Занятие для детского сада какие бывают леса. Конспект занятия на тему «Забота о лесе. Дидактическая игра «Совы на дереве»

02.01.2022 Препараты

1. Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.

2. Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.

3. Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

4. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по экологии

для детей подготовительной группы

на тему: « ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Воспитатель: Овчинникова Н.В.

с. Боговарово

2012г

Цель:

  1. Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.
  2. Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.
  3. Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
  4. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.

Материал:

Иллюстрации деревьев;

Картинки леса: хвойного, лиственного, смешанного;

Ветки хвойных деревьев;

Записи звуков леса;

Выставка «Дары леса»

Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц и поговорок.

Рассматривание и наблюдение за природой.

Экскурсии в лес

Ход:

Загадки: 1. Встал стеною до небес,

Перед нами чудо…….. (лес).

2. Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает.

(лес)

Звучит музыкальная запись «Звуки природы: пение птиц».

Хочешь знать, что значит лес?

Это сосны до небес,

Ели да осины, да кусты калины.

Шелест листьев в синеве,

Утром пенье птичек,

И в некошеной траве

Огоньки лисичек.

Лес меняется, растёт

Долгими годами,

Всё живое в нём живёт,

Вечно дружит с нами.

Что такое лес? (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).

Почему его так называют?

Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса заметно поредели.

Почему леса поредели?

А могут ли на месте вырубленных или сгоревших при пожаре деревьев появиться новые деревья?

Да деревья всё равно остаются самыми главными жителями леса, они высокие и могущест венные.

Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом,)

Какова роль леса в жизни человека? (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками,

красотой природы, укрепляет своё здоровьё, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины )

Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом - насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей.

Предлагаю закрыть глаза, послушать музыку леса и представить: что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдём по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся, встретимся с осторожным зверем, прикоснёмся к тайнам живой природы.
- Дети, вот мы с вами и в лесу. Но лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся.
Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – МЫ СВОИ.

А теперь отгадайте загадку, и мы узнаем, в какой лес мы попали:

Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатёр.

(сосна)

Выставляю картину «Сосновый бор»

А как называется место, где растут одни сосны? (сосновый бор )

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)

- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится».

Давайте и мы подышим воздухом от сосны и поиграем в игру «У медведя во бору»

Следующую загадку загадывает ребёнок.

Зимой и летом одним цветом.

(Ель)

А как называется лес, где растут одни ели? (ельник)

А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Предлагаю взять ветку сосны и ёлки рассмотреть их и сравнить.

У меня длинней иголки, чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту.

А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря. Сейчас мы пот рем ветку сосны, ощутим приятный запах смолы.

Загадка: Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки – опадают все иголки.

(Лиственница)

А чем отличается ёлка от лиственницы?

Что используют в народной медицине от лиственницы? (Лиственничную бумагу использовали при порезах и нарывах; слой, расположенный между корой и древесиной).

А как называется лес, где растут одни ели, сосны, лиственницы? (Хвойный)

Почему?

Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы. Молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве (угощаю детей витамином ).

Загадка: Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой расту под горой.

(Берёза)

Выставляю картины с берёзовой рощей.

Берёза – одно из самых красивых деревьев. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли.

Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Есть такая старинная загадка:

«Стоит дерево, цветом белено, в этом дереве четыре угодья:

Первое – от темной ночи свет (лучина),

Второе – некопаный колодец (березовый сок),

Третье – старому – здоровье (банный веник),

Четвертое – разбитому связь (береста)».

Недаром русскую березку на Руси прославляли в песнях, стихах, сказках, художники писали картины.

Давайте вспомним стихотворение про берёзку:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (березняк, берёзовая роща)

Что весной собирают с деревьев берёзы? (Берёзовый сок – это явление называется «сокодвижением». Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких).

После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?

(залепить смолой сосны или пластилином).

Отгадайте, о каком дереве я сейчас загадаю загадку:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый и резной,

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей.

(дуб)

А как вы догадались? Правильно у этого дерева толстый, коряжистый необъятный ствол и кривые, толстые ветки. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются, на ветках, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб - долговечное дерево, живет 400 – 500 лет. Про него в народе говорят, что он символ могущества, си лы и крепости.

Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? (лиственный)

Почему?

А смешанный лес – это какой? (В смешанном лесу ещё растут кустарники - это орешник, лесная малина, еще ниже, на земле, растут травы, маленькие ягодные кустарники).

Каких животных мы можем встретить в нашем лесу?

Как вы думаете, понимают животные друг друга?

Смогут ли они прожить без леса? Почему?

А что можно принести из леса, чтобы не нанести ему вреда? (человек от леса много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, лекарственные растения).

Тогда давайте попрощаемся с лесом и отправимся на выставку «Дары леса», где мы увидим всё, что даёт нам лес.
- Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!

А вот мы и на выставке «Дары леса»

  1. Бумажно-картонные изделия из ели;
  2. Заготовки грибов и ягод;
  3. Предметы из дерева.

Одним из даров природы, которое человек научился использовать в своих нуждах, это дерево. Оно лёгкое и удобное в обработке. Мы ходим по деревянному полу, покрытыми досками, открываем и закрываем двери и окна из дерева, сидим на деревянных стульях, сидим за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Из древесины делают различные предметы, посуду, игрушки, дома и бумагу. И поэтому мы должны бе речь деревянные изделия и экономить чистую бумагу.

Но прежде чем всё это сделать, кто же валит лес? (Лесорубы. Они валят деревья, обрубают ветки и вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий цех, завод. Где их распиливают на доски, брус разных размеров, а потом из них строят дома, заборы, мебель. 2. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
- А сейчас давайте вспомним правила, которые мы должны запомнить и не забывать, придя в лес. Я вам буду показывать карточки, а вы по очереди будете рассказывать какое правило обозначено на них.

– Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь.
Очень важно беречь лес, и его жителей.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


Кристина Софьина
Конспект занятия «Лес в жизни человека»

Цель : уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

Образовательные задачи :

1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи :

1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения) .

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2. Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа :

березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

Предварительная работа : беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов : «Звери леса» ; «Времена года» , «Дикие животные» , «Вот так птички – птички невелички» , «Насекомые» , «Съедобные и ядовитые грибы» , «Ягоды» , «Царство цветов» , заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес» .

Ход занятия:

Воспитатель :

Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться,

И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю :

Я люблю гулять по лесу

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно :

Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,

Зверей понятен мне язык.

Зовусь я дедом Спиридоном.

Я не волшебник, я - …

Дети : Лесник.

Воспитатель : Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего - от дедушки Спиридона. Вот что он пишет : «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель : Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете, мы сейчас проверим.

1. От дровец ее в печи уголёчки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна. (береза)

А если лист с березы, то он какой? (березовый)

Если в лесу растут одни березы? …. (березовая роща, березняк)

Что весной собирают с деревьев березы?. (березовый сок)

Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет. (липа)

Какие листья …. (липовые)

А какие дары нам приносит липа?. (мед липовый, цветки липы заваривают и пьют липовый настой от простуды)

3. Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

Какие листья?. (рябиновые)

4. Если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?. (дуб)

Какой лист у дуба?. дубовый

Как называется лес, где растут одни дубы?. (дубрава)

Назовите дары дуба? Кому они нужны?

А как называются деревья о которых мы говорили?. лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?. (осина, тополь, кедр, ольха.)

Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?. (лиственный)

5. Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер (сосна)

Если в лесу растут одни сосны?. (сосновый бор)

Сосна - это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов. смола очень полезна.

6. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год (елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Если в лесу растут одни ели….(ельник)

Что же у ели и сосны

Вместо листьев?. хвоя

7. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки (лиственница)

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?. (хвойный)

Что же приготавливают из этих деревьев?.

Таблетки, настои.

Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?. (смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

Как мы его используем?.

(Ответы детей)

Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

Воспитатель : -правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

Ребята, вот есть такая пословица : «Возле леса жить – голодному не быть» . Чем же в лесу можно полакомиться?. (грибами, ягодами, орехами)

Какие лесные ягоды вы знаете?. (земляника, черника, брусника, малина, костяника)

Какие грибы можно найти в лесу?. (белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок….)

Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

- послушайте загадку : «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый….мухомор

Можно ли уничтожать мухоморы?

Правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

Игра «4-й лишний»

Воспитатель : рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

А из чего можно приготовить вкусный лесной чай?. (душица, зверобой, иван-чай, земляника.)

Все эти растения какие?. лекарственные

Почему их так называют?.

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, а вот и лесник Спиридон. Здравствуй дедушка! Чем- то взволнован и очень испуган он! Что случилось, дедушка?

Старик-Лесовик : - Мальчишки, девчонки, скорее сюда!

Что случилось? Случилась беда!

В лес пришел мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнезда разрушает!

Слышу, он идет сюда!

Прячтесь, дети, кто куда!

(Показ картинки «Гришка в лесу» )

Воспитатель : Нужно научить мальчишку,

Злого хулигана Гришку!

Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?.

(давайте вспомним правила поведения в лесу….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Д/и «можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет)

можно (нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор.

Воспитатель : Молодцы, никто не ошибся. Мы повторили все правила поведения людей в лесу. Но я хотела бы заострить внимание на одном моменте. Человек , срывая цветы, не дает другим людям полюбоваться красотой леса. Давайте сейчас нарисуем цветы и покажем, что нужно не рвать цветы, а любоваться ими на листе бумаге.

Я предлагаю вам нарисовать самый красивый и ароматный цветок, живущий в наших лесах – это ландыш.

Используется нетрадиционная техника рисования. Детям предлагается заготовка (альбомный лист светло – зеленого тона с изображением ярких, темно – зеленых лепестков ландыша с тонким стебельком, несущий кисть из 6-20 цветков, обращённых преимущественно в одну сторону. Задача детей – нарисовать белые бутоны ландыша с помощью зубной пасты).

Показ воспитателя техники рисования на магнитной доске и необходимые рекомендации детям.

Начинать выдавливать шарики нужно сверху вниз;

Размер шарика не должен быть крупным или мелким, следите за силой сжатия своего кулачка;

Старайтесь сделать свою работу красиво и аккуратно;

(выполнение задания детьми)

О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим.

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

Воспитатель : Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса : дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!

Задачи:

— Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.

— Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.

— Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.

— Развивать любознательность, память, умение делать выводы.

— Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование:

Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу», саженцы (берёзки, ели, кедра ), ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Интеграция областей: познание, безопасность, труд, чтение художественной литературы, коммуникация.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.

Воспитатель: Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?

Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?

Дети: Посадить разные деревья.

Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?

Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».

Воспитател ь: Что же даёт человеку лес?

Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Воспитатель : Перед тем как посадить дерево, надо выяснить, будет ли оно расти в наших условиях. Вырастет ли у нас пальма, апельсиновое дерево?

Дети: Нет. Эти деревья растут в жарких странах, при тёплом климате.

Воспитатель: Правильно, значит, нам надо посадить деревья, которые не бояться морозов и сильных холодных ветров. Назовите, какие это деревья?

Дети: Берёзы, дубы, рябина, сосны, ели.

Воспитатель: Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Д ети: Лиственный.

Воспитате ль: Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Дети: Хвойный.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»

Игра «Создай лес»

дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы пойдём на участок, и посмотрим, какие деревья растут у нас на участке.

Дети: Одна маленькая ёлочка.

Воспитатель: Ей, наверное, скучно. Что делать? (высказывания детей )

У меня есть знакомый лесовичок, давайте его попросим принести нам маленькие деревца. Давайте свяжемся с лесовичком по сотовому телефону. Кто хочет с ним поговорить?

Разговор по сотовому телефону. Приходит лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, в какой детский сад я пришёл? А где он находится? (ответы детей )

Лесовичок: Я выполнил вашу просьбу и принёс маленькие деревца. Посмотрите на них и скажите как они называются?

Дети: Берёзка, сосна, кедр.

Лесовичок: А какие деревья вы ещё знаете?

Дети: Тополь, осину, ель, дуб.

Лесовичок: Молодцы! Ещё я хочу посмотреть, умеете ли вы отгадывать загадки. А отгадки находить на картинках.

— Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. (берёзка )

— Что же это за девица не швея не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ель )

— Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина )

У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. (сосна ) Лесовичок: Молодцы. А сейчас я предлагаю рассмотреть деревья, которые я принёс.

Игра: «Что есть у дерева?» (строение дерева )

–Есть у дерева крепкие корни, –Есть ствол, а на стволе кора,

Глубоко схоронились в земле, если жара укроет она,

чтобы дерево крепко стояло, ну а если сильный мороз,

чтобы ветки и листья питало. ствол защитит, чтобы он не замерз. Лесовичок: Кто скажет, в какое время года лучше сажать деревья?

Дети: Весной или осенью.

Лесовичок: Для чего вы решили посадить деревья?

Дети: Чтобы у нас было больше кислорода, воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.

Лесовичок: Пришло время посадить деревья.

Девочки придерживают саженцы и поливают, а мальчики, засыпают корни землёй.

Лесовичок: Деревья мы посадили, но чтобы они выросли большими, надо их почаще поливать, следить, чтобы никто их не ломал, а то приходят ко мне в лес люди, ветки ломают, костры разжигают, цветы рвут, прямо не знаю что и делать?

Воспитатель: Лесовичок, мы тебе подарим запрещающие знаки, которые ты можешь разместить в лесу.

Дети описывают знаки Лесовичок: Спасибо, ребята, мне очень пригодятся эти знаки. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Лесовичок: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Угощает детей сладкими орешками. Дети прощаются с лесовичком.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Как мы с вами будем ухаживать за нашими саженцами?

Фото отчет:






ЛЕС

И

ЧЕЛОВЕК

Открытое занятие

по формированию целостной

картины мира

в подготовительной группе

Малащук Г.А.

2013 год

ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, лиственный лес, смешанный лес.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение, музыка, здоровье

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику.

Ход:

З агадка:

Есть у радости подруга

Что-то в виде полукруга

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Что это? (улыбка)

СЛАЙД № 1

Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.

А предстоит нам сегодня путешествие. Куда? Вы сейчас догадаетесь сами, если отгадаете загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает.

(лес)

Что такое лес? (Ответы детей)

СЛАЙД № 2

С. Аня Хочешь знать, что значит лес?

Это сосны до небес,

Ели да осины, да кусты калины.

Шелест листьев в синеве,

Утром пенье птичек,

И в некошеной траве

Огоньки лисичек.

Лес меняется, растёт

Долгими годами,

Всё живое в нём живёт,

Вечно дружит с нами.

В народе говорят: «Лес – наш зеленый друг»

Почему?

П утешествие по лесной тропе

Чтобы лучше его узнать, мы отправимся с вами в путешествие по лесной тропинке

ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗВУК

Давайте представим, что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой, пройдём по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся, встретимся с осторожным зверем, прикоснёмся к тайнам живой природы.

Егор Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – МЫ СВОИ.

Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора. Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий. Лес хорош в любую пору года. Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом - насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

СЛАЙД № 3

В стреча со старичком-лесовичком

Без чего невозможно представить лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете мы сейчас проверим.

З агадки про деревья:

1. От дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна. (береза)

Если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

Что весной собирают с деревьев березы?... (березовый сок)

Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких.

После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?

( залепить смолой сосны или пластилином).

Берёза – одно из самых красивых деревьев. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли.

Недаром русскую березку на Руси прославляли в песнях, стихах, сказках, художники писали картины.

СЛАЙД №4

Давайте вспомним стихотворение про берёзку:

Наташа Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

СЛАЙД №5

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед (липа)

А какие дары нам приносит липа?.......(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

СЛАЙД №6

3. Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

СЛАЙД № 7

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (
Осина )

СЛАЙД № 8

5. У дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…(клен)

СЛАЙД № 9

6 . Темной он покрыт корой,

Лист красивый и резной,

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей. (дуб)

Как называется лес, где растут одни дубы?...(дубрава)

Назовите дары дуба? Кому они нужны?

У этого дерева толстый, необъятный ствол и кривые, толстые ветки. На ветках расположены крупные жесткие листья, которые долго остаются, на ветках, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб - долговечное дерево, живет 400 – 500 лет. Про него в народе говорят, что он символ могущества, силы и крепости.

СЛАЙД № 10

Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? ( лиственный)

(- Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?...)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

СЛАЙД №11

П утешествие в хвойный лес

А теперь отгадайте загадку, и мы узнаем, в какой лес мы попали:

Это дерево не ёлка,

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатёр.

(сосна)

А как называется место, где растут одни сосны? (сосновый бор )

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)

- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темноты. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится».

П сихогимнастика

- Давайте и мы подышим воздухом от сосны. Закройте глазки, послушайте пение птичек. Подставим свои носики солнцу, рот полуоткрыт. Вот летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите носики, поднимите верхнюю губу, рот оставьте полуоткрытым. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа.

СЛАЙД № 12

7. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…(елка)

А как называется лес, где растут одни ели? (ельник)

А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет.

СЛАЙД № 13

В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Что же у ели и сосны общего?

Вместо листьев?.........хвоя

СЛАЙД № 14

СЛАЙД № 15

8. Есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

СЛАЙД № 16

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес ?...........(хвойный)

Что же приготавливают из этих деревьев?.........

(Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои.)

- Особенно полезна хвоя лиственницы. Молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве.

СЛАЙД № 17

Ребята, а мы с вами оказались в смешанном лесу.

А смешанный лес – это какой?

(Где разные деревья, хвойные, лиственные)

Б еседа о дарах леса

Одним из даров природы, которое человек научился использовать – это дерево.

Как мы его используем?... (строим дома, в лесу дрова заготавливаем на зиму, делаем мебель, …)

Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами)

Какие лесные ягоды вы знаете?....(земляника, черника, брусника, малина, костяника) СЛАЙДЫ №18, 19, 20, 21.

Какие грибы можно найти в лесу?...(белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

СЛАЙДЫ № 22, 23, 24, 25, 26.

Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

СЛАЙД № 27

Можно ли уничтожать мухоморы?

Правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

А каких животных мы можем встретить в нашем лесу?

СЛАЙДЫ № 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

Смогут ли они прожить без леса? Почему?

СЛАЙД № 35 П сихогимнастика

Вы сейчас будете изображать какое-либо животное, а я попробую догадаться, кого?...

О бобщение по теме «Лес»

Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом)

Какова роль леса в жизни человека? (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками, красотой природы, укрепляет своё здоровьё, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины )

Что такое лес? ( Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).

Лес целый мир
Лес называют
сообществом
Лес
чистый воздух
Лес
строительный материал
Лес – это
здоровье для человека
Лес – это пища для людей
Лес – это где можно жить, работать, играть и любоваться природой

Д идактическая игра « Можно- нельзя»

Вспомним правила поведения в лесу. Вы слушаете и анализируете все предложенные мной варианты, и если верно – поднимаете зеленую фишку, если нет – красную.

Ломать ветки ,

Любоваться красотой природы,

Ловить бабочек, стрекоз , (Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.)

Собирать грибы,

Разжигать костры,

Рвать цветы , (За тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Собирать ягоды

Разорять гнезда , (Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

Уничтожать ядовитые грибы ,

Разорять муравейники , (Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.)

Отдыхать на пне ,

Оставлять после себя мусор . (Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.)

В лесу можно поиграть, немного пошуметь, поаукать, но главное – никому не мешать, не распугать лесных обитателей.

С тихотворение:

Мы любим лес в любое время года Карпеев Я.

Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!

Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь. Очень важно беречь лес, и его жителей.

- Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!

С тихотворение Лес дремучий, до свиданья! Варя Х.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес!

И гра « 4-й лишний»

Рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Дуб, сосна, Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Р елаксация

- Путешествие по лесу было долгим и утомительным. Только мы вернулись в свою группу, как начался дождь. Выберем себе удобную позу на ковре, ляжем, расслабимся, послушаем шум дождя и удаляющейся грозы.

Тема урока: Лес и его обитатели.

Задачи урока: дать общее понятие о лесе, его обитателях, растительном мире; продолжать учить правильно излагать свои мысли, красочно описывать иллюстрации, используя эпитеты и словесные обороты; воспитывать в детях любовь к природе и её обитателям.

Планируемые результаты: запомнить обитателей и растительный мир леса.

Оборудование: иллюстрации животных, растений, деревьев, кустарников, (прим. в конспекте урока иллюстрация картины И. Шишкина "Утро в сосновом бору").

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель здоровается с детьми, проверяет готовность к уроку.

II. Активизация знаний.

Закрепить знания ранее изученного материала. Проверить домашнее задание.

III. Сообщение темы урока

Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

III. Изучение нового материала.

Лесную зону можно разделит на три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. В тайге произрастают ели, сосны и пихты. Смешанный лес отличается наличием берёз, елей, сосен, лип и других деревьев. А в широколиственном сосну не встретить, так как там находятся лиственные деревья: дуб, клён, липа, вяз, ясень, осина, бук.

(Картина И. Шишкина "Лесная глушь", 1872 г. )

На доске висит иллюстрация леса. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос. С чем можно сравнить лес? (с лесенкой, со спускающими ступеньками вниз)

Давайте попробуем выделить каждую ступень и определить её особенность. Первый уровень - это деревья, многолетние растения, у которых один крупный твёрдый стебель, такие как: ель, сосна, берёза, осины и др.

Ко второму уровню относят кустарники - растения с двумя и более одеревеневшими стеблями, произрастающие от общего корня. К этому уровню можно отнести малину, смородину, ежевику, калину, рябину, лещину, шиповник и т. д.

Ну и мягкие зелёные стебли однолетних растений - травы, третий уровень. Подснежник, первоцвет, ландыш, земляника, мхи и много других лекарственных растений.

Для удобства, учёные называют эти уровни - ярусами, располагаются в порядке уменьшения (учитель может нарисовать схему на доске, это позволит детям визуально запомнить материал).

  • Каких животных можно встретить в лесу?
  • (медведи, волки, лисы, белки, зайцы, барсуки)
  • Какие птицы обитают в лесу?
  • (дятел, синица, дрозд, поползень, пеночка, сова)
  • Какие насекомые?
  • (кузнечики, бабочки, божьи коровки, светлячки, пауки)
  • Какие грибы собирают в лесу?
  • (сыроежки, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, рыжики, опята)
  • Какие лесные ягоды вы знаете?
  • (земляника, голубика, тёрн)

Объясните фразу «Лес - это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения. Составление цепи питания. Работа в паре.

IV. Физминутка

Учитель читает вслух стихотворение и показывает соответствующие движения, которые учащиеся повторяют.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

келаб - белка

оркт - крот

ребазё - берёза

Учитель читает стихотворение.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

Ребята, приходя в гости к лесу мы всегда должны соблюдать правила поведения, сохраняя её первоначальную красоту. Давайте их назовём:

  • Не разводить огонь, он может привести к пожару;
  • Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
  • Не обижать животных и насекомых;
  • Не шуметь;
  • Не мусорить;
  • Не ломать кусты и деревья;
  • Не ломать ядовитые грибы.

V. Закрепление изученного материала.

Для закрепления предлагается разгадать кроссворд из загадок.

Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
-Ничего, что плод мой мелок
(дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем
(ель)

Дышит, растёт,
А ходить не может
(растение)

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой
(лес)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито
(шиповник)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел
(бабочка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
(белка)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна
(черёмуха)

Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет
(заяц)

VI. Подведение итогов урока.

Спросить у учащихся понравился ли им урок? Выставить оценки в журнал и дневники.

VII. Домашнее задание. .

Нарисовать рисунок акварелью, на тему «Краски сказочного леса»