Название работы: Психологическая теория происхождения государства
Введение
Глава 1: Основные положения 6
1.1Сущность государства 8
Глава 2:Основные взгляды теории 11
2.1 Концепция Тарда..15
2.2 Коркунов о власти16
Глава 3: От первых общежитий к государству 17
3.1 Первые этапы развития общества 17
3.2 Появление государства 21
Глава 4: Психологическая теория в сравнении с другими теориями 23
Заключение
Список использованной литературы
Введение: Вопрос об актуальности психологической теории происхождения государства нельзя рассматривать однозначно. С одной стороны, это весьма оригинальный подход к пониманию сущности государства, с другой же - спорная и неоднозначная теория. В ней нет чёткости марксистского подхода, структурности органической Она основывается на другом - на психике человека. Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Изучается психологией. Психика человека раскрывается в данной теории как особый механизм, способный развивать в человеке самосознание, способный создать такую сложную структуру как право, государство. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Согласно этой концепции появление государственности связано с действием нескольких факторов:
Во-первых, прежде всего это потребность людей жить в социуме.
Во-вторых, это связано с проявлением особых свойств человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других - подчинять, быть образцом для подражания.
В-третьих, причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.
В-четвертых, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.
Этих взглядов придерживались такие ученые и деятели в области юриспруденции, социологии и психологии как Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931),Жан Габриель Тард (1843-1904), Зигмунд Фрейд (1865-1939), Н.М. Коркунов (1853-1904), Дж.Ф.Мейтленд-Джонс.
Лев Иосифович Петражицкий отразил свои взгляды на возникновение государственно-правовых явлений в таких работах как "Введение в изучение права и нравственности", "Очерках философии права", "О мотивах человеческих поступков", но наиболее полно и содержательно, в связи с предыдущими работами, его идеи были изложены в сочинении "Теория права и государства в связи с теорией нравственности".
Жан Габриель Тард выразил положения данной мысли, а также положения психологической социологии, теории подражания, как части психологической теории происхождения государства и права, в таких работах как "Законы подражания", "Социальная логика", "Общественное мнение и толпа".
В качестве подтверждения психологической теории происхождения государства можно привести огромное количество примеров, И так, практически любое творение человека, в том числе государство и право, является результатом деятельности человеческой психики, который под действием физических возможностей человека обретает облик материального объекта и это нельзя отрицать. Дело в другом, какую роль играет психика в образовании чего-либо. Психика человека является первопричиной - и это ее основная роль. Без психики невозможно представить себе ни государство, ни право. Ведь если бы не было психики, у человека не возникло бы потребности в нормах, поддерживаемых государством, защищающих его права и регулирующих взаимоотношения в обществе. Да и не существовало бы никакого общества. Ведь у человека бы не было бы потребности в консолидации. Психика рождает потребность, позывы, внутренние понукания, активные переживания, а они в свою очередь являются первопричинами возникновения и общества и государства, и права. Так в пример можно привести Тарзана героя романа Эдгара Берроуза. В результате того, что Тарзан жил не среди себе подобных, уровень его психических возможностей был невероятно мал, следствием чего он и не мог думать о тех потребностях, которые возникают у нас, он не мог думать об обществе, государстве - ему это было не нужно, да это и не было возможным. Так же другой пример - это потребность людей в законодательстве. У любого человека, чьи права нарушаются, психика рождает потребность в защите, если есть такая норма, то посредством нормы, если ее нет, то рождается потребность в этой норме. То есть не что иное, как рождение права путем деятельности человеческой психики.
В своей работе я хотел бы раскрыть суть теории, ее аспекты, и показать ее актуальность в наше время.
Главной задачей, которую я перед собой ставлю является достижение понимания исторической и практической мотивации авторов данной теории.
Использованная литература:
1) Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 г.
2) А.Ковлер Антропология права Инфра-М, Норма 2002
3) Н.М. Коркунов Лекции по общей теории права. - СПб.: 1898.
4) Л.И. Петражицкий Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000
5) А.В. Поляков Общая Теория Права СПб.: 2003
6) Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Минск: Интерпрессервис: Кн. дом, 2001. - 1038 с. - (Мир энциклопедий).
7) Н. Рулан Историческое введение в право Nota bene 2005
8) Г. Тард Социальная Логика
9) Ф.В Тарановский Энциклопедия права СПб.:. 2001
10) З.Фрейд Тотем и табу, 1913 г.
4. Теория Насилия
5. Психологическая теория происхождения государства
6. Марксистская теория происхождения государства
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
(возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.)
Виднейшие представители теории НасилияТеория насилия.
Основой
происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание
одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным
народом, для насилия над ним и создается государство.
«История не
представляет нам, - писал Л. Гумплович в конце XIX века, - ни одного
примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а
как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия
одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении
более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».
Таким
образом, сторонники теории насилия утверждали, что первобытные племена
при встречах между собой воевали и победители превращались в
господствующую часть общества, создавали государство, использовали
государственную власть для насилия над покоренными народами.
Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы,
навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое,
даже расовое, происхождение.
Например, К. Каутский, который также
склонялся в объяснении происхождения государства к теории насилия,
считал, что и первые классы, и государство образуются из племен при их
столкновениях, при завоеваниях. Причем утверждалось, что, как правило,
кочевники-скотоводы покоряют мирных оседлых земледельцев.
«Племя
победителей, - писал он в книге „Материалистическое понимание истории", -
подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и
затем принуждает побежденное племя систематически работать на
победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого
завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины
на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин,
из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и
эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают
победители для управления побежденными, превращается в государство».
Как
видно, и К. Каутский считал, что государство - не результат внутреннего
развития общества, а навязанная ему извне сила, что первобытная родовая
демократия сменяется государственной организацией только под внешними
ударами.
Действительно, завоевания одним народом другого имели место,
отражались и на социально-этнической структуре вновь возникающего
общества. Однако это были уже вторичные процессы, когда первичные,
раннеклассовые государства уже существовали как города-государства,
когда завоеванные народы или имели уже свои органично возникшие
государственные образования, или достигали в своем развитии уровня, при
котором были готовы воспринять государственно организованные формы
общественной жизни. Кроме того, теория насилия опять же имеет
вневременной, абстрактный характер, соответствует представлениям и
уровню знаний XIX - начала XX века.
Вместе в тем «завоевательный»
фактор в образовании государства отбрасывать не следует, помня, однако, и
о том, что история дает множество примеров поглощения, растворения
побежденным народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями
государственных форм побежденных народов. Словом, теория насилия не
раскрывает сущностных причин происхождения государства, только открывает
отдельные его формы, главным образом вторичные (войны
городов-государств между собой, формирование территориально более
обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже
существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще
государственной организации, и либо разрушались, либо использовались
победителями (например, нападения германских племен на Рим).
В пользу
теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является
одним из основных факторов, на которых основывается государство.
Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование
вооруженных сил.
Многие иные формы государственной деятельности
подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в
том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Многие
государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной
раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции,
собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд
крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других
государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая
Британия; США и др.
Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств
Органическая теория происхождения государства(получила широкое распространение во второй половине XIX в. в
Психологическая теория
Среди
наиболее известных представителей психологической теории можно выделить
Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали
появлениетосударственности с особыми свой¬ствами человеческой психики:
потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением
подчиняться, подражать.
Причины происхождения государства заключаются
в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным
вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая
энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали
события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов
первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти,
приписываемой этой элите и возникает власть государственная.
Вместе с
тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те
или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде
подобные психические начала личности и возникает государство.
Следовательно,
государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей
части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в
обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов.
Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в
закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению
представителей данной теории, продукт разрешения психологических
противоречий между инициативными (активными) личностями, способны¬ми к
принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к
подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Бесспорно,
психологические закономерности, с помощью которых осуществляется
человеческая деятельность, - это важный фактор, оказывающий влияние на
все социальные институты, и их ни в коем случае игнорировать нельзя.
Чтобы убедиться в том можно привести в качестве примера проблему
харизмы. Слово «харизма» переводится как «дар божьей милостью». Ею
обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими
или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами
(герои, пророки, вожди и т.п.).
Однако, роль психологических свойств
личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства не
следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих
причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты
государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под
влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и
иных внешних условий.
Достоинства психологической теории: отчасти она
справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению
действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать
влияние на процессе образования государства.
Недостатки
психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы,
благодаря которым возникло государство, - социальные, экономические,
политические и др.
Материалистическая теория происхождения государства
(Возникновение марксистской (классовой, экономической) теории связывают с именами Л. Морган, К. Маркса и Ф. Энгельса)
Виднейшие представители марксистской теории.
Льюис
Генри Морган (21 ноября 1818 - 17 декабря 1881) - выдающийся
американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в
теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной
теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в
социальных науках.
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818 - 14 марта 1883) -
немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист,
общественный деятель. Его работы сформировали в философии
диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию
прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти
направления стали основой коммунистического и социалистического движения
и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как
«Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году),
«Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы
написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
Фридрих
Энгельс (28 ноября 1820- 5 августа 1895) - немецкий философ, один из
основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла
Маркса.
Владимир Ильич Ульянов (22 апреля 1870, - 21 января 1924)
псевдоним Ленин - российский и советский политический и государственный
деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской
социал-демократической рабочей партии (большевиков), председатель Совета
Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой
истории социалистического государства. Марксист, публицист,
основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего
(Коммунистического) интернационала, основатель СССР.
Скачать курсовую:
Психологическая теория происхождения государства возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX - первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.
Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.
Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.
Но, как говорится, и психологическая теория не без греха.
Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.
Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением. Ее обуздать оказалось не совсем под силу даже овременникам. Вспомним, что в центре европейского континента, где находятся самые развитые страны, около 5 лет бушевала война в Югославии и остановить ее удалось с трудом. Так разве чувство солидарности является основополагающим фактором человеческого развития?
В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.
И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
Также следует отметить, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.
Существует множество версий, теорий, которые связаны с вопросом происхождения права. Как одну из наиболее распространенных наряду с естественно‑правовой, исторической, социологической можно выделить психологическую теорию права.
Психологическая теория права была разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.
Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:
1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;
2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».
Главными представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.
К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.
Нормы права представители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что‑то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно‑производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.
Государство нормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.
Свой подход имеют нормативисты и кметодам изучения права. Нормативизм и его сторонники считают право областью чистого долженствования и в результате полагают его независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в существующем мире. Поэтому нормативисты утверждают, что к праву совершенно нельзя применять такой метод, которым изучают явления реальной действительности. Таким образом, метод, который пропагандирует Кельзен и его сторонники, является не чем иным, как традиционным юридическим методом догматиков. Основное его отличие в том, что он «обоснованный» философской аргументацией, которая была заимствована нормативистами у неокантианцев, а также у других современных философских течений (в частности, у махистов). По мнению теоретика нормативистской школы Кельзена, наука, изучающая право, обязана быть чем‑то вроде алгебры права или логики права, а именно системой отвлеченных формул.
Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства».
Зарождение, представители: Основоположник – польский социолог и правовед Лев Петражицкий, Тард, Фрейд.
Суть психологической теории возникновения государства: 2 стороны
А) Государство – это коллективные переживания людей. Право – это тоже эмоции. Власть опирается на интуитивное право (Патрежицкий)
Б) Принятие решений – бремя, психологическая нагрузка. Принятие решение перекладывается на группу людей. Государство – это стремление сбросить психологическое напряжение (Фрейд)
Положительные стороны психологической теории возникновения государства: Теория предопределяет законы социальной жизни законами естественными. Поступательный процесс развития государства теория объясняет естественными потребностями человека.
Минусы психологической теории возникновения государства: Теория не объясняет механизма образования государства.
012. Психологическая теория происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики , потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям - это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями , способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности - важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т.д.
Теория Т. Д. Баштима
Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.
Теория Николая Коркунова
Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть - это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. То есть власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.
Суть теории – государство - результат завоевания одного племени другим.
Плюсы теории:
Минусы:
Основатель теории внутреннего насилия: Дюринг.
Суть теории: государство это результат насилия одной части общества над другой.
Рассмотрим основные положения психологической теории происхождения государства .
К ярким представителям психологической теории происхождения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда. Сторонники психологической теории происхождения государства связывают его возникновение с особыми чертами психики человека : потребностью людей во власти над другими людьми, желанием подчиняться и подражать.
Причины происхождения государства отражаются в определенных способностях, которые человек первобытного строя давал племенным вождям, жрецам, колдунам и др.
Согласно психологической теории магическая сила и психическая энергия этих людей (они делали день удачным, предугадывали развитие событий и т.п.) создавали условия и обстоятельства для зависимости сознания первобытных людей от вышеназванной элитарной прослойки. Власти данной элиты и обеспечивает возникновение власти государственной.
Однако всегда существуют люди, которые не согласны принимать власть, у которых формируются и впоследствии проявляются агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания людей с подобными психическими качествами под разумным контролем и появляется государство .
Таким образом, согласно положениям психологической теории, государство нужно как для удовлетворения потребностей большинства людей в подчинении и послушании определенным лицам в обществе, так и для обуздания агрессивных устремлений отдельных индивидов. Следовательно, природа государства имеет психологический фундамент и коренится в закономерностях и принципах человеческого сознания.
По мнению представителей психологической теории , государство - это продукт разрешения психологических проблем между инициативными (активными) индивидами, которые способны и готовы к принятию ответственных решений, и пассивными людьми, которые способны лишь к исполнению принятых решений и послушанию.
Психологические закономерности и принципы , при помощи которых происходит человеческая деятельность, представляют собой важный фактор влияния на все социальные институты. Данный фактор не следует игнорировать. В качестве примера, можно рассмотреть проблему харизмы , для того чтобы убедиться в этом (в переводе с греческого языка, харизма - это божественный дар и милость).
По мнению сторонников психологической теории происхождения государства, харизму имеет индивид, наделенный сверхъестественными или особо исключительными способностями и качествами (герои, пророки, руководители и т.п.). Наличие данных качеств и формирует харизматическую личность.
Однако не стоит преувеличивать значение психологических свойств личности (иррациональных начал ) в процессе происхождения государства .
Психологические факторы не являются решающими причинами. Их следует признать именно лишь как моменты государствостроительства, так как психика людей формируется под воздействием совокупности социальных, экономических, военных, политических и других условий.
|Теологическая - Бог создал государство |?---+
|(Аквинский, Маритен, Мерсье и др.). | |
|Патриархальная - государство - продукт развития семьи |?---+
|(Аристотель, Филмер, Михайловский и др.) | |
|Договорная - государство - продукт соглашения между людьми |?---+
|(Гоббс, Руссо, Радищев и др.) | |
|Теория насилия - государство возникло в силу военно-политических| |
|факторов |?---+
|(Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) | |
|Органическая теория - государство - специфическая разновидность | |
|биологического организма |?--+
|(Спенсер, Вормс, Прейс и др.) | |
|Материалистическая теория - государство - продукт социально- | |
|экономического развития |?--+
|(Маркс, Энгельс, Ленин и др.) | |
|Психологическая теория - государство возникло в силу особенностей| |
|человеческой психики |?--+
|(Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.) |
Фома Аквинский - 13 век. Официальная доктрина (система взглядов, воззрений) Ватикана.
Право - выражает божью волю. Искусство добра и справедливости - в теологической теории права.
Патриархальная - монарх - отец для всех. Нет подтверждающих фактов. Семья - мельчайшая частица общества.
Патримональная - гос-ва от право собственности на землю. Владелец земли - государь.
Насилие является только условием, а не причиной образования гос-ва.
Биологизация оценок социальной жизни.
Два подхода - классы + механизм распределения прибавочного продукта => гос-во.
Иррагационная теория (Др.Египт) - те кто занимался иррогацией и образовали гос-во.
Рассовая теория - деление общество по рассовому признаку. Гос-во - господство одних над другими
В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.
К. наиболее известным теориям относятся следующие.
1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: >. Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.
Патриархальная концепция в определенной степени отражала важнейшие моменты перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историческом и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.
3. Договорная теория происхождения государства появилась в XVII—XVIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.
Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как >, где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его >, утверждая, что в естественном состоянии люди обладают прирожденными правами и свободами. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.
Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе, его состоянии, о человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества — и бедных, и богатых, и облеченных властью, и не имеющих ее.
Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства.
· Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматривала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.
· Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства — человеку гарантировались его права и свободы.
· В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство как первый созданный людьми общественно-политический институт можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся условиям.
· В-четвертых, договорная теория обосновывала естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание.
· В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.
4. Марксистская концепция происхождения государства (XIX в.) опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и других марксистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов. В работе > Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила —государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как >, как >.
Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономического фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов.
Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыгравшей значительную роль в понимании происхождения государства.
5. Теория насилия (завоевания) являлась одной из распространенных на Западе в конце XIX —начале XX в. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.
Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание —мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.
К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного —класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.
В целом теория насилия носит абстрактный характер. Она не раскрывает основных причин происхождения государства, но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный характер. Вместе с тем насилие, завоевание, не являясь первопричиной образования государства, оказали значительное влияние на процесс его вознкновения.
6. Представители психологической теории (Г. Тард, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий) видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения —государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.
7. Автором расовой теории происхождения государства был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на >, призванные господствовать, и >, которые обязаны подчиняться > расам. В основе подобного разграничинения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства > рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны, приведшие к захвату развитыми государствами отсталых народов Азии, Африки и Латинской Америки.
Выделяют также:
Ø патримониальную теорию, согласно которой государство произошло из права собственника на землю (патримониум);
Ø инцестную (половую) теорию, суть которой заключалась во введении запрета на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функции, что и привело к возникновению государства;
Ø ирригационную теорию, объясняющую происхождение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений. Такие крупные работы требовали жесткого, централизованного управления, распределения, контроля, подчинения и т. д. Подобное было под силу только многочисленному классу управленцев чиновников;
Ø теорию солидаризма, представляющую государство в виде системы взаимозависимости, соединяющей всех индивидов в общество.
Такое разнообразие теорий происхождения государства помогает объяснить суть явления не односторонне, а во всем многообразии его проявлений в реальной жизни.
В истории развития правовой мысли существовали различные точки зрения на происхождение права.
Одной из первых теорий происхождения права была теологическая , то есть божественная (впервые системно изложена Иоаином Златоустом, Аврелием Августином, Фомой Аквинским) . Право, согласно этой теории, дано Богом, выражает Его волю и является вечным. Сторонника этой теории также считали, что право - это данное Богом понимание добра порядочности. Поэтому право несет людям чувства честности, порядочности, равенства, любви к ближнему.
Согласно теории естественного права (изложенной впервые в трудах Г Гроция, Т Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо), каждый человек наделяется определенной совокупностью прав от рождения. Таким образом, появление человека означает и появление права. Естественное право не создается людьми, оно познается ими внутренне как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
Патриархальная теория (в трудах Фильмера, Михайловского) источник права видела в правилах, устанавливаемых патриархом, то есть старейшиной, родоначальником. Повелевая своими соплеменниками, он предписывал им правила поведения и взаимоотношений друг с другом.
Сторонники исторической школы (Гуго, Ф.К.Савиньи, ГФЛухга) права полагали, что право формируется самим народом, а не создается законодателями. Оно есть результат народного национального сознания. Право, как и язык, создается народом в процессе его исторического развития.
Нормативистская теория выводила право из самого права. Нормативизм призывает изучать право в «чистом виде», как особое нормативное социальное явление, независимое от экономических, политических и иных общественных условий. Ее автор Г Кельзен утверждал, что право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.
Основоположник психологической теории права Л. Петражицкий причиной происхождения права признавал психику людей, их «императивно-атрибутивные правовые переживания», особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике человека. Психологическая теория рассматривает право как продукт различного рода психологических явлений - инстикктов, психологических установок, эмоций.
Классовая (марксистская) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) связывала появление права с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальными членами общества с помощью принуждения. Право, по их мнению, представляет возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными, в первую очередь, экономическими условиями его жизни.
Некоторые ученые (Г Берман, Э. Аинерс) создали примирительную теорию происхождения права. Сущность ее сводится к тому, что право возникло как средство мирного разрешения споров и конфликтов.
Становление права происходило в течение многих веков. Это — закономерный процесс, вызванный:
Ø усложнением хозяйственной и социальной организации догосударственного общества;
Ø имущественным расслоением общества, выделением разнообразных групп, слоев с противостоящими групповыми и частными интересами;
Ø углублением и обострением социальных противоречий и конфликтов;
Ø потребностью упорядочнить хозяйственную деятельность, урегулировать распределение и перераспределение продуктов труда;
Ø необходимостью стабилизировать существующие общественные отношения, защитить их от разрушения и установить социальный порядок;
Ø стремлением нарождающегося класса имущих закрепить свое господство, выразить свои частные интересы и имущественные права и т. д.
Именно право, опирающееся на государственное принуждение, явилось мощнейшим социальным регулятивным средством, способным стабилизировать, упорядочить и защитить общественные отношения. Образование права и государства шло параллельно, взаимозависимо, поэтому причины и условия возникновения права и государства во многом схожи. В целом же право, как и государство, вырастало из потребностей производящей экономики.
Условно выделяют особенности возникновения права на Востоке и Западе.
На Востоке переход к производящей экономике привел к делению населения общин на управляющих и управляемых. Управляющие одновременно выступали организаторами производства, контролерами и распределителями произведенного продукта. Для того чтобы организовывать и регулировать процесс производства в сложных условиях поливного земледения, необходимы были специальные правила, нормы. На определенном этапе формирования раннеклассового общества эти правила закрепляются в агрокалендарях, становясь основой производственной, общественной и личной жизни раннеземледельческой общины. В них указывается, что надо делать обязательно (>), что делать разрешено (>), что делать запрещено (>) и что безразлично для общества, т. е: можно действовать по своему усмотрению. Именно с агрокалендарей началось становление собственно права в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии примерно в IV—III тыс. до н. э.
Право органично вытекало из норм религии и морали, играло по отношению к ним вспомогательную роль. Поэтому правонарушение было одновременно и нарушением норм религии и морали. Основными источниками права стали религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д.
Таким образом, на Востоке право должно было, во-первых, обеспечить новый тип трудовой деятельности, поддержать новое состояние общества и, во-вторых, закрепить сложившееся неравенство, служить инструментом господства правящей верхушки над остальным населением.
На Западе, в результате перехода к производящей экономике, произошло общественное разделение труда, что, в свою очередь, способствовало повышению производительности индивидуального труда, дало возможность отдельным семьям существовать независимо от общины и изменило положение человека в обществе. Он стал свободным (относительно) благодаря способности личным трудом удовлетворять свои потребности. То есть возникла необходимость в защите интересов ирдивидуальных производителей от возможного произвола и обмана со стороны других лиц с помощью норм права.
Прибавочный продукт, который появился вследствие роста производительности труда, совершенствования культуры производства, повлиял на возникновение возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, усиления конфликтов и противоречий между бедными и богатыми. Традиции, обычаи, религиозные и моральные нормы уже не могут обеспечить порядок в обществе, стабильный способ разрешения конфликтов. В результате возникает насущная потребность в праве как таком социальном регуляторе, который бы установил и закрепил господство имущих классов с помощью обязательных для всех правил.
Итак, право на Западе появляется, с одной стороны, как мера общественной и индивидуальной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей. В западных странах право развивалось от обычая к правовому обычаю, т. е. государство санкционаировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов. Далее развитие шло от правовых обычаев к законам, судебным и административным прецедентам, договорам.