Презентация на тему «период застоя в ссср. Художественная культура периода «застоя Презентации по теме культура застоя в ссср

01.04.2024 Анализы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

План урока. 1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. 11 класс (профильный уровень) Автор презентации: Агалакова Е.В. учитель истории ГБОУ СОШ № 1324 (797)

1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. План урока.

Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»? Задание на урок.

Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию- «дальнейшего совершенствования развитого социализма».Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии. 1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.

В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом(А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма. 2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров

Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г.диссиденты выступили в защиту А. Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю. Орловым. В 1975 г.капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой.» За измену Родине он был расстрелян. 2.Движение диссидентов. В.Новодворская в тюрьме.

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.

Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины»-отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. 4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова.

В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремов, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры иммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицын, И.Бродский, А.Тарковский, М. Растропович, Г.Вишневская и т.д. 4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.

Советский балет ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М. Лиепой, .Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б. Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. 4.Развитие художественной культуры. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.

Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого,Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М.Криста-линская, М. Магомаев, В.Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль. 4.Развитие художественной культуры. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.

Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн.специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. 5.Система образования. Лекция в МИЭТ.

Проверочный тест 1.Концепция развитого социализма была провозглашена и обнародована: А) Н.С.Хрущевым Б) Л.И.Брежневым В) К.У.Черненко Г) Ю.В.Андроповым 2. В «искажении нашей действительности, проповеди упадничества» был обвинен писатель, автор повести «Один день Ивана Денисовича»: А) А.И. Солженицын Б) Ф.А.Абрамов В) В.П.Астафьев Г) В.М. Шукшин 3. Отстаивая собственные оценки и суждения, выступая против идеологического давления на деятелей культуры, оказался на чужбине режиссер фильмов «Сталкер», «Андрей Рублев», «Солярис» и др.: А) Э.А.Рязанов Б) А.А.Тарковский В) А.С. Михалков-Кончаловский Г) Г.Э.Климов 4. Академик, лишенный всех государственных наград и высланный в г.Горький за протест ввода советских войск в Афганистан: А) А.И.Солженицын Б) М.В.Келдыш В) П.Л.Капица Г) А.Д.Сахаров 5. Группу содействия выполнения Хельсинских соглашений в СССР, созданную в 1976 г. в Москве, возглавлял профессор: А) А.Д.Сахаров Б) С.А.Ковалев В) А.Д.Синявский Г) Ю.А.Орлов 6. Признанным лидером «магнитофонной революции» в 70-е годы был: А) И.Д.Кобзон Б) В.С.Высоцкий В) А.А.Вознесенский Г) Э.Хиль 7. В 70-е годы наибольшей популярностью у советских людей пользовался многосерийный фильм режиссера Т.М.Лизновой «Семнадцать мгновений весны» по роману писателя: А) А.И.Солженицына Б) Ю.С.Семенова В) В.В.Ерофеева Г) В.П.Аксенова 8. Концерты этого известного артиста-сатирика всегда проходили с аншлагом. Однако, подчиняясь давлению со стороны властей, в 70-е годы был вынужден прекратить включать в выступления В Москве критические миниатюры: А) М.М.Жванецкий Б) А.И.Райкин В) З.И.Высоковский Г) З.Е.Гердт


Презентация предназначена для уроков истории России в 11 классе. В презентации раскрываются следующие темы: консервация политического режима при Брежневе Л.И., курс на установление военного паритета СССР-США и его последствия для СССР, борьба с инакомыслием, диссидентское движение. Кратко говорится о политических деятелях: Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове, К.У. Черненко.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СССР в 1964 – 1984 годах

Леонид Ильич Брежнев (Годы жизни: 1906 – 1982 гг.) 1976 г. - Маршал СССР 1964 г. – Первый секретарь ЦК КПСС; 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС; 1977– 1982 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР, т.е. глава государства.

Л.И.Брежнев «На Брежнева власть свалилась как подарок судьбы. Он получил власть так плавно, как будто кто-то долго загодя примерял шапку Мономаха на разные головы и остановился именно на этой. И пришлась она ему, эта шапка, так впору, что носил он ее восемнадцать лет без всяких страхов, катаклизмов и конфликтов. И непосредственно окружавшие его люди жаждали только одного: чтобы жил этот человек вечно – так хорошо им было». Ф. Бурлацкий

Консервация политического режима

От стабильности к застою Время с 1964 по 1984 гг. в истории называют «периодом развитого или зрелого социализма» или периодом «застоя». В 1964 г. возглавляемое Л.И. Брежневым новое руководство взяло курс на стабилизацию положения в стране (консервацию политического режима). Принцип стабильности означал отказ от каких-либо нововведений в политической, экономической, идеологической и кадровой сферах. Были отменены все прежние решения, касающиеся управления экономикой (распущены совнархозы, восстановлены отраслевые министерства) .

От стабильности к застою. 1967 г. - 50 лет Октября. Выступление Брежнева: Сформулирована концепция построения в СССР «развитого социалистического общества», которая утверждала, что невозможно осуществить немедленный прыжок в коммунизм. Должно пройти время, в течение которого социализм будет развиваться на собственной основе.

От стабильности к застою Началась «ползучая реабилитация» И.В. Сталина: в 1965 г. в празднование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в докладе Брежнева была дана высокая оценка роли Сталина в разгроме фашизма. При этом замалчивалась цена победы, репрессий, огромных потерь; сворачивалась критика культа личности, соответствующие разделы были изъяты из учебников истории; прекратилась гласная реабилитация жертв политических репрессий. В 1966 г. – письмо интеллигенции (П.Капица, К. Паустовский, И. Смоктуновский, О. Ефремов, Г. Товстоногов и др.) с протестом в связи с «наметившейся частичной или косвенной реабилитацией Сталина».

От стабильности к застою Претерпела изменения и сама КПСС: Было отменено решение от 1962 г. о разделении партийных комитетов на промышленные и сельскохозяйственные, восстановлена территориально-производственная основа построения КПСС; В 1966 г. были восстановлены прежние названия руководящих органов партии, восстановлена должность Генерального секретаря ЦК КПСС; отменен принцип обязательной регулярной сменяемости (ротации) партийных руководителей всех уровней; Из политической организации она окончательно превратилась в важнейший элемент государственной структуры, при котором как декоративный элемент существовали Советы и другие представительные органы.

От стабильности к застою В новой Конституции СССР (1977 г.) , было закреплено монопольное положение КПСС – 6-я статья Конституции узаконила роль партии как руководящей и направляющей силы советского общества. С приходом Брежнева к власти правящая номенклатура обрела стабильность, которой не было при Хрущеве. Увеличились номенклатурные привилегии: госдачи, спецпайки, закрытые магазины и ателье, персональные машины, особое жилье.

Для материального обеспечения государственного аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. Анекдот того времени: Брежнев делает доклад на съезде: « А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций. Брежнев повторяет: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше!». Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?»

Все более раздувался культ личности Л.И. Брежнева. Подчеркивалась якобы его особая роль в ходе Великой Отечественной войны, хотя он был всего лишь начальником политотдела 18-й армии. За время нахождения у власти Л.И. Брежнев получил более 200 орденов и медалей, ему 4 раза присваивали звание Героя Советского Союза. Лауреат Ленинской премии по литературе (за трилогию «Малая земля», «Целина», «Возрождение») . 1976 г. - Маршал СССР. Л.И.Брежнев

Делегация трудящихся Грузии в 18-й армии. Начальник политотдела 18-й армии Л. И. Брежнев в верхнем ряду, крайний справа.

От стабильности к застою Эти меры отвечали ожиданиям партийного и государственного аппаратов, однако на развитие общества они оказали негативное воздействие: Централизация власти привела к ее бюрократизации, увеличению численности армии чиновников: за 1965 – 1985 гг. общая численность управленческого персонала приближалась к 18 млн человек, то есть на каждых 6 -7 работающих приходился 1 управленец. Началось старение кадров: в 1965-1984 гг. состав Политбюро ЦК почти не менялся. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро ЦК составил 71 год.

Геронтократия (греч.) – власть стариков (старение политической элиты) Свои посты «старцы» занимали десятилетиями, до самой смерти…

Геронтократия (греч.) – власть стариков (старение политической элиты) «Даже совсем старые руководители, очень больные не уходили на пенсию. Им было не до перемен. Дожить бы до естественного конца при власти и собственном благополучии… В годы застоя в руководстве страны прямо-таки процветал «старческий эгоизм». Академик Петровский (министр здравоохранения)

От стабильности к застою На местах, в союзных республиках, областях РСФСР при отсутствии регулярной смены лидеров стала складываться региональная элита. Региональная элита больше отражала местные, чем общесоюзные, интересы. В некоторых регионах(особенно в Средней Азии, на Кавказе, в Москве) происходило прямое сращивание целых звеньев партийного и государственного аппарата с теневой экономикой, уголовными элементами.

Система органов партийной власти

Конституция СССР - 7 октября 1977 г. Четвертый Основной Закон за годы советской власти, Третья Конституция СССР

Положения Конституции: В Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС. Провозглашались права и свободы граждан (на труд, бесплатное образование, медицинская помощь, пенсионное обеспечение). Но на самом деле эти права нарушались, либо так и остались на бумаге.

Курс на установление военного паритета СССР - США Д.Ф. Устинов – министр обороны СССР (1976 – 1984 гг.)

Середина 60-х гг. - руководство страны поставило задачу достичь военно-стратегического паритета с США. Наращивается и численность и оснащенность вооруженных сил (СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США). Доля военных расходов в ВНП (валовой национальный продукт) СССР в отдельные годы достигала 30%. С 1967 г. осуществляется установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет. Курс на установление военного паритета(равенства) СССР - США

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) - управляемая баллистическая ракета класса «поверхность-поверхность», дальностью не менее 5500 км. Ракеты этого класса, как правило, оснащаются ядерными боевыми частями и предназначены для поражения стратегически важных объектов, расположенных на больших расстояниях и на удалённых континентах.

С 1976 г. в странах Восточной Европы устанавливаются ракеты средней дальности. Развертывается мощная система ПВО (противовоздушная оборона) и ПРО (противоракетная оборона). С одной стороны, укрепляется обороноспособность страны, достигнут военно-стратегический паритет с США. С другой – содержание мощного ВПК (военно-промышленного комплекса) отрицательно сказывалось на благосостоянии населения и на экономике в целом. Курс на установление военного паритета СССР - США

Курс на установление военного паритета СССР - США В 1976 г. в на вооружение Советской Армии был принят ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер», прозванный на западе SS-20.

Борьба с инакомыслием Правозащитное движение, диссиденты

Диссидентство Усилился контроль за культурой, общественной жизнью. Всесильным органом, как и при Сталине, стал КГБ (комитет государственной безопасности) . Середина 60-х гг. - формирование движения инакомыслящих (диссидентов). 1965 г. – начало движения диссидентов. Протесты в связи с арестом писателей А.Синявского и Ю. Даниэля, которых обвинили в публикации своих произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй» за границей, и приговорили к 7 годам (А. Синявского) и 5 годам (Ю. Даниэля)лагерей.

Диссидентство Ю. Даниэль и А. Синявский в зале суда

Лидер правозащитного движения Советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 г.) В 1968 г. С помощью «самиздата» академик Сахаров опубликовал заявление «Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», в котором требовал проведения реформ, гласности, большей открытости советского общества. Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 – 1989 гг.)

Лидер правозащитного движения Писатель, общественный деятель. 1973 г. – написал «Письмо вождям Советского Союза», где предлагал отказаться от марксистской идеологии, развернуть «старое русское знамя», перенести усилия государства с «внешних задач на внутренние» и т.д. Сильнейший удар по истории и практике репрессий в СССР нанесла его книга «Архипелаг ГУЛАГ». 1974 г. – арестован и выслан в ФРГ. 1994 г. – возвращение в Россию А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008 гг.)

М. Ростропович Г. Вишневская И. Бродский А. Тарковский М. Шемякин Против диссидентов была направлена вся репрессивная и пропагандистская мощь государственной машины. Их обвиняли в уголовных преступлениях, сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в лагеря и ссылки, высылали за границу.

Юрий Владимирович Андропов (1914-1984 гг.) 1967 – 1982 гг. - возглавлял КГБ (комитет государственной безопасности) . 1982 – 1984 гг. - Генеральный секретарь ЦК КПСС. Признавал необходимость модернизации экономической и политической системы «реального социализма» при сохранении и усилении контроля КПСС и КГБ. При нем развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины, началась борьба с «нетрудовыми доходами» и т.д.

Константин Устинович Черненко (1911-1985 гг.) С 1978 г. - член Политбюро ЦК КПСС. 1984 – 1985 гг. - Генеральный секретарь ЦК КПСС. Будучи больным человеком, он оставался у власти только 13 месяцев. При нем произошел возврат к брежневским традициям правления.


Введение

1. Особенности культуры в первые годы Советской власти

2. Духовная и художественная культура периода тоталитаризма

3. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

4. Советская архитектура

5. Мода в советский период

6. Советская культура в период «оттепели» и «застоя»

Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С.В. Герасимова «Мать партизана», картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» и других.

Оценивая ущерб культурному достоянию страны, Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний захватчиков называла в числе разграбленных и разрушенных 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, Т.Г. Шевченко в Каневе. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, погибшие в Сталинграде. Разрушены были древние архитектурные памятники старинных русских городов — Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Вязьмы, Киева. Пострадали пригородные архитектурные ансамбли-дворцы Санкт-Петербурга, архитектурные монастырские комплексы Подмосковья. Невосполнимы были людские потери. Все это сказалось на развитии отечественной культуры после войны.

В 30-е годы архитектура в России претерпевает очень важные изменения: из-за специфики политрежима были снесены красивейшие храмы по всей стране, а так же памятники архитектуры. Здания строились в стиле » конструктивизм». Он широко использовался для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, лаконичное строение, вписывающееся в ансамбль Красной площади. С приходом к власти Сталина на его смену пришел стиль, получивший название «сталинский ампир». В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно — все прославляет выдающиеся достижения советского народа.

Все, что окружало людей в советский период, содержало в себе характерные особенности советской эпохи. Пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих. В интерьере использовались мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы, использование элементов барокко в декоре, опять же с обязательным изображением государственной советской символики. В этом проявляется гигантомания и склонность к богатству убранства, граничившему с безвкусицей, присутствовала некоторая наигранность. Для настоящего ампира характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм. Великолепие же сталинской неоклассики было призвано выразить силу и мощь тоталитарного государства, стремление к созданию нового культа через иконизацию символики. Наиболее известными зданиями в этом стиле являются сталинские высотки в Москве: здание МГУ, МИД и Министерства Транспорта, ансамбль ВДНХ, жилые дома.

В скульптуре преобладало создание многочисленных памятников на социалистическую тему: памятники пионерам, рабочим и т.д. Этим же отличалась и современная живопись того времени. Примечательно, что в СССР не существовало города, или даже населенного пункта в котором бы не было памятника Ленину.

Государственные здания поражали огромными размерами. Например в 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. Архитектурная и широкая пресса внимательно следила за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном отношении здание имело огромное значение — оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь прокладываемой «Аллеей Ильича», громадным проспектом, который вел к Дворцу Советов. Когда стены будущей гостиницы «Москва» уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. «Аллея Ильича» проложена не была, следы ее прокладки — нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте снесенной застройки Моховых улиц.

Еще один яркий пример архитектуры — Дворец неосуществлённый строительный проект советского правительства. Идея сооружения в столице первого в мире государства рабочих и крестьян здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась уже в 20-х годах. Работа над ним велась в 1930-е годы и в 1950-е годы. Это должно было быть грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т.п. Дворец в Москве с высотой 420 м стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. На проект дворца был проведен масштабный архитектурный конкурс. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Высшие премии на конкурсе были присуждены архитекторам: И. Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б. Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению. Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В.И. Ленина. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы «всего» 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли.

Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Скульптор предполагал сделать статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн — почти столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира — Родина-мать в Волгограде.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств. Формально от строительства Дворца советов отказались в конце 1950-х.

После прихода к власти Хрущева и постановления о «борьбе с архитектурными излишествами» в архитектуре уже небыло таких грандиозных проектов. Здания стали более скромными. Брежневская архитектура отличалась мощными призматическими строениями типа московской гостиницы «Россия», но по-провинциальному они были более бедными.

В СССР, после войны о стиле в одежде мало кто задумывался — положение в стране не позволяло никакой роскоши. Сама по себе новая одежда уже была дефицитом. Но постепенно положение граждан выровнялось. Вновь появилась потребность в эстетическом внешнем виде.

Принято считать, что стиль 1950-х был самым изящным за всю историю ХХ века. Новый силуэт песочных часов противопоставлялся четкому прямому с расширенными плечами силуэту военного времени. Он предъявлял определенные требования к фигуре, которым нужно было соответствовать: тонкая талия, покатые плечи, пышный бюст в сочетании с округлыми, женственными бедрами. Тело до требуемого стандарта буквально «лепили» из того, что было, — подкладывали вату в бюстгальтеры, утягивали талию. Эталоном красоты и стиля считались популярные в те времена актрисы: Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро. Среди молодежи таким эталоном — трендсеттером на десятилетие стали Бриджит Бардо и — в СССР после «Карнавальной ночи» — Людмила Гурченко.

Женщина в модной одежде того времени напоминала цветок — пышная юбка почти до щиколоток (под низ надевали легкую многослойную нижнюю), покачивающийся на высоких каблуках-шпильках, в обязательных нейлоновых чулках со швом.

Поразительная перемена стиля в суровое послевоенное время, когда ткани отпускались «по мерке», не больше, чем считалось нужным на скромное короткое платье «без излишеств», а чулки стоили баснословно дорого. На одну юбку «нового силуэта» требовалось от 9 до 40 метров ткани (рис.5) ! До СССР этот стиль («нью-лук») дошел только после смерти Сталина, во время хрущевской «оттепели». Как альтернатива существовал также предложенный Кристианом Диором стиль «Н» — прямая юбка в сочетании с мягким или прилегающим лифом.

«Стильные» рукава делали длиной 3/4 или 7/8 — что требовало обязательных длинных элегантных перчаток. Не менее модными были короткие нейлоновые или ажурные — в цвет туалета. Обязательной была небольшая круглая шляпка, которая зимой заменялась на «менингитку» — маленькую шапочку, прикрывавшую только затылок. Из аксессуаров присутствовали клипсы и браслеты, а также ювелирные изделия с полудрагоценными камнями — хрусталем, топазами, малахитом. Кроме того, были невероятно популярны солнечные очки — с заостренными «стрелками» углами, украшенными стразами. В СССР был очень моден мех вообще и каракуль — в частности.

У мужчин в моду вошли очень узкие брюки — дудочки, и нейлоновые рубашки. Необходимым мужским аксессуаром была шляпа.

В СССР бесспорное влияние на моду, на смелость фасонов и цветов оказали 2 крупных события: фестиваль молодежи и студентов и приезд Кристиана Диора со своими моделями для показа. Второе сильное течение 1950-х годов — различное переосмысление фольклорных мотивов — народов СССР и «дружественных». Очень сильным модным поветрием в СССР стали китайские вышитые кофточки и китайские же пуховые шарфики.

Поскольку покупать одежду в союзе было достаточно дорого, а внешний вид готовой одежды отечественного производителя не был модным. Однако после войны, во время дефицита внимания мужчин, женщины всегда радостно приветствовали все ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.50-е годы отмечены появлением фарцовки (спекуляция дорогим вещами). VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходивший в 1957 году в Москве стал колыбелью фарцовки как широкомасштабного явления. Благодаря тому, что «приоткрылся» железный занавес — иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР. Этим и воспользовались фарцовщики — преимущественно молодые люди, студенты. Услугами фарцовщиков в основном пользовались так называемые «стиляги»-советская молодёжная субкультура, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.

Наибольшее распространение фарцовка получила в Москве, Ленинграде, портовых городах и туристических центрах СССР. Концом фарцовки стало налаживание сначала челночного, а потом и нормального товарообмена республик бывшего СССР с зарубежными странами на закате перестройки в начале 90-х годов XX века.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами — всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием «Оттепель» и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием «оттепель», хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности «отцов» за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях «отцов и детей».

В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников — сталинистов.

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф. Кочетов — журналы «Октябрь», «Нева», «Литература и жизнь» и примыкавшие к ним журналы «Москва», «Наш современник» и «Молодая гвардия») и демократов (А. Твардовский — журналы «Юность»). Журналу «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицина.

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало «оттепельного» самиздата положили списки поэмы Твардовского «Теркин на том свете», написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал «Синтаксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).

Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б. Пастернака (М. Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на Западе роман «Доктор Живаго», где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Культурная политика в период «оттепели».Н. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее «автоматчиками». Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм «Девять дней одного года».

В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам», среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии в области культуры.

Время хрущевской «оттепели» прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их «скрытного подтекста» (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом «оттепель» оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов «оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

Общая характеристика советской культуры периода «застоя». Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха «застоя», которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;

нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур — официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

Следует отметить эволюцию форм этого противостояния — от резкого неприятия до установления определенного взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного «лакирования» явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы «Война и мир» и «Андрей Рублев» режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).

Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х годов отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

Острые социальные проблемы, и прежде всего советской деревни, поднимали писатели В.Г. Распутин (повести «Последний срок», «Живи и помни» и «Прощание с Матерой»}; В.А. Солоухин («Владимирские проселки»); В.П. Астафьев («Кража» и «Царь-рыба»), Ф.А. Абрамов (трилогия «Пряслины» и роман «Дом»), В.И. Белов (1″Плотницкие рассказы», роман «Кануны»), Б.А. Можаев («Мужики и бабы»). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-«деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.

Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести «Джамиля», «Прощай Гульсары», «Белый пароход», «И дольше века длится день» и др.), белоруса В. Быкова (повести «Мертвым не больно», «Круглянский мост», «Сотников» и др.), грузина Н. Думбадзе (повести «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце», роман «Белые флаги»), эстонца Я. Кросса (романы «Между тремя поветриями», «Императорский безумец»).

На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.

Теме Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные произведения композитор Г.В. Свиридов («Курские песни», «Пушкинский венок»), сюиты «Время, вперед», музыкальная иллюстрация повести А.С. Пушкина «Метель»).

70-е годы были временем подъема советского театрального искусства. Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке. На его сцене были поставлены «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Среди других коллективов выделялись театр имени Ленинского Комсомола, театр «Современник», театр им.Е. Вахтангова.

Центром музыкальной жизни оставался Академический Большой театр в Москве. Его прославили имена балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, певцов 3. Соткилавы, Вл. Атлантова, Е. Нестеренко.

В 70-е годы началась так называемая «магнитофонная революция». Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

7. Отечественная культура и «перестройка»

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе «перестройки» (1985 — 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит «советской культуры», искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и «социалистического плюрализма» мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для «перестройки» характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение «деформаций социализма», которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали «шестидесятники».

80-е годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ («Плаха» Ч. Айтматова, фильм «Покаяние» Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались полочные (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров — «старые новые» пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов — является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова, Э. Лимонова, В. Аксенова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Заключение

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете.0 ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 19 17 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие, /Кондаков И.В. — М., 1997. 65 с.


Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; обобщить социально-экономические и общественно- политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя» Задачи урока: раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать, как формировалась советская партийно-государственная номенклатура; отметить причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина по модернизации экономики СССР во второй половине 1960-х годов; проанализировать причины кризисных явлений в советской экономике в 1970-х - первой половине 1980-х годов; выявить предпосылки, способствовавшие возникновению диссидентского движения в СССР, охарактеризовать его роль в общественной жизни страны; обобщить социально-экономические и общественно- политические черты советского общества периода «развитого социализма» в 1970-х – первой половины 1980-х гг. как «эпохи застоя»


Эпоха хрущевской «оттепели» сменилась временем, которое в исторической науке характеризуется по- разному: консерватизм; стабильность; но чаще «застой» или «кризис» советского общества в конце 1960-начале 1980-х годов В 1964 году Л.И.Брежнев возглавил заговор против Н.С.Хрущева, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. В ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии Брежнев своевременно устранял всех явных и потенциальных противников, расставляя на посты преданных ему людей. К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как защитника системы. Партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии ПЕРИОД ЗАСТОЯ время замедленного развития экономики, пассивного, вялого состояния общественной жизни, мысли ПЕРИОД ЗАСТОЯ время замедленного развития экономики, пассивного, вялого состояния общественной жизни, мысли


Эпоха «развитого социализма» Максимальная политическая стабильность за годы советской власти, достигнут самый высокий в истории СССР уровень материального благосостояния населения Противоречия эпохи Заложены непосредственные предпосылки, которые привели к распаду СССР НО


Эпоха «развитого социализма» Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Цель: замена замена административных методов управления экономикой экономическими Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Цель: замена замена административных методов управления экономикой экономическими Изменения в сельском хозяйстве: развитие материальной и социальной базы села; повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты; введены надбавки к ценам на сверхплановую продукцию и гарантированная оплата труда колхозников; отменены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства Изменения в промышленности: число планируемых показателей сокращалось до минимума; деятельность предприятия должна была оцениваться не по валовым показателям произведенной продукции, а по ее реализации; укрепление хозрасчета и повышение самостоятельности предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли Изменения в сельском хозяйстве: развитие материальной и социальной базы села; повышены закупочные цены на сельскохозяйственные продукты; введены надбавки к ценам на сверхплановую продукцию и гарантированная оплата труда колхозников; отменены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства Изменения в промышленности: число планируемых показателей сокращалось до минимума; деятельность предприятия должна была оцениваться не по валовым показателям произведенной продукции, а по ее реализации; укрепление хозрасчета и повышение самостоятельности предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли А.Н.Косыгин, Председатель Совета Министров СССР


Эпоха «развитого социализма» В целом реформа дала положительный результат, но плановую экономику нельзя было совместить с отдельными чертами рыночной экономики Экономическая реформа 1965 г. (Реформа Косыгина) Пятилетками наиболее стабильного развития советской экономики были: восьмая гг. и девятая гг. Государство могло развиваться за счет продажи нефти и газа за границу, но приток «нефтедолларов» прекратился в начале 1980-х гг., так как цены на мировом рынке упали. СТРАНА ВСТУПИЛА В ПОЛОСУ ГЛУБОКОГО КРИЗИСА


Общественно-политическая жизнь Основная идея – построение «развитого социализма» Положения концепции: Однородность советского общества Возникновение новой общности – советский народ Окончательное решение национального вопроса Отсутствие внутри общества противоречий Обострение идеологической борьбы с капитализмом Перспектива построения коммунизма отодвигалась на неопределенное время Положения концепции: Однородность советского общества Возникновение новой общности – советский народ Окончательное решение национального вопроса Отсутствие внутри общества противоречий Обострение идеологической борьбы с капитализмом Перспектива построения коммунизма отодвигалась на неопределенное время Эти положения были отражены в Конституции 1977 года. В ней была закреплена роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы» Эти положения были отражены в Конституции 1977 года. В ней была закреплена роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы» Какой режим был построен в СССР?




Диссидентское движение – движение несогласных с господствующей идеологией и властью Сторонники «подлинного марксизма-ленинизма» выступали за возвращение к истокам учения в оздоровления общества Сторонники христианской идеологии были за распространение христианско-демократических принципов в обществе Идеологи либерализма считали, что надо строить демократическое общество западного типа Александр Исаевич Солженицын () Русский писатель, ветеран Великой Отечественной войны. В гг. – репрессирован по «политической» статье. В 1974 г. лишен гражданства и выслан из страны. В 1994 г. вернулся на Родину Андрей Дмитриевич Сахаров (гг.) Руководитель коллектива разработчиков водородной бомбы, академик АН СССР. Правозащитник, нобелевский лауреат мира (1975) Андрей Дмитриевич Сахаров (гг.) Руководитель коллектива разработчиков водородной бомбы, академик АН СССР. Правозащитник, нобелевский лауреат мира (1975) В национальных республиках – движение за права наций и народностей


Дело писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля За публикацию своих книг на Западе были обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима(соответственно на 7 и 5 лет) Дело писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля За публикацию своих книг на Западе были обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима(соответственно на 7 и 5 лет)







Основные направления: Поддержка освободившихся от колониальной зависимости стран Поддержка колониальных стран в борьбе за независимость Помощь Демократической Республике Вьетнам () Основные направления: Поддержка освободившихся от колониальной зависимости стран Поддержка колониальных стран в борьбе за независимость Помощь Демократической Республике Вьетнам () Внешняя политика Часть социалистических стран(Китай, Румыния. Югославия) все больше отдалялись от СССР


Итоги развития Афганская война истощала советскую экономику. Наступил политический и нравственный кризис. Исчезла вера в коммунистические идеалы, росла коррупция, началось недовольство в национальных республиках, в обществе нарастал пессимизм Очереди Демонстрации


Смена власти Ю.В.Андропов () К.У.Черненко () С 1967 по 1982 гг. – председатель КГБ СССР С 1982 по 1984 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС В гг. – Генеральный Секретарь ЦК КПСС



Период Застоя в СССР


Леонид Ильич Брежнев

  • Государственный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты в СССР в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году. Ветеран Великой Отечественной войны. Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года (комиссар сводного полка 4-го Украинского фронта).

Алексей Николаевич Косыгин

  • Председатель Совета министров СССР (1964-1980). Дважды Герой Социалистического Труда (1964 , 1974).
  • Восьмая пятилетка (1966-1970), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». За годы пятилетки национальный доход вырос на 186 % к 1960 г., производство предметов потребления - на 203, розничный товарооборот - на 198, фонд зарплаты - на 220

«Косыгинская реформа»

Реформа сельского хозяйства – март 1965г.

Реформа промышленности – сентябрь 1965г.

  • Уменьшение плана обязательных поставок зерна.
  • Установление твёрдого плана закупок продукции на 5 лет.
  • Повышение закупочных цен на продукцию.
  • Введение надбавок к ценам за сверхплановую про­дукцию.
  • Введение гарантированной оплаты труда колхоз­ников вместо трудодней.
  • Отмена ограничений в отношении личных под­собных хозяйств: увеличен размер приусадебного участка, разрешено держать неограниченное коли­чество скота, свободно торговать на рынке.
  • Укрепление материально-технической базы сель­ского хозяйства: за счёт финансирования началась реализация программ комплексной механизации, химизации и мелиорации почв. Вводятся в строй Большой Ставропольский, Северо – Крымский, Каракумский каналы.
  • Переход от территориального принципа управления к отраслевому: ликвидация совнархозов и восстановление министерств,
  • Совершенствование планирования: сокращение плановых показателей, оценка экономической деятельности не по валовой, а по реализованной про­дукции,
  • повышение самостоятельности предпри­ятий - внедрение элементов хозрасчёта.
  • Усиление экономического стимулирования кол­лективов (создание из части прибыли фондов эко­номического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально – культурного и бытового развития, фонд самофинансирования производства) и повышение мате­риальной заинтересованности работников.
  • Меры по усилению активности трудовых коллек­тивов.

Средства, выделяемые на развитие использовались крайне неэффективно. Строились гигантские комплексы, закупалась дорогостоящая техника, однако результатов не было. Введение заработной платы привело к развитию на деревне иждивенческих настроений.

За года восьмой пятилетки, когда реализовалась реформа, объём производства вырос в полтора раза. Построено около 1900 промышленных предприятий: Волжский автозавод в Тольятти.

Причины неудач реформ

  • Незыблемость основ экономического базиса советской системы – социалистического способа производства, основанного на командно – административной системе, директивных принципх принятия решений.
  • Отсутствие поддержки со стороны партийного руководства.
  • Снижение численности трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов.
  • Советская модель – директивная экономика исчерпала себя. исчерпала себя.
  • Приоритет идеологии над экономикой.
  • Противоречия между директивным ведомственным управлением и элементами само­стоятельности предприятий

Продовольственная программа

  • государственная программа, принятая в СССР на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС для преодоления товарного дефицита в стране. Программа принятая на период 1982-1990 гг должна была интенсифицировать производство в сфере сельского хозяйства и улучшить ситуацию с продовольственным снабжением в СССР.
  • По данным официальной статистики, цели поставленные программой по ключевым показателям были выполнены. Так были достигнуты задачи увеличить потребление: мяса и мясопродуктов в расчете на душу населения с 58 кг в 1980 году до 70 кг в 1990-м; молока и молочных продуктов - с 314 до 330 кг; яиц - с 239 до 265 шт.
  • авторитетные экономисты ставят под сомнение результаты, упоминая экономический кризис, наступивший перед распадом СССР

Байкало – Амурская магистраль(БАМ)- апреле 1974 года была объявлена всесоюзной ударной комсомольской стройкой ,

участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию

Диссиденты в СССР

  • Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготавливали и распространяли самиздат, устраивали демонстрации (например, « Митинг гласности », Демонстрация 25 августа 1968 года), пытаясь довести до общественности информацию о реальном положении дел в стране.
  • Начало широкого диссидентского движения связывают с процессом Даниэля и Синявского (1965), а также с вводом войск Варшавского договора в Чехословакию (1968).
  • От лат. dissidens - « несогласный » - граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей.
  • Особое место внутри диссидентского мира занимало правозащитное движение, которое объединило разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое.
  • С конца 1960-х смыслом деятельности или тактикой многих диссидентов, придерживавшихся разной идеологии, стала борьба за права человека в СССР - прежде всего, за право на свободу слова, свободу совести, свободу эмиграции, за освобождение политических заключённых (« узников совести »)
  • В 1978 было создано Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (СМОТ) - независимый профсоюз. В 1982 возникла « Группа за установление доверия между СССР и США ».
  • Лариса Богораз , Елена Боннэр , Натан Щаранск ий, Вадим Делоне и Наталья Горбаневск ая.

Плакат 1968 г.





Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

  • Хельсинкская декларация _ 1 августа 1975 года:
  • в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
  • в военно-политической области : согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
  • в экономической области : согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;
  • в гуманитарной области : согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Доктрина Брежнева

  • Доктрина Брежнева (англ. Brezhnev Doctrine или Доктрина ограниченного суверенитета ) - сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-х - 80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально- Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.
  • Понятие появилось после выступления Леонида Брежнева на пятом съезде Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) в 1968 году
  • Пример: события в Чехословакии 1968г.

Пражская весна

  • Операция «Дунай» - введение войск ОВД в Чехословакию , начавшийся 21 августа 1968 года.
  • В результате проведения операции «Дунай» Чехословакия осталась членом восточноевропейского социалистического блока.

Юрий Владимирович Андропов

  • Советский государственный и политический деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС (1982 - 1984), председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983 - 1984), председатель Комитета государственной безопасности СССР (1967 - 1982).

Константин Устинович Черненко

  • Генеральный секретарь ЦК КПСС с 13 февраля 1984 , Председатель Президиума Верховного Совета СССР с 11 апреля 1984 (депутат - с 1966 -го). Член ВКП(б) с 1931 года, ЦК КПСС - с 1971 года (кандидат с 1966 -го), член Политбюро ЦК КПСС с 1978 года(кандидат с 1977-го).