Народы и традиции. Города хмао, список лидеров по приросту населения Население ханты мансийского округа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по этнографии

Тема: "Народы Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты"

Ханты -- народ, относящийся к угорской группе уральской языковой семьи. Ханты и близкородственный им народ манси называют обскими уграми, в отличие от венгров -- европейских угров. В настоящее время ханты расселены в пределах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также в северных районах Томской области. Общая их численность по переписи 1989 года составила 22 283 человека. В этнографической литературе ханты принято разделять на северных (ханти или хантэ), южных (хандэ) и восточных (кантах или кантэк). К северной группе обычно относят хантыйское население, проживающее по Оби (с притоками) от Обдорска до Мало Атлымских юрт, включая в их число ханты, встречающихся на реках Северная Сосьва и Ляпин. По совокупности лингвистических и этнографических характеристик, в составе северных (или нижнеобских) ханты выделяют: обдорско-куноватскую; березовско-казымскую и атлымско-шеркальскую группы.

Этнографические материалы дают основания выделять обдорско-куноватских ханты в отдельную территориальную группу. Предположительно эта группа, отличавшаяся высокой степенью эндогамности (79% браков заключалось внутри группы), имела "племенной характер". Не случайно граница современных автономных округов, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского, в основном совпадает с рубежом, отделяющим обдорско-куноватскую от более южных групп обских угров. Административно обдорско-куноватские ханты, численность которых, по переписи 1989 года, составила 7200 человек, относятся к Приуральскому и Шурышкарскому районам Ямало-Ненецкого автономного округа. Территория их расселения включает лесотундровую и северо-таежную зоны Нижнего Приобья.

На протяжении XVII -- начала XX века обдорско-куноватские ханты проживали по Малой и Большой Оби с притоками: Лолуй, Собь, Собтые ган, Войкар, Куноват и Сьшя. В административном отношении причислялись к Обдорской и Куноватской волостям. В первоначальный период освоения Сибири они входили в состав двух княжеств: Обдорского -- с городками Пулноватвош, Войкар и Уркар, и Ляпинского, среди городков которого упоминается Куноват, располагавшихся в самой северной части обширного угорского мира. В "Книге Большому чертежу" указано, что "Обдорские грады", граничившие на юге с "Югорой", находились в устье реки Оби.

Географическое понятие "Обдория" встречается в картографических материалах XVI--XVII веков. Западноевропейские картографы того времени располагают страну Abdori или Obdora то у самого побережья Северного океана, то между Обью и Сосьвои, но всегда по соседству со страной Jugri или Jugoria. Уже в 1488 году в титуле Великого Московского князя появилось наименование "Югорский", позднее к нему добавились звания "Обдорский и Кондинский". Это может быть расценено как свидетельство того, что накануне русского освоения Сибири Югра, Обдория и Кондия представляли собой относительно самостоятельные этногеографические территории.

Происхождение ханты

Обдорско-куноватская группа северных ханты сложилась относительно недавно, приблизительно в середине 2-го тысячелетия н,э. Судя по археологическим данным и фольклорным материалам, для Северного Приобъя доминирующими были миграции с запада (из Приуралья) и юга (среднетаежного Приобья).

В фольклоре нижнеобских угров сохранилось множество легенд и преданий, отражающих формирование обдорско-куноватских ханты. Однако по фольклорным материалам трудно с уверенностью судить, кто из предков остяков первым достиг низовий Оби и откуда он прибыл. В северо-хантыйских преданиях перекликаются рассказы о людях мось и людях пор. Они то заселяли пустующие земли, то отвоевывали территории у местного народа ур ёх, то сражались друг с другом. Порой может показаться, что средневековое Северное Приобье представляло собой театр непрерывных военных действий.

Северные ханты считают, что на территории северной тайги Приобья прежде проживали самодийцы ур ёх ("лесной народ"). Их вытеснили пришедшие на эти земли предки угров -- мось ёх. Войны между мось ёх и ур ёх носили затяжной характер. В конце концов самодиицы ур ёх не сумели устоять против пришельцев и частично отступили к устью Оби, верховьям ее притоков, а частично были ассимилированы уграми. Границей самоедских и угорских территорий называется остров Конавыт. По легендам, войну с ур ёх на реке Куноват выиграли три брата: Ун Мось ху ("Большой человек Мось"), Кутоп Мось ху ("Средний человек Мось"), Ли Мось ху ("Младший человек Мось").

Северная граница военных столкновений угров и ур ёх проходила в 35 верстах от Обдорска. По записанной игуменом Иринархом легенде, остяки вытеснили самоедов к большому озеру Вангада, где развернулось решающее сражение. Выиграв битву, остяки отнесли останки побежденных самоедов к ручью Хоронэуподы. Впоследствии ненцы стали приносить здесь жертвы и, проезжая из тундры в Обдорск, оставляли на святилище оленьи черепа.Около юрт Пащерцовых между остяками и самоедами была заключена "клятва вечного мира". Со временем Обдорский городок стал политическим центром Обдорского Севера и резиденцией остяцкого княжеского рода Тайшиных.

Благодаря развитию крупностадного оленеводства в XVII веке самоеды создали новую культуру. Она в хозяйственном и военном отношении значительно превосходила культуру таежников. Обеспеченность транспортными средствами дала возможность совершать стремительные набеги на ближних и дальних соседей. Оленья упряжка с хорошей маневренностью давала огромное преимущество самоедам в ведении военных действий. Теперь уже остякам приходилось скрываться от неприятеля в лесах и болотах. Пренебрежительное отношение к побежденным самодийцам ур ёх сменилось со временем предпочтением ненецкой оленеводческой культуры -- тундровых ненцев северные ханты называют ёран ёх.

В результате военного и мирного продвижения угров владения нижнеобских самоедов в XVII веке были рассечены угорским "клином", прошедшим по Оби до ее устья. К востоку от него остались земли пянхасово (лесных ненцев), к западу -- европейских уральских ненцев. Оттесненные к верховьям рек Сыня, Войкар и Куноват, таежные самодийцы ур ёх частью откочевали на север, частью были ассимилированы уграми. Лишь небольшие группы, известные как войкарская, сыневская (иньевская), куноватская и ляпинская самоядь, до начала XIX века сохраняли свою этническую специфику.

Кроме описания передвижений, связанных с военными столкновениями с ур ёх, в фольклоре нижнеобских ханты содержатся рассказы о мирных миграциях угорского населения на север. При этом отмечается та же направленность переселений с юга и с запада. Южный поток мигрантов связывается с приплывшим во времена потопа на плотах и расселившимся по многочисленным протокам Малой и Большой Оби народом пор ёх ("люди плотов") или послан ёх ("люди проток"). Западные пришельцы с уже упомянутыми мось ёх, а также лев охаль("сосьвинский народ") и пастэр ёх ("народ пастер").

Древность легенд о народе мось оттеняется упоминаниями о потопе, от которого люди мось спасались на Уральских горах.

"Вода была везде, кроме Урала. Когда вода прибывала, на высоких склонах Урала собирались люди и животные -- медведи, волки, росомахи (священные звери, чьи шкуры и изображения хранят в домашних святынях). Целую неделю бушевала вода. Люди и животные жили вместе, и никто никого не боялся, а собирались здесь разных родов и даже народов люди. После спада воды разошлись они по разным юртам и стали жить родами".

Наряду с мось, и гораздо чаще, чем мось, в качестве героев сказаний о всемирном потопе упоминаются люди пор. У северных ханты легенды о потопе емын ик ("святая вода") включают сюжеты о спасении людей того или иного остяцкого рода от стихии и об освоении ими новых земель.

"За семь лет до начала потопа шаманам стало известно о приближающемся времени огня и воды. Шаманы били в бубны, гадая о том, как можно спастись. Люди, не умевшие плавать, стали строить плоты (пор). Только семислойный плот (габыт лаур полет пор), сделанный из семи бревен в семь слоев, покрытый семислойным пологом из кож осетра и стерляди, мог устоять против стихии. В какой-то местности выше Березова росла священная береза с семью отростками от вершины. Однажды береза упала, и из-под ее корней начала бить вода. Люди укрепляли это место, но никак не могли остановить водяного потока. Тогда люди расселись на плоты, и их понесло вниз течением Оби. Женщин и девушек на плоты не брали, их все равно вода с огнем сжирала, спасались только мужчины и "чистые" девочки. Семь дней вода кипела -- огонь и вода вместе шли. Нижние слои плотов разбивались, верхние слои пологов сносило. Вместе с огненной водой несло множество огромных ящеров и змей, которые взбирались на плоты и поедали людей. Много народу погибло -- те, кто не успел построить семислойного плота, те, кого смыло водой. Когда стихия успокоилась, люди стали высаживаться на высоких островках (пугорах). Приплывших на плотах людей называли нобтын ёх -- "приплывший народ" или пор ёх -- "люди плотов".

По традиции люди, чьи предки во время потопа остались на одной горе или осели на одном островке, считаются родственниками (род у северных ханты иносказательно называют "семь сыновей -- одно весло" или просто "одно весло имеющие люди"). Островки и возвышенности, где впервые высаживались легендарные герои, стали почитаться как родовые святилища. На развилке реки Полуй, где она делает крутой изгиб и расходится на два рукава, со спадом воды обнажается островок. По преданию, здесь остановились спасавшиеся от потопа полуйские ханты: Шеховы, Кали, Магля. ("Сова"), Тохма ("Мальчик, который кусался"), Атаман ("Разбитая чашка"). Встав на едва выступавший из воды осгровок, они крикнули семь раз "на Небо", после чего земля поднялась из воды.

Ни западные, самыми древними из которых бы ли мось ёх, ни южные мигранты не представляли собой единой волны переселенцев. Наиболее освоенным маршрутом перехода из-за Урала на Нижнюю Обь было течение рек Северная Сосьва и Ляпин. По видимому, в позднем средневековье бассейн этих рек стал "промежуточной базой" для движущихся за Урал мигрантов. Отсюда, уже отчасти освоив приобские территории, они шли далее на север вдоль Оби. На Нижней Оби известны родовые группы, причисляемые обдорско-куноватскими ханты клев охалъ -- "народу реки Сосьва" и аи лев ёх -- "Матой Сосьвы народу".

Еще одну волну миграций с запада "сосьвинского народа" представляло переселение на Нижнюю Обь легендарного народа пастэр ёх. По записанной И. Папай у обдорских ханты легенде, предки народа пастэр были выходцами из южных мест, "где берет начало Обь". Осевшая в устье Полуя, чуть выше Салехарда, северная группа народа пастэр известна среди обдорско-куноватских ханты как род пастэр ёх, проживавший в юртах с тем же названием (Пастэргорт). Часть народа пастэр, продвигаясь на север,осела, повидимому, в районе Мужей, где в составе Аспукалского городка встречается фамилия Пасторовы, и вошла в род Ас пухлын ёх -- "Обского поселка народ".

По мнению В. Чернецова, народ paster ведет свое происхождение от мансийского рода пастыр махум. Он некогда жил в селении Мункес на реке Ляпин, где находилось главное капище "семи крылатых paster". Продолжая изучение истории этого на рода, Е. Ромбандеева обнаруживает, что "потомки северных манси из деревни Мувентес" некогда пришли с верховий реки Лозьва. Отыскивая прародину легендарного народа, она сопоставляет его название с мансийским наименованием реки Печора -- Пащарас -- "Большая река Пащар". Вышеупомянутые родовые группы, по-видимому, относятся к одному миграционному потоку, получившему в северо-угорском фольклоре наименование "народа пастэр".

ханты происхождение миграция

Миграции на Нижнюю Обь лев охоль (аи лев охолъ, пастэр), вероятно, следует связывать с вытеснением сосьвинско-ляпинских ханты мигрантами манси. По предположению этнографа 3. Соколовой, еще в XVII--XVIII веках в бассейне Северной Сосьвы и Ляпина проживали ханты, о чем, по ее мнению, свидетельствует "отсутствие в прошлом браков с мансийским населением Конды, Пелыма, Лозьвы и Сосьвы", а также сходство в языке и культуре северных манси и ханты. Вероятнее всего, заселение сосьвинсколяпинекого бассейна манси про изошло уже в XVII веке. В конце XVIII -- начале XIX века наблюдается отток части угорского населения из Ляпинской и Сосьвинской волостей на север.

Почти у каждого рода нижнеобских ханты сохранились предания о приходе на их земли с юга (по Оби) народа хурун ёх. По рассказам шурышкарских ханты, в городке Лор ваш -- "Соровой городок" (Шурышкары) проживал один из остяцких князей, обладавший волшебным поясом. С его помощью шурышкарским остякам становилось известно о всех военных намерениях их соседей. К Соровому городку крепости у Белой горы хурун ёх приходили не раз.Самые северные походы хурун ёх достигали реки Охсарюгана (Аксарки). Во время перестрелки враждующих богатырей из лога близ Аксарки оторвало кусок земли. Он от выстрела улетел на противоположный край, отчего лог напоминает чашу.

По свидетельству северных ханты, хурун ёх приходили в Нижнее Приобье не только воевать, но и торговать с ними. Свои изделия: большие лодки, инструменты, берестяную посуду -- они обычно обменивали на оленьи шкуры и пушнину. В фольклорных материалах встречаются сюжеты об установлении брачных связей между обдорско-куноватскими ханты и хурун ёх. По рассказам шурышкарских ханты, Кельчи ху (Кельчин) ходил в земли хурун ёх и там женился, затем вернулся на родину. От его сына, рожденного от женщины хурун ёх, происходит одна из ветвей рода Кельчи ёх -- Хутли.

Вероятно, набеги воинственных "людей городков", описанные в преданиях нижнеобских ханты, можно сопоставить с походами в низовья Оби кодских князей. Через них собиралась с северных княжеств дань для Москвы. В фольклоре имеются указания на существование зависимости обдорских и куноватских ханты от Коды. Во всяком случае можно считать, что "люди городков" своими притязаниями на северные территории или контролем над ни ми открыли путь следовавшим за ними мирным переселенцам. Вполне возможно, что за походами кодских военных отрядов последовали новые волны южных мигрантов, пополнивших нижнеобскую группу "проточных людей", -- послан ёх.

Первые потоки угров мигранте в (мось ёх и пор ёх) в Нижнее Приобье были перекрыты последующими движениями переселенцев как с запада (лев охаль, аилев охаль, пастэр ёх), так и с юга (послан ёх, хурун ёх). Наслаиваясь один на другой, эти потоки миграций создали в Нижнем Приобье пеструю этническую картину. В состав северной группы нижне-обских хантов вошло самодийское население (ур ёх).

Сами же угры-мигранты представляли собой смешение различных по происхождению южных и западных групп.

Вероятно, начало массовых переселений угров на север из Приуралья и из среднетаежного Приобья было связано с христианизацией. По заключению И. Георги, миссионерская деятельность Стефания Пермского побудила в конце XIV века "большую половину пермяков и зырян, в Великой Перми и живших, покинуть привольные свои, на западной стороне Уральских гор, места и перейти в суровые северные, около реки Обь, страны, они теперь от кондырей не отличаются, но вместе с оными называются остяками". Новый этап миграций был обусловлен экономическим фактором -- развитием рыбопромышленности. Рост населения и поиски лучших рыболовных и охотничьих угодий приводят к движению населения в низовья Оби. О пришельцах лев охаль профессор А. Якобий писал: "Внизу Оби нередко можно найти людей (вогулов) из Ляпинской волости: приедут на лето для рыбы и остаются -- кто войдет в родство с владельцами, --женятся и живут".

Обдорско-куноватские ханты называют себя хантэт (тундровые ненцы именуют их хаби). В их составе выделяются две группы: северная, включавшая угорское население, проживавшее ниже Обдорска (условная граница приходила по рекам Собь и Собтыеган), и южная, охватывавшая территорию Куноватской волости и части Обдорской -- по Большой и Малой Оби. Обдорско-куноватские ханты южной группы, отмечая особенности говора своих северных соплеменников, называют их ненецким словом хаби или, по-хантыйски, молай ёх. В свою очередь ханты северной группы именуют южных тем же ненецким прозвищем хапы или пум хапи --"верхние хаби".

Особенно заметно ненецкое участие в культуре северной группы обдорско-куноватских ханты, к ним относилось население семи северных городков Обдорской волости (Обдорский, Вылпослинский, Воятважский, Ворважский, Воксарковский, Надымский, Полуйский). По словам представителей южной группы, их северные соплеменники резко отличаются от них "и по разговору, и по одежде", причем язык северян настолько смешан с ненецким, что его трудно понять.

В культуре южной группы обдорско-куноватских ханты, напротив, обнаруживаются явления, присущие более южным группам ханты и манси. Различия между двумя группами обдорско-куноватских хантов наблюдаются во многих областях жизни и хозяйства. В существовании, к примеру, различных типов оленеводства и циклов сезонных миграций: северная группа практикует оленеводство тундрового и лесотундрового типов, южная -- стационарного и горнотаежного. Есть отличия в распространении экзогамных традиций: северная группа находится под влиянием ненецкой дуально-фратриальной системы Харючи Вануйта, южная угорской Мось Пор.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Происхождение, образ жизни хантов, их основные занятия. Мансийская письменность и язык. Зимние и летние поселения юганских хантов. Вера обских угров, их антропологическая характеристика.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа. Образование этнических групп хантов. Традиционные занятия манси: охота, рыболовство, оленеводство. Архаичные черты хозяйства лесных ненцев.

    презентация , добавлен 24.04.2012

    Ханты-Мансийский автономный округ: поселок Самарово. Советский Север как база геологоразведчиков. Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа, главные проблемы и перспективы демографического развития. История возникновения города Пыть-Яха.

    реферат , добавлен 02.06.2012

    Особенности туристско-рекреационных ресурсов Ханты-Мансийского АО. История Ханты-Мансийского АО, географическое положение и климат. Этническая культура коренных народов Севера. Этнографический туризм. Ханты-Мансийск - столица Югры, транспорт Югры.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2012

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Ханты и манси (остяки и вогулы) - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Характеристика национальной мужской, женской и детской одежды. Основные способы украшения одежды, обуви и головных уборов. Искусство меховой мозаики.

    презентация , добавлен 21.10.2011

    Особенности символики республик Урала. История Тюменской и Свердловской областей, ненецкого и ханты-мансийского автономных округов. Герб и флаг городов Тюмени и Екатеринбурга, Нарьян-Мара, Ханты-Мансийска. История развития, культурное наследие страны.

    презентация , добавлен 06.04.2014

    Воля собрания как важная часть национальной самобытности хантов. Социальная структура хантов и манси, описанная в героических сказаниях. Патриархальный уклад семейной жизни хантов. Создание и роль ассоциаций "Спасение Югры" и "Ямал - потомкам".

    доклад , добавлен 27.01.2011

    История изучения обско-угорского фольклора. Мировоззренческий аспект культурно-хозяйственной жизни народов ханты и манси. Жизненный цикл человека в сказаниях хантов и манси. Функции устного народного творчества в духовной и материальной культуре народа.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Понятие хантов как российской народности, обитающей на территории Сибири. Особенности жизни и быта представителей данной народности, их антропологический облик. Традиционные типы промыслов и сельского хозяйства хантов. Современное состояние, перспективы.

Население Ханты-Мансийского автономного округа к началу 2003 года составит 1 миллион 449,6 тысяч человек. Такой прогноз озвучила представитель Департамента экономической политики округа Ольга Кокорина на прошедшей сегодня в Ханты-Мансийске конференции по вопросам демографии. Заявленная цифра больше данных начала 2002 года на 36,7 тысяч человек. Другими словами округ станет богаче на население небольшого городка или района. Точность прогноза можно будет проверить не раньше декабря, когда будут озвучены данные переписи населения в автономном округе. Примечательно, что оптимистичный прогноз прозвучал на фоне показателей, говорящих о сокращении населения страны. По словам представителя Министерства труда и социального развития РФ Ольги Самариной, в существующих социально-экономических условиях жителей России к 2016 году станет меньше на 9 миллионов человек.

Сегодня в Ханты-Мансийске начала свою работу научно-практическая конференция "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития".

В её работе принимают участие представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального развития РФ, Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, депутаты окружной Думы и члены Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.

Своим мнением о проблемах и перспективах демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа с участниками конференции поделился Губернатор Югры Александр Филипенко.

"За последние четыре десятилетия население автономного округа увеличилось в 12 раз. Естественно, чтобы разместить этих людей, обеспечить их необходимыми условиями для проживания надо сделать очень многое", - отметил Александр Филипенко, - "Выполняя социально-экономическую программу развития Ханты-Мансийского автономного округа, окружное Правительство исходит из того, что Югра - это место постоянного проживания людей. Мы обязаны обеспечить людям достойные уровень и качество для жизни. Только тогда можно говорить об устойчивом улучшении демографической ситуации в автономном округе".

Александр Филипенко подчеркнул, что наблюдаемая в настоящее время относительно благоприятная в сравнении с другими регионами страны демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе должна быть сохранена.

"В принципе она может быть улучшена за счёт интенсификации проводимых в округе социальных программ, прежде всего, в области здоровья и снижения смертности, особенно детской", - сказал Губернатор автономного округа, - "Этой же цели должны служить и разрабатываемые программы демографической политики, ориентированные на укрепление семьи, рост рождаемости и снижение смертности".

Участники конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" согласились, что Ханты-Мансийский автономный округ по демографическим параметрам находится в числе наиболее благополучных субъектов Федерации, поэтому опыт его специалистов особенно ценен.

Начальник управления социально-демографической политики и развития социальной защиты Министерства труда и социального развития Российской Федерации Ольга Самарина отметила, что "По прогнозам специалистов к 2016 году население России сократится по сравнению с нынешним периодом более чем на 9 миллионов человек и составит 134,8 миллиона человек. Надо понимать, что благоприятная демографическая ситуация составляет основу безопасности любого государства, а России в первую очередь.После 2008 года количество населения нетрудоспособного возраста увеличится в два раза, а численность населения, вступающего в трудоспособный возраст - в два раза уменьшится. В этой ситуации мы уже ничего не можем изменить.

Из 89 субъектов Федерации в нашей стране в 67 происходит ежегодное сокращение численности населения, в 27 регионах России число умерших людей превышает число родившихся в два раза.

Страна вступает в критическую полосу и, если не предпринимать никаких действий, то последствия могут быть просто непредсказуемыми.

Только 16 регионов России в 2001 году имели естественный прирост населения. Радует, что Ханты-Мансийский автономный округ также относится к регионам с благополучной демографической ситуацией. Это является результатом эффективности тех мер, которые здесь предпринимаются".

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1 января 2002 года составила 1423,8 тысяч человек.

Значительные расходы округа на социальные нужды определили устойчивую положительную динамику показателей рождаемости и смертности. Число родившихся в 2001 году - 16,9 тысяч человек. В расчёте на 100 человек населения естественный прирост в 2001 году составил 5,1(в 2000 году - 4,5), уровень рождаемости - 12,2 (в 2000 году - 11,3), уровень смертности 7,1 (в 2000 году - 6,8). Превышение числа родившихся над числом умерших зарегистрировано во всех городах и районах округа, за исключением Берёзовского и Кондинского районов.

По итогам научно-практической конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" будут приняты рекомендации Думе и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа.

Лидирующие позиции по добычи нефти занимают всего лишь 3 округа в нашей стране. Списки городов ХМАО, ЯНАО и Татарстана находятся в открытом доступе. Именно на эти регионы приходится более 65 % всей добычи нефти страны. И другой интересный факт, что по-прежнему в списке лидирует ХМАО, доля по добычи нефти которого - 50 %. Поэтому именно здесь высокий уровень жизни каждого человека, даже не занятого на добыче черного золота.

ХМАО

Ханты-Мансийский автономный округ - поистине самый богатый регион нашей страны, но только после Москвы. В регионе не наблюдается экономического спада даже сейчас. Все трудоспособное население имеет высокие доходы, а местные власти делают все, чтобы обеспечить высокий уровень социальной защиты нетрудоспособного населения. Вследствие этого численность жителей неуклонно растет. Происходит этого за счет естественного прироста и мигрантов.

Администрация округа поддерживает жителей, высшее образование доступно каждому, работает множество жилищных программ. В народе регион называют российским Кувейтом.

Плотность проживания в округе очень низкая, в среднем на 2,7 жителя приходится 1 кв. км. Основная часть населения проживает в городах, сосредоточенных вокруг нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий.

Состав округа

По статистическим данным 2017 года, список городов ХМАО состоит из 16 территориальных единиц. В округе лишь 2 крупных города, в эту «пару» даже не входит центр административной единицы России - Ханты-Мансийск.

1. Город Сургут с 360 тысяч человек. История населенного пункта начинается с 1594 года. Город является важным транспортным узлом всего округа, расположен на берегу реки Оби.

2. Город Нижневартовск с в 274 тысячи человек. Основано поселение в 1909 году, а статус города присвоен в 1972 году. Город расположен на берегу реки Оби и является одним из основных нефтедобывающих и перерабатывающих центров всей страны.

Нефтеюганск

Список городов ХМАО с большим количеством населения на двух вышеописанных заканчивается. Перечень городов с числом жителей от 100 до 250 тысяч лиц включает в себя только одну территориальную единицу - Нефтеюганск. Здесь проживает, по данным на 2017 год, чуть больше 126 тысяч человек.

Город практически пропитан черным золотом. Здесь в ходу шутка, что вся история города написана не кровью, а нефтью. Ранее в населенном пункте проживали только геологи. И как только в 1962 году из одной из скважин практически фонтаном пошла нефть, поселок постепенно стал трансформироваться в город, о котором знают на всей территории РФ. Средний возраст лиц, проживающих здесь, - 33 года, то есть населенный пункт совершенно молодой.

Средние по численности города

Название города

Численность населения, чел.

Ханты-Мансийск, столица

Лангепас

Радужный

Советский

Белоярский

Заключительный в списке городов - Покачи. Однако его нельзя отнести даже к среднему по размеру, так как в нем проживает всего лишь 18 тысяч человек по состоянию на 2015 год.

Когалым

Несмотря на резко континентальный климат с суровыми и продолжительными зимами, в городе неуклонно растет численность населения. В 2016 году здесь проживало чуть более 63 тысяч, а в 2017-м уже на 1 370 человек больше. Около города есть населенный пункт под названием Ортъягун с подчиненностью Когалыму, в нем проживает всего лишь 142 человека, которые преимущественно обслуживают железнодорожный объезд.

Лангепас

Это еще один из списка городов ХМАО с большой численностью населения. В нем проживают 43 тысячи человек. В городской округ больше никаких населенных пунктов не входит. На территории города наблюдается хоть и небольшой, но все же прирост жителей. К примеру, в 1980 году здесь проживало чуть больше 2 тысяч человек, в 1992 году уже 30 тысяч и так далее.

Мегион

В городе Мегионе была пробурена первая скважина Самотлорского нефтяного месторождения, поэтому именно здесь образовался город. Численность населения по состоянию на 2017 год составляет 48 283, вместе с поселком Высокий - 55 251 человек. Название города связано с рекой Мегой, которая в этом месте впадает в Обь.

Лянтор

В списке городов и поселков ХМАО числится город Лянтор, занимающий одно из самых последних мест в рейтинге округа. Он относится к Сургутскому району. Расположено поселение на реке Пиме - притоке Оби. Регион отнесен к районам Крайнего Севера. Климатические условия здесь достаточно тяжелые, средняя температура января - 22 градуса. Снежный покров сохраняется с октября по май. По состоянию на 2017 год в городе проживает 39 800 человек. С 2016 года наблюдается падение численности, в 2015 проживало 40 135 людей.

Белоярский район

Район сформирован еще в 1988 году, в нем на сегодняшний день (2017 год) проживает 29 390 человек. Плотность населения в районе очень маленькая, примерно 0,7 человека на 1 кв. км. Территориальная единица состоит из 1 города - Белоярского, и 6 сельских поселений.

Поселки имеют в среднем по 1 400 человек. Это Полноват, Казым, Сосновка, Верхнеказымский, Лыхма и Сорум.

Лидеры по приросту населения

По сей день города ХМАО и ЯНАО признаются лидерами по приросту численности жителей. Как ни прискорбно, но если брать статистику по всей России, то население медленно, но уверенно вымирает. Совершенно другие тенденции наблюдаются в этих двух регионах.

Лидером в списке является город Ханты-Мансийск. Если сравнивать нынешнее время с 1989 годом, то прирост населения составил более чем 170 %. Большая часть жителей в городе появилась в «нулевые», когда здесь была возможность не только выжить, но и даже очень хорошо зарабатывать.

В целом ЯНАО (+23 %) и ХМАО (+22 %) по приросту населения за последние 25 лет не смогли обогнать только Дагестан и Ингушетию.

Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера

Исторически сложившаяся система расселения коренных малочисленных народов Севера за последнюю четверть века претерпела значительные изменения, обусловленные, главным образом, разработкой месторождений нефти и газа. Появление новых городов и рабочих посёлков вызвало рост численности городских жителей, повысило миграционную подвижность коренных малочисленных народов Севера, которая зачастую имела вынужденный характер.

В целом по округу растёт численность городских жителей среди народов Севера. В 1979 году численность составила 4424 человек, в 1989 году – 6788 человек, в 1999 году – 11109 человек.

Демографические процессы

В пределах обширной Тобольской губернии, составной частью которой являлась нынешняя территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в конце XIX века проживало 22,5 тысячи остяков (народ ханты), 6 тысяч самоедов (ненцы) и 4,5-6 тысяч вогулов (манси).

Приполярная перепись 1926-1927 годов выявила в примерных границах округа (Берёзовский, Кондинский, Самаровский и Сургутский районы по административному делению на 1 января 1927 года) 15105 человек из числа коренных малочисленных народов Севера. С момента этой переписи можно проследить динамику численности коренных малочисленных народов Севера автономного округа до настоящего времени.

Вплоть до начала 90-х годов численность народов ханты, манси и ненцев оставалась стабильной, что обусловило на фоне быстрого роста населения автономного округа, особенно в 70-80 годы, неуклонное снижение их доли в общей численности населения округа с 41% в 20-е годы до 2% в настоящее время.

Основные изменения в численности коренных малочисленных народов Севера за этот период времени были связаны с урбанизацией территории автономного округа, которая вольно или невольно способствовала увеличению числа горожан среди коренных малочисленных народов Севера за счёт миграции сельских жителей в города и рабочие посёлки. Вследствие этого шел процесс постепенного сокращения абсолютного числа и удельного веса сельского национального населения, доля которого в Югре уменьшилась с 97% в 1939 году до 65% в 1989 году. Если брать в разрезе отдельных национальностей, то самыми урбанизированными являются манси – 41% их представителей проживал в городских поселениях (1989 год), доля горожан среди ханты и ненцев – 31%.

В процессе разработки природных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и связанного с этим появления и быстрого роста новых городов и рабочих посёлков, большую миграционную активность проявляло женское население (в силу его более высокого, чем у мужчин образовательного уровня, возможностью найти приемлемую работу и устроить свою судьбу), изменилось соотношение полов как в местах традиционного проживания коренного населения, так и в городских поселениях.

В городах округа в наиболее активном трудовом возрасте (16-39 лет) в настоящее время доля женщин составляет 60 и выше процентов от общего числа проживающих здесь представителей коренных малочисленных народов Севера. И даже при такой диспропорции полов значительная часть мужчин остается холостыми.

В связи с тем, что возможности создания новых городов и рабочих посёлков в округе исчерпаны, увеличение численности горожан среди населения из числа коренных малочисленных народов Севера будет идти естественным путем за счёт их переезда из сельской местности на учёбу или работу, и темпы урбанизации коренных малочисленных народов Севера снизятся. В целом этот процесс не нуждается в регуляции – ускорении или торможении. Эволюционное его развитие позволит наиболее подготовленным представителям коренных малочисленных народов Севера Югры безболезненно адаптироваться к изменившимся условиям.

Негативным моментом данного процесса является то, что урбанизация увеличивает метизацию населения из числа коренных малочисленных народов Севера за счёт роста числа этнически смешанных браков.

Долгие годы действовала установка об укрупнении сельских населённых пунктов за счёт перевода коренных малочисленных народов Севера из так называемых «неперспективных» национальных деревень. С 1964 года по настоящее время количество сельских населённых пунктов в округе уменьшилось с 314 до 173, или в 1,7 раза, что оказало отрицательное влияние на развитие традиционных отраслей хозяйства и занятость коренных малочисленных народов Севера.

В настоящее время в посёлках, где совместно проживает население из числа коренных малочисленных народов Севера и пришлое население, удельный вес смешанных семей составляет до половины и выше от общего числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в таких населённых пунктах.

Этот процесс охватил всю территорию проживания коренных малочисленных народов Севера, различия наблюдаются только в его интенсивности. В настоящее время этнически чистыми остаются только семьи, ведущие традиционный образ жизни в границах территорий традиционного природопользования.

В связи с увеличением контактов с другими народами нашей страны, ростом культурного и образовательного уровня подрастающего поколения, ассимиляционные процессы имеют тенденцию к расширению. На снижение количества таких браков могут оказать влияние изменения в законодательстве, обеспечивающего переход от общего оказания мер государственной поддержки по национальному признаку к оказанию мер государственной поддержки в соответствии с социальным статусом и отношению к субъектам права традиционного природопользования. Если рассматривать этнически смешанные браки по полу того или иного супруга, то следует отметить, что в таких семьях на долю женщин из числа коренных малочисленных народов Севера приходится более 2/3 от всех заключенных браков.

Это связано с тем, что в населённых пунктах, где представители коренных малочисленных народов Севера проживают совместно с другими национальностями, женщины из числа коренных малочисленных народов Севера предпочитают выходить замуж за представителей пришлого населения. Этому способствует преобладание мужского населения молодых возрастов среди пришлого, что было характерно в период интенсивного освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Рост числа этнически смешанных браков создаёт прецедент увеличения числа одиночек-мужчин из числа коренных малочисленных народов Севера, главным образом, среди проживающих в сельской местности.

У детей, выросших в этнически смешанных семьях коренных малочисленных народов Севера, национальность в последние годы определяют, как правило, по одному из родителей относящегося к коренным малочисленным народам Севера, исключение составляют совместные браки с коми, где бывает и обратная картина.

Наиболее значительные изменения в численности коренных малочисленных народов Севера округа произошли в первой половине 1990-х годов – тогда наблюдался быстрый рост их численности.

Увеличение численности коренных малочисленных народов Севера по районам автономного округа в этот период было вызвано, главным образом, искусственными причинами, так как оно шло в результате смены национальности, в связи с оказываемыми мерами государственной поддержки со стороны государственных органов исполнительной власти, которые продолжают получать представители коренных малочисленных народов Севера.

Самая высокая доля и абсолютное число лиц, поменявших прежнюю национальность, приходится на Кондинский район. Для этого района характерны наибольший удельный вес этнически смешанных семей и уровень метизации населения по сравнению с другими муниципальными образованиями автономного округа.

Необходимо подчеркнуть двоякую роль этнически смешанных браков, которые, с одной стороны, приводили к размыву национальной общности, с другой стороны, молодое поколение, которое отожествляло себя с коренным этносом, способствовало росту национального самосознания. Многие представители национальной интеллигенции являются выходцами из этнически смешанных семей.

Динамика численности коренных малочисленных народов Севера
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Развитие здравоохранения, позитивные социальные изменения проявляются в увеличении численности населения. В настоящее время демографические показатели коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Югре, имеют устойчивую положительную динамику.

Выросла рождаемость среди коренных народов с 22,0 промилле (родившихся на 1000 населения) в 2005 году до 31,9 промилле в 2013 году, что в 3 раза выше общероссийских показателей. Показатель рождаемости среди коренного населения автономного округа имеет стойкую тенденцию к увеличению на протяжении многих лет, и в 1,5 раза превышает показатели рождаемости по округу в целом.

Снизился показатель общей смертности малочисленных народов с 10 промилле в 2005 году до 4 умерших на 1000 населения в 2013 году, что ниже общероссийского в 3 раза и чуть ниже окружного. Также можно отметить стойкую тенденцию к снижению данного показателя.

Положительный естественный прирост коренного населения за последние девять лет вырос с 11,8 человек на 1000 населения в 2005 году до 28 человек на 1000 населения в 2013 году. Эти показатели значительно выше, чем в целом по Российской Федерации и почти в 2,5 раза выше окружных показателей. Показатель младенческой смертности коренных малочисленных народов в 2005 году составил 9,2 детей, умерших до 1 года, на 1000 родившихся живыми против такового в 7,5 в 2013 году, то есть также имеет место снижение показателя младенческой смертности и он ниже общероссийского показателя (8,2).

Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет - многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.

Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.

Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)

В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.

Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов - все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.

Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тысячи рек и озер. Главные реки - Обь и Иртыш. Треть округа - это болота, а более 50% всей территории - таежные леса. Рельеф округа - это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.

На юге Ханты-Мансийский автономный округ - Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе - с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.

Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.

Основное население - это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе - Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры - 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси - всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.

Криминал. Уровень преступности - 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона - от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.

Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат - ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе - более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.

Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей - это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске - 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево - однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.

Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей - средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.

Города Ханты-Мансийского автономного округа

Из небольшого поселка, где основой экономики были колхозы, лесозаготовки и промысловая отрасль он в считанные годы превратился в индустриального гиганта не только Сибири, но и всей России. Основой экономики стала нефтедобыча, нефте и газопереработка, транспортировка нефтепродуктов. Для электроснабжения предприятий было построено две мощных ГРЭС. Находясь рядом, они образуют одну из самых мощных в мире ТЭС.

Мощь Сибири. Фото by Shed (http://fotki.yandex.ru/users/shed82/)

Сегодня Сургут - это не только огромный город-завод, с частоколом дымящих труб, нефтяными вышками и бесконечными трубопроводами, но еще и современный мегаполис с развитой инфраструктурой, множеством торгово-развлекательных комплексов, театров, выставок, школ, ВУЗов, спортивных комплексов. Здесь есть все, что есть, например, в Москве. Да вы и разницу между ними заметите, попав туда. Ну, может, пробок побольше, да воздух в Сургуте почище, хоть и ненамного. А население города - 325 511 человек.

Есть и где культурно отдохнуть, и на что посмотреть - обязательно стоит посетить Городской Драматический театр, который с успехом поставил уже более 70 спектаклей. Можно прогуляться по аллее почета авиационной техники, и своими глазами увидеть вертолеты, которые помогали нефтяникам осваивать Нижневартовск.

А если захотите отправиться за покупками или активно отдохнуть - пожалуйста! К Вашим услугам 11 торгово-развлекательных комплексов, расположенных в разных частях города.

Город с минимальной безработицей - менее одного процента.

Развивается и малое предпринимательство: например, в 2013 году было выделено более 5 миллионов рублей на субсидии, гранты для молодежного предпринимательства, семейного бизнеса, компенсации части расходов предпринимателей.

В общем, для построения карьеры этот город, пожалуй, один из лучших в России: молодой, богатый, перспективный. На рынке труда здесь вообще огромный выбор работы, так как на 1 человека приходится не менее 10 вакансий.

Кстати, и в культурном плане все в порядке - есть замечательный театр кукол «Волшебная флейта», музей, галерея, кинотеатр, несколько храмов и церквей.