Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях. Практический материал по развитию зрительного восприятия. б) уточнение и расширение объема зрительной памяти

16.02.2024 Спорт

Развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э. С. Бейн, К. И. Вересотская и др.). Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы - без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения.
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.
Недостаточное развитие у младших школьников зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система - быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью объясняется также неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера.
Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
- формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
- расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
- формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
- совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.
Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр (см. ниже) следует использовать в разных вариантах (возможно даже созданных самим педагогом).
Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:
- обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
- сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
- обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- узнавание предмета по его части;
- рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);
- рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.
Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).
Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, так как это связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза.
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:
- определение изменений в ряду предметов;
- нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
- нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
- запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».
Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям. Например:
- Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.
- Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске - на 2 треугольника больше.
- Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.
- В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.

Наблюдения за движущимися объектами в пространстве целесообразно начинать с определения изменения положения отдельных двигающихся частей у игрушек, например у куклы (ручки, ножки), машины (кузов, дверцы), домика (окна, дверь) и др. Используются объемные, плоскостные, разъемные, сборные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закрепленных частей. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных движений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме, по словесной инструкции.
Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги» и др.
Подчеркнем, что навыком наблюдения за несколькими движущимися объектами дети с интеллектуальной недостаточностью овладевают благодаря многократному выполнению специально подобранных упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (
где мышка, куда убежал зайка? в какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? И т. д.), постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.
Самым сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния, протяженности до объекта, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в пространстве, определять собственное местонахождение, моделировать различные пространственные ситуации. С этой целью используются упражнения для развития глазомера:
-
Определить, сколько шагов до парты, до куклы, до перекрестка (на улице) и т. д.; кто дальше сидит: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т. д.
- Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).
- Показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок) и т. д.
- Разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2, 4, 3 равные части.
- Разрезать ленточку на равные части.

По мере овладения детьми способами измерения расстояния с помощью метра можно усложнить задания, предлагая определить на глаз расстояние в сантиметрах, метрах. Также возможно использование упражнений и игр на ориентировку в пространстве (см. ниже).
Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них - перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.
Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях. Приведем примеры.
Педагог читает стихотворение, а дети выполняют упражнения.
Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.
Во время зрительной гимнастики на занятиях дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далекие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени (5-10 с) и др.

Дидактические игры и упражнения
для развития зрительного восприятия

«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
«Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
слов - одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
примеров - сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
предложений - пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
«Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Знаковая таблица»
Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.
«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
«„Зашумленные“ изображения»
Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
«Парные изображения»
Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
Варианты:
- используются парные игрушки;
- предъявляют предмет и его изображение.
«Незаконченные изображения»
Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Варианты:
- предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
«Точечные изображения»
Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Перевернутые изображения»
Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
«Разрезанные изображения»
Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Варианты:
- предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
«Запомни и нарисуй»
Ребенку предлагают запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
«Буковки»
Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
- все буквы И;
- все гласные;
- одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
«Найди букву»
В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя - все буквы Н, под буквой О поставить точку.
«Где зажегся фонарик?»
Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
Варианты:
- сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.
«Сложи узор»
Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.
«Шкафчик» Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.
На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15-20 мин ребенку предлагают ее найти.
Варианты:
- прятать одновременно 2-3 игрушки;
- найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

Фавзана Аюпова

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы , путают похожие по написанию буквы , пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы , можно провести с детьми следующие игры и упражнения .

1. Называние буквы . Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой . Буквы называем кратко , без призвуков «ы» , «э» , демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква . Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы . Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» - замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы "Г" я не боюсь,

Буква "Г" не злой,а добрый гусь!


3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква , как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву . Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы , изготовленной из бархатной бумаги.


5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы : обведение трафарета буквы ;


вырезание буквы ножницами ;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :

Пантомима «Живая буква » (дети изображают букву всем телом ) ;


- Изобрази букву пальцами ;


Определение буквы , написанной на спине, ладони : «Какую букву я написала ;


Узнавание букв , написанных разными шрифтами;

Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях .


Данная работа в "Мастерской букв " дает свои положительные результаты : дети хорошо запоминают буквы и не путают их .

Литература

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией

Ванифатьева Н.В. – учитель-логопед МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Соколова Л.А. – заведующий МДОУ д/с № 36 «Якорек»

Слободенюк Е.В. – зам.зав. по ВМР МДОУ д/с № 36 «Якорек»
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут являться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексий и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.

А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовникова (1995), М.Е. Хватцев (1996) и другие, среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительного внимания и памяти.

У детей с нарушением речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов, как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи , может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным трудностям:

1 – более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;

2 – трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения;

3 – трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, а также дифференциация предметов по внешнему схожеству;

4 – трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга;

5 – испытывает сложности при нахождении всех различий в изображениях предметов;

6 – не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;

7 – запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле;

8 – трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции;

9 – сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;

6 – при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы.

При печатании букв на занятиях или самостоятельно, дети могут не дописать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для него графического символа.

Исходя из перечисленных механизмов оптически грамотной письменной речи, можно определить направления коррекционно-профилактической работы.

Коррекционно-профилактическую работу целесообразно разделить на два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В этот период ведущая роль отводится воспитателю. На своих занятиях воспитатель проводит упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Закрепление данных умений проводится воспитателем и родителями. Воспитатель закрепляет эти умения на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, а родители, уточняют эти навыки дома с детьми по домашним тетрадям логопеда.

Содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексий и дисграфий у дошкольников с речевой патологией:
Подготовительный период
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов. Были составлены наглядные материалы по лексическим темам. По каждой теме, изображения систематизировались в следующем порядке:

Цветное изображение предметов;

Силуэтное изображение;

Контурное изображение;

Пунктирное изображение;

Недорисованное изображение;

Наложенные изображения друг на друга.

Эти журналы могут использоваться на занятиях воспитателя по развитию речи, логопедических занятиях и индивидуальных.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

5. Формирование временных ориентировок и представлений.

6. Развитие зрительно-моторной координации.

7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
Основной период
Цель: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.

Этапы работы:

1. Развитие буквенного гнозиса, анализа и синтеза.

2. Автоматизация смешиваемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых букв.

Направления работы:

1. Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений.

2. Формирование навыка узнавания букв, написанных стилизованно.

3. Формирование навыка узнавания букв, начертанных разными шрифтами.

4. Формирование навыка нахождения букв в сюжетных изображениях.

5. Формирование навыка узнавания пунктирно изображенных букв.

6. Формирование навыка узнавания букв в условиях графического зашумления.

7. Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве.

8. Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов.

9. Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения.

10. Формирование навыка узнавания недописанных букв.

11. Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв.

12. Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв.

13. Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов.

Кроме того, предлагается перечень стихов, описывающих графический образ буквы и простое положение буквы. Стихи рекомендовано использовать на этапе знакомства с буквой для формирования обобщенных представлений о графическом знаке.

Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп.

Разработанный наглядный материал по формированию каждого из перечисленного направления, систематизирован от простого к сложному.

На каждом графическом материале возможны варианты различных заданий. Последовательность букв соответствует требованиям программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием».

При оформлении наглядного материала учитывалась его доступность восприятию детей, эстетичность, возможность многопланового использования.

Задание № 1. «Нахождение букв, среди не буквенных изображений».
Материал: (графический материал листы № 1-7).

Возможные инструкции:

Посмотри и найди среди знаков букву (листы № 1-2).

Посмотри и найди среди знаков буквы (листы № 3-7).

Назови эту букву.

Найди эти буквы среди букв алфавита.

Закрой буквой из разрезной азбуки.
Задание № 2. «Узнавание букв, написанных стилизованно».
Материал: (графический материал листы № 8-21).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 8-19).

Закрой веселое изображение буквой из разрезной азбуки.

- Покажи все буквы , похожие на (логопед указывает на необходимую букву) (листы № 13-16).

Посмотри и назови, на какую букву похоже это пунктирное изображение (листы № 17-19).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Найди одинаково изображенные буквы, но отличающиеся по величине. Назови эти буквы (листы № 20-21).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображение: (листы № 8-15).

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-15).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Посмотри и назови пунктирные изображения: (листы № 17-19).

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови изображения: (листы № 8-10).

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 3. «Узнавание букв, начертанных разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 22-34).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение (листы № 22-34).

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой это изображение буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву:

В левом верхнем углу

В правом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эту букву, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 4. «Чтение слов, состоящих из букв изображенных стилизованно и разными шрифтами».
Материал: (графический материал листы № 35-39).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, на какие буквы похожи эти изображения. Прочитай слово.

Составь слово из букв разрезной азбуки.

Составь из слов разрезной азбуки фразу. Прочитай её.
Задание № 5. «Нахождение букв в сюжетных изображениях».
Материал: (графический материал листы № 40-53).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы спрятались в картинках (листы № 40-48).

Покажи все буквы. Сосчитай, сколько букв (А и др.) ты увидел?

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались «на дне моря»? (Л, М, Н, Р) (лист № 49).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в « лесной чаще»? (Х, Ц, Ч, Щ) (лист № 50).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, найди и назови, какие буквы спрятались в «пещере»? (Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С, Ш, Ж) (лист № 51).

Посмотри, найди и назови все буквы, которые ты увидел на картинке? (листы № 52-53).

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Задание № 6. «Узнавание пунктирно изображенных букв».
Материал: (графический материал листы № 54-59).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы.

Найди такую же букву, среди букв алфавита.

Закрой пунктирное изображение буквой из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).

Посмотри и назови буквы:

В первой строчке листы № 56-59

Во второй строчке

В третьей строчке. листы № 54-55

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Посмотри и назови буквы:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 7. «Узнавание букв в условиях графического зашумления».
Материал: (графический материал листы № 60-80).

Возможные инструкции:

Посмотри, буква спряталась. Какая буква спряталась?

Назови эту букву. Найди, среди букв разрезной азбуки.

Покажи, где спряталась буква … ((А) логопед называет определенную букву, постепенно увеличивая число букв).

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какие буквы спрятались:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике

В пятом столбике.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Назови, какая буква спряталась:

В верхнем левом углу

В нижнем левом углу

В верхнем правом углу

В нижнем правом углу.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 8. «Узнавание букв перевернутых в пространстве».
Материал: (графический материал листы № 81-88).

Возможные инструкции:

Посмотри на букву и найди такую же, среди букв алфавита. Назови букву. Чем отличаются буквы?

Закрой их буквами из разрезной азбуки.

Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).

Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 9. «Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов».
Материал: (графический материал листы № 89-92).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь в картинках?

Найди буквы в картинках:

В верхней (первой) строчке

В нижней (второй) строчке.

Найди такие же буквы, среди букв алфавита.

Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 10. «Узнавание букв в условиях наложения».
Материал: (графический материал листы № 93-119).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови, какие буквы ты видишь (листы № 93-102).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Посмотри, буквы соединились , имеют 1 общий элемент.

Разъедини их (листы № 103-110).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, буквы соединились, имеют 2 общих элемента.

Разъедини их (листы № 111-115).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри, много букв соединились (листы № 116-119).

Помоги разъединить их.

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Можно работать с парой детей, кто быстрее и больше назовет букв (соревновательный момент).

Назови буквы по строчкам.

Назови буквы по столбикам (листы № 111-119).

Задание № 11. «Узнавание недописанных букв».
Материал: (графический материал листы № 120-146).

Возможные инструкции:

Посмотри, здесь одна и та же буква недописана (листы № 120-133).

Узнай, какая это буква.

Найди её, среди букв разрезной азбуки.

Допиши букву.

Посмотри, какая буква недописана (листы № 120-133).

Сложи её из элементов (по усмотрению логопеда, если ребенок затрудняется) + описание пространственного положения элементов букв. Назови элементы буквы. Как они (элементы) расположены в пространстве.

Допиши буквы в словах и прочитай получившиеся слова (листы № 134-135).

Составь эти слова из букв разрезной азбуки и прочитай их.

Посмотри, половина буквы закрыта белым листом (листы № 136-146).

Подумай и назови всю букву.

Найди эту букву, среди букв разрезной азбуки.

Посмотри и назови букву: (листы № 120-133).

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке.

Найди её, среди букв алфавита.

Посмотри и назови буквы: (листы № 136-146).

В первом столбике

Во втором столбике

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 12. «Дифференциация оптически сходных букв».
Материал: (графический материал листы № 147-149).

Возможные инструкции:

Посмотри и назови буквы парами.

Найди каждую букву, среди букв алфавита.

Выложи из букв разрезной азбуки такую же.

Последовательность букв.

Покажи и назови, сначала 1. потом 2 букву.

Покажи и назови, сначала 2, потом 1 букву.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Прочитай буквы парами:

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Прочитай буквы парами:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.

Прочитай пару букв:

В правом верхнем углу

В правом нижнем углу

В левом верхнем углу

В левом нижнем углу.

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
Задание № 13. «Узнавание правильно и неправильно написанных букв».
Материал: (графический материал листы № 150-152).

Возможные инструкции:

Написана пара букв, одна из букв написана неправильно, так не должна писаться.

Закрой фишками все неправильно написанные буквы.

Найди оставшиеся буквы, среди букв алфавита.

Назови все правильно написанные буквы.

В первом столбике (сверху – вниз, снизу – вверх)

Во втором столбике

В третьем столбике

В четвертом столбике.

Покажи и назови все правильно написанные буквы:

В первой строчке

Во второй строчке

В третьей строчке

В четвертой строчке.
Задание № 14. «Конструирование и реконструирование букв из элементов».
Материал: (4 конверта с элементами букв).

Возможные инструкции:

Из этих элементов можно сложить буквы: Б В З Р Ф Ъ Ы Ь Я (конверт № 1).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: А Д Ж К Л Х У Ч (конверт № 2).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Из этих элементов можно сложить буквы: О С Э Ю (конверт № 3).

Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.

Из этих элементов можно сложить буквы: Е Ё И Й М Н П Т Ш Щ Ц (конверт № 4).

Найди эти буквы, среди букв алфавита.

Сложи из элементов букву (логопед называет определенные буквы).

Сделать из одной буквы другую:


Б - В

Б - Ы

К - Ж

Щ - Ц

Ш - Щ

Г - Б

Р - В

Т - П

Ы - Я

Г - П

Б - Ь

З - В

П - Н

Л - Д

Ц - П

Б - Ъ

Ф - Р

Н - И

С - Э

Ж - Х

Задание № 15. «Перечень стихотворений, описывающих графический образ буквы и её простое положение».
Материал: (графический материал листы № 153-160).

Возможные инструкции:

Прослушай стихотворение про букву и выложи её из палочек (элементов).

Заучивание одного из трех стихотворений про букву.
Использованная литература
1. Альманах «Почитайка».

2. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. – М.: «Грамотей», 2002.

3. Волина В.В. Праздник букваря. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1996. – 384 с.

4. Журнал «Веселые картинки».

5. Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1988.

6. Игралочка.

7. Ковшиков В.А. Стихи про печатные и рукописные буквы.

8. Куликовская Т.А. Мастерская букв. – М.: ООО «Издательство ГНОМ «Д», 1997.

9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.

11. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН.

Для того чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

Про гласный [Я] должны мы рассказать, его мы можем даже показать. Ведь состоит он из [Й] и [А] посмотрите и запомните друзья!

Ладошки крепко мальчики сцепили, букву Ж изобразили!

  1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

  1. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно чёрно-белый вариант, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

  1. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Инициатива у детей.

Важно, чтобы ребёнок самостоятельно представил образ буквы. Причём у каждого ребёнка будет свой зрительный образ.

  1. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребёнок представил свой.

Желательно, чтобы в названии графического образа, предлагаемого педагогом, звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции. Например, буква О похожа на обруч, а У — на уши.

Со шнурками мы играли, ими буквы шнуровали, значит, лучше их запоминали.

Буквы заболели у нас вот так да! Диана как доктор полечит их всегда. Букву быстро может она узнать и недостающий элемент у неё дописать.

  1. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Например:

  • О как обруч. Захочу -По дороге покачу!

  • Букву Г я не боюсь, Г-не злой, а добрый гусь.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  1. Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

— из каких элементов состоит буква;

— из скольких элементов состоит буква;

— как расположены эти элементы в пространстве.

  1. Конструирование и реконструирование букв.

Операции проводятся на печатных (позднее рукописных)буквах.

Оборудование: палочки (счётные), спички, полоски бумаги, верёвка или шнурок, элементы букв, вырезанные из бумаги, элементы конструктора.

Выкладывание букв из палочек, спичек и т. д.

Дети знакомятся с тем, что все буквы состоят из частей (элементов); комбинируя эти части, можно составить буквы.

  1. Знакомство с объёмным вариантом буквы.

Например, буква изготавливается из пенопласта. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.

  1. Развитие тактильного восприятия буквы.

Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

Леша строит букву из осколков. На букву «Е» похожа буква «Ё» лишь только сверху точки у неё. Три слова назовешь на «Ё» ёлка еж и ёрш и все ужасно колко как осколки и ёж и ёрш и ёлка.

Чтобы лучше буквы запоминать и быстрее хорошо научиться читать, мы их можем на ладони написать и даже пальчиком на лице рисовать.

  1. Закрепление (автоматизация) образа буквы.

Используются следующие приёмы:

— вырезание буквы ножницами;

— лепка буквы из пластилина;

-выкладывание буквы из геометрических фигур, мозаики, семян и т. п.

  1. Знакомство с траекторией движений при написаний

буквы.

— обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

— обведение буквы по трафарету;

— обведение буквы по контуру;

— запись буквы в воздухе;

— запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

— письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

  1. Автоматизация звукобуквенных связей.

Предлагаются дидактические игры:

-пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);

— изобрази букву с помощью пальцев;

— нахождение буквы по образцу: «Найди такую же букву, как я покажу!»;

— нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»;

— называние буквы: «Какая это буква? Назови!»;

— определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;

— нахождение букв среди других знаков (букв другого алфавита, нот, математических знаков, цифр и т. д.);

-узнавание букв, написанных разными шрифтами (в том числе и декоративными);

— нахождение буквы в различных сюжетных изображениях;

— узнавание буквы, изображённой пунктиром;

— узнавание буквы, по-разному расположенной в пространстве;

— узнавание букв, спрятанных внутри изображения предметов;

-узнавание букв, наложенных друг на друга (7 лет — от 2

и максимум до 7-9 букв);

— узнавание букв, написанных в условиях зашумления и т. п. -узнавание недописанной буквы;

— узнавание правильно и неправильно написанных букв.

  1. Самостоятельное написание буквы.

Как быстрее научиться, нам читать?! Для этого мы с буквами можем даже поиграть. Можем их погладить, потрогать и даже помять лишь бы их по лучше запоминать!

1.Формирование буквенного гнозиса

2.Развитие зрительной памяти

3.Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

При оптической дислексии и дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представлений;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

1. Назвать предметы по их контурам:

2. Назвать недорисованные предметы:

3. Назвать перечеркнутые изображения:

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

5. Определить, что неправильно нарисовал художник:

6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры):

7. Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.

Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.

Дается задание положить картинку на свою "лужайку".

9. Игра "Геометрическое лото".

У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например:

Логопед показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.

11. Определение правой и левой части разноцветных полосок (см. № 10). Предлагаются следующие виды заданий:

а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.

б) Назови цвет правой части этой полоски.

в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа - красный цвет. И т.д.

12. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами. Например:

Каждому ребенку дается серия из трех карточек.

Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал и т.д.

Логопед показывает одну из карточек. Детям дается задание показать парную (точно такую же).

13. Нахождение фигуры среди других. Например,

14. Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок (см. № 13).

15. Срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель-Мезони).

16. Рисование серий по представлению (см. № 15).

17. Узнавание одной из серий среди сходных изображений (см. № 15).

18. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение.

19. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

20. Дорисовывание симметричных изображений.

21. Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3,

22. Игра "Открывание окошек в домике".

Детям предлагается макет домика, в котором можно открывать окошки. В домике 4 окошка: два сверху, два снизу. Детям предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое окошко, верхнее левое окошко, закрыть правое нижнее окошко и т.д.

23. Дополнение рисунка. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика - солнце, слева от домика - забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора - цветы.

24. Выполнение тестов Равена. Детям предлагаются матрицы Равена с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.

25. Конструирование фигур из спичек, палочек (см. № 18).

26. Конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.

27. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно. Примерные картинки: