Правила поведения в монастыре. В помощь благочестивому паломнику: о минимальном наборе правил в монастыре Всем ли можно посещать монастырь

В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря. Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой.

13.05.2017 Наталья Рогожина 11 575

А паломничество или даже ознакомительная, туристическая поездка в монастырь – дело доброе и спасительное для души. Благочестивое поведение в обители – это победа над своим невежеством или легкомыслием. Ладога освободилась ото льда, и совсем скоро по ее тихим водам на Валаам устремились тысячи людей. Гости обители – это не только паломники, но и те, для кого древний Спасо-Преображенский монастырь представляет культурно-исторический интерес.

Среди ступающих на валаамскую пристань и воцерковленный люд, и те, кто был в детстве крещен, но, ощущая себя православным, остается далеким от приходской жизни, и верующих людей разных конфессий, и атеисты…Пустынный, продуваемый осенью и зимой жестокими ладожскими ветрами, летом остров наполняется движением, красками, гомоном многолюдья.

По законам христианского странноприимства и простого человеческого гостеприимства, в обители привечают каждого входящего. Но гостям, следует помнить о том, что любой монастырь – это обитель сосредоточения и молчания, о стены которой разбивается мирская суета, место трудов и молитвенных подвигов. А еще это и родной дом большой семьи – монастырской братии. Перед нами, приплывающими на остров, входящими в Святые ворота, стремящимися припасть к святыням и осматривающими храмы и скиты, – перед всеми нами добросердечно и радушно открывают двери в свой дом.

И как в каждом доме есть традиции, устои и правила, которые вежливый человек, приходящий в гости, старается соблюдать, так и в монастыре есть внутренний устав и определенные правила, исполнение которых ожидается от тех, кто на час или на день, а то и на больший срок попадает сюда. Монастырь – это место, где славится имя Божие, а монашеская жизнь имеет целью молитвенную сосредоточенность, и потому здесь вести себя подобает соответствующим образом, имея уважение и не позволяя себе небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.

Но даже искреннее почтение к монастырю и монашествующим не всегда может уберечь нас от ошибок. Те, кто общался с иностранцами, иногда замечают за ними странные, а иногда и просто вопиющие, кажущиеся нам совершенно недопустимыми вещи. Встречаешь отзывы и о наших туристах как о людях, не умеющих себя вести в дальних странах, и понимаешь справедливость некоторых упреков. Неужели все мы такие злостно-невоспитанные? Скорее, дело в другом – просто в незнании этикета, соответствующего именно этому месту, именно этой ситуации. Следуя правилам, простым и очевидным, человек, даже не осознавая того, чувствует облегчение: никого не задел, ничего не нарушил – и на сердце тепло и радостно. Святые отцы учат нас, что ни одно доброе дело не обходится без искушений. А паломничество или даже ознакомительная, туристическая поездка в монастырь – дело доброе и спасительное для души. Благочестивое поведение в обители – это победа над своим невежеством или легкомыслием. Не до́лжно намеренно искать скорбей и искушений, и в наших силах предупредить большинство проблем, которые могут возникнуть во время пребывания в обители.

Сегодня хотелось бы рассказать о том необходимом минимальном наборе правил благочестивого поведения, которые помогут гостям Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря при его посещении. Просим вас, братья и сестры, внимательно прочитать их и со всем вниманием придерживаться, и это поможет избежать неловких ситуаций и сохранить во время поездки мир душевный.

Монастырская пристань – уже территория монастыря. Островное положение предопределило географию обители: центральная усадьба с главным собором и ближние и дальние скиты, разбросанные по всему Валаамскому архипелагу. Спустившись по трапу, мы уже делаем первый шаг на монастырскую землю.

Архимандрит Маркелл (Павук) рассказывает: «В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. В Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости. Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением». Мы же должны осознавать, что, приближаемся к святыне и светочу Православия.

Но еще собираясь в путь, должны помнить о том, что при посещении монастыря следует соблюдать определенные правила в одежде. Монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов.

Мирскому, светскому человеку также нужно стараться одеваться прилично и скромно

Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Узнайте, когда Вам или вашей группе паломников возможно исповедоваться.

«Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».

Архимандрит Маркелл отмечает: «Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения. С первым попавшимся человеком лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам. Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу».

Перед входом в храмы и часовни мобильные телефоны должны быть выключены или переведены в беззвучный режим: здесь не приняты громкие разговоры и неумеренная жестикуляция, а уж тем более недопустимы сигналы мобильного телефона и разговоры по нему. В течение всего времени пребывания в монастыре телефоны также уместно отключать. Вот что говорит по этому поводу архимандрит Маркелл: «Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми».

Не меньшей проблемой стало и повсеместно и безоглядное фотографирование. Запрета на это вне стен монастыря нет, но фотографировать монашествующих без из согласия, а также во время богослужения не благословляется, и об этом забывать нельзя. По традиции, в валаамских храмах службы идут при свечах, в полумраке, и использование фототехники неизбежно потребует вспышки. Хуже того, вспышка может сработать автоматически. Представьте, что такое неконтролируемое действие станет подобно взрыву вражеского фугаса посреди мирного селения, и виной тому – невинное, на первый взгляд, желание сохранить тронувший сердце момент в холодном и бездушном аппарате.

Сайт монастыря пытается восполнить наше желание иметь фотографию на память, публикует достаточное количество почти со всех основных служб обители, - еще больше их можно увидеть на страницах монастыря в социальных сетях " Фейсбук" -

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Монастырь — обитель, в которой живут иноки , люди, удалившиеся от мирского общества, посвятившие себя на подвиги поста и молитвы, и давшие обеты целомудрия , послушания и нестяжания .

Это место, где славится имя Божие. вести себя подобает соответствующим образом. Монастырь является закрытой религиозной организацией, и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря. Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители. При посещении действующих храмов, внутренних территорий монастыря и скитов, открытых для посещения, вести себя подобает соответствующим образом.

Должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него. Многие люди в последнее время, все больше тянутся в монастыри — эти лечебницы души, которые отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы .

Кто-то приезжает сюда как паломник, кто-то — как трудник , чтоб поработать над восстановлением обителей, укрепиться в вере. Человек, оказавшийся на какое-то время среди сестер или братии обители, тем или иным образом «примеряет» себя к монашеской жизни, старается быть более благочестивым.

Но следует помнить, что при реальном прикосновении к монастырской жизни страсти и греховные наклонности, до поры дремавшие в глубине души, обостряются и выходят наружу. Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело. В монастыре надо отсечь свою волю и полностью быть в подчинении у сестры или брата, которые отвечают за послушание, на которое вас поставили.

Естественно, что приехавшие в монастырь должны оставить курение, и другие греховные привычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, смех. При встрече мирянин первый кланяется священнику, иночествующим.

Если возникли какие-то недоразумения на послушаниях, не надо стремиться «восстанавливать справедливость», тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть огрехи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, обратиться за разрешением недоразумения к сестре или брату, на то поставленным.

Трапеза в некоторых монастырях, обычно небольших, бывает общая у сестер с паломниками, но чаще приезжие пользуются специальной паломнической . За стол садятся по старшинству. После общей молитвы не сразу приступают к пище, но ждут благословения сидящего во главе стола, между блюдами — звона колокольчика или слов: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Во время трапезы не положено вести никаких разговоров, но внимательно слушать чтение житий святых .

Монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Здесь не только нельзя обнажать тело, но и заниматься чем-то для самоуслаждения, а также покидать самовольно обитель для какой бы то ни было цели — будь то сбор цветов или грибов. За пределы обители можно выйти только по благословению.

Не принято в монастыре и ходить «в гости» — то есть в чужие кельи , за исключением послушания. При входе в келью, в мастерскую или другое монастырское помещение вслух произносится молитва: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Войти разрешается только в том случае, если из-за двери услышите: «Аминь «.

При встрече в монастыре обычно приветствуют друг друга поклонами и взаимными приветствиями «благословите», иногда говорят: «Спасайся, сестра (брат)». Отвечать принято: «Спаси, Господи».

В монастырь следует приходить: В скромной несоблазнительной одежде, без неподобающих на ней надписей и изображений.

Женщинам следует быть с покрытой головой, с ненакрашенным лицом.

Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины. Не подобает христианке носить мужскую одежду (брюки), а мужчинам — шорты. Если есть необходимость, то при входе в монастырь женщинам можно получить платок и юбку, которые нужно вернуть обратно после экскурсии. Однако, гостям обители лучше позаботиться о внешнем виде заранее и самостоятельно.

Христианин должен всегда носить нательный крест. Входя в храм, нужно креститься.

Мужчинам следует снять головной убор. Нельзя вступать с насельниками монастыря в праздные разговоры.

Запрещается: Кричать, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, нахождение в нетрезвом состоянии, использование громкоговорящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах, пение, включать радиоприемники, магнитофоны,употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб, плевать и сорить на территории монастыря, входить на территорию монастыря с животными, устраивать пикники, вести съемку братии монастыря, а также съемку внутри храмов во время богослужения можно только по благословению наместника монастыря. Проведение любых общественных мероприятий и действий религиозного характера, кроме разрешенных монастырем. Нельзя проводить экскурсии в храмах во время богослужения. Если же среди паломников есть желающие помолиться, подать поминальные записки и поставить свечи перед иконами, то это нужно делать, не мешая молящимся и не создавая суету во время богослужения. Непочтительно вести себя и нарушать предписанные правила поведения.

Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны уместно отключать.

В монастыре можно: исповедаться , причаститься , подать записей на поминание, приобрести видео- и аудиокассеты с записью церковных песнопений и фильмами о жизни церкви, купить освященные иконы и духовную литературу.

По интересующим духовным вопросам можно обращаться к священникам.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - «прости» и «благослови».

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают направлены настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».

Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

В отличие от мира, при приветствии, за руку друг друга не берут.

Вместо «спасибо» принято говорить «Спаси Господи».

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь «, за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Во время поездки в Дивеево паломники и туристы должны соблюдать следующие правила и рекомендации:

1. Все паломники и туристы, выезжающие с группой в Дивеево, обязаны:

  • Выполнять требования групповода, сопровождающего группу
  • Подчиняться общему расписанию на маршруте
  • Не сорить и не портить имущество транспортной компании (автобус)
  • В случае порчи имущество транспортной компании, возместить причиненный ущерб
  • Во время движения автобуса выполнять правила перевозки пассажиров на междугородних маршрутах: пристегнуть ремни безопасности, не вставать и не перемещаться по салону во время движения автобуса
  • Возвращаться в автобус вовремя, не заставляя группу ждать. В случае, если кто-то не явился в назначенное время отправления, группа ждет 10 минут и дальше имеет право продолжить маршрут без опоздавшего
  • Соблюдать правила поведения в монастыре, храмах, на источниках
  • Иметь соответствующую правилам монастыря одежду
  • Вести себя по отношению к участникам тура корректно, тактично и с уважением
  • Емкости для воды из 6 источников
  • Упаковочные пакеты для мокрой одежды, земельки, сухариков
  • Маленький флакончик с широким горлышком и без этикеток для маслица
  • Рубашки женщинам для купания в шести источниках
  • Четки
  • Небольшое полотенце
  • Маленькую подушечку под голову
  • Носочки х/б
  • Плед или тонкое покрывало
  • Зонтик или плащ - дождевик
  • Одежду и обувь необходимую для посещения монастыря
  • Еду на ранний завтрак, если не будите причащаться
  • Аптечку - медикаменты необходимые вам в дороге, пластырь, бинт

3 . Обувь и одежда

  • должна быть удобной, опрятной и соответствовать требованиям монастыря для паломников и обязательно нательный крестик для крещеных.

Женщины при посещении монастыря должны быть одеты:

  • В юбку, закрывающую колени (для паломниц до щиколоток)
  • Кофту, закрывающую плечи и не имеющую глубокого декольте(для паломниц длинный рукав и глухой ворот)
  • Закрытые туфли
  • Голова покрыта платком
  • Женщинам запрещается находиться на территории монастыря в брюках, шортах, коротких юбках и яркой вызывающей одежде

Мужчины при посещении монастыря должны быть одеты:

  • Длинные до щиколоток брюки
  • Рубашку или футболку, закрывающую плечи (для паломников длинный рукав)
  • Закрытые туфли

4. Правила поведения на святых источниках:

  • Погружаться в источник нужно троекратно с головой (равнозначно троекратное обливание из ведра)
  • Перед погружением нужно прочесть молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь» , перекреститься и погрузиться (или облиться) с головой. Повторить эту процедуру нужно трижды.
  • При погружении в источник женщины должны быть одеты в рубашку, мужчины в исподнее белье.
  • Белье, в котором погружались, отжимается и убирается в пакетик. Дома оно высушивается и используется в трудное для вас время болезни души или тела. Погружаться в источник без белья категорически запрещено!!!
  • Женщинам в критические дни нельзя посещать святые источники.
  • Утварь (ведра, ковшики и воронки), используемая на источниках ни в коем случае не ставится на землю!!! Зачерпнув ведром воду из источника, ставите ведро на лавку и с помощью ковшика и воронки наполняете свою емкость для воды. Ведра для обливания пластиковые и находятся в купальнях. Воду для обливания пластиковыми ведрами черпают из купальни, а не из источника.

5. На территории монастыря нельзя:

  • Громко разговаривать, ругаться, толкаться, бегать;
  • Сорить, рвать цветы и ломать ветки деревьев;
  • Фотографировать монахинь;
  • Вступать в праздные разговоры с насельниками;
  • Заходить на территорию братских корпусов;
  • Пользоваться фото и видеотехникой в храмах;
  • Женщинам в критические дни прикладываться к мощам и иконам; заходить в храмы (можно стоять только в притворе - это пространство между ступенями храма и его средней частью);
  • Курить на территории монастыря;
  • Праздно гулять по Канавке, взявшись под ручку и разговаривать, мешая тем самым людям, идущим с молитвой;
  • При посещении монастыря все должны быть подобающе одеты
  • По канавке нужно идти медленно с Богородичной молитвой, которую желательно прочитать 150 раз:

Богородица Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою;

Благословенна Ты в женах

И благословен плод чрева Твоего,

Яко Спаса родила еси душ наших.

  • При посещении монастыря можно приложить к мощам и чудотворным иконам:

Мощам Батюшки Серафима в Троицком соборе

Мощам дивеевских святых: Александры, Марфы и Елены в Казанском храме

Мощам дивеевских блаженных: Пелагеи, Праскевы и Марии в Казанском храме

Чудотворной Иконе Умиления Божией Матери в Троицком соборе

Чудотворной Иконе Казанской Божией Матери в Троицком соборе

  • Как правильно подойти к раке/чудотворной иконе: подходить к любой святыне нужно с молитвой. Подходя к святым мощам, обычно крестятся, делают два поклона, потом прикладываются краке. Потом - снова поклон. Если стоит очередь, желающих приложиться к чудотворной иконе и святой раке, не нужно долго стоять возле нее
  • Можно бесплатно набрать Землю с Богородичной Канавки в определенном месте. Набирая Землю со Святой Канавки в отведенном месте, категорически запрещается переступать ограждение и наступать ногами на Святую Землю
  • Бесплатно освещенное масло можно взять в Преображенском храме. Масло наливается во флакончик паломника и только для тех, кто прибыл лично в монастырь. Не нужно клянчить и просить для своих близких. Для них вы можете купить масло в любой из лавок монастыря
  • Бесплатно в свой пакетик получить Сухарики, освещенные в чугунке Батюшки Серафима, может каждый лично посетивший монастырь. Для своих близких можно купить Сухарики в лавке. Освещенные Сухарики, так же как и просфоры - это не еда и принимаются в трудные для вас дни и дни болезни натощак с молитвой и запиваются святой водой.
  • После 11.00 можно бесплатно покушать в трапезной монастыря (постный суп, постная каша, чай на травках)
  • В лавках монастыря можно купить иконы, книги, открытки, церковную утварь и предметы, освещенные на мощах, которые помогут вам в трудное для вас время.

ХРАНИ ВАС БОГ И ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА!

За компанию или отдавая дань моде. У любого паломника должна быть цель. Определитесь, чего вы хотите достичь благодаря паломничеству по монастырям. Возможно, вам или вашим близким нужно решить какую-то проблему, справиться со сложной ситуацией. Может быть, просто нужен совет, как поступить в -то нелегком случае?

Определившись с целью своего путешествия, выберите место. Например, если кто-то хочет помочь близкому человеку справиться с алкоголизмом, можно обратиться за помощью к иконе Неупиваемая Чаша, находящейся во Владычном женском в Серпухове. Чтобы попросить о помощи у Матроны можно посетить Покровский монастырь, где хранятся ее мощи. Монастырь в Дивеево открыт для тех, кто хочет попросить или поблагодарить Серафима Саровского…

Выбрав монастырь, который вы собираетесь посетить, узнайте как можно больше о его истории и особенностях. Узнайте о святых покровителях этого монастыря. Не стоит надеяться на экскурсионный рассказ. Лучше заранее познакомиться и полюбить того, к кому вы собираетесь в «гости».

Перед поездкой постарайтесь соблюсти хотя бы недельный пост – откажитесь от мяса, молочных продуктов, сигарет и алкоголя. Важной составляющей поста является и отказ от осуждения, обид, праздных разговоров.

В дорогу вместо чипсов и бутербродов возьмите с собой молитвослов, аудиокниги на православные темы, диски с церковной музыкой. Все это во время пути поможет вам настроиться на нужный лад.

Приехав в монастырь, не нужно пытаться успеть всё и сразу. Суету нужно оставить в городе. Неспешность и даже медлительность помогут прислушаться к своему сердцу, приобщиться к волшебным силам монастыря.

В столице насчитывается около 500 храмов, принадлежащих к различным религиозным конфессиям. Отыскать среди них нужный – довольно просто, достаточно лишь знать полное название храма, который вы ищете.

Инструкция

Отыскать нужный храм можно при помощи электронного справочника «ДубльГис». В строке поиска наберите полное название искомого здания, и система выдаст вам координаты его местонахождения. Кроме того, при помощи программы вы сможете проложить свой путь к храму из любой точки Москвы и получить возможные варианты проезда. Данная программа находится в свободном доступе, и скачать ее можно на сайте 2ГИС.

Узнать, где находится храм, который вы ищете, можно при помощи телефонной справочной службы. Для этого, находясь в Москве, наберите с любого местного телефона номер 09. Обычно подобная информация не является закрытой для доступа, поэтому вам должны предоставить ее бесплатно. Если по каким-либо причинам вы не смогли получить информацию, можно воспользоваться услугами платной справочной по номеру 059.

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 1000. И в каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И, хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Возглавляет монастырь священноархимандрит — правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника — благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытной братии выбираются:

казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований),
ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг),
эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),
келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов),
гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре

К настоятелю можно обратиться с указанием его должности ("отец настоятель, благословите") или с употреблением имени ("отец Никон, благословите"), возможно, и просто "батюшка". В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если настоятель — архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец настоятель", "отец Гавриил".

К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец... (имя)".

К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Иоанн".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом", "отец казначей"

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: "отец... (имя)", "батюшка".

К монаху , имеющему постриг, обращаются: "отец", к послушнику —"брат" (если послушник в преклонном возрасте —"отец"). В обращении к схимникам , если употребляется сан, добавляется приставка "схи" — например: "Прошу Ваших молитв, отец схиархимандрит".

В женском монастыре

Игуменья , в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест или крест с украшениями и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "мать игуменья; или с употреблением имени: "мать Варвара", "матушка Николая" или просто "матушка". (В женском монастыре слово "матушка" относится только к игуменье. Поэтому если говорят: "Так считает матушка", подразумевают игуменью.)

В обращении к монахиням говорят: "мать Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка").

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священнослужителя.

О монастырских правилах

Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова —"прости" и "благослови".

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших...").

Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".

Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами:
"Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи".

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Памятка паломнику

На паломнике должен быть нательный крест.

Требуется иметь при себе документы, подтверждающие личность.

— икону Божией Матери "Одигитрии" (Путеводительницы) или чудотворца Николая — покровителя путешествующих
— молитвослов и Псалтирь

Позаботьтесь, чтобы у вас были деньги на обратную дорогу (если таковая предполагается).

Перед путешествием желательно взять письменное благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода.

Аристарх (Лоханов), игумен. Что надо знать о православном церковном этикете. М., 2001
Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина. М., 1993

Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

официальный сайт горнальского монастыря, пряжевская икона, Богородица, Горналь, горнальский монастырь, Свято-Николаевский Белогорский мужской, пустынь, Мирополье, крестный ход, чудотворная икона, Питирим, Гуево, Суджа, Курск, заказать требы, мощевик Иосафа Белгородского, Курская епархия, Русская православная церковь, история горнальского монастыря, чудотворная икона, крестный ход на украину, чудотворная икона Божией Матери, образ пресвятой богородицы, gornal.prihod, паломник, требы в монастыре,