В 1967 г. окончил среднюю школу, работал на Полтавском комбинате строительных материалов, в 1968-1970 гг. служил в рядах Советской Армии.
В 1971 г. поступил в Полтавский медицинский стоматологический институт, затем перешел в Куйбышевский медицинский институт, который окончил в 1977 г.
В 1977-1979 гг. работал военным врачом воинской части г. Черняховска Калининградской обл., в 1979 г. уволился в запас, работал врачом-терапевтом в поликлинике г. Куйбышева.
В 1980 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1983 г. — в .
2 декабря 1983 г. пострижен в монашество, 8 января 1984 г. рукоположен во иеродиакона, 15 февраля — во иеромонаха.
В 1987 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и в том же году назначен настоятелем Петропавловского храма в Самаре.
В 1988 г. возведен в сан игумена.
В 1990 г. назначен благочинным 2-го округа Куйбышевской епархии, возведен в сан архимандрита.
С августа 1990 г. — секретарь митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычёва).
С 1991 г. преподавал практическое руководство для пастырей в СПбДС, с 1994 г. — каноническое право в СПбДА.
8 октября 2013 года, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. () назначен Преосвященным Орловским и Болховским, главой , с освобождением от управления Мурманской епархией.
Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 г. () почислен на покой. Местом пребывания определен г. Мурманск.
Образование:1977 г. — Куйбышевский медицинский институт.
1983 г. — Московская духовная семинария.
1987 г. — Московская духовная академия.
Награды:Церковные:
Светские:
12-летие Мурманской епархии, пришедшееся на 27 декабря, в канун Нового года осталось почти незамеченным. Но журналисту «Комсомолки» удалось встретиться с Его Высокопреосвященством архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном.
Кировку могли снести
Владыко, до приезда в наш край вы служили в других регионах. Чем вам понравилось Заполярье?
Здесь интереснее служить, чем в других областях. Во-первых, мы отдалены и начинали почти с нуля, а Мурманск, как вы помните, в советские годы был единственным областным центром, где не имелось определенное время ни одного прихода православной церкви. На Кольской земле очень ярко выражена жизнь, здесь она острее, чем в иных
местах, она бурлит. Здесь в людях много творчества, эмоций, переживаний, а именно это и соответствует понятию полноты жизни.
При вас Русская православная церковь в Мурманской области получила очень мощное развитие. В Заполярье вернулся колокольный звон. Построены десятки церквей. Тысячи северян возвратились к вере. Но один из самых значительных планов епархии - возведение морского собора - пока не реализован. Когда начнется строительство?
Строительство собора - вопрос принципиальный для епархии. Это долг города перед церковью, перед прихожанами. Вспомните, Мурманск ведет свое начало именно с закладки кафедрального собора в 1916 году! Там позже был построен ДК им. Кирова. И вопрос о возврате территории Церковью поднимался. (К. слову, такие прецеденты были - взять хотя бы Москву, где храм Христа Спасителя решили восстанавливать на историческом месте. - Авт.). Но в итоге мы пришли к решению не трогать ДК -Олег Петрович Найденов предложил землю у Семеновского озера.
О дате начала строительства сказать сложно. Много вопросов, в том числе финансовых. Пока епархия решает более скромные, но также важные задачи. К примеру, полным ходом идет постройка подворья Трифонова Печенгского монастыря на ул. Кооперативной... Можно отметить лишь дату завершения строительства собора. Наш долг возвести его к 100-летию Мурманска, к октябрю 2016 года. Мы сделаем это, с помощью Божьей.
Монастырь восстановят на историческом месте
Вы коснулись монастырского подворья. Меж тем сам монастырь в Печенге недавно сгорел. Будете восстанавливать?
Дело в том, что сгорел вовсе не тот самый, известный нам из истории края, Трифонов Печенгский монастырь. Сгорела бывшая часовня, построенная в 1890 году на месте кладбища, где погребены 116 мучеников, убитых шведами на Рождество Христово в 16 веке. Перед революцией там проходили службы, после передачи в 1921 году Печенги в состав Финляндии часовня превратилась в лютеранскую кирху, по окончании войны была складом, клубом...
Сам же монастырь находился в стороне от Печенги, в районе п. Корзуново, и решение о его восстановлении мы приняли еще в прошлом году. Готов его эскизный проект: Сретенская церковь и жилые здания для монашествующих. Решается вопрос с передачей земли. Это непросто - район находится в погранзоне. А на месте пепелища мы воссоздадим часовню. Так будет соблюден принцип историчности.
«Мы не вмешиваемся в дела других религий»
Ваше Высокопреосвященство, Кольская земля - это территория традиционно православная. Как вы относитесь к появлению или к планам строительства у нас иных религиозных объектов? К примеру, католического храма, мечети?
Раньше я более болезненно относился к этому вопросу, сейчас нет. Разобрался для себя, что белое, а что черное. Православие - это не просто белое, это светлое.
Очень важный вопрос - востребованность. У нас много храмов, и все они наполнены приходящими к Господу людьми. Это главное.
Недавно в Мурманске открылся храм Римской католической церкви. Как к этому нужно относиться? Спокойно. Надо понимать, что этот процесс двигается искусственно, католицизм у нас насаждается. В городе нет естественной востребованности в большом католическом храме. Мы с большим уважением относимся к католикам, но на мурманском Севере их всегда были единицы. Иногда они обращались в епархию с просьбами о причащении, отпевании... Во власти епископа это разрешить, и я разрешал. Регистрация католической общины стимулировалась извне. Даже священник сюда прислан из Испании, а деньги на постройку храма перечислила международная организация «Каритаз». Меня приглашали на открытие храма, я отказался. РПЦ придерживается принципа невмешательства во внутренние дела других конфессий, мы не занимаемся прозелитизмом (переманивание верующих из одной конфессии в другую. - Авт.).
Что касается ислама, то это традиционная для России религия. Мусульмане веками живут бок о бок с православными. Много их и на Севере. Дал бы я благословение на строительство мечети? Нет. Но исключительно из принципа невмешательства, это не моя компетенция.
Вернутся ли священники на боевые корабли?
В последние годы священников можно встретить и на боевых кораблях, и в тюрьмах... Стоит вопрос о работе в школах. Это миссионерство, дань традициям или что-то иное?
Нельзя выделить особо какой-то отдельный момент. Но если уйти от религиозных аргументов, то у этой работы есть и ощутимый практический аспект. К примеру, мы строим часовни в исправительных колониях. Заключенные могут помолиться там, переосмыслить себя, увидеть иной дальнейший путь в жизни. Уменьшится ли количество осужденных, которые после освобождения вернутся к совершению преступлений? Несомненно. Есть ли польза от этого обществу? Есть.
Были разговоры, что священник отправится даже в дальний поход на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», который сейчас происходит...
К сожалению, главком нашу инициативу не принял. Но мы на время похода передали военным морякам икону с мощами адмирала Федора Ушакова.
А в чем причина запрета?
Думается, главная причина - неприятие со стороны существующей на флоте системы. Если возродить на флоте добрые дореволюционные традиции присутствия священнослужителей, то кто-то потеряет свои звания, должности, станет не нужен... Момент ответственности тоже действует... На все необходимо время... То же самое можно сказать и про работу в школах. Мы ведем переговоры о необходимости преподавания там основ православной культуры, но пока система сопротивляется изо всех сил.
С Рождеством Христовым!
Владыко, наверное, у вас сформировался средний портрет прихожанина. В чем главная ошибка людей?
Мы часто не живем в вере, а представляем себя в ней. Как эксперты рассуждаем о жизни, а должны быть не экспертами - должны просто жить. Жить по заповедям Божьим, жить активно, окунаясь в саму жизнь. И такая активная жизнь выражается в том числе и приходом в церковь.
На днях прошел большой праздник - Рождество Христово. Что пожелаете северянам? Как нужно вести себя в такие дни?
Христос рождается для того, чтобы встретиться с каждым из нас. Он приходит к каждому человеку. И должно быть встречное действие. Мы должны прийти на встречу, принять Его в своем сердце, в своем доме. Прийти к Христу в храм Божий. Должно быть благоговение и покаяние в человеке. Это действительно большой праздник для нас. С Рождеством Христовым!
Спасибо, владыко.
Андрей КИРАШЕВ.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Его Высокопреосвященство Симон (в миру Валентин Петрович Гетя) родился в ноябре 1949 года в семье военнослужащего. В 1977 году окончил военно-медицинский факультет медицинского института в Самаре.
1977-79 гг. - военный врач, после увольнения в запас -терапевт в поликлинике в Куйбышеве.
В 1980-м поступил в Московскую духовную семинарию, затем, по ее окончании, в Московскую духовную академию.
В 1983 году пострижен в монашество, рукоположен в священный сан. Пройдя 12-летний путь священнослужителя, 27 декабря 1995 года назначен епископом Мурманским и Мончегорским. С 2004 года - архиепископ.
Епископ Тихвинский , викарий Санкт-Петербургской епархии |
Митрополит Си́мон (в миру Валентин Петрович Гетя ; 14 ноября , село Крюково , Полтавский район , Полтавская область , Украинская ССР) - епископ Русской православной церкви , митрополит Мурманский и Мончегорский .
В 1977-1979 годах проходил службу военным врачом воинской части города Черняховска Калининградской области , в 1979 году уволился в запас, работал врачом-терапевтом в поликлинике города Куйбышева .
С августа 1990 года - личный секретарь митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычёва) .
С 3 ноября по 27 декабря 1995 года после смерти Иоанна (Снычёва) временно управлял Санкт-Петербургской епархией. Унаследовал библиотеку митрополита Иоанна.
27 декабря 1995 года постановлением Священного Синода назначен на новообразованную Мурманскую и Мончегорскую кафедру .
29 февраля 2004 года возведён в сан архиепископа .
8 октября 2013 года возведён в сан митрополита в связи с назначением главой Мурманской митрополии .
|
"Сейчас есть проект собора, замечательный проект. Но о каких датах может идти речь? Прежде чем называть какие-то даты, надо наладить нормальные отношения. Отношения между церковной и светской властью. Мы ещё как лебедь, рак и щука, нет единства", - митрополит Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон
БФ «ММКС»
Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон посетовал на сложные отношения со светской властью. Комментируя ход подготовки к строительству собора в Мурманске, он отметил, что первым шагом должно стать налаживание взаимоотношений.
"Сейчас есть проект собора, замечательный проект. Но о каких датах может идти речь? Прежде чем называть какие-то даты, надо наладить нормальные отношения. Отношения между церковной и светской властью. Мы ещё как лебедь, рак и щука, нет единства", - приводит слова архиерея "СеверПост" .
Митрополит подтвердил, что считает своей задачей как правящего архиерея возведение собора в областном центре. Однако, говоря о возможных сроках строительства, он привел в пример собор в немецком городе Кельн.
"На входе там указано, что он строился с XII века и по XVIII век. И тут я подумал, что не мы одни такие", - пояснил он.
Идея строительства кафедрального собора в Мурманске существует уже сто лет. Впервые решение о создании храма-памятника павшим в Первой мировой войне было принято еще в 1917 году. Попытка возродить проект предпринималась в 1990-е годы, сразу после образования Мурманской епархии. А в 2013 году состоялась церемония освящения закладного камня.
В администрации региона Бабенко отвечал за борьбу с коррупцией, также он участвовал в акциях по сбору средств на строительство морского собора. Местные блогеры выяснили, что фонд, распределяющие собранные пожертвования, потратил около четверти всех денег на зарплату своему управляющему.
В свою очередь, губернатор Марина Ковтун накануне жаловалась на "акции устрашения" со стороны правоохранительных органов. По ее мнению, давление осуществляется с целью принудить ее к уходу с поста. Губернатор не комментирует задержание и последующий арест Игоря Бабенко.
По данным мурманских СМИ, на фоне слухов о возможной скорой отставке Марина Ковтун встретилась с предстоятелем Русской православной церкви патриархом Кириллом. Формальным поводом для разговора стало предложение губернатора о переносе места строительства морского собора. B-port утверждает, что этот момент вызвал как минимум недоумение у митрополита Симона. Наблюдатели полагают, что в действительности Ковтун пыталась заручиться поддержкой церкви, чтобы упрочить свое положение.