А восприятие и понимание человека. Восприятие и понимание человека человеком. Восприятие и понимание людей

14.04.2024 Инсулин

Ломов и Бодалев. Бодалев показал, что восприятие человека человеком характеризуется: а) объективированностью - мы воспринимаем определенные качества, черты и т.п, как привязку качеств человеку; б) субьективность; в) целостность - люди склонны формировать целостный, завершённый образ другого человека; г) структурность. Восприятие человека человеком характеризуется предметностью (свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку), объективированностью и субъективностью, а также целостностью и структурностью.

Исследования Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. показали роль условий в становлении образа другого человека (расстояния, ракурса, освещенности), а также роль активности субъекта восприятия и фактора установки.

Доказана связь между полнотой, правильностью и яркостью восприятия и таким фактором, как отношение к объекту восприятия. Также рассматривалось влияние фактора возраста при восприятии человека. Указано, что с возрастом в восприятии другого человека происходят определенные изменения (увеличивается количество характеристик физического облика, увеличивается количество экспрессивных характеристик, падает количество описания физического оформления, становится богаче воспринимаемая палитра чувств, повышается степень точности восприятия и т.д.). Описаны индивидуальные и профессиональные различия в восприятии другого человека. Выявлены индивидуальные различия в фиксировании различных этапов внешности, в точности восприятия и фиксирования особенностей выразительного поведения. Описан факт влияния профессиональной установки на формирование образа другого человека. Данные особенности восприятия, связанные с родом деятельности, явно проявляются у врачей, артистов, писателей, следователей, педагогов и т.д. (Кто наиболее точно и полно воспринимает внешность другого человека? – Художник. Кто наиболее точно воспринимает особенности пластики другого человека? – Хореограф. Чье восприятие в наибольшей степени искажено профессиональными установками? – Учителей и работников правоохранительных органов. Почему?)

Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. Здесь были проведены исследования процесса формирования понятий о личности другого человека. Выявлено, что на этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

1. теснота и длительность знакомства;

2. сформированность как личности субъекта восприятия;

3. личностный опыт предыдущего общения.

Показана важность в процессе понимания таких явлений, как “житейское общение”, социальных и индивидуальных образцов – эталонов, с которыми сопоставляется воспринимаемое лицо, а также стереотипов. Показана важность в понимании таких качеств личности субъекта, как наблюдательность, воображение, эмпатия, интуиция и т.д. Указывалось, что накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию его перцептивных процессов и увеличению точности в восприятии других людей и себя.

Описаны возрастные и профессиональные особенности понимания человеком других людей. Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.

Лекция 35. СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РУБИНШТЕЙН И ЕГО ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:

Человек и мир.

Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Сергей Леонидович Рубинштейн выдающийся советский психолог и философ. Он создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологической науке. Среди крупнейших советских психологов он – единственный, кто добился выдающихся достижений одновременно в области психологии и философии. Он первым в советской психологии систематически и глубоко разработал категории бытия, человека, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального и т.д. он, в частности, убедительно раскрыл различия и взаимосвязь между бытием и объектом и показал неправомерность сведения бытия к материи. Он оригинально и плодотворно разработал общефилософский принцип детерминизма и построил на его основе психологическую теорию личности и теорию мышления как деятельности и как процесса. Много нового и до сих пор ценного внес он в теорию эмоций, памяти, восприятия, речи и т.д.

Рубинштейн вступил в психологическую науку как методолог. Основной задачей его в первый период его творчества была разработка методологических основ психологической науки, выяснение ее основных принципов (1930 –1940е гг.). Второй период его творчества – обращение к проблемам онтологии и философии человека, попытка вернуть личность в психологию.

Концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея субъекта (личности, творца) является центральной. Не случайно, что свои первые серьезные работы он посвящает исследованию категории субъекта. В них Рубинштейн формирует принцип субъекта деятельности – в деятельности субъект и проявляется, и формируется. Субъективное (возникающее в деятельности человека) является отражением реально существующего бытия, объективного. Поэтому объективное и субъективное не противоположны друг другу.

Основой этой системы является общее понимание деятельности. Рубинштейн и ее соотносил с личностью и окружающим бытием. Образование субъектов в системе бытия означает возникновение “центров перестройки бытия”, в чем их особая онтологическая роль. Качественно новым здесь является введение отражения и сознания как способностей субъекта и введение (помимо сознания и деятельности) третьего оси – отношения субъекта к другому субъекту.

Итак, субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает “внешность”, внеположенность объекта и другого субъекта, то есть, преодолевает его обособленность, обнаруживает, преобразует, усиливает сущность субъекта или объекта. Субъект, таким образом, неразрывно связан со своей деятельностью. Но субъект никогда не сводим к своей деятельности, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется.

Единство деятельности, сознания и личности. Основой построения новой психологической науки стала разработка новых принципов. Первым из них стал принцип единства сознания и деятельности: сознание человека формируется и проявляется в человеческой деятельности (как в онтогенезе, так и в историческом плане). В деятельности осуществляется связь гносеологического (познания) и онтологического (переживания). Сознание, высший уровень психики, определяется Рубинштейном как единство двух характеристик – предметной и субъектной (отношение личности к миру).

Индивидуальное сознание детерминирован общественным сознанием и общественным бытием, теми отношениями, в которые индивид вступает. То есть, функция деятельности по отношению к сознанию – развитие и детерминация. Но сознание, с другой стороны, выступает как регулятор деятельности. Оно обнаруживает эту способность, только будучи понято как высшее личностное образование.

Но Рубинштейн критикует сведение личности лишь к одному ее сознанию. Личность является основанием, на котором и в системе которого осуществляется функционирование и развитие всех психических процессов. Рубинштейн указывает на три основные зависимости: 1) все психические процессы не только универсальны, но и индивидуальны; 2) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития; 3) психические процессы не остаются только процессам, совершающимися “самотеком”, а превращаются в сознательно регулируемое действие, которое личностью овладевается.

Описывая структуру личности, Рубинштейн приходит к триединой формуле:

1. чего хочет человек, что для него имеет привлекательности (направленность, потребности, установки, идеалы);

2. что может человек (способности, дарования);

3. что есть он сам (что из его тенденций и установок закрепилось в характере).

Эти три модальности образуют целое, но это целое не задано изначально, не статично. Целостность личностной структуры определяется и скрепляется деятельностью.

Личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности. Основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека, смыкаются в реальном единстве личности. Психический облик личности определяется реальным бытием человека и формируется в конкретной деятельности. А сама деятельности человека формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и бучения овладевает духовной и материальной культурой.

Сама личность включена в систему более широких отношений – жизненного пути – в которых осуществляется ее функционирование и ее деятельность, поведение и развитие. Жизненный путь – это процесс, в котором происходит формирование и изменение личности. В связи с этим Рубинштейн дифференцировал:

1. психический склад личности (в том числе индивидуальные особенности всех психических процессов);

2. личностный склад (в том числе – качества характера, способности и т.д.);

3. жизненный склад (нравственность, ум, мировоззрение, активность, жизненный опыт и т.д.).

Одной из важнейших категорий, которую Рубинштейн связывал с жизненным путем и рассматривал как интегральную характеристику личности, является направленность. Направленность соединяет неосознаваемые установки, тенденции личности и ее сознательные структуры, отражательный аспект и поведенческий. Направленность – это активность личности. Осуществляющая объективацию не только отдельных мотивов, но и всей личности, поэтому направленность – это самовыражение личности, ее тенденция самореализации.

Направленность – это интегральная способность действующего субъекта, самоосознание – интегральная способность осознающего субъекта. Самосознание личности опосредованно всей жизнедеятельностью субъекта, всеми его жизненными проявлениями. Самосознание возникает в ходе развития личности и ее сознания как особенное новообразование.

Психический процесс и психическая деятельность. Во второй половине 40-х гг. начинается новый этап в научном творчестве Рубинштейна. На этом этапе Рубинштейн вновь возвращается к вопросам взаимодействия человека с миром в форме деятельности. В ходе взаимодействия человека с миром непрерывно изменяется и окружающая действительность и человек как субъект деятельности и общения. Отражая эту изменчивость, психика сама является динамичной и пластичной, то есть, является процессом, регулирующим отношения человека с миром. Эта процессуальность как главная особенность психического начинает разрабатываться Рубинштейном как принципиальное положение в психологической науке.

Рубинштейн рассматривал психическое как процесс и как продукт указанного процесса, причем именно процесс есть основная форма существования психического.

Изучать психические процессы означает также изучать формирование соответствующих образований, то есть результатов, продуктов. Безотносительно к образованию невозможно очертить и сам психический процесс, отделить его от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующих психических процессов. Каждое психическое образование – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении. Таким образом, психологическая наука изучает психическое как процесс в соотношении с его продуктами, но не эти продукты сами по себе.

С точки зрения Рубинштейна, главная задача психологического исследования заключается в том, чтобы изучать психику в единстве этих двух ее сторон – деятельностной и процессуальной. Исследование мышления как процесса, например, должно включать в себя изучение процессов анализ и синтеза, посредством которых решаются мыслительные задачи. Мышление как деятельность рассматривается тогда, когда учитываются мотивы человека, его отношение к решаемым задачам.

Психолог должен дифференцировать процесс и деятельность. Каждая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процесс, но не всякий процесс выступает как деятельность. Деятельность – такой процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру и людям.

Теория психического процесса разработана, главным образом, на материале психологии мышления. В поздних работах Рубинштейна мышление рассматривается как деятельность субъекта (со стороны целей, мотивов, операций и т.д.), и как ее (деятельности) регулятор – психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта). Под мыслительным процессом понимается не просто последовательность во времени определенных этапов (стадий, операций), но и иной, качественно новый уровень, который является формой взаимодействия человека с миром.

В своих исследованиях мышления, прежде всего у детей, Рубинштейн реализовывал новый принцип, конкретизирующий деятельностный подход. Рубинштейн считал необходимым в психологическом эксперименте вводить педагогическое воздействие. Этот педагогический принцип реализовывался Рубинштейном вместе с принципом индивидуализации психологического изучения людей и вместе с генетическим принципом. Рубинштейн подчеркивал непрерывную изменяемость, пластичность процесса мышления, его формирование в деятельности.

Человек и мир. Само возникновение человеческого бытия является возникновением центра его преобразования, а потому и бытие является с появлением человека в новом качестве – мира для человека, объекта для субъекта. Мир – преобразованное человеком бытие, преобразованное его деятельностью.

С возникновением человека бытие превращается в объект, остающийся независимым от познания в смысле своей объективности (мир может существовать и без человека) и становящийся зависимым от субъекта в смысле реальности практических преобразований (только при наличии субъекта мир становится объектом).

Мир – это совокупность вещей и людей, в которых вкладывается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности. Качество природы, не связанное с человеком, Рубинштейн определял как материю.

Категория субъекта определялась Рубинштейном через совокупность отношений к миру, в число которых вводится познание, действие, созерцание и этическое отношение. Рубинштейн рассматривает субъекта в двух взаимосвязанных, но качественно различных отношениях: отношении к бытию и отношении к другому человеку. Отношение человека к человеку составляет общественную характеристику и познания, и деятельности, опосредует отношение человека к бытию и выделяется как социальная область жизни.

Темы семинарских занятий.

Тема 1: История психологии как наука.

1. Понятие предмета и объекта науки.

2. Теоретический и эмпирический уровни научного знания.

3. Предмет психологии и истории психологии.

4. Задачи психологии и истории психологии.

Литература:

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Тема 2: Древнегреческая философия и психология.

2. Естественнонаучные представления Алкмеона.

3. Учение о темпераменте Гиппократа.

4. Философско-психологическая концепция Левкиппа – Демокрита.

5. Философские и этические взгляды Сократа.

6. Учение о душе Платона.

7. Учение Аристотеля о душе.

8. Учение о душе Эпикура.

9. Психофизиология Галена.

Темы рефератов:

1. Представления о душе философов Милетской школы.

2. Понимание природы души Гераклитом.

3. Естественнонаучные представления Алкмеона.

4. Психологические воззрения Эмпедокла.

5. Учение о душе Анаксагора.

6. Стоики и их учение о душе.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 3: Психология в Средневековый период.

1. Психологические идеи в арабском мире.

2. Неоплатонизм.

3. Томизм.

4. Философские и психологические идеи Р. Бэкона.

5. Философские и психологические взгляды В. Оккама.

Темы рефератов:

1. Научные взгляды Авиценны.

2. Научные взгляды Альгазена.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

Тема 4: Психология периода Нового времени.

1. Особенности развития философии Нового времени.

2. Эмпиризм Ф. Бэкона.

3. Учение Р. Декарта о душе.

4. Концепция машинообразного акта Р. Декарта.

5. Учение Т. Гоббса.

6. Учение о психике Б.Спинозы.

7. Монадология Г. Лейбница.

8. Сенсуализм Дж. Локка.

Темы рефератов:

1. Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях.

4. Учение Б. Спинозы о единой субстанции.

5. Учение Б. Спинозы об аффектах.

6. Психофизический параллелизм Г. Лейбница.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 5: Психология эпохи Просвещения.

1. Эпоха Просвещения.

2. Учение об ассоциациях Д. Гартли.

3. Философские взгляды Дж. Беркли.

4. Философские взгляды Д. Юма.

5. Взгляды на природу человека французских просветителей.

6. Концепция развития ребенка Ж.-Ж. Руссо

Темы рефератов:

1. Ассоцианизм в философии и психологии.

2. Солипсизм в философии.

3. Концепция “человека – статуи” Э.Кондильяка.

4. Ж.-Ж. Руссо о воспитании.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 6: Возникновение психологии как науки.

1. “Личное уравнение” в астрономии.

2. Влияние дарвинизма на науки о человеке.

3. Достижения физиологии.

4. Развитие психиатрии.

Темы рефератов:

1. Ч. Дарвин и его труд “Происхождение видов”.

2. Ч. Дарвин: психология эмоций.

3. Развитие взглядов на природу и лечение психических заболеваний.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

6. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 7: Экспериментальная психология.

1. Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера.

2. Экспериментальная психология Г. Гельмгольца.

3. “Новая психология” В. Вундта.

4. Эксперименты Г. Эббингауза.

Темы рефератов:

1. Учение о сознании В. Вундта.

2. Психологическая лаборатория В. Вундта.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 8: Зоопсихология. Дифференциальная психология.

1. Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии.

2. Закон экономии К. Ллойд-Могана.

3. Теория тропизмов Ж. Леба.

4. Ф.Гальтон: исследования наследуемости умственных способностей.

5. Развитие метода тестов.

6. А. Бине: диагностика умственного развития.

Темы рефератов:

1. Р. Йеркс и исследования интеллекта обезьян.

2. Зоопсихология и этология.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 9: Психология развития.

1. С. Холл: педология.

2. Дж. Селли: ассоцианизм в детской психологии.

3. Э. Клапаред: идея саморазвития.

4. А. Гезелл: нормальное детство.

5. Дж. М. Болдуин: культурное развитие ребенка.

6. К. Бюлер: стадии психического развития.

7. М. Мид: этнопсихология детства.

Темы рефератов:

1. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.

2. Теория рекапитуляции и биогенетический закон С. Холла.

3. М. Мид: типы культур в истории человечества.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 10:Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника.

1. Социальный эволюционизм Г. Спенсера.

2. Концепция коллективных представлений Э. Дюркгейма.

3. В. Дильтей: концепция ценностей.

4. Психология народов.

5. Теория инстинктов социального поведения.

6. Психотехника.

Темы рефератов:

1. Э. Дюркгейм: проблема самоубийства.

2. “Описательная психология” В. Дильтея.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

5. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 11: “Новая психология”.

1. Структурализм Э.Б. Титченера: предмет и задачи психологии.

2. Структурализм Э.Б. Титченера: изучение сознания.

3. Вюрцбургская школа в психологии: исследования мышления.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

7. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

Тема 12: Функционализм.

1. “Новая психология” Ф. Брентано.

2. Концепция “психических функций” К. Штумпфа.

3. Психология сознания в работах В. Джемса.

4. Психология личности в работах В. Джемса.

5. “Чикагская школа” Дж. Дьюи.

Темы рефератов:

Психология религиозного опыта в работах В. Джемса.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Изд. группа “Евразия”, 1998.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

5. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. М.: РОУ, 1994.

6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 13: Российская психология во второй половине

XIX– начале XX в.

1. Российская наука во второй половине XIX в.

2. П. Юркевич как основатель религиозной психологии в России.

3. Философия мистицизма В.С. Соловьева.

4. Интуитивизм Н.О. Лосского.

5. Философско-психологические взгляды С.Л. Франка.

6. Учение о рефлексах И.М. Сеченова.

7. Работы И.П. Павлова.

8. Рефлексология В.М. Бехтерева.

9. Учение о доминанте А.А. Ухтомского.

Темы рефератов:

1. Религиозная философия и психология В.С. Соловьева.

2. И.П. Павлов: рефлекс свободы.

3. В.М. Бехтерев: “Коллективная рефлексология”.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 1994.

2. Степанов С.С. Психология в лицах: (Творч. биогр. замечат. ученых, определивших направления развития соврем. психологии.) М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб,: Михайлов, 2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины в. М.: Изд. центр “Академия”, 1997.

Тема 14: Основные понятия психоанализа.

1. Психика и психический аппарат.

2. Психическая деятельность: сознательное, бессознательное, предсознательное.

3. Первичные и вторичные психические процессы.

4. Энергия либидо.

5. Инстинкты и влечения.

Темы рефератов:

Принцип удовольствия и принцип реальности.

Литература:

1. Ч. Райкрофт критический словарь психоанализа, - Спб, 1995.

2. Фрейд З. Я и Оно// Хрестоматия по истории психологии. – М., 1998.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб, 1997.

Точность восприятия и понимания данным человеком социального поведения других людей в социальной психологии определяется термином социальная перцепция.

В процессе взаимодействия люди выдают огромное количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов, раскрывающих цели в данной ситуации и их реакции на вовлеченных в ситуацию других людей. Следовательно, важно точно анализировать сигналы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других людей, он может внести поправки в свое собственное поведение, которые необходимы для получения желаемого результата.

С другой стороны, человек должен быть в состоянии не только точно воспринимать реакции других, но и проявлять точность в оценке своего собственного поведения.

Таким образом, необходимо отметить, что в ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность в преобразовании ситуации, себя и отличается большей адекватностью в реагировании. Исходя из этого объективно необходимым и важным является рассмотреть факторы, которые мешают целостному формированию образа партнера по общению.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о каком-то человеке, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение определенного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других.

Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную вами информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межличностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформированной у вас кем-либо негативной установки.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных конкретных разногласий). После того как такой анализ проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др. Что следует предпринять в этом
случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт. Барьер «неверных стереотипов». Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений, скажем: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».
Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает он в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Вспомните, как люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. А кто помоложе раздражаются, посмеиваются, в результате возникают осложнения в межличностных отношениях.

Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. Мы
должны знать, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения с людьми.

Настроение и поведение человека в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира. А. Т. Бек называет эти конструкты как отрицательные когнитивные модели, или схемы. Эти схемы подобны фильтрам, «концептуальным очкам», сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе интерпретируем. Представители когнитивизма (одного из направлений в психологии) подчеркивают, что у человека нет прямых реакций на большинство ситуаций, но его эмоциональные реакции зависят от того, как он воспринимает события. В итоге не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысливаем их.
Следовательно, закономерным является и выявление факторов, способствующих наиболее объективному формированию образа, и что является основой адекватного отношения к партнеру.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях.

1) Опыт. Для того чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях.

Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и, когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».

У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, даже если - что возможно - нам нужно отдать дань и теориям интуитивного понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.

2) Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

3) Интеллект. Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Верной обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может
заменить исключительный интеллект. В целом, однако, хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. Понимание людей - это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.

4) Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других. Компульсивный невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно будут накладываться как проекция или ценностное суждение на наши оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана необходимость предварительного познания себя. Прежде чем аналитик сможет развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный.

5) Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

6) Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят социальными ценностями, не хватает времени на беспристрастное изучение других людей. Они испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений на- столько, чтобы обрести непредвзятый взгляд.

7) Эстетические склонности. Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей... Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо.

8) Социальный интеллект. Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем, у интервьюера, должен быть такой «социальный дар», поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки.

Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми. Для того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания.

Монография посвящена Восприятию и пониманию людьми друг друга. В ней рассматриваются закономерности и механизмы восприятия и понимания человека как объекта познания, дается анализ психологической интерпретации личности личностью и показывается, как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности, связанные с ее возрастом, профессией и индивидуально-неповторимым своеобразием. Монография рассчитана на специалистов, представляющих гуманитарные науки, но ее с интересом прочтут все читатели, которые хотят разобраться в законах, по которым строится общение людей.

Глава 1. Познание человека человеком как научная проблема 5

Глава 2. Человек как объект познания 16

Глава 3. Восприятие человека человеком (характеристика процесса) 32

Глава 4. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека человеком 56

Глава 5. Профессиональные особенности восприятия человека человеком 99

Глава 6 Общие особенности понимания людьми друг друга 111

Глава 7. Возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком 145

Глава 8. Влияние рода деятельности и положения человека на понимание им других людей 157

Глава 9. Формирование первого впечатления о другом человеке 178

Заключение

Предисловие

В настоящее время во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами, таким образом, обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий о личностных качествах их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определенного физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том, что он говорит, и в том, что он познает.

Говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо также видеть, что оно, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации в свою очередь всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты.

Образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге, неся людям информацию об объективных характеристиках каждого участника деятельности и о его возможностях, позволяют им вести себя в соответствии с отмечаемыми ими у другого человека свойствами и целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные формы отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения.

Человек в роли объекта познания, как и любой объект действительности, вызывает у познающих его людей определенное отношение. Но по причине того, что он сам способен «творить мир», активно влиять на ход общения, на результаты труда с другими, он своим поведением сильнейшим образом воздействует на отношение к нему со стороны окружающих его людей. А имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в свою очередь в громадной степени обусловливают конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них вызывает.

В познании человеком других людей без большого труда могут быть выделены этическая, эстетическая и аксиологическая характеристики. Этическим, эстетическим и просто широким ценностным нормам человек постоянно следует в своем выразительном поведении, оформлении внешности и поступках, когда он оказывается в роли объекта познания для других. И он более или менее сознательно исходит из этих же норм, когда ему приходится оценивать любого из окружающих его людей. Во всех таких случаях сформированные у него критерии нравственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и не имеющего цены неизменно определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира. В этих образах и в этом понимании, в конце концов, всегда отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении. Положение человека в системе ценностей проявляется четко в том, насколько устойчиво субъект стремится к раскрытию индивидуально-неповторимых характеристик каждого из познаваемых им лиц и, стало быть, насколько он тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к этим лицам. Как свидетельствуют факты, устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, оказывается одним из важнейших условий общего успеха их деятельности.

Вместе с тем к настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных планах освещают процесс психологической интерпретации человеком другого человека как личности. В предлагаемой читателю монографии предпринята попытка свести все эти данные вместе и в единой системе представить особенности, которые характеризуют формирование понятия у личности о личности.

Заключение

Мы закончили рассмотрение основных вопросов, относящихся к проблеме познания людьми друг друга в условиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проблема, являясь самой психологической из всех психологических проблем, чрезвычайно сложна и представляет большую трудность для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: диалектического и исторического материализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, этнографии.

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,— это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи.

Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирование у них понятий о личности каждого из участников деятельности. В формирующееся у индивида понятие о личности другого человека, сотоварища по деятельности, всегда включаются прежде всего те его качества, наибольшему проявлению (а значит, и познанию) которых данная деятельность больше всего благоприятствует.

Любой вид непосредственного взаимодействия людей друг с другом, будь это совместный труд рабочих на производстве, работа учителя и учеников на уроке, встреча спортсменов на стадионе, неторопливая беседа пенсионеров на скамейке парка, всегда предполагает опору общающихся на многокомпонентную систему знаний и умений, формирующуюся в течение всей жизни человека. При общении человека с другими людьми у него так или иначе актуализируются и функционируют представления и понятия, в которых аккумулированы его знания о моральном и аморальном, прекрасном и безобразном и т. п., т. е. нормы и ценности, характерные для общества, сформировавшего личность этого человека. У него также проявляется в большей или меньшей степени выработанное обществом умение «читать» экспрессию, психологически истолковывать поведение людей, сопереживать им, давать оценку.

В условиях повседневного взаимодействия с различными людьми человек постепенно учится типизировать и классифицировать их, причем в эту классификацию включается большее или меньшее число типов. Наличия такой «классификации» человек у себя, как правило, не осознает, тем не менее отдельные ее «звенья» при познании им других людей постоянно «говорят свое слово», что особенно заметно, когда ему приходится воспринимать незнакомых людей и давать оценку их личности. При обнаружении у познаваемого лица таких же признаков, как те, на основании которых у человека прежде сформировалось понятие об определенном типе личности, он, зная, как ведет себя данный тип в той или иной ситуации, прогнозирует поведение названного лица и избирает для себя по отношению к нему способ действий, которому он привык следовать при общении с представителями указанного типа.

В образе, который у индивида возникает в процессе общения с другим человеком, в характере понимания им других людей всегда находит выражение сформированность самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения. В них проявляется уровень развития его как представителя определенного народа, общественного класса, группы, как члена определенного коллектива. В них выступает также его гражданская и психологическая зрелость, его профессия, сформированные у него нравственно-эстетические требования к людям.

Система образов и понятий, в которых обобщен опыт познания людей и выражены требования к их облику и поведению, складывается в основном под влиянием общества, членом которого он является, и вместе с тем всегда несет на себе печать того неповторимого пути, который прошел человек, формируясь как личность. В связи с этим названная «система» может в одних случаях очень далеко отстоять от действительности и включать в себя большое число неверных представлений и понятий о внутреннем мире людей, мотивах их поведения, их возможностях, общественной ценности. В других же случаях эта система состоит из образов и понятий, верно отражающих и обобщающих психологию тех людей, с которыми индивид так или иначе сталкивался в своей жизни.

Образы и понятия, в форме которых у человека, принадлежащего к современному обществу, отлагается и существует знание людской психологии, складываются у него как при непосредственном общении с другими людьми, так и опосредованным путем — через печать, радио, телевидение и пр. У одних людей может преобладать первый путь накопления психологических знаний, и непосредственное общение с другими людьми может быть широким и разнообразным. У других накопление психологических знаний может идти главным образом вторым путем. При ограниченных личных контактах такие люди могут накапливать знания о других людях, сталкиваясь с продуктами их труда, слыша из различных источников об их деятельности, воспринимая оценки, которые дают им коллективы, общество. У третьих преобладания какого-то одного из названных способов познания людей может и не быть, и оба пути могут достаточно плодотворно вооружать индивида знанием человеческой психологии, в одних случаях дополняя друг друга и действуя в одном направлении, а в других — больше или меньше противореча один другому.

Но хотя обычно познание психологии людей и выработка конкретных «эталонов» их оценки формируются у человека благодаря анализу и обобщению впечатлений, получаемых из многих источников, вместе с тем его личному опыту совместного труда с разными людьми и непосредственному общению с ними принадлежит в этом процессе важнейшая роль. Знания, получаемые человеком о других людях при прямом контакте с ними, имея, как правило, сильнейшую эмоциональную окраску, облегчают выработку одних психологических обобщений и критериев оценки людей и затрудняют формирование других.

Дела, поступки конкретных людей, все их поведение в целом в разных обстоятельствах, являясь для отдельного человека источником формирования знаний о каждом из них, вместе с тем в конечном итоге оказываются и показателем правильности этих знаний и оценок. Практика общения, совместного труда, совместной жизни людей является, таким образом, не только источником познания людьми друг друга и не только сферой приложения накапливаемых индивидом знаний о людях, но вместе с тем эта практика выполняет функцию мерила объективности таких знаний.

Образы восприятия людей, понятия о личности каждого из них, участвуя в регуляции действий познающего субъекта, тем самым играют роль фактора, который обусловливает выработку у него определенных форм поведения по отношению к другим людям, ощутимо влияющего на развитие его характера. Наличие в характере человека таких черт, как доверчивость, искренность, общительность, или таких, как подозрительность, неискренность, замкнутость, всегда свидетельствует о том, какого рода люди преобладали в ближайшем окружении человека и своими поступками способствовали формированию у него соответствующих обобщенных представлений о человеческой психологии и развитию адекватных этим представлениям способов поведения.

Образующиеся у человека представления о собственной соматической организации, осознание им этического и эстетического действия своей наружности на окружающих и прежде всего складывающаяся у него оценка своих возможностей как личности также постоянно участвуют в организации его поведения по отношению к другим людям, влияя как на форму, так и на содержание его поступков.

Однако, как правило, образы и понятия, сформировавшиеся при познании человеком самого себя, не прямо определяют характер его поведения по отношению к другим людям. Обычно человек сначала соотносит их с теми представлениями, которые у него складываются о людях, окружающих его.

Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним.

Переоценка или недооценка себя или верные суждения о своей личности всегда приводят к соответствующему поведению человека по отношению к окружающим. Таким образом, характер поведения человека по отношению к другим людям всегда является показателем не только того, как этот человек представляет себе личность каждого из них, но и того, как он оценивает самого себя.

В повседневной жизни разные виды взаимодействия людей требуют от них неодинаковой меры точности восприятия и понимания друг друга.

Видами деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей для решения задач деятельности, являются, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Так, без знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников педагог не может психологически обоснованно проектировать и успешно руководить развитием каждого из школьников в том коллективе, где этот педагог работает. Необходимым условием правильного планирования процесса лечения и его последующей эффективности является хорошее понимание врачом особенностей личности больного. С. П. Боткин, К. М. Быков, П. Б. Ганнушкин, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, Г. И. Россолимо и многие другие деятели медицины постоянно подчеркивали, что нет болезней, а есть больные люди, и что в конечном итоге каждый человек болеет по-особенному. «Часто не так важно знать,— пишет Пэрри,— какая болезнь у больного, сколько важно хорошо понимать, у какого человека развивается болезнь». К. М. Быков выражает ту же мысль, когда говорит: «Недостаточно вдумчивое отношение к личности больного приводило и приводит всегда к неполному и несовершенному диагнозу, к неправильному предсказанию и неумелому лечению».

Задача хорошего знания людей стоит всегда и перед руководителями производственных коллективов, администраторами и организаторами. Они должны постоянно изучать кадры и ясно представлять себе сильные и слабые стороны каждого члена того коллектива, которым они руководят.

В решениях нашей партии красной нитью проходит мысль о необходимости учета психологии людей при работе с ними. Чем бы ни был занят, какой бы специальностью ни обладал коммунист, он прежде всего должен иметь дело с людьми, знать и понимать их и уметь к каждому из них подойти.

В ходе строительства коммунизма достигаются все новые высоты в развитии производства, науки, в подъеме технической и общей грамотности народа, его культурного уровня. Между людьми создаются подлинно коммунистические общественные отношения (экономические, трудовые, идеологические, социально-психологические, семейные и т. д.). В личности строителя коммунистического общества происходят глубочайшие изменения. Моральный и идейный облик человека, складывавшийся на протяжении тысячелетий в условиях недостатка материальных благ, нищеты масс, эксплуатации трудящихся, все дальше уходит в прошлое.

Человек, строящий коммунизм, изменяется и как объект, и как субъект познания. Массовое занятие физкультурой, а также широкое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих нервно-психическое здоровье, приводят к постепенному совершенствованию физического облика как младшего, так и среднего и старшего поколения людей. Развитие в людях коммунистической целеустремленности, внутренней собранности, душевной бодрости и оптимизма, формирование в них уважения и доверия к человеку закономерно вызывают у все большего числа людей изменения в экспрессии, закрепляя одни ее оттенки и проявления и затормаживая другие. С исчезновением пережитков прошлого в сознании все реже встречаются люди, не желающие и не умеющие трудиться, не ценящие общенародного достояния, равнодушно или хамски-высокомерно относящиеся к другому человеку. Таким образом, по мере строительства коммунистического общества одни вариации личности в окружении каждого человека постепенно исчезают, но все чаще каждый человек будет встречать людей, внутреннее содержание и дела которых полностью отвечают требованиям морального кодекса строителей коммунизма.

Эти изменения, происходящие в облике и внутреннем мире советских людей, необходимо сказываются на содержании тех образов и понятий, которые формируются у познающего этих людей человека.

Но советский человек меняется не только как объект, но и как субъект познания. Обогащение и усложнение его внутреннего мира необходимо влияет на отражение им других людей. Формирующиеся у него коммунистические идеалы, духовное богатство, моральная чистота сказываются на содержании и уровне тех оценок, которые он дает окружающим его людям. «Другой человек» — это товарищ по общему делу. Его облик, личность, поступки, судьба становятся предметом действенного интереса каждого гражданина Советской страны. И иначе не может быть: поведение в соответствии с принципом: «Человек человеку — друг, товарищ и брат» обязательно предполагает наличие у каждого стремления к хорошему знанию другой личности, к верному пониманию ее внутреннего мира, ее потребностей и возможностей.

Широкое и глубокое внедрение этого принципа в практику повседневного общения и совместной деятельности советских людей потребует и будет сопровождаться непрерывным подъемом не только политической и общефилософской образованности их, но и невиданным ранее повышением уровня грамотности граждан нашей страны в сфере человековедения.

В ходе строительства коммунистического общества связи отдельного человека с другими людьми будут неуклонно развиваться, становиться богаче, шире. Это будет означать создание объективных условий для формирования у каждого человека разносторонних, содержательных и правдивых представлений о людях, которые являются его товарищами по общему делу.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У. Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

Таких истоков по современным научным представлениям не мало, и все они способны поставлять нам не только истинны знания о людях, но и заблуждения

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облики поведение. То есть Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа.

С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления

Оба рассмотренных нами феномена – эффект первичности и аффект новизны – своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты.

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяете рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности эффекта новизны.

Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего.

Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных ситуациях. Такую возможность могли получить окружающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них такие:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,

б) их намерения и мотивы,

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все девчонки неискренни».

Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Монография посвящена Восприятию и пониманию людьми друг друга. В ней рассматриваются закономерности и механизмы восприятия и понимания человека как объекта познания, дается анализ психологической интерпретации личности личностью и показывается, как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности, связанные с ее возрастом, профессией и индивидуально-неповторимым своеобразием. Монография рассчитана на специалистов, представляющих гуманитарные науки, но ее с интересом прочтут все читатели, которые хотят разобраться в законах, по которым строится общение людей.

Предисловие

В настоящее время во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные.ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами, таким образом, обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше основании для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий о личностных качествах их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определенного физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том, что он говорит, и в том, что он познает.