Деньги средство обмена покупки платежей классный час. Классный час "Карманные деньги". Учитель делает вывод, на что больше потрачено денег

01.04.2024 Лечение

Цели : Формировать у учащихся умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Воспитывать культуру ведения дискуссии.

Форма : Ток-шоу.

Участники : ученики класса, классный руководитель.

Подготовительный этап:

В ходе подготовки к классному часу классному руководителю необходимо сформировать инициативную группу из учащихся класса, которая проведет анкетирование одноклассников по вопросам:

— Деньги на личные расходы вы зарабатываете сами или просите у родителей?

— Приходилось ли вам зарабатывать деньги самостоятельно?

— Как ваши родители относятся к возможности юношей и девушек самостоятельно зарабатывать деньги на личные расходы?

— Что является для вас главным в оценке человека — его нравственные качества или материальный достаток?

В подготовленном классе в качестве ведущего может выступать и ученик, но после детальной инструкции со стороны классного руководителя.

Ход ток-шоу.

Ведущий : Многие из вас сталкивались с проблемой карманных денег.

Новый сотовый телефон, музыкальный центр, билеты на концерт любимой группы... Так много всего хочется!

Можно, конечно, попросить у родителей. Если ваши родители достаточно обеспечены, это может быть и не проблема (разве что вы сами в результате станете сильно избалованным человеком). А если родители едва сводят концы с концами? Зарабатывать деньги на личные расходы самому, реально ли это? Надо ли уже сейчас учиться тому, как зарабатывать деньги и как правильно ими распоряжаться?

Выяснить ваше отношение к этим непростым проблемам мы попытаемся в ходе ток-шоу. (Ведущий должен подчеркнуть, что в ходе классного часа обсуждается только проблема законных способов зарабатывания денег, а не получение их незаконным путем.)

После подведения итогов анкетирования ведущий знакомит учащихся с вопросами для обсуждения, которые можно оформить на листе ватмана или распечатать для каждого ученика, и предлагает им высказать свое мнение по выдвигаемым проблемам (ситуации нравственного выбора). Примерные вопросы для ток-шоу:

— Должны ли старшеклассники получать деньги на карманные расходы и в каком количестве?

— Где и как старшекласснику можно заработать деньги?

— Денежное вознаграждение за хорошую учебу, помощь по дому — допустимый заработок?

— Можно ли сочетать работу с успешной учебой в школе?

— Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о трудоустройстве сына или дочери?

— Можно ли честным трудом заработать большие деньги?

— Совместимы ли понятия «богатство» и «доброта»?

— Согласны ли вы с утверждением одного подростка: «Когда заработаешь деньги сам, начинаешь уважать себя»?

— Считаете ли вы, что деньги всегда портят человека?

— Могут ли быть деньги мерилом ценности человека?

— Никто не доминирует в дискуссии, каждый имеет возможность высказать свою точку зрения.

— Если хотите высказаться, поднимите руку.

— С уважением относимся друг к другу.

— Порядок выступлений определяет ведущий, который придерживается в дискуссии нейтральной позиции.

— Свое мнение или позицию необходимо аргументировать фактами, примерами из жизни, литературы, СМИ и т.д.

— Участники слушают и слышат друг друга.

После обсуждения вышеперечисленных вопросов ведущий продолжает:

— Итак, допустим, вы нашли способ, как честно заработать деньги. Следующий вопрос: что с ними делать? Согласитесь, что научиться разумно расходовать заработанные деньги очень важно. Задумайтесь, как вы тратите заработанные деньги. Транжирите их на мелочи или копите на какую-то большую покупку? Вносите ли заработанные деньги в семейный бюджет? Умеете ли планировать свои расходы?

Проще всего потратить деньги без толку. Есть много соблазнов, например сигареты, алкоголь (ведь вы деньги заработали сами, а о последствиях задумываться не всегда хочется). А если вы хотите научиться умному расходованию денег, попробуйте примерно в течение двух недель записывать все свои доходы и расходы, вплоть до последней жвачки и порции мороженого. Теперь сделайте пометки перед каждым предметом расхода — «было действительно необходимо» или «просто захотелось». Так вы узнаете, на что уходят ваши деньги и как остановиться в тратах. Если мы сядем и попробуем составить список вещей, которые нам хотелось бы иметь, он, наверное, окажется очень длинным. Но если бы вдруг у нас оказались все желаемые вещи, вполне вероятно, что вскоре мы бы снова почувствовали неудовлетворенность. Наши желания безграничны, а невыполнимое желание приносит много разочарований. Надо учиться соизмерять свои желания с возможностями.

На Западе человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Папа—миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или ремонтирует машины, или торгует газетами, зарабатывая себе на каникулы. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, потому что деньги — воспитательное средство.

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время простояла за прилавком, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиться самостоятельно.

В 90-е годы XIX столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трех лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд.

И еще, ребята, хотелось бы остановиться на одном очень важном вопросе.

К сожалению, приметами нашего времени стали богатство и нищета. Сейчас очень распространено мнение, что за деньги можно купить все, а о человеке судят по его материальному положению.

Но стоит ли оценивать человека только по его кошельку или в оценке человека должно быть нечто гораздо более важное? В чем истинная ценность человека? Хотите ли вы, чтобы вас оценивали по марке сотового

телефона или фирменным наклейкам на вашей одежде? Это ли источник вашей истинной ценности и критерий вашей личности? Если друзья общаются с вами только потому, что у вас есть деньги или супермодный мобильный телефон, что это за друзья и что станет с вашей дружбой, если денег не станет? Согласны ли вы с точкой зрения, что истинное достоинство человека измеряется не богатством, а его душевными качествами и характером?

Если деньги — мерило нашей самооценки, может возникнуть зависть к тем, кто имеет больше, а зависть — разрушающее душу человека чувство. Если мы смотрим свысока на тех, кто имеет меньший достаток, тогда прямой путь к злости, жадности, высокомерию, а это не менее опасно для человеческой души.

Важно знать: чем бы вы ни занимались в будущем, — самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится.

Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, их любовь. Знаменитый американский баскетболист Майкл Джордан как-то заметил: «Говорят, за деньги можно купить все. Ложь. Молодость за деньги не купишь». Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы.

Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой положительных отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги.

В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблем.

Очень важным этапом классного часа является подведение его итогов.

Предоставьте возможность учащимся высказаться о том, насколько интересен для них был разговор, выслушайте их пожелания. Если у учащихся возникнут сложности, классному руководителю следует им помочь сформулировать основные выводы классного часа.

Примечание для классного руководителя. Дискуссия как форма проведения классного часа не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные нравственные принципы, соотносятся нравственные ценности участников дискуссии с общечеловеческими. Такая форма обсуждения проблем помогает старшеклассникам преодолевать безразличие и пассивность, формирует их собственный взгляд на сложные жизненные проблемы.

В заключение классного часа можно предложить учащимся следующий тест.

Тест «Ваше отношение к деньгам»

В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1б)

Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б)

Закончив одно дело, я могу без труда взяться за другое. (1б)

Деньги — самое главное в жизни. (7б)

Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1б)

Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна. (1б)

Если я разбогатею, я решу все свои проблемы. (7б)

Любая компания признает меня лидером. (5б)

Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство. (4б)

Я хочу получить в будущем высшее образование. (2б)

Почти всегда бедность — следствие недостатка способностей. (1б)

Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1б)

Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (5б)

Я — хороший организатор. (5б)

Мне не нужно время на «раскачку» перед работой. (1б)

Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1б)

Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще. (5б)

В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5б)

Я не могу сидеть без дела. (1б)

Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1б)

При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1б)

Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4б)

Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4б)

Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7б)

Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3б)

У меня очень много знакомых. (3б)

Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5б)

Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1б)

Я с интересом изучаю иностранный язык. (1б)

Я почти никогда не опаздываю. (1б)

Интерпретация результатов.

Менее 6 баллов. В бизнесе вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

6-18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес как в омут — сначала научитесь лучше плавать.

19-50 баллов. Вы можете добиться успеха, если нападете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

51-75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждет успех.

Более 75 баллов . Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Учащимся представляют три термина: «Родители - Карман - Деньги». Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:

? О чем сегодня на классном часе пойдет речь

О деньгах на карманные расходы

? Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть

Сколько вам нужно денег

Как часто родители должны вам их давать

На что их нужно тратить

  1. Разминка. Продолжите предложение

Классный руководитель.

Прежде чем мы займемся аналитической и проектной работой давайте проведем зарядку для ума.

Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось. А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые известны нам с детства, а некоторые встречаются крайне редко. Давайте вспомним их.

(Учащимся предлагается закончить пословицы и поговорки)

Не имей сто рублей, а имей сто (друзей).

Копейка рубль бережет, а рубль голову (стережет).

Денежки не рожь, и зимой растут; денежки не лед, и зимой (тают).

Дружба дружбой, а денежки (врозь).

Из чужого кошелька легко (платить).

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому - и тысяч (мало).

Лишние деньги - лишняя (забота).

Не жалей алтына, а то отдашь (полтину)

Не легко деньги нажить, а легко (прожить).

У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка (скачет).

  1. Проектная работа в группах
  1. Общая беседа с учащимися

? Нужны ли вам деньги на карманные расходы? Для чего они вам нужны?

  1. Что имеем?

Учащимся предлагается провести мини-исследование по вопросу «Наши карманные деньги». Исследование можно проводить внутри группы или с представителями других групп. Полученные результаты обобщить. Лидер группы оглашает результат.

Вопросы для исследования.

  • Выделяют ли вам родители деньги?
  • Как часто они это делают
  • Хватает ли вам этих денег?
  1. Что хотим иметь? Составьте бизнес-проект.

Классный руководитель.

А теперь попробуйте представить свой бизнес-проект по представленному вопросу. При создании проекта следует учитывать его последующую реализацию.

Для помощи учащимся предлагаются следующие вопросы:

  • Нужно ли выделять вам деньги?
  • С какой периодичностью это должно происходить?
  • Какая сумма вам необходима?
  • На что вы их будете тратить?

После обсуждения и подготовки лидер группы представляет проект одноклассникам. Учащиеся обсуждают, задают вопросы. Определяют наиболее реализуемый и полезный для них проект.

  1. Оцените ситуацию

Классный руководитель.

Не только взрослые, но и дети должны владеть культурой обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Группам раздаются ситуации.

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но.

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но.

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но.

Классный руководитель.

Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Учащиеся дают оценку, предлагают свой вариант решения проблемы.

  1. Продолжите фразу

Классный руководитель.

А сейчас давайте вновь обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?

Группам по очереди задаются вопросы:

Все ли можно купить за деньги?

За деньги можно купить часы. (но не время).

За деньги можно купить книгу. (но не мудрость).

За деньги можно купить телохранителя. (но не друга).

За деньги можно купить еду. (но не аппетит).

За деньги можно купить дом. (но не семью).

За деньги можно купить положение в обществе. (но не уважение людей).

За деньги можно купить лекарство. (но не здоровье).

За деньги можно купить поцелуй. (но не любовь).

За деньги можно купить развлечения. (но не счастье).

За деньги можно купить икону. (но не веру).

За деньги можно купить целый континент. (но не Родину).

За деньги можно купить орден. (но не подвиг, не честь).

За деньги можно купить клоунов. (но нехорошее настроение).

  1. Любят ли вас деньги?

Тест для учащихся.

1. Представьте, что у вас есть свободная сумма денег. Что вы с ней сделаете?

а) вложу в бизнес, чтобы денег стало ещё больше;

б) открою счёт в банке;

в) приобрету вещь своей мечты.

2. Что вы почувствуете, получив дорогой подарок?

а) удовлетворение;

б) радость;

в) неловкость.

3. Часто ли вы берете в долг деньги у знакомых?

а) никогда;

в) систематически.

4. Как влияет информация о курсе доллара на ваше настроение?

а) прямо пропорционально;

б) обратно пропорционально;

5. Следуете ли вы закону, что небогатый человек покупает только хорошие вещи?

б) как когда;

6. Заметив под ногами рублёвую монету, вы решите её подобрать?

а) нет, я живу заработком, а не находками;

б) если в данный момент нахожусь «на мели»;

в) обязательно!

7. Любите ли вы обсуждать цену собственных покупок?

а) это тема для меня закрыта;

б) почему бы нет?

в) да, это предмет моей гордости.

8. Пересчитываете ли вы сдачу?

а) обязательно;

б) если не забываю;

в) ленюсь.

ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Присвойте себе за каждый ответ "а" 3 балл, "б" - 2 балла и "в" - 1 балла. Итог просуммируйте.

От 19 до 24 баллов. Вы - прирождённый финансист с нюхом на прибыль, и ни один финансовый крах не способен сделать вас нищим. Теряя, вы тут же находите; падая, поднимаетесь. Но иногда деньги становятся для вас самоцелью, а это уже плохо…

От 14 до 18 баллов. Вы имеете сложные взаимоотношения с деньгами; они то идут косяком, то улетают с порывом ветра… Что ж, зато вы избавлены от страхов, свойственных богатым людям, и всегда преодолеете финансовые трудности, снизив свои затраты.

От 8 до 13 баллов . Вас деньги не любят; не за что… Впрочем, и вы их тоже - что совершенно необъяснимо для обычного человека.

  1. Правила обращения с деньгами

Классный руководитель.

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

  • Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
  • Зарабатывай честно.
  • Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
  • Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
  • Старайся не влезать в долги.
  • Не играй в лотереи, азартные игры.

Учащиеся работают над правилами, потом их зачитывают.

Подведение итога мероприятия. Награждение активных участников. Учащимся раздаются буклеты с материалами мероприятия.

Копейка рубль бережет.

Бежал как-то Заяц мимо дома Медведя-инвестора, а Медведь занятия в школе для зверей проводил. И как раз в тот момент, когда Заяц пробегал, Потапыч на доске очень важный закон записывал. Заяц, хоть он и косой, но одним глазом увидел, что на доске медведь пишет: «Копейка рубль бережёт!»
«Глупость это!» - подумал Заяц и помчался дальше.
А навстречу ему Белка. Заяц к ней подбежал и говорит: «Белка, Белка, представляешь, Медведь выдумал, что копейка рубль бережет! Ха-ха-ха!» – и покатился со смеху.
– Умные вещи Медведь говорит, – продумала Белка и дальше поскакала, ничего не ответив Зайцу.
Бежит Заяц по дороге, хохочет, а навстречу ему Мышонок. Интересно Мышонку, что так косого развеселило, спрашивает его. Заяц, давясь от смеха, рассказывает: «Наш Медведь считать разучился, говорит, что копейка рубль бережет!»
Забрался Мышонок Зайцу на голову, постучал своей лапкой между ушами: «Тук-тук-тук».
– Ты чего это, Мышонок! – возмутился Косой.
А Мышонок ему отвечает: «Хоть ты, Заяц, и больше меня, да мозгов-то в голове меньше. Ты сам посуди. Один рубль состоит из ста копеек. Один рубль равен ста монетам по одной копейке или двадцать монет по пять копеек, или десять монет по десять копеек, или две монеты по пятьдесят копеек. Если у тебя маленький кошелек, то все копеечки могут не поместиться. А если в магазине у тебя нужной копеечки не хватает, то тебе ничего не продадут», – продолжал объяснять Зайцу Мышонок.
Но Заяц, в ответ только головой махал: «Пойдем, лучше, Мышонок, с тобой на качелях качаться. Волк для всех желающих парк аттракционов открыл. Но сначала я тебя мороженым угощу». И друзья побежали.
Бежит Заяц, а на боку у него сумочка болтается, в которую он четыре рубля разными монетками положил. Мышонок бежит рядом. Заяц посмотрит на Мышонка, улыбнется и быстрей бежать наперегонки. Устал мышонок за Зайцем гнаться, уцепился зубами за сумочку. А зубки-то у мышонка острые были, вот он и порвал её, дырку сделал. А из той дырки монетка выпала. Никто этого и не заметил, ни Заяц, ни Мышонок. Только Муха-Цокотуха.
Прибежали Мышонок с Зайцем в Волчий парк аттракционов. Лиса тут как тут, мороженое продает. Заяц подошёл к Лисе говорит: «Нам с Мышонком два мороженых на палочке! Да чтобы с шоколадом для меня, а для Мышонка с орехами. Я его сегодня угощаю! Он глупостям Медведя про копейку верит».

Лиса хвостиком повиляла: «С вас два рубля».
Достал Заяц две монеты по пятьдесят копеек и десять монет по десять копеек и подал их Лисе. Лиса выдала два мороженых эскимо. Одно с орехами внутри, другое только шоколадом облитое.
Заходят друзья в парк, а Волк на входе билеты продает. Подает Заяц двадцать монет по пять копеек, чтоб другу купить билет. Мышонок взял билет и побежал на горке кататься, а Заяц высыпал прямо из кошелька все оставшиеся деньги Волку в лапы. Волк пересчитал их и говорит: «Билет стоит один рубль, а здесь девяносто девять копеек. Копейки не хватает, билета нет!»
Заяц начал возмущаться, бунтовать: «Подумаешь, одной копейки не хватает!»
А Волк щелкнул зубами и отвечает: «Нет, не подумаешь! Копейка рубль бережёт! Одного Зайца без билета пропустишь, много других зайцев набежит. Вон вас, сколько в лесу бегает, целая сотня!»
Вот сидит Заяц смотрит, как Мышонок то на горке, то на качелях качается, а сам думает: «Была бы у меня ещё одна копейка! Я бы эту копейку к девяноста девяти, которые у меня в кошельке лежат, добавил, и стало бы сто копеек. А сто копеек – это уже целый рубль. Сейчас же у меня нет рубля. Поэтому на билет в парк денег не хватает. Выходит, прав был Медведь: «Копейка – рубль бережёт».


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Слайд

Ну, что сказать о первом слоге? Слайд
О нём известно, слава Богу,
Что он антоним слову "ночь"
И приведенья гонит прочь.
Второй же слог – спросите маму,
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана,
По имени все как зовут.
И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Ученики: деньги.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на Луне" (часть 2, где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)

Учитель: Какой вопрос задаёт Незнайка? (Что такое деньги?)

Ответ на этот вопрос и ещё многие другие, связанные с деньгами и умением с ними обращаться мы с вами искали в течение месяца. Для этого мы с вами разделились на группы и каждая группа провела небольшое исследование, нашла много интересного. А итогом нашей работы стала книга “Копейка рубль бережёт”

1 раздел нашей книги – введение.

Давайте послушаем ребят из 1 группы.

Итак, слово первой группе.

Мы искали ответ на вопрос:

– что такое деньги
– история создания денег
– валютный курс рубля.

Деньги – это мера стоимости товара или услуги при купле-продаже. С помощью денег происходит обмен, платежи, измерение стоимости и накопление капитала. Деньги бывают металлические и бумажные. Каждый из денежный знаков имеет свой номинал.

Ученик 1: Функции денег.

  • Средство обращения
  • Средство измерения
  • Средство сбережения
  • Средство платежа

Ученик 2: Слайд. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.

Ученик 3: Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены - за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.

Ученик 4: Первые бумажные деньги появились в Китае в IX веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.

Слайд

Ученик 5: Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить. Тогда люди решили построить склад для лишних денег - тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его Банк.

Деньги других государств называют валютой. В нашей коллекции представлены деньги…

В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России.

Ученики: Рубль, копейка.

Интересна история денег в России.

Ученик: Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки – монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Слайд

Ученик 2: Сейчас, например, в России используются монеты достоинством: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей и купюры:, 50 рублей, 100 рублей, 1 000 рублей и 5 000 рублей. Купить машину проще имея купюры достоинством 5 000 рублей, а в магазин за молоком мы скорее пойдем имея в кармане 50 рублей.

Практическая работа

Учитель: У вас на столе российские монета 5 рублей. Что на ней изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты? (Высказывания детей)

Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – "гурт".

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

Ребята, посмотрите на края монеты. Какие они? Почему они ребристые нам сейчас расскажет Катя.

Ученик: А вы знаете, Почему у монет ребристые края? Всё дело в том, что изначально достоинство монеты было основано на количестве содержащегося в ней золота или серебра. То есть в золотой монете 10$ содержалось золота на эту сумму. Но мошенники обрезали монеты по краю, чтобы впоследствии пустить эти обрезки на переплавку. Нанесение бороздок позволило это предотвратить, их отсутствие говорило о том, что монета была обрезана. Сегодня, монеты производят не из серебра и золота, тем не менее, при их производстве продолжают наносить насечки на края монет.

Отчёт о валютном курсе рубля.

Валютный курс – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Мы изучили валютный курс рубля. Для того, чтобы определить самую дорогую денежную единицу, мы составили таблицу, где наглядно можно увидеть, что по данным центрального банка на 18 марта 2011 года самая дорогая денежная единица – ….

Фунт стерлингов – официальная валюта Великобритании, одна из самых известных мировых валют. Фунт стерлингов можно назвать предшественником доллара – ведь Америка когда-то была колонией Англии. Фунт долгое время выполнял функции мировой валюты, пока не был вытеснен с рынка.

Скажите, а как называется европейская валюта? А валюта США?

А теперь откройте рабочие тетради и выполните упражнение …., для этого у вас на партах лежат конверты.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
А я Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Я по полю нынче шла
И нашла, нашла, нашла
Денежку, денежку, денежку большую,
Никуда не денешься, на базар схожу я
За вареньем и печеньем,
И за прочим угощеньем.
А когда начну я торг,
Продавец придет в восторг.
Будет снижена цена,
Денежка – всего одна.
Всем привыкла нравиться
Муха-раскрасавица.

Продавец:

Подходите, подходите,
Мой товар скорей купите.
Вот и ложечки резные,
Самовары расписные,
Вот и пряники печатные,
Вот и сушки ароматные.

Самовар и угощенье,
Я справляю день рожденья.

Продавец: Вам с доставкой али как?

Муха: Уложусь ли я в пятак?

Продавец:

Здесь хоть и простая лавка,
Но бесплатная доставка!

Я думаю, что все ребята в классе знают:
Покупка – это обмен товара на деньги.

Следующий раздел нашей книги называется “Учимся экономить” За него отвечала 2 группа. Давайте послушаем отчёт этой группы по этой теме.

Нужные товары люди покупают в магазинах. Мы ходили на экскурсию и исследовали разные виды торговых точек

Торговая точка на рынке

магазин “…”,
магазин “…”,

Мы делали контрольную закупку –шоколадку “Алёнка”. Её цена была разной.

Слайд, Слайд, Слайд

В результате этого исследования мы сделали вывод.

Самый красивый, удобный магазин с огромным залом самообслуживания – это магазин “……”, но цена товара там выше. … магазин продают шоколадку по самой низкой цене. Если вы хотите сэкономить, то выбирайте место покупки.

В магазине

В магазине интересно, глазки разбегаются.
За прилавком дяди, тёти мило улыбаются
В кошельке у мамы деньги, маму попрошу,
Чтобы денежку достала: “Дай я подержу!”.
Что купить? Не знаю прямо! Хочется всего!
И игрушку, шоколадку, и с совком ведро!
Что мне делать, я гадаю! Что же мне нужней?
И кому отдать, не знаю, денежки скорей.
Мама смотрит, улыбаясь, сверху на меня:
“Ну, сынок, давай быстрее, выбирай, дитя!”.
Нет, игрушек не хочу – их надо убирать,
Книжечку себе куплю – буквы изучать!

Физкультминутка

Следующий раздел – “Расходы семей 3 “Б” класса”

А теперь слово дадим третьей группе. Давайте послушаем, что интересного они для нас приготовили.

Мы обрабатывали материалы анкет, считали средний балл в таблице расходов семьи. Вот какие результаты у нас получились…

В среднем в семьях нашего класса самый большой расход на питание – 24.
На втором месте – одежда, обувь –15.
На третьем месте – жильё – 14
Минимальный расход – транспорт и медицинское обслуживание – 6

А ещё третья группа нашла очень много пословиц, поговорок, сказок, загадок, связанных с деньгами. Некоторые из них они нам сейчас и загадают.

  • Он в Америке родился,
    Путешествовать пустился.
    С тех пор по миру он гуляет,
    Везде цену себе знает.
    С ним торгуют, управляют…
    Как его все называют? (Доллар)
  • Чтоб продукты потреблять,
    В платьях модных щеголять,
    Чтобы вкусно есть и пить,
    Нужно всё это …(купить)
  • Угадай, как то зовётся,
    Что за деньги продаётся.
    Это не чудесный дар,
    А просто-напросто…(товар)
  • Чтобы врач купил пирог
    Заплати скорей …(налог)
  • Та сумма, что заплатит покупатель,
    Та сумма, что устроит продавца;
    Как мера для обмена всех товаров,
    На рынке называется…(цена)

При работе над проектом мы узнали много нового, вот некоторые интересные факты о деньгах

Знаете ли вы … – Что Иена – это денежная единица Японии.

– Что фальшивомонетчик – это человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов.

– Что национальная денежная единица в России появилась во времена царствования Ивана III.

– Что первые бумажные деньги в России появились во времена царствования Екатерины II.

– Что в Канаде в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег.

– Что Китай – страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги.

– Что коллекционирование монет называется нумизматика.

– Что денежная единица какой-либо страны называется валюта.

– Что товар – это продукт, предназначенный для обмена.

– Что деньги – это средство платежа.

– Что наука, о разумном ведении хозяйства называется экономика.

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили данную тему. Я вам предлагаю поиграть в “Занимательный лабиринт” (у каждой группы лист с заданием.)

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к деньгам

Итак, сегодня мы с вами завершаем работу над проектом. Мы узнали много нового и интересного. Давайте посмотрим на пословицы, которые нашли ребята из 3 группы. После того, как мы с вами проделали такую работу, можете ли вы объяснить смысл пословицы, которая послужила названием нашего проекта “Копейка рубль бережёт”. (Пословица используется как совет быть бережливым, не тратить деньги попусту.)

На уроке не скучали: ценность денег изучали
Знаем мы, как их копить, чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар, знай, что деньги – твой товар.
Все мы вдумчиво считали; что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить, с экономикой дружить.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Летка

(МАОУ «СОШ» с.Летка)

Внеклассное мероприятие на тему "Деньги"

Попова Валентина Николаевна , учитель экономики

Цель: Познакомить учащихся с денежными единицами России, предназначением денег, натуральным и товарным хозяйством.

Задачи:

    познавательные: проверить и обобщить полученные знания о деньгах; познакомить с новым терминами, понятиями;

    развивающие: развить стремление к анализу полученной информации;

    воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

Оборудование: Презентация по теме, карточки для работы в парах.

Ход классного часа

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: У нас сегодня в гостях Гномом Экономом и Вас приглашает совершить путешествие вместе с ним. А как Вы думаете куда?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: Гном Эконом хочет задать вам свой вопрос…

ГНОМ: Без чего мы не можем прожить в жизни?

(Ответы детей)

ГНОМ: А для чего нужны деньги?

(Ответы детей)

ГНОМ: А как Вы думаете всегда ли существовали деньги?

(Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: В далёком прошлом все люди жили отдельными группами и племенами, совершенно не общаясь с соседями. Всё необходимое для себя они добывали сами или выращивали в саду, в огородах. Они не производили никакого обмена с другими племенами и не ведя никакого хозяйства.

СПРАВКА, Ещё 200 лет назад в России все крестьянские семьи вели натуральное хозяйство.

ГНОМ: А потом появилось товарное хозяйство.

Товарное хозяйство - хозяйство, при котором люди производят товары и обмениваются на другие товары или услуги.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы облегчить свою жизнь, люди придумали меняться. Швея предлагала гончару одежду, взамен посуды.

Кузнец швее дал подковы, молоток взамен одежды.

Молочница предлагала всем молочные продукты.

Садоводы выращивали для обмена богатый урожай овощей и фруктов.

Каждый житель делал хорошо то, что умел, что у него получалось лучше всего.

Все были довольны: каждый занимался любимым делом.

Обмен позволял экономить силы и время, а также иметь товаров и услуг больше и лучшего качества, чем раньше.

УЧИТЕЛЬ: Выполните задание.

- Рассмотрите картинки и скажите, люди какой профессии производят эти товары?

Овощи (агроном), лекарства (фармацевт), одежда (портной), хлеб (пекарь), украшения (ювелир), обувь (сапожник), цветы (садовник), дом (строитель).

ИГРА: «Обмен»

- Выбираем 9 человек играющих. Они получают таблички с названиями профессий.

Задача водящего (парикмахера) получить доски для строительства дома.

Парикмахер: Мне нужны доски для строительства дома.

Дровосек: Мне нужен кувшин, мой вчера разбился.

Гончар: Мне нужны башмаки для моей дочери.

Сапожник: Мне надо новую рубаху.

Швея: Мне нужен новый стул.

Столяр: У меня болен ребёнок, мне необходимо лекарство.

Фармацевт: Мне нужны яблоки.

Садовник: Мне нужна рыба.

Рыбак: Я хочу, чтобы мне сделали стильную стрижку.

Ведущий-парикмахер делает стрижку и идёт обратный обмен.

УЧИТЕЛЬ: Легко ли так обмениваться каждый раз? Почему? (Очень долгий процесс).

ГНОМ: А как называется обмен товара на товар? (БАРТЕР)

УЧИТЕЛЬ: Зачем же нужны деньги? Читаем таблицу.

ДЛЯ обмена товара или услуг на деньги - ПРОДАЖИ.

ДЛЯ обмена денег на товары или услуги - ПОКУПКИ.

Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕНУ товара или услуги.

Чтобы НАКАПЛИВАТЬ средства.

УЧИТЕЛЬ: РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ В ПАРАХ.

- Что можно купить за деньги соедините стрелками.

ПИЩА

ОДЕЖДА

ТОВАРЫ

ЗДОРОВЬЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ДРУЖБА

ДЕНЬГИ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ВОЗДУХ

УДАЧА

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

УСЛУГИ

СЧАСТЬЕ

Проверка: - что же можно, а что нельзя купить за деньги?

ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ? (для совершения купли - продажи и определения цены товара).

УЧИТЕЛЬ: Гном нам предлагает продолжить путешествие.

ГНОМ: Давайте перенесёмся на машине времени в прошлое и узнаем историю появления денег.

УЧИТЕЛЬ: В старину в качестве денег могли использоваться самые неожиданные предметы, которые вызывали у людей особый интерес. Это могли быть Соль и скот, шкурки различных животных: белок, лисиц, куниц, соболей. А так же это мог быть чай, связка раковин, зубы собак, дельфинов, перья попугаев, ткань, мечи, копья…

Выполните задание:

- Из данных названий выберите те предметы, которые в старину могли служить в качестве денег: (Акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, табак, шкурки животных, живой скот, велосипед, цветы, деревья, горький перец).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

УЧИТЕЛЬ: - Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что означает слово СКОТНИК (Это человек, который ухаживает за животными, за скотом).

УЧИТЕЛЬ: - Кто из вас хотел бы работать скотником?

А раньше скотником хотели работать многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.

УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, что это были за деньги?

ГНОМ: Да, деньгами на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем больше стадо было у человека, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случится! Всего, что накоплено можно лишится в один миг.

УЧИТЕЛЬ: Почему животные перестали быть товарными деньгами? (Они могли погибнуть, мех превратиться в труху).

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ЧТО СЛУЖИЛО ДЕНЬГАМИ В СТАРИНУ?

Меховые деньги

Ракушки каури.

Металлические деньги.

Безмонетное время.

Рубль.

Копейка.

УЧИТЕЛЬ: Как Вы думаете, что изображено на деньгах?

(Ответы детей)

5 рублей — На аверсе монеты изображены:

    в центре — рельефное изображение двуглавого орла, вверху над ним — надпись по окружности: «БАНК РОССИИ»;

    справа внизу, под левой лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в нижней части диска, под орлом — буквенное обозначение номинала в одну строку: «ПЯТЬ РУБЛЕЙ», подчеркнутое горизонтальной линией, разделенной посередине точкой;

    внизу под линией — год чеканки.

    в центре (ближе к левому краю) — обозначение номинала монеты: цифра 5, под ней — слово «РУБЛЕЙ», расположенное горизонтально;

    внизу вдоль канта и в правой части диска — стилизованный растительный орнамент в виде изогнутой ветви с переплетающимися стеблями.

10 рублей На аверсе монеты изображены:

    в центре — эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями), под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ»;

    справа под лапой орла — товарный знак монетного двора;

    в верхней части по окружности — обозначение номинала: «ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ»;

    в нижней части — две горизонтальные линии, разделенные точкой, под ними — год чеканки.

На реверсе монеты изображены:

    в центре (со смещением к левому краю на фоне поля из вертикальных линий) - обозначение номинала монеты: число «10», под числом — слово «РУБЛЕЙ»;

    вдоль канта — слева, внизу и в правой части диска — растительный орнамент в виде ветви с переплетающимися стеблями;

    внутри цифры «0» имеются «скрытые» изображения, видимые поочередно при изменении угла зрения: число «10» и надпись «руб»

На бумажных 10 рублей На аверсе монеты изображены:

На бумажных 10 рублей — основным изображением на лицевой стороне является мост через реку Енисей и часовня в Красноярске. На обратной стороне изображена плотина Красноярской ГЭС;

50 рублей — основное изображение лицевой стороны — скульптура в основании Ростральной колонны на фоне Петропавловской крепости. Основные изображения оборотной стороны — здание Биржи и Ростральная колонна в С-Петербурге;

100 рублей — основное изображение лицевой стороны — квадрига на портике здания Большого театра. Основное изображение оборотной стороны — здание Большого театра в Москве;

500 рублей — основное изображение лицевой стороны — памятник Петру I на фоне парусника в порту Архангельска. Основное изображение оборотной стороны — Соловецкий монастырь;

1000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Ярославу Мудрому, часовня на фоне кремля г. Ярославля. Основные изображения оборотной стороны — колокольня и церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле;

5000 рублей — основные изображения лицевой стороны — памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому, набережная в г. Хабаровске. Основное изображение оборотной стороны — мост через р. Амур в г. Хабаровске.

УЧИТЕЛЬ: А какие Вы знаете пословицы о деньгах?

ГНОМ: задание объясни значение пословиц о деньгах

Гном: Вспомните сказки где говорится о деньгах ( К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», брать Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»; Золотая Антилопа)

УЧИТЕЛЬ: Игра «Деньги - это хорошо, деньги - это плохо». (Класс делится на 2 команды, одна команда говорит, когда от денег бывает хорошо, а другая, когда от денег бывает плохо)

III. ИТОГ УРОКА:

- Так, что же такое деньги?

(ответы детей)

Рефлексия: Продолжите, пожалуйста, предложения, записанные на слайде:
На уроке я вспомнил… На уроке я узнал… На уроке я научился