Древние боги египта - осирис. Осирис - бог древнеегипетской мифологии Как выглядит осирис

15.01.2017

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду. Согласно «Текстам пирамид» - надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов. В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов. Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов. Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин - ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир. В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком. Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу. Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса. Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором. Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира. На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна - Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти. Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности.

Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества. Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон. Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис. Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу. Противовесом служила Правда - перо богини правосудия Маат.

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира. В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений. Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.


Имя Осириса (Усира) пришло к нам из глубокой древности, мы знаем его на протяжении почти пяти тысячелетий, а, возможно и дольше. Осирис был одним из самых почитаемых богов древнеегипетского пантеона, да и эллины относились к нему с уважением, ассоциируя с Дионисом. Алхимики в средневековье использовали его имя в своих поисках философского камня, а аристократы-авантюристы XVIII в., такие, как Сен-Жермен и Калиостро, под его божественным покровительством пытались достичь бессмертия. За что ему такое уважение? Если посмотреть повнимательнее, то даже в экстравагантной компании древних божеств Осирис выглядит весьма своеобразно. История его жизни, смерти, воскрешения и посмертного существования остается одним из самых любопытных мифов древности. К сожалению, в этой самой древности миф об Осирисе в сравнительно полном виде был воспроизведен только Плутархом уже в начале н.э. в трактате "Об Исиде и Осирисе". В нем элементы древнеегипетских мифов были перемешаны с эпизодами древнегреческих, имена многих египетских богов заменены на имена соответствующих им греческих. Даже древнее имя Усир, принадлежащее главному герою, было преобразовано в греческое Осирис. Как мы знаем, в дальнейшем прижилось именно оно. Так что же пишет Плутарх?

В первой части его труда говорится о том, что когда Гелиос узнал о тайном бракосочетании Реи с Кроном, он ее проклял. Проклятие заключалось в том, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но Гермес, влюбленный в Рею, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семидесятую часть каждого из ее циклов, сложил их вместе и получил пять дней, а потом приставил их к тремстам шестидесяти. Египтяне до сих пор называют их "вставленными" и "днями рождения богов".

Чтобы разобраться, кто есть кто, нужно учесть, что под Гелиосом Плутарх подразумевает бога солнца Ра - главного древнеегипетского бога. Под греческой Реей скрывается египетская богиня неба Нут, а под именем Крона, бога земли, следует подразумевать Себа. Прообразом Гермеса в египетской мифологии является бог по имени Тот. В дальнейшее мы будем называть их всех согласно египетским канонам.


Но греческие мифы, как известно, нечто большее, чем просто миф. В данном, например, явно прослеживается космологическая подоплека: описывается известный астрономический факт - определенное несоответствие между лунным и солнечным годом. Те пять дней, которые Тот выигрывает в шашки у Луны, и составляют этот "астрономический зазор". Подобное отхождение от закономерностей, исходящих от высшего божества Ра, такое вопиющее нарушение его воли - с точки зрения древних египтян - могло быть вызвано только событием чрезвычайной важности и, несомненно, относящимся к области священного.

Далее Плутарх рассказывает, что в первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий голос изрек: на свет является Владыка Всего Сущего. На второй день родился Аруэрис, которого греки называют Аполлоном, а некоторые - старшим Гором. На третий день родился Тифон, но не вовремя и неправильно: он выскочил из бока матери, пробив его ударом. Тифон - это Сет, древнеегипетский бог пустыни. На четвертый день во влаге родилась Исида, на пятый - Нефтида, которую называют Афродитой. Миф гласит, что Осирис и Аруэрис произошли от Ра, Исида - от Тота, а Сет и Нефтида - от Себа.

То, что при рождении Осирис провозглашается Владыкой Всего Сущего, является очень важным: его божественное право на господство было предопределено свыше. Недаром в первой своей ипостаси он выступает в качестве Верховного Правителя, своеобразного Царя Царей, ведь отцом его, согласно мифу, был сам Ра. Его брат Сет, который будет играть в дальнейшем повествовании очень важную роль, с самого своего рождения воплощает в себе деструктивный элемент, что, в общем-то, для пустыни и неудивительно. На свет Сет появляется насильственно и противоестественно. Это противопоставление благословенной судьбы Осириса и негодной судьбы Сета с самого начала задают определенную метафорическую дуальность, которая в дальнейшем будет только развиваться.


Впоследствии Нефтида стала женою Сета, а Исида и Осирис, полюбив друг друга, соединились во мраке чрева еще до рождения. Отсюда неизбежный вывод: инцест в древнеегипетской мифологии - вещь вполне нормальная. Более того, брак братьев и сестер явно находится под божественным покровительством. Эта "норма" привела впоследствии к вырождению фараонов - из-за многочисленных кровосмесительных браков.

Воцарившись, Осирис моментально отвратил египтян от бедного и звероподобного образа жизни, дал им плоды земли и научил чтить богов. Потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и музыкой.


И хоть судьба Владыки Мира была уготована Осирису с рождения, он выступает не только в виде могущественного правителя, но и в качестве монарха-просветителя. И эту функцию Осириса стоит выделить как ключевую. Цивилизация Древнего Египта, по мнению большинства историков, не состоялась бы без их успехов в сельском хозяйстве, в частности - в выращивании злаков. Поэтому неудивительно, что Осирис, бог, выведший человечество из первобытного состояния, был для египтян богом зерна. (Сразу же вспоминается русская поговорка "Хлеб - всему голова") Вот что пишет об этом известный антрополог Джеймс Фрезер в труде "Золотая ветвь": "Осирис - бог зерна. Рассмотрения этого мифа и ритуала, связанного с Осирисом, думается, достаточно для того, чтобы доказать, что в одной из своих ипостасей этот бог был персонификацией хлеба, который, образно говоря, ежегодно умирает и возрождается вновь. С этим толкованием хорошо согласуются детали мифа об Осирисе. В нем говорится, что Осирис был отпрыском Неба и Земли. Какой еще родословной можно пожелать богу, вырастающему из земли и оплодотворяемому небесной влагой? Правда, непосредственно египетская земля была обязана своим плодородием не ливням, а разливам Нила, но ее обитатели, должно быть, знали - или по крайней мере догадывались, что великую реку питают дожди, выпадающие в глубине страны. Самое прямое отношение имеет к богу хлеба и предание об Осирисе, научившем людей земледелию". Плутарх в своем трактате недвусмысленно ассоциирует Осириса с греческим богом плодородия - Дионисом. В одном месте он даже прямо говорит: "А то, что Осирис и Дионис - одно, кто знает лучше, чем ты, Клея? Так и должно быть: ведь это ты предводительствуешь в Дельфах вдохновенными жрицами, предназначенная отцом и матерью для таинств Осириса".

Однако, несмотря на многочисленные доказательства идентичности этих двух богов, характер их культов сильно разнится. Достаточно лишь вспомнить сочинение Еврипида "Вакханки" и сравнить дикие обряды поклонниц Диониса с просветительской деятельностью Осириса. В первой части мифа об Осирисе раскрывается как раз "солнечная", разумная сторона его религии, он предстает как высшее существо, наделенное божественной властью и, при этом, всеблагое, принесшее людям цивилизацию. Здесь очень важен символический аспект: Осирис воплощает в себе вообще всякую производящую силу; как выразились бы психоаналитики - либидо как таковое. В интерпретации Плутарха он репрезентирует божественный Логос - творческое Слово. Недаром к нему относится и древнеегипетский фаллический культ как культ плодородия, культ активной, производящей энергии.


Во второй части плутарховского труда говорится о гибели Осириса. Сет по возвращении Осириса из странствий стал готовить ему западню, втянув в заговор аж семьдесят два человека и имея "подельницей" эфиопскую царицу Асо. Он, тайно измерив тело Осириса, соорудил саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. Пока это зрелище вызывало восторг и удивление, Сет как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кому он придется по размеру. После того как все по очереди попробовали и ни одному гостю он не пришелся впору, Осирис тоже туда забрался. Заговорщики тут же подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким. По мифу, это случилось в семнадцатый день месяца Афира, когда солнце пересекает созвездие Скорпиона, в двадцать восьмой год царствования Осириса.

Египетские источники утверждают, что умер замурованный Осирис не сразу, а только на четырнадцатый день. Это - еще одна отсылка на природные циклы: смерть Осириса древние египтяне связывали с ежемесячным убыванием луны, ведь именно четырнадцать дней проходит от полнолуния до новолуния. В этот срок луна как бы умирает - подобно Осирису. Правда, по этому поводу тут же возникает вопрос: как Осирис вообще мог умереть? Разве боги не бессмертны? Ведь даже в пушкинской "Сказке о царе Салтане" за время путешествия царственного семейства по "морю-окияну" в засмоленной бочке ребенок не умер, а успел вырасти, научиться ходить и говорить. И хоть рос он "не по дням, а по часам", прошло все-таки немало времени. Странно, что персонажи русской сказки в таких обстоятельствах выжили, а древнеегипетский бог - умер. Но тут, очевидно, имеет свой скрытый смысл способ, которым Осирис был умерщвлен. Морской горизонт имел в представлении некоторых народов мистическое значение и играл роль линии, разделяющей мир живых и мир мертвых. Отсюда и обычай хоронить умерших, отпуская их в лодке в открытое море. И исключительно важным элементом является тут саркофаг - при том, что в глаза бросается очевидная нелепость такого способа умерщвления Владыки Всего Сущего. Однако без саркофага обойтись никак не могли, так как он играл роль судна, переправившего Осириса в мир мертвых.

Далее у Плутарха говорится, как Исида узнала, что любящий ее Осирис по ошибке переспал с ее сестрой как с ней самой, и увидела доказательство этого в венке из лотоса, который он оставил у Нефтиды. Она стала искать дитя, ибо Нефтида, родив, тотчас спрятала его из страха перед мужем Сетом; ребенок был найден с большим трудом и с помощью собак, которые вели Исиду; она вскормила его, назвала Анубисом, и он стал ее защитником и спутником, стал сторожить богов, как собаки - людей.


Самое забавное, конечно, в этом отрывке - это фраза "любящий ее Осирис по ошибке..." То ли Плутарх пытался соблюсти приличия, то ли сознательно выгораживал Осириса - ну как можно по ошибке переспать? Впрочем, теперь становится понятно, почему мог невзлюбить Сет своего брата. За "ошибку". Интересно, что Исида отнеслась к этой измене с пониманием. Скорбь от гибели мужа была для нее явно сильней ревности. Да и вообще о ревности здесь нет ни слова. Оно и неудивительно: фараоны Древнего Египта нередко имели по нескольку жен, так что измена "любимой жене" не считалось делом зазорным.


Позже Исида узнала, что море пригнало саркофаг к берегу Библа, где прибой вынес его в заросли вереска. А вереск, быстренько выросший в огромный и прекрасный ствол, объял и укрыл его в себе. Царь Библа Малькандр удивился размерам растения и, срубив ствол, содержащий невидимый взору гроб, поставил его как подпорку для крыши. Это тоже не просто эпизод: его символическое значение - отсылка к еще одному аспекту культа Осириса. Помимо вышеуказанных "специализаций", Осирис считался в Древнем Египте еще и богом деревьев. Для Плутарха это было лишним доказательством полной идентичности Осириса и Диониса. Надо сказать, что различные культы поклонения деревьям существовали в разные времена и у разных народов. Одним из самых известных культов являются верования друидов. В некоторых племенах Океании, к примеру, существовала (а, возможно, существует и поныне) традиция хоронить своих усопших в дуплах деревьев, растущих в особом священном месте. Считалось, что дух усопшего поселяется в таком дереве, и продолжает жить, пока живо само дерево.


Исида, узнав от божественного духа молвы о том, что стало со стволом вереска, явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и ни с кем не говорила. Правда, она приветствовала служанок царицы Библа, ласкала их, заплетала им косы и посылала от себя на их тела удивительный аромат. Как только царица увидела у источника своих служанок, в ней возникло влечение к незнакомке, волосы и тело которой источали благовоние. Она взяла Исиду во дворец и сделала кормилицей своего сына. Предание гласит, что Исида выкармливала дитя, вкладывая ему в рот вместо груди палец, а ночью выжигала огнем смертную оболочку его тела; сама же, превращаясь в ласточку, с жалобным криком вилась вокруг подпорки крыши с саркофагом мужа - и так до тех пор, пока царица не подстерегла ее и не закричала при виде ребенка в огне, лишив его тем самым бессмертия. Тогда изобличенная Исида выпросила подпорку; она легко расщепила вереск, а потом, закутав его в полотно и умастив миррой, вручила царю и царице. И теперь еще жители Библа почитают дерево, положенное в святилище Исиды. И рассказывают, что она пала на гроб и возопила так, что младший сын царя тут же умер, а старшего она якобы забрала с собой и, поместив гроб на судно, отплыла.


Странноватая история, не правда ли? Она с трудом поддается толкованию, да и стилистически несколько выбивается из остального повествования. Например, совершенно непонятно поведение Исиды в качестве кормилицы. Впрочем, отгадку мы найдем, изучив гомеровский гимн Деметре, где почти слово в слово повторяется история со сжиганием смертной оболочки ребенка. У греческой Деметры и Исиды вообще можно отыскать много общего. Во-первых, обе они были богинями земледелия. Ведь Осирис, научив людей возделывать почву, в дальнейшем поручил заботы о соблюдении земледельческих циклов своей сестре и супруге. Обе они скорбят и находятся в поиске: Исида ищет Осириса, Деметра - свою дочь Персефону, похищенную Аидом. Деметра так же, скрыв свое истинное происхождение, становится кормилицей в чужой царской семье - у элевсинского царя Келея. Да и мать-царица в обоих случаях становится свидетелем пугающего зрелища и тем самым губит своего ребенка, не прошедшего до конца очистительного ритуала. Что касается святилища Исиды, то речь здесь, судя по всему, идет о храме Баалат-Гебал, действительно находившимся при жизни Плутарха в Библе. Надо сказать, что храм этот уже в ту пору был весьма древним: предположительное время его постройки - примерно 2800 г. до н.э. Упомянутое Плутархом дерево, скорее всего, действительно было священным артефактом этого храма. Так что мифология здесь вплотную смыкается с историей.


Что касается стилистики, то вторая часть легенды достаточно разительно отличается от первой части; отличается и по общей атмосфере. В первой идет речь о "вертикальных" процессах, преимущественно космологических: рассказывается, как рождаются и спускаются с небес боги, как люди получают в качестве божественного дара различные способности. Во второй же события развиваются, скорее, в горизонтальной плоскости. Боги в своих поступках больше похожи на людей: они обманывают, предают, погибают, страдают - и их божественная природа уже не столь очевидна. Любопытно и то, что в сюжет мифа привносится интрига, нехарактерная для архаических культов. Персонажи, вовлеченные в драматическую реальность, обнаруживают интересные характерные черты. Исида, к примеру, предстает в качестве мага. Если Сет добивается своего силой и хитростью, то Исида пользуется для достижения своих целей скрытыми силами природы, власть над которыми дана ей при рождении.


В третьей, наиболее любопытной части, описывается воскрешение Осириса и последующее воцарение его в Царстве Мертвых. По Плутарху, Исида потом ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги. Сет, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и разбросал их. Исида об этом узнала и отправилась на поиски, переплывая болота на папирусной лодке. Впоследствии родилось мнение, что крокодилы якобы не трогают плавающих на папирусных лодках, испытывая или страх, или почтение перед богиней. И якобы потому же в Египте насчитывают так много гробниц Осириса - ведь Исида, отыскивая, хоронила каждую его часть. Некоторые, правда, отрицают это и говорят, что она изготовила статуи и пожаловала их каждому городу вместо тела Осириса для того, чтобы Сет, если бы он победил Гора и стал отыскивать истинную гробницу, элементарно запутался и ничего не нашел. Любопытно, что из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фаллос, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры. Теперь египтяне гнушаются этими рыбами. Исида же вместо фаллоса сделала его изображение и освятила; в честь него египтяне и сейчас устраивают празднества.


В этой части один из самых важных элементов - это расчленение тела Осириса на четырнадцать частей. Во-первых, этим объясняется, почему по всему Древнему Египту разбросаны святилища, жрецы которых утверждали, что именно в их святилище захоронен прах Осириса. Главное же располагалось в Мемфисе, где согласно преданиям была захоронена голова. У Фрезера дается интересная символическая интерпретация этого фрагмента: Осирис ассоциируется с зернами, которые предаются земле для последующего "воскрешения" в новых колосьях. Так что разделение Осириса на части - это разделение на части не тела, а колоса - для его последующего возрождения. Эту версию подтверждают некоторые элементы культа Осириса, в которых зерна пшеницы действительно представляют его репродуктивную энергию. Можно провести параллель и с христианством, ведь огромное символическое значение хлеба в Священном писании общеизвестно. Хлеб играет немаловажную роль и в церковных таинствах. Так, в божественной литургии, одного из ключевых обрядов и православия, и католичества, он символизирует тело Христово. Надо отметить, что этот момент весьма неоднозначно воспринимался на заре христианства его противниками. Например, многие считали (и считают до сих пор) христиан сумасшедшими за то, что те "поедают тело собственного бога". Дошло до того, что христиан обвинили в людоедстве. Однако невежественные римляне не знали, что хлеб в данном таинстве был символом воскресения Христова, и, поедая хлеб, христиане причащались вечной жизни.


Жаль, что у Плутарха о воскресении Осириса говорится мало и вскользь. Зато в египетских источниках оно имеет центральное значение. Надо сказать, что пересказ греческого ученого несколько отличается от египетских первоисточников. Известный египтолог Уолисс Бадж в книге "Египетская магия" приводит перевод оригинального древнеегипетского текста, посвященного богу Тоту: "Найдя мертвое тело своего мужа, Исида птицей воспарила над ним, и удары крыльев ее рождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Своими "словами власти" она воскресила мертвое тело. От их объятий во время этой встречи родился Гор. Исида растила и воспитывала его в тайном убежище в тростниковых топях". Выходит - по этим текстам - что Гор был зачат уже после воскрешения Осириса, а само воскрешение явилось результатом магических манипуляций Исиды, получившей поддержку от бога неба - Тота.


Еще один вариант имеется в упомянутой "Золотой ветви" Фрезера. Там, когда тело Осириса было найдено, Исида с Нефтидой устроили поминальный плач. Причитания сестер даром не пропали: Ра сжалился над их горем и послал с небес бога Анубиса с головой шакала, и с помощью Исиды, Нефтиды, Тота и Гора он сложил из кусков мертвое тело, спеленал его полотном и совершил над ним все обряды, которые египтяне совершали над телами покойников. После этого Исида подняла остывшую пыль взмахом своих крыльев, Осирис ожил и стал править в царстве мертвых, восседая в великом зале Двух Истин в обществе сорока двух советников и верша суд над душами умерших. Те торжественно исповедовались перед ним, и, после того как сердца их были взвешены на весах справедливости, получали вечную жизнь в награду за добродетель или надлежащую кару за грехи.


Данный вариант содержит отсылку к обряду мумификации - одной из наиболее своеобразных особенностей древнеегипетской культуры: каждый древнеегипетский покойник, захороненный согласно обряду, ассоциировался с Осирисом. Воцарение Осириса в Подземном Мире, его титул Владыки Умерших, Хозяина Вечности является продолжением его прошлого, когда он был Владыкой Всего Сущего. Воскреснув, Осирис становится символом бессмертия, залогом вечной жизни.

Развязку легенды Плутарх изложил, можно сказать, "близко к тексту": в ней за Осирисом закрепляется победа в схватке добра со злом.


Далее Осирис, явившись Гору из царства мертвых, тренировал его для боя, а затем спросил, что тот считает самым прекрасным на свете. Гор ответил: отомстить за отца и мать, которым причинили зло. Впоследствии многие переходили на сторону Гора, явилась к нему и наложница Сета Туэрис. Ее преследовала змея, но друзья Гора змею убили. В память об этом событии до сих пор бросают веревку и перерубают ее посередине.


Гор победил в сражении, которое длилось много дней. Исида же получила скованного Сета, но не казнила его, а развязала и отпустила. Гор разозлился и сорвал с ее головы царский венец, но Тот увенчал ее рогатым шлемом. Затем Сет предъявил Гору обвинение незаконнорожденности, но при защите Тота Гор был признан богами законным сыном, а Сет потерпел поражение еще в двух битвах.

Борьба с Сетом имеет в легенде метафизический характер. Противостояние между созидателем Осирисом и разрушителем Сетом напоминает космическую войну между Ахурой Маздой и Ангрой Маинью в древнеперсидской мифологии. Зороастризм, возникший в Азербайджане и Персии, породил манихейство, также рассматривающее в качестве центральной темы мировой драмы борьбу доброго и злого начал, равных по своему могуществу. Сложно сказать, что это - результат культурного заимствования или воплощение одного архетипа на разных культурных почвах. В любом случае многие черты, которые были в дальнейшем успешно развиты в христианстве, имелись и в этих древних культах. Вообще внешнюю схожесть культа Осириса и христианства подчеркивали многие исследователи. Наиболее яркая параллель проходит между образами Христа и Осириса: оба - сыновья верховного бога, оба - помазанники божьи на великое царство, оба воплощали в себе как природу бога, так и природу человека, оба принесли людям божественный дар, воплощенный в слове, оба безвинно погибли и оба воскресли, показав людям дорогу к вечной жизни. Существуют параллели и между их земной жизнью, например, раздача Иисусом хлебов во время нагорной проповеди и обучение Осирисом людей хлебопашеству. Из этого не следует напрямую, что образ Христа был заимствованием из древнеегипетской религии, но известно, что ни одна религия не зарождалась на пустом месте - она вбирала в себя черты предыдущей. В любом случае в древности Осирис вдохновлял своих адептов не меньше чем Христос - христиан. Многие века египтяне верили в вечную жизнь, гарантом которой являлся Осирис. В эллинский период существовала даже живая эманация Осириса - священный бык Апис. Согласно преданию, в это животное, имеющее ряд особых признаков, переселялась душа Осириса.


Нынче вера в Осириса, как и вся древнеегипетская цивилизация, погребена под толщей песков. Однако легенда об этом древнем боге живет до сих пор. И кто знает, может быть, когда-нибудь семена его божественного Слова взойдут, представив миру новое воплощение Осириса.

Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и .

Главные боги Древнего Египта

Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.

Египетский бог Амон Ра

В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.

И Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.


Египетский бог Осирис

В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.

Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.


Египетский бог Анубис

Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.

  1. Защищал могилы, поэтому люди часто высекали молитвы Анубису на гробницах.
  2. Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. На многих изображениях процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.
  3. Проводник умерших душ в загробную жизнь. В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.

Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.


Египетский бог Сет

Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.


Египетский бог Гор

У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.

Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.


Египетский бог Геб

До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.


Египетский бог Тот

Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.

Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.


Египетский бог Атон

Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.


Египетский бог Птах

Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.

Птах является покровителем города Мемфиса, где существовал миф, что он создал все на земле силой мысли и словом, поэтому его считали творцом. Имел он связь с землей, местом погребения мертвых и источников плодородия. Еще одно предназначение Птаха – египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а еще покровителем ремесленников.


Египетский бог Апис

У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.

Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам. Между рогами расположен солнечный диск бога Ра. Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено в Поздний период.


Пантеон египетских богов

С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.


Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба , хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут . Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды . Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон ». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства , вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии . Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Мифы об Осирисе

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства , в надписях одной гробницы VI династии , содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов , её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом . На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа , в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I , по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.