Двенадцать марийских героев. Акпарс - национальные герои - каталог статей - моу юксарская сош

14.03.2024 Спорт

На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей - русского и марийского .

Русский князь на памятнике - Иван Грозный , великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима , но в историю он вошел под другим именем - Акпарс .

Акпарс для марийцев - один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала , для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.

В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.

Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.

Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст ". С уплатой, правда, исторически не сложилось - из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла...

С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.

В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным - в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.

Анна Окунь

Акпарс - это скорее титул, чем имя. До участия во взятии Казани князь нарекался по-черемисски - Изима, а уже после победы над столицей Казанского ханства получил имя, которое стало известно потомкам. Личность на грани истории и легенды. Сотенный князь горных марийцев, живший, если верить преданиям, в местечке Нуженал. Но еще в 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. С именем Акпарса связаны поворотные моменты в истории марийского народа. Стремясь освободиться от власти Золотой Орды, горные марийцы отправили несколько наиболее уважаемых своих предводителей к Ивану Грозному, с просьбой покровительства и военной поддержки. В деле добровольного присоединения горных мари к русскому государству, большую роль сыграл именно князь Акпарс, гласят исторические предания. По одной из легенд Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждавшему Казань, свой план взятия города - сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Но свечи в подкопе горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв не прогремел в урочное время. Иван Грозный, обвинив Акпарса в измене, уже выхватил саблю, но тут стены Казани с грохотом пали.
По легенде та гусельная мелодия, которую Акпарс играл, подходя к стенам Казани, известна сейчас под названием «Марш Акпарса». Она передавалась живой традицией из поколения в поколение гусляров и была записана нотами (нотная запись А. Сидушкиной).

Республика помнит:
На Коркатовском повороте в Горномарийском районе 20 ноября 2007 года установлена бронзовая скульптура Акпарсу. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширниной и С.Яндубаева. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились современные традиции, связанные с памятником: к монументы приезжают за «напутствием» молодожены, водители останавливаются на Коркатовском повороте чтобы получить благословение князя на дорогу. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки. «Паломники» дотрагиваются до царских рук и просят удачи. Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др.), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова).

Его имя носят в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей г. Козьмодемьянска»

(Внеклассное мероприятие, посвященное Дню национального героя)

Выполнили: Кармазикова М. Л., учитель первой

квалификационной категории,

г. Козьмодемьянск

2012

«Акпарс – национальный герой горномарийского народа»

(Сценарий мероприятия для учащихся 5 классов)

Цели и задачи:

    познакомить учащихся с легендарным образом Акпарса: показать, как Акпарс изображен в литературе, музыке, изобразительном искусстве;

    развивать навыки связной речи, выразительного чтения:

    воспитывать чувство гордости за национального героя, любовь к родному краю;

Оборудование: компьютерная презентация «Акпарс – национальный герой горномарийского народа», выставка книг, компьютер, экран, проектор, диск с записью «Открытие памятника Акпарсу».

Тип : открытое внеклассное мероприятие с применением ИКТ.

1 ведущий : Толстов Андрей, ученик 7 т класса.

2 ведущая : Кротова Дарина, ученица 7 т класса.

План мероприятия:

I . Организационный момент.

II . Основная часть. Знакомство с легендарным героем марийского народа - Акпарсом.

    Стихотворение Миклая Казакова «Нуженалы».

    Стихотворение Миклая Казакова «Марш Акпарса».

    «Марш Акпарса» в исполнении гуслярш.

    Просмотр видеоролика об открытии памятника Акпарсу.

III . Заключительная часть.

Ход мероприятия:

I . Организационный момент : приветствие участников мероприятия.

1 ведущий :

Национальный герой – это выразитель интересов своего народа.

Гордостью русского народа являются Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.

Национальными героями марийского города являются Онар и Чоткар, Акпарс и Акпатыр, предводитель Болдуш, который погиб 26 апреля 1556 года, защищая последнюю резиденцию марийских князей.

    Основная часть. Знакомство с легендарным героем марийского народа - Акпарсом.

1 Ведущий:

Легендарный Акпарс – предводитель горных марийцев жил 400 с лишним лет назад в селении Нуженалы. Сейчас эта деревня находится недалеко от села Еласы на берегу реки Большая Юнга.

    Стихотворение Миклая Казакова «Нуженалы». Читает ученица 5-го класса.

2 Ведущий:

Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге».

1 Ведущий:

Есть сведения, что у этого человека было другое имя, Акпарсом его прозвали за то, что был отчаянно храбрым и смелым, и его сравнивали со снежным барсом, говорили «как барс».

Князь Акпарс - реальная историческая личность, жившая во времена Ивана Грозного. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах.

2 Ведущий:

Акпарс со своей дружиной участвовал в походах русского царя Ивана Грозного при взятии Казании в октябре 1552 голда. Многие в этом зале помнят легенду о взятии Казани, о том как виртуозно Акпарс исполнял у крепостных стен чудесные мелодии, одна из них дошла и до нас и называется «Марш Акпарса».

В легенде также говорится о том. Как воины Ивана Грозного и горномарийские лучники Акпарса вели подкоп под крепостные стены Казании и с помощью пороховых бочек взорвали эту стену, и, таким образом, завоевали неприступный город. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона. По некоторым данным ковшичек до сих пор хранится в Еласовской церкви.

1 Ведущий:

    Стихотворение Миклая Казакова «Марш Акпарса», читают ученики.

В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

И кругом родные села предо мной.

Слышу, раздается песня боевая,

Близок мне и дорог звук ее живой.

Под рукой искусной звучали гусли,

Девушки играют, девушки поют

Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской

Под Казанью эту песню пел в бою.

Все звончей, чудесней звуки этой песни!

С ними отношусь я в древние года.

Словно я с Акпарсем легендарным вместе

Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Словно был я с нашим старшим братом,

Воином России, чтобы хану мстить,

Словно я с Акпарсом и в посольстве – рядом,

Чтоб в Москве народу с честью послужить.

Красотой сияя, девушки играют,

Повторяют песню славы боевой,

Песню об Акпарсе, о родимом крае,

О великой силе дружбы вековой.

Струны золотые, как в года былые,

Об Акпарсе славном до сих поют,

Эту песню дружбы времена седые,

Словно эстафету, нам передают.

Под рукой умелой песня зазвенела,

Вот и сердце вместе с гуслями поет,

О могучих предках, о героях смелых

Помнит наш свободный трудовой народ!

    «Марш Акпарса» в исполнении гуслярш специализированной школы-интерната, руководитель Галина Гусева.

2 Ведущий:

Легендарного Акпарса помнят на марийской земле. Ему художники посвящают свои картины. В 1957 году Анатолий Сергеевич Пушков написал картину «Марийские послы у Ивана Грозного». Акпарс в белом вышитом кафтане с достоинством держится перед русским царём. Он сумел убедить Ивана Грозного в своей просьбе: взять марийцев под свое покровительство.

На картине Ивана Алексеевича Михайлина «Акпарс и Эрвий» видим нашего героя вместе с его верной подругой и женой.

1 Ведущий:

Об отважном предводителе напоминает и снежный барс на гербе и флаге Горномарийского района. Автором этого герба является талантливый и знаменитый художник, наш земляк из д. Порандайкино Измаил Ефимов. Он сейчас живет в Йошкар-Оле.

2 Ведущий:

И совсем недавно, 20 ноября 2007 года на Картуковском повороте открыт памятник Акпарсу, как национальному герою, о котором мы должны знать и помнить.

Памятник, высотой 5 метров был отлит на заводе им.Бутякова казанскими мастерами.

1 Ведущий:

Ещё один памятник предводителю Акпарсу есть и в нашем г. Козмодемьянске. Стоит этот памятник на берегу Волги, рядом с парком Горбунцова.

В красивейшем месте недалеко от родной деревни Акпарса Нуженалы есть большой камень. Это ещё один из памятников, посвященных нашему герою. Предание гласит: в стародавние времена Акпарс поднял камень и, бросив его наземь, произнес: “Это моя земля!”

2 Ведущий:

А сейчас мы вам предлагаем посмотреть видеоролик об открытии памятника Акпарсу на Картуковском повороте. Просмотр видеоролика.

    Заключительная часть.

1 Ведущий:

Ребята, сегодня вы познакомились с отважным героем нашего марийского народа – Акпарсом. Узнали много интересного о его заслугах. И мы надеемся, что память об Акпарсе останется в ваших сердцах на долгие годы. На этом мы с вами прощаемся.

Бронзового Акпарса – одного из национальных героев мари – можно увидеть на правом берегу Волги, на живописном месте, окружённым полями, светлыми берёзовыми рощами и садами. Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.

Акпарс изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.

Туристам было бы интересно узнать, что это не просто герой легенд, а реальная историческая личность середины 16 в. Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге». На земле Акпарса в 1583 году был основан город Козмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьём за десять вёрст от города».

С именем Акпарса связаны поворотные моменты истории марийского народа. Во времена Золотой Орды и Ивана Грозного, горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, послали своих наиболее уважаемых предводителей в Москву просить Ивана IV принять их под свою руку. Посланы были князья: Акпарс, Аказ, Ковяж, Яныга. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. По одному из преданий, Акпарс, играя на гуслях, измерил шагами расстояние рва, необходимое для подрыва крепостной стены. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона.

Территория около памятника благоустроена, и сюда, уже по традиции съезжаются свадебные кортежи, чтобы почтить память предков и получить их благословение.

Здесь каждый может дотронуться до скрепленных в рукопожатии руками и загадать свое заветное желание. Оно обязательно исполниться!

Акпарс - сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат - самая яркая личность в плеяде марийских национальных героев. «С именем Акпарса марийский народ связывает поворотный момент своей истории», - писал полвека назад известный ученый К.А.Четкарев.

АКПАРС, имя собственное, от тат. ак «белый; седой; чистый (перен.); счастливый, светлый (перен.)» и др.- тюрк. барс «барс».

Имя Акпарса и его сподвижников - сотных князей Аказа, Кобяша, Яныгита, Токсубая и Токпая сохранились в письменных исторических источниках, представленных в актовых материалах, делопроизводственной, поземельной документации конца ХVI-ХVШ веков, а также в исторических преданиях об Акпарсе.

В преданиях «Акпарсова цикла», одинаково тракту­ются события о «посольствах» горных мари в Москву в 1546 году, об их челобитии с изъявлением готовности принять российское подданство, о вознагражде­ниях, полученных ими в Свияжске.

Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились предания о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение «черемисских ходатаев», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с орлом, царское седло, а лук с колчаном, наполненным стрелами. Об этом же повествует А.И. Свечин, побывавший в Марийском крае через два столетия после описываемых событий во время проведения в 1764-1765 годах ревизии корабельных лесов в Среднем Поволжье и соста­вивший географическое описание городов и селений.

По словам учителя-краеведа XIX века И. Я. Молярова, «серебряный ковшичек, данный Акпарсу, доныне хра­нится в Еласовской церкви: весом он около четверти фунта, внутри вызоло­чен». Что же касается других редкостных царских подарков (сабли, ружья, конского седла), а также старинных письменных грамот, хранившихся у одного из потомков Акпарса в д. Нуженалы, то они, по его словам, впо­следствии были утрачены.

В документах второй половины ХV1-ХVШ веков содержатся упоми­нания об административно-территориальных делениях, называемых «сот-

Нями», «пятидесятнями». Так, на территории расселения горных марийцев в Козьмодемьянской уезде были Акпарсова, Аказина, Кобяшева, Токсубаева сотни, Токпаева и Яныгитова пятидесятни.

Имя Акпарса, как национального героя, дальновидного политика и ди­пломата, сохранилось в народной памяти. О нем сложены легенды и преда­ния, записанные и опубликованные И.Я. Моляровым, Л. Износковым и не­известным автором, подписавшимся инициалами «Н.» и «Н. Г. В.». В руко­писном отделе МарНИИ хранится текст предания об Акпарсе, записанный сельским учителем В.Л.Лукьяновым в деревне Нуженалы со слов своего дедушки Григория Ивановича Лукьянова (Кого Криша).

Замечательным памятником народного музыкального искусства является так называемый «Марш Акпарса». Один из публикаторов предания об Акпарсе писал: «Музыка Акпарсовых напевов оригинальна, своеобразна и не лишена приятности. Мне не раз приходилось играть напевы Акпарса на скрипке перед русскими, и всегда они находят в них много хорошего. А русские мужики, рассказывал мне один знакомый слепой скрипач-черемисин, очень любят «Марш Акпарса» (так они называют) и заставляют повторять его несколько раз». Нотная запись «Марша Акпарса» сделана известной исполнительницей на марийских гуслях А.Р. Сидушкиной.

Образ Акпарса получил художественное воплощение в произведениях писателей А.Крупнякова, К.Васина, В.Петухова, Л.Яндакова, драматургов С.Николаева, Н.Арбана, поэтов Г.Матюковского, К.Беляева, М.Казакова, Н.Ильякова, художников Б. Пушкова, И.Михайлина, Б.Аржекаева, Б.Али­мова, композитора А.Луппова.

Имя Акпарса марийский народ пронес через века. «Восславим землю Акпарса» - эти слова по праву стали девизом Горномарийского района.

Любят и помнят благодарные потомки своего героя. Памятник поставили своему сотному князю. Поставили там, где начиналась его земля. Это сейчас на Картуковском повороте, на перекрестке дорог. Авторы - марийские скульпторы Анатолий Ширнин и Сергей Яндубаев.