Аарон библия. Православная абхазия. Грех Моисея и Аарона

23.04.2024 Препараты
Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Православная Богословская энциклопедия
  • Словарь библейских образов
  • Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • Богословско-литургический словарь
  • Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (; ) . Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея () и его пророком () . Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство () . Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (). Священников Израиля называли «домом Аарона» () .

    В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

    Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» () . Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» () .

    Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» () .

    В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
    Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник () , Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни () .

    «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К ) .

    ; Исх 6. 16-23) и был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ 26. 59). Библейские сведения об А. до его призвания Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери Аминадава, А. имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6. 23).

    Господь призвал А. на служение в возрасте 83 лет (Исх 7. 7). Первоначально деятельность А. была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из Египта народ израильский (Исх 4. 10; 6. 30). Тогда Господь указал на А. как на помощника, способного говорить: «Ты (Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу» (Исх 4. 15-16; 6. 30-7. 2). С горы Божией Моисей и А. сошли в Египет, где А. убеждал сынов Израилевых, пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4. 29-30). Вместе с Моисеем А. участвовал в споре с фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип. маги, жезл А. поглотил жезлы егип. магов (Исх 7. 10-12). А. устрашал фараона 10 знамениями, причем первые 3 - превращение воды в кровь (Исх 7. 20), изведение жаб (Исх 8. 5-6), явление мошек (Исх 8. 16-17) - совершались рукою А. (см. Казни египетские). А. и Моисей получили от Господа устав Пасхи (Исх 12. 1-20; 12. 43-49). Вдвоем с Ором А. поддерживал ослабевшие руки Моисея до окончательной победы над амаликитянами (Исх 17. 12). Вместе с сыновьями Надавом и Авиудом и 70 старейшинами Израилевыми А. сопровождал Моисея на г. Синай , где Моисей один приблизился к Господу, а сопровождавшие издали поклонились Ему «и видели [место стояния] Бога Израилева» (Исх 24. 1-2, 9-11). Во время сорокадневного пребывания Моисея на Синае А., принуждаемый народом, изготовил золотого тельца (Исх 32. 4). Грех поклонения идолу едва не привел к гибели как необузданного народа, так и самого А., спасенного лишь заступничеством Моисея (Исх 32. 7-14; Втор 9. 19-20).

    В период странствия по пустыне А. всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1. 3); сносили ропот и угрозы народа (Числ 14. 2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ 16. 22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы А. и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20. 8-13). Лишь однажды А. вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам А. не был наказан проказой (Числ 12).

    Как первосвященник А. был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх 29. 4-21; 40. 12-15; Лев 8. 1-30; Евр 5. 4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх 27. 21-22, 28; 29. 4-21; Лев 8. 1-30). В лице А. и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное). Деятельность А. как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45. 20-21). В обязанности А. входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30. 7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27. 20-21; 30. 8). В субботу А. полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16. 33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор 17. 12; 19. 17; 21. 5; 33. 10). А. и его сыновья должны были «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев 10. 11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына А. были сожжены «огнем от Господа», причем А. молча перенес их смерть (Лев 10. 1-7).

    Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с А. священства (Числ 16. 1-3), Господь подтвердил избрание А. и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея А. «стал... между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16. 24-40). Подтверждением избрания А. было также чудо с жезлом А., к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл). Заступничество А., отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем 18. 20-25; Пс 76. 21; 105. 16). А. умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер ; см. Аарона могила). Моисей снял с А. священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ 20. 27-28; 33. 39). Народ Израиля оплакивал А. 30 дней.

    В НЗ говорится, что к А. восходит род прав. Елисаветы , матери Иоанна Крестителя (Лк 1. 5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства А., «ибо с ним сопряжен закон» (Евр 7. 11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр 9. 11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр 7. 11-17).

    Лит.: Ефрем Сирин, прп . Толкование на книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие // Творения. Серг. П., 1901; М., 1995р. Т. 6; Феодорит Киррский, блж . // Творения. Серг. П., 19052. Ч. 1; Титов Г. И . История священства и левитства ветхозаветной церкви, от начала их установления при Моисее до основания Церкви Христовой, и отношение их к жречеству языческому. Тифлис, 1878; Савваитский М. И . Исход израильтян из Египта. СПб., 1889; Приклонский В . Ветхозаветное первосвященство // ПС. 1901. № 6; Westphal G . Aaron und die Aaroniden // ZAW. 1906. Bd. 26. S. 201-230; North F. S . Aaron"s Rise in Prestige // Ibid. 1954. Vol. 66. P. 191-199; Auerbach E . Das Aharon-Problem: Rome Congress Volume. 1969. S. 37-63. (VTS; 17); Cody A . A History of Old Testament Priesthood. R., 1969. (AnBib; 35).

    свящ. Владимир Кильчевский

    Гимнография

    Хотя в Месяцесловах , принятых в поместных правосл. Церквах, А. не имеет отдельной памяти, его имя упоминается вместе с именами др. ветхозаветных праведников в службах Недель праотец и отец перед Рождеством Христовым (см. Праотец святых неделя , Отец святых неделя), а также вместе с именем прор. Моисея в аллилуиарии на литургии и в седальне канона святых пророков на малом повечерии в первую неделю Великого поста (см. Православия неделя). Нек-рые древние Месяцесловы указывают праздновать память А. 20 июля вместе с памятями пророков Моисея, Елисея , Самуила и Илии (пам. прор. Илии 20 июля указана в большинстве Месяцесловов, в т. ч. и в совр.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219). В службе 20 авг. прор. и свящ. Самуил неоднократно сравнивается с А. (напр., « » - тропарь 8-й песни канона утрени - Минея (СТ). Август. Л. 169). В зап. Иеронимовом мартирологе память А. указана под 1 июля, в копт. месяцеслове - под 28 марта. В правосл. гимнографических и евхологических текстах воспевается первосвященническое достоинство А. (см., напр., «молитву приношения» литургии свт. Василия Великого); особо упоминается жезл А., часто как один из прообразов Божией Матери. Великий канон Андрея Критского противопоставляет А. нечестивым священникам Офни и Финеесу (тропарь 5-й песни: « »- Триодь Постная. Ч. 1. Л. 303). По греч. рукописи XIV в. (Sin. Gr. 672) известны 2 не вошедших в печатные Минеи канона А., помещенные под 8 авг. (Ταμεῖον. Ν 824, 825. Σ. 264-265).

    Лит.: Кравецкий . Словарь.

    М. С. Желтов

    Иконография

    Изображения А. известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: А. представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод , наперсник, подир , на голове кидар) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета. В большинстве ранневизант. памятников А. предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография А. складывается в эпоху Македонской династии (IX - XI вв.) - он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Эта иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям Октатевхов XI-XIII вв., где А. представлен в ряде сюжетов: жезл А. превращается перед фараоном в змея и поглощает жезлы егип. чародеев (Исх 7. 10-12) (одно из ранних изображений - на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.); А. и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх 17. 12) и др. (см. Ааронов жезл). В XI в. образ А. появляется в монументальной живописи, изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св. София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина мон-рь, 1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках удерживается вплоть до XVI в. (собор царь . В «Уставе общины» предвещается приход «Мессий Аарона и Израиля» (1QS 9. 11). В кумран. текстах А.- образ Мессии-Первосвященника. «Дамасский документ», возможно, говорит лишь об одном Мессии: «Восстанет Мессия Аарона и Израиля» (CD 12. 23-13. 1); «Мессия Аарона и Израиля очистит их грех» (CD 14. 19) и др. В «Дополнениях к Уставу общины» сообщается о некоем мессианском пире, на к-ром «сыны Аарона» имеют привилегированное положение: они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном случае, видимо, отличного от «Мессии Аарона» - 1QSa 2. 12-14).

    Раввинистическую лит-ру отличает особая любовь к личности А. Раввины описывают А. как великого миротворца, к-рый «не уйдет, покуда не увидит, что не осталось более ни капли злобы в душе... человека» (Авот р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение А. в истории с золотым тельцом (Исх 32) объясняется его кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель говорил: «Будь учеником Аарона - люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему» (Пирке Авот 1. 12). Согласно одному из комментариев, именно за эти качества Бог сделал А. первосвященником (Шемот Рабба 37. 2). Было и др. объяснение поведения А. в Исх 32: А. боялся, что его постигнет та же судьба, что и Ора, к-рого убили при попытке противостать грешникам (Шемот Рабба 41. 9; Санхедрин 7a).

    Сообщалось о мужестве А. при известии о смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел, как искупались в своей крови 2 его «птенца», но молчал (Вайикра Рабба 20. 4); «несчастье было с благородством перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал большой твердостью духа, а с другой - оттого, что видел в этом горе проявление воли Божией» (Иосиф Флавий. Иуд. древн. III 8. 7). Подобно Аврааму , безропотно согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), А. не спорил с Богом (Сифра 46a).

    Традиция называет А. в числе немногих избранников Божиих, к-рые умерли не вследствие собственной греховности, но «из-за козней змея», т. е. греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало, что после смерти А. израильтяне горевали больше, чем после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть А. описывается в мидраше Петират Ахарон.

    Лит.: Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. М., 1993р; Корсунский И . Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882; Gaertner B .The Temple and the Community in Qumran and the New Testament. Camb., 1965.

    Г. Г. Ястребов

    В мусульм. традиции

    А. известен как Харун ибн Имран, старший брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская традиция, согласно к-рой А. был назначен помощником косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20. 90/87-88), инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не А., а некоему самаритянину. А. не смог воспрепятствовать израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу (7. 148/146-151/150; 20. 29/30-33/34. 90/92-94/95; 28. 34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по преданию, погребен А., до сих пор почитается у мусульман (см. Аарона могила).

    К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

    Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

    Глава 28.
    МОИСЕЙ И ААРОН

    Аарон умер и был погребен на горе Ор. Моисей, брат Аарона, и Елеазар, сын его, сопровождали прах его на место захоронения. На Моисея была возложена тяжелая обязанность снять со своего брата Аарона священнические одежды и одеть в них Елеазара, ибо Бог сказал, что тот будет преемником Аарона в его служении первосвященника. Моисей и Елеазар стали свидетелями смерти Аарона, и Моисей похоронил брата на горе. Эта сцена на горе Ор переносит нас мысленно к самым поразительным событиям в жизни Аарона.

    Аарон был человеком с приятным складом характера; Бог избрал его, чтобы он стоял вместе с Моисеем и говорил за него; короче, был устами Моисея. Бог мог бы избрать Аарона вождем, но Тот, Кто ведает сердцами и понимает человеческий характер, знал, что Аарон может быть уступчивым, что у него недостает нравственного мужества, чтобы вставать на защиту правды при любых обстоятельствах, невзирая на последствия. Желание Аарона всегда быть в хороших отношениях с народом иногда приводило его к совершению серьезных грехов. Он слишком часто уступал просьбам соотечественников и тем самым бесчестил Бога. Такое же отсутствие твердых принципов в руководстве семьей привело к гибели двух его сыновей. Аарон славился благочестием и полезным трудом, но он пренебрегал воспитанием членов своей семьи. Вместо того чтобы требовать от сыновей уважения и почтительного к себе отношения, он позволял им следовать их наклонностям. Он не воспитывал в детях самоотречение, но потакал их желаниям, и дети не были научены уважать и почитать родительский авторитет. Отец хорошо управлял своей семьей, пока был жив. Но даже после того, как его дети выросли и обзавелись своими семьями, он все равно должен был оставаться для них авторитетом. Сам Бог был монархом Своего народа и требовал от него послушания и почитания.

    Порядок и процветание в царстве зависели от доброго порядка в Церкви. А процветание, согласие и порядок в Церкви складывается из порядка и дисциплины в семьях. Бог наказывает за неверность родителей, которым Он поручил поддерживать принципы родительского управления, лежащие в основе церковной дисциплины и благосостояния общества. Один непослушный ребенок часто нарушал мир и согласие в Церкви и побуждал весь народ к ропоту и восстанию. Господь самым торжественным образом возложил на детей долг любить, уважать и почитать своих родителей. С другой стороны, Он требует от родителей, чтобы они усердно и непрестанно воспитывали своих детей, обучали их требованиям Закона Божьего и наставляли в учении и страхе Божьем. Эти повеления, которые Бог так торжественно дал евреям, в равной степени относятся и к родителям-христианам. Все, кто пренебрегает светом и наставлениями, данными Богом в Его Слове о воспитании детей и о том, чтобы заповедовать дому своему после себя творить волю Божью, должны будут дать страшный отчет. Преступная халатность Аарона, не внушившего своим сыновьям уважения и почтительного отношения к нему, привела к их смерти. Бог почтил Аарона тем, что избрал его и его потомков мужского пола в священники. Его сыновья исполняли святую службу. Надав и Авиуд ослушались повеления Бога приносить Ему только священный огонь в кадильницах, наполненных фимиамом. Бог запретил им под страхом смерти приносить Ему обычный огонь с фимиамом.

    Но случившееся стало следствием плохой дисциплины в семье. Поскольку эти сыновья Аарона не были научены уважать и почитать повеления своего отца, поскольку они не уважали родительский авторитет, они также не сознавали, насколько важно в точности исполнять все требования Бога. Когда они в очередной раз напились вина и находились под его возбуждающим воздействием, их ум затуманился и они перепутали святое с несвятым. Вопреки ясному указанию Бога они обесчестили Его тем, что принесли обычный огонь вместо священного. Бог излил на них Свой гнев; огонь вышел от лица Его и уничтожил их.

    Аарон терпеливо и со смиренной покорностью перенес это суровое наказание. Его душа изнывала от мук и скорбей. Он чувствовал угрызения совести из-за того, что пренебрегал своим долгом. Он являлся священником Бога Всевышнего, чтобы совершать очищение грехов народа, оставаясь также священником своего дома и семьи, однако склонен был смотреть сквозь пальцы на проделки своих сыновей. Аарон пренебрег своим долгом, повелевающим направить стопы сыновей к послушанию, самоотречению и благоговению перед родительским авторитетом. Из-за неуместной снисходительности к их проступкам он не воспитал в них глубокого уважения к вечному. Аарон не понимал, как этого не понимает и большинство родителей-христиан, что своей слепой любовью и поблажками во грехе он почти наверняка обрекает детей на гнев Божий, который рано или поздно приведет их к погибели. Поскольку Аарон не использовал свой родительский авторитет, правосудие Божье постигло его сыновей. Аарону надо было понять, что его излишне мягкие протесты, не подкрепленные твердой родительской рукой, и его неблагоразумная нежность по отношению к сыновьям были на самом деле проявлением крайней жестокости. Бог взял дело правосудия в Свои руки и истребил сыновей Аарона.

    После того как Бог повелел Моисею взойти на гору, прошло еще шесть дней, прежде чем он был принят в облако славы и предстал перед Самим Богом. Вся вершина горы пылала от славы Божьей. И даже несмотря на то, что слава Божья явилась перед глазами сынов Израилевых, неверие было настолько естественно для них, что они начали роптать и проявлять недовольство по поводу длительного отсутствия Моисея. В то время как слава Бога указывала на Его святое присутствие на горе, а предводитель иудеев находился в тесном общении с Богом, им надо было освящать себя серьезным исследованием своих сердец, смирением и благочестивым страхом. Бог оставил Аарона и Ора вместо Моисея. В его отсутствии люди должны были советоваться с этими назначенными Богом мужами.

    Вот здесь-то и проявились слабости Аарона как вождя или правителя Израиля. Народ буквально осаждал его, требуя, чтобы он сделал им богов, которые бы повели их обратно в Египет. Аарону представился случай продемонстрировать свою веру и непоколебимое доверие Богу и твердо и решительно воспротивиться требованию народа. Но его природная склонность сглаживать острые углы, угождать всем и уступать настойчивым просьбам, привели к тому, что он пожертвовал честью Бога. Аарон попросил иудеев принести ему свои украшения, из которых он собственноручно отлил для них золотого тельца и провозгласил перед народом: "Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской". И для этого бесчувственного истукана он сделал жертвенник, и объявил на следующий день праздник Господу. Казалось, с народа сняты все ограничения. Иудеи принесли всесожжения золотому тельцу, и легкомысленный дух овладел ими. Они занялись постыдным бесчинством и пьянством; они ели, пили и встали играть.

    А ведь прошло всего несколько недель с тех пор, как иудеи заключили торжественный завет с Богом, обещав слушаться Его гласа. Они внимали словам Закона Божьего, изреченным в страшном величии с горы Синай среди громов, молний и землетрясений. Они слушали слова из уст Самого Бога: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх. 20:2-6).

    Аарону и его сыновьям была оказана высокая честь взойти на гору и видеть славу Божью. "И видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное" (Исх. 24:10).

    Бог поручил Надаву и Авиуду самую священную работу, почтив их самым чудным образом. Он дал им увидеть Свою неописуемую славу, чтобы братья на всю жизнь запомнили увиденное на горе и таким образом лучше подготовились совершать Ему служение. Они должны были воздавать Ему высшие почести и преклоняться перед Ним в присутствии всего народа, чтобы дать иудеям более ясное представление о Его характере и пробудить в них должное послушание и благоговение перед всеми Его требованиями.

    Перед тем как Моисей оставил свой народ и взошел на гору, он прочитал ему слова завета, который Бог заключил с ними, и иудеи единодушно ответили: "Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны" (Исх. 24:7). Как должно быть, велик был и тяжек грех Аарона в глазах Бога!

    Когда Моисей получал Закон Божий на горе, Господь сообщил ему о грехе мятежного Израиля и попросил его отказаться от иудеев, чтобы Он смог их уничтожить. Но Моисей стал ходатайствовать перед Богом за народ. Хотя Моисей был кротчайшим человеком из всех когда-либо живших, тем не менее, когда дело коснулось интересов народа, над которым Бог поставил его вождем, он оставил свою природную застенчивость и с неподражаемой настойчивостью и чудесной смелостью стал умолять Бога за Израиль. Он не мог согласиться с тем, что Бог уничтожит еврейский народ, хотя Господь пообещал Моисею, что возвеличит его самого и произведет от него лучший народ, чем израильтяне.

    Моисей превозмог. Бог удовлетворил его искреннюю просьбу не уничтожать еврейский народ. Моисей взял скрижали завета, закон Десяти Заповедей и сошел с горы. Задолго до того, как он подошел к стану, до его слуха донеслись звуки буйного и пьяного веселья сынов Израилевых. Когда Моисей увидел их идолопоклонство и то, что они самым явным образом нарушили слова завета, то он крайне огорчился и вознегодовал на их низменное идолопоклонство. Моисею стало очень стыдно за соотечественников, он пришел в смущение, бросил на землю скрижали и разбил их. Поскольку иудеи нарушили свой завет с Богом, то Моисей, разбив скрижали, тем самым засвидетельствовал им, что и Бог разрывает Свой завет с ними. Скрижали с начертанным на них Законом Божьим были разбиты.

    Аарон, с его приятными манерами, очень мягко и учтиво попытался умиротворить Моисея, представляя дело так, будто народ и не совершал особо тяжкого греха, по поводу которого стоило сильно скорбеть. Моисей спросил у него в гневе: "Что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: "сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось". И я сказал им: "у кого есть золото, снимите с себя". И отдали мне; я бросил его в огонь и вышел этот телец" (Исх. 32:21-24). Аарон хотел внушить Моисею, что благодаря какому-то великому чуду их украшения переплавились в подобие тельца. Он не сказал Моисею, как вместе с другими ремесленниками придал золоту этот образ.

    Аарон полагал, что Моисей слишком неуступчив по отношению к народу. Ему казалось, что если бы Моисей был иногда менее твердым, менее решительным, более охотно шел на компромиссы с народом и удовлетворял его желания, он бы не наживал себе столько бед и в стане израильском царили бы мир и согласие. Вот почему Аарон попытался проводить эту новую политику. Он следовал своему природному темпераменту, уступая требованиям людей, чтобы не возбуждать в них недовольство, сохранить их расположение и тем самым предотвратить восстание, показавшееся ему неизбежным, если он не будет потакать желаниям соплеменников. Но если бы Аарон непоколебимо стоял за Бога, если бы он встретил предложение иудеев сделать им богов, которые отвели бы их назад в Египет, с тем праведным негодованием и ужасом, которое оно заслуживало; если бы он напомнил иудеям о громах на Синае, где Бог в такой славе и в таком величии изрекал Свой закон; если бы он напомнил им об их торжественном завете с Богом, когда иудеи обещали исполнять все, что Он повелит им; если бы он сказал им, что ни в коем случае не уступит их просьбам, даже если они убьют его, то тем самым оказал бы на народ доброе влияние и предотвратил ужасное отступление. Но когда от Аарона потребовалось, чтобы он, в отсутствии Моисея, правильно использовал свой авторитет, когда ему надо было стоять твердо и непреклонно, как это делал Моисей, и не позволить народу уклониться на путь греха, он употребил свое влияние во зло людям. Аарон не смог, используя свое влияние, отстоять честь Бога в соблюдении Его святого закона. Напротив, он помог утвердиться злу и дал народу преступные указания, которые тот охотно исполнил.

    Когда Аарон сделал первый шаг в неверном направлении, ему передался тот же дух, что овладел людьми, и он, словно полководец, повел их за собой в тенеты греха, а народ на удивление послушно последовал всем его указаниям. Таким образом, Аарон решительно одобрил самые тяжкие грехи, поскольку это было много легче, чем стоять за правду. Когда Аарон уклонился от своего долга и позволил людям грешить, то в него, казалось, вселилась новая сила, решимость, пыл и ревность. Внезапно его робость куда-то исчезла. С ревностью, которую он никогда раньше не проявлял, защищая честь Бога против всякой неправды, Аарон схватил инструменты, чтобы отлить из золота образ тельца. Он приказал построить жертвенник и с уверенностью, достойной лучшего применения, объявил народу, что на следующий день будет праздник Господу. Трубачи подхватили слово из уст Аарона и протрубили по всему стану израильскому о намечающемся празднике.

    Спокойная уверенность Аарона в неверном деле создала ему в народе даже больший авторитет, чем имел Моисей, когда вел иудеев по правильному пути и усмирял их мятеж. Насколько же страшная духовная слепота постигла Аарона, если он начал принимать свет за тьму, а тьму за свет! Какой дерзостью с его стороны было объявить праздник Господу среди всеобщего идолопоклонства, когда люди молились золотому образу! Мы видим на этом примере, какую власть обретает сатана над умами, если они полностью не отдают себя под управление Духа Божьего. Сатана поднял свой стяг посреди стана израильского, и он был превознесен, как знамя Божье.

    Аарон сказал без тени стыда или смущения: "Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исх. 32:4). Под влиянием Аарона сыны Израилевы еще более углубились в грех идолопоклонства, чем первоначально намеревались. Теперь они совсем не переживали о том, что горящая слава, подобная пылающему огню на горе, могла поглотить их предводителя. Иудеи решили, что теперь у них есть полководец, который вполне их устраивает, и были готовы сделать все, что он предложит. Они приносили мирные жертвы своему золотому богу и предавались удовольствиям, буйному веселью и пьянству. Тогда иудеи сами для себя решили, что с ними в пустыне произошло так много неприятностей не из-за их неправоты, а потому, что у них был плохой предводитель. Он был не тем человеком, который им нужен, - слишком неуступчивым и все время твердившим об их грехах, предупреждавшим, обличавшим и угрожавшим им Божественным неодобрением. Теперь у них установился новый порядок, они вполне довольны Аароном и собой. О, если бы только Моисей был таким же милым и приятным, как его брат Аарон, думали евреи, какой мир и согласие воцарились бы тогда в стане израильском! Теперь им не было дела до того, сойдет ли когда-нибудь Моисей с горы или нет.

    Моисей же, увидев идолопоклонство Израиля, так вознегодовал на позорную забывчивость иудеев и их отречение от Бога, что бросил каменные скрижали и разбил их. Аарон кротко стоял рядом, перенося порицание Моисея с похвальным терпением. Народ был очарован прекраснодушием Аарона и возмущен грубостью Моисея. Но Бог смотрит совсем не так, как человек. Он не осудил пылкое негодование Моисея, ибо оно явилось его ответом на низменное отступление Израиля.

    Этот истинный полководец решительно встает на сторону Бога. Он только что находился перед лицом Господа и умолял Его отвратить гнев от Своего заблудшего народа. Теперь ему предстояло как Божьему служителю выполнить еще одно дело: восстановить поруганную Божью честь в глазах народа и убедить иудеев, что грех есть грех, а правда есть правда. Моисею теперь надо было противодействовать страшному влиянию Аарона. "И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение" (Исх. 32:26-29).

    Моисей определяет истинное посвящение как послушание Богу; это значит стоять за правду и быть готовым осуществить Божьи намерения, выполнять даже самые неприятные обязанности и тем самым показывать, что Божьи требования стоят несравнимо выше притязаний друзей или даже жизни близких родственников. Сыновья Левия посвятили себя Богу, чтобы исполнить Его правосудие над преступлением и грехом.

    Аарон и Моисей согрешили, не воздав Богу славу у вод Меривы. Они оба устали от постоянных жалоб и провокаций сынов Израилевых, и в то время, когда Бог должен был милостиво явить Свою славу народу, чтобы смягчить и покорить сердца иудеев и привести их к покаянию, Моисей и Аарон приписали себе способность отверзать скалу. "Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?" (Числ. 20:10). Им представилась золотая возможность освятить Господа посреди собрания и показать иудеям долготерпение Бога и Его нежное сострадание. Сыны Израилевы роптали на Моисея и Аарона, потому что нигде не могли найти воды. Моисей и Аарон восприняли этот ропот как тяжкое испытание и бесчестие для себя, забыв, что люди огорчали не их, а Бога. Они согрешали против Бога и бесчестили Его, а не тех, кого Бог назначил исполнителями Своих намерений. Они оскорбляли своего лучшего Друга; видя причины своих бедствий в действиях Моисея и Аарона, они роптали на Божье Провидение.

    Велик был грех Моисея и Аарона, этих благородных вождей. Их жизнь могла бы со славой продолжаться до самого конца. Они были возвеличены и прославлены; однако Бог не оправдывает грехи тех, кто занимает высокое положение, точно так же как Он не оправдывает грехи людей, занимающихся простым трудом. Многие христиане по исповеданию смотрят на людей, не обличающих грех и не осуждающих зло, как на благочестивых и настоящих христиан, а тех, кто смело выступает в защиту правды и не желает изменять своим принципам в угоду дьявольскому влиянию окружающих, они считают неблагочестивыми людьми, которым не хватает подлинно христианского духа.

    Люди, защищающие честь Бога и любой ценой сохраняющие чистоту истины, пройдут через такие же многочисленные испытания, как и наш Спаситель в пустыне искушения. В то же время люди уступчивого нрава, у кого не хватает мужества осуждать зло, кто скромно молчит в тот решающий момент, когда надо решительно выступить в защиту правды, невзирая на мощное давление со стороны окружающих, сумеют избежать многих неприятностей и затруднений, но одновременно они потеряют славную награду, а может быть, и собственную душу. Те, кто живет в согласии с Богом и через веру в Него получает силу сопротивляться злу и выступать в защиту правды, всегда будут попадать в суровые передряги и зачастую оставаться в совершенном одиночестве. Но они одержат драгоценную победу, если сделают Бога своим упованием. Его благодать станет их силой. Их духовное восприятие обострится, и у них появится нравственное мужество сопротивляться злому влиянию. Подобно Моисею, такие люди обретут незапятнанный характер.

    Мягкость и уступчивость Аарона и его стремление во всем угождать людям ослепили его, и он перестал видеть грехи современников и понимать чудовищность того преступления, которое сам же одобрил. То, что Аарон поддержал зло и грех в Израиле, стоило жизни трем тысячам иудеев. Как разительно отличается поведение Моисея! После того как он засвидетельствовал израильтянам, что с Богом нельзя шутить безнаказанно, и продемонстрировал справедливое негодование Бога на их грехи, дав страшное приказание убивать друзей или родственников, упорствовавших в своем отступлении; после того как было совершено правосудие, дабы отвратить гнев Бога безотносительно к родственным чувствам или симпатии к любимым друзьям, также продолжавшим упорствовать в своем восстании, - только после этого Моисей оказался готовым к другому делу. Он доказал, что является истинным другом Бога и защитником интересов народа.

    "На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. Итак иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе. Вот, Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон" (Исх. 32:30-35).

    Моисей умолял Бога за согрешивший Израиль. Он не пытался преуменьшить грех народа перед Богом и не оправдывал его. Он откровенно признал, что иудеи совершили великий грех, сделав себе золотых богов. Но затем он набирается храбрости. Его жизнь так тесно переплелась с интересами Израиля, что он смело обращается к Богу и умоляет Его простить его народ. Если грех израильтян настолько велик, что Бог не может простить их, и их имена должны быть изглажены из Его книги, то пусть Господь тогда изгладит и его, Моисея, имя. Когда Господь повторил Моисею Свое обетование, суть которого состояла в том, что Его Ангел пойдет перед ним, когда он будет вести народ в обетованную землю, Моисею стало ясно, что его просьба о помиловании услышана. Но Господь предупредил Моисея, что непременно накажет Свой народ за его тяжкий грех, поскольку и Моисей не мог удержаться от того, чтобы не наказать израильский народ за его беззакония. Но если с этого времени иудеи будут послушны, то Он изгладит их великий грех из Своей книги.

    Аарон [евр. Ахарон] – значение имени точно не установлено, возможно, соответствует егип. «великое имя».

    Аарон был потомком Левия (третим по нисходящей линии Левий – Кааф – Амрам – Аарон), сыном Амрама и Иохаведы (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7). Он был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7). Она родила ему четырёх сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).

    Призвав Моисея быть вождём и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона на 83 году его жизни говорить к народу вместо его косноязычного брата. Он должен был стать «устами» Моисея (Исх. 4:16) и его пророком (Исх. 7:1).

    Аарон впервые упоминается в Исходе как «Аарон Левитянин». Он вышел встретить своего брата, Моисея, вернувшегося в Еги-пет после того, как Бог говорил с ним из горящего куста.

    Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (ст. 28-31) и перед фараоном. В дополнение к тому, что он был устами Моисея, Аарон также вы-полнял роль чудотворца: именно в его ру-ках был жезл, который сделался змеем и поглотил жезлы египетских чародеев, так-же сделавшиеся змеями (Исх. 7:8 и дал.). Этот жезл по мановению руки Аарона превра-тил воды Нила в кровь, а затем наполнил землю Египетскую жабами и воздух – мошками (Исх. 7:19; 8:5 и дал., 16 и дал.) (позднее жезл действует только в руках Моисея).

    Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Он вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1, 9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).

    Однако, когда в следующий раз Моисей взошёл на гору Синай в сопровождении лишь Иису-са (Исх. 24:12 и дал.), народ убедил Аарона сде-лать им зримый образ Божьего присутствия и он изготовил золотого тельца, чем вы-звал гнев Моисея (Исх. 32:1 и дал.). Его сло-ва, когда он представлял тельца народу, – «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 32:4), – были использованы Иеровоамом, когда тот поставил в Вефиле и Дане золотых тель-цов для поклонения (3 Цар. 12:28).

    В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (гл. 28; 29).

    Аарон утвердился в этом избрании, во-первых, после гибели Корея и его сторонников, затем, когда прекратилось поражение, после того, как он с кадильницей «заступил народ», а также когда его жезл пустил почки и расцвёл (Чис. 16:17). Будучи верным и самоотверженным в служении, он кротко молчал, когда его сыновья Надав и Авиуд были умерщвлены огнём от Господа (Лев. 10:1-3).

    Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – всё это устанавливается Самим Богом (Чис. 4:18).

    В Пятикнижии Аарон признан первосвя-щенником, а его сыновья священниками, чтобы служить в святилище (Исх. 28:1 и дал.; Лев. 8:1 и дал.). Аарон был помазан священным елеем и потому считался «пома-занным священником» (Лев. 4:3, и т. д.; ср.: драгоценный елей, стекающий на бо-роду Ааронову в Пс. 132:2). Аарон и его сыновья по-лучают специальную одежду, но облаче-ние Аарона особенное. На налобной дощечке, прикреплённой к кидару, головному убору Аарона , были вырезаны (как на печати) слова «Святыня Господня» (Исх. 28:36); к нарамникам (наплечникам) его эфода прикреплялся судный наперсник (щит на груди), украшенный двенадцатью драгоценными камнями (на каждом камне было вырезано имя одного из двенадцати колен сынов Израилевых), на наперсник были положены урим и туммим, при по-мощи которых бросали священный жре-бий, чтобы выяснить волю Божью в отно-шении Его народа (Исх. 28:15 и дал.).

    Самым знаменательным днём в го-ду для Аарона (как и для каждого «помазан-ного священника» после него) был День искупления (10-е число месяца Тишри), когда он проходил за завесу, отделявшую скинию собрания от внутренней части свя-тилища (святая святых), и кропил ковчег завета кровью жертвы очищения за грехи народа (Лев. 16:1 и дал.). В этом случае он не надевал свои красочные одежды славы и красоты, а только священный льняной хитон и нижнее платье льняное.

    Однако, несмотря на высокий статус Аарона, Моисей оставался главным пророком Бога для Израиля и главным посредником меж-ду Богом и израильтянами, что вызвало за-висть у Аарона и Мариам (Чис. 12:1 и дал.). На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис. 12).

    Сам Аарон (вместе с Моисеем) вызывал зависть других левитских семейств, чьим лидером был Корей (Чис. 16:1 и дал.). Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертвы воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона : жезл Левия, на котором было написано имя Аарона , зазеленел и расцвёл (гл. 16; 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр 9:4).

    В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис. 20). Вскоре Господь отзывает Аарона . Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца.

    Аарон умирает в возрасте 123 лет (Чис. 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис. 20:23-29).

    Как первосвященник, Аарон был ярким прообразом Христа, так как призван был Богом, помазан елеем, носил на груди имена колен, возвещал волю Божью через урим и туммим, вступал в Святое Святых в день примирения «не без крови», ходатайствовал за народ Божий и благословлял его. См. Евр 5:4; 7:11; 9:7 и далее.

    Аарону недостаёт самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других – Моисея, Мариами, народа. Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнического одеяния. В Евр. 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; 7:11).

    Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона ».

    «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона .

    В Новом Завете Аарон назван предком Елисаветы, ма-тери Иоанна Крестителя (Лук. 1:5), и также упоминается Стефаном в его обзоре исто-рии Израиля (Деян. 7:40). Апостол Павел, автор Послания к Евреям, противопо-ставляет обрезание и наследственное левитское священство Аарона совершенному и вечному служению Иисуса в небесном святилище (Евр. 5:4; 7:11 и т. д.).

    Новый Библейский словарь

    Аарон был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом и законодателя Моисея (Исх. 28:1). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царём Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16; Исх. 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую.

    Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от неё четырёх сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх. 6:23).

    Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно Самим Богом были призваны к священническому служению (Евр. 5:4). Но ещё прежде посвящения, когда Моисей отошёл на гору Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон , уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жён и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 27:4). Увидав это, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: «Завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть» (Исх. 32:1, 6).

    За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как это малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после этого не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божьей, при той же горе Синайской возвёл его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками (Лев. 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона , Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лицо Господа «огонь чуждый», за что и были умерщвлены огнём, посланным от Господа (Лев. 10:1, 7). Книга Чисел (Чис. 3:4) отмечает, что это случилось, когда народ был ещё в пустыне Синайской. Вслед за их смертью, Моисей пошёл к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: «В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10:3).

    Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон , с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрёк, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказой (Чис. 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощён.

    Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон, подобно ему, нередко подвергался упрёкам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 людьми наиболее выдающихся Израильтян из других колен. «Всё общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3) − говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землёю, а 250 сообщников их сожжены огнём небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис. 16:41): «Вы умертвили народ Господень», − вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в неё курение и огня с жертвенника, стал между мёртвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. 16:42, 49).

    После этого наказания возмутителей, первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12 колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левиина, с именем Аарона , расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали (Чис. 17:8). Этот-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями.

    Впрочем, Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божье, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис. 20:12). В сороковом году по выходе из Египта, Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на её вершине (Чис. 20:28).

    В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у Арабов горою Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).

    Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми , в честь их великого родоначальника.

    По общей хронологии, рождение Аарона было в 1574 до Р.Х., призвание в 1491, посвящение в 1490, и смерть в 1451.

    20.04.2015

    Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя».
    По приданию Святой был сыном Амрама, а также считается потомком Левия. У него был брат и сестра. Сестру звали Мариами, и она была старше Аарона, брата звали Моисей, который был младше Аарона на 3 года. Жена Спасителя, Мариами (дочь Аминадава), родила ему 4-х сыновей. Назвали их: Авиуд, Ифамар, Навад и Елеазар.

    В свое время после призвания Моисеем, Аарон стал вождем и боролся за освобождение Израиля. Таким образом, Бог сделал его в 83 года устами Моисея. Он должен был разговаривать с людьми вместо своего брата, который не любил вести разговоры с людьми.

    Первое упоминание об Святом встречается в «Исходе». В этом писании он выступает под именем Аарон Левитянин. Из «Исхода» можно понять, что Священник отправился навстречу своему брату Моисею, который ушел в Египет после разговора с Богом.

    Аарон в свое время был очень достойным человеком, однако он страдал из-за своего слабого характера. Довольно часто ему приходилось действовать по указанию других и весьма редко по изъявлению собственного желания. О слабости характера Святого свидетельствует, например, и такой факт, что в то время когда не было Моисея, он легко поддался требованиям людей при Синае, и изготовил специально ему тельца из золота.

    Также был момент, когда Священник присоединился к своей сестре и начал нехорошо говорить о Моисее, но после перешел на сторону брата, когда тот ослушался указания Божьего и несколько раз посмел ударить по скале. Совершив это деяние, они были навсегда лишены счастья, ступить в земли обетованные.

    Аарон прожил 123 года и умер на глазах у множества людей, которые сильно горевали об его кончине. Смерть настигла Святого на горе Ор. Гробница, расположенная на этой горе, сегодня арабами признается как сама погребальная Священника. Однако многие данные свидетельствуют о том, что она появилась намного позднее кончины Святого.

    Священство Аарона – установление

    Считается, что установление в священство является самым важным посвящением, которое когда-либо давал Господь людям. Говориться, что дается оно для сохранения религии во всем мире и является самым величайшим и вернейшим условием присутствия ее на земле, и впоследствии она даст духовное спасение человечеству.

    Естественно, священничество было распространено и ранее. Роль служителя выполнял самый старейший в роду. Однако после было введено так, что необходимо перевести из этого неопределённого состояния и устройства священничества в новое учреждение, в котором существовал ряд правил и канонов, и отделялось оно от общей массы людей.

    В обязанности служения теперь входило даже ношение определенного вида одеяния. Естественно, многие в патриархальном обществе были очень недовольны такими новыми решениями и нарушением старых устоев. Это негодование возросло в массах настолько, что Богу пришлось совершить чудо, чтобы в головах людей запечалилась истинная сущность нового учреждения.

    Прообраз Иисуса Христа в образе Аарона

    Положив начало священничеству, Святой Аарон, по праву может считаться прообразом Божественного начала, созданного для спасения, а именно можно проследить образ Иисуса Христа в прообразе и деятельности Святого. Такое заключение может напрашиваться после проведения параллелей между Иисусом Христом и Священником на основе двух заветов.

    О том соотношении учит уже сам Павел, а после него остальные отцы и учителя церкви. Сам апостол в своих учениях указывает на очень близкое сходство между Христом и сыном Амрама, как в их образах, так и самом учении и священничестве. Никто самовольно не может присваивать звание священника ни Иисус, ни Аарон. Оба они были назначены на службу самим Богом. Но, несмотря на то, что оба получили свое благословение служить людям от Всевышнего, прослеживалось явное превосходство Христа. Так, Аарон мог только подготавливать и совершать спасение, которое окончательно завершал Иисус.

    После Павла еще многие отцы превозносят напоминания о божественном признании Аарона. Кирилл Александрийский отмечал, что прослеживается в Святом прообраз Иисуса в духовном плане. Так, разделив Христа и Аарона при повелении следовать за Моисеем, было показано тем самым несовершенство и слабость Ветхого завета. Таким образом, можно судить о бесполезности и несовершенстве Моисеевых постановлений, в которые веруют некоторые иудеи отказавшихся от Первосвященника Иисуса Христа.

    Аарон являлся человеком весьма красноречивым и, являясь прообразом Первосвященника, был дарован Богом Моисею в помощь для освобождения Израиля. Без помощи Священника, Моисею не удалось бы освободить город, ведь он был косноязычен в словах. Закон, существовавший в то время, был слишком маловажным и слабым, чтобы помочь в освобождении. В связи с этим, Бог даровал человечеству Иисуса, который и проводит спасение мира через священничество.

    И вот, наконец, Аарон, посвящённый в священники, получает отличительное одеяние и священнические отличительные знаки от самого Создателя. Епископ Кирилл более подробно рассказывает в своих писаниях об одеянии Первосвященника. Из рассуждений следует, что спаситель носил первое имя означающее, что именно он является Первым Спасителем, а второе имя Христос указывает на принадлежность Спасителя к священникам, которые проводили служение. В итоге, оно так и есть, что Иисус и есть Аарон в своем начальном священническом обличии, являются продолжением одного.

    Само писание не дает полного совершенного изображения Святого, а наоборот, она дает некоторую критику и подчеркивание несовершенства первого священника Израиля.

    В свое время Моисею пришлось заниматься выманиванием прощения у Бога. Он просил его для своего народа и своего сподвижника. Таким образом, Моисеем и Аароном впервые был проделан круг откровения. Бог проявил милость к Святому и даровал ему прощение, которое после в полной мере проявилось в деяниях Иисуса Христа.



    Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...