Диктант запятая в сложном предложении. Схематические диктанты. II. Проверка домашнего задания

17.01.2024 Диеты

Алгоритм постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с союзом «И» (неповторяющимся):

Например: «Лишь изредка с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник зашумит, едва колеблемый набежавшей волной» (И. С. Тургенев). Запятая перед «И» не ставится, так как части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член – «Изредка» (ответ «Да» на второй вопрос). Другой пример: «Когда они вернулись, было уже светло и пели первые петухи». Запятая перед «И» не ставится, так как сложносочиненное предложение здесь в роли главного предложения.

Дом с мезонином

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.

А. Чехов «Дом с мезонином».

(152 слова)

Золотая роза

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Если молния – замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей быстротекущей жизни.

Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли.

К. Паустовский «Золотая роза».

Слепой

… Мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища (…). Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей, стихию, и я мог различить при свете ее далеко от берега два корабля. (…)

Дверь сама отворилась, и из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика; она озарила два белых глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица. (…)

Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. (…)

М. Лермонтов «Тамань».

Весна

Пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди. (…) Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что ездили без дороги. Потом (…) вдруг понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, (…) с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело – и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.

Л. Толстой (130 слов)

Дата: 08.10.2014 Тема:

Упражнение 344 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

I. 1. Обломки скал кучи щебня методично валились в реку и невидимая еще плотина росла под водой все выше и выше. (Полев.) 2. Серые, холодные туманы начинают светлеть розоветь таять и вот уже нечетко проступает зубчатая линия лесной опушки, потом высвеченные первыми лучами возникают над тайгой стрельчатые вершины высоких елей и вдруг все розовеет начинает искриться и лес встает во всей красе - тихий молчаливый благостный. (Полев.) 3. Лес скоро кончился и перед ними развернулась поляна будто сверкающим лаком покрытая настом розовевшим в лучах заходящего солнца. (Полев.) 4. Большинство льдин лежало на лугу плашмя но многие стояли под углом взгромоздившись друг на дружку. Солнце не то чтобы просвечивало их насквозь но все же проникало через них и оттого на лугу под такими льдинами хранился зеленый полусвет-полумрак. (Солоух.) 5. Побледневшее небо стало опять синеть но то уже была синева ночи. (Т.) 6. На пологом склоне горного берега раскинуты зеленые ковры озими и птицы маленькими точками вьются над ними и ясно видны на голубом пологе неба. (Горьк.) 7. Туман отполз далеко в море, плотный и белый и на его фоне очень четко рисовались мачты и паруса больших кораблей стоявших в третьей линии а спереди от пароходов и транспортов к берегу и обратно вспенивая тихое море веслами во множестве сновали шлюпки. (С.-Ц.)

II. 1. Южная бухта будто кипела от обилия разрывавшихся над ней конгревовых ракет от каленых ядер и бомб щедрой рукой посылавшихся с английских батарей но едва только отчалила от пристани и пошла в очень опасный путь шлюпка с князем и его адъютантами, Корнилову будто даже в виски ударила эта спрятавшаяся на время насмешка: «Не предполагал, что застану дома!» (С.-Ц.) 2. Десять больших судов союзного флота принесли много потерь своей бомбардировкой в эту ночь севастопольскому гарнизону но шесть русских пароходов явились так вовремя и так кстати, что второй бригаде Мейрана пришлось отступить в глубь балки оставив первую без поддержки а первая не вынесла густой картечи и не дойдя всего тридцать шагов до второго бастиона остановилась. (С.-Ц.) 3. Все способы заградить фарватер были пущены в дело, когда началась осада Севастополя. Прежде всего протянут был обыкновенный бон из цепей и бревен у самого входа в пролив со стороны Черного моря однако осенние бури так изорвали его, что пришлось вытянуть остатки его на берег. (С.-Ц.) 4. Нахимов был доволен, что кровь в его небольшой ране над виском запеклась, что не нужно вытирать щеку платком и что Корнилов ничего не заметил. (С.-Ц.) 5. При всем своем упрямстве Бабченко понимал, что атака была неудачной по его вине и что следующая атака едва ли будет удачной. (Сим.) 6. Сухой треск ракетницы и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня. (Перв.)

Упражнение 345 . Подберите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера на основные правила пунктуации в сложносочиненном предложении.

Упражнение 346 . Составьте предложения на все случаи употребления знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Упражнение 347 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, раскрыв скобки и заменив, где надо, строчные буквы прописными. Укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

1. Прошла неделя и умытая степь преобразилась помолодела и зас…яла свежими красками. (Бабаев.) 2. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей но ветер разг…няет раздвигает накопившейся зной и вихри-круговороты (не) сомнен…ый признак постоя…ой погоды высокими белыми столбами гуляют по дорогам. (Т.) 3. Вот опять хлынули играющие лучи и весело и вел…чаво поднимается могучее светило. (Т.) 4. Все (так) же шумели (во) время ветра леса и ручей крутил в маленьких водоворотах темную листву. (Пауст.) 5. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плес…ет большая рыба и пр…брежный трос…ик слабо зашумит едва поколебле…ый набежавшей волной. (Т.) 6. Лесной океан р…тилался до самого г…р…зонта и не было ему н… конца н… края. (Солоух.) 7. Вода журчала, как вчера и (так) же шептались кусты черемухи, только вчера было темно а теперь стояло жаркое солнечное утро. (Кор.) 8. В сорок втором на земле Сталинграда его видели во всех подразделениях державшихся на узкой береговой кромке и его тело было опущ…о в бра…кую могилу на площади павших борцов. (Бер.) 9. Удар пешней по Громотухе стоит удара тяжелого копра на Ангаре а торчком спуще…ая здесь в воду свая все равно что кубометр б..тона уложенного в тело пл…тины на братской гэс. (Сарт.) 10. Дубы стояли редко и прочно, травы под ними было мало и здесь за лето выг…рело но дуб есть дуб и его корни тянули влагу из таких глубин, которые были (не) доступны н… только травам и злакам но и другим деревам. (Проск.) 11. По весне оживали обгоревшие деревья, густо зеленели края в…ронок. В первый же сильный дождь стали оползать траншеи ячейки окопы и где-нибудь в зар…слях возле (не) найденного трупа (голубовато) белой рос…ыпью проклевывались по…снежники. (Проск.) 12. Вн…запное ж…лание укусить возникало как молни…носный припадок безумия и тогда берегись! (Кат.)

Разделы: Русский язык

Цели:

  • повторение сведений о сложносочинённом предложении;
  • совершенствование навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
  • совершенствование навыков синтаксического разбора сложносочинённого предложения;
  • подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Оборудование: учебная книга, тестовый материал, индивидуальный раздаточный материал .

Ход урока

I. Подготовительный этап.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:
а) какое предложение называется сложным?
б) какие виды сложных предложений вы знаете?
в) расскажите о структуре сложносочинённого предложения.
г) какие типы придаточных предложений вы знаете?

2. Индивидуальное задание у доски. Записать на доске предложение Б (зад. А-9 В-2), подчеркнуть грамматические (ую) основы (у), определить вид предложения по структуре.

С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали называть тех, кто …стремится стать знаменитым и предпочитает дурную славу известности.

III. Повторение. Словарно-орфографический диктант.

Бородатый, волосинка, заглядение, заграждение, зачарованный, клеёнка, копна, корпусной, молить, носатый, ободрённый, обрамление, опалить, оснащение, перегревание, повалиться, поглодать, пронизать, родиться, удивляться, цветистый, спина.

  • над какой орфограммой вы работали?
  • откройте тесты на стр. 46, рассмотрите задание А-13 В-5, выполните задание, запишите в тетрадь правильный ответ (слова с безударной гласной), подберите проверочные слова.

IV. Работа над темой урока.

1. Знакомство с теоретическим материалом (чтение текста параграфа 95).

– Какими знаками препинания разделяются части сложносочинённого предложения?

– Расскажите о постановке запятой в сложносочинённом предложении.

– Расскажите о постановке тире в сложносочинённом предложении.

– При каком условии части сложносочинённого предложения разделяются точкой с запятой?

2. Закрепление.

– Работа с микротекстом (записать текст под диктовку, выполнить задания).

Море.
Оно (море) дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескало о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. 2)Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. 3)Лодка быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами вёсел загоралась голубоватым фосфорическим сиянием. 4) Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое по-весеннему, важно и красиво всходило всё выше в голубую пустыню неба и пурпурно-золотых волн реки.
(М. Горький).

Послетекстовые задания.

  1. Найдите в тексте простые (ое) предложения (е).
  2. Найдите в тексте сложносочинённые (ое) предложения (е).
  3. Выполните пунктуационный разбор 4 предложения.
  4. Начертите схему 3 предложения, объясните условия постановки запятой.
  5. Найдите в тексте средства художественной выразительности.

Синтаксический анализ предложения (у доски).

Она глядит – и сердце в ней забилось.

– Выполнение упражнения 466 (самостоятельно). Синтаксический анализ 1, 4, 6 предложений.

– Работа с индивидуальным раздаточным материалом.

V. Подведение итогов.

Назовите средства синтаксической связи частей сложносочинённого предложения.

– При каких условиях части сложносочинённого предложения не разделяются запятой?

VI. Домашнее задание .

Параграф 95, упр. 467 (расставить знаки препинания).

Литература:

  1. «Русский язык». 10-11 классы. Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.-М. : «Русское слово», 2007.
  2. «Типовые тестовые задания», Л.И. Пучкова.-М.: «Экзамен», 2010.

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения (ССП), отделяются друг от друга запятыми .

Примеры: Окна во всех корпусах были ярко освещены , и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара , а цыплятам холодно (Песков).

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами - и, да (в значении «и»), или, либо - не ставится в следующих случаях:

а) общий второстепенный член :

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член - обстоятельство времени вскоре после восхода , ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь );

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение :

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату );

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью :

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль - поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо );

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение :

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения - по словам охотников - один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла );

д) вопросительные предложения :

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения :

Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения :

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:

Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:

Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:

Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);

к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце... (Пушкин).

3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и , реже перед союзом а :

Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь).

Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:

Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов).

4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:

Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор - и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два - и старость... (Эренбург).

План разбора сложносочинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.
  4. Построить схему сложносочинённого предложения.

Образец разбора

Здесь, в комнате, было тепло , и глаза у Аннушки были весёлые , и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне (Тынянов).

Предложение сложносочинённое; состоит из трёх простых частей: Здесь, в комнате, было тепло 1 /, и глаза у Аннушки были весёлые 2 /, и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне 3 /. Грамматические основы: 1) было тепло ; 2) глаза были весёлые ; 3) затворница и комната понравились . Средство связи - соединительные союзы и .

И , и .
соед. соед.

Контрольные диктанты. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

I
Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.
Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.
Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)
(По И. Бильфельду)

II
В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.
Я смотрел в открытое окно, лежа в теплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину еще пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щеки - и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало.1 Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух все стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про все на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищенные голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нем духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов)
(По И. Шмелеву)

Ходит осень по русской земле...
В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.
В лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.
Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)
(По В. Белову)

IV
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.
Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, - все готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)
(По М. Горькому)

Ночь в Балаклаве
В конце октября дни еще по-осеннему ласковые, и Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей.
Поперек набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, поправляющие разорванную воздушную пелену. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины - местные жительницы.
Опускаясь в море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Город погружается в глубокий сон, и все замолкает. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще больше подчеркивает ничем не нарушаемую тишину. Ночь и молчание сливаются в одном черном объятии. (154 слова)
(По А. Куприну)