Прикладная инженерная геология. Специальность "Геология" (бакалавриат). Объем дисциплины и виды учебной работы

23.12.2023 Диеты
    Бакалавриат
  • 21.03.01 Нефтегазовое дело
  • 21.03.02 Землеустройство и кадастры
  • 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование
    Специалитет
  • 21.05.01 Прикладная геодезия
  • 21.05.02 Прикладная геология
  • 21.05.03 Технология геологической разведки
  • 21.05.04 Горное дело
  • 21.05.05 Физические процессы горного и нефтегазового производства
  • 21.05.06 Нефтегазовые техника и технологии

Будущее отрасли

Применение новейших методов физики и химии в исторической геологии составляет главный стержень будущего этой науки. Как бы ни были еще несовершенны эти методы, очевидно, что за ними огромное будущее.

Нефтегазовое дело является одной из самых востребованных области деятельности человека. И если раньше капитал государства оценивался по количеству золота, то теперь – по количеству нефти и газа. В России есть огромный запас этих веществ, но большинство их находится в труднодоступных для добычи местах – на шельфе в северных морях, или в труднодоступных землях тундры. Разработать и открыть новые месторождения нефти и газа – задача для современных специалистов.

К 2017 году на Дальнем Востоке будет сформирована нефтегазовая отрасль, ориентированная на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

На Дальнем Востоке в добавлении к добывающим нефть, газ и руду предприятиям планируется выстроить ряд перерабатывающих заводов, продукция которых будет идти сразу на экспорт.

По прогнозам Министерства, в рамках развития нефтегазового комплекса до 2017 года будет создано до 17 тыс. высококвалифицированных рабочих мест, и более 30 тысяч на сопряженных с ними предприятиях.

В области землепользования в ближайшие годы предполагается ликвидировать существующие просчеты в организации использования, воспроизводства и охраны земельно-ресурсного потенциала России посредством проведения последовательной земельной, экономической, экологической, демографической и технологической политики. И внедрять эти решения в жизнь предстоит будущим выпускникам направления «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия».

Первый семестр

1. Основные сведения о Вселенной: теория Большого взрыва, расширение, реликтовое излучение, методы исследования Вселенной. Видимая и невидимая материя во Вселенной.

2. Гигантские скопления звезд – галактики: размеры, морфология. Млечный путь. Звезды: классификация их по светимости, связь светимости и массы звезд. Нейтронные звезды и черные дыры. Эволюция звезд во времени.

3. Характеристика Солнца, как звезды класса G: источники энергии, строение оболочек, солнечная активность, солнечный ветер.

4. Основные данные о составе, строении, размерах и спутниках планет внутренней (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и внешней (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) групп.

5.Пояс астероидов. Метеориты, их состав и значение для геологии. Кометы. Гипотезы происхождения Солнечной системы. Краткий обзор катастрофических гипотез. Эволюционные гипотезы Канта-Лапласа, Шмидта, Фесенкова. Гипотеза двух резервуаров. Представления о гетерогенной и гомогенной аккреции Земли.

6.Магнитное поле: магнитосфера Земли, магнитное склонение и наклонение. Миграция магнитных полюсов и их инверсия. Региональные и локальные магнитные аномалии. Природа магнитного поля Земли.

7. Гравитационное поле Земли, его неоднородности: локальные и региональные аномалии. Понятие изостозии.

8. Тепловое поле Земли: представления об источниках энергии Земли, геотермические градиент и ступень. Пояс постоянных температур. Использование тепловой энергии Земли человеком.

9. Атмосфера Земли: газовый состав, плотностная и температурная неоднородность. Озоновый слой и его значение для живого на Земле. Радиационные пояса в атмосфере.

10. Гидросфера: наземная и подземная составляющие. Формы нахождения воды: жидкая, твердая и газообразная и их объемные соотношения между собой. Биосфера. Ноосфера – как оболочка активного проявления человеческой деятельности.

11. Форма и размеры Земли. Особенности строения ее поверхности. Понятие о геоиде. Масса и плотность Земли. Основные сведения о земной коре, мантии и ядре. Состав и строение земной коры. Химический состав земной коры.

12. Понятие о минералах. Классификации минералов. Важнейшие породообразующие минералы. Главнейшие горные породы и их разделение по условиям образования: магматические, осадочные и метаморфические. Минералы и горные породы как полезные ископаемые.

13. Типы земной коры: континентальная, океанская и переходная. Астеносфера, литосфера, тектоносфера. Представления об агрегатном состоянии масс внутри Земли и предполагаемом химическом составе геосфер.

14. Объективные трудности при изучении Земли: сложность строения, огромные размеры, длительность геологических процессов. Методы, используемые при изучении Земли (непосредственных наблюдений (геологического картирования), сравнительно-исторический, актуалистический, геофизические, химические, дистанционные и др.).



15. Науки геологического цикла: кристаллография, минералогия, петрография, литология, структурная геология, геотектоника, петрология, вулканология, седиментология, геодинамика, сейсмология, геология полезных ископаемых, гидрогеология, инженерная геология и др.

16. Смежные с геологией науки, которые изучают Землю своими методами: геофизика, геохимия, палеонтология.

17. Методы определения относительного возраста горных пород. Палеонтологический метод, как основной для определения относительного возраста осадочных и вулканогенно-осадочных пород. Геохронологическая шкала: крупные стратиграфические и геохронологические подразделения.

18. Определение изотопного возраста геологических образований. Важнейшие изотопно-радиометрические методы: уран-торий-свинцовый, калий-аргоновый, рубидий-стронциевый, самарий-неодимовый, радиоуглеродный. Возраст Земли и пород земной коры.

19. Определение процесса вулканизма. Продукты вулканической деятельности: жидкие, твердые и газообразные. Наземные и подводные извержения. Типы вулканов по характеру вулканической постройки: центрального типа (стратовулканы, шлаковые конусы, щитовые), трещинного типа.

20. Строение вулканических аппаратов центрального типа: конус, жерло, кратер, бокки, сомма, кальдера, баранкосы. Виды вулканов по характеру извержений (эффузивные, эксплозивные, промежуточного типа). Поствулканическая деятельность. Образование фумарол, сольфатар, мофет, гейзеров, термальных источников.



21. Закономерности распределения действующих и потухших вулканов на поверхности Земли. Основные разновидности вулканических пород (по кремне-кислотности). Полезные ископаемые, связанные с вулканами.

22. Понятие об интрузивном магматизме. Представления о происхождении магм и уровнях их зарождения. Основные разновидности интрузивных пород и их отличия от вулканических. Процессы внутри магматических камер: ликвация, гравитационно-кристаллизационная дифференциация, ассимиляция.

23. Формы залегания интрузивных пород, размеры, состав, взаимоотношения с вмещающими породами Дискордантные тела: батолиты, штоки, дайки, магматические жилы. Конкордантные тела: силы, лакколиты, лополиты. Абиссальные и гипабиссальные интрузивы. Роль магматических и постмагматических процессов в образовании полезных ископаемых.

24. Определение процесса метаморфизма. Факторы (агенты) метаморфизма. Характер метаморфических преобразований (текстурно-структурные, минеральные, химические). Типы метаморфизма: контактовый (низких давлений), региональный (средних давлений), дислокационный (динамометаморфизм), метаморфизм высоких давлений. Прогрессивный и регрессивный метаморфизм. Полезные ископаемые, связанные с метаморфическими образованиями.

25. Тектонические движения земной коры. Горизонтальные, вертикальные движения и их комбинации. Признаки и методы обнаружения тектонических движений. Трансгрессии и регрессии морей как показатели вертикальных движений земной коры.

26. Складчатые (пликативные), разрывные (дизъюнктивные). Складки и элементы их строения. Антиклинальные и синклинальные складки. Элементы строения складок.

27. Разрывные дислокации: трещины (разрывы без смещения) и разрывы со смещением. Элементы разрывных нарушений. Сбросы, взбросы, сдвиги, раздвиги, надвиги. Грабены, рифты, горсты.

28. Представления о сейсмических явлениях как результате тектонических движений. Примеры сильнейших землетрясений. Очаг, гипоцентр, эпицентр землетрясения. Глубины очагов землетрясений. Шкала интенсивности землетрясений: бальная и в магнитудах. Энергия землетрясений.

29. Методы изучения землетрясений. Сейсмографы, принцип их устройства и работы. Причины землетрясений. Закономерность распространения землетрясений на Земле. Сейсмические пояса. Краткосрочный и долгосрочный прогноз землетрясения. Предвестники землетрясений.

30. Выветривание. Определение процесса выветривания. Физическое выветривания и его факторы. Строение элювиальных отложений.

31. Химическое выветривание. Факторы химического выветривании. Типы кор выветривания (линейные и площадные) и их вертикальная зональность. Влияние климата на тип выветривания (физическое или химическое). Полезные ископаемые, связанные с процессами выветривания.

32. Геологическая деятельность ветра – эоловая деятельность. Виды геологической работы ветра (разрушение пород, перенос и накопление материала). Дефляция и корразия. Эоловая транспортировка и аккумуляция.

33. Пустыни и их типы (песчаные, глинистые, лессовые и солончаковые). Дефляционные и аккумулятивные пустыни. Формы эоловых отложений: барханы, дюны, гряды, бугристые пески. Движение песчаных накоплений. Размещение пустынь на территории России и их освоение. Борьба с развеваемыми песками.

34. Плоскостной склоновый сток. Делювий.

35. Временный русловой сток. Овраги – временные водные потоки. Попятная эрозия, транспортировка материала, отложения оврагов – овражный аллювия. Характеристика овражного аллювия.

36. Горные временные потоки и их отложения –пролювий. Главные особенности пролювиальных конусов выноса. Особый вид временных потоков - сели.

37. Речные потоки. Типы речной эрозии: донная и боковая. Базис эрозии и причины его колебания. Выработка продольного профиля равновесия реки. Меандрирование как результат боковой эрозии рек. Формы переноса материала реками. Речные отложения - аллювий. Отличительные особенности аллювия. Русловой и пойменный аллювий.

38. Речные долины и их эволюция. Причины образования речных террас. Надпойменные террасы и их типы. Дельты, эстуарии и условия их образования. Полезные ископаемые, связанные с деятельностью поверхностных текучих вод. Народнохозяйственное значение рек, охрана их ресурсов.

39. Геологическая деятельность подземных вод. Формы нахождения воды в горных породах. Происхождение подземных вод: инфильтрационные. конденсационные, седиментогенные, ювенильные и дегидратационные воды.

40. Типы подземных вод. Почвенная вода. Верховодка. Грунтовые воды. Движение и режим грунтовых вод. Межпластовые безнапорные воды. Напорные (артезианские) межпластовые воды. Области питания, разгрузки, напора. Пьезометрический уровень. Артезианские бассейны.

41. Химический и газовый состав подземных вод. Минеральные воды: углекислые, сероводородные, радиоактивные. Отложения минеральных источников. Полезные ископаемые, связанные с деятельностью минерализованных термальных вод. Народнохозяйственное значение подземных вод.

Среди геологических наук существует много различных направлений. В статье пойдёт речь о геологии нефти и газа. Это прикладная наука. Её задача - изучение химических и физических свойств газа, нефти, их залежей, месторождений, пластов-коллекторов, покрышек, геохимии органического вещества.

Общие сведения

Подготовка специалистов в области геологии нефти и газа осуществляется в университетах, специализирующихся на изучении горного дела и нефтегазовой промышленности. Курс под названием "Прикладная геология" направлен также на исследование процессов аккумуляции и миграции углеводородов, изучение основных закономерностей расположения нефтегазовых месторождений.

Нефть - это слово, происходящее от арабского "нафата" (в переводе - извергать). С тех пор, как в штате Пенсильвания американский предприниматель пробурил нефтяную скважину и люди поняли важность добычи нефти, геологов интересует один вопрос: где необходимо эти самые скважины бурить?

С тех времён было предложено множество различных теорий по условиям формирования залежей нефти, прогнозированию условий обнаружения её запасов. Стала развиваться наука прикладная геология, которая не теряет своей актуальности и занимается не только областью нефтедобычи, но газовой промышленностью.

Какие дисциплины изучаются?

Изучая эту специальность, студенты окунаются в мир интереснейших теорий, одна из которых - это антиклинальная. Она привлекает к себе довольно длительное и серьезное внимание. Антиклинальная теория зародилась еще до того, как была пробурена первая нефтяная скважина. Но своей актуальности она не потеряла по сегодняшний день. В теории идёт речь о зависимости между залежами нефти и антиклинальной складчатостью. Кроме того, студенты изучают химию нефти и газа, их химический состав и методы анализа. В процессе обучения обязательно изучаются источники тепла и теплового потока Земли, магнетизм пород и минералов. Будущим специалистам необходимо владеть знаниями в области месторождений подземных вод и методы их изучения, а также вопросах утилизации стоков в недра Земли.

Эта наука изучает мощную отечественную сырьевую базу и развитие добычи нефти и газа. Учебно-методические пособия предоставляют возможность изучить теоретические вопросы геологических процессов, физико-химических свойств нефти и газа, а также вопросы, связанные с формированием залежей и их размещением. Кроме того, обязательным условием является наличие практической части: лабораторных и контрольных работ по геологии нефти и газа. Особое внимание в процессе обучения данной специальности уделяется фундаментальным дисциплинам, так как без фундамента, как известно, дом знаний будет непрочным. Как правило, прикладная геология может изучаться как по очной форме обучения, так и заочно.

Какими навыками будут владеть выпускники?

Какие возможности дает прикладная геология как специальность? Что это такое? Подготавливая специалистов по этой специализации, составители программ обучения предусматривают, что выпускники вузов в области нефтегазовой геологии будут владеть методами поисков и разведки (геологическими и геофизическими) нефтяных и газовых месторождений, разработкой и принципами построения динамических и статистических моделей, показывающих залежи углеводородного сырья. Горные инженеры - это выпускники геологических факультетов по специализации "Прикладная геология".

Кем работать после получения диплома?

Горные инженеры участвуют в экспедициях и геологоразведочных работах, научно-исследовательских и проектных работах в нефтегазовой добыче, в проведении мониторинга разработки месторождений. Такие специалисты умеют провести полевые геофизические и геологические исследования, выполнить геологическое обоснование разработки месторождений, оценить ресурсы и запасы полезных ископаемых. Они изучают породы-коллекторы нефти и газа и могут воссоздать древние условия, при которых образовывались нефтегазоносные бассейны. Именно горные инженеры определяют технологию буровых и горнопроходческих работ. Все эти знания и навыки будущие специалисты получают на геологической специальности "Прикладная геология".

Что это за специальность и чем она отличается от общей геологии?

Когда специализируешься на геологии нефти и газа, то изучаешь конкретную область науки и материального производства, связанную с промышленным освоением и эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений. Это касается как для суши, так и для акваторий. Объектами профессиональной деятельности такого специалиста являются непосредственные залежи нефти и газа, а также газоконденсата.

Общая геология изучает комплексно строение Земли и даже других планет Солнечной системы, главные закономерности эволюции и формирования геологических тел, основополагающие принципы и базовые методы геологических исследований.

Поэтому если интересует именно добыча газа и нефти, то стоит выбирать университет, который носит название "горный". Прикладная геология также изучается в университетах с конкретным названием специализации: "нефти и газа".

Уровень преподавания

Как правило, в таких вузах работают высококвалифицированные педагоги, с высоким процентом профессорского состава, известные в геологических сообществах учёных.

Сегодня большинство геологических факультетов располагает современной материально-технической базой, дающей возможность решать сверхсложные задачи в области поиска, разведки, оценки нефтегазового потенциала и геоэкологических проблем. В процессе обучения по специальности "Прикладная геология" ("Геология нефти и газа") применяются новейшие компьютерные технологии, а сами студенты имеют возможность поработать на профессиональных рабочих станциях, освоить специализированные программные пакеты ведущих мировых операторов нефтегазовой отрасли.

Что изучает геодезия?

Эта наука происходит из глубокой древности. Название имеет греческое происхождение. В древние времена она занималась изучением Земли, деления её на систему координат. Современная наука геодезия связана с изучением искусственных спутников, применением электронных машин, приборов и компьютеров для определения положения объекта на поверхности Земли. Она изучает формы этого объекта, его размеры. Поэтому эта наука находится в тесной взаимосвязи с математикой, особенно геометрией, и физикой. Задача такого специалиста - создание системы координат и построение геодезических сетей, позволяющих определить положение точек на поверхности нашей планеты.

Трудоустройство

В общем-то, все специальности геологических факультетов престижны. Изучать геологию интересно. А такая специализация, как прикладная геология и геодезия, позволяет получить работу в ведущих крупнейших отечественных нефтегазовых компаниях и за рубежом. Профессиональная деятельность специалистов-выпускников часто осуществляется в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях. Эти специалисты востребованы в геологоразведочных и добывающих компаниях, разного рода (высших, средних специальных и средних общих) учреждениях системы образования.

Квалифицированные специалисты всегда востребованы в управленческом аппарате, в регионах, где занимаются вопросами минерально-сырьевой базы, а также в управлении и департаментах по недропользованию. Кроме того, много выпускников работает в учреждениях, связанных с гидрогеологическими вопросами, инженерно-геологическими и экологическими задачами. Они работают в организациях, ведущих разведку и эксплуатацию подземных вод, их охрану от истощения и загрязнения. Немало специалистов трудится на предприятиях, занимающихся проектно-изыскательскими работами в строительстве.

Описание

При выборе заочной или вечерней формы освоения программы будущие специалисты в течение шести лет будут осваивать:

  • ориентирование на местности, определение координат геологических объектов, скважин и горных выработок;
  • принятие мер для безопасного проведения работ в области георазведки;
  • составление карт и разрезов с точки зрения геологического содержания;
  • разработку мероприятий для защиты геологической среды;
  • проведение диагностики нефти, горных пород, минералов, природной воды, полезных ископаемых и газа;
  • подсчет запасов и оценку остаточных ресурсов нефти, полезных ископаемых и газа;
  • контроль соблюдения правил, требований и стандартов, необходимых для освоения месторождений;
  • определение перспективных площадей и участков, осуществляя поиск и оценку полезных ископаемых;
  • обработку и систематизацию полученных данных и результатов, используя современные компьютерные технологии;
  • проведение геологических исследований в лабораториях и полевых условиях;
  • правила выбора оборудования и технологий для выполнения горных, геофизических и буровых работ;
  • подготовку месторождений к обработке.

Кем работать

Специалисты смогут устроиться на работу в сфере геологии: геокриологом, геологом или геохимиком. Неразрывная связь этого профиля с исследованием окружающей среды позволяет осуществлять профессиональную деятельность в качестве эколога. Горнодобывающие предприятия нередко объявляют конкурсный набор на место геолога в области добычи и разведки полезных ископаемых. Данная специальность очень востребована в России, особенно в регионах, осуществляющих разработку на месторождениях нефти, полезных ископаемых и газа. Объема полученных знаний также достаточно для осуществления научной работы. Для этого выпускник может устроиться в один из НИИ или ВУЗ.