцепторы и экстероцепторы; соответственно различают интеро-, проприо- и экстероцептивную чувствительность. <…>

В генетическом плане выдвигается еще одна классификация видов чувствительности, представляющая существенный интерес. Она исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва, которую Г. Хэд наблюдал на экспериментах, произведенных им над самим собой.

Интерпретируя свои наблюдения о последовательном восстановлении чувствительности после перерезки нерва, Хэд приходит к признанию двух различных видов чувствительности - протопатической и эпикритической. Протопатическая чувствительность - более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Эпикритическая чувствительность - более тонко дифференцирующая, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Для каждой из них существуют особые нервные волокна, которые регенерируют с различной скоростью. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает филогенетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися раньше, в то время как эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной. Хэд считает, что не только афферентные пути, но и центральные образования у протопатической и эпикритической чувствительности разные: высшие центры протопатической чувствительности локализуются, по Хэду, в таламусе, а эпикритической чувствительности - в филогенетически более поздних корковых образованиях. В нормальных условиях протопатическая чувствительность контролируется эпикритической посредством тормозящего воздействия коры на таламус и нижележащие области, с которыми связана протопатическая чувствительность.

При всем интересе, который вызывает теория Хэда, она является все же лишь гипотезой и притом гипотезой, которая некоторыми оспаривается. 64

В этом вопросе необходимо расчленить две стороны: во-первых, вопрос о правомерности противопоставления двух видов чувствительности как генетически последовательных ступеней, располагающих каждая особым видом афферентных волокон, и, во-вторых, вопрос о наличии функциональных различий между теми или иными видами нормальной чувствительности, выражающихся в более аффективном, менее дифференцированном характере одной и более перцептивном, дифференцированном, рациональном характере другой.

Оставляя открытым первый вопрос, относящийся к специфическому ядру учения Хэда, можно считать бесспорным положительный ответ на второй. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взять, например, органическую чувствительность, которая доставляет нам по большей части трудно локализуемые, размытые, трудно дифференцируемые ощущения с настолько яркой аффективной окраской, что каждое такое ощущение (голода, жажды и т. д.) трактуется так же, как чувство. Их познавательный уровень, степень дифференцированности субъективно-аффективных и объективно-предметных моментов в них существенно разнятся.

Каждое ощущение, будучи отражающим действительность органическим процессом, включает в себя неизбежно полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой - в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, в сенсорике, с одной стороны, аффективных, с другой - перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве. Но в этом единстве обычно одна сторона в большей или меньшей степени подавляет другую. В одних случаях в сенсорике в той или иной мере преобладает аффективный, в другой перцептивный характер, первый по преимуществу в тех видах чувствительности, которые служат главным образом для регулирования внутренних взаимоотношений организма; второй - в тех, которые по преимуществу регулируют его взаимоотношения с окружающей средой.

Более примитивная чувствительность была, по-видимому, первоначально нерасщепленным, недифференцированным единством перцептивных, аффективных и моторных моментов, отражая нерасчлененные свойства объекта и состояние субъекта. В дальнейшем развитие чувствительности идет по разным направлениям; с одной стороны, виды чувствительности, связанные с регулированием внутренних взаимоотношений, сохраняют аффективный характер; с другой - в интересах правильного приспособления, а затем и воздействия на среду необходимо отображать вещи в их объективных свойствах, независимых от субъекта. Поэтому в процессе биологической эволюции стали формироваться все более специализированные, относительно замкнутые аппараты, которые оказались, таким образом, все более приспособленными к тому, чтобы выражать не общее состояние организма, а отражать возможно более безлично, объективно свойства самих вещей.

В физиологическом плане это обусловлено тем, что периферическое раздражение само по себе не обусловливает однозначно ощущение, а является лишь начальной фазой процесса, в который включены и высшие центры. Притом по мере развития центрального аппарата коры центрифугальные иннервации (идущие от центра к периферии), по новейшим данным, играют, по-видимому, в деятельности сенсорных систем почти столь же значительную роль, как и центрипетальные (идущие от периферии к центру). Это регулирование деятельности отдельных сенсорных систем центральными факторами рационализирует чувствительность и служит в конечном счете тому, чтобы, как бы корректируя локальное раздражение, привести сенсорные качества в сознании в максимальное соответствие с объектом.

Проблема чувствительности разрабатывалась первоначально в плане психофизиологии, которая была по существу частью физиологии. Лишь в последнее время она поднимается в собственно психологическом плане. В психофизиологии ощущения рассматриваются лишь как индикатор состояния органа. Собственно психологическое исследование ощущений начинается там, где ощущения рассматриваются не только как индикаторы состояния органа, а как отражения свойств воспринимаемых объектов. В этом своем взаимоотношении к объекту они являются вместе с тем и проявлением субъекта, индивида, его установок, потребностей, его истории, а не только реакций органа. Психология человека изучает чувствительность человека, а не деятельность органов чувств самих по себе. При этом всякий конкретный процесс ощущения осуществляется конкретным индивидом и зависит от его индивидуальных особенностей, более непосредственно - от его восприимчивости и впечатлительности, т. е. свойств его темперамента.

Переходя к изучению ощущения, мы пойдем от менее дифференцированных и опредмеченных интероцептивных ощущений и проприоцептивных к более дифференцированным и опредмеченным экстероцептивным и от контактрецепторов к дистантрецепторам.

Этот порядок изложения, в котором интероцепция предшествует экстероцепции, никак не означает какого-либо генетического приоритета первой над второй. По-видимому, генетически первичной была рецепция, в которой экстероцептивные и интероцептивные моменты не были еще расчленены; при этом главное значение принадлежало компонентам экстероцептивным.

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 61. Цель – развитие мозговых механизмов управления вкусовыми ощущениями, а) Войдите в СК и сосредоточьте внимание на кончике языка, прижатого к нёбу; признаки правильной концентрации – увеличение слюноотделения, слюна

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Систематическая классификация ощущений Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, мы можем разбить их на три основных типа:1) интроцептивные;2) проприоцептивные;3) экстрацептивные.Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма,

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Виды экстероцептивных ощущений Как известно, к числу экстероцептивных ощущений относятся пять перечисленных выше «модальностей»: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Это перечисление правильно, но не исчерпывает всех видов чувствительности.Однако следует дополнить

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Измерение ощущений Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Продление приятных ощущений Еще один тест. Чтобы его провести, вы должны быть в хорошем настроении. Если нет, подождите, пока не подвернется случай: вы хорошо выспитесь, поедите или получите желанный подарок. Пароль, который сможет растянуть это замечательное состояние,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Отстраненность и полнота ощущений Быть может, вас беспокоит такой вопрос: если отстраниться от своих чувств, мыслей и тела, не станет ли жизнь пресной? Будет ли она по-прежнему интересной? Неужели придется отказаться от всех развлечений? Неужели не будет боли и

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Мир ощущений младенца Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, при­носящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Классификация ощущений Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или

Из книги автора

§10. Виды ощущений Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и

Из книги автора

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

Из книги автора

Из книги автора

35. Виды ощущений Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.2. По расположению рецепторов на

Из книги автора

36. Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей.

Так, Б. Г. Ананьев говорил о существовании одиннадцати видов ощущений. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой).

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 7). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа:интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, поступающие из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. В современной физиологии и психофизиологии роль проприоцепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А. А. Орбели, П. К. Анохиным, а у человека – Н. А. Бернштейном. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.

К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет – темнота, тяжесть – легкость, тепло – холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств – удивительно тонко работающие аппараты. Так, академик С. И. Вавилов экспериментально установил, что человеческий глаз может различать световой сигнал в 0,001 свечи на расстоянии километра. Энергия этого раздражителя настолько мала, что потребовалось бы 60 тыс. лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1°. Пожалуй, ни один физический прибор не обладает такой чувствительностью.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при которых впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм

Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но кроме этого диапазона работу прибора характеризует его точность, или чувствительность. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность. Например, чувствительность двух людей будет выше у того, у кого появляются ощущения при воздействии слабого раздражителя, когда у другого человека ощущений еще не возникает (т. е. у кого меньше величина абсолютного порога). Следовательно, чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р.Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой).

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 1). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини.

В современной физиологии и психофизиологии роль проприоцепции как афферентной основы движений у животных была подробно изучена А.А.Орбели, П.К.Анохиным, а у человека - Н.А.Бернштейном.

Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Рис. 1. Систематическая классификация основных видов ощущений

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но, в то же время, молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или «модальности». Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. В частности, школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, по при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение «слуховой» теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность.

Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.

Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены.

Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Например, генетический подход, предложенный английским неврологом X.Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Известный отечественный психолог Б.М.Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощущения», Б.М.Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущения. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности .

4. Закономерности ощущений .

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако, не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.

Чувствительность и ее измерение. Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности .

Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе импульсы от внутренних органов. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели.

Именно кора больших полушарий стоит на страже жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальные импульсы в подпороговые, избавляя тем самым организм от ненужных реакций.

Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. Подтверждением этому служат многочисленные факты, полученные в клинике нервных болезней, когда именно слабые, подкорковые раздражители из внешней среды создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению галлюцинаций и «обмана чувств». Подпороговые звуки могут восприниматься больным как сонм навязчивых голосов при одновременном полном безразличии к настоящей человеческой речи; слабый, еле заметный луч света может вызвать галлюцинаторные зрительные ощущения различного содержания; еле заметные тактильные ощущения - от контакта кожи с одеждой - ряд извращенных острых кожных ощущений.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой:

где Е - чувствительность, а Р - пороговая величина раздражителя.

Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения.

Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И.Вавилова (1891-1951), способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100-10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях.

Абсолютная чувствительность анализатора не ограничивается только нижним, но и верхним порогом ощущения . Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом . Немецкий физиолог Э.Вебер (1795-1878), проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что разностная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Так, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличение веса необходимо добавить около 3,4 грамма. Если же вес груза составляет 1000 граммов, то для возникновения ощущения едва заметного различия нужно добавить около 33,3 грамма. Таким образом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражителей средней силы.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер (1801-1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

где S - интенсивность ощущений, J - сила раздражителя, К и С - константы. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Понятие разностной чувствительности используется не только для характеристики различения раздражителей по интенсивности, но и по отношению к другим особенностям некоторых видов чувствительности. Например, говорят о чувствительности к различению форм, размеров и цвета зрительно воспринимаемых предметов или к звуковысотной чувствительности.

Адаптация . Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Мы упоминали об этом явлении в начале настоящей главы, говоря о своеобразном настрое анализаторов на изменение раздражений. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

Наконец, адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существовании негативной болевой адаптации долгое время был спорным. Известно, что многократное применение болевого раздражителя не обнаруживает негативной адаптации, а, напротив, действует все сильнее с течением времени. Однако новые факты свидетельствуют о наличии полной негативной адаптации к уколам иглы и к интенсивному горячему облучению.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темновой адаптации достигает нескольких десятков минут), обонятельный и вкусовой.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такого воздействия. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

Взаимодействие ощущений . Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В.Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора наблюдается и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.И.Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация . Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П.Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

Чувствительность и упражнение . Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, может таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У слепоглухонемой Элен Келлер так высоко развита обонятельная чувствительность, что она может ассоциировать многих друзей и посетителей с запахами, исходящими от них, и воспоминания о знакомых так же хорошо связываются у нее с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями.

Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме - в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, исполнение на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Несмотря на большое количество подобных фактов, проблема упражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать исчерпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попытка объяснить повышение осязательной чувствительности у слепых. Удалось выделить тактильные рецепторы - специальные тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопоставления было проведено то же исследование на коже зрячих людей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фаланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достигало 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является константной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосабливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестраивается и структура анализатора в целом.

Синестезия . Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадений в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А,Римский-Корсаков, А.М.Скрябин и др.). Яркое проявление подобного рода синестезии мы находим в творчестве литовского художника М.К.Чурлениса – в его симфониях красок.

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в световые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых – в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Явления синестезии – еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Таким образом, структура рецепторов не является константной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосабливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестраивается и структура анализа в целом.

Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов - это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.

Понятие ощущения в психологии

Почему актуальна тема: "Ощущение"? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение - это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.

Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.

Ощущение - это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.

Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.

Характеристика видов ощущений

В психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.

Интероцептивный тип ощущения: описание

Этот вид ощущений дает сигналы от от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название - рецепторы внутренней среды.

Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов - органические.

Проприоцептивный тип ощущения: описание

Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) - это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное - тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.

Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.

Экстероцептивный тип ощущения: описание

Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).

Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.

Интермодальные ощущения: описание

Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.

Другие классификации ощущений

Также подлежит изучению в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида - протопатическую (органические ощущения - жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).

Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов - интерорецепторы и экстерорецепторы.

Характеристика свойств ощущений

Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.

Качество и интенсивность ощущения

В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности - это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.

Количественная характеристика ощущения - это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.

Длительность и пространственная локализация ощущения

Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.

Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.

Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный

Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.

Есть и верхний абсолютный порог - это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).

Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.

Характеристика восприятия

Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.

Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов - это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.

Виды восприятия

В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку - как столовый прибор.

Второе свойство - целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство - константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство - обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство - осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство - избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Напоследок хочется сказать, что психика человека - довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление - искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.