Сочинение на тему совесть. Что такое совесть? (сочинение-рассуждение) Как вы понимаете значение совесть

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон - закон нравственный”, - утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

В задании 15.3 ставится задача - написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Среди понятий могут быть известные нравственные категории: доброта, смелость, красота, дружба, природа, гуманность, патриотизм, трудолюбие, честность, скромность.

Попробуем выяснить, как готовиться к выполнению этого задания на ОГЭ в 2015 году.

Напомним задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение строится по плану:

1. Тезис и комментарий к нему.

2. Аргументы:
а) из предложенного текста,
б) из жизненного опыта.

3. Вывод – заключение.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки!

Тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.

Способы толкования понятия:

ПОНЯТИЙНЫЙ

ДРУЖБА – ЭТО БЕСКОРЫСТНЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛЮБВИ, ДОВЕРИИ, ИСКРЕННОСТИ, ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЯХ, ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ.

СИНОНИМИЧЕСКИЙ

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – ЭТО ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРО – ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ.

КОМБИНИРОВАННЫЙ

СОСТРАДАНИЕ – ЭТО ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ВЫЗЫВАЕМОЕ НЕСЧАСТЬЕМ ИЛИ БЕДОЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЖИВОТНОГО.

Теперь познакомимся с текстом Н. Сафронова:

(1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. (2)Ещё никогда литературу нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3)Его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4)С нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил его:

(5)– Ну и что же вы нам сегодня расскажете?

(6)Он достал из помятого портфеля книгу и начал читать. (7)Это была повесть Катаева «Сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8)Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке. (9)Кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно.

(10)В каком-то месте учитель нашёл у Катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.

(11)– А вы-то откуда знаете? – язвительно спросил я.

(12)– Я воевал, – ответил он, и я сразу умолк.

(13)Однажды Иван Васильевич раздал тетради с домашними работами. (14)Я открыл свою и увидел «тройку». (15)У Витальки Кулешова, моего соседа по парте, стояла «четвёрка». (16)Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.

(17)– Ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18)– Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»?!

(19)В классе стало тихо. (20)Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь. (21)Он взял её, поднес к самым глазам.

(22)– Да чего там смотреть! (23)Всё и так ясно!

(24) Учитель взглянул на меня. (25)Мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в глыбу снег. (26)Старик кивнул, как бы соглашаясь сдаться, и тихо произнёс:

(27)- Я прошу у тебя прощения!

(28)Что-то словно нашло на меня... (29)Я не был жестоким и бесчувственным, но желание минутного превосходства заглушило во мне жалобный вскрик совести.

(30)- Да на что мне ваши извинения, вы оценку исправьте! – насмешливо бросил я.

(31)Он взял ручку и исправил мне оценку: зачеркнул «тройку» и поставил «четвёрку». (32)Так я одержал свою победу, а на душе стало сумеречно и пусто. (33)Я дал себе слово, что завтра же непременно при всём классе извинюсь перед учителем. (34)Однако на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из нашей школы.

(35)Наверное, дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. (36)Но когда на следующий день вместо Ивана Васильевича пришла завуч, строгая, властная женщина, моё сердце упало. (37)Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег. (38)Он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со своей позорной победой…

(39)Я уставился в окно. (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Переходим к анализу текста. Зададим себе вопросы:

  • Что такое совесть?
  • Были ли у Вас минуты, когда «совесть гложет»?
  • Испытывали ли Вы муки совести?
  • Когда такое бывает?
  • Как Вы обычно ведете себя, если чувствуете свою неправоту?

На черновике напишем об этом несколько предложений. Попробуем сформулировать ответ на вопрос: «Что такое совесть?» Например:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Избегаем формулировки: совесть – это когда…, совесть – то, что... .

Теперь тезис свой прокомментируем. Комментарий – это интерпретация, объяснение, размышление, подводящее к основной части сочинения. Например:

Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Ещё раз обратимся к тексту, чтобы выяснить отношения между героями. Нам нужно отыскать аргументы.

1. Как герой отнёсся к новому учителю?

2. Что двигало учеником, когда он задавал «неудобные вопросы» учителю?

3. Чего хотел добиться?

4. Обрадовала ли его победа? Какие слова подбирает автор?

5. В каких строчках звучит осознание собственной неправоты?

6. В каких словах выражена основная мысль текста?

7. Зачем необходимо было показать, что учителем был пожилой человек, фронтовик?

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что герой…

В данном тексте есть яркий пример…

Докажем это, обратившись к тексту...

Оформляем первый аргумент:

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика, и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, на душе его становится «сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удаётся, учитель увольняется из школы.

Обдумаем второй аргумент из своего жизненного опыта.

1. Это может быть Ваша жизненная история, история, произошедшая с другом или родственником.

2. Обращение к прочитанной книге, просмотренному фильму, спектаклю.

3. Исторические факты.

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише:

С примером проявления... нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например, …

Подобные примеры можно встретить и в жизни.

Ещё одним подтверждением сказанному может служить поведение (герой, произведение, автор).

Теперь оформляем второй аргумент:

Ещё один пример можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою Володе стыдно было быть сытым, когда вокруг все голодали. Он пытался избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя нашёл бродячую собаку и стал подкармливать её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно,…

Речевые формулы:

  • Мы пришли к выводу…
  • Подводя итог, можно сказать, что…
  • Делая выводы из сказанного, мы видим…

Пишем вывод:

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она помогает осознать вину, удерживает от дурного поступка, очищает, нравственно оздоравливает человека.

Обобщим всё сказанное. Нужно:

1. РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕННОГО В ЗАДАНИИ 15.3.

2. ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ДАННОЕ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

3. ПРИВЕСТИ ДВА АРГУМЕНТА:
- ПЕРВЫЙ - ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ВАМ ТЕКСТА,
- ВТОРОЙ - ИЗ ЖИЗНЕННОГО ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.

4. СДЕЛАТЬ ВЫВОД.

5. СОБЛЮДАТЬ ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 70 СЛОВ).

6. НЕ ЗАБЫВАТЬ О СОРАЗМЕРНОСТИ ЧАСТЕЙ.

Последние советы:

1. ПРИВОДЯ ПРИМЕРЫ, НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ.

2. ПИШИТЕ РАБОТУ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ.

3. НАЧИНАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ С РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА.

4. ПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

Готовый текст сочинения-рассуждения:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершённый поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, «на душе становится сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удалось, учитель уволился из школы.

Ещё один пример проявления совести можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою, Володе, стыдно быть сытым, когда вокруг все голодают. Он пытается избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя находит бродячую собаку и подкармливает её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она удерживает от дурного поступка, помогает совершить добро, осознать вину, очищает, нравственно оздоравливает человека.

Совесть – это чувство, которое ощущает человек при совершении злого поступка. Мы можем ощутить это чувство, когда совершим плохой поступок. Совесть не только стыдит человека за содеянное, она предупреждает и несовершенные злые действия. Лишь только, человек задумает подлость, как тут же начинает сомневаться, спорить с самим собой, и в конце концов, отказывается от плохого поступка.

Для того, чтобы как можно лучше понять, что такое совесть, обратимся к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой, после дуэли с Ленским начинает чувствовать душевные муки. Ему становится страшно подумать, что он собственными руками убил своего ещё молодого, легкомысленного друга. В результате, Евгений Онегин уезжает из города, потому что совесть не даёт ему покоя. Позже об этом моменте он упоминает и в письме к Татьяне: «Ещё одно нас разлучило, / Несчастной жертвой Ленский пал».

Мы также видим, что совесть могла и совсем предотвратить дуэль между главным героем и Ленским. Онегин уже тогда чувствовал, что поступает не правильно, слышал голос совести. В доказательство мы можем прочесть строки романа: «...Он обвинял себя во многом: /Во-первых, он уж был неправ, / Что над любовью робкой, нежной / Так подшутил вечор небрежно...». Тем не менее Онегин всё же выстрелил, видя настойчивость Ленского. И далее, когда он понял, что попал и убил бывшего друга, он отошёл с содроганьем. На его душу лёг тяжелый камень, его обличала совесть.

Нередко совесть спасает людей от совершения тяжких преступлений, расплату за которые они несли бы всю жизнь, если и не физическую, то точно духовную, которая иногда, гораздо более удручает человека. Совестливый человек – это всегда правильный человек. Слушая голос совести, мы можем понять, что хорошо, а что плохо. Как можно и нужно делать, а как ни в коем случае нельзя.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть - это чувство человека, которое способно оградить его от множества бед, заключённых в злых поступках. Она как компас у капитана корабля, помогает человеку пройти сквозь океан злых поступков и встать на правильный путь.

Вариант 2

Каждый человек наделён множеством чувств. Мы испытываем страх, счастье, огорчения, восторг и бесчисленный спектр других эмоций. Но совесть, пожалуй, занимает одно из первых по важности мест. Однако муки совести настигают не каждого человека. Кто-то плачет и раскаивается из-за незначительного пустяка, а кто-то продолжает быть уверен в своей правоте, даже совершив серьёзный проступок. Но также есть люди «золотой середины», которые раскаиваются в такой степени, в какой заслуживает их деяние.

Особенно важно это качество для заключённых. Люди, преступившие черту закона, одна из главнейших причин того, что наш мир несовершенен. Но если они сумеют вовремя образумиться и раскаяться в своём грехе, то они становятся также одной из главных причин, почему человечество всё ещё существует. Людям нравится слышать о том, что преступники сожалеют о содеянном. Думаю, потому, что совесть в них почти всегда молчит. И, конечно, нет ничего более приятного и желанного, как услышать искреннее раскаяние тех немногих, кто осознал, что причинил себе и обществу непоправимый вред, и нет на свете достаточного наказания, чтобы за это расплатиться.

Однако стыд и раскаяние испытывают не только те, чья вина доказана и очевидна для всех. Мы с вами, обычные люди, которые встречаются друг другу на улицах любого города, изо дня в день, тоже способны подвергаться мукам совести. На мой взгляд, в этой ситуации задача человека куда сложнее: нужно не просто признать, что обвинения в отношении тебя справедливы и содеянное требует исправления, необходимо обвинить себя самому. И самому же найти в себе решительность, чтобы рассказать об этом кому-то ещё, признать себя виноватым и исправить ошибку.

Таким образом, совесть – это незатихающее чувство справедливости в душе человека. У большинства из нас она представлена голосом, который находится где-то внутри и не устаёт повторять: «признай, извинись, исправь». Прислушиваясь к своей совести, признавая, что её наставления – единственный возможный путь к исправлению, мы будем идти по верному нравственному пути. Ведь совесть – это добрая сторона души человека, чувство ответственности за свое поведение перед всем миром.

Сочинение на тему Совесть

Что такое совесть? Многие люди задаются этим вопросом. Но ведь ответ на него прост и не должен вызывать сложности.

Совесть - это червячок, который живет где - то в душе человека, ожидая пробуждения. А когда он, наконец, проснется, мало не покажется никому. Потому что совесть - это то качество, которое изнутри "грызет" человека, заставляя прислушиваться к ней. Она просыпается каждый раз, когда мы делаем что - то дурное. Вы забрали у одноклассника ручку и не вернули после уроков? А совесть тут как тут. Забыли про обещание другу? Не переживайте, совесть обязательно напомнит. Сказали кому - то что - то нехорошее и обидное? Совесть поможет извиниться. У нее обширные связи, она знает все. При этом она будет мучить человека до тех пор, пока он не поймет и не исправит свои ошибки. Ей нельзя просто сказать: "Хватит". От совести нельзя избавиться, если она уже живет в вашей душе. Она будет провоцировать бессонницу, голод, но все равно добьется своего.

Так что, можно сказать, совесть - некий регулятор поведения человека. Она не дает совершить ему плохой поступок, обидеть кого - то. А если все - таки что - то нехорошее случается, совесть заставляет человека пожалеть об этом и исправить ситуацию во что бы то ни стало.

Однако, как бы совесть ни старалась, она есть не у всех людей. Некоторые заранее договариваются с ней, подавляют ее, засовывая в самый темный и дальний уголок своей души. И помогает ведь. Таких людей совесть не грызет. И они продолжают творить нехорошие дела, не зная ни раскаяния, ни сострадания.

Так откуда же берется совесть? Никто не знает этого. Скорее всего, она появляется в зависимости от воспитания. Если родители с детства объясняли человеку, что такое хорошо и плохо, то у него будет совесть. Если же воспитанием ребенка не занимались, он вырастет бессовестным и эгоистичным.

Совесть может сделать жизнь человека невозможной. Однако, именно благодаря ей люди все еще поддерживают хорошие отношения между собой. Именно поэтому совесть должна быть у каждого. Иначе какой же это человек?

Подводя итог, можно сказать, что совесть - это один из основных терминов морали, определяющий что такое "плохо" и что такое "хорошо". Ее нельзя подавлять, нельзя отстранять от души. Ведь совесть может помочь человеку, она поддерживает его чистоту и свет в его сердце.

Образец 4

В карусели событий современной жизни не всегда есть время задуматься о правильности поступков, в основном, при принятии решений люди руководствуются своими эмоциями.

Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с трудностями, преодолевать препятствия. Методы решения проблем и преодоления препятствий могут разниться: кто-то делает вся честно и открыто, а кто-то “идет по головам”, предает друзей, обманывает.

Про человека, который, не приносит никому вреда, своими способами достижения целей, не ущемляет чужого достоинства можно сказать, что он живет по совести. Живущий по совести думает о других, а не только о себе.

Наверное, каждому человеку, поступившему некрасиво, приходится чувствовать неприятное чувство – совесть. Это чувство помогает нам проанализировать свои поступки и выбрать путь, который будет наиболее этически приемлем, не навредит другим людям, также совесть помогает нам учесть совершенные ошибки.

Совестливый человек никогда не предаст ближнего, даже если когда-нибудь он ошибется, оступится, то сделает все, чтобы этого не повторилось.

Однако не все любят это чувство, не каждому это по вкусу. Многие люди систематически его угнетают, с каждым разом чувствуя совесть все слабее и, в конце концов, перестают его ощущать. Но поступая по совести, мы получаем одобрение окружающих, делаем мир лучше. Также, лучше принимать благодарность окружающих людей, чем ощущать терзания совести. Иногда есть возможность помочь кому-то, но в то же время лень, особо не хочется затрачивать энергию. Предстоит выбор, или отдых, собственный досуг, или помощь посторонним, или родным людям. И если выберешь эгоизм, то будешь чувствовать угрызения совести, но если будешь систематически так поступать, то чувство будет бледнеть, может совсем исчезнуть. Кажется, что не так и плохо, но живя только ради себя, невозможно получить одобрение окружающих, положительную энергию. Выбирая же путь совести, помогая другим, мы делаем мир немного лучше, у людей появляются положительные эмоции, которые передаются человеку, поступающему по совести.

Жизнь по совести не подразумевает то, что интересы других людей в любом случае ставятся выше своих, но в то же самое время, это означает, что в меру своих сил нужно помогать другим, быть отзывчивым и дружелюбным. Нужно замечать свои неправильные, эгоистичные поступки и стараться, чтобы их стало как можно меньше.

Сочинение на тему Жить по совести. Что это значит?

Каждый человек на земле наделён широким спектром чувств: счастье, страх, любовь, отчаяние. Но особое и очень значимое место занимает совесть.

Совесть – это своего рода диалог человека с самим собой, позволяющий ему определить вектор своих действий. Никто не рождается совестливым. Это качество закладывается ещё в детстве главным образом на примере родителей и усиливается на протяжении всей жизни. Но далеко не каждый может его сохранить и преумножить. В мире множество людей, которых волнуют только собственные интересы. Они совершенно забывают о таких чувствах как забота и уважение. Жить по совести – значит уметь оглядываться по сторонам, разделять невзгоды с ближними, находить возможность вовремя подать руку помощи тому, кто в этом нуждается.

В современном мире всё чаще можно услышать мнение о том, что людям эгоистичным и безнравственным жить намного легче: они быстрее адаптируются в изменчивых условиях, быстрее добиваются своих целей. Однако всегда есть обратная сторона медали. Ради своего успеха они готовы идти по головам, продавая и предавая других. Глупо винить таких людей. Ведь по факту это простой самообман. Они не прислушиваются к тому, что пытается донести совесть и в итоге сглаживают все углы и находят с ней компромисс, ссылаясь на обстоятельства и находя оправдания, которые чаще всего кажутся нелепыми.

Я считаю, что люди должны быть более строгими по отношению к себе и учиться справляться с собственными страхами. И речь не о боязни высоты или насекомых, а о трусости признания ошибок. Многие считают, что раскаяться в своем поступке – это удел слабых людей. А на самом деле они просто не могут переступить через ступень страха, которая встаёт выше совести и сожаления.

Несмотря на все сказанное, важно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и жизнь может подкидывать всевозможные испытания, преодолевать которые приходится, совершая разные, в том числе некрасивые и неблаговидные поступки. Нет необходимости корить себя за проступок до конца своих дней. Надо научиться с этим жить, попросив прощение не только у кого-то, но и у самого себя.

Если человек порядочен и склонен к добру, то, поступив плохо, он постарается исправить ситуацию, обернув её во что-то хорошее. Не допускать такие моменты довольно просто. Нужно только не делать по отношению к другим того, чего не желаешь самому себе. Живя по такому правилу, становится гораздо легче и спокойнее и именно так достигается гармония с собой, обществом и окружающим миром.

9 класс ОГЭ 15.3

Несколько интересных сочинений

  • Суриков В.И.

    12-го января 1848 г. в семье красноярского регистратора родился известный художник Василий Иванович Сурков. Первым кто заметил талант мальчика, был Гребной Н. В., который и начал обучать его искусству рисования.

  • Я живу на очень красивой улице, и наш дом отличается от всех остальных домов. Он стал главной достопримечательностью нашего района, так как имеет яркую окраску и с красивым рисунком на стене.

  • Образ и характеристика Графа в повести Выстрел Пушкина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения, входящего в цикл рассказов «Повести Белкина», является военный офицер, происходящий из богатой знатной фамилии, красивый, умный и отважный граф Б.

  • Философская лирика Лермонтова сочинение

    Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни.

  • Сочинение Литература 18 века в восприятии современного читателя 9 класс

    О литературе 18 века можно сказать одним словом – тяжеловесная. Все произведения того времени нам трудно читать, тяжело разбираться в оборотах, лексике, сравнениях …

К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

Благодарность

Текст В.П. Крапивина: (49)Пёс уже не лежал. (50)Он стоял на широко расставленных лапах….. (70)А Серёжа знал: теперь у него появился настоящий друг.

Формулировка задания 15.3

Сосинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность - одна из самых позитивных и приятных эмоций, выражение признательности за сделанное или подаренное. Люди обычно говорят слова благодарности, желают в ответ сделать что-то подобное. А как поступают животные, которым помогает человек?

Автор текста рассказывает о мальчике Серёже, который сбежал из лагеря, нашёл собаку на станции, позаботился о ней и стал для неё другом. Когда мальчика силой хотели забрать обратно в лагерь (предложения 36, 38) , то пёс защитил Серёжу(предложения 49, 50), тем самым отблагодарил его за внимание и заботу.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв отблагодарил Петра Гринёва за подаренный заячий тулуп: спасает юношу от виселицы, проявляя тем самым своё великодушие. Пугачёв, хотя и является разбойником и убийцей, но также, по мнению классика, способен на благородный поступок и благодарность…

Таким образом, мы убедились, что благодарность может проявляться не только как чувство, но и как поступок как у людей, так и у животных. (120 слов)

Справедливость

Фрагмент из исходного текста

Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <...> до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность

Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <...> до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Бесстрашие

Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <...> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность

Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <...> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие

Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <...> до (50)Подумаешь, птицы!..

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Гордость

Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <...> (43)Навсегда.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.

Отзывчивость

Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. <...> до (50) Вот же живая душа!»

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на "виллисе" до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

Совесть

Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. <...> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

Смелость

Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <...> до (33)Славка был счастлив.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. "Смелость города берёт" — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

Геройство

Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<...> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова "геройство". По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа "Горячий снег", Юрий Бондарев видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

Внутренний мир человека

Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<...> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела "венценосные замашки" и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть "мерзости жизни" и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

Образцы сочинений на другие темы

Что есть красота?

Красота - это то, чем восхищаемся мы, люди. Она приносит нам положительные эмоции, наполняя наши души радостью, восторгом, иногда печалью, заставляя задуматься о вечном... Говоря о красоте человека, то мы имеем в виду не только красоту внешнюю, но и душевную. Внешняя красота непостоянна: она подвержена влиянию времени. Внутренняя – навсегда. Именно красота души человека и освещает мир людей, живущих рядом. Докажу этот тезис, используя аргументы из текста Ю.Сергеева и проанализировав свой жизненный опыт.

Во-первых, в предложенном фрагменте текста рассказывается о деде Гриничке. Он хорошо пел казачьи песни: „пел хорошо, молодым, совсем не скрипучим… голосом” (предложения 5-6) Ребятишки всегда собирались вокруг него, а люди „ходили к нему, как на исповедь” (предложения 7). Всё это говорит о доброй и красивой душе человека. Несмотря на свой возраст, он молод душой, и в песнях возвращается в то время, когда он был „лихим казаком-рубаком”.

Во-вторых, душевная красота человека оценивается, прежде всего, его поступками. Всегда были, есть и будут существовать люди, поступки которых заслуживают уважение. Хочу назвать всего два имени – Серик Султангабиев и Сергей Солнечников. Оба на учениях, спасая людей, жертвуя собой, закрыли собой выпавшую из рук солдата гранату… Я не знаю, были ли они красивы внешне, но то, что души их прекрасны, - это бесспорно.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: главное в человеке то, что сокрыто от глаз, то, что делает его человеком, - его душа.

2.
Красота – это не только то, что радует глаз, а и то, что мы не можем видеть. Она есть во всем: в вещах и в живых существах; в природе, человеке, животных. Но красоту, мы можем не только видеть, но и чувствовать. Она бывает не только внешней, а еще и внутренней. Например: душевная красота. Бывает такое, что человек, по каким-то эстетическим законам, не очень красив внешне, зато светится в середине, то есть у человека есть душевная красота. А бывает наоборот – человек очень красив внешне, а внутри – пустота, то есть, как говорят – красивая обертка.

Вопрос этот задавало себе уже не одно поколение умнейших людей своего времени. Философ Фридрих Нишце считал, что «Красота — это обещание счастья», Ф. Шиллер, что «Красота — тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков», величайший русский писатель Л.Н. Толстой, что «Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельности жизненной энергии, и другие высказывания о красоте. И для каждого это понятие имеет свое, особое значение.

Красота – обширное понятие. Красота существует в природе, в человеческой душе, в искусстве. Но в первую очередь, красота – это природа. Еще Александр Сергеевич Пушкин писал:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

И действительно, природа, а особенно та, которая не испорчена человеком, красива, Сколько всего удивительного она создала! Бескрайние поля, дремучие, непролазные леса, великие реки, озера, могучие вулканы и водопады…список можно продолжать бесконечно. Именно с помощью природы началось развитие человека. И все города, поражающие нас своей красотой, архитектура, искусство, даже поэзия – результат взаимодействия человека и природы.

Еще одной важной частью красоты является душевная красота человека. Человеку, стремящемуся стать красивым душой важно быть добрым, отзывчивым человеком, помогать нуждающимся, развивать свой ум. Быть справедливым и неподкупным, принимать конструктивную критику и анализировать свои поступки и действия.

Не нужно искать красоту где-то далеко, не нужно воспринимать её как что-то сверхъестественное. Красота рядом с нами, стоит только оглянуться вокруг себя. Вы никогда не замечали, как даже самые простые вещи становятся вдруг удивительно красивыми? Например, город, в котором ты живешь столько лет, и может, даже не замечаешь, как он преобразился, стал красивым и современным. Или лицо любимого человека, а оно всегда удивительно красиво. Вот оно, красота рядом и зачастую в повседневных для нас вещах. Нужно лишь быть внимательным и стараться наблюдать красоту во всем.

Что такое человечность?

Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.
В рассказе Виктора Астафьева деревенские мальчишки ради забавы погубили детёнышей куницы. Дети, на мой взгляд, начисто лишены человечности. Они не задумываются о том, какое горе причиняют Белогрудке, им не знакомо чувство сострадания. Человечность проявляет лишь местный охотник, понявший горе куницы и выпустивший её на волю. «Куница не виновата. Её обидели», — говорит он.
К счастью, в мире ещё есть люди, способные на человечные поступки. Один из них – доктор Леонид Рошаль. Рискуя жизнью, он бескорыстно помогал детям, оказавшимся жертвами террористических актов на Дубровке и в Беслане.
Проявлять человечность подчас бывает непросто: она требует огромных душевных сил. А потому к людям, обладающим этим качеством, следует относиться с огромным уважением.


Жестокость - это чертва личности, которая проявляется в злых насмешках, обидных словах, притеснениях. Жестокие люди безжалостны, бессердечны и, можно сказать, бесчеловечны. Они не знают, что есть гуманность и милосердие.
Предложения 27 и 47 в повести Е. Габовой содержат доказательства того, как бездушно и жестоко вели себя одноклассники Светки по отношению к ней. Они и не представляли, что чувствовала в те моменты Рыжая. Эти бессердечные дети своим поведением хотели поставить себя выше Светы, самоутвердиться таким образом.
В романе У. Голдинга "Повелитель мух" рассказывается о группе подростков, попавших на необитаемый остров. Жестокость мальчиков приводит к тому, что они начинают друг друга убивать. И если бы в конце романа на помощь не прибыли взрослые, мне кажется, никого бы на острове не осталось...
Жестокость страшна тем, что может привести к ужасным последствиям. Пусть даже крохотное её проявление приносит много боли обижаемому, разъединяет людей и просто уничтожает веру в добро. Жестокие люди не показывают силу, они показывают свою слабость!


Сострадание то внутреннее качество человека, проявляющееся в способности сопереживать чужому горю, страданию. Искреннее сострадание подобно живой воде. делает человека добрее, чище и душевнее.
На основе сострадания, на мой взгляд, лежит желание освободить живых существ от страданий и мучений. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

В качестве первого аргумента, подтверждающий мою мысль, возьму пример из текста А. Лиханова.
Тетя Груня, несмотря на то, что она вахтерша, исполняет обязанности медсестры, проявляя доброту и заботу раненным солдатам (предл.4). Добившись выздоровления Алексея, тетя Груня отказывается от денег, сказав, что расчет за оказанные услуги между друзьями может привести к тому, что мир превратиться в магазин (предл.16-22).

Чувствами истинного сострадания обладает и автор романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкин. В этом романе Пушкин, описывая тяжелую судьбу Татьяны, глубоко сострадает ей: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой я вместе слезы лью...»

Таким образом, я доказал, что настоящее сострадание способно укреплять веру в себя и в окружающих, способно помогать живым существам в трудные минуты.

Ответственность – это то, чему должен научиться каждый человек, полностью отдавая себе отчёт в том, что за твоими поступками непременно пойдут последствия. Ответственный человек всегда старается максимально качественно выполнить свою работу или задание и входить в положение других людей.

Во-первых, пример ответственности можно найти в тексте: когда Ваня пошел прямо на пчельник, пытаясь спасти Васятку от пчел. Также можно увидеть пример безответственности, когда Гринька и Федя решили не помогать попавшему в беду Васятке, а просто уйти.

Во-вторых, подобные примеры можно встретить и в нашей жизни, например: каждый учащийся в школе, институте должен понимать, что от того, насколько он будет ответственен в учебе, будет зависеть его будущее. Жаль, что это осознают далеко не все.

Сочинение рассуждение по тексту.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6)- Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! - восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин - мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17)- Санёк, глянь! - толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.
(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:
(21)- Спасибо за подарок!
(22)- Положи книгу на место и не трогай чужого! - выйдя из оцепенения, прорычал я.
(23)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(26)- Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...
(27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(30)А та книга... (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали... (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову)

Вариант 1
Совесть - это некий контролёр, который следит за тем, чтобы плохих поступков в нашей жизни было как можно меньше. Совесть не даёт покоя, если ты соврал, смалодушничал, обидел кого-то. Особенно мучит она, если исправить сделанное уже невозможно.
Так, рассказчик в тексте В. Дроганова не позволил Кольке взять книгу (предл. 22), тем самым разрушив надежду одноклассника на то, что эта книга могла быть подарком ему на день рождения (предл. 25-26).
Совесть оживила это происшествие в памяти рассказчика, когда стало известно о гибели Кольки, и угрызения этого чувства не отпускают его в течение долгих лет (предл. 34).
Почему-то совесть даёт о себе знать, когда уже нельзя попросить прощения. После смерти моего дедушки я вспомнил немало эпизодов, когда я был с ним груб, невнимателен. Я с болью вспоминаю о них, и совесть не даёт мне покоя.
Поэтому я разделяю предостережение «никогда не жалей того, что можешь дать», ведь отчасти речь здесь идёт не только о не отданной Кольке книге, но и о душевном тепле, щедрости. Угрызения совести очень мучительны.

Вариант 2
Мы часто слышим выражение «жить с чистой совестью». Что оно означает? Совесть - это словно тетрадь учёта всех твоих поступков, в которой виднее и ярче всего проступают самые нехорошие, неприятные из них. Жить с чистой совестью - значит жить без сожалений, без острого желания исправить что-то из своего прошлого.
Совесть рассказчика в произведении В. Дроганова нечиста, и он не может простить себе обиды, которую нанёс ни в чём не виноватому однокласснику Кольке (предл. 34). Зачем он так резко поставил его на место и не позволил взять книгу? Почему причиной неприязни к однокласснику был только его внешний вид и заступавшаяся за него мать? Незаслуженно оскорблённый Колька, гонимый всем классом, погиб на войне, и попросить у него прощения нет никакой возможности.
Недавно на улице меня окрикнул незнакомый человек. Оказалось, я обронил кошелёк. Мужчина мог бы запросто оставить его себе, но не стал этого делать: ему не позволила совесть.
Я считаю, что нужно и важно всем жить по совести, потому что никто не хочет испытывать её муки.

Вариант 3
Чувство, не дающее человеку спокойно наблюдать за злом и несправедливостью, а также не позволяющее ему прощать собственное недостойное поведение называется совестью. Она позволяет сохранять человеческие качества в любой обстановке, но если кто-то идёт против неё, то совесть потом мучит его долгое время.
Именно о ней текст В. Дроганова: в течение десятилетий рассказчик не может себе простить унижение, которому он подверг одноклассника, не может жить спокойно, вспоми-ная, как грубо оборвал его, как пожадничал и не нашёл в себе великодушия исправить ситуацию (предл. 28, 34).
Однажды и я зло подшутил над своим одноклассником: выбросил в снег за окно его портфель. Портфель открылся в снегу, и всё его содержимое насквозь промокло. Однокласснику сильно досталось от родителей. Когда я узнал об этом, мне стало очень стыдно. Я понял, как глуп и жесток был мой проступок, и извинился перед одноклассником. Несмотря на то что он простил меня, я до сих пор чувствую уколы совести.
Действительно, стоит всегда помнить о том, что жизнь коротка и нужно прожить её достойно, по совести, чтобы не было больно и стыдно за совершённые проступки.