Литературные места нашего города исследовательская работа. Исследовательская работа "литературные имена на карте ейска". А. С. Пушкин: Михайловское

Френкель Карина, Орехов Егор, Фролкин Роман

Литературные места в двух частях

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследование на тему « Литературные места Одинцовского района » . Выполнили: учащиеся 4 « Б » класса СОШ №17 УИОП Френкель Карина Орехов Егор Фролкин Роман Научный руководитель: Шуваева Ольга Семеновна Учитель начальных классов. Г.Одинцово 2013 год

«Мне видится мое селенье, Мое Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено.» А.С.Пушкин

Цель нашей работы вызвать интерес к родным местам и возобновить любовь к культурному наследию края; содействовать воспитанию нравственных качеств у людей; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Гипотеза Мы считаем, что каждое поколение обязано знать и хранить свое культурное наследие. Невозможно полноценное развитие личности без умения воспринимать красоту культурных творений. Объект исследования Литературные места Одинцовского района.

Задачи исследования - проанализировать влияние Одинцовской земли и ее природы на творчество великих литераторов; - научиться видеть индивидуальность таланта каждого из писателей, с творчеством которых мы познакомились; - понять взаимосвязь культурного наследия с нынешним поколением. Методы исследования 1.Изучение интернет - источников. 2. Изучение литературы. 3. Посещение исторических мест, музеев, связанных с писателями. 4. Проведение анкеты. Анализ. 5. Разработка маршрута экскурсии. 6.Выпуск путеводителей и создание литературной карты Одинцовского района. 7. Проведение экскурсии по литературным местам.

Вступление Удивительна и прекрасна судьба некоторых уголков нашей страны! Они хранят память о значительных событиях истории и культуры и, конечно, о людях, живших и творивших там. Подобными местами богато Подмосковье. Следующий слайд

Заповедные места Одинцовского района Но нам, как жителям города Одинцово, стало интересно y знать, чем славится наша Одинцовская земля. После посещения с классом таких заповедных уголков, как Большие Вяземы, Голицыно и Захарово(мест, хранивших память о А.С.Пушкине) и дома-музея Пришвина в деревне Дунино, мы задались вопросом, а кого еще из известных писателей и поэтов судьба связала с землей, на которой мы живем? И мы решили заняться исследо-ванием этой темы.

Знакомство с литературными местами Одинцовского района. Нам стало интересно, насколько люди нашего района знакомы с культурной историей родных мест, и знают ли они, живших деятелей литературы? Чтобы понять это, мы решили провести анкетирование. Мы изготовили карты Одинцовского района с помеченными названиями мест, связанными с теми или иными писателями. И предложили взрослым и детям ответить на вопрос: чем известны эти места? К своему удивлению, мы обнаружили, что 90% не знают литературных мест нашего района.

Карта Одинцовского района

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Это дало нам основание и убежденность в том, что наша работа не бесполезна и интересна. Она поможет просветить людей в этом вопросе или напомнить им о замечательных уголках нашего края, что в свою очередь, может вызвать у них интерес и даже гордость за нашу историю, культуру и Землю. Ведь оказывается, именно здешние места Одинцовского района хранят память и атмосферу самых замечательных известных и талантливых людей.

Долгое время жил на даче в Барвихе Алексей Николаевич Толстой. В 1942 году написал здесь свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Здесь же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Петр I» . Самуил Маршак после пребывания в санатории «Барвиха» оставил нам такие шуточные стихи: «В тиши барвихинского леса, По тропам ходят вкривь и вкось, Афганистанская принцесса, Поль Робсон и рогатый лось».

Голицыно Многие известные писатели в 30-е годы избрали Голицы- но местом творчества. Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведе-ния Мария Алигер, Констан-тин Паустовский, Мариэтта Шагинян, Александр Малыш-кин, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, Константин Тренев, Алек-сандр Фадеев, Александр Твардовский, Валентин Катаев. Летом 1937 г., возвратившись из эмиграции, здесь жил известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Осенью 1939 г. и зимой 1940 г. после семнадцатилетней разлуки с Родиной в Голицыне жила Марина Цветаева с сыном Георгием.

В 1934 году, по совету Максима Горького, правительство выделило земли усадьбы под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. Всё, что связано с писательским городком, было поручено курировать Литфонду СССР. За несколько лет по немецким проектам построили 50 двухэтажных деревянных дач. Первыми обитателями переделкинских дач стали Александр Серафимович, Леонид Леонов, Лев Каменев, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Борис Пильняк, Всеволод Иванов, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров.

Для того, чтобы наше исследование могло действительно содействовать культурному развитию нынешнего поколения, мы решили разработать цикл экскурсий по литературным местам Одинцовского района. Этими экскурсиями, по нашему мнению, смогут воспользоваться ученики как из нашей школы, так и дети из других школ и даже районов. Мы хотим положить начало совместному обмену результатами или продуктами исследований и творческому сотрудничеству. Первая обзорная экскурсия прошла по маршруту Большие Вяземы -Захарово-Дунино-Переделкино. Экскурсия по литературным местам.

Мы начали нашу экскурсию с одного из самых молодых на сегодня пушкинских музеев в двух подмосковных усадьбах: в сельце Захарово и в Больших Вязёмах. А расположен он недалеко от станции Голицыно по Старой Смоленской дороге. Пушкинское Захарово –это колыбель его детства, именно оно было для великого поэта путем к раннему сближению с народными обычаями и приемами. Захарово было для Пушкина – ребенка первой длительной встречей с вечно прекрасной природой, проникнутой русским духом. Это было место, где он впервые услышал народные русские песни, увидел праздничные хороводы, с увлечением играл с крестьянскими детьми. Владелица имения- бабушка по материнской линии, Мария Алексеевна Ганнибал- первая истинная воспитательница мальчика. У нее А.С. Пушкин учился русской грамоте и живому, образному русскому языку. Большие Вяземы - Захарово-колыбель А.С.Пушкина.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Люблю от бабушки московской Я толки слушать о родне…». Если бабушка рассказывала внуку о былом, то любимая няня Арина Родионовна, хранившая «немало старинных былей, небылиц» , развлекала мальчика чудесными сказками, а познакомился с ними мальчик именно в Захарово.

Ту огромную роль, которую сыграли в детских впечатлениях поэта Захарово и Вязёмы, убедительно показал сам Пушкин, включив в свои литературные произведения реалии этих мест. «Дубровский», «История села Горюхина», «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама»(прототипом которой стала сама княгиня Н.П.Голицына), «Борис Годунов» . Обо всем этом рассказывают экспозиции и выставки Музея-заповедника, который стал заметным научным и культурным центром западного Подмосковья.

Далее мы отправились в деревню Дунино, где Пришвин М.М. провел последние восемь лет своей жизни. По его собственному признанию, это были самые счастливые годы. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Именно в Дунино он жил в единении с природой, которую так чувствовал и понимал рядом с любимым человеком - женой Валерией Дмитриевной. Пришвинское Дунино

В дунинской усадьбе все как и раньше при нем, полвека назад. Все так не по-музейному, здесь тепло и уютно душе, будто принял в гости сам старый добрый хозяин, который носил внучке из леса "лисичкин" хлеб. Творчество он воспринимал всегда как путь к радости. Вставал засветло, больше всего любил предрассветные часы, считая их самыми важными в жизни человека. Где бы ни находился он - в лесу, на реке, в дороге, - в кармане его всегда были записная книжка и огрызок карандаша. А излюбленным рабочим местом - пенек.

Последней остановкой нашей экскурсии был дом-музей Корнея Ивановича Чуковского. Есть писатели, на которых огромное влияние имело место, где они проживали. А вот с Чуковским наоборот. При-сутствие самого этого человека вносило неповторимый коло-рит в эти места. Ощущение, что все и всё вертелось вокруг К.И. Чуковского. Он всегда был окружен детьми: играл с ними в разные игры около своей дачи, строил с ними различные крепости, а в лесу разжигал костер, что стано-вилось традиционным празд-ником детворы до сих пор. Плата за вход была10 шишек.

Дом-музей Чуковского К.И. в Пере-делкине настолько жи-вой, что создается ощущение, что вот-вот навстречу выйдет сам хозяин. Первое, что восхи-щает тебя - «чудо-де-рево», на котором растут настоящие башмачки. Так же Чуковским К. была построена и открыта детская библиотека, которой пользуются до сих пор.

Заключение В заключении мы хотим сказать, что разработанная нами экскурсия и явилась продуктом нашей исследовательской работы.Но мы бы не хотели останавливаться на этом и планируем продолжить исследование данной темы. Так же мы готовы предложить следующую экскурсию по домам-музеям таких деятелей литературы, как Пастернак, Евтушенко и Б.Окуджава. Ведь когда появляется желание вникнуть взором во что-то новое, всегда открываешь для себя ещё одну страницу чего-то восхитительного, поучительного и до сих пор неизведанного. Это случилось и с нами. Мы даже не могли подумать, что на Одинцовской земле и в пределах её района столько исторических и литературных мест, связанных с самыми известными и незабываемыми именами.

Эдуард Асадов «Мой друг! И вблизи, и в любой дали Запомни хорошее, звонкое слово: Есть город под небом Московской земли С лирическим именем- Одинцово. Сочинить стихи о городе Одинцово может только человек, искренне привязанный к своей малой родине, который знает эту местность вдоль и поперёк.

Одинцово, Одинцово, Подмосковный, образцовый- Город наш красою знаменит! Одинцово, Одинцово, Это ласковое слово В сердце колокольчиком звенит!!! С той поры летели, словно, птицы, Над Россией славные года. У подножья матери- столицы Новые рождались города. Как цветок, упавший с поднебесья, На дубравы, рощи и поля. Вырос Одинцово наш чудесный- Древняя Московская земля!

Мы родились в Одинцово, выросли. И нас интересует всё, что связано с родным краем. Мы считаем, что люди должны знать как можно больше о своей малой родине, думать о её будущем. Пока не знаем, как сложится наша дальнейшая жизнь, будет ли она связана с городом. Но гордимся и очень любим наш родной край, чувствуем связь с родной землёй! Но………Это уже другая страница нашего будущего исследования, другая экскурсия, которую мы обязательно создадим. До скорой встречи!

В этой презентации я расскажу о литературных местах России, т.е места связанные с детством или жизнью великих поэтов, творцов и т.д...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация: Литературные места России Выполнила: Ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина

А. С. Пушкин Царское Село (Ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село... - писал А. С. Пушкин, отдавая дань благодарной памяти месту, где он стал поэтом.

Царское Село. Лицей В 1811 году в Царском Селе, летней резиденции российских императоров, был открыт Лицей, привилегированное закрытое учреждение для детей из семей высшего сословия. Цель Лицея - «образование юношей, особенно предназначенных к важным частям службы государственной». Обучение было рассчитано на шесть лет. В программу Лицея входили русская словесность, история, иностранные языки, география, политико-нравственные и физико-математические науки, рисование, музыка, физические упражнения (фехтование, плавание, верховая езда). Воспитанники много читали, библиотека Лицея получала все издававшиеся в России журналы и газеты. Лицеисты были в курсе последних литературных новинок. Живо и эмоционально обсуждали прочитанное. Лицеистов первого выпуска объединяло то высокое чувство бескорыстной, преданной дружбы, которое поэт называл «лицейским братством». Наиболее дружен Пушкин был с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. В Лицее получил благотворное развитие талант юного поэта. Как он сам вспоминал: Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Пушкин на лицейском акте. Художник И.Репин. 1911 г Здесь Пушкин написал более 120 стихотворений, начал работу над поэмой «Руслан и Людмила».

Ф. И. Тютчев Овстуг (Жуковский район Брянской области) Овстуг - усадьба родителей Ф. И. Тютчева, Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.

Н. А. Некрасов Село Карабиха (Ярославская область) Детство и юность Николая Алексеевича Некрасова прошли на берегу Волги, в родительском имении Грешнево, в Ярославской губернии. Многие годы спустя, став известным поэтом, Некрасов неоднократно навещает ставшие для него родными места, они навсегда запечатлены в его стихотворениях.

Н. С. Лесков Город Орёл С орловщиной и самим губернским городом Орлом связано детство и юность Н. С. Лескова.

Музей Н. С. Лескова Посетители дома-музея Н. С. Лескова в Орле имеют возможность познакомиться с творческой биографией писателя, миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека. В экспозиции музея представлены рукописи писателя, прижизненные издания его произведений, многочисленные фотографии, запечатлевшие различные этапы жизни писателя, его окружение, книги из личной библиотеки Н. С. Лескова с его пометами и комментариями на полях. В 2017 году обещают отреставрировать музей Николая Лескова

А.С.Пушкин Михайловское (Псковская область) С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836гг. ...В разны годы Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я; когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; годы Промчалися, и вы во мне прияли

Литературные места, связанные с именем поэта А. С. Пушкина - могила поэта, которая находится в Святогорском монастыре; - пушкинский лицей в Царском Селе, расположенный во флигеле Екатерининского дворца. На четвертом этаже, в 14 номере жил молодой Александр Сергеевич; - памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Санкт-Петербурге на площади искусств.

Москва. Государственный музей В. В. Маяковского Этот музей находится в самом центре столицы. Он был открыт по случаю 100-летнего юбилея Маяковского и представляет собой своего рода проекцию жизненного и творческого пути поэта и писателя. Это дом в четыре этажа (на последнем этаже жил сам Владимир Владимирович).

Литературные места России - объект паломничества многих почитателей таланта известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы? Особо трепетно проходят экскурсии по литературным местам России, где провели писатели и поэты детство и юность. Ведь это колыбель становления их таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в последующем творчестве. Таковы, например, родовые имения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

Царскосельский лицей

Царское село можно назвать настоящей кузницей талантов XIX века. Именно из-под крыла этого учебного заведения вышли А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие политики и деятели искусства.

Основанный в 1811 году по приказу Александра I, лицей должен был подготовить элиту будущего российского общества. За шесть лет обучения молодые люди получали прекрасное образование, равное университетскому.

Конечно, самым знаменитым учеником, которого знало Царское село, был А. С. Пушкин. Именно здесь он начинает писать стихотворения, еще подражая Жуковскому, Батюшкову и французским романтическим поэтам. И вместе с тем уже здесь открывается своеобразие будущего гения.

Период обучения связан с еще одним значимым событием в жизни поэта. Именно в это время печатается его первое небольшое произведение «К другу стихотворцу». Годы учебы выпускники всегда вспоминали с теплотой, искренне переживали за судьбу любимого заведения.

В данный момент Царскосельский лицей - действующее заведение, где можно воочию увидеть комнату поэта (он ее называл кельей), а также место учебы и выпускного экзамена, где Пушкин поразил талантом именитых преподавателей.

А. С. Пушкин: Михайловское

Хочется рассказать еще о двух местах, ассоциирующихся с гением Пушкина. Первое - Михайловское. Это родовое имение матери поэта, воздвигнутое еще его дедом Ганнибалом на Псковской земле.

Знатоки творчества Пушкина, да и просто читатели, побывав здесь, отмечают, что картины природы многих произведений как будто списаны умелой рукой художника со здешних мест. Впервые поэт знакомится с размеренной деревенской жизнью сразу после окончания лицея, в 1817 году. Пушкин сразу очаровывается красотой окружающего мира и размерностью, царящими здесь.

Даже после ненавистной ссылки Пушкин снова и снова возвращается сюда за вдохновением, ведь именно в Михайловском он особо ощущает свой поэтический дар. Последнее посещение усадьбы связано с трагическим событием - похоронами матери, а через несколько месяцев после этого на дуэли погибает и сам поэт.

Его могила находится также здесь, в Михайловском.

Болдино

Болдинская осень… Этот период жизни Пушкина ознаменован небывалым творческим подъемом, который он ощутил, пребывая в Болдино - семейном имении. Его вынужденная поездка накануне свадьбы с Натальей Гончаровой затянулась из-за разбушевавшийся в Петербурге эпидемии холеры. Вдохновленный будущей семейной жизнью, поэт находится на высшем пике вдохновения. Здесь он заканчивает «Евгения Онегина», пишет большинство «Маленьких трагедий», «Сказку о попе и работнике его Балде», а также «Повести Белкина».

Эти литературные места России необходимо обязательно посетить всем, кто преклоняется перед гением великого Пушкина.

М. Ю. Лермонтов: Пятигорск

Есть места в России, неразрывно связанные с жизнью и творчеством другого выдающегося поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова.

Прежде всего это кавказский город-курорт Пятигорск. Это место сыграло важнейшую роль в жизни поэта. Первое знакомство с Пятигорском произошло у Лермонтова еще в детстве - именно сюда его привозила бабушка для укрепления здоровья, ведь будущий поэт рос весьма болезненным ребенком. очень впечатлила Лермонтова. С детства он был одарен и в области рисования. Из-под его кисти вышло много живописных акварелей, запечатлевших горные пейзажи.

По сей день в Пятигорске действуют горячие ванны, где лечился поэт. Его наблюдения за так называемым «водяным обществом» нашли отражение в повести «Княжна Мэри».

С Кавказом связана и дальнейшая служба молодого офицера. Здесь же Лермонтов нашел свою смерть. Волей случая трагедия произошла в Пятигорске. Решив окончить службу, он в последний раз отправляется на Кавказ, арендовав вместе с дядей небольшой домик.

Здесь они задерживаются для лечения на водах. 27 июля 1841 года происходит смертельная с давним знакомым Мартыновым. Здесь же, у горы Машук, поэт и был похоронен, но через 8 месяцев его прах перевезли в фамильный склеп - там до сих пор и покоится М. Ю. Лермонтов. Россия потеряла еще одного гениального поэта.

Следует сказать, что в Пятигорске свято чтут память о поэте. Место его последнего пребывания, дом, где произошла ссора с Мартыновым, место дуэли и первоначального захоронения Лермонтова - места, которые в обязательном порядке посещают гости города.

Тарханы

Музей-заповедник «Тарханы» - еще одно место, которое неразрывно связано с М. Ю. Лермонтовым. В этой усадьбе прошло его детство. Здесь с документальной точностью воссоздан быт дворянской семьи XIX века.

Помимо барского дома, для посетителей открыты Дом ключника и Людская изба. Также посетители могут почтить память поэта в семейном склепе, где он похоронен, и в часовне.

Музей-заповедник ведет очень активную культурную жизнь: постоянно устраиваются конкурсы, фестивали, посвященные поэту. Традиционным стал Лермонтовский праздник, который проходит здесь в первые выходные июля.

Музей Н. А. Некрасова в Чудово

Многие поэты и писатели России становятся более понятными, если открываешь для себя их повседневную жизнь, а еще лучше - те условия, в которых проходило детство. Не исключение в этом плане и Н. А. Некрасов. Из школьного курса литературы нам известно, что именно детские наблюдения за нелегкой жизнью крепостных во многом определили направление творчества поэта.

Дом-музей Н. А. Некрасова - то место, где поэт отдыхал душой от городской жизни, охотился и получал вдохновение для новых произведений.

Находится он в Чудово и входит в большой комплекс одноименного заповедника. Именно здесь написан знаменитый «Чудовский цикл», 11 гениальных стихотворений. Как правило, Некрасов охотился в этих местах. Здесь же уже тяжело больной поэт заканчивает свой великий труд - поэму «Кому на Руси жить хорошо».

На данный момент дом-музей представляет собой охотничий дом, в котором, помимо комнат поэта и его жены, располагаются столовая, кабинет, комнаты для гостей. Последних, кстати, было здесь немало - многие деятели литературы приезжали сюда поохотиться вместе с Некрасовым: Салтыков-Щедрин и Плещеев, Михайловский и Успенский. Также вниманию посетителей представлено здание сельскохозяйственной школы.

Дом-музей часто проводит экспозиции и программы для посетителей различного возраста.

Музей Ф. И. Тютчева в Овстуге

Родовой дом-музей Тютчева принадлежал семье поэта задолго до его рождения: в середине XVIII века дед поэта начал строительство имения на землях, которые получил как приданое после свадьбы.

Отец поэта, получив права наследования, начинает расширять дом. Вскоре здесь вырастает шикарная усадьба в духе классицизма с барским домом, украшенным колоннами, с флигелем. Расположенный на берегу реки, он имеет свой островок с беседкой. Место это становится для Тютчева источником не только жизненных сил, но и вдохновения. Поэт, воспевающий природу во всем ее многообразии, срисовывает картины именно с этих мест - настолько запомнились они его душе.

К сожалению, усадьбе не уделяли должного внимания, и она пришла в запустение, однако идет постепенная реконструкция. Если изначально экскурсии в эти литературные места России ограничивались лишь сельской школой, то теперь они охватывают гостевой флигель, а также церковь. Также посетители могут увидеть воссозданные мельницу, беседку на острове и шикарные

Переделкино

Перечисляя литературные места России, следует упомянуть и те, которые связаны с деятельностью Это прежде всего Переделкино. Именно это место является средоточием дач всей литературной элиты ХХ века.

Идея постройки поселка, где будут отдыхать, жить и творить писатели России, принадлежала М. Горькому. Именно он выхлопотал в 1934 году этот участок земли под данные цели. За довольно короткое время были отстроены первые 50 домов. Среди их жильцов были А. Серафимович, Л. Кассиль, Б. Пастернак, И. Ильф, И. Бабель.

Строят дачи и многие послевоенные писатели: В. Катаев, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Здесь же для местной ребятни пишет свои прекрасные сказки К. Чуковский.

На территории поселка функционирует Дом творчества писателей, из действующих музеев можно отметить дома Б. Пастернака, К. Чуковского, Б. Окуджавы, Е. Евтушенко. Многие писатели и поэты нашли здесь свое последнее пристанище.

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №104»
Исследовательская работа
«Литературные места г.Омска»
Работу выполнила:
Денисова Аделаида
обучающаяся 7 «А» класса
БОУ г. Омска «СОШ № 104»
Научный руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Нигуль Виолетта Юрьевна
Омск
2017

Объект исследования – литературные
места г.Омска.
Предмет исследования – определение
и изучение литературных мест г.Омска.

Цель исследования – определить и
изучить литературные места г. Омска,
выяснить, можно ли назвать город Омск
литературным городом.
Задачи исследования:
1.Изучая научные и справочные
источники, сформулировать определение
понятия «Литературное место»;

2. Определить, какие виды литературных
мест есть в г. Омске;
3. Собрать материал о некоторых
литературных местах г. Омска и рассказать о
них;
4.Провести анкетирование среди учащихся
и педагогов нашей школы, а также среди
сотрудников Военного комиссариата по ЦАО
и САО города Омска на предмет знания
местных достопримечательностей;

5. Составить маршрут путешествия по
ряду литературных мест города;
6. Совершить обзорную экскурсию по
намеченному маршруту;
7. Составить фотоотчёт об экскурсии.

Практическая значимость:
Лекции
Обзорные экскурсии
Уроки
Виртуальные экскурсии

Цели использования работы на указанных
мероприятиях: расширить кругозор
учащихся; вызвать познавательный
интерес к изучению истории родного
края, искусства слова; формировать
уважительное отношение к истории
и культуре своей страны, города.

Методы:
А) Фотографирование;
Б) Составление маршрута по некоторым
литературным местам для их изучения;
В) Наблюдение (посещение литературных
мест по составленному маршруту);
Г) Обобщение;
Д) Анализ;
Е) Анкетирование;
Ж) Опрос.

Актуальность выбранной темы:
Для доказательства
актуальности взятой мною темы я
провела опрос в 7 и 5 классах,
а также среди коллег моей мамы и среди
учителей СОШ №104.

В результате проведённых опросов и
анкетирования я составила следующие
Представленные на нескольких слайдах
диаграммы:
Участники
опроса, которые
знали одну
достопримечател
ьность
Участники
опроса, которые
не знали ни
одной
достопримечател
ьности

7 класс
Участники опроса, которые узнали одну
достопримечательность
Участники опроса, которые не узнали ни одной
достопримечательности

Взрослые (мамины коллеги)
Участники маминого
опроса, которые
ответили на один
вопрос
Участники маминого
опроса, не
ответившие ни на
один вопрос

Взрослые (мамины коллеги)
Участники маминого опроса, ответившие на один вопрос
Участники маминого опроса, ответившие на все вопросы
86%

Ученики 5 класса (соотношение в кол-ве)
Ученники, которые знали лишь
некоторые расположения показанных
литературных мест
5
9
человек
человек
6
человек
7
Ученики, которые не знают ни одного
из представленных литературных
мест
Ученики, которые видели
представленные литературные места,
но не помнящие, кому они
установлены
человек
Ученики, которые путали названия
литературных мест, можно сказать,
не знают

Ученики 5 касса (соотношение в процентах)
Ученики, которые знали лишь
некоторые
расположения
показанных
литературных
мест
27%
Ученики, которые не знали ни
одного из представленных
литературных мест
18%
22%
33%
Ученики, которые видели
представленные
литераттурные места, но не
помнящие, в чью честь они
возведены
Ученики, которые путали
названия литературных мест,
можно сказать, не знали

Учителя (соотношение в кол-ве)
Учителя СОШ № 104,
узнавшие все литературные
места)

№1
класс: ________
Ответ: Да/Нет

___

________________________________
________________________________
№2
класс: ________
Ответ: Да/Нет
___
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
№3
класс: ________
Ответ: Да/Нет
Название: ___________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
№4
класс: ________
Ответ: Да/Нет
Название: ___________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________

Имя _______________________
Класс ______________________
1. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________
2. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________
3. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________
4. Да/ Нет (подчеркнуть)
Название __________________

Проанализировав результаты опросов и
анкет, мы пришли к выводу, что многие (и
дети, и взрослые) достаточно плохо знают
город (его памятные места,
достопримечательности), в котором живут,
а некоторые вообще не имеют
представления о том, что где и почему
находится и с чьими именами связано.

Часть опрашиваемых узнавала
изображенное на фотографиях,
вспоминала, где находится, но не
могла ответить, кому памятник или
с именем какого известного
человека связана
достопримечательность.
Из этого следует, что тема моего
учебного исследования весьма
актуальна.

«Литературное место города Омска» место, которое связано с историей
литературной, культурной жизни города
Омска или с именем литературного
деятеля, оставившего след в истории
города Омска.

1.Здания, на которых установлены
мемориальные доски;
2.Учреждения, в которых, хотя бы некоторое
время, пребывали известные писатели,
поэты и др. литературные деятели (например,
лечились, жили, учились);
3.Памятники;
4.Скульптуры;
5.Улицы, названные именами литературных
деятелей;
6.Скверы с мемориальными табличками,
памятниками, бюстами.

Наш с мамой маршрут изучения литературных мест города:

Первая остановка:
Аллея литераторов.(на данный момент
17 мемориальных камней) Расположенная
на бульваре Мартынова(от ул. Жукова
до СКК им.Блинова)

«Капитану воздушных фрегатов
Леониду Мартынову от омичей»
(август 2001) :

Антону Сорокину (август 2004):

Тимофею Белозерову (август 2005):

Роберту Рождественскому (август 2007):

Поэтам фронтовикам, погибшим на
фронтах Великой Отечественной войны:
Георгию Суворову, Борису Богаткову,
Иосифу Левертовскому, Николаю
Копыльцову, Сергею и Владимиру
Добронравовым (май 2010):

Феактисту Березовскому (август 2012):

Вторая остановка:
Ул. Красных Зорь, 30, где родился и жил
Мартынов Л. (1905-1980 гг.)

Третья остановка:
Ул.Гусарова, 4. Военный госпиталь, где
в арестантских палатах в 1850-1854
годах лечился Ф.М.Достоевский тогда
каторжник Омского острога.

А это стела на территории госпиталя

Четвёртая остановка:
Ул. Красный Путь, 11. Государственная
научная библиотека им. Пушкина А.С.

А так выглядела Библиотека им. Пушкина
А.С. в 1983 году. И находилась она напротив
Музыкального театра:

Пятая остановка:
Ул.Спартаковская. Тарские ворота - ворота,
через которые Ф.М.Достоевский, будучи
арестантом, въехал на дорогу, ведущую
к Омскому острогу.

Сквер около Драматического тетра.
Памятник Достоевскому Ф.М. омского
скульптора Александра Капралова
– «Крест несущий».

Восьмая остановка:
Ул.Тарская, 2/ул.Ленина, 4. Бывшая
мужская гимназия № 19. Где
в свое время учились Р.Рождественский
и Л.Мартынов.

Девятая остановка:
Ул.Ч.Валиханова, 2, дом где жил Тимофей
Максимович Белозеров, и на котором
впоследствии была установлена
мемориальная таблица с горельефом
писателя (скульптор Федор Бугаенко).
Сейчас вокруг дома
забор, а с торцов
здания мемориальной
таблицы не видно.

Конец моего путешествия
по некоторым литературным
местам

Выводы: Цели и задачи, поставленные
мною перед работой, в рамках учебного
исследования достигнуты. Хотя, конечно
же, изучить все литературные места нашего
города пока не удалось.

И литературное достояние
Омска будет жить в наших сердцах!
И чем больше людей узнает об этом
прекрасном культурно-литературном
богатстве, тем больше надежды, что
литературные места восстановят своё
великолепие и продолжат «жить».