Значение сна татьяны в романе евгений онегин. Сон Татьяны Лариной. Его значение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин. II.Вступительное слово учителя

03.11.2020 Лечение

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин создал пленительный образ русской девушки, которую назвал своим «верным идеалом», Татьяна, по словам поэта, «русская душою». Само простонародное имя ее - Татьяна, введенное поэтом в русскую литературу, ассоциируется со «стариной», с народной жизнью. Она и выросла среди лесов и полей, в атмосфере русских народных сказок и преданий. Известно, что она была в стороне от шумных детских забав, а «страшные расскаы // Зимою в темноте ночей // Пленяли больше серде ей». Провинциальная барышня, она легко и естественно ощущала себя в мире русского фольклора.

Да, автор не раз говорит о том, что его героиня читала иностранные романы и верила в «обманы и Ричардсона, и Руссо». Более того, он отмечает, что Татьяна «по-русски плохо знала... и изьяснялася с трудом на языке своем родном». И даже письмо Онегину она пишет по-французски. Но в то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического штриха раскрывает «русскость» души героини: в роман введен ее сон. Включая его в повествование, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни. Татьяна читает иностранные романы (русских тогда еще не создали), но снятся ей русские сны.

Ее вещий сон, весь сотканный из фольклорных образов и символов, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Именно поэтому над ней витает Лель, славянский бог любви, чтобы предсказать девушке ее участь. Татьяна одержима мыслью об Онегине, она обеспокоена его равнодушием к ней, отсюда и тревожный, полный страшных предчувствий сон.

Уснув за гаданием в святочную ночь (как известно, на Руси считалось, что святки - лучшее время для того, чтобы узнать свою судьбу), Татьяна видит, будто бы она «идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена...». Согласно сонникам, идти по снежной равнине ночью - значит встретиться с трудноразрешимыми проблемами, с бедой. Да и сама картина холодой, заснеженной местности символична: она явно указывает на интуитивное понимание Татьяной того, что ее возлюбленный не ответит ей взаимностью, что он холоден к ней и равнодушен. На пути Татьяне встречаются разнообразные препятствия: незамерзающий ручей, «кипучий, темный и седой...», с хлипким мостиком через него, «снег, рыхлый по колено ей», деревья, ветви которых цепляются за серьги. Все эти трудности ей помогает преодолеть не ее возлюбленный, а выступающий в роли суженого медведь - «лакей косматый». Именно он подает ей руку, переводит через ручей и несет ее в дом, И здесь сон также не отступает от русских фольклорных традиций. Медведь - характерный образ народных сказок. Татьяна замирает от ужаса, когда ее, упавшую в снег, подхватывает медведь, но сопротивляться своей судьбе она не может: «Она бесчувственно-покорна, // Не шевельнется, не дохнет».

Конечно же, сон в святочную ночь не мыслим без возлюбленного. И Татьяна видит его сидящим за столом. Сначала, заметив среди сказочных чудовищ Онегина, который выступает как «предводитель» и хозяин компании, Татьяна пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется.

За столом сидят страшные существа: «Один в рогах с собачьей мордой, // Другой с петушьей головой, // Здесь ведьма с козьей бородой…», «Там карла с хвостиком, а вот // Полужуравль и полукот». В описании чудовищ угадываются сказочные, фольклорные образы. Перед глазами героини смешались рога, костяные пальцы, копыта, хоботы, «кровавы языки». Наверное, эти образы Татьяна встречала в сказках няни. Однако, несмотря на то, что сказка должна заканчиваться благополучно, здесь все готовит героиню, а вслед за ней и читателя, к трагической развязке. Именно поэтому существа за столом сидят, «как на больших похоронах», и дико хохочут. И развязка незамедлительно наступает. Уже во сне случается та самая трагедия, которой суждено быть и наяву. Стоит только Татьяне остаться наедине с Онегиным, как появляются Ольга и Ленский. Онегин бранит незваных гостей, спорит с ними, а затем «хватает длинный нож» и убивает Ленского. Ольга также появляется неслучайно. Татьяна интуитивно чувствует, что ее сестра невольно сыграет трагическую роль в предстоящих событиях.

Неподдельный ужас охватывает Татьяну, и она просыпается. Но если Светлана (героиня одноименной баллады Жуковского), пробуждаясь, видит в окне солнечное морозное утро и поднимающегося по ступенькам крыльца жениха, то Татьяна встревожена после пробуждения не меньше, чем во время сна. Она старается осмыслить увиденное, так как верит в предзнаменование: «Татьяна верила преданьям // Простонародной старины, // И снам, и карточным гаданьям, // И предсказаниям луны». На уровне интуиции героиня догадывается, что тот, кого она считала своим суженым, никогда не будет с ней. Ее судьба иная.

Сон героини настраивает читателя на то, что предсказанные события свершатся, поэтому «странное» поведение Онегина в гостях у Лариных, его ухаживание за Ольгой - логическая цепь, за которой последует катастрофа - дуэль недавних приятелей. Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но таая же несчастная, как прежде. «...Вы должны, // Я вас прошу, меня оставить... Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна», - говорит она Онегину. Это ее судьба, против которой героиня не пойдет. Она останется верна долгу, в этом ее суть. В таком понимании русской женщиной ее судьбы в романе Пушкина угадываются и ассоциации с поэмами В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана». Тем более что образ Светланы считается первым достоверным образом русской девушки в отечественной литературе.

Итак, сон Татьяны занимает важное место в романе и имеет сразу несколько значений. Он предсказывает дальнейшее течение событий, с одной стороны, и помогает лучше узнать пушкинскую героиню, с другой, Сцена гадания и сам сон Татьяны, сопряженный с русским фольклором и литературной традицией в разработке русского национального женского характера, выявляет глубинную психологию русской женщины. Идея же суженого связана с представлениями о долге; будущий супруг мыслится как предначертанный судьбой. Татьяна неотделима от национальной народной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой и вещими снами, Сон Татьяны лишний раз доказывает, насколько близко героине народное, фольклорное восприятие миа. Она думает и чувствует как русский человек.

Это было в далеком 1954 году. В тот год в Советском Союзе произошло объединение мужских и женских школ. Раньше мы учились отдельно: девочки- в женских школах, мальчики- в мужских школах.

И вот я оказалась в одной из лучших школ города Самарканда. У нас был очень хороший класс. До сих пор вспоминаются мальчишки и девчонки. И были замечательные учителя, кроме... учительницы русского языка и литературы. Какой-то парадокс: вроде должна была быть замечательная учительница, как показывают сейчас в фильмах, но вот нам досталась Екатерина Степановна Мамонтова. Сама похожая на мамонта, толстая, неопрятная, всегда сидела, растопырив ноги, из-под подола виднелись рейтузы розовые с начесом, что вызывало смех и издевки тихие у наших мальчишек.

И вот мы стали проходить по программе "Евгения Онегина". Я мало тогда что могла бы понять из этого романа, его глубокую сущность, философию, впрочем, не я одна. Любовь к роману пришла позже, когда уже стала студенткой. Но пока для нас это была обязаловка.

Нам было велено однажды выучить наизусть любой отрывок из "Онегина". Почему-то все стали учить только "Мой дядя самых честных правил..." или "Зима! Крестьянин, торжествуя...". А вот мне захотелось выучить именно "Сон Татьяны". Видимо, какая-то романтика тогда привлекала. Я выучила, причем должна отметить, что до сих пор помню его наизусть! Вот так крепка оказалась память! На следующий день в классе учительница вызвала меня и попросила рассказать, что я выучила. Я стала читать. В классе стояла тишина и только в самом конце при словах "Онегин тихо увлекает Татьяну в угол И слагает её на шаткую скамью..." мальчишки захихикали. Когда закончила читать, наша учительница была в умилении полном! Она обратилась ко мне и сказала:"Лера, проси, что хочешь!" Это было забавно. Что могла попросить ученица 8-го класса? И тут она сама мне предложила:" Лера, хочешь, я посажу тебя с Димой Марголиным?" А этот мальчик, должна вам сказать, был мечтой всех девчонок в классе. С ним уже сидела другая девочка. И вот Мамонтова наша, пользуясь тем, что она была нашей классной руководительницей, а я на её предложение молча согласилась, сажает меня с Димой! Бедная Светка, как же она плакала, когда её отсадили на другую парту! А как же был доволен Димка Марголин, который потом весь год списывал у меня все контрольные работы и сочинения! Увы, через год он с родителями уехал. Это была семья военного. Вот такие воспоминания связаны у меня с этим "Сном"! И захотелось мне написать его сегодня! До сих пор меня буквально завораживает музыка стиха!

И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток: И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она. XII Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла — и что ж? медведь за ней!

XIII

Она, взглянуть назад не смея, Поспешный ускоряет шаг; Но от косматого лакея Не может убежать никак; Кряхтя, валит медведь несносный; Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены. XIV Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он всё вослед: И сил уже бежать ей нет. XV Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом всё глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик, и шум; Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» И в сени прямо он идет, И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях; За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах; Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку, И что же видит?.. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. XVII Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит. XVIII Он знак подаст: и все хлопочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут; Нахмурит брови: все молчат; Так, он хозяин, это ясно. И Тане уж не так ужасно, И любопытная теперь Немного растворила дверь... Вдруг ветер дунул, загашая Огонь светильников ночных; Смутилась шайка домовых; Онегин, взорами сверкая, Из-за стола гремя встает; Все встали; он к дверям идет.


И страшно ей: и торопливо Татьяна силится бежать: Нельзя никак; нетерпеливо Метаясь, хочет закричать: Не может; дверь толкнул Евгений: И взорам адских привидений Явилась дева; ярый смех Раздался дико; очи всех, Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки, Усы, кровавы языки, Рога и пальцы костяные, Всё указует на нее, И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит. XXI Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась... Глядит, уж в комнате светло; В окне сквозь мерзлое стекло Зари багряный луч играет; Дверь отворилась. Ольга к ней, Авроры северной алей И легче ласточки, влетает; «Ну,— говорит,— скажи ж ты мне, Кого ты видела во сне?»

Написан пост Валерией Польской. Оформление- из Интернета

Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Ольга ПАВЛОВА, школа № 57, Москва
Учитель - Надежда Ароновна Шапиро

Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Сон Татьяны в пятой главе пушкинского романа “Евгений Онегин” – самое загадочное место во всём произведении. Эпиграф к этой главе (“О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!”) взят из известной баллады Жуковского “Светлана”, главная героиня которой засыпает и видит различные ужасы. Существует также традиция сравнения сна Татьяны со сном Наташи из баллады “Жених”, которая была написана Пушкиным примерно в то же время, что и пятая глава (правда, в балладе Наташа только описывает действительность, выдавая её за страшный сон). Однако обе баллады (и Жуковского, и Пушкина) заканчиваются благополучно (Наташа разоблачает злодея в финале, а Светлана просыпается и узнаёт о возвращении своего жениха; кошмарные сны не имеют продолжения и никакого влияния на последующую жизнь героинь), тогда как сон Татьяны – зловещий знак её судьбы (Татьяна недоумевает и во сне, и после пробуждения, ищет толкование сна в соннике). Сновидение Татьяны – вещее (в творчестве Пушкина не раз встречались такие сны: например, видел Пугачёва в пророческом сне Гринёв).

Татьяна верила в приметы (“…предчувствий горестных полна, ждала несчастья уж она”), святочные гадания (которые сулили ей утраты в ту зиму). Хотя Татьяна и находила тайную прелесть “в самом ужасе”, ворожить она не решилась, положив зеркальце под подушку (здесь существует явная параллель со Светланой, которая гадала с зеркалом, о чём и упоминает Пушкин в этой строфе). Снится ей “чудный сон”: она “идёт по снеговой поляне” (вообще, сама пятая глава начинается с описания зимних пейзажей; “Татьяна… с её холодною красою любила русскую зиму…”). Тема зимы будет сопровождать героиню всё время. В Москву, “на ярманку невест”, она поедет по зимнему пути (но в тот момент Татьяна уже не рада “проказам матушки зимы”, ей страшно). Встреча Татьяны и Евгения в Петербурге происходит в это же время года, а сама она при встрече с Онегиным “окружена крещенским холодом”, и холод этот – броня Татьяны. Так от любви к зиме она переходит к страху перед ней, а потом зима (равнодушие и усталость) поселяется внутри неё. Отзовётся в реальной жизни и ещё один мотив из сна: Татьяна видит “дрожащий, гибельный мосток”; потом она на пути в Москву заметит, как “мосты забытые гниют”.

В хижине, куда затем попадает Татьяна, – веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”). Но Пушкин сразу говорит: “Как на больших похоронах”, что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу. Действительно, пируют там страшные чудища: “один в рогах с собачьей мордой”, “другой с петушьей головой”, “ведьма с козьей бородой”, “карла с хвостиком” и т.д. Но главное, кроме них, Татьяна видит и того, кто “мил и страшен ей”, Евгения, и причём в роли “хозяина” (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти, который затем убивает Ленского. В этот момент Татьяна просыпается и сразу видит Ольгу, которая являет собой полный контраст (“…Авроры северной алей и легче ласточки…”) мрачному сну с убийством её, Ольги, суженого; эта ситуация отражается позже: после действительного убийства Ленского Ольга очень быстро оправляется и выходит замуж за улана (“Увы! невеста молодая своей печали неверна. Другой увлёк её вниманье…”), в противоположность Татьяне (“Но я другому отдана; я буду век ему верна”).

Сон этот интригует Татьяну, она ищет ответа у Мартына Задеки, ей непонятен, загадочен и сам Онегин, она не может постичь его сущность. Ответ (или это опять неверный ответ?) она найдёт гораздо позже, когда, разглядывая книги Онегина в его доме, скажет: “Уж не пародия ли он?” Но в этот момент (в пятой главе) Татьяна находит решение прямо противоположное. Во всей главе Онегин обрисован самыми мрачными красками: он и лихой молодец, предводитель шайки домовых, герой тех книг, которые описаны в третьей главе:

Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы, И стал теперь её кумир Или задумчивый Вампир, Или Мельмот, бродяга мрачный, Иль Вечный жид, или Корсар, Или таинственный Сбогар.

Онегин повторяет некоторые жесты этих героев во сне Татьяны (хотя она сама с этими произведениями незнакома). Ещё в третьей главе Онегин предстаёт перед Татьяной “грозной тенью”, “блистая взорами” (в её сне он “взорами сверкает”, “дико… очами бродит”). Когда же Онегин увлекает её в угол и “клонит голову свою к ней на плечо”, он предположительно играет роль Вампира, обречённого питаться кровью молодых и прекрасных женщин, которых он любит. В романе “Жан Сбогар” также есть похожая ситуация: героиня рассказывает своему жениху ужасный сон, в котором она тоже была среди всякой нечисти, а повелевал ею её жених. Действительно, в сновидении Онегин воистину “сатанический урод” и “демон” (слова эти появляются в восьмой главе, указывая, скорее всего, на сон Татьяны).

Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна (например, “уездный франтик Петушков” – “другого с петушьей головой”, а остальные – “Буянов, в пуху, в картузе с козырьком”, “Флянов… обжора, взяточник и шут”, “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” – настолько нелепы и смешны, что похожи на описания тех “домовых”). В хижине – “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ”, у Татьяны – “толкотня”, “тревога”, “лай мосек”, “чмоканье девиц”, “шум”, “хохот”, “давка”, “поклоны”, “шарканье гостей”; во сне героини – “крик и звон стакана”, на именинах – “рюмок звон”, “никто не слушает, кричат”. Но и на этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир, он решает “отмстить” Ленскому (непонятно за что, ведь он сам согласился приехать), а результатом его плохого настроения является дуэль, глупая и никому не нужная. При описании состояния героини и во сне, и на празднике (она равно чужая и там, и здесь) употребляются похожие эпитеты, а одна фраза (“Татьяна чуть жива”) повторяется дословно. Кстати, на её вопрос в письме к Онегину: “Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель...” – дан достаточно ясный и однозначный ответ. Пушкин и раньше называл Онегина “искусителем роковым” (и это отчасти правда: в последней главе Татьяна действительно подвергнется большому искушению), а Ленский считает его “развратителем”. Единственное светлое место для Татьяны во всей пятой главе – строфа тридцать четвёртая, где “взор… очей” Онегина “был чудно нежен”.

Итак, в день именин самой светлой героини совершается вакханалия самых чёрных сил зла (причём эпиграф ещё раз подчёркивает это: светлая героиня (Светлана) – “страшные сны”).

Тема сна будет сопровождать Онегина на протяжении всего романа. Резко контрастирует его “сладостный, безгрешный сон” после получения письма Татьяны и “страшный, непонятный сон”, в котором он чувствует себя на дуэли (он горько будет сожалеть об этой “минуте мщенья” на балу, да и Оленьку тот котильон томил, “как тяжкий сон”). Не зря он проспал время дуэли (“…Ещё над ним летает сон”). Затем этот мотив появляется в восьмой главе, после встречи Онегина и Татьяны. Он вспоминает: “…Та девочка… иль это сон?..”, он спрашивает себя: “Что с ним? в каком он странном сне!”

Как ранее Татьяна, Онегин полон недоумения: та, что раньше казалась такой простой, такой доверчивой и понятной, теперь оказалась на недосягаемой высоте. Татьяна – неприступная богиня, “величавая” “законодательница зал”. Но сама героиня видит всё по-другому. Её впечатления от первых балов в Москве (“теснота, волненье, жар, мельканье”, “шум, хохот, беготня, поклоны, галоп” – в общем, “волненье света”) очень напоминают “адской сволочи скаканье” из сна (светская толпа – “ряд докучных привидений”). Опять Пушкин перечисляет гостей (как во сне и на именинах): “…Проласов, заслуживший известность низостью души...”, “…другой диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян, как вербный херувим…”, “…путешественник залётный, перекрахмаленный нахал…” и т.д. Скорее всего, для Татьяны эти люди ничем не лучше персонажей из её сна. Но по иронии судьбы, теперь она – хозяйка бала, хотя и ничуть не дорожит этой “ветошью маскарада”, “блеском”, “шумом” и “чадом”. А Онегин, видя её среди всего этого, не может понять, как она могла так измениться. Он на балах в Петербурге оказывается в роли Татьяны на шабаше. Как и Татьяна, он пытается найти этому объяснение, но не в соннике, а в литературе, читая “Гиббона, Руссо, Манзони” “без разбора”. Но “меж печатными строками читал духовными глазами другие строки”: “то были тайные преданья сердечной, тёмной старины” (Татьяна “верила преданьям простонародной старины”, гадала), “ни с чем не связанные сны” (опять тема сна!), “угрозы, толки, предсказанья” (Мартын Задека Татьяны), “длинной сказки вздор живой” (а сам сон героини и есть сказка, с явными волшебными мотивами), “письма девы молодой” (аналог письма Татьяны). Перед встречей с Татьяной он сам на “мертвеца” похож.

Сон Татьяны предопределил их будущее. Да, в конце концов они меняются местами (классическая для романов ситуация несовпадения), но это далеко не так важно, как то, что вся жизнь Татьяны и Евгения не удалась (они оба чужие на этом празднике жизни), она похожа на дурной сон. Ни его, ни её никто в окружающем мире не понимает. Даже друг для друга они не очень реальны. Татьяна “мечтой стремится… в сумрак липовых аллей, туда, где он являлся ей”. И Онегин возвращается в мыслях к деревенской жизни: “…То сельский дом – и у окна сидит она… и всё она!..”

Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое. В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово “сон”:

Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне, –

замыкая этот “сонный” круг.

Разделы: Литература

(Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

  • углубить знания учащихся о композиции художественного произведения, научить анализировать текст;
  • развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • воспитать чувство гордости за русскую литературу.

Оборудование урока: репродукции картин К.И. Рудакова “Татьяна Ларина”,И.В. Волкова и К.А. Коровина “Сон Татьяны”; автопортрет А.С. Пушкина,CD с записью оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.

Эпиграф к уроку:

…неисчерпаем мир поэта:
В его глубинах – тайна света,
Который нам, как солнце, дан…

Ход урока.

I.Оргмомент.

Объявление темы урока, ознакомление учащихся с целями и задачами.

II.Вступительное слово учителя.

А.С.Пушкин… Русская радость и русская печаль… Благородное сердце и возвышенная душа…Такая в Вас сила и такая тайна, что мы и через два века всё вглядываемся в Вас, вслушиваемся в Вашу речь, обсуждаем с друзьями каждую Вашу мысль.

Ребята, изучая творчество А.С. Пушкина, мы с вами не раз убеждались в том, что за сочинениями поэта, как будто ясными по форме, предельно глубокими по содержанию и исчерпывающими по смыслу, остаётся нечто ещё большее, что пока не разгадано. “Мы видим море, но за ним предчувствуем океан”, - писал А.Платонов.

И сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

III.Подготовка к восприятию темы урока.

а) Чтение учителем I-II строфы V главы романа.

Эта картина знакома нам с детства.

б) Беседа по тексту.

А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Литература до Пушкина не признавала описания таких “низких” предметов, как “тулуп, дровни, лошадка, кибитка…” Поэта упрекали в том, что он вводит в поэзию уж очень прозаические слова и понятия. А он видел прекрасное в самой жизни и с мягким юмором поддразнивал своих литературных противников.

У Пушкина свой путь в литературе. И героиня у него своя, непохожая ни на одну из литературных героинь того времени именно потому, что она из жизни. Таких девушек, как Татьяна, Пушкин видел, знал и пытался понять их духовный мир.

-Так какая же она была, Татьяна Ларина?

(Любящая книги, природу…; занятая своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг.)

Как складывался её характер?

(Книги, рассказы няни, одинокие прогулки – мечтательность; нянины сказки – суеверие, страх перед потусторонними силами.)

в) “Разукрашивание” иллюстрации К.И. Рудакова “Татьяна Ларина”.

Задание: цветом передать характер героини

(На иллюстрации Татьяна занята своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг себя; в облике нежная печаль – голубовато-сиреневый тон портрета; её бледность – признак сильных чувств, страдания).

г). “Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость…” Сообщение учащегося о видах и способах гадания в старину.

“Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я - при мысли о Светлане
Мне стало страшно - так и быть...
С Татьяной нам не ворожить.”

О какой Светлане идёт речь? Какие ещё строки созвучны балладе Жуковского?

(…Скажи: которая Татьяна?
Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна) – III глава, V строфа.

Чем близки эти героини?

(Светлана, как и Татьяна, гадала ночью одна, и к ней также явился долгожданный жених.)

Обратим внимание на эпиграф, это строчки из баллады Жуковского “Светлана”. И это не случайно, потому что главное место в пятой главе занимает “Сон Татьяны”.

Сон пушкинской героини не просто проблемный центр V главы, это самый загадочный эпизод романа, а может быть, и всего творчества Пушкина.

IV. –Работа над новой темой “И снится чудный сон Татьяне…” (Запись на доске темы урока.)

1) Чтение учителем XI строфы романа.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?

(Ведёт себя естественно: она боится.)

2) Работа с иллюстрациями Волкова И.В. и Коровина К.А. к роману “Евгений Онегин”. (Анализ репродукций: сюжет, комментарий к выбору цвета.)

Волков И. В. “Сон Татьяны”

Коровин К.А. “Сон Татьяны”

1. Как вы думаете, какое значение имеет фон картины?

2. Почему героиня изображена в таком положении? Что хотел подчеркнуть художник?

3. Какими изобразительными средствами художник раскрывает внутренний мир человека, изображенного на полотне.

3) Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

В хижине, в которую попадает Татьяна, веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”), но поэт говорит, что происходящее “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего (XVI строфа).Пируют страшные чудовища. Но главное, кроме них, Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения, причём, в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти.

4) Толкование сновидений.

Мост – “трудная работа”; метель – “большие хлопоты”; мельница – “беспокойная жизнь”; медведь – “случай, неожиданность; богатый, сильный, но жестокий жених”; нож – “знак обмана и насилия”; огонь – “ гнев, опасность”; рак, паук – “раздор, печаль, досада; коварство”.

5) - Вспомните, сюжет какой баллады Пушкина близок сюжету “сна Татьяны”?

(Баллада “Жених”, написанная в то же время, что и V глава.)

Каков финал баллады Пушкина “Жених” и баллады Жуковского “Светлана”?

(Кошмарные сны не имеют своего продолжения и не оказывают никакого влияния на последующую жизнь героинь. Сновидение же Татьяны – вещее, и оно скоро начнёт сбываться.)

А ведь в творчестве Пушкина не раз встречались такие сны.

-Вспомните их.

(“Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”.)

6) “..И Таня в ужасе проснулась…”

Найдите в тексте описания с пробуждения Татьяны. Каким оно было?

(Татьяна видит Ольгу; она являет собой полный контраст и пробуждению сестры, и мрачному сну с убийством её (Ольги) суженого.)

Отразиться ли это предсказание на судьбе Ольги позже?

(После убийства Ленского Ольга быстро успокоится и выйдет замуж за улана.)

7) Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело, пародируя известную в его время оду Ломоносова “На день восшествия на престол Елизаветы Петровны”. В этом пародийном четверостишии слово “весёлый” звучит насмешливо, тем более мы знаем: Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник.

8) Выразительное чтение учащимися XXV строфы.

Прочтём внимательнее эти строки; что-то они нам напоминают.

Становится ясно, кто снился Татьяне. Соседи Лариных только внешне похожи на людей. Татьяна видела во сне не сказку, непросто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий ум не мог не оценить окружающих людей. А чудища из сна вот они, наяву. И неизвестно ещё, где они страшнее.

9) Прослушивание отрывка из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.

Как перекликается этот отрывок с текстом романа?

(В опере также присутствует сатирическое изображение образов гостей Лариных.)

V. Обобщение.

Сон оказался пророческим: он предсказал и ближайшее будущее (дуэль), и гораздо более отдалённое.

Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание:

дать характеристику гостям на именинах Лариных.