Экзистенциальная психология. Гуманистическая и экзистенциальная психология. Экзистенциальное консультирование. Логотерапия. Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

24.02.2024 Препараты

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и .

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования - проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения » С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии ». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия » И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора ». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования ». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.

Экзистенциально-гуманистическая практика работы с клиентом

Экзистенциально-гуманистическая практика имеет общие и специфические подходы к работе с клиентом. Они имеют общие цели, которые связаны с улучшением функциональной способности в эмоциональной и социальной сферах клиентов, а также в повышении его самоуважения, самовосприятия и самоактуализации. Вместе с тем есть различия в подходах к личности клиента, в техниках решения проблем.

Клиенто-центрированная терапия направлена на самоактуализацию клиента, осознанию им своего отношения к самому себе, к окружающему миру, своему поведению, развивает творческий потенциал личности, его способность к саморазвитию.

Философия клиент-центрированной терапии

В основе лежит понимание, что люди способны решить любые конфликты, но они ограничены в знании о самих себе. Конфликты возникают в результате несоответствия собственного организмического оценочного процесса с оценочно-ценностной позицией окружающей среды.

Клиенты способны преодолеть препятствия восприятия как внешнего, так и внутреннего опыта, сформировать о себе представления как о полноценно функционирующей личности, самоактулизирующемся индивиде, если терапевт обладает необходимыми личностными качествами. Создание атмосферы отношений с клиентом – одно из главных условия терапевтического процесса. Если эти условия соблюдены, то клиенты могут достичь самоактуализации, решить конфликт, приобрести положительные ценности, увеличить тенденцию положительного личностного роста.

Отношения терапевта и клиента

Для достижения клиентом образа "полноценно функционирующего человека" необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловном положительном отношении к клиенту, включающем следующее.

  • 1. Позитивное изменение личности клиента возможно при условии установления взаимоотношений и контакта, когда клиент "знает терапевта".
  • 2. Клиент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и встревожен.
  • 3. Терапевт является гармоничным и интегрированным, целостным и искренним во взаимоотношениях.
  • 4. Терапевт испытывает позитивное безусловное внимание к клиенту, не дает оценок его чувствам и переживаниям.
  • 5. Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего мира клиента и стремится ему это передать.
  • 6. Необходимо передать эмпатийное и безусловное позитивное понимание клиенту.

Терапевтический процесс

Сущность терапевтического процесса в том, что клиент сам осуществляет те изменения в своем поведении и своих отношениях, которые для него являются важными и необходимыми, на основе осознания этих проблем (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Основные характеристики клиенто-ориентированной терапии

Философия метода

Техника терапии

Качества

терапевта

Позиция терапевта по отношению к клиенту

– человек обладает достаточными ресурсами для решения своих проблем

– улучшение психической функциональной

способности;

– повышение самоактуализации

  • – работа в ситуации "здесь и сейчас";
  • – отсутствие попыток интерпретации;
  • – толкования;
  • – убеждения;
  • – разработка стратегий преодоления проблем;
  • – клиенту противопоставляются только его собственное поведение

и переживания;

– осуществляется расширение когнитивных возможностей клиента

  • – заинтересованность;
  • – уважение;
  • – теплота;
  • – способность

к самораскрытию;

  • – достоверность;
  • – самоизображения
  • – принятие;
  • – эмпатия;
  • – конгруэнтность

Основные положения терапевтического процесса можно свести к следующему:

  • 1) необходимо использовать стремление клиента к изменению своего положения;
  • 2) в процессе терапевтического взаимодействия акцентируется внимание на эмоциональных аспектах, а не на интеллектуальных;
  • 3) терапия основывается на непосредственной ситуации, которая складывается между терапевтом и клиентом (принцип "здесь и сейчас"), а не на прошлом опыте клиента, в этой связи диагностика не используется в терапевтическом процессе, так как она препятствует личностному росту клиента;
  • 4) терапия ориентирована на инициативу клиента, участие терапевта минимальное;
  • 5) основными процедурами являются – косвенное интервью, эмпатическое слушание, перефразирование, комментарии несут в себе функции отражения, интерпретации, прямой опрос или исследование.

Гуманистические подходы К. Роджерса оказали влияние на становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, принципы отношений. Концепт "нормально функционирующего человека" стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения, к которой должен стремиться социальный работник при оказании помощи клиенту.

Экзистенциальная терапия

Философия метода. Согласно подходам Р. Мэя терапия должна быть направлена не на "снятие беспокойства", а на то, чтобы клиент мог "жить с нормальным беспокойством как стимулятором к жизненному существованию, которое является источником энергии, увеличивающим потенциал жизни".

Однако высшая цель терапии – помочь людям стать свободными, "осознать и испытать их возможности". Р. Мэй считал, что когда люди теряют свободу, то они становятся апатичными, у них развиваются различные формы невроза, а это ведет не только к уменьшению личностных ресурсов, но и отражается на способности людей участвовать в коммуникативной деятельности, "разделять свои чувства и мысли с другими".

С точки зрения исследователя, психотерапия – показатель банкротства культуры в XX в., показатель того, что человечество находится "в беспорядке" и что оно утратило свободу. Неурядицы относительно человеческой судьбы и относительно индивидуальной свободы взаимосвязаны и могут быть решены настолько, насколько они будут осознаны. В этом отношении терапия – метод "понимания судьбы, чтобы увеличить опыт свободы".

Отношения терапевта и клиента. В основе отношений между терапевтом и клиентом лежит эмпатия. Под эмпатией Р. Мэй понимал такое состояние, когда "Эго и психическое состояние консультанта и клиента могут временно сливаться, образуя единое психическое целое".

Важным фактором взаимодействия терапевта и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу "здесь и сейчас". Большое внимание уделяется аутентичности, терапевт выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента.

Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса, выражением определенной степени идентификации терапевта с клиентом.

Метод и цели. Экзистенциальная терапия преследует цели, направленные на противопоставлении клиентов экзистенциальным беспокойствам. Терапевты, использующие экзистенциальные методы помощи, имеют широкую парадигму поддержки, так, например:

  • – одни из них работают со свободными ассоциациями и интерпретациями;
  • – другие сосредотачивают акцент деятельности на личности клиента;
  • – третьи – на вербальной коммуникации.

В. Франкл предложил технику "парадоксальной интенции". Согласно данному методу у клиента поддерживается страх, желание того, чего именно он боится. В результате терапии та реакция, которую избегают клиенты, специально усиливается таким образом, чтобы события принимали комические формы. Так, В. Франкл советовал своей клиентке, страдающей сердцебиением, сопровождающимся тревогой и страхом, специально посещать те места, где у нее могли бы возникнуть обозначенные симптомы. Спустя некоторое время ее страхи и сердцебиение прошло.

Практический метод состоит в том, чтобы клиенты осознали свои переживания, которые ведут к экзистенциальным беспокойствам. Клиент вступает в "отношения с собственным Я", "чувствует смысл", тем самым находит ответы на многие свои проблемы. "Чувствующий смысл" обнаруживается через понимание своего тела, когда индивид обучается реагировать и интерпретировать свои экзистенциальные беспокойства, тем самым приобретает новый опыт жизнедеятельности, основанный на управлении своими защитными механизмами.

Экзистенциально-гуманистическая психология и терапия в психосоциальной практике

Философия помощи. В теории и практике социальной работы, которая придерживается экзистенциально-гуманистической перспективы, человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную Я-концепцию и стремящаяся к самореализации (рис. 3.3).

Рис. 3.3.

Окружающая среда рассматривается как система, состоящая из ряда экзистенциальных ситуаций, которые имеют значение для клиента и ставят его в ситуацию выбора. Сталкиваясь с жизненными ситуациями, личность реализовывает индивидуальный рост и развитие, тем самым обнаруживает способность к самостоятельным решениям, проявляет умения строить свою судьбу, обретать идентичность и систему ценностей.

Однако в процессе реализации жизненного сценария, люди могут иметь трудности, когда они обеспокоены экзистенциальной виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс самоотчуждения или когда они не могут сделать выбор или испытывают недостаток в значащих ценностях. В этом случае необходима помощь социального работника, которая осуществляется через систему последующих действий.

Оценка ситуации. В процессе оценки уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивидуума и ситуации, процессу развития индивидуума, его ценностям, целям в жизни, особенностям его Я-концепции. Текущая ситуация рефлексируется в терминах эмоционального опыта клиента, в терминах беспокойства и вины.

Контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.

Интервенции отражают экзистенциальную философию помощи индивидуумам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношения к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.

Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, "реального" человека.

В теории и практике социальной работы экзистенциально-гуманистический подход находит свое отражение в специальных техниках и методах. Идеология и техники данного направления могут находить отражение и в других методах социальной работы – в функциональной школе, которую можно рассматривать как вариант экзистенциально-психодинамического подхода. В контексте с теориями символического интеракционизма сформирована интеракциональная модель социальной работы.

Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии – один из трех основных подходов в этой области. В основе экзистенциально-гуманистического подхода лежат работы Г. Оллпорта, Г. А. Мюррея, Г. Мэрфи, К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу.

Суть этого подхода прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому, в понимании человека как единства тела, психики и духа. Представители гуманистического направления в психотерапии склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Поэтому усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на устранение каких-то болезненных симптомов.

Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. «Человек по своей сути стремится найти цель и осуществить свое предназначение в жизни» (В.Франкл).

Считается, что причиной психологических проблем являются более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы: свободы выбора и ответственности, одиночества и взаимосвязанности с другими людьми, принятия неизбежности смерти, поиска смысла своей жизни. В ходе терапии клиент и психотерапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечает на экзистенциальные вопросы, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более полноценной.

Терапевтические изменения через переживания обычно происходят с помощью реальных, конгруэнтных межличностных взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом. Важнейшее значение приобретают пробуждающие чувства человеческие взаимоотношения, при которых каждый человек пытается искренне общаться с другими как вербально, так и невербально. При этом психотерапевт служит «зеркалом» и «катализатором», с помощью которых пациент исследует свой внутренний мир и реализует свои латентные способности к саморазвитию. Например, основу клиент-центрированной психотерапии Роджерса (Rogers С. R.) составляет позитивная вера в то, что каждый организм имеет врожденную тенденцию к развитию своих оптимальных способностей так длительно, сколько он находится в оптимальной среде.

Представители экзистенциально-гуманистического направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность, и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека при отсутствии или нарушении его целостности. Патология понимается как уменьшение возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних переживаний или потери соответствия им. Невротическая личность рассматривается как страдающая от подавления и фрагментации, а невроз - как основной, универсальный, приводящий к отчаянию результат отчуждения индивидуума от себя, своего общества (или мира).

В экзистенциально-гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено 3 основных подхода:

1. Философский подход, который использует экзистенциальные принципы как основу для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи («здесь и теперь») проводится вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная терапия и логотерапия).

2. Соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к интеграции «Я» посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (например, гештальт-терапия), и / или физических, двигательных методах интенсивного отреагирования и эмоционального «наводнения», в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (например, биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Янова).

3. Духовный подход, в центре которого конечное утверждение «Я» как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (трансперсональная психология).

Психотерапия такого рода - это пробуждение или вызывание жизни, спрятанной внутри клиента, внутренней чувствительности, которую научили его подавлять, возможностей бытия, которые слишком редко осуществлялись.

…Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.

(J. Bugental, R. Kleiner)

Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у , К. Хорни, С.Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать - официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала. Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века известен у нас как , хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, -, но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло - его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам - БЮДЖЕНТАЛ.)

Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

  1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
  2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
  3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
  4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
  5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.