Как правильно описать животное. Описание лисы: внешний вид, питание, повадки. Арктические животные России

1. Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

Нарушения звука ш и их исправления

I. Правильная артикуляция звука ш

Межзубный .

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

Передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

Средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

Задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

Боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

Боковой открытый прикус;

Слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

Укрепления боковых краев языка;

Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

Отрабатываются звуки т и с .

Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука .

Дифференциация звуков

Носовой.

Зубы: разомкнуты.

Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

Средняя часть спинки языка оттянута назад;

Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

Боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

Отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука . Ребенку предлагается:

При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука

Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной .

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

Подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

Длительной, направленной воздушной струи;

Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

Отрабатывается звук с.

Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

Передняя часть спинки языка напряженна;

Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка приподнята;

Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

(Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы.

Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

Каков основной способ постановки звука ш?

Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?

Сочинение

Мое любимое животное — кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась — у меня дома появился сиамский кот Кузя. У Кузи светло-коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост; гибкое удлиненное тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза. Цвет глаз меняется, когда он злится или угрожает, зрачки становятся то красные, то зеленые. Уши у кота всегда настороже; они улавливают малейший шорох.

Кузя — животное капризное. Если у него хорошее настроение, он играет, позволяет себя гладить, разрешает другому животному есть из своей миски, но если у него плохое настроение, он предупреждает об этом своеобразным мяуканьем, тогда его лучше не трогать. Кузя серьезный, бойцовый кот. Когда мы были в деревне, он дрался со всеми котами. Первым в драку он не вступает. Вначале он как бы предупреждает: воет противным голосом. Почти на сто восемьдесят градусов поворачивает шею; шерсть у него встает дыбом, а хвост «превращается» в распушенную щетинистую щетку. Жалости к сопернику у него нет. Он бьется до тех пор, пока противник не обратится в бегство. Кузя — очень умный кот. Он научился лапами открывать холодильник; дверцы шкафов; если входная дверь не закрыта на замок, он будет висеть на ручке до тех пор, пока дверь не откроется. Кузя любит смотреть телевизор, охотиться на ящериц, лягушек, птиц. И все же он очень добрый кот и любит своих хозяев. Мне очень нравится наш кот.

В этом посте будут страшные, противные, милые, добрые, красивые, непонятные зверики.
Плюс короткий комментарий о каждом. Все они существуют на самом деле
Смотрите и удивляйтесь


ЩЕЛЕЗУБ - млекопитающее из отряда насекомоядных, разделяющийся на два основных вида: кубинский щелезуб и гаитянский. Сравнительно крупный, относительно других типов насекомоядных, зверь: его длина составляет 32 сантиметра, а хвоста, в среднем, 25 см, масса животного – около 1 килограмма, телосложение плотное.


ГРИВИСТЫЙ ВОЛК . Обитает в Южной Америке. Длинные ноги волка – результат эволюции в вопросах приспособления к месту обитания, они помогают животному преодолевать препятствия в виде высокой травы, растущей на равнинах.


АФРИКАНСКАЯ ЦИВЕТА - единственный представитель одноименного рода. Обитают эти звери в Африке на открытых пространствах с высоким травостоем от Сенегала до Сомали, юга Намибии и в восточных районах Южной Африки. Размеры зверя визуально достаточно сильно могут увеличиваться, когда при возбуждении цивета поднимает шерсть. А мех у нее густой и длинный, особенно на спине ближе к хвосту. Лапы, морда и окончание хвоста абсолютно черные, большая часть тела пятнистополосатая.


ВЫХУХОЛЬ . Животное достаточно известное, благодаря своему звучному названию. Просто фотография хорошая.


ПРОЕХИДНА . Это чудо природы обычно весит до 10 кг, хотя отмечались и более крупногабаритные особи. Кстати, в длину тело проехидны достигает 77 см, и это не считая их милого пяти-семи сантиметрового хвостика. Любое описание этого животного строится на сравнении с ехидной: лапки проехидны выше, когти мощнее. Еще одна особенность внешнего вида проехидны – это шпоры на задних лапах самцов и пятипалость задних конечностей и трехпалость передних.


КАПИБАРА . Полуводное млекопитающее, самый крупный из современных грызунов. Является единственным представителем семейства водосвинковых (Hydrochoeridae). Имеется карликовая разновидность Hydrochoerus isthmius, иногда она рассматривается в качестве отдельно вида (малая водосвинка).


МОРСКОЙ ОГУРЕЦ. ГОЛОТУРИЯ . Морские кубышки, морские огурцы (Holothuroidea), класс беспозвоночных животных типа иглокожих. Виды, употребляемые в пищу, носят общее название «трепанг».


ПАНГОЛИН . Этот пост просто не мог без него обойтись.


АДСКИЙ ВАМПИР . Моллюск. Несмотря на его очевидную схожесть с осьминогом и кальмаром, этого моллюска ученые выделили в отдельный отряд Vampyromorphida (лат.), потому как только ему присущи втягивающиеся чувствительные бичевидные филаменты.


ТРУБКОЗУБ . В Африке этих млекопитающих называют аардварк, что в переводе на русский язык означает «земляная свинья». На самом деле трубкозуб по внешнему виду очень сильно напоминает свинью, только с удлиненной мордой. Уши этого удивительного животного по своему строению очень сильно похожи на заячьи. Так же еще имеется и мускулистый хвост, который сильно похож на хвост такого животного как кенгуру.

ЯПОНСКАЯ ИСПОЛИНСКАЯ САЛАМАНДРА . На сегодняшний день – это самое крупное земноводное, которое может достигать 160 см в длину, веса до 180 кг и жить может до 150 лет, хотя официально зарегистрированный максимальный возраст гигантской саламандры составляет 55 лет.


БОРОДАТАЯ СВИНЬЯ . В разных источниках вид Бородатая свинья подразделяется на два или три подвида. Это – кудрявая бородатая свинья (Sus barbatus oi), которая живет на Малаккском полуострове и острове Суматра, борнейская бородатая свинья (Sus barbatus barbatus) и палаванская бородатая свинья, которые живут, судя по названию, на острове Борнео и Палаван, а также на Яве, Калимантане и мелких островах Индонезийского архипелага в Юго-Восточной Азии.




СУМАТРАНСКИЕ НОСОРОГИ . Относятся к непарнокопытным животным семейства носороговых. Данный вид носорогов является наиболее мелким из всего семейства. Длина тела взрослой особи суматранского носорога может достигать 200 – 280 см, а высота в холке может колебаться от 100 до 150 см. такие носороги могут весить до 1000 кг.


СУЛАВЕССКИЙ МЕДВЕЖИЙ КУСКУС . Древесное сумчатое животное, живущее в верхнем ярусе равнинных тропических лесов. Шерсть медвежьего кускуса состоит из мягкого подшёрстка и грубых остевых волос. Окрас колеблется от серого до коричневого, с более светлоокрашенным животом и конечностями и варьирует в зависимости от географического подвида и возраста животного. Хватательный, не покрытый шерстью хвост составляет примерно половину длины животного и выполняет функцию пятой конечности, что облегчает продвижение в густом тропическом лесу. Медвежий кускус является наиболее примитивным среди всех кускусов, который сохраняет примитивный рост зубов и особенности строения черепа.


ГАЛАГО . Его большой пушистый хвост явно сравним с беличьим. А очаровательная мордашка и грациозные движения, гибкость и вкрадчивость, ярко отражают его кошачью черту. Удивительная прыгучесть, подвижность, сила и невероятная ловкость этого зверька явно показывают его натуру забавной кошки и неуловимой белки. Разумеется, было бы где использовать свои таланты, ведь тесная клетка для этого очень плохо подходит. Но, если дать этому зверьку немножко свободы и иногда разрешать ему прогулки по квартире, то все его причуды и таланты станут явью. Многие даже сравнивают его с кенгуру.


ВОМБАТ . Без фотографии вомбата вообще нельзя разговаривать о странных и редких животных.


АМАЗОНСКИЙ ДЕЛЬФИН . Является самым крупным речным дельфином. Inia geoffrensis, как называют его ученые, достигает 2,5 метров в длину и массы 2 центнера. Светло-серые молодые особи с возрастом светлеют. Тело у амазонского дельфина полное, с тонким хвостом и узкой мордой. Круглый лоб, немного загнутый клюв и маленькие глаза – особенности этого вида дельфинов. Встречается амазонский дельфин в реках и озерах Латинской Америки.


РЫБА-ЛУНА или МОЛА-МОЛА . Эта рыба может иметь длину более трех метров, а весить около полутора тонн. Самый большой экземпляр рыбы-луны был пойман в Нью-Гемпшире, США. Его длина составляла пять с половиной метров, данные по весу отсутствуют. По форме тело рыбы напоминает диск, именно эта особенность послужила поводом для латинского названия. У рыбы-луны кожа имеет большую толщину. Она эластичная, а ее поверхность покрыта маленькими костными выступами. Личинки рыбы этого вида и молодые особи плавают обычным способом. Взрослые крупные рыбы плавают на боку, тихо двигая плавниками. Они словно лежат на поверхности воды, где их очень легко заметить и поймать. Однако, многие специалисты считают, что плавают таким образом только больные рыбы. Как аргумент, они приводят тот факт, что желудок у пойманных на поверхности рыб обычно пустой.


ТАСМАНСКИЙ ДЬЯВОЛ . Являясь самым крупным из современных хищных сумчатых, это животное чёрного окраса с белыми пятнами на груди и крестце, с огромной пастью и острыми зубами имеет плотное телосложение и суровый нрав, за что, собственно, и было названо дьяволом. Издавая по ночам зловещие крики, массивный и неуклюжий тасманский дьявол внешне напоминает маленького медведя: передние лапки чуть длиннее задних, большая голова, мордочка притуплена.


ЛОРИ . Характерная особенность лори – большого размера глаза, которые могут окаймляться темными кругами, между глаз имеется белая разделительная полоска. Мордочку лори можно сравнить с маской клоуна. Это, скорее всего, объясняет название животного: Loeris в переводе означает «клоун».


ГАВИАЛ . Разумеется, один из представителей отряда крокодилов. С возрастом морда гавиала становится еще уже и длиннее. В связи с тем, что гавиал питается рыбой, зубы у него длинные и острые, расположенные с небольшим наклоном для удобства принятия пищи.


ОКАПИ. ЛЕСНОЙ ЖИРАФ . Путешествуя по Центральной Африке, журналист и исследователь Африки Генри Мортон Стенли (1841-1904) не раз сталкивался с местными аборигенами. Встретив однажды экспедицию, оснащенную лошадьми, аборигены Конго рассказали знаменитому путешественнику, что у них в джунглях водятся дикие звери, очень похожие на его лошадей. Много повидавший англичанин был несколько озадачен этим фактом. После некоторых переговоров в 1900 году англичане, наконец, смогли приобрести части шкуры загадочного зверя у местного населения и отослать их в Королевское зоологическое общество в Лондоне, где неизвестному животному дали имя «Лошадь Джонстона» (Equus johnstoni), то есть определили его к семейству лошадиных. Но каково же было их удивление, когда годом позже удалось заполучить целую шкуру и два черепа неизвестного зверя, и обнаружить, что Оно больше похоже на карликового жирафа времен ледникового периода. Только лишь в 1909 году удалось поймать живой экземпляр Окапи.

ВАЛАБИ. ДРЕВЕСНЫЕ КЕНГУРУ . К роду Древесных кенгуру – валлаби (Dendrolagus) относят 6 видов. Из них в Новой Гвинее обитают D. Inustus или медвежий валлаби, D. Matschiei или валлаби Матчиша, имеющий подвид D. Goodfellowi (валлаби Гудфеллоу), D. Dorianus – валлаби Дориа. В Австралийском Квинсленде водятся D. Lumholtzi – валлаби Лумгольца (бунгари), D. Bennettianus – валлаби Беннета, или тхарибина. Первоначальным местом их обитания была Новая Гвинея, но теперь валлаби водятся и в Австралии. Древесные кенгуру живут в тропических лесах горных районов, на высоте от 450 до 3000м. над уровнем моря. Размер тела животного 52-81 см, хвост длиной от 42 до 93 см. Валлаби весят, в зависимости от вида, от 7,7 до 10 кг самцы и от 6,7 до 8,9 кг. самки.


РОСОМАХА . Двигается быстро и ловко. У животного удлиненная морда, голова крупная, с округлыми ушами. Челюсти мощные, зубы острые. Росомаха – «большеногий» зверь, ступни непропорциональны относительно тела, однако их размеры позволяют свободно перемещаться по глубокому снежному покрову. На каждой лапе огромные и изогнутые когти. Росомаха прекрасно лазает по деревьям, имеет острое зрение. Голос похож на лисий.


ФОССА . На острове Мадагаскар сохранились такие животные, которых нет не только в самой Африке, но и во всем остальном мире. Одним из редчайших животных является Фосса – единственный представитель рода Cryptoprocta и самое крупное хищное млекопитающее, обитающее на острове Мадагаскар. Внешний вид фоссы немного необычен: это нечто среднее между виверрой и небольшой пумой. Иногда фоссу называют и мадагаскарским львом, так как предки этого животного были намного крупнее и достигали размеров льва. Фосса имеет приземистое, массивное и немного удлиненное туловище, длина которого может доходить до 80 см (в среднем она составляет 65-70 см). Лапы у фоссы длинные, но достаточно толстые, причем задние лапы выше передних. Хвост часто бывает равным длине тела и доходит до 65 см.


МАНУЛ одобряет этот пост и присутствует здесь только потому, что должен присутствовать. Его-то уж все знают.


ФЕНЕК. СТЕПНАЯ ЛИСИЦА . Поддакивает манулу и присутствует здесь постольку-поскольку. Ведь его все видели.


ГОЛЫЙ ЗЕМЛЕКОП ставит манулу и фенеку плюсики в карму и предлагает им уже организовать клуб самых боянистых животных в рунете.


ПАЛЬМОВЫЙ ВОР . Представитель десятиногих ракообразных. Местом обитания которого является западная часть Тихого океана и тропические острова Индийского океана. Это животное из семейства сухопутных раков достаточно крупное для своего вида. Тело взрослой особи достигает размера до 32 см и веса до 3- 4 кг. Долгое время ошибочно считалось, что своими клешнями он даже может раскалывать кокосовые орехи, которые после поедает. На сегодняшний день ученые доказали, что питаться рак может лишь уже расколотыми кокосами. Они, являясь его основным источником питания, и дали название пальмовый вор. Хотя он не прочь полакомится и другими видами пищи – плодами растений Pandanus, органическими веществами из грунта и даже себе подобными.

Россия занимает одну шестую часть суши. Поэтому число позвоночных животных, населяющих Россию, огромно и превышают 1500 видов. Среди них:

  • более 700 видов птиц;
  • более 300 видов млекопитающих;
  • более 85 рептилий;
  • более 35 видов амфибий;
  • более 350 видов представителей пресноводных рыб.

Млекопитающие России

Медведь

Медведь – крупный зверь, его считают одним из символов России.

Медведь.

Бурый медведь - это обитатель лесов лесное животное. Очень часто этого зверя можно встретить на Камчатке. Бурый медведь - достаточно крупное животное, максимальный зафиксированный вес самца медведя, пойманного на Камчатке, составлял более 600 кг.

Медведица с медвежатами.

Бурый медведь может питаться как растительной пищей, так и охотится на других животных. Больше половины в его рациона составляет растительная пища: различные ягоды, орехи, корни и так далее. Так как медведь неуклюж и не может быстро бегать, то ему редко удаётся поймать оленя или косулю. Но такой великан может питаться насекомыми и их личинками, ловить рыбу, ящериц

Зимой медведи впадают в спячку до весны. Для этого они оборудуют берлоги в ямах или пещерах.

Волк

Волк – красивый хищник, похожий видом и размерами на немецкую овчарку . Волки - стайные хищники, своей преданностью стае они могут дать пример людям.

Волк.

Основная добыча волка – крупные копытные. Стая волков загоняет слабого оленя, сильная стая может даже напасть на лося весом примерно полтонны. Первым к трапезе приступает вожак, только после него едят остальные.


Лиса

Лиса – имеет славу очень хитрого зверя.

Лиса.

Лисы – небольшие животные. Взрослая лиса весит не более 10 килограмм. Они питаются мелкими грызунами, поэтому их часто можно встретить около человеческих поселений, где грызунов больше.

Но не только грызуны составляют её рацион, она может охотится на мелких птиц, попробовать поймать зайца, но это ей сделать трудно, так как зайцы быстрее лис. В охоте лиса часто использует хитрость, например она может притвориться спящей около стаи куропаток, а когда птицы потеряют бдительность – неожиданно напасть.

Лиса – это очень любопытное создание. Ей интересно всё новое и необычное, и это часто становится причиной проблем. Например, лисица может попасть в капкан охотников.

Кабан

Кабан – это дикие свиньи. Кабаны – достаточно крупные животные, вес взрослого кабана может достигать 250 килограмм. При такой массе они могут бегать со скоростью до 40 км/час.

Кабан.

Питаются кабаны всем, что найдут в земле. Это могут быть разные корни, черви и личинки насекомых, опавшие фрукты, жёлуди, каштаны и так далее. Кабан может съесть ящерицу или жабу, если поймает её.

Поросята дикого кабана.

Если кабан чувствует угрозу, то он становится очень опасным. Его клыки могут достигать 20 сантиметров в длину, он не раздумывая использует их.

В поисках пищи кабан выполняет функцию землепашца, он рыхлит землю и семена растений попадают глубже, при этом их шанс прорости повышается.

Лось

Лось – крупное травоядное. Славу это животное получило благодаря своим лопатообразным рогам, они похожи на соху – орудие земледельцев. Поэтому с древности лось имеет прозвище – сохатый.

Лось.
Лось с большими рогами.

Рога есть только у самцов лося, у самок они отсутствуют. Ежегодно до декабря месяца лоси сбрасывают рога, потом эти рога можно найти в лесу.

Лоси обитают в северных широтах России, так как эти животные не любят жару.

Заяц

Заяц – небольшое травоядное животное, которое принято считать трусливым. Но это в корне неверно, попав в лапы хищника заяц отбивается сильными задними лапами. На этих лапах, к тому же, у него крупные когти, которыми он может нанести серьёзные увечья нападающему, или даже убить его.

Заяц.

Но схватки с хищниками зайцы избегают, и способ для этого у них только один – быстро убежать. Они способны развивать скорость до 75 км/час, если их жизни угрожает опасность. Кто только не пытается охотится на зайцев! Лисица представляет опасность для молодых зайцев, за взрослыми ей не угнаться. Волки часто добывают более взрослых зайцев. Нападать на зайцев могут рыси и крупные орлы, горностаи, росомахи и куницы.

Зайчиха с зайчонком.

Росомаха – хищное животное северных лесов России. Росомаха – это родственница куниц, хотя внешне она напоминает медведя.


Вес росомахи может достигать 30 килограмм. Самки немного меньше самцов, на этом их внешние отличия заканчиваются.

Считается, что основа рациона росомахи состоит из падали, которую она подбирает за медведями и волками. Кроме этого росомаха охотится на всё, что может поймать. Большая удача для росомахи – поймать раненного и ослабленного оленя небольших размеров.

Бобр – относится к семейству грызунов. Он является самым крупным грызуном на территории России и Европы. В мире есть только один представитель грызунов крупнее бобра – это южноамериканская капибара . Вес бобра может достигать 30 килограмм.


Часто бобра называют «бобёр», но данное название не точное, так как в словаре словарю Ожегова С.И., этим словом называют меха грызуна.

Бобр ведёт полуводный образ жизни, большую часть времени проводя в воде. Бобры знамениты тем, что сооружают плотины на мелких речушках Живут бобры в норах, если нет возможности вырыть нору, бобр строит хатку.

Бобры активны ночью, а днём они спят в своих жилищах. Питаются бобры растительной пищей, на зиму они делают запасы и в течении всей зимы не покидают своих убежищ.

Горностай – маленький хищник, не более 40 сантиметров в длину. Но очень агрессивный и кровожадный зверёк. Он обитает в зарослях кустарника, на берегах водоёмов, в том числе и у болот. Горностай хорошо плавает и ловко лазает по деревьям.


Горностай охотится на мелких грызунов, но способен убить и добычу крупней его, например белку или кролика.

Зимой горностаи меняют окрас своей шерсти на белый, чтобы иметь больше шансов оставаться незамеченными во время охоты.


Горностай зимой.

Соболь – хищник, по форме похожий на горностая, но крупней. Основное место обитания соболя – хвойная тайга.


Соболь на ветке.

Соболь в основном охотится на мелких грызунов, но может нападать на белок и зайцев. Также он охотится на небольших птиц, таких как глухарь или рябчик.

Мех соболя очень ценен, что привело к его массовому истреблению.

Птицы России

Как писалось выше, в России можно встретить более 700 видов птиц.

Снегирь – птицы размером чуть больше воробья, самцы которых окрашены в ярко красный цвет. Самки снегирей совсем не яркий окрас.

Снегирь зимой
Снегирь в мае

Рацион снегирей состоит в основном из семян и почек деревьев и кустарников, особенно любят снегири рябину и черемуху. Также снегири могут есть насекомых небольших размеров, в основном у них получается поймать пауков.


Зимой снегири никуда не улетают, а зимуют в России. Если зима очень холодная и корма мало, то много снегирей гибнет. При благоприятных условиях снегирь может прожить до 15 лет.

Синица – птица размером с воробья. Отличается жёлтой грудкой и синим отливом на спине.


В тёплое время года синицы предпочитают питаться насекомыми, в это время они самые настоящие хищники. Но зимой они вынуждены перейти на растительную пищу.

Синицы на подсолнухе

С наступлением холодов синицы переселяются в города, так как тут им легче найти корм. Весной они опять улетают в леса.

Дятел – знаменит тем, что долбит клювом деревья в поисках насекомых и их личинок. Стук от его "работы" слышен на сотню метров.


Как и у синиц, у дятлов рацион зависит от времени года. В тёплое время года они поедают больше насекомых, хотя могу разрушать гнёзда мелких птиц, поедая яйца и птенцов. Зимой дятлы переходят на растительный корм.


На фото виден язык дятла.

Дятлы вместо гнёзд на ветках выдалбливают дупла в деревьях с мягкой древесиной (ольха или лиственница например). Эту работу делает в основном самец и она занимает примерно две недели.

Продолжительность жизни дятла очень редко превышает девять лет.


Длина тела взрослой кукушки составляет чуть более 30 см при массе 190 грамм, максимальный размах крыльев кукушки достигает 65 сантиметров.


Кукушка с добычей.

Кукушки являются перелётными птицами и на зиму они мигрируют в Африку и в тропические широты Азии.


Птенец кукушки в гнезде лесного конька.

Рыбы России

В водоёмах России более 350 видов пресноводных рыб. Рассмотрим некоторые из них.

Сом – самый настоящий хищник, а не падальщик, как принято считать. Одна из самых крупных пресноводных рыб России, которая распространена во многих водоёмах.


Сом может охотится не только на рыб и раков. Также он может нападать на птиц, вот например видео о том, как сом охотится на голубей .

Сом в реке Днепр.

Обычно сомы достигают массы 20 килограмм при длине 1,5 метра. Но при благоприятных условиях могут сомы вырасти до размеров настоящих гигантов и весить 400 килограмм при длине до пяти метров. Это просто чудовищная рыба!

Щука – хищная пресноводная рыба, героиня народных сказок.


Обычно щука вырастает до одного метра длиной и весит не более 10 кг, но некоторые особи достигают веса до 35 кг.

Щуки охотятся из засады. Они могут очень долго прятаться в зарослях, выжидая добычу. Потом молниеносным выпадом хватают жертву своими мощными челюстями. Шансов освободиться у рыбы, попавшей в пасть щуки нет, так как зубы щуки растут по направлению внутрь челюсти.

Судак

Судак – ещё одна хищная пресноводная рыба, широко распространённая в Европейской части России. Обитает только в проточных водоёмах, вода которых богата кислородом.


Судак способен вырасти до 120-130 сантиметров, при этом его вес может доходить до 18 кг.

Судак – это очень агрессивный хищник, но диаметр его глотки небольшой, поэтому он не нападает на крупных рыб, как это делает сом и щука. Его добыча: уклейки, мелкие ерши и так далее.

Белуга – самая большая пресноводная рыба, может вырастать в длину более четырёх метров, при этом весить более чем полторы тонны.


Большую часть жизни белуги живут в водах Азовского, Черного и Каспийского морей. В реки белуги поднимаются только в период размножения.

Белуги ведут одиночный образ жизни. На зиму они впадают в спячку, перед этим их тело покрывается толстым слоем слизи, которое выполняет функцию тёплой одежды.

Основная пища белуг – мелкие рыбы, такие как бычки и разнообразные карповые, сельдь и другие похожие рыбы.

Карась – очень осторожная рыба. Караси практически всеядны и прекрасно выживают в самых сложных условиях.


На территории России обитают два вида карася: золотой и серебристый.

Речной рак

Речной рак – водяное животное, достигающее длиной 30 сантиметров. Хотя обычно раки гораздо мельче, чаще всего их размер равен 15 сантиметров.


Рак имеет мощные клешни, а снаружи он защищён панцирем.


Раки – ночные хищники. Днём они прячутся в своих убежищах, это может быть нора или укромное логово в корнях прибрежного дерева. Ночью же они кормятся. Основа рациона рака – растительная пища, из животной пищи они могут добыть моллюсков, червей, также не брезгуют падалью.

Арктические животные России

Белый медведь – властелин северных широт России.


Основная добыча белых медведей – это различные виды тюленей, такие как морские зайцы и нерпы.

Имея огромную массу, белый медведь не имеет природных врагов. По массе ему не уступают только моржи, и белые медведи стараются обходить их стороной.


Белый медведь и моржи.

Практически всю свою жизнь белые медведи проводят на дрейфующих льдинах. Только беременные самки выходят на сушу, чтобы родить медвежат.

Песец – животное, похожее на лису. Обитает в арктической тундре.


Песец, фото: август 2014.

Зимой окрас песца белый. Но летом он линяет и его окрас становится бурым.


Песец летом.

Основная добыча песца летом – грызуны лемминги. Хотя песец не привередлив к еде и может употреблять в пищу более 120 видов мелких животных (включая рыб и моллюсков) и более 20 видов растений. Зимой песцам приходится туго, особенно если зима холодная.

Полярная сова – самая крупная из всех видов сов. Также эту птицу называют белой совой, из-за её окраса. Размах крыльев крупной особи может достигать 175 сантиметров.


Лето полярные совы проводят в арктические зонах, а на зимовку перелетают к зонам лиственных лесов. Основная их добыча – лемминги, это маленькие грызуны, которые обитают на севере в зоне тундры.

Полярная сова старается гнездиться вдалеке от людей.

Котеночек

Я очень люблю домашних животных. И вот наконец родители мне подарили на день рождения котенка. Он был маленьким, пушистым, черного цвета с белой крапинкой на лбу. Крапинка имела форму звездочки, потому все начали называть котенка Звездочкой. Кругленькая мордашка с черным носиком, блестящими глазенками и маленькими стоячими ушками была у моего котенка.

Какое оно было смешно! Толстенькое, на коротких ножках. Каждый раз, когда оно меня видело, подбегало, терлось о ноги, будто приглашало поиграться с ним. Котеночек имел

Веселый нрав, а потому очень быстро стало любимцем семьи.

Больше всего Звездочка любила играться с бумажной бабочкой. Котеночек весело подпрыгивал, становился на задние ножки, крутил головкой.

Я очень люблю свою Звездочку и довольный тем, что она у меня есть.

Рекс

У моей бабушки есть собака. Это большая среднеазиатская овчарка, которая имеет кличку Рекс.

У него длинная густая шерсть белого цвета. Голова большая, мордашка удлинена, суженная к носу. Глаза в Рекса темные и умные. Смотрит он на всех пристальным, внимательным взглядом. Стройные длинные ноги заросли гладкой шерстью. Хвост коротенький, а из него волнами спадает шерсть.

Рекс большой и сильный, и характер имеет хороший и спокойный. И хотя он уже взрослый, любит играться с мячиком, бегать со мной наперегонки.

Мне нравится Рекс, и я охотно с ним играюсь.

Белочка

Однажды я увидела на дереве в парке белочку. Золотисто коричневую, лишь кончик хвостика белый, будто сметаной политый. Хвост намного больший от самой белочки. Он пышен и пушист. Кавычки у нее коротки с хорошо развитыми пальчиками, крепкими и плотными.

Благодаря острым коготкам животное быстро передвигается стволами деревьев, легко цепляется за ветви. Зубы в белочки крепкие и острые. Они легко разгрызают наиболее прочные орехи. Из всех лесных обитателей белочки являются самыми живыми и непоседливыми.

Мне нравятся белочки, и я с удовлетворением наблюдаю за ними.

Воробьи

Люблю воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чирикание этих смелых и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном.

У воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие быстрые глаза серенькой задиристой птички настороженно посматривают вокруг. Они весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают из ветви на ветвь, что-то шепчутся между собой, затевают шумные драки.

Воробьи питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада. Я люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.